что нужно чтобы открыть предпринимательство
Открыть ИП самостоятельно: пошаговая инструкция
Содержание:
Зарегистрировать ИП самостоятельно совсем несложно — это может сделать любой гражданин Российской Федерации, а также иностранец с постоянной или временной регистрацией. Чтобы подготовить документы и передать их в налоговую, не нужно много времени. При подаче заявления в электронном виде даже не придётся платить госпошлину.
Для успешной регистрации важно правильно подготовить комплект документов. Это уменьшит вероятность того, что ФНС откажет в регистрации из-за ошибок. Сформировать пакет необходимых документов вы можете при помощи нашего бесплатного сервиса.
Зарегистрировать ИП с использованием нашего сервиса могут граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет (несовершеннолетние — с согласия законных представителей либо при наличии заключённого брака, решения органа опеки и попечительства или суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным), а также лица без гражданства и иностранцы, имеющие временную регистрацию или вид на жительство в РФ.
1. Что нужно сделать перед регистрацией ИП
Определиться с направлением деятельности
Прежде всего нужно выбрать один или несколько видов деятельности. Но важно определить основное направление (основной вид деятельности), поскольку это влияет на необходимость получения лицензий, разрешений, а также порядок уплаты налогов. Вид деятельности должен соответствовать классификационному коду ОКВЭД.
Законодательством предусмотрены ограничения на занятие ИП определёнными видами деятельности:
Банковской и страховой деятельностью, также нельзя создавать инвестиционный фонд;
Реализацией военной или космической техники;
Производством и торговлей алкогольной продукцией;
Иными видами деятельности, требующими спецразрешения или лицензии, получить которые предприниматель не сможет ни при каких обстоятельствах.
Выбрать способ уплаты налогов
Далее стоит выбрать подходящую систему налогообложения. По умолчанию всегда применяется ОСНО — общая система налогообложения. Существуют и спецрежимы:
УСН или упрощённая система. Отчисления в налоговую делаются с доходов или с разницы между ними и расходами. Такой режим могут выбрать не все индивидуальные предприниматели.
ПСН — патентная система. Предусматривает покупку патента на определённый вид предпринимательской деятельности. Приобрести патент можно на год или несколько месяцев. Налог в этом случае не привязан к доходам. При таком режиме не нужно вести отчётность.
ЕСХН — специальный режим для предприятий, занимающихся сельским хозяйством. Заменяет НДС, имущественный и подоходный налог.
Налог на профессиональный доход. Подойдёт тем, кто сам оказывает услуги, продаёт товары собственного производства и не планирует нанимать на работников.
В сервисе Альфа-Банка вы можете выбрать ОСНО или УСН.
2. Готовим документы для регистрации
Для регистрации ИП нужен комплект документов:
копия и оригинал общегражданского паспорта;
заполненное заявление по форме Р21001. Подписывается в присутствии инспектора в налоговой
непосредственно перед подачей или заверяется нотариально;
при наличии — ИНН (по закону не требуется, но лучше иметь при себе);
квитанция об оплате госпошлины (при подаче документов на бумажном носителе).
В заявлении указываются личные данные: ФИО, адрес постоянной регистрации, номер телефона, ИНН. Также вносятся данные о виде деятельности — код, выбранный из классификатора ОКВЭД. Форма заполняется только заглавными буквами, также важно правильно использовать сокращённые формы адресных объектов, в соответствии с единым стандартом ФИАС.
Для регистрации ИП могут дополнительно потребоваться:
уведомление о применении специального налогового режима — переходе на упрощённую систему налогообложения. Подать его можно в момент регистрации или в течение 30 дней после.
нотариально заверенная доверенность, решение суда о признании дееспособности. Необходимы, если заявление подаёт законный представитель несовершеннолетнего.
Если подача документов осуществляется через представителя по доверенности, то все документы необходимо нотариально заверить.
Для иностранных граждан, желающих открыть ИП на территории России, требуются документы, подтверждающие законность пребывания в стране.
3. Подаём документы
Подать комплект документов на регистрацию ИП можно онлайн (МФЦ, нотариус, Госуслуги) или на бумажном носителе, путём личной подачи в налоговом органе или через «Почту России» заказным письмом с описью вложения. От способа подачи документов зависит, придётся ли оплачивать пошлину в размере 800 рублей, а также будут ли меняться сроки регистрации.
Рассмотрим подробнее каждый из способов подачи документов:
Через налоговую службу по месту жительства/пребывания. При очной подаче взимается пошлина.
Если всё в порядке, через три рабочих дня вы получите документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРИП, документ о постановке на учёт в налоговом органе.
В случае некорректного оформления документов регистрирующий орган может выдать отказ в государственной регистрации. При повторной подаче документов на государственную регистрацию в течении трёх месяцев с момента отказа государственную пошлину оплачивать не нужно. Если срок в три месяца пропущен, то придется оплатить пошлину повторно.
Через МФЦ. Услугу регистрации ИП оказывают не все центры — предварительно уточните эту информацию. Срок рассмотрения составляет 3 рабочих дня. В некоторых случаях требуется дополнительное время на отправку документации в ФНС.
Недостатком такого способа является то, что через МФЦ невозможно подать уведомление о применении упрощённой системы налогообложения.
Отправить почтой либо курьером. Также вы можете собрать пакет документов, а затем отправить заказным письмом с описью вложения либо передать через курьерскую службу.
К документации нужно обязательно приложить заверенную у нотариуса копию основного паспорта, а также квитанцию об оплате госпошлины.
Передать через нотариальную контору. С помощью электронной цифровой подписи нотариус заверит комплект документов и направит их в налоговую службу. Срок рассмотрения также составляет три рабочих дня.
Минус этого способа в том, что дополнительно придётся оплачивать услуги нотариуса, стоимость которых зависит от региона и тарифов конкретного нотариуса.
Онлайн. Быстрее всего направить заявление и другие документы через интернет: на сайте ФНС, через приложение ФНС или на портале Госуслуг. Потребуется электронная цифровая подпись и подтверждённая учётная запись. Преимущества такого способа в экономии времени и отсутствии дополнительных трат на нотариуса и госпошлину, но придётся оплатить стоимость ЭЦП. Платить пошлину не нужно. Регистрация при онлайн-подаче осуществляется также за 3 рабочих дня.
4. Что делать после регистрации
Зарегистрироваться в качестве страхователя, если в компании есть наёмные сотрудники. Сделать это необходимо в течение 30 дней после получения документов из ФНС. В противном случае есть риск получить штраф (от 5000 до 10 000 рублей — размер зависит от количества дней просрочки). Встать на учёт можно и самостоятельно, чтобы уплачивать взносы за себя на случай временной нетрудоспособности, связанной с болезнью или материнством.
Получить коды статистики. Без них вы не сможете заполнить налоговую декларацию или открыть расчётный счёт. Коды вы получите по почте, а также можете найти на сайте статистического ведомства.
Открыть расчётный счёт. Это также необязательная процедура. Но стоит помнить, что ФНС установила лимит по проведению операций с наличными. Так, в рамках одного договора можно получать не более 100 000 рублей. Кроме того, расчётный счёт удобно использовать при проведении безналичных платежей и расчётов. Выберите банк, который предлагает открыть счёт бесплатно.
Подключить онлайн-кассу. Если вы планируете принимать у покупателей наличные или оплату по картам, то нужно регистрировать кассу. Кассовый аппарат передаёт фискальные данные в ФНС. Для начала работы заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД) и поставьте контрольно-кассовое оборудование на учёт в налоговой.
Оформить лицензию. Если ваша деятельность подлежит лицензированию, то понадобится лицензия. Стоимость и порядок оформления лицензионных документов можно уточнить у соответствующего виду деятельности ведомства (например, для оказания образовательных услуг — это Рособрнадзор).
Своевременно сдавать налоговую отчётность. Порядок и сроки сдачи документации определяется режимом налогообложения. Помните, что несвоевременная подача декларации грозит штрафными санкциями и начислением пеней.
Вести документооборот. Документация ИП всегда должна быть в порядке. Важно раздельно хранить налоговые, кассовые документы, договоры с поставщиками и т. д.
Уплачивать налоги и взносы в фонды. Даже если вы по какой-то причине временно не ведёте деятельность, вы всё равно обязаны платить взносы в ФОМС и ПФР, а также делать налоговые отчисления за сотрудников.
Изменить режим налогообложения. Подать заявление о переходе на ЕНВД можно в течение пяти дней после начала деятельности. На приобретение патента у ИП есть 10 дней, а для перехода на ЕСХН — 30 дней с момента регистрации.
Как открыть ИП в 2021 году — пошаговая инструкция регистрации
В 2021 году число ИП в России впервые превысило количество компаний. Всего же в стране зарегистрировано больше 4 миллион предпринимателей. Это говорит о том, что условия для малого бизнеса становятся благоприятнее, а процедура регистрации — проще. Однако у будущих предпринимателей все равно возникает много вопросов. В статье мы попытались разобраться, как открыть ИП и ответить на популярные вопросы.
Как зарегистрировать ИП — пошаговая инструкция
Оформить предпринимательство несложно. Всего нужно выполнить четыре шага:
Чтобы не запутаться с бумагами и инстанциями, каждый шаг разберем детально, в отдельном пункте со своей инструкцией, примерами и значимыми нюансами.
Что нужно для открытия ИП?
Подготовка перед регистрацией минимальна: основные документы для открытии ИП у будущих предпринимателей есть под рукой, а недостающие можно найти онлайн. То же касается оплаты и подачи заявления.
Перечень документов может варьироваться. Например, если предприниматель регистрируется через посредника, нужна доверенность. Также дополнительные документы понадобятся лицам, оформляющим ИП в возрасте от 14 до 18 лет (до наступления совершеннолетия).
Заявление на открытие ИП
Заявление подается по форме Р21001. Для резидентов РФ заявление состоит из четырех страниц, для нерезидентов — из пяти. Заполнять форму нужно внимательно, поскольку неточности, помарки и ошибки — повод для налоговиков отказать в регистрации. В заявление предприниматели вносят такие сведения:
Ознакомиться с образцом заявления на открытие ИП в 2021 году и скачать его можно ниже:
Способ регистрации
Открыть ИП можно самостоятельно, и так поступает большинство начинающих предпринимателей. Но есть и другие варианты регистрационных действий. Например, если документы в налоговую отправлять по почте или через посредника, необходима доверенность. Она оформляется у нотариуса.
Открыть ИП «под ключ» предлагают и профессиональные посредники — компании либо индивидуально практикующие юристы. Кроме подготовки заявления такие посредники проконсультирую насчет системы налогообложения, сопроводят в налоговую и к нотариусу, оформят эл. подпись и возьмут на себя прочие хлопоты.
Выбор кодов ОКВЭД
Важный этап в подготовке заявления — кодировка ОКВЭД. Она нужна, чтобы госорганы знали, чем собирается заниматься новый субъект предпринимательства. В заявлении на регистрацию ИП коды указываются согласно специальному документу — Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, из-за чего и появилось обозначение «ОКВЭД». В 2019 году начала действовать новая редакция справочника — ОКВЭД-2, поэтому при оформлении документов опираться нужно именно на нее.
Итак, в заявлении нужно указать основной и дополнительные коды деятельности. Основной — тот, по которому предприниматель планирует получать наибольший доход. Число дополнительных кодов не ограничено. Несколько примеров:
Если в дальнейшем ИП будет вести деятельность, не соответствующую ОКВЭД, его могут привлечь к административной ответственности (штрафу до 5 000 рублей).
Режим налогообложения
По умолчанию предприниматель работает на общей системе налогообложения — ОСНО. Но для старта бизнеса такой вариант уплаты налогов — не самый выгодный. Поэтому многие ИП переходят на спецрежимы:
Выбор между тем или иным режимом может быть не очевиден. Например, налог по патенту рассчитывается не из реальных, а потенциально возможных доходов. ЕНВД разрешено совмещать с другими режимами, а УСН предполагает самый простой документооборот. Как соотнести все плюсы и минусы систем — сложный вопрос. Потому начинающие предприниматели часто обращаются к консультантам, чтобы просчитать возможные выгоды и убытки от каждого из спецрежимов применительно к своему бизнесу.
Оплата госпошлины
Квитанцию об оплате государственной пошлины можно сформировать через портал налоговой службы, чтобы потом оплатить онлайн или в любом банке. Квитанцию будущий предприниматель приносит в налоговую инспекцию и предъявляет вместе с остальными бумагами.
Начиная с 2019 года госпошлина не уплачивается, если регистрировать индивидуальное предпринимательство онлайн — через госуслуги, сайт ФНС и нотариуса.
Способы подачи заявления
По умолчанию ИП открывают по месту регистрации лица. Но если прописки нет, можно подать заявления по месту пребывания. Всего же есть четыре варианта подать документы на оформление предпринимательства:
Указанные способы отличаются сроками. Например, документы, отправленные по почте, могут задержаться. А быстрее всего подача заявления происходит онлайн — за считанные минуты.
Сколько стоит открыть ИП?
Стоимость зависит от регистрационной процедуры. Если предприниматель оформляется сам, то оплатить он должен пошлину. В 2021 году госпошлина за открытие ИП составляет 800 рублей. Если документы направлялись почтой или через доверенное лицо, то не обошлось без нотариальных услуг, а это минимум 1300 рублей.
Наконец, самый дорогостоящий вариант — открыть ИП «под ключ», когда регистрацией занимается посредник. Цена в этом случае будет завить от региона и объема оказываемых услуг (например, можно ограничиться консультациями либо же полностью переложить хлопоты на юриста).
Для наглядности представим возможные расходы в виде таблицы:
1 300 рублей и выше
Работа профессиональных регистраторов
2 000 рублей и выше
Почтовые и/или курьерские расходы
Из всего списка обязательна только госпошлина. Но даже ее можно не уплачивать, если регистрироваться онлайн (об этом см. пункты выше).
Что делать после открытия ИП?
То, какие шаги предпринять после оформления ИП зависят от специфик бизнеса и того, как предприниматель планирует развивать свое дело. В числе возможных мер:
Не все действия нужно совершать сразу после регистрации. Например, к найму работников многие предприниматели если и приходят, то через несколько лет. А вот лицензию нужно получать сразу, если того требует характер продаваемых товаров или оказываемых услуг.
Причины отказа в регистрации ИП
Прежде всего, в оформлении ИП откажут нескольким категориям заявителей:
Но основную массу заявлений отклоняют по двум другим причинам — неправильно оформлены бумаги или поданы не в ту инспекцию. Например, часто будущие предприниматели допускают ошибки в своем имени, ИНН, номере и серии паспорта, неверно сокращают слова. Если так произошло, регистрацию придется начинать заново.
Популярные вопросы
Осталось неясным, как зарегистрировать ИП? Ниже в одном-двух попробуем разъяснить моменты, которые чаще других вызывают затруднения у будущих предпринимателей.
Со скольки лет можно открыть ИП?
Общее правило гласит: открыть ИП может полностью дееспособный гражданин, достигший 18 лет. Но для ведения бизнеса в законе предусмотрены исключения. В частности, с 16 лет у россиян есть право на эмансипацию — признание несовершеннолетнего дееспособным. В каких случаях это право начинает действовать:
Получается, что зарегистрировать ИП вполне реально с 16 лет. При этом в отдельных регионах вступать в брак и оформлять эмансипацию разрешают уже в 14 лет. Речь, например, о Татарстане, Тюменской, Челябинской, Московской и др. областях. Но на практике госинстанции почти наверняка откажут 14-летним: их право на ведение бизнеса пока является спорным.
Можно ли открыть ИП, если официально трудоустроен?
Да, частные лица имеют право зарегистрировать ИП и начать собственное дело, не уходя с основного места работы. При этом с работодателем они могут сотрудничать на условиях трудового контракта или договора подряда — это не имеет значения.
Исключение составляют госслужащие — чиновники, военные, сотрудники прокуратуры и органов безопасности. Они не могут одновременно служить государству и вести бизнес, поэтому в регистрации ИП получат однозначный отказ.
Сколько времени занимает открыть ИП?
Со стороны налоговой максимальный срок рассмотрения документов — до трех рабочих дней. Об этом сообщает официальный сайт ФНС с пометкой, что речь идет о предпринимателях, которые корректно подали все сведения и бумаги. К рассмотрению заявки стоит прибавить время на сбор документов и визит в налоговую. Итого открыть ИП занимает от пяти дней.
Кстати, свидетельство по итогам регистрации не выдадут. С 2017 года его заменили электронной копией, которую высылают на почту, указанную в заявлении. А вот бумажное свидетельство запрашивается отдельно. Для этого предпринимателю нужно сделать запрос в налоговую в свободной форме.
Обязан ли ИП открывать расчетный счет?
По закону свой расчетный счет — обязательное условие только для юридических лиц. Для ИП правила мягче: они могут не заводить счет, но, как показывает практика, предпочитают открыть его из-за массы удобств. Например, только расчетный счет позволяет проводить платежи через терминалы и /или онлайн. Обычный текущий счет для этого не годится: к нему нельзя подключить устройство оплаты.
Кроме того, банки не приветствуют ведение бизнеса посредством личных счетов. Отсутствие р/с наносит ущерб имиджу ИП: партнеры и клиенты с неохотой переводят деньги на счет частного лица. Гораздо лучше иметь полноценные реквизиты, которые говорят о регистрации бизнеса, его надежности.
Как узнать, зарегистрирован ли ИП?
Самый простой способ — проверить регистрацию ИП онлайн на сайте налоговой. Для этого:
Такая проверка бывает нужна самому предпринимателю, чтобы узнать, прошел ли он регистрацию (например, через несколько дней после подачи документов). Но чаще друг друга проверяют контрагенты, чтобы не втянуть себя в отношения с мошенниками.
Что нужно чтобы открыть предпринимательство
ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором каждому виду деятельности соответствует числовой код. Подавая заявление о регистрации, будущий индивидуальный предприниматель указывает в нём коды ОКВЭД и таким образом сообщает госорганам, чем будет заниматься.
По кодам ОКВЭД виды деятельности делятся на классы, подклассы, группы, подгруппы и собственно виды. Подбор конкретных кодов для бизнеса может быть непростым. Например, деятельность по организации досуга и развлечений включена в несколько разных групп классификатора – можно выбрать только одну, а можно несколько. Количество кодов ОКВЭД к выбору не ограничено, но один из них нужно указать в качестве основного. Предполагается, что именно с соответствующего вида деятельности бизнес будет получать основной доход. После регистрации ИП имеет право добавлять новые коды и убирать из списка неактуальные.
Основной код ОКВЭД влияет на страховые тарифы: чем рискованнее вид деятельности, тем больше страховые взносы за работников. Если ИП не подаст подтверждение в налоговую, а там обнаружат, что основной доход поступает по другому виду деятельности, предпринимателю установят самый высокий страховой тариф из соответствующих выбранным кодам. И вот тут коды ОКВЭД, указанные «на всякий случай», могут оказаться некстати.
Важно:
Если выбранные виды деятельности относятся к социальной сфере и особенно связаны с работой с несовершеннолетними, для регистрации ИП понадобится справка об отсутствии судимости. Запросить её лучше заранее, так как ответ готовится в течение 30 дней. Учитывайте также, что ИП не имеют права заниматься: производством и продажей алкоголя, военной и космической техники, лекарств; авиаперевозками; заграничным трудоустройством граждан; работой инвестиционных фондов и частных охранных предприятий. А некоторые виды деятельности потребуют оформления лицензии. Если ИП ведёт деятельность не по выбранным кодам ОКВЭД без уведомления (или в случае несвоевременного уведомления) налоговой, ему грозит штраф до 5 тысяч рублей. Кроме того, это может привести к потере доверия банка и ограничению операций по счёту.
Выберите систему налогообложения
ЕСХН предназначен для ИП, более 70% доходов которых поступают от сельхозпроизводства. При ЕСХН выплачивается налог в размере 6% разницы между доходами и расходами и НДС.
Заполните заявления по форме Р21001
Для того, чтобы открыть ИП, не понадобится уставный капитал и сложные учредительные документы – нужно заполнить только заявление о госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001). Скачать актуальную версию бланка можно с официального сайта Федеральной налоговой службы (ФНС).
Форма заполняется чёрными чернилами от руки или на компьютере – шрифтом Courier New с высотой 18 пунктов – и подписывается заранее только в случае подачи документов онлайн с усиленной квалифицированной электронной подписью. При личной подаче заявление подписывается в присутствии инспектора налоговой службы, при подаче через доверенное лицо – в присутствии нотариуса.
Форма Р21001 состоит из 5 листов, 3-ий лист заполняют только иностранцы и лица без гражданства. Граждане РФ ничего не пишут на 3 листе и вообще не сдают его.
Коды ОКВЭД необязательно писать полностью, но важно указать не менее 4 цифр каждого.
С 29 апреля 2018 года в заявлении необходимо указывать e-mail.
Оплатите госпошлину
При подаче заявления на регистрацию ИП в электронной форме через портал Госулуг, МФЦ или сайт ФНС госпошлину платить не нужно. В остальных случаях сумма пошлины составит 800 рублей.
Сформировать бланк квитанции можно при помощи сервиса ФНС или заполнить вручную, узнав реквизиты регистрирующего органа. Оплатить – онлайн на сайте ФНС или Госуслуг, в банке или через банкомат.
Соберите пакет документов и подайте в регистрирующий орган
Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно только по месту жительства или пребывания. А подать документы — онлайн или в бумажном виде.
Онлайн-подача
В бумажном виде
Пакет документов для регистрации ИП включает:
Полный перечень документов приводится в п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Когда будут готовы документы
Заявление рассматривается в течение 3 рабочих дней. Узнать, готовы ли документы, можно на сайте ФНС или в налоговой инспекции по месту жительства (пребывания).
С 1 января 2017 года Свидетельство о регистрации ИП не выдаётся. А с 29 апреля 2018 года вообще не выдаются бумажные оригиналы документов, подтверждающих регистрацию ИП: теперь они существуют только в электронном виде. Вместо них ИП получают лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе. Эти документы налоговая отправляет ИП на e-mail.
Если индивидуальному предпринимателю нужны бумажные копии документов, ему необходимо вместе с заявлением подать специальный дополнительный запрос. Получить их ИП сможет лично или через представителя по почте или в налоговой инспекции.
Возможные причины отказа в регистрации ИП
Налоговая откажет в регистрации ИП, если заявитель недееспособен, признан банкротом или уже зарегистрирован в качестве ИП. Бывают случаи, когда суд может наложить запрет на предпринимательство в отношении заявителя.
Ошибки при регистрации также могут послужить причиной отказа, например, если заявление по форме Р21001 заполнено неправильно, ошибочно выбран регистрирующий орган или запрещенный вид деятельности.
Получив отказ, заявитель вправе подать документы повторно.