что нужно чтобы открыть кружок по рисованию
Как открыть детскую студию?
С чего начать
Самый простой способ открыть детскую студию — купить франшизу детской студии SandLand.
Но если же Вы все-таки хотите сделать это самостоятельно — предлагаем Вам пошаговую инструкцию от эксперта компании SandLand Татьяны Кожухарь.
Бизнес на детях в последнее время становится всё более популярным. Причин этому несколько — во-первых, тренд на раннее развитие детей захватывает умы всё большего числа родителей. Почти с самого рождения малыша мамы и папы задумываются о том, как развить творческие способности своего чада, как сделать его умнее и образованнее, как способствовать полноценному и многостороннему развитию личности.
Особенно остро этот вопрос встаёт для родителей детей в возрасте от 3 до 5 лет. Именно в этом возрасте любой родитель пытается вложить в развитие ребёнка максимум, записывая его в различные спортивные секции и творческие кружки, школы танцев, музыки и т.д. Если ещё несколько лет назад количество предложений провести детский досуг с пользой было ограниченно секциями и кружками городских центров детского творчества, а также специализированными художественными, музыкальными и хореографическими школами, то сегодня ситуация меняется в корне.
Сейчас индустрия детского досуга и раннего развития представлена частными детскими студиями, которые предлагают более конкурентные услуги по сравнению с муниципальными учреждениями. Более того, сам подход к детям, их развитию и образованию кардинально отличается от привычного подхода «советской» школы. В подобных детских студиях не ставят целью сделать из ребёнка Чайковского или Майю Плисецкую любыми способами, даже вопреки желанию и возможностям самого ребёнка. Детские студии применяют более лояльный и гибкий подход, обучают играючи, развивают творческие способности без оценок и принуждения, заботясь в первую очередь о моральном и психологическом состоянии детей.
Другая причина популярности бизнеса на детях в том, что сфера детских услуг довольно богата на бизнес-идеи, которые можно воплотить с помощью минимальных инвестиций и огромного желания работать на себя и развивать свой бизнес. Естественно, на первоначальном этапе детской студии придётся посвящать много времени и сил. Но в то же время детская студия как бизнес может сочетать в себе как прибыль, так и удовлетворение, и удовольствие от деятельности.
Сама бизнес-идея детской студии, как, прочем и большинство бизнес-идей, связанных с детьми, прежде всего привлекает женщин, в особенности молодых и активных мам, которые после рождения детей полностью переосмысливают свою жизнь. Именно поэтому среди владельцев детской студии большинство — женщины. Именно они после рождения ребёнка сами сталкиваются с потребностями и проблемами, за решение которых они и сами были бы не прочь заплатить. Но не найдя подходящего по определённым критериям (комфорта, расположения, уровня обслуживания, направления или ценовой политики) варианта, решаются на открытие собственного бизнеса.
О том, что предстоит сделать, чтобы открыть собственную детскую студию, как шаг за шагом запустить бизнес на детях и начать зарабатывать и развиваться, читайте далее.
Открываем свою школу рисования
Каждый из нас в свое время ходил на уроки рисования, кто-то в детстве ходил в изостудии. Но вот детство прошло, мы выросли, а желание научиться рисовать приходит в голову многим. Сейчас создается много различных студий по обучению взрослых рисованию, очень популярны уроки в интернете. В настоящий момент это направление бизнеса очень популярно. Наверное, это от того, что людям надоедает рутинная жизнь “работа-дом”, им хочется какого-то творчества, новых общений. Наука также доказывает благотворное воздействие рисования на нервную систему, у рисующего человека лучше начинает работать мозг.
В этой статье пойдет речь об открытии бизнеса по рисованию акварелью, пастелью для взрослых. Почему для взрослых – потому, что в детстве вас водили в изостудии родители, сейчас, став взрослым мы принимаем для себя эти решения уже осознанно. Многие скажут, что этот рынок услуг по рисованию насыщен и будут не правы. Рынок этот развивается, многие студии работают в ноль, а некоторые зарабатывают неплохие деньги. Все зависит от того, как вы творчески подойдете к этому непростому бизнесу. Многие из тех, кто оканчивает эти курсы, продолжают заниматься рисованием уже на профессиональной основе. А именно, рисуют акварелью и пастелью на продажу, а это уже самый настоящий домашний бизнес; некоторые сами становятся преподавателями.
Открывают этот бизнес в основном люди с профильным образованием или он вырастает из хобби человека, который не мыслит жизни без живописи. Самое главное в этом бизнесе – это хорошие преподаватели и правильно составленный план занятий. Лучше строить занятия определенными курсами по 8-10 занятий и эти курсы уже делать разноплановыми и по сложности и по наполненности различными направлениями. У курса должно быть начало и конец, четко поставленные цели, чтобы мотивировать желающих научиться рисовать. Самое хорошее, если до начала работы вашей студии, вы сможете отработать свой план занятий на ком-то и посмотреть на заинтересованность. Организовать работу лучше в три смены – утром, в обед и вечером, по часу-полтора на занятие. В выходные можно сделать отдельные курсы – курс-интенсив, возможно и он найдет своего покупателя.
Лучше, если сам инициатор проекта умеет рисовать и имеет соответствующее образование, в этом случае можно сэкономить на написании планов занятий, да и бизнес не развалится, если преподаватель, на которого делается ставка, не начнет подобный бизнес самостоятельно.
Рассмотрим несколько шагов для открытия такого бизнеса.
Для открытия этого бизнеса не требуется никаких лицензий, конечно, если вы не собираетесь заниматься образованием в этой области и не выдавать дипломы или документы об окончании обучения. Для организации бизнеса лучше всего зарегистрировать ИП, налогообложение – упрощенная система налогообложения (доходы минус расходы). Стоимость организационных расходов составит 3000 рублей.
Шаг 2 – выбор помещения.
Подобный бизнес лучше располагать в центре, рядом с бизнес-центрами, крупными торговыми центрами. Помещение должно иметь высокие потолки, минимум 3 метра, большие окна, так как все это создает некоторую творческую атмосферу.
На каждый курс набираем не больше 10 человек, поэтому для начала бизнеса достаточно 30 квадратных метров. На первоначальном этапе рассмотрите размещение вашей студии на площадях, занимаемых бизнесом с творческим уклоном. Возможно, там занимаются лепкой, мозаикой, лучше, если это изостудия для детей. В этом случае вам возможно удастся сэкономить первые деньги на столы и мольберты.
Стоимость аренды нашего помещения 30*1500=45 000 рублей в месяц, с учетом коммунальных расходов.
Шаг 3 – начинаем считать.
Первоначальные затраты для подобного бизнеса – мольберты, столы и базовые затраты: краски, бумага, акварельные кисти, уголь, карандаши и прочее. Также необходимо приобрести кулер для воды, чай, кофе. Всем пришедшим на занятия должно быть комфортно, все ученики должны познакомиться и подружиться, так как только в этом случае они купят занятия на следующие курсы. Также для развития бизнеса необходимо открыть сайт. Первоначальные вложения в открытие бизнеса оцениваются в 200 000 рублей. Итого за год вложения приведены в таблице ниже.
«Я потратил миллион рублей, а мог бы на четверть меньше»
У Андрея свой семейный клуб — это частный детский сад и кружки по вечерам. План был такой: открыться, через полгода выйти в плюс, и в конце года продавать франшизу. Прошло 4,5 года, первое и второе готово, а франшизы пока нет.
Зарабатывать на кружках и детском саду
Мой бизнес — детский клуб: место, где родители могут оставить ребенка, пока они на работе или заняты делами. Оборот в месяц — 500 000 рублей.
Есть две модели заработка с детскими клубами. Первая — детский клуб полного дня, фактически детский сад, когда дети проводят в клубе весь день. Вторая модель — упор на кружки.
Чтобы заработать на клубе полного дня, клуб должен быть большим. Чем больше детей одновременно находятся в клубе, тем больше я зарабатываю. С помещением затык, потому что подходящее помещение обошлось бы в четверть миллиона.
Есть требования к площади: 2,5 квадратных метра на ребенка. Изначально я рассматривал вариант детского сада, при этих расчетах группа должна быть не меньше 50 квадратов. А мое помещение было всего 130. Решил сделать ставку на кружки и спорт. Оказалось, зря
Для кружков не нужна такая же площадь, как для групп полного дня. Вот два кружка: рисование и керамика. Дети занимаются по часу и могут сидеть в одном помещении друг с другом. Одни группы отзанимались, пришли другие.
Я оценил аренду и решил сделать ставку на кружки: всего одна группа полного дня и много-много кружков. Ошибся. Через год стало понятно, что рентабельность кружков ниже, чем полного дня. Выгоднее платить большую аренду, но сделать больше групп, где дети проводят весь день.
Следующий клуб буду открывать с упором на группы полного дня и немного кружков.
Праздники и городской лагерь — источники дохода
У меня три источника поступлений: детский сад с яслями, кружки и субаренда. Вот что получается примерно за месяц.
Направление
Поступления за месяц
Группа полного дня
Арендная плата от преподавателей
Чтобы зарабатывать больше, я ввел абонементы. Это когда родители могут оставить ребенка не только на весь день — с девяти утра до семи вечера, а на несколько часов. Стоимость абонемента зависит от дня недели, количества часов или занятий.
Абонемент на ясли и детский сад
На месяц, с 9:00 до 19:00, по будням
На месяц, с 9:00 до 15:00, по будням
12 посещений с 9:00 до 19:00
Неделя с 9:00 до 19:00
Абонемент на кружки
Абонементы вводил после общения с родителями: если кто-то не покупал готовые, хотя клуб нравится, спрашивал, какие варианты больше подходят. У всех свои обстоятельства в семье, и кому-то удобнее планировать по неделям, кому-то месяцами, а кто-то готов оставлять ребенка только до трех часов. На каждый запрос я сделал абонемент.
Еще один источник дохода — праздники, выходные и каникулы. Мы практически не закрываемся. Для детей, которые остаются в городе, работает городской лагерь: ребенок остается на полный день или половину, но мы не сидим в клубе, а едем куда-то, в зависимости от темы лагерной смены. Можем провести пикник, сходить на экскурсию, а потом провести опыты.
Формат городского лагеря помогает не простаивать на каникулах, когда обычно детей забирают из садов. Поэтому спад есть, но не такой большой, как мог бы.
Абонемент на городской лагерь
Кроме каникул есть уикенды — мероприятия на выходные дни. Принцип такой: мы придумываем тему, например Человек-паук, а под эту тему делаем мастер-классы, игры, поделки.
Уикенд проходит по субботам с часу до шести вечера и пользуется популярностью. Мы освобождаем родителям половину выходного, при этом дети заняты.
Еще один способ зарабатывать — субаренда. Часть кружков ведут преподаватели в штате: это занятия, в которых я уверен, что будет спрос. А есть преподаватели, которые сами предлагают занятия и говорят, что соберут на них группу. Мол, только помещения не хватает.
Преподавателям, которые готовы вести свои кружки, сдаю помещение в аренду: мы договариваемся, сколько часов понадобится, какое пространство, в какие дни.
Мне выгоднее работать с преподавателями через аренду, а не брать в штат. Школа английского языка и театральная студия арендуют помещение трижды в неделю, у них всегда ученики, некоторые начали ходить на другие кружки. Запускали йогу, но она не пошла: приходили по три ученика, и то не всегда. Если бы я взял преподавателя по йоге в штат, нечем было бы платить.
Мебель можно было взять в Икее
На открытие клуба потратил миллион рублей, а мог бы на четверть меньше. Моя ошибка — заказ мебели.
Мне хотелось сделать красивый и функциональный интерьер и нравился скандинавский стиль. Чтобы уж всё как у больших, заказал мебель по индивидуальному дизайну. Плотник сделал шкафчики для раздевалки, сушки одежды и обуви, скамейки для переодевания, стеллажи для игрушек и книг, стойку ресепшен, стол для игр.
На мебель под заказ потратил 250 000 рублей, а после открытия заехал в Икею и увидел всё, что мне нужно. Только стоило это сто тысяч рублей.
На рекламу потратил 20 000 рублей. Для рекламы организовал праздничное открытие: музыка, шары, экскурсия по клубу. Чтобы собрать побольше людей, решил сделать листовки-пригласительные и разнести по подъездам. Сам придумал дизайн и заказал печать в типографии, сам разнес. Но реклама не сработала, по ним никто не пришел.
Остальные затраты на открытие окупились, вот они:
Открытие
Стоимость
Аренда за два месяца
Игрушки, пять килограмм
Зарплата за месяц для воспитателя и администратора
Ремонт за три месяца
Я выбирал помещение по местоположению и детской площадке, поэтому на состояние помещения внимания не обращал. Всё равно пришлось бы сделать ремонт, потому что для клуба много гостов, но это уже отдельная история.
Для экономии решил сделать ремонт своими силами и попросить помощи у друзей. Сначала заказал дизайн-проект: он помог представить будущий клуб и разобраться с мелочами типа розеток.
Дизайн-проект бесплатно разработала подруга — дизайнер по интерьерам и художница. Спасибо ей за это большое.
На месте клуба был алкогольный магазин, поэтому на стене остались жирные пятна от пивных холодильников. Часть стен перекрасили в белый, а часть разрисовали.
По периметру комнаты торчали розетки для холодильников. Я выпиливал болгаркой углубления и переустанавливал на высоту 1,8 м, как положено по гостам. Шумоизоляцию делать не стал. Это дорого, к тому же мы не шумим после девяти вечера.
На ремонт ушло три месяца. Все три месяца работал на площадке с утра до вечера, и зря. Вроде бы сэкономил на ремонте, зато не успел как следует рассказать о клубе потенциальным клиентам. После открытия абонемент купили четыре человека, и еще первый месяц работы клуба я искал клиентов. Сейчас бы не стал делать ремонт сам, а нанял бригаду.
Бахилы, справки, врач рядом
Дети должны быть в безопасности в детском клубе. Другой вопрос, как этого добиться. Есть много мелочей, я расскажу о главных.
Сменная обувь. Все, кто заходит в помещение клуба, переобуваются. Родители пришли на двадцать минут раньше — переобуваются, а не топчутся в сапогах.
Для детей, которые постоянно ходят в клуб, есть шкафчики для обуви. Пока дети у нас, обувь сохнет, и это выручает в мокрую погоду. Для родителей — тапочки или бахилы. Перед совместными праздниками просим захватить сменную обувь, потому что если папа танцует с малышом, бахилы не выдержат.
Питьевая вода. В клубе несколько кулеров для воды. Неважно, когда ребенок захотел пить, — вода всегда под рукой.
Бытовая химия и посуда под замком. В клубе есть посудомоечная машина, средство для мытья посуды, сантехники и еще много чего, что можно нечаянно выпить или вылить на себя. Чтобы ничего не случилось, машина и бытовая химия хранятся в кладовой, а кладовая закрывается на ключ. Дети случайно туда не зайдут.
Дети едят в течение дня, поэтому в клубе есть посуда. На всякий случай запираем ее в шкафу, туда тоже просто так не пробраться.
Безопасные игрушки. У нас разные игрушки: есть кубики, куклы, машинки, лего. Дети что только не делают с ними: могут тихо играть, а могут пытаться сгрызть.
Игрушки закупаем на оптовой базе, там же, где другие детские сады. На базе игрушки с сертификатами и отвечают гостам, поэтому не надо тратить время на проверки.
Новые игрушки не выкладываем сразу на полку, а сначала дезинфицируем пароочистителем. Так уходит производственная пыль и следы от упаковки.
Чистота в клубе. Одновременно в клубе может быть больше двадцати детей, еще приходят родители и воспитатели, поэтому клуб постепенно пачкается: пыль, листья с сапог, обертки, пятна от супа. Чтобы сохранить чистоту, часто делаем уборку.
Уборки есть разные: какие-то проводим сами, для других заказываем выездной клининг или используем технику. Вот что делаем:
Что делаем
Как часто
Влажная уборка. Моем всё — от полов до ручек дверей, пылесосим ковры
Стирка постельного и кухонного белья
Стирка одежды для кукол
Генеральная уборка, приглашаем выездной клининг
Проверка помещения на грибок, вызываем специалистов
Санитарные книжки и здоровье персонала. В клубе есть правило: если заболел, даже легкий насморк или першение в горле, — не выходишь на работу. На этот случай у всех есть мой номер: если что, можно мне позвонить, и я или коллеги выйдут вместо сотрудника.
У всех сотрудников есть санитарные книжки, и раз в год они показывают справку о плановом медосмотре.
Врач в шаговой доступности. У нас есть аптечка, и сотрудники прошли курсы первой помощи, поэтому можем помочь при необходимости. Частая история — легкие ссадины или синяк, для них нужен пластырь и доброе слово.
Произойти может всякое, поэтому на экстренный случай договорился с врачом. В соседней парадной есть частный медцентр. Я пришел, рассказал о клубе, и теперь у нас договоренность: если что, врач придет за десять минут. У нас пока ничего такого не случалось, так что на практике не проверял. Скорую тоже никогда не вызывали.
Сведения о здоровье ребенка. Дети в саду завтракают, обедают и ужинают. Чтобы случайно не навредить, мы просим родителей заполнить анкету о противопоказаниях. Вдруг у ребенка аллергия на мандарины, а мы их подадим.
Еще родители приносят справку о состоянии здоровья ребенка: пока все дети здоровые. Но если будет какое-то заболевание, подумаем, что можно сделать для удобства ребенка.
Ребенка забирают родители. В конце дня или кружка за детьми приходят взрослые. У нас такое правило: ребенка может забрать родитель или взрослый, если его представили родители. Абы какой человек не сможет ребенка забрать.
Бюджет клуба — 350 000 рублей
На первые два месяца работы клуба заложил триста тысяч рублей. Я не знал, сколько и на что могут уйти деньги кроме аренды, поэтому планировал на глазок: «Наверное, на канцелярию уйдет пять тысяч рублей, оставлю эту сумму. А если не хватит, возьму еще».
Это провал. Как-то мне не хватило денег на аренду, потому что на питание, уборку и игрушки потратил больше, чем мог себе позволить. Поэтому начал от противного: сначала оценил, сколько трачу и на что, потом сравнил с доходом и выделил фиксированный бюджет. Если на питание двадцать тысяч рублей — значит, придумываем меню на эту сумму, а не залезаем в другие статьи бюджета.
Для экономии внедрил полезные привычки: установил счетчики на воду, все платежи делаю первого числа, а не когда придется. Раньше продукты покупали в ближайшей Призме, а теперь закупаемся в Ашане, потому что там дешевле.
Еще передоговорился с арендодателем об оплате. Летом доход меньше, чем в другое время года. Например, за лето я получил 360 000 рублей, а за осень — в полтора раза больше, при этом аренда стоит одинаково.
Чтобы сэкономить, уговорил арендодателя перераспределить оплату в течение года: в месяцы, когда у нас спад, платить меньше, а когда подъем — больше. Владелец помещения в итоге зарабатывает ту же самую сумму, но мне платить проще. Моя оплата такая: летом аренда — 85 000 рублей в месяц, осенью — 130 000 рублей, в остальные месяцы — 110 000 рублей.
Вот мои расходы, они колеблются в зависимости от сезона, но общая сумма примерно одна и та же:
Творческий бизнес: как заработать на изостудии
В не столь далекие времена в нашей стране существовало большое количество различных досуговых учреждений для детей и взрослых, занятия в которых были бесплатными. И тогда нам сложно было представить, что на этом можно зарабатывать деньги. Конечно, за последние два десятилетия ситуация на рынке образовательных услуг кардинально изменилась. Одни люди, увлеченные каким-то делом, хотят, чтобы их хобби приносило хорошую прибыль, другие находят время и средства для того, чтобы обучиться чему-либо новому. Однако, в целом, рынок образовательных услуг остается сравнительно узким
Как считают эксперты, выгоднее всего открывать языковые школы и досуговые заведения (клубы, центры раннего развития, курсы) для детей дошкольного возраста. Означает ли это, что любые другие нелингвистические школы и студии, рассчитанные на взрослую аудиторию, – заведомо убыточные предприятия? На самом деле, все зависит от степени вашей увлеченности своим хобби и вовлеченности в свой бизнес.
Главные факторы успеха вашего заведения: правильно выбранное направление, высокий уровень преподавания, удобство расположения и подходящее время проведения занятий, грамотное продвижение и… возможность некоторое время (хотя бы первые полгода) работать в убыток. Выбор направления зависит от ваших интересов. Как правило, такие школы «вырастают» из хобби одного человека, увлеченного им настолько, что он решает превратить его в свою работу и в основной источник дохода. Такое хобби может быть экзотичным (например, изготовление сахарных цветов, тряпичных кукол или декорирование тортов) или же вполне обычным, но требующим определенной учебной базы. К последним относится рисование.
Студии изобразительного искусства существуют в каждом городе. Но многие даже не подозревают об их существовании. Часть подобных школ чудом уцелели и еле сводят концы с концами, работая на базе муниципальных учреждений. Часть студий в скором времени после своего открытия значительно расширили свою «специализацию» и сделали ставку на детскую аудиторию. Однако, как показывает опыт немногочисленных удачливых предпринимателей – владельцев изостудий, сама по себе идея такого бизнеса достаточно жизнеспособна. Но начинать надо не с составления бизнес-плана, поиска помещений и регистрации фирмы. Прежде всего, надо разработать программу обучения и опробовать ее на «тестовой группе». Программа в данном случае имеет принципиальное значение.
Конечно, есть большое количество готовых программ по курсу дизайнерского рисунка, рисунка пастелью, основ композиции, пейзажа, анималистики, графики, акварели, общих уроков живописи, рисунка карандашом и т. д. И все они построены по одной и той же схеме. Но если есть возможность, лучше расширить предлагаемый выбор. Например, можно обучать детей, подростков и взрослых основам анимационного рисунка и т. д. Единственная сложность состоит в том, чтобы найти художников-преподавателей, которые бы смогли вести такие занятия.
Специалисты советуют делать основной акцент не на продолжительных курсах, а на краткосрочных занятиях. Например, в московских изостудиях один курс может состоять из пяти занятий по часу-два каждое. Причем стоимость одного такого занятия составляет в столице 1000-1500 рублей. Для желающих изучать рисование более углубленно, предлагаются курсы на месяц, полгода и год (но последние варианты встречаются редко). Все эти дисциплины изучаются как в группе по заранее составленному расписанию, так и в индивидуальном порядке. В первом случае, расписание составляется таким образом, чтобы занять все время с утра и до вечера. В утренние часы занимаются обычно дети дошкольного возраста, днем – школьники, а вечером после работы – взрослые.
Хорошо, если у вас есть художественное образование, вы умеете рисовать сами и любите обучать других. В этом случае вы сможете составить программы преподавания самостоятельно и опробовать их на своих учениках. Если же нет, то придется искать того, кто сможет все это сделать. Очевидно, что расходы во втором случае будут намного больше. Кроме того, всегда есть риск, что ваш преподаватель в любой момент уволится и откроет собственную студию.
Как оценить качество образовательной программы? Прежде всего, на занятиях должна чередоваться теория и практика (невозможно хорошо рисовать, не зная теории, как и нельзя, изучая одну лишь теорию, научиться рисовать), все теоретические моменты должны объясняться максимально просто и доступно. Если ваш курс предполагает около 5-10 занятий, то уже после первых 2-3 занятий должны быть заметны определенные успехи ваших учеников. Какие именно – лучше определить заранее и озвучить их вашим клиентам. Курсы рисования нужно выстраивать таким образом, чтобы, с одной стороны, ваши ученики, отзанимавшиеся определенное время в вашей студии, могли продолжать свое обучение, улучшая технику, а с другой – чтобы любой желающий, независимо от навыков и подготовки, мог присоединиться к занятиям в студии.
Обучайте людей по разным направлениям. Старайтесь, чтобы ваша программа включала в себя не только рисунок, графику и живопись, но и прикладное искусство. Например, можно преподавать лепку, работу по металлу, аппликации, пэтчворк и т. д. Далеко не каждое направление обязательно превратиться в целый курс. Многие из них могут ограничиться мастер-классами и воркшопами. Делайте акцент на творческой составляющей. Многие изостудии организовывают занятия арт-терапии совместно с психологическими центрами, и они пользуются большой популярностью.
Выбор помещения, конечно, имеет большое значение. Но если вы планируете скорее получить прибыль от работы своей изостудии, то выбирать площади для занятий придется, исходя из стоимости аренды и ваших доходов. В группе занимается от 3 до 10 человек. Но среднее количество взрослых учеников на одном занятии – 5-6. Стоимость двухчасового занятия для взрослых составляет, в зависимости от региона и программы, от 250 до 1500 рублей. Стоимость абонемента сразу на несколько занятий получается на 20-25 % меньше, нежели оплата каждого занятия отдельно. Определенную часть от этой суммы (до 50 %) получает преподаватель. Таким образом, если вы работаете самостоятельно, то ваша прибыль составит минимум от 750 рублей за час занятий (в регионах).
Скорее всего, в день вы сможете проводить лишь три часа занятий (по часу утром, днем и вечером). Причем рассчитывать на полную загрузку и пятидневную рабочую неделю с самого начала работы не стоит. Таким образом, арендуемая под изостудию площадь должна удовлетворять следующим требованиям (в порядке приоритета): невысокая стоимость аренды, наличие условий для проведения занятий (без необходимости делать ремонт за свой счет и, в идеале, докупать учебное оборудование), удобство расположения – поблизости от транспортных развязок.
Так как даже для размещения пяти человек с мольбертами требуется площадь не менее 30 кв. метров, а ремонт большой площади и/или ее переоборудование обойдется весьма недешево, оптимальный вариант – арендовать помещение в школе, досуговом центре и т. д. В последнее время набираются популярность «коворкинговые» центры, когда несколько человек (обычно репетиторы, преподаватели и даже врачии т. д.) арендуют в складчину подходящее помещение и по очереди проводят там занятия. Например, с 9 до 10 часов утра в этом помещении проводятся занятия с логопедом, с 10.30 до 11.30 проходят уроки рисования, с 12.00 до 13.00 – курсы иностранного языка и т. п. Эта форма еще новая и непривычная для нашей страны (особенно для регионов), но она уже была опробована и хорошо себя зарекомендовала в крупных городах. Правда, для изостудии этот вариант наименее удобен, так как преподавателю придется перед и после каждого занятия передвигать мебель, расставлять мольберты, готовить реквизит. Зато он позволит значительно сэкономить на аренде и быстрее выйти на уровень самоокупаемости.
На чем экономить точно не получится, так это на мольбертах, бумаге, кистях, красках, карандашах и пр. Даже если предполагается, что ваши ученики будут приходить на занятия со своими материалами, нужно иметь «стратегический запас» для забывчивых и новичков. Многие студии открывают мини-магазины, где представлен большой выбор товаров для рисования в частности и творчества в целом.
Регистрировать свой бизнес лучше всего как ИП. Конечно, если вы планируете заниматься профессиональным образованием и выдавать выпускникам дипломы, то придется регистрироваться как НОУ и получать лицензию на образовательную деятельность. Но рисованием в студиях, как правило, занимаются в качестве хобби, поэтому самая оптимальная организационно-правовая форма в таком случае – это индивидуальный предприниматель.
Помимо стандартной рекламы (листовки, объявления в газетах, на местных сайтах и форумах, информация в каталогах и на досках объявлений) необходимо активно использовать различные методы PR. Организовывайте выставки (своих и независимых художников), приглашайте журналистов на различные мероприятия, проводите открытые уроки, устраивайте и принимайте участие в конкурсах. Если есть время и возможности, сделайте собственный сайт или хотя бы заведите блог, где вы будете выкладывать фотографии с занятий, расписание, советы и рекомендации для начинающих художников.
В дальнейшем, когда ваши доходы позволят больше денег вкладывать в рекламу, можно предложить на продажу подарочные карты на определенный курс, заказать сувенирную продукцию с логотипом вашей студии (например, одна московская изостудия раздает в качестве сувениров брендированные карандаши).
Основная часть посетителей занятий в изостудиях – это дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также женщины от 35 лет и старше. Несмотря на то, что студии работают круглый год, большая часть потенциальных учеников приходит в начале осени. Зимой многие оставляют или прерывают занятия, особенно если студия находится довольно далеко от них и дорога занимает немало времени. Летом также большого наплыва ждать не стоит: дети и взрослые разъезжаются на каникулы и в отпуска. Таким образом, больше всего учеников приходится на период с сентября по декабрь и с февраля по май.