что нужно чтобы открыть азс
Как открыть заправку известного бренда по франшизе
В 2019 году рынок автомобилей в России вышел из кризиса, был отмечен рост в 11,7%. По оценкам экспертов, положительный тренд сохранится на ближайшие несколько лет. В этих условиях открыть заправку по франшизе крупного бренда – выгодное решение для предпринимателей из разных регионов страны. Присоединение к крупной сети обеспечивает стабильный приток посетителей, дает возможность сокращать затраты на рекламу и получать чистую прибыль до 1 млн рублей в месяц.
Ситуация на рынке АЗС в России
Потребление топлива в России растет стабильным темпами: объем рынка в 2019 году составил 35,6 млн тонн. Драйвером роста отрасли является увеличение продаж автомобилей: за 2019 год отечественные покупатели приобрели 2,36 млн единиц. Сдерживающим факторов в развитии предприятий является низкая маржинальность: цены на нефтепродукты находятся под государственным контролем, поэтому рентабельность точек продаж остается невысокой.
В условиях сдерживания цен и высокой конкуренции отрасль становится практически недоступной для мелких, одиночных игроков. Оптимальный способ старта бизнеса в таких условиях – покупка франшизы.
Какие документы нужны для открытия АЗС
Как открыть заправку по франшизе? Чтобы начать бизнес, нужно:
Для начала работы предпринимателю потребуется оформить обширный пакет документации:
Далее предпринимателю потребуется заключить договор со строительной компанией на возведение заправки. Окончательный этап подготовки – подписание договоров с поставщиками топлива, закупка необходимого оборудования и найм персонала.
Самостоятельная попытка старта может провалиться из-за сложностей на этапе подготовки документов. Работа по франшизе предполагает юридическую поддержку опытной компании, которая помогает сократить подготовительный этап.
Плюсы и минусы работы по франшизе
К числу преимуществ франчайзинга АЗС относится следующее:
К возможным минусам относится необходимость строгого соблюдения условий договора и требований франчайзера, невозможность быстрого выхода из бизнеса, необходимость уплаты роялти. Эти недостатки с лихвой перекрываются одним плюсом: по статистике, 8 из 10 АЗС, открытых по франшизе, преодолевают 5-летний рубеж работы на рынке.
Предложения на рынке франшиз АЗС
Эксперты едины во мнении, что экономически целесообразной является только покупка франшизы крупного нефтяного бренда. Предложения, имеющиеся на рынке, требуют первоначальных вложений от 2 до 24 млн рублей, срок окупаемости варьируется от 2 до 5 лет. Зачастую франчайзеры освобождают партнеров от необходимости уплаты роялти.
Таблица стоимости открытия АЗС крупнейших представителей рынка
Франшиза сети «Лукойл»
Компания «Лукойл» занимает более 20% в нефтегазовом сегменте РФ. В 2020 году действует более 7 000 автозаправок сети в разных регионах России. Франчайзер предлагает потенциальным партнерам открыть новую АЗС или провести ребрендинг уже имеющейся точки.
Открыть АЗС по франшизе Лукойл значит получить следующие виды поддержки:
Чтобы открыть заправку Лукойл по франшизе, предпринимателю потребуются инвестиции не менее 23,5 млн руб. Роялти не предусмотрены.
Франшиза компании «Газпром»
Компании Газпром принадлежит не менее 17% российского рынка бензина, она является мировым лидером по продаже нефтепродуктов. В разных регионах РФ открыто более 3 000 АЗС. На заправках бренда реализуется не только топливо, но и сопутствующие товары, в том числе масла и смазки. Предусмотрены дополнительные услуги для клиентов: подкачка шин, мойка авто.
Открыть заправку по франшизе Газпромнефть значит получить следующие виды помощи:
Для открытия АЗС под брендом «Газпромнефть» «под ключ» предпринимателю понадобится стартовый капитал 11,65 млн рублей. Роялти не предусмотрены договором.
Франшиза сети «Роснефть»
Компании «Роснефть» принадлежит около 26% российского рынка нефтепродуктов. Сеть имеет наибольший в стране географический охват: автозаправочные станции открыты в 66 регионах, действует более 3 000 точек продаж. Бренд реализует бензин, дизельное топливо, масла, фирменные типы топлива.
Как открыть АЗС по франшизе «Роснефть»? С франчайзи заключается договор коммерческой концессии, условия определяются в индивидуальном порядке. В предложение бренда входит:
Для открытия автозаправки необходим стартовый капитал от 5 млн рублей. Точная сумма первоначальных вложений, размер паушального взноса обсуждается индивидуально исходя из территориального расположения станции, региональной принадлежности.
Франшиза сети «АЗС PLUS»
Компания АЗС PLUS появилась на отечественном рынке в 2007 году, развитие франчайзинга началось с 2011 года. Это международная сеть заправок, представленная в России и в Австрии. Отличительная особенность точек продаж – европейский уровень сервиса, строгое соблюдение требований экологичности и безопасности.
Предложение бренда для предпринимателей, решивших открыть заправку с нуля по франшизе, включает следующие опции:
Для открытия бизнеса предпринимателю потребуется стартовый капитал не менее 23 млн рублей. Роялти установлены в твердой сумме – 15 000 руб. в месяц.
Франшиза сети «НК Башнефть»
Компания ОАО АНК «Башнефть» – один из лидеров российской нефтяной отрасли, входящий в пятерку крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий. Потенциальные франчайзи бренда – владельцы собственных автозаправочных станций. Чтобы стать партнером, предприниматель направляет заявку, его предложение одобряется, если специалисты сети сочтут бизнесмена достаточно опытным и квалифицированным.
Во франчайзинговый пакет бренда входят следующие опции:
Сколько стоит открыть заправку по франшизе ОАО АНК «Башнефть»? Расходы франчайзи рассчитываются индивидуально исходя из специфики его деятельности.
Открытие автозаправочной станции – сложный бизнес, требующий значительных первоначальных вложений. Отраслью правят крупные игроки, поэтому попытка самостоятельного старта может обернуться провалом. Покупка франшизы, напротив, позволяет использовать проверенную модель работы, обеспечивает стабильный приток клиентов. Этот шаг поможет предпринимателю «удержаться на плаву» и быстро выйти на безубыточность.
Идея для бизнеса № 9: как открыть заправку – с нуля или по франшизе?
Розничная продажа автомобильного топлива является высокорентабельным бизнесом. По этой причине многие начинающие предприниматели задаются вопросом: как открыть АЗС с нуля и сколько это стоит?
В данной статье мы рассмотрим, как открыть заправку, и изложим подробный пример бизнес-плана с расчетами. Также узнаем, какие разрешительные документы для этого нужны, посчитаем размер необходимых финансовых вложений, чтобы понять, сколько стоит открыть АЗС.
Специфика бизнеса на заправках
Открыть свою заправку – непростая задача, требующего большого предпринимательского опыта. Такого рода бизнес требует вложения немалых денег, поэтому стоит сделать адекватную оценку своих финансовых возможностей. Конкурировать с заправками Роснефти сможет далеко не каждый новичок.
Эксперты не рекомендуют данный вид предпринимательства, если вы открываете своё первое собственное дело. Новичкам рынка будет проще открыть АЗС по франшизе и работать под крылом известной торговой марки. В этом случае они будут обеспечены стабильными поставками топлива и широкой базой потенциальных клиентов.
Водители часто отдают предпочтения заправкам с известным именем, что нужно также учитывать. Для завоевания постоянных посетителей можно порекомендовать внедрение собственной системы накопительных бонусов для постоянных клиентов, чтобы им было выгодно заправляться у вас. Постоянно необходимо генерировать новые идеи продвижения своей торговой марки.
С каждым годом растет число автомобилистов, а значит и спрос на автомобильное топливо. Весьма высокий порог входа в эту нишу компенсируется достаточно быстрой окупаемостью, а для этого нужно составить необходимый бизнес-план.
Первые шаги
Прежде всего, необходимо изучить рынок АЗС и оценить уровень предложения в вашем регионе. Определите свои конкурентные преимущества. На этом этапе стоит понять, будете ли вы вести полностью самостоятельный бизнес, или же прибегнете к франчайзингу.
Существует еще два способа стать владельцем своей заправки: купить готовый бизнес или стать арендатором.
Два разных формата
Как уже было отмечено, прежде чем открывать свою заправку, необходимо определиться с основополагающим принципом вашего будущего бизнеса. Это может быть целиком и полностью самостоятельная деятельность или же франчайзинг. Пуститься в вольное плавание в этой сфере и открыть АЗС с нуля, без наличия соответствующего опыта – слишком рискованная затея из-за множества сложных нюансов.
По мнению экспертов, наиболее оптимальным вариантом для начинающего предпринимателя является работа по франшизе от ведущих лидеров рынка. Узнаваемый логотип крупной компании, такой как Газпром или Лукойл, всегда привлекает автолюбителей.
Франчайзинг имеет ряд преимуществ, среди которых:
Покупка франшизы имеет и свои минусы:
По этой причине такие поставщики, как Роснефть, не могут включать в свои расходы и доходы операции с ИП. Отсюда главная рекомендация: АЗС требует регистрации, как юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью (ООО). После приобретения этого статуса ваше предприятие будет иметь свою фирменную печать.
Зарегистрировав свой бизнес, можно приступать к следующим, не менее важным этапам – выбору расположения вашей будущей АЗС и подготовке проектно-сметной документации.
Выбор места
Локация – крайне важный вопрос, как с точки зрения потенциальной прибыльности, так и с точки зрения требований безопасности. Потребуется изучить множество информации о состоянии рынка. Следует внимательно проанализировать автомобильный поток в вашем городе и наличие свободных земельных участков.
АЗС размещаются, как правило, на оживленных автомагистралях и развязках. Заправка должна быть обеспечена удобным подъездом. Размер необходимого участка определяется следующими критериями:
Средняя площадь участка составляет, как правило, 100 м2.
Проектная подготовка
Каждое новое предприятие, особенно крупного масштаба, требует качественной проектной подготовки. Тут к вашим услугам – специализированные проектные организации. Они начинают свою работу с грамотно составленного технического задания.
Конструкторские документы планируемого сооружения должны учитывать множество требований, предъявляемых к объектам повышенной опасности. Действующими строительными регламентами предусмотрено выполнение следующих норм:
Согласно установленным стандартам, заправки не могут располагаться на расстоянии менее 30 м от жилых домов, школ, детских садов и прочих общественных учреждений. Размещение АЗС должно не нарушать действующий городской генплан.
После утверждения проекта АЗС, можно начинать строительные работы по возведению основных объектов инфраструктуры. Параллельным процессом будет поиск и покупка технологического оборудования.
Выбор оборудования
Сегодняшний рынок изобилует предложениями как зарубежных, так и отечественных производителей. Не стоит гнаться за дешевизной в этом вопросе, потому что от качества оборудования во многом зависит срок его эксплуатации. Конечно же, стоит внимательно изучить существующие предложения и найти среди них оптимальное по цене и качеству.
Минимальный его состав может выглядеть следующим образом:
Обязательным пунктом в работе станет установка охранной сигнализации и камер видеонаблюдения. Большая стоимость материально-технических ценностей и повышенная опасность объекта требует должных организационных мер безопасности.
Неотъемлемыми элементами является укладка качественного асфальтового покрытия и установка навесов от осадков. Дорожное покрытие требует нанесения положенной разметки с применением износостойких лакокрасочных материалов.
Для заправок, реализующих газообразное автомобильное топливо, требуется специализированное оборудование.
Газовые заправки
Эксперты рынка высоко оценивают перспективы развития АЗС, которые продают газообразное топливо. Недаром Газпром активно развивает это направление.
Качество строительных работ зависит, в первую очередь, от квалификации исполнителей. Рассмотрим вопрос необходимого персонала более детально ниже.
Персонал
Учитывая то, что АЗС работает круглосуточно, работу следует организовать в несколько смен. В каждой рабочей смене необходима деятельность следующего штата:
Для обеспечения стабильных поставок горючего, автомобильная заправочная станция требует наличия отдела снабжения. Штат сотрудников должен также включать слесарей-ремонтников и электриков, на случай выхода из строя оборудования. Финансовую отчетность следует доверить опытному бухгалтеру, имеющему личную печать.
Персонал должен быть опрятен, вежлив и внимателен к клиентам. Сервис на заправках уровня Газпрома находится на солидном уровне. Вам стоит на него равняться. Для узнаваемости необходимо заказать изготовление оригинальной униформы для сотрудников вашей АЗС.
Видео: открываем свою заправку – ТОП 7 рекомендаций.
Стоимость открытия
Рассчитаем ориентировочную стоимость самостоятельного открытия АЗС и возможную сумму доходов от её работы. Нижеуказанные цифры могут варьироваться, в зависимости от каждого конкретного региона. Стоимость покупки и аренды земельного участка может быть разной даже в пределах одного города.
Итак, усредненные статьи расходов и доходов выглядят следующим образом:
Расходы
2
2 млн. руб.
Доходы
Итого, минимальные вложения составят 26 млн. руб. Указанный уровень годовых издержек носит ориентировочный характер.
Доходность может повыситься, если помимо заправочного комплекса, прибыль будет приносить сопутствующий бизнес на её территории. Этого можно добиться благодаря деятельности магазина или кафетерия.
Как нефтяные компании нетопливный бизнес на АЗС развивают
Сейчас автозаправочные станции на оживленных трассах напоминают торговые центры. Заправив машину, автомобилист может выпить кофе, поесть борща или пиццу, купить аспирин, оформить страховку на машину, заполнить заявку на потребительский кредит и ипотеку, снять в кассе деньги с банковской карты, принять душ, отдать одежду в химчистку, забрать заказ интернет-магазина из почтамата.
Доходность розничной продажи бензина снижается. По оценке KPMG, за шесть лет прибыль российских АЗС снизилась на 53%. Поэтому участникам рынка приходится искать источники дополнительной выручки и развивать сбыт сопутствующих товаров и услуг.
Для независимых АЗС развитие нетопливного бизнеса вообще вопрос выживания, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Они не могут покрыть убытки розницы прибылями из других источников. Нынешняя доходность продажи бензина составляет 3–5 руб. на 1 л – этого недостаточно, чтобы покрыть операционные расходы АЗС, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
Экономика кофе и плюшек
Нетопливный сегмент АЗС включает в себя самые разные виды услуг: кафе, магазин, мойка, автосервис, шиномонтаж. Реже встречаются такие услуги, как мотель или фитнес-зал. Новейший тренд – электрозаправки. По данным Росстата, сейчас в России всего 51 электрозаправка. Из них 14 установлены на станциях «Роснефти», четыре – на станциях «Газпром нефти». Такие сервисы на АЗС выгодны еще и тем, что электромобиль заправляется 10–30 мин и клиенты, скорее всего, будут коротать это время в магазине или кафе на АЗС.
Самый важный фактор выбора АЗС – цены на бензин и местонахождение, однако при прочих равных покупатели отдадут предпочтение автозаправочным станциям с кафе, магазинами и дополнительным сервисом. Сейчас в выручке среднестатистической российской АЗС на долю сопутствующих товаров и услуг приходится 15%, остальные 85% – на продажу топлива, подсчитали аналитики KPMG. По оценкам Бурмистрова из «Infoline-аналитики», в структуре EBITDA доля нетопливных доходов у эффективных операторов АЗС в 2020 г. превысила 40%, а в 2021 г. из-за роста цен на оптовом рынке выросла еще на 10–15 п. п.
Сеть «Нефтьмагистраль» насчитывает 100 станций в Москве и Московской области. Выручка компании в 2020 г. составила, по данным СПАРК, 37,1 млрд руб., валовая прибыль – 4,9 млрд руб., чистая – 606,3 млн руб. На 95 станциях есть магазины, на 76 – рестораны, на 23 – мойки, на 17 – аптеки. В течение последних лет нетопливная выручка сети растет на 35–45% в год, говорит коммерческий директор «Нефтьмагистрали» Сергей Соловьев. По его словам, в прошлом году на нетопливные продажи приходилось около 35% валовой маржи, а в этом году эта доля выросла до 50%, но не столько из-за расширения сбыта сопутствующих товаров и услуг, сколько из-за сокращения доходности продажи бензина. В пандемию нетопливная выручка «Нефтьмагистрали» выросла на 70% по сравнению с допандемийным уровнем, говорит Соловьев.
По словам Аркуши, если продажи сопутствующих товаров или услуг составляют 10 руб. на 1 л проданного топлива, это очень хороший показатель. То есть на каждые 50 руб. за литр бензина АЗС получает еще 10 руб. дополнительной выручки. Это примерно соответствует 17%-ной доле нетопливного сегмента в розничной выручке, поясняет Аркуша. У «Нефтьмагистрали» сейчас получается примерно 8 руб. нетопливной выручки на литр бензина, говорит Соловьев.
Трафик и бургеры
Развитие нетопливного сегмента требует инвестиций: нужны помещения под магазин и кафе, кухня, повара, электричество, закупка ассортимента сопутствующих товаров, лицензии и разрешения.
Самое дорогое в строительстве АЗС – земельный участок и подъездные пути, говорит Соловьев, затраты варьируют от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей. Затраты на строительство АЗС с магазином и кафе, по его оценкам, в среднем в 3–4 раза выше, чем обычной АЗС в том же месте. Он говорит, что в пандемию «Нефтьмагистраль» занималась реновацией и модернизацией станций. Так как в пандемию трафик упал, потери выручки во время реконструкции были минимальными, объясняет Соловьев.
Доходы от эффективного нетопливного бизнеса должны компенсировать операционные расходы АЗС и инвестиции, говорится в докладе KPMG, в котором описывались способы повышения эффективности АЗС. А чтобы компенсировать расходы и зарабатывать на сопутствующих товарах, автозаправкам нужен трафик. Пролив на станции должен составлять 25 000–30 000 л в сутки или больше, говорит Аркуша из Российского топливного союза. При среднем объеме заправки в 30 л это означает, что за сутки на станцию должны заехать 1000 автомобилистов. Покупки сопутствующих товаров сегодня делает каждый четвертый из тех, кто заезжает заправить машину на станцию «Нефтьмагистрали», цель – чтобы покупал каждый второй, говорит Соловьев. На оживленных трассах и в городах-миллионниках есть АЗС, которые продают по 100 000 л в сутки. Однако станций с высоким трафиком в стране немного – примерно 10%, говорит Аркуша.
Российские нефтяные компании не раскрывают долю нетопливного сегмента в розничном бизнесе и не дают данных о том, насколько доходы от него компенсируют операционные расходы АЗС. Только «Сургутнефтегаз» сообщил в годовом отчете за 2019 г., что покрыл более 32% операционных расходов АЗС за счет доходов от сопутствующего бизнеса (данных за 2020 г. нет).
Вице-президент по розничному бизнесу «Роснефти» Аврил Конрой говорила «Ведомостям» ранее, что компания, у которой самая большая сеть заправок в России, намерена довести долю сопутствующих товаров в выручке розничного сегмента до 25%. Согласно отчетности «Лукойла», в первом полугодии 2021 г. у компании на «прочие продажи» на заправках пришлось 22,15 млрд руб., тогда как розничные продажи нефтепродуктов в первом полугодии составили 228,4 млрд руб. Доля нетопливного сегмента составила 9,7% (в первом полугодии 2020 г. – 9,1%). «Газпром нефть» раскрывает цифры только по продаже кофе: за 9 месяцев 2021 г. выручка сети АЗС от продажи горячих напитков выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. до 3,7 млрд руб.
По классификации KPMG самая многочисленная и наименее стабильная группа АЗС (69%, около 18 000 станций) – небольшие региональные сети или одиночные АЗС с малым трафиком и неразвитым нетопливным сегментом (0–5% выручки). У них нет денег на модернизацию и развитие продаж сопутствующих товаров и услуг, а трафик не позволит в обозримом будущем окупить инвестиции в нетопливный бизнес.
В Европе доля сопутствующих продаж выше: в Германии, например, – 49%, в Великобритании – 56%, в Бельгии – 65%, по данным KPMG. Ощутимая часть продаж автозаправок там приходится на спиртное, говорит Аркуша. Магазины на АЗС работают круглосуточно (в отличие от остальных магазинов) и имеют лицензию на продажу алкоголя, что положительно сказывается на доходности заправок. В России продажа алкоголя на АЗС запрещена с 2011 г. Если запрет будет снят, продажи сопутствующих товаров и услуг в расчете на 1 л бензина вырастут на 20%, говорит Аркуша. Он напоминает, что до запрета доля нетопливного сегмента в розничной выручке АЗС доходила до 40%.
Кафе, магазин, ресторан, автомат
В августе на заправках «Роснефти» на федеральной трассе «Сортавала» и в центре Санкт-Петербурга появились фудтраки с наггетсами, хот-догами и куриными крылышками. Это пилотный проект компании «Кафе на колесах», пояснил представитель компании. Другая идея «Роснефти» с едой – новая секция «Здоровый перекус» на заправках BP. Самые ходовые сопутствующие товары на АЗС – кофе, вода и сэндвичи. Их продажи в пандемию упали вслед за падением трафика на заправках. Сейчас идет восстановление продаж готовой еды на АЗС.
«Нефтьмагистраль» запустила в 2021 г. новый формат кафе-кулинарий «Гурманика». Компания открыла три фабрики-кухни готовой еды под этим брендом. Они, в частности, делают котлеты для бургеров и сосиски для хот-догов. Чтобы торговать готовой едой со сроком хранения 24 ч, всю сеть пришлось оборудовать специальными холодильниками, говорит Соловьев.
Набирающий обороты в России тренд – сотрудничество заправочных сетей с ресторанами фастфуда «Бургер кинг», KFC, «Макдоналдс», Subway и др. Оно позволяет увеличить трафик, а с ним и реализацию нефтепродуктов. Если проездной ресторан расположен рядом с АЗС, средний чек в нем на 20–25% выше, чем в обычных ресторанах, говорил ранее представитель Jum! Brands (владеет брендами KFC, Pizza Hut и др.). Представитель KFC рассказал, что на заправках Shell, «Лукойла» и «Татнефти» функционируют в совокупности 22 заведения KFC и что люди часто заезжают на эти станции не за бензином, а за курицей KFC.
«Газпром нефть» недавно начала открывать партнерские пиццерии на АЗС. Исполнитель – Stopexpress, развивающая продуктовые магазины более чем на 130 автозаправочных станциях компании в Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Из 1879 АЗС компании 1318 станции сейчас имеют кафе, а магазины есть на 1457 станциях.
У «Роснефти» в 2019 и 2020 гг. работали 3069 и 3057 АЗС соответственно, в двух третях из них есть магазины, следует из годовых отчетов. В 2019 г. кофе предлагали на 2530 автозаправках «Роснефти», а хот-доги – на 1450. В конце 2020 г. хот-доги, сэндвичи и горячие напитки продавались на 602 АЗС. Как рассказал представитель «Роснефти», у компании АЗС разных форматов: с магазином, формата «киоск», трассовые станции, а также АЗС в составе многофункциональных комплексов. На трассовых станциях есть не только кафе и магазины, но и душевые, гостиницы, прачечные и даже спортивные площадки, говорит представитель компании.
По оценкам Бурмистрова, на начало 2021 г. на российских автозаправках работало около 12 000 магазинов разного формата. ГК «Трасса» (54 АЗС, на всех есть магазины, имеются четыре ресторана и фабрика-кухня, выручка в 2020 г., по данным СПАРК, составила 36 млрд руб., валовая прибыль – 3,6 млрд руб.) оборудует самые посещаемые АЗС в Подмосковье крупными магазинами, фактически супермаркетами, а на небольшие автозаправки с ограниченными площадями ставит вендинговые аппараты с горячими напитками и снеками, рассказывает Бурмистров.
Однако большого вклада в российскую розничную торговлю магазины на автозаправках не вносят. «Когда на АЗС товар продается в 1,5 раза дороже, чем в магазине у дома, какие основания заставят покупателя приобрести его на заправке? Крупные сети АЗС ссылаются на импульсный спрос и готовность потребителей переплачивать за удобство, но люди умеют считать деньги, особенно в кризис», – говорит Соловьев. Он убежден, что ценовая политика АЗС должна быть максимально близка к ритейлу.
В 2020 г. совокупные продажи продовольственных товаров и напитков на АЗС снизились примерно на 6% и составили 220 млрд руб. (примерно 1,3% всех розничных продаж России), сообщил Бурмистров.
Страховки, аптеки и прочее
В 2021 г. «Роснефть» запустила сервис дорожных аптек «Аптека авто» на автозаправочных станциях, где будут продаваться безрецептурные лекарства и нелекарственные препараты. Проект реализуется совместно с федеральной аптечной сетью «Алоэ», насчитывающей 300 точек. Сейчас в СЗФО проходит пилотный проект «Аптека авто». Торговые залы АЗС были реконструированы для хранения и продажи лекарств, сообщил представитель компании.
«Нефтьмагистраль» после пилотного проекта по открытию 17 аптек пришла к выводу, что открывать аптеки на АЗС в Москве не имеет смысла из-за высокой конкуренции, но у водителей на трассах, удаленных от крупных городов, нет другой альтернативы, кроме покупки лекарств в аптечном пункте на большой АЗС, говорит Соловьев.
Почтаматы для выдачи заказов из интернет-магазинов установлены более чем на 160 автозаправочных комплексах (АЗК) «Роснефти» (некоторые АЗК оборудованы для выдачи заказов со скоропортящимися продуктами). Более чем на 100 АЗК возможна бесконтактная оплата сопутствующих товаров с доставкой заказа в автомобиль клиенту без посещения торгового зала, рассказал представитель компании.
В апреле 2021 г. «Роснефть» сообщила, что начала развивать на базе своих АЗС финансовые супермаркеты: автомобилисты могут оформить страховые полисы ОСАГО и каско, открыть дебетовые карты ряда ведущих банков, взять потребительский кредит или подать заявку на ипотеку. В 18 регионах присутствия розничной сети на 206 АЗС уже работают финансовые супермаркеты.
Финансовые услуги не привлекают на АЗС трафик, но дают дополнительную выручку в виде комиссионных от партнеров – банков и страховых компаний, хотя эта выручка невелика по сравнению с выручкой магазинов и кафе на АЗС, говорит Соловьев.