что нужно чтобы ездить с прицепом на легковой машине
Какие документы нужны для езды на автомобиле с легковым прицепом и какой штраф?
Документы на прицеп
Прицепы являются по определению ПДД настоящим транспортным средством – ровно также, как и автомобили, мотоциклы и другие. Хотя, это не самостоятельный транспорт, работающий исключительно в сцепке с ведущим его авто, всё же ряд требований по списку необходимых документов в 2021 году распространяется и на них. В этой статье мы рассмотрим, какие документы нужно возить с собой и передавать для проверки сотруднику ГИБДД на прицеп, какой размер штрафа за езду без документов, рассмотрим такую тонкость, когда он самодельный, а также выясним, что нужно иметь юридическим лицам. Обратите внимание, что данная статья именно про бумаги для управления транспортными средствами в составе со сцепным устройством – у нас есть отдельная статья про набор документов для постановки на учёт прицепа.
Нужны ли документы на легковой прицеп в 2021 году?
Да. Отдельные документы на прицепный транспорт для его эксплуатации нужны, и стандартный набор для возможности управления автомобилем здесь не подойдёт.
Он является самостоятельным транспортным средством, согласно Правил дорожного движения. Из этого следует, что:
Но не всё так сложно! Давайте рассмотрим списки бумаг, которые вам понадобятся в определённых случаях, которые зависят от вида и массы прицепа, законодательного статуса управляющего и ряда других факторов.
Какие документы надо возить с собой?
Итак, в стандартном случае – когда вы едете на легковом автомобиле с прицепом, который не более 750 кг массой, являетесь физическим лицом, вам понадобится только один документ: свидетельство о регистрации (далее «СТС», его ещё ошибочно называют техпаспортом), подтверждающее, что вы поставили прицеп на учёт в ГИБДД.
Таким образом, общий набор бумаг для автомобиля и прицепа к нему будет следующий:
Разумеется, прицеп, будучи зарегистрированным в ГАИ должным образом, при этом должен быть на номерах.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, какие документы вам будут нужны в ряде частных случаев. И пойдём не по этим ситуациям, а по конкретным документам, и выясним, когда вам потребуется конкретный из них.
Установка тягово-сцепного устройства (ТСУ) на автомобиль – это всегда внесение изменений в конструкцию. Но регистрировать их в ГАИ не нужно, если выполняется одно из двух условий:
Ни странички из «каталога изделия», ни декларации и сертификаты водитель возить не обязан.
В других случаях регистрация внесения изменений в конструкцию подлежит регистрации, при этом в cвидетельстве о регистрации проставляется специальная отметка.
Свидетельство о регистрации
Итак, выше мы выяснили, что СТС вам будет нужен всегда на дорогах России. Пункт 2.1.1 ПДД прямо регламентирует этот документ как обязательный. Причём, вы обязаны возить его с собой и предъявлять в руки инспектору ДПС при остановке.
Это касается, как легковых, так и грузовых прицепов, принадлежащих как физлицам, так и юридическим. Единственное исключение здесь – прицепы к мопедам и скутерам, хотя, этот случай – большая редкость.
Обратите внимание, что если ваш прицеп самодельный, то обязанность иметь при себе СТС не отменяется. Вот только приобрести этот документ будет гораздо сложнее для самоделок.
Права какой категории?
А вот с водительским удостоверением немного запутаннее. Дело в том, что по новым законам в 2021 году есть целый ряд критериев, в зависимости от которых вам могут потребоваться различные категории и подкатегории.
Но не беспокойтесь, если ваш автомобиль весит менее 3,5 тонн, а прицеп – до 750 килограмм, то вам достаточно категории «B». Также её хватит, если прицеп весит больше 750 кг, но вместе с машиной суммарная масса составляет не более тех же 3,5 тонн. Если же не соблюдается один из перечисленных выше факторов, то понадобится категория «BE».
Причём, в данных числах речь идёт конкретно о разрешённой максимальной массе транспортных средств – точное её значение указано как раз в свидетельстве о регистрации.
Таким образом, отметку «BE» на оборотной стороне водительских прав вам необходимо будет иметь только в одном случае – когда прицеп весит больше 750 кг, а автомобиль с ним суммарно весят больше 3,5 тонн (но при этом авто без него весит не больше 3 500 кг).
А вот для грузовых прицепов возможных комбинаций категорий и подкатегорий на две больше: C, C1, CE, C1E. Не будем здесь расписывать возможные комбинации масс машины и прицепа к ней – всё это вы можете легко и просто выяснить в нашей специальной статье и получить интерактивный ответ о необходимой категории. А в целом всё вышеперечисленное урегулировано статьёй 25 Федерального закона О безопасности дорожного движения.
Перечень документов для управления прицепом на легковой автомобиль
Только после покупки дополнительного оборудования к машине автомобилисты начинают интересоваться вопросом, какие документы нужны для езды с прицепом на легковом автомобиле. Специалисты рекомендуют тщательно изучать юридические и эксплуатационные вопросы, их особенность перед первым выездом. В противном случае нарушителю грозят административные взыскания и буксировка оборудования на штрафную стоянку.
Типы прицепов и их обозначение
В некоторых случаях допускается управление авто с буксиром для лодки, хозяйственных нужд при наличии одной категории — «В». Машина с прицепом должна управляться водителем имеющим:
Категория | Обозначение | Допустимая масса |
01 | Легкие агрегаты | до 750 килограмм |
02 | Автоприцепы | от 750 килограмм до 3,5 тонн |
03 | Тяжелые | до 10 т |
04 | Сверхтяжелые | больше 10 т |
Что такое разрешенная масса автоприцепа и как ее узнать
Под допустимой максимальной нагрузкой подразумевается вес транспортного средства с водителем и пассажирами. Она устанавливается производителем.
Узнать разрешенную весовую подкатегорию автоприцепа можно из нескольких источников, представленных:
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Права на прицеп зависят от общих показателей грузоподъемности ТС.
Таблица категорий прав
Можно ли с категорией С ездить с прицепами: допускается пользование средствами с грузоподъемностью до 750 килограмм. Для остальных вариантов предусмотрены подкатегории «С1» и «С1Е».
Об особенностях езды с прицепом
При езде с прицепом на легковом автомобиле нужно выполнять некоторые требования, чтобы его эксплуатация была безопасной для всех участников дорожного движения.
В нормы перевозки грузов входит:
Какой штраф за езду с прицепом без документов
Как продлить жизнь уплотнителям для дверей автомобиля
Если документы на прицеп (право на управление) отсутствуют, то существует шанс возникновения дорожно-транспортного происшествия из-за неверно подобранного веса груза или несоблюдения скоростного режима.
Чтобы не конфликтовать с сотрудниками дорожной полиции из-за автоприцепа с весовой категорией до 750 кг, лучше при себе держать дубликат из ПДД. Во время покупки прицепного оборудования стоит учитывать, что его вес обязан соответствовать буксировочным характеристикам ТС.
При правильном управлении транспортным составом с соблюдением норм ГИБДД, не нужно каждый раз доказывать свою правоту инспекторам и открывать ПДД на прицеп. Достаточно иметь при себе документацию на автомобиль с прицепами, подходящую категорию водительских прав.
Таблица штрафов
О порядке и необходимости проведения регистрации прицепа
Автоодеяло своими руками: безопасно ли, из чего сделать
Транспортные средства ставятся на учет на протяжении 10 дней от момента приобретения. Регистрация производится в любом подразделении ГИБДД, место жительства или регион пребывания существенной роли в этом не играют.
Какие документы нужны на прицепы:
Постановка на регистрационный учет позволяет получить собственнику кейс документации. Перечень представлен:
Купили старый прицеп без документов — что делать
Проблема решается двумя способами:
В результате обращения в судебную инстанцию владелец обретет разрешение на поставку средства на учет (если бумаги на него утеряны, и оно ранее там не стояло). У многих собственников автоприцепы часто находятся в законсервированном состоянии годами, пока при попытках продажи не будет замечено отсутствия актуальной документации.
При иске в инстанцию потребуются свидетельские показания и подтвердительные бумаги в виде справок, инструкций, договоров. Суд рассмотрит представленные доказательства и свидетельства иных лиц, вынесет решение по делу.
При положительном ответе собственник посещает ГИБДД с постановлением от судебной инстанции. От времени подачи заявления до регистрации автоприцепа может пройти 3-4 месяца.
Дорожная инспекция самостоятельно решает возникший вопрос с восстановлением документов — если оборудование было ранее зарегистрировано.
Даже если произошла потеря всех бумаг, государственные номера являются подтверждением права на владение. Для создания копий собственнику придется делать запрос через портал Госуслуг или при личном визите с составлением заявления об утере.
Заявление на восстановление ПТС
Нужно ли ставить на учет автоприцеп собственного производства
Самодельные автоприцепы требуют предварительного получения сертификата о безопасности конструкции.
Нужны ли права на самодельный прицеп? Обязательно, оборудование используется по правилам ПДД.
Какой набор бумаг, если прицеп принадлежит юридическому лицу
Для прохождения регистрации юрлицом понадобится определенный пакет документации. Его перечень представлен:
Промышленное или самостоятельно созданное устройство обязательно проходит регистрацию в ГИБДД. Если ребенок решил, что свидетельство неплохая игрушка и испортил его, то владелец обязан обратиться за восстановлением документации в ближайшее время. В заявлении прописывается реальная причина порчи бумаг, в этом случае процесс оформления дубликатов проходит проще.
Езда с прицепом: какие нужны права, что можно и нельзя и за что можно получить штраф
Весна и лето – сезон активного использования прицепов: кто-то возит стройматериалы, кто-то лодку, кто-то мотоцикл или квадроцикл, и это только начало списка вариантов. Но правила езды с прицепом на легковом автомобиле досконально помнят далеко не все. Нужно ли получать категорию BE для транспортировки любого прицепа? Какие по массе и габаритам прицепы разрешено тянуть на легковушке? Каждый ли прицеп нужно регистрировать? За что можно схлопотать штраф? Давайте ответим на эти и другие вопросы.
Для начала определимся с тем, что не каждый прицеп требует наличия у водителя категории BE. Классификация категорий транспортных средств содержится в части 1 статьи 25 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ей, категория B подразумевает возможность управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов.
Иными словами, категория BE не нужна для транспортировки прицепа при следующих условиях:
Категория BE необходима при превышении параметров, описанных в предыдущем разделе. Таким образом, категория BE нужна для управления автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «В», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
То есть, категория BE нужна, если:
Обратите внимание: категория BE не нужна, если суммарная масса автомобиля и прицепа превышает 3,5 тонны, но прицеп весит меньше 750 кг – например, если прицеп массой 700 кг прицеплен к Hummer H2 массой в 3 тонны. Для того, чтобы потребовалась категория BE, нужно сочетание обоих условий: и массы прицепа больше 750 кг, и общей массы больше 3,5 тонн.
Чтобы получить категорию BE, нужно пройти стандартную процедуру обучения: получить медсправку, посетить теоретические и практические занятия, а затем сдать экзамены в автошколе и ГИБДД. Однако в отличие от категории B, у BE есть дополнительные ограничения по возрасту и стажу. Тот же Федеральный закон № 196-ФЗ указывает, что получить категорию BE могут только водители не моложе 19 лет и имеющие право управления транспортными средствами категории «В» не менее 12 месяцев.
На всякий случай уточним, что при управлении автомобилем с прицепом водитель обязан иметь при себе документы на прицеп и предоставлять их для проверки сотрудникам ГИБДД. Эта обязанность зафиксирована в пункте 2.1.1 ПДД.
Физические лица, владеющие прицепами к легковым автомобилям, не должны страховать их по ОСАГО. На это указывает пункт «д» части 3 статьи 4 Федерального закона об ОСАГО №40-ФЗ: согласно ему, обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Внимательные автовладельцы знают, что в полисе ОСАГО есть пункт «транспортное средство используется с прицепом», где можно поставить галочку. Однако владельцев прицепов к легковым автомобилям эта отметка тоже не касается. Дело в том, что пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО фиксирует, что обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
Из этого пункта нужно сделать два вывода. Во-первых, страховка на прицеп к легковому автомобилю, как мы уже знаем, не нужна. А во-вторых, отметка в полисе ОСАГО о том, что транспортное средство используется с прицепом, относится к грузовым автомобилям, и в полисе на легковой автомобиль, который используется с прицепом, эту галочку ставить не нужно.
Часть 4 статьи 32 Федерального закона № 170 о техосмотре исключает необходимость проходить техосмотр частным владельцам прицепов. Согласно ей, прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до трех тонн пятисот килограмм, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012 года.
Максимальные габариты прицепа регламентированы требованиями к размерам транспортных средств в Техрегламенте Таможенного союза. Длину прицепа регламент напрямую не ограничивает, но максимальная длина автопоезда в составе тягача и прицепа (полуприцепа) – 20 метров. Прочие же габариты указаны непосредственно для прицепов: максимальная ширина транспортного средства категорий прицепа (категории О) не должна превышать 2,55 метра, а максимальная высота прицепа не должна превышать 4 метра.
Кроме того, стоит помнить, что прицеп, как и автомобиль, должен иметь работающие световые приборы. Пункт 19.1 ПДД указывает, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах должны быть включены габаритные огни.
В городе дополнительных ограничений по скорости движения для легковых автомобилей с прицепом нет – то есть, можно двигаться со скоростью 60 км/ч, если нет иных ограничений. А вот по загородным дорогам придется ездить медленнее. Пункт 10.3 ПДД указывает, что вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям при буксировке прицепа на автомагистралях – не более 90 км/ч, на остальных дорогах – не более 70 км/ч.
В одном из прошлых материалов мы упоминали знак 3.7 «Движение с прицепом запрещено», который запрещает в том числе буксировку механических транспортных средств. Но вот ехать на легковом автомобиле с прицепом под знак 3.7 можно. Дело в том, что по Правилам под этот знак «запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств», а легковые автомобили под запрет не попадают.
Во-первых, в прицепе запрещено перевозить людей. На это указывает пункт 22.8 ПДД: согласно ему, запрещается перевозить людей вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче.
Во-вторых, в прицепе нельзя возить грузы, с которыми будут нарушены правила перевозки грузов. Подробно эти правила изложены в разделе 23 ПДД. Требований к грузу довольно много, так что перед перевозкой лучше перечитать раздел 23 полностью, ну а мы кратко перечислим требования.
Итак, правилами запрещены:
Кроме того, ПДД указывают, что груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками.
Если массовые характеристики предусматривают наличие категории BE у водителя легковушки с прицепом, но у водителя ее нет, то это классифицируется как езда без прав. Наказание последует по части 1 статьи 12.7: «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от 5000 до 15 000 рублей». Кроме того, согласно статье 27.13 КоАП в этой ситуации применяется задержание транспортного средства с помещением его на штрафстоянку.
Нарушение правил регистрации прицепа карается по той же статье 12.1, что и в случае с автомобилем. Часть 1 этой статьи указывает, что управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 800 рублей. А часть 1.1 предусматривает ужесточение наказания за рецидив: «повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 3 месяцев».
Наказание за нарушения правил перевозки грузов самое мягкое. Оно предусмотрено частью 1 статьи 12.21, согласно которой «нарушение правил перевозки грузов влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей».
Нужны ли права на прицеп к легковому автомобилю
Приобретая для персональных потребностей прицеп, владельцы бывают недостаточно осведомлены о том, возникнет ли необходимость открывать дополнительную категорию в удостоверении водителя. Перед покупкой автомобильной техники ознакомьтесь с эксплуатационными и юридическими тонкостями, которые предусмотрены в законодательстве на 2022 год. Иначе вы можете неумышленно нарушить правила дорожного движения, создать аварийную ситуацию, а также быть оштрафованным за не вовремя оформленное ТС.
Прицеп, его виды — официальная терминология
«Прицеп»— транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Официальная терминология в зависимости от технических характеристик прицепов подразделяет их на несколько видов:
Грузоподъемность, снаряженная и полная масса ТС
При необходимости открывать еще одну категорию для вождения автомобиля с прицепом рекомендуется знать ряд терминов, на которых основывается профессиональная терминология:
Типы прицепов и их обозначение
В зависимости от полной массы ТС, раздел 5 ГОСТ Р 52051-2003 выделяет несколько категорий, каждая из которых имеет свое обозначение:
Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонны.
Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонны.
Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.
Эксплуатация типов 03 и 04 требует в правах отметки «ВЕ» и определяется в ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения».
Категория «В»: что разрешено водителю
Пример:
Условия использования прицепов массой более 750 кг
В 2022 году потребуются права не только на прицеп к легковому автомобилю, но и для трейлера. Категория «В», согласно ПДД, дает право на управление легковыми автомобилями и небольшими грузовиками, внедорожниками (джипами), микроавтобусами, мотоколясками, ТС с прицепами разрешенной максимальной массой до 0.75 тонны. Если этот показатель больше 750 кг, то такой автосостав должен соответствовать дополнительным требованиям, указанным в ст. 25 196-ФЗ на 2022 год:
Правила перемещения груза
Безопасная для водителя и участников дорожного движения перевозка грузов в прицепах имеет свои особенности.
Фаркоп является единственно возможным способом надежного крепления груза. Иногда на сложных трассах или извилистых дорогах может потребоваться дополнительное использование цепи или страховочного троса.
Во время парковки трейлера необходимо использовать фиксаторы, даже если вы паркуете его отдельно.
Величина допустимого выступления габаритного груза за пределы трейлера, специальное обозначение груза в дневное и ночное время определяется ПДД.
Перевозка пассажира в прицепе запрещена, даже если это «дом на колесах». Запрет также касается взрывоопасных и воспламеняющихся веществ, газовых баллонов, топлива.
Допустимая скорость движения легкового автомобиля с прицепом составляет:
Специфика оформления
Любое ТС необходимо поставить на учет не позже, чем через 10 дней со дня приобретения. За регистрацией можно обратиться в любое регистрационное подразделение ГИБДД независимо от места жительства или региона пребывания заявителя.
Правила регистрации прицепов в 2022 году регламентируются Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 № 1764. Вне зависимости от количества осей ТС обязательно регистрируются в государственных органах ГИБДД, при этом лицам, имеющим водительское удостоверение с отметкой «В», приобретать дополнительный полис ОСАГО непосредственно на него не нужно (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ Об ОСАГО).
Перечень документов для оформления прицепа
Прежде чем явиться в ГИБДД для регистрации прицепа, необходимо подготовить следующие документы:
После постановки на регистрационный учет прицепа новый собственник получает:
Порядок регистрации включает в себя: предоставление документов в ГИБДД, осмотр ТС сотрудником ГИБДД (производится сверка VIN-номера, проверка на отсутствие неполадок), и последующее оформление регистрационных бумаг.
Срок привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет два месяца и исчисляется по истечении 10 дней с момента, когда собственник или иной владелец мотоцикла или прицепа обязан зарегистрировать его или изменить регистрационные данные о нем (Обзор N 2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015).
Антон Шаров, автоюрист, независимый журналист, главный редактор