что нужно чтоб стать дизайнером
Как я стала графическим дизайнером
Со жгучим желанием вместо профильного образования
Я никогда не планировала заниматься дизайном и получать за это деньги.
В 2013 году я поступила в Вятский государственный гуманитарный университет на факультет лингвистики. Тогда я даже не задумывалась о том, что существует профессия дизайнера. У меня диплом переводчика: я учила английский, немецкий и испанский.
К дизайну я пришла окольными путями. Начинала с подработок, например обрабатывала фото для «Инстаграма» за копейки. Спустя 6 лет я организовываю съемки в Москве, считаю дизайн любимым делом и получаю за это до 120 000 Р в месяц.
Первая работа: контент-менеджер
В профессии переводчика я быстро разочаровалась. Синхронному переводу в моем университете вообще не учили, а вместо этого готовили к скучной работе с документами в бюро переводов или учителем в школе. Переводчики и учителя в Кирове получают 15—17 тысяч рублей в месяц.
Я начала работать репетитором по английскому языку. За одно занятие зарабатывала 400 рублей. Больше никаких подработок у меня не было, поэтому я погрузилась в хобби: часто устраивала фотосессии для подруг и с удовольствием фотографировалась сама.
В 2013 году я завела инстаграм и захотела научиться красиво обрабатывать фото. Тогда я начала изучать базовые функции Adobe Photoshop. Могла удлинить себе ноги на фото или сделать красивый пресет: набор фильтров для быстрой обработки снимков.
А еще я начала снимать ролики на «Ютубе», где рассказывала о жизни или делилась советами по стилю. Для каждого ролика нужна была красивая обложка, чтобы видео выделялось и его посмотрело как можно больше людей. Я научилась накладывать текст и картинку на фотографию в «Фотошопе». Для яркой обложки к ролику достаточно минимальных знаний. Процесс мне безумно нравился.
К заработку в дизайне я пришла только в 2017 году. До этого мой доход складывался из подработки репетитором по английскому. Мой молодой человек тогда работал таргетологом — специалистом по настройке рекламы в соцсетях. Для аккаунта местного бара он искал контент-менеджера — человека, который будет выкладывать в инстаграм картинки с описаниями и следить за тем, чтобы посты выходили вовремя. У меня к тому моменту был уже красиво оформленный личный инстаграм, поэтому он предложил мне попробовать. За такую работу я получала до 10 000 Р в месяц.
Первая работа в дизайне
Однажды я случайно узнала, что из бара, с которым я уже два месяца работала как контент-менеджер, ушел дизайнер. Ребята объявили конкурс на новое место — нужно было нарисовать афишу мероприятия.
Специальных навыков у меня не было. Зато я уже умела работать в «Фотошопе» и примерно представляла, как делаются афиши и постеры для баров. Я каждый день их выкладывала в соцсетях и вообще не видела в них ничего сложного.
Я отправила свою версию афиши, и мы с ребятами сработались. Я начала работать с ними в 2017 году и сотрудничала до самой пандемии. За проект получала 10 000 Р в месяц, делала рекламные макеты, картинки для соцсетей и афиши. В неделю нужно было сделать 2—3 афиши для каждой вечеринки бара. Иногда ко мне приходили с более сложными задачами: например, сделать меню или лифлет — маленькую афишу на столики.
С этим постером я выиграла конкурс и получила свою первую работу дизайнера
Когда я получала задачу, садилась, открывала Гугл и искала способы сделать картинку. На каждую задачу я тратила примерно 3—4 часа — из них час искала референсы и идеи на «Пинтересте». Меня интересовали именно новые техники.
Каждую афишу я пробовала сделать непохожей на другую: добавляла неоновый шрифт или необычный градиент. Как реализовать идеи, узнавала из роликов на «Ютубе» или по первым ссылкам в Гугле. Если ввести запрос «Как сделать неоновый шрифт», поисковики выдают гору бесплатных подробных мануалов.
Чтобы расти, я просила знакомого опытного дизайнера дать мне обратную связь. Он помогал исправлять самые частые ошибки. Моим афишам чаще всего «не хватало воздуха» — это значит, что на изображении было мало свободного пространства. Еще у меня страдало сочетание цветов: я могла свободно соединить что угодно, а цвета не подходили друг к другу; накладывала тень на текст, а это было уже немодно.
Мой первый работодатель был крайне лояльным клиентом. Все его комментарии были обоснованы: например, я использовала цвет не из брендбука и его просили заменить, или фото не подходило по рекламным критериям.
Так выглядела лента инстаграма бара до того, как я начала делать им дизайн
Какие программы я освоила
Работать в большинстве нужных дизайнеру программ я научилась самостоятельно. Когда поступала задача, открывала нужную программу, «Ютуб» и Гугл и разбиралась на практике.
По моему опыту, некоторые функции в этих программах легко освоить интуитивно.
«Фотошоп» можно изучать всю жизнь, но двух недель достаточно, чтобы освоить базовый функционал. В последней версии вообще есть встроенное обучение: подсказки появляются при наведении на кнопку.
After Effects — программа гораздо более сложная. У меня ушло 3 месяца, чтобы научиться им пользоваться без подсматриваний в мануалы. Я пользовалась бесплатными версиями — просто скачивала их на торрентах.
Инструменты, которые я использую в работе дизайнера
Программа | Зачем понадобится |
---|---|
Adobe Photoshop | Растровая программа. 80% работы делаю в ней: создаю афиши и любые картинки для диджитала, дизайн сайта, полиграфию |
Adobe Illustrator | Векторная программа. В ней удобно рисовать картинки или отдельные элементы, потому что векторное изображение можно увеличить хоть в 100 раз, а фотографию — нет |
Adobe After Effects | Программа для анимации |
Sony Vegas | Программа для видеомонтажа. Еще есть Adobe Premiere — некоторые дизайнеры считают ее удобнее |
Adobe Indesign | Программа для верстки, например ежедневников или буклетов |
Очень рекомендую прочитать книгу Иоханнес Иттен «Искусство цвета». Она научила меня работать с цветом и дала фундаментальные знания о цветокоррекции. Еще рекомендую ютуб-каналы дизайнеров: Atlantis и Lituspro.
Дизайнер в провинции
Доход: 10 000—50 000 Р
Киров — небольшой город. Знакомые узнали о моей новой работе и начали предлагать дизайнерские задачи. Случилось это быстро — через 3 месяца от начала моей работы дизайнером в местном баре.
Новые заказчики приходили с задачами, которые я ни разу не делала. Я соглашалась на все. Приходили за логотипом — я училась делать логотипы. Нужен был дизайн сайта — разбиралась, как это сделать.
С парнем мы решили делать соцсети для разных компаний. Это было одно из моих лучших решений в карьере дизайнера. Больше не нужно было искать новых клиентов — мои услуги продавал мой молодой человек, а мне называл готовую цену без учета своего процента.
Если клиенты приходили ко мне напрямую, я узнавала среднюю цену за работу на биржах фриланса и делала существенную скидку из-за отсутствия опыта. В итоге у меня появился более-менее стабильный основной доход, если можно назвать стабильным заработок, который колеблется от 10 000 до 50 000 Р в месяц.
я заплатила за подержанный графический планшет
Мне удалось поработать с Кировским молочным комбинатом, с «Вятским квасом», с известной в городе студией танцев «Миллениум» и с многими другими бизнесами, которые в Кирове знал каждый второй.
Я оформила ленту для «Вятского кваса». Сама организовывала съемки и сама же в них участвовала: на нескольких фотографиях мое лицо
Чтобы визуал — то есть, сочетание всех картинок и видео — в инстаграме получался качественным, я ездила на съемки, подбирала моделей, выбирала локации, находила фотографа и студию, помогала обрабатывать фотографии, а потом собирала картинки для постов.
Параллельно я старалась развиваться в других направлениях дизайна: делала логотипы, приглашения на свадьбу, сертификаты и даже дизайн сайтов. Мои навыки постоянно росли благодаря тому, что я делала самые разные проекты. Я поняла, что хочу заниматься этим всю жизнь, когда осознала, что готова делать красивые картинки бесплатно.
Дизайнер в Москве
Доход: до 120 000 Р
В 2019 году я начала искать работу в Москве. Искала как все — через «Хедхантер». Выбирала вакансии графического дизайнера и смотрела, чтобы все требования к кандидату были мне по плечу.
Чаще всего предлагали зарплату 50 000—60 000 Р в месяц. Я откликнулась примерно на 70 вакансий и получила всего 4 ответа. Но после первого же собеседования мне предложили сделать тестовое задание, а затем сделали оффер.
Так я стала графическим дизайнером в диджитал-агентстве Tesla Media. Там я создавала графический контент для брендов: сторис и посты в «Инстаграме», оформление соцсетей и анимацию.
В Москву я переезжала с оффером на руках и накопленными сбережениями: у меня было 30 000 Р на квартиру и 15 000 Р — на расходы.
Год работы в агентстве помог мне серьезно прокачать навыки. Прежде всего, в агентстве всегда полно задач. За один рабочий день я переключалась между брендами из разных сфер: красоты, финансов, общепита. К каждому клиенту нужен свой подход: один хотел 10 готовых вариантов для поста, а другой сразу согласовывал единственный черновик.
За два месяца я освоила коллажирование и анимацию, которые сейчас в тренде. Я работала быстро в условиях стресса — и в итоге научилась общаться с заказчиком и при этом не седеть. А еще гораздо легче справляться с причудами клиента и нереалистичными дедлайнами с помощью коллег, которые тоже переживают подобные ситуации.
Свою зарплату я разглашать не могу. Могу лишь уточнить, что получала ненамного больше, чем при активной работе на фрилансе.
Офис научил меня работать много и постоянно. Если на фрилансе я работала не больше 5—6 часов в день и старалась не трогать выходные, то с офисом я тратила на работу 8—9 часов в день, а иногда делала срочные задачи в субботу или воскресенье.
Я довольно быстро поняла, что жить на мою зарплату в Москве можно, но сложно, особенно с учетом аренды жилья. Поэтому почти сразу начала заниматься сторонними проектами — иногда меня находили через Behance, иногда приходили старые клиенты, кто-то обращался по рекомендации. Сторонние проекты увеличивали мою зарплату примерно в два раза — и я получала уже до 120 000 Р в месяц.
Я совмещала двойную нагрузку так: работала утром 2 часа, после возвращения с работы еще 2 часа, иногда забирала 1 выходной и отводила его под проекты. Сейчас я не понимаю, как могла выдерживать работу в таком темпе.
В офисе я поняла, что в буднях графического дизайнера очень мало творчества, которое я так ищу в жизни. Моя работа была больше похожа на математику, чем на работу художника. Все творчество забирали креаторы, а я получала уже готовое ТЗ с максимально подробным описанием задачи и просто воспроизводила идеи других людей на картинке.
Задачи в сторонних проектах были куда более творческими, помогали мне сохранять баланс и не выгорать на рутинной работе. Я разрабатывала стиль для «Инстаграма» и фирменный стиль для крутых брендов — например, сотрудничала с рестораном «Сахалин». Осознание того, что я работаю с известными брендами, давало мне заряд вдохновения и творческих сил. Многие из проектов находятся под соглашением о конфиденциальности, так что больше брендов назвать не могу.
Сейчас, когда у меня есть свободное время, я тренируюсь делать дизайн для глобальных брендов. Продолжаю делать афиши — но уже куда более сложные и для звезд шоу-бизнеса. В качестве тренировки делаю контент для инстаграма «Луи Вюиттон». Так я прокачиваю навыки, которых мне не хватает, и получаю интересные дополнения к своему портфолио.
Дизайнер со статусом самозанятого
Доход: до 120 000 Р
Я очень хотела и хочу зарабатывать столько, чтобы ни в чем себе не отказывать. Сейчас моя цель — через пять месяцев зарабатывать стабильно 300 000 Р в месяц. Правда, мне придется сменить статус с самозанятости на ИП, если мой доход превысит 200 000 Р в месяц. Было сложно существенно повысить доход, когда я работала 8 часов в день за фиксированную зарплату. Количество дополнительных проектов всегда было ограничено моим свободным временем.
Еще я всегда хотела стать профессионалом в дизайне и захватить еще больше направлений. Кроме графического дизайна есть еще дизайн логотипов, сайтов, полиграфический дизайн, дизайн-верстка. Разновидностей и стилей очень много.
Поэтому 1 июня 2020 года я решилась уволиться. В моей жизни начался новый период — я оформила статус самозанятой. Поводом для увольнения стало сокращение зарплаты примерно на 20%. Я снимаю квартиру за 33 000 Р в месяц, поэтому такое падение дохода для меня стало существенным и недопустимым.
Я нашла новые проекты на полную занятость и вернулась к жизни фрилансера. Один проект нашла случайно в «Инстаграме»: в сторис попалась реклама о поиске дизайнера. Сделала тестовое — и получила работу. Еще ко мне продолжают обращаться старые клиенты, для которых я немного повысила цену за свои услуги.
Сейчас понимаю, что сарафанного радио уже не достаточно. Я планирую продвигать свой рабочий инстаграм-аккаунт и искать новых клиентов в телеграм-каналах.
Сейчас у меня свободный график, на работу уходит в среднем 6 часов в день. Я могу планировать свои дела не только на вечер после 20:00, но и на утренние и дневные часы.
В рабочее время я участвую в съемках, снимаю бэкстейдж и видео для сторис, монтирую их, иногда даже пишу небольшие тексты. Теперь я не просто делаю дизайн по ТЗ, у меня появились задачи креатора: я мониторю тренды на Awwwards, Behance и Dribbble, придумываю идеи и внедряю их в текущие проекты.
Где научиться дизайну
Coursera — идеальный вариант для начинающих дизайнеров. На платформе десятки курсов от ведущих мировых университетов. Сейчас я обучаюсь на курсе Fundamentals of Graphic Design и новых знаний и техник мне более чем достаточно. Многие можно пройти бесплатно или заплатить 2000—3000 Р и получить сертификат.
Skillbox — хороший вариант для получения базовых знаний по дизайну. Из плюсов — курсов по отдельным направлениям дизайна много, авторы обещают помощь в трудоустройстве и предлагают внести первый платеж за курс через 6 месяцев после начала обучения. У компании отличные рекомендации среди моих коллег: работающие дизайнеры остались довольны. Стоимость курса по графическому дизайну в рассрочку — 4900 Р в месяц.
Я написала письмо с просьбой о финансовой поддержке — так на «Курсере» можно сделать почти на всех курсах. В письме рассказала, что я давно занимаюсь дизайном, но мне не хватает профессионального образования. Как же я удивилась, когда California Institute of Arts выдал мне финансовую поддержку, и я смогла получить сертификат бесплатно.
Меня зацепил подход к процессу обучения. На курсе невозможно ошибиться. Например, куратор может дать задание нарисовать яблоко. Как именно — никто не скажет. Это постсоветские преподаватели сразу скажут: нарисуй яблоко ручкой.
Когда нет никаких ограничений, начинается творчество. Особенно меня впечатлило задание на 10 разных техник. Я нарисовала губы в пяти техниках сразу, а на шестой уже застопорилась. И вот когда преодолевается ступор, начинается креатив, который очень востребован на рынке рекламы и маркетинга — кто-то же должен придумывать запоминающиеся ролики и постеры.
Теперь в планах у меня активное обучение и поиск более масштабных проектов: я хочу продолжить курс Fundamentals of Graphic Design и пройти курс Modern Art & Ideas на той же «Курсере» — он направлен на развитие креативности. Сертификаты помогут мне усилить портфолио и увеличить стоимость своей работы.
Как стать дизайнером с нуля
Дизайн – это очень обширное поле деятельности, предполагающее проектирование художественных форм и внешнего вида самых разных промышленных изделий, фасадов зданий, интерьеров помещений, словом, это художественное конструирование всего, с чем в быту соприкасается человек, что окружает людей в повседневной жизни. Поэтому в дизайне есть масса узких профилей. У представителей самых популярных направлений художественного конструирования: интерьер, ландшафт, одежда – «ПрофГид» спросил, как с нуля стать дизайнером.
Я закончила художественную школу, колледж и институт по специальности «дизайн среды», дальше было много узкопрофильных курсов. Мой путь длился около 10 лет. Я довольна тем, как все складывается, поэтому расскажу про него.
Первое, с чего стоит начать, – художественное образование, т. к. на собственном опыте могу сказать, что это имеет большое значение! Дизайнеры с художественным образованием лучше чувствуют композицию, цвет, свет, их работы гармоничней. Необязательно художественная школа, это могут быть дополнительные курсы, но изучить живопись, цветоведение и рисунок обязательно.
Я после девятого класса выбрала колледж по специальности «дизайн», потому что уже тогда знала, чем хочу заниматься, но этот пункт необязателен. Дальше было высшее образование в средовом дизайне. Высшее образование в этой сфере я считаю обязательным, т. к. профессия подразумевает не только подбор красивых штор и обоев. Есть множество технических моментов, которые необходимо учитывать при проектировании. К сожалению, приходилось сталкиваться с тем, что выпускники курсов даже не знают, что такое эргономика, не могут запланировать нужное количество розеток в помещении.
Следующим этапом были курсы прокачки навыков и изучения смежных профессий: 3D-моделирования, графического дизайна, иллюстрации, маркетинга, т. к. я решила пойти в коммерческие интерьеры. Это все позволяет выйти за рамки, расширить кругозор и образ мысли.
Еще с первого курса института я стала брать проекты для знакомых и друзей за символические плату – это помогает применять полученные навыки и формировать портфолио. Летом устраивалась консультантом в магазины мебельных и отделочных материалов, типографию, праздничное агентство, чтоб ближе познакомиться нюансами, именно там я закрепила знания эргономики, стандартных габаритов и особенности материалов, методы печати, декорирование. К окончанию института я имела внушительное резюме, портфолио и знания, благодаря чему уже через полгода после получения диплома руководитель с одного из мест работы порекомендовал меня, и я создала проект корпоративного музея для «Газпром Надым».
Из своих ошибок и сожалений: жалею, что не публиковала все проекты в социальные сети, не начала еще тогда вести Instagram, писать статьи, участвовать в премиях и конкурсах. У меня был страх профессионального сообщества, казалось, что они все такие крутые, я только в начале пути – никто. Сейчас я понимаю, что это было моим упущением, потому что в общении с коллегами открываешь для себя много нового, делитесь опытом – это значительно быстрей и проще, чем доходить самостоятельно до инсайтов и учиться на собственных ошибках.
Моя история становления дизайнером началась в подростковом возрасте. Когда мне было 12 лет, меня было не оторвать от модных журналов вроде Vogue или Glamour. В какой-то период у меня накопилось столько журналов, что мама запретила мне их покупать и я тайком проносила их домой, рассматривала новинки из мира моды. Позже разглядывание красивых картинок переросло в некое ощущение модных образов и их реализацию на себе, а затем и на других.
Неудивительно, что первым клиентом Rockabi была я сама. По моему проекту мастера сшили кожаную куртку с заклепками и завязками на рукавах. Первый опыт оказался успешным: друзья и знакомые спрашивали, где я достала такую вещь. После этого я решила выставить куртку на маркетплейс, получила множество звонков и продала ее в первый же день. Спустя несколько месяцев создала еще несколько проектов одежды — так в 2018 году и зародился бренд Rockabi. Учитывая тот факт, что я постигала все основы профессии самостоятельно, стартовала я успешно. Хотя я бы с удовольствием получила высшее образование дизайнера. Но и сейчас не поздно это сделать.
Чтобы понять запросы аудитории, на первом этапе я тестировала разные гипотезы и каналы продаж. В fashion-сегменте можно начать с площадок с большим охватом пользователей, например с «Авито» или «Юлы». Это позволит понять, будут ли ваши изделия продаваться. Стартовый капитал для проверки гипотезы может быть минимальным. Малоизвестному бренду открывать розничный ритейл рискованно – не факт, что проходимость будет высокой. В торговых центрах большая часть покупателей все же предпочитает массмаркет. Шоурум имеет смысл, если аудитория в соцсетях широкая: тогда желающих примерить одежду будет достаточно.
Сейчас проще начинать продажи с социальных сетей, искать свою целевую аудиторию там. Если вы решили открыть магазин в Instagram, там же можете отправлять счета на оплату, например через ЮKassa, которая позволяет выставлять их даже без сайта: просто копируете ссылку и посылаете клиенту. А если у вас отдельный интернет-магазин, у ЮKassa есть готовые решения по онлайн-кассам. Все работает по 54-ФЗ: чеки идут в налоговую.
Чтобы определить цену своего товара, нужно посчитать все расходы: на материалы, рекламу, упаковку, налоги, – и не забыть про наценку. Чтобы не прогадать, необходимо проанализировать цену у конкурентов и оценить платежеспособность целевой аудитории. Если цена товара выше средней, клиент должен понимать, за что переплачивает. Например, за качество пошива или уникальный дизайн.
Профессия ландшафтного дизайнера очень интересная, но и вместе с тем сложная – она находится на пересечении строительного дела, агрономии и собственно дизайна. Ландшафтному дизайнеру необходимо понимать, как растут растения, как они выглядят в разное время года, как за ними ухаживать, чтобы добиться большей декоративности, и не только это.
Профессию ландшафтного дизайнера, как я думаю, проще осваивать по шагам. Сначала ты изучаешь дендрологию, особенности выращивания растений, учишься создавать привлекательные эскизы садов, изучаешь историю стилей, затем можно приступить и к освоению инженерной части – разобраться, как сделать вертикальную планировку участка, понять, зачем нужен дренаж и ливневая канализация, что нужно учитывать при проектировании покрытий дорожек и площадок.
Если нужно освоить профессию с нуля, я бы посоветовала начать с профессиональных курсов. Например, в академии Pentaschool. Всего за 3-4 месяца можно получить общее представление о профессии, а затем, углубляясь в различные сферы (такие как устройство дренажа, автополива, создание водоемов), «набрать» себе различные скиллы.
Кроме изучения теории важно посещать строительные и ландшафтные выставки, ездить в питомники, смотреть на растения вживую. Для ландшафтного дизайнера очень важен практический опыт, и я бы, если снова начинала путь в профессии, начала бы его с работы садовником.
Я рекомендую подойти к профессии дизайнера с малого. Для начала можно прослушать бесплатный вебинар от практикующего дизайнера, который расскажет, что из себя представляет дизайнер интерьера, из чего состоит дизайн-проект, и является ли окончание дизайн-проекта точкой в работе дизайнера.
Если полученная информация заинтересует, можно пойти учиться на дизайнерские курсы, чтобы примерить на себя профессию. Курсы рассчитаны на небольшой срок и достаточно быстро дадут осознание, в правильном ли направлении вы движетесь.
Советую выбирать курсы при дизайн-студиях. По окончании обучения они обычно предлагают лучшим студентам подработку, что является хорошим стартом в профессию. Прохождение курсов обычно включает не только сухие лекции, но и практические выезды на реальные объекты, поездки в шоурумы, знакомства с подрядчиками. Это дает возможность окунуться в работу дизайнера. Обязательно читайте отзывы об учебном заведении, чтобы не попасть к некомпетентным преподавателям.
Также стоит посещать различные знаковые мероприятия в сфере дизайна, профильные конференции и мастер-классы.
Когда к вам придет понимание профессии и вы почувствуете необходимость иметь фундаментальную базу знаний, тогда нужно идти учиться в институты и различные школы дизайна.
У профессии дизайнера интерьера нет возраста и социальной прослойки – это состояние души. Тебя одинаково сильно приводят в восторг новая коллекция плитки и монтаж проточного нагревателя воды в стояке. Ты садишься за компьютер и погружаешься в мир планировок и красок, новых дизайнерских решений и интерьерных стилей. Глазами заказчика создаешь новый уникальный интерьер с учетом своего дизайнерского опыта.
Подведем итоги
И, наверное, главный вывод: дизайнер – это эрудированный технарь-технолог с прекрасным художественным вкусом и новатор-креативщик, отлично знакомый с канонами классического искусства. Сложно? Нет: интересно. В такой профессии никогда не будет скучно, поэтому стоит хотя бы попробовать стать дизайнером, даже если делать это придется с нуля.
- что нужно чтобы собрать ребенка в лагерь
- через что смотреть фото на виндовс 10