что нужно чтоб пойти в 10 класс
Ученики 9-х классов, не прошедшие в профильные 10-е классы, не имеют каких-либо специальных прав на продолжение обучения в этой же школе
minenkofotocom / Depositphotos.com |
Если ребенок окончил 9 классов, но не смог «поступить» в профильный 10-й класс своей школы, а общеобразовательных классов в ней нет, то его можно отчислить из этой «профильной» школы, но при этом его обязаны взять в 10-й класс обычной школы по месту проживания (Постановление Конституционного Суда РФ от 23 июля 2020 г. № 39-П).
Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу, предметом которой была описанная ситуация, и счел, что права ребенка на получение образования нарушены не были.
С жалобой выступил отец девочки, которая не смогла пройти очень жесткий отбор в профильные 10-е классы своей собственной школы и была отчислена. Администрация школы объяснила расстроенным родителям, что оснований для зачисления ребенка в класс с углубленным изучением нет, а общепрофильных 10-х классов в школе не имеется. К тому же, девочка вообще не проживает на той территории, которая закреплена за школой. Родители перевели ребенка на домашнее обучение и одновременно попытались оспорить исключение из школы. Но безуспешно – суды обосновали отказ в иске п. 1 ч. 1 ст. 61 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (об отчислении в связи с получением образования – завершением обучения) и ч. 5 ст. 67 этого же закона (об организации индивидуального отбора при приеме ученика в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения).
Конституционный Суд РФ счел спорные нормы соответствующими Конституции РФ, поскольку эти нормы предполагают, что:
Прием в 10 класс на 2021–2022 учебный год
Поступление в 10 класс на 2021–2022 учебный год будет по другим правилам по сравнению с предыдущими годами. Перед учеником поставят выбор: базовый или профильный класс. Для поступления в старшую школу на профильное направление необходимо пройти несколько этапов отбора. Про все подробности читайте дальше.
Профильные или предпрофессиональные классы
Общеобразовательные учреждения обязаны реализовать учебные планы одного либо ряда профилей обучения. Предпочтения учеников определяются учебными заведениями, они же, проанализировав информацию, решают, какие профили станут действовать в школе. Профильное обучение помогает за счет изменений в структуре и организации учебного процесса максимально учесть интересы и способности обучающихся. В профильных классах создаются условия для обучения школьников с учетом их целей в отношении дальнейшего образования.
Список профилей:
Название профиля | Углубленное изучение |
Естественнонаучный | Математика Биология |
Гуманитарный | Русский язык Право |
Социально-экономический | Математика География |
Технологический | Алгебра Информатика |
Универсальный | Для тех школьников, кто пока не выбрал будущую профессию. |
Каждый учебный план кроме трех-четырех предметов для углубленного изучения содержит и другие учебные предметы – в общей сложности 11–12. Общими для всех являются такие дисциплины:
В предпрофессиональных классах подготовка школьников еще более специализированная. Школьников подготавливают к поступлению в университеты и к постижению выбранных специальностей. Составляя учебные программы, школы сотрудничают с ВУЗами, куда планируют поступать школьники.
Профильные направления есть и в обычных школах, и в гимназиях.
Кроме профильных классов, в учебных заведениях формируются базовые классы. В них учащиеся продолжают постигать привычные предметы без углубленного изучения каких-либо дисциплин.
По закону любой школьник, если он пока не определился с профессией, может продолжить обучение после 9-го класса в 10-м базовом классе. Но на самом деле не во всех общеобразовательных учреждениях есть базовое обучение, поскольку в школах стремятся поделить детей по направлениям. Решение о наличии или отсутствии базовых классов принимают на муниципальном уровне. Педсостав школы может влиять на мнение местной власти. Нередко базовые классы не организовываются руководством. Тем учащимся, кто не разобрался с профилем, предлагают перевестись в другую школу.
Стоит ли поступать в 10–11 классы
Каждый год девятиклассники принимают решение: продолжить обучение в школе или выбрать среднее специальное образование. Плюсы и минусы есть и у первого, и у второго решения.
Среднее специальное учебное заведение
Правила зачисления в 10 класс
Правила зачисления в 10 класс 2021–2022 устанавливаются учебными заведениями и отличаются в разных школах. Девятиклассник имеет возможность продолжить обучение после стандартных этапов отбора:
Даты проведения этапов отбора учебные заведения выбирают по своему усмотрению. Чтобы узнать даты, нужно уточнить информацию на школьном сайте.
Критерии отбора
Конечно, важно желание школьника продолжать обучение. Но условия приема разрабатывают отдельно в каждом учебном заведении.
Обычно при приеме смотрят на оценки в аттестате. Учитывают результаты ГИА. Набранные баллы должны соответствовать оценкам «отлично» и «хорошо». Особое внимание уделяют успеваемости по тем предметам, изучение которых будет углубленным. Ребенку с плохими оценками могут отказать в приеме в профильные классы. Решение принимается руководством школы.
В некоторых случаях играет роль наличие учебных или спортивных достижений.
Берут ли с тройками в 10 класс в 2021 году
Тех девятиклассников, которые учатся не очень хорошо, интересует вопрос, берут ли в 10 класс с тройками в 2021 году. Главное условие перевода девятиклассника – успешная сдача итоговых Всероссийских проверочных работ. В случае удовлетворительных результатов ученик может продолжать обучение. Если имеются сомнения в правильности деятельности руководства школы, то всегда можно написать жалобу в управление образования.
В отдельных лицеях и гимназиях на официальном сайте указывают основные требования: количество баллов и даты тестирований.
Если раньше школы стремились избавиться от троечников, то сейчас такая тенденция не наблюдается.
Почему могут отказать
В России среднее образование является общедоступным и бесплатным для всех. Окончить школу ребенок не просто имеет право, но и обязан. Обучающиеся выбирают учебное заведение и форму получения образования. Отказ в зачислении из-за личного отношения к школьнику, места прописки или успеваемости будет нарушением законодательства. Администрация школы не имеет права отказать в приеме заявки от девятиклассника по причине плохих оценок, если учащийся сдал ГИА и имеет аттестат.
Если ученику отказали в школе, то родители обращаются в управление образования своего муниципалитета.
Образовательная организация не должна отказывать школьнику в выборе формы обучения. Если он хочет обучаться в общеобразовательном классе, то не должен соглашаться на профильный.
В образовательных учреждениях бывает разное: информация, которую озвучивают о наличии мест и условиях приема, иногда неверны. Не стоит раньше времени расстраиваться, всегда можно обжаловать негативное решение.
Какие документы нужны для зачисления
При наборе в 10 класс требуют такие документы:
Полный список документов уточняют в образовательной организации, куда планируют поступление.
Прием в 10 класс на 2021–2022 учебный год пройдет по новым правилам. Подростку придется выбрать, в какой класс идти: в базовый или профильный класс с углубленным изучением каких-то дисциплин. Девятикласснику не должны отказывать в поступлении в общеобразовательный класс. Если учебное заведение набирает учеников только для профильного обучения, то надо ознакомиться с условиями отбора и попытаться пройти все этапы. Родители могут настаивать на продолжении обучения ребенка только в базовом классе, куда по законодательству должны приниматься все. В случае отказа стоит обратиться с жалобой в управление образования.
О приёме в десятые профильные классы – рекомендуемые минимальные баллы
Согласно ч.5 ст.67 ФЗ «Об образовании в РФ», организация приёма для профильного обучения осуществляется в соответствии с нормативным правовым документом субъекта Российской Федерации. Порядок приема в 10-е профильные классы (классы с углубленным изучением отдельных предметов) определяет школа.
Рособрнадзор уже напоминал, что если выпускник желает продолжить обучение в профильном классе, необходимо ознакомиться с этим порядком на сайте школы до подачи заявления на участие в ГИА-9 и узнать, какие предметы по выбору необходимо сдать.
2 марта 2020 года у девятиклассников завершилась запись на ГИА-9. Выбор сделан. Теперь, согласно приказу Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. №189/1513, изменить выбор можно будет только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств), подтвержденных документально. В этом случае участники ГИА подают заявления в ГЭК с указанием измененного перечня учебных предметов, по которым они планируют пройти ГИА, и (или) измененной формы ГИА, сроков участия в ГИА. Указанные заявления подаются не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена (п.14 приказа).
Участники ГИА, проходящие ГИА только по обязательным учебным предметам, вправе дополнить указанный в заявлениях перечень учебных предметов для прохождения ГИА не позднее чем за две недели до начала соответствующего экзамена (п. 15 приказа).
По каждому выбранному для поступления в профильный класс предмету необходимо набрать определенное количество баллов, установленное школой, притом не ниже минимального.
На сайте: http://fipi.ru/sites/default/files/document/1576259942/shkala_perevoda_ballov_v_otmetki_oge_2020.pdf опубликованы рекомендуемые ФИПИ минимальные баллы для отбора в профильные классы:
— Русский язык: 26 баллов;
— Обществознание: 28 баллов;
— Литература: 26 баллов;
— Информатика: 14 баллов;
— География: 23 балла;
— Иностранные языки: 55 баллов.
Уважаемые девятиклассники и их родители!
Обращаем ваше внимание на необходимость внимательно ознакомиться с правилами приема в 10 классы (на сайте школы) и обратить внимание на все нюансы этого документа, чтобы не возникало вопросов, когда придёт пора подавать заявление для поступления в 10 класс.
Отметим также, что если выпускник не поступает в профильный класс или не набрал нужного числа баллов, а в школе нет «непрофильного» класса, то следует обратиться в школу, где есть подобные классы, либо обратиться в орган управления образованием. Согласно ФЗ « Об образовании в РФ», обязательность получения среднего общего образования сохраняется за ребенком до достижения им возраста 18 лет.
Обработка бланков ОГЭ занимает до 10 календарных дней: эксперты выставляют оценку в первичных баллах, затем она пересчитывается в 5-балльную систему.
Результаты ОГЭ можно будет узнать в личном кабинете на официальном портале основного государственного экзамена.
Для получения аттестата об основном общем образовании обучающийся должен успешно пройти ГИА по всем четырем сдаваемым предметам.
Источник:
Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
Как сдать ЕГЭ в 10 классе и зачем это делать
Рассказываем, какие условия досрочной сдачи прописаны в законе и какие предметы можно сдать, не дожидаясь окончания школы.
Зачем сдавать ЕГЭ на год раньше
У каждого школьника есть право сдать ЕГЭ досрочно, в том числе в 10 классе. Принять такое решение можно по нескольким причинам:
Что понадобится для сдачи ЕГЭ в 10 классе
Согласно закону «Об образовании» и приказу Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», для получения допуска к ЕГЭ, необходимо:
Таким образом, для сдачи ЕГЭ в 10 классе достаточно хорошо знать школьную программу и иметь оценки выше тройки за каждый год обучения.
Досрочное написание итогового сочинения для желающих сдать ЕГЭ в 10 классе не предусмотрено, его придётся сдавать вместе со всеми в 11 классе.
Разъяснения по этому поводу есть на официальном портале ЕГЭ: «В соответствии с п. 9.1 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для обучающихся XI (XII) классов. Таким образом, участие в итоговом сочинении при прохождении ГИА по отдельным учебным предметам по окончании 10 класса не предусмотрено».
Какие предметы можно сдать в 10 классе
Все десятиклассники могут сдать ЕГЭ по трём предметам, освоение которых в полном объёме заканчивается в конце 10 класса:
Чтобы сдать ЕГЭ по любому другому предмету на год раньше, необходимо завершить изучение этого предмета досрочно.
Для этого закон предусматривает несколько возможностей:
Обучение в школе по индивидуальному учебному плану
Право на ИУП имеет каждый ученик независимо от состояния здоровья или успеваемости. Для получения ИУП необходимо отсутствие академической задолженности. Теоретически возможно, продолжая учиться в школе, перейти по конкретному предмету на такой индивидуальный план, который предусматривает ускоренное прохождение программы к концу 10 класса. На практике, однако, школы не всегда соглашаются на такие условия: учителям трудно выделять время для обучения одного ученика по отдельной программе.
Очно-заочное обучение
Эта форма обучения, при которой ученик получает право осваивать часть предметов в школе, а часть — заочно, то есть без посещения школы. При этом со школой понадобится заключить договор об очно-заочном обучении. В этом же договоре будет прописан индивидуальный план обучения и порядок аттестаций по «заочным» предметам. Для перехода на очно-заочную форму один из родителей должен написать заявление на имя директора школы.
Заочное обучение
Эта форма обучение предусматривает, что ученик продолжает числиться в школе, но не посещает уроки, а учится самостоятельно. Для перехода на заочное обучение нужно заявление родителя и заключение договора со школой, в котором будет прописан порядок и сроки аттестаций по всем предметам.
Семейное обучение
Эта форма обучения означает, что ученик получает образование вне школы, самостоятельно, а в школу зачисляется только для прохождения аттестаций. При этом аттестацию можно сдавать в любое время по мере освоения предметов. Для перехода на семейное обучение одному из родителей нужно написать соответствующее заявление на имя директора школы и уведомить органы местного самоуправления о выборе семейной формы обучения.
Самообразование
Самообразование — то же самое, что семейная форма обучения, но перейти на неё может сам ученик без участия родителей. Такая возможность предусмотрена с 15 лет при условии успешной сдачи ОГЭ за 9 класс. Для перехода на самообразование достаточно заявления от ученика. Со школой нужно заключать договор о прохождении аттестаций. Это может быть та же школа, в которой вы учились, или любая другая по вашему выбору. На самообразование нельзя перейти, если вы уже подали заявление о ЕГЭ как учащийся школы.
Порядок действий
Если вы планируете сдавать русский язык, базовую математику или географию, заявление на сдачу ЕГЭ необходимо подать до 1 февраля того года, когда вам предстоит экзамен. Например, если вы в сентябре 2019 года начали обучение в 10 классе, то к 1 февраля 2020 года вам необходимо определиться, будете ли вы сдавать ЕГЭ в конце года и по какому предмету, после чего подать соответствующее заявление на имя директора школы.
Если вы хотите сдавать какой-либо другой предмет школьной программы, начинать подготовку к досрочной сдаче экзамена нужно заранее, в самом начале 10 класса, а лучше ещё раньше, в 9 классе. Эта подготовка предусматривает переход на индивидуальный план и/или на другую форму обучения плюс досрочное освоение программы по предмету.
Идеально, если у вас получится успешно (минимум на тройку) сдать аттестацию за 11 класс по выбранному предмету до 1 февраля. В этом случае вам будет достаточно подать заявление и приложить к нему документы о прохождении аттестации.
Если вы планируете сдавать аттестацию за 11 класс позже 1 февраля, например, весной, подать заявление всё равно можно. Окончательное решение о допуске к ЕГЭ педсовет школы принимает 25 мая. К этому времени сведения об успешной аттестации необходимо предоставить в обязательном порядке.
Если экзамен не сдан
Если во время досрочной сдачи ЕГЭ вы не набрали минимальный балл для получения аттестата, экзамен можно будет пересдать на общих основаниях на следующий год, в 11 классе.
Если же минимальный порог баллов преодолён, но результат вас не устраивает, повторно сдать ЕГЭ по этому предмету получится только через год после окончания школы. Поэтому, принимая решение, тщательно взвесьте свои возможности и учтите возможные риски.
Что нужно запомнить:
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Подросток в 10 классе подводные камни обучения
Поступление в 10 класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В это период у подростков неизбежно возникают новые трудности – в учебе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Ранняя юность – период от 13-14 до 16-17 лет – время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек уже очень мало чисто детских черт, но и взрослыми их не назовешь, так как многое еще сохранилось от детства. На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания, социальных установок, мировоззрения; близость к завершению школы требует профессионального самоопределения. Старшие школьники уже интеллектуально зрелые люди, но психически, да и физически тоже, они далеки от полной взрослости. Кроме того, не следует забывать, что ранний юношеский возраст – это пора первой любви, и далеко не всегда наши уже совсем большие дети думают в это время исключительно об учебе.
Итак, ваш любимый подросток перешел в 10 класс. Какие трудности могут подстерегать родителей в первые месяцы учебы?
1. Сложности в учебе.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Как правило, слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, сложность изучаемого материала возрастает. Поэтому родители должны быть готовы к тому, что ребенок, бывший ранее отличником, может «скатиться» на четверки или даже тройки.
Особенно часто это случается в тех случаях, когда ребенок поступает в другое учебное заведение, тем более в «профильное», с более сложной программой – там критерии оценки знаний иные, чем в родной школе. Главное – не огульно ругать подростка, а попробовать разобраться. Плохие оценки и упреки дома могут не только существенно снизить самооценку подростка, но и привести к изменениям в поведении – ребенок может стать замкнутым, мрачным, отдалится от родителей.
Кроме того, после напряженного выбора в девятом классе и лихорадки выпускных экзаменов у школьников часто наблюдается вполне естественное желание «отдохнуть после трудов». Десятый класс многие из них рассматривают как передышку перед сложным одиннадцатым. В этом дети совершенно правы. Однако не следует забывать, что именно в десятом классе есть необходимое время для определения будущей профессии и, соответственно, для углубленного изучения тех предметов, которые даются сложнее. В выпускном классе на это может просто не остаться времени.
Что можно сделать в данном случае?
Прежде всего, необходимо выяснить, с какими именно трудностями столкнулся школьник, какие предметы сложнее всего ему даются, и помочь справиться с возросшей учебной нагрузкой. Следует объяснить ребенку, что плохие оценки – это результат изменения критериев оценки учителя, и если раньше он получал за сочинения отличные оценки, а теперь – только тройки, то это результат изменившихся требований учителей.
Вместе с ребенком надо проанализировать замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Возможно, для этого потребуются дополнительные консультации учителей, и лучше, чтобы их получил школьник, а не родители. Затем нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с новыми правилами.
Не следует ругать ребенка, бывшего прежде отличником, за то, что он «съехал». Поверьте, ему и так тяжело. Необдуманными замечаниями и чрезмерными нотациями можно оттолкнуть от себя сына или дочь, а также существенно снизить самооценку подростка (в этом возрасте от самооценки зависит если не все, то очень многое). Не рассматривайте плохие оценки, как трагедию. Кроме того, учитывайте и здоровье школьника.
2. Следующая проблема, с которой может столкнуться десятиклассник – это взаимоотношения в коллективе. Как правило, десятые классы делаются сборными, часто дети приходят из других школ. Первые месяцы обучения становятся не только периодом адаптации к новым условиям, но и временем обретения статуса среди сверстников.
Чем могут помочь в данном случае родители?
Не следует вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками без крайней на то необходимости. В противном случае вы рискуете зарекомендовать свое чадо «маменькиным сынком». Пятнадцатилетний подросток должен научиться выстраивать отношения сам.
Если ребенка не приняли в коллектив, нужно оказать ему психологическую поддержку дома. Как можно чаще указывайте ребенку на его реальные достоинства (именно реальные, а не выдуманные) и реальные недостатки. Ни в коем случае не следует захваливать и занижать требования. Четкая, разумная политика поможет подростку в формировании адекватной самооценки. Успешные межличностные отношения во многом зависят от самооценки ребенка. Человек, который реально оценивает свои силы и возможности, который понимает, что люди –разные и не обязаны подстраиваться только под его требования, более успешен, чем тот, кто либо всех боится, либо напротив считает себя образцом поведения.
Надеемся, что вам, дорогие родители, помогут эти советы. И помните: от вашего спокойствия зависит душевное спокойствие ваших детей.
Если у вас возникнут вопросы или желание получить психологическую помощь, вы можете обратиться в скайп a-chinuchina или написать мне через ВКонтакт: https://vk.com/id47925164
Список использованной литературы:
1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Е.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под.ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. – М.:Просвещение, 1989.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность – диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб.пособие для студентов высш.уч.заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.