что нужно читать при посещении могил в исламе
Дуа на кладбище
Посещение наших умерших, которые покоятся на кладбище, является сунной. В самом начале своего призыва посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал зияраты (посещение) на кладбища, так как в то время посещение кладбищ было переплетено с различными ложными верованиями.
Цель этого запрета состояла в том, чтобы люди, только недавно принявшие Ислам, не говорили у могил то, что было принято говорить во времена джахилии. Однако впоследствии, когда исламская вера укрепилась в сердцах последователей Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), он разрешил своим сподвижникам (да будет доволен ими всеми Аллах) посещать кладбища, чтобы живые могли извлекать из этого уроки и делать дуа за умерших.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только разрешил, но и указал на желательность зиярата к усопшим. Подтверждая это, он и сам посещал кладбища.
Передают со слов Бурайды (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
كُنْتُ نَهَيْتُكُمْ عن زِيَارَةِ القُبُورِ فَزُوروها
«Раньше я запрещал вам посещать кладбища, но отныне посещайте их». (Муслим)
В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
فَمَنْ أرَادَ أَنْ يَزُورَ القُبُورَ فَلْيَزُرْ؛ فإنَّهَا تُذَكِّرُنَا الآخِرَةَ
«. а кто пожелает посещать могилы, пусть посещает, ибо, поистине, они напомнят ему о смерти».
Как указал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), в посещении кладбищ заключена большая мудрость. Это напоминает человеку о смерти, об Ахирате, и он делает там дуа для умерших.
Для посещения кладбищ нет какого-то определённого времени, поэтому их можно посещать в любое время. Человеку, пришедшему на зиярат к могиле, следует вести себя так же, как если бы он посещал этого человека до того, как тот умер.
Пришедшему на кладбище или тому, кто проходит мимо него, первым делом следует приветствовать обитателей могил. После этого желательно обращаться к Всевышнему с мольбами за умерших.
Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что в конце каждой ночи, которую у неё проводил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он выходил на кладбище Аль-Баки’ и говорил:
السَّلامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنينَ، وَأتاكُمْ ما تُوعدُون، غَداً مُؤَجَّلُونَ، وَإنَّا إنْ شاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحقُونَ؛ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لأهْلِ بَقِيعِ الغَرْقَدِ
«Ас-саламу ‘аляй-кум, дара кавмин му’минина, ва ата-кум ма ту’адуна, гадан муаджжалуна, ва инна, ин шаа-Ллаху, би-кум ляхикуна. Аллахумма-гфир ли-ахли Баки‘и-ль-Гаркад».
«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, пришло к вам то, что было вам обещано, а завтра наступит наш срок, и, поистине, если будет угодно Всевышнему Аллаху, мы присоединимся к вам. О Аллах, прости усопшим на Баки’ аль-Гаркад!» (Муслим)
Также от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды она спросила: «О Посланник Аллаха, что мне говорить?» − имея в виду посещение кладбища. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
قُولي: السَّلامُ على أهْلِ الدّيارِ مِنَ المُؤْمنينَ وَالمُسْلمينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ المستقدمين منّا والمستأخرين، إنا إن شاء الله بكم لاحقون
«Говори: «Ас-саламу ‘аля ахли-д-дияри мина-ль-муъминина ва-ль-муслимина, ва ярхаму- Ллаху-ль-мустакдимина мин-на ва-ль-мустаъхирина, ва инна ин ша’а-Ллаху би-кум ляхыкун«.
«Мир лежащим здесь верующим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам»». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), пришедший на кладбище, сказал:
السلامُ عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا إن شاء الله بكم لاحقون
«Ас-саламу ‘аляйкум, дара каумин муъминина, ва инна ин шаа-Ллаху би-кум лахикун».
«Мир вам, о пребывающие в обители верующих, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам». (Абу Давуд, Ибн Маджа)
Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими Аллах), что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проходя мимо могил в Медине, повернулся к ним лицом и сказал:
السَّلامُ عَلَيْكُمْ يا أهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنا وَنَحْنُ بالأثَرِ
«Ас-саляму ‘аляй-кум, я ахля-ль-кубур! Ягфиру-Ллаху ля-на ва ля-кум! Антум салафу-на, ва нахну би-ль-асар».
«Мир вам, о лежащие в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы ушли раньше нас, а мы скоро последуем за вами». (Тирмизи)
Тому, кто придёт на кладбище, желательно как можно больше читать Коран, поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбами за тех, кто похоронен на этом кладбище, за других покойных и за всех мусульман. Желательно также часто посещать кладбища и как можно больше стоять у могил достойных людей.
Также тому, кто посещает могилы, желательно делать искреннее намерение и проявить адаб к тем кто, погребён в этих могилах.
Целью посещения кладбищ должно быть довольство Всевышнего; улучшение состояния своего сердца благодаря отдалению от мирского и мыслям об Ахирате, смерти и месте, куда человек отправится после смерти; а также польза для умершего благодаря мольбам за него, чтению Корана и зикра.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Что говорит Шариат о посещении кладбищ?
Мы все будем там…
Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий. Об этом более подробно мы расскажем далее.
Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.
Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.
О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).
Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).
Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.
После великого сражения при Бадре Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение), обращавшегося к убитым неверным: «Разве эти трупы язычников слышат твою речь?». На это Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Клянусь Аллахом, во власти которого находится моя душа, эти убитые курайшитские язычники слышат меня лучше, чем вы».
Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):
«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.
Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».
Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Хани-фы. Во время посещения он совершил утренний намаз, не прочитав при этом молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал её, оказывая почёт хозяину этой могилы» (по мазхабу имама Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.
Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».
Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. (т. е. совершение обряда «Кульху») якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы, сидя на той её стороне, где находится лицо умершего.
История Ислама свидетельствует о том, что мусульмане оказывали почёт и уважение своим умершим. Они соблюдали эту этику почитания для того, чтобы мы знали, что Аллах сохранил и саму святую могилу Пророка (мир ему и благословение). Также известны могилы обоих известных сподвижников, которые покоятся рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение). Как бы некоторые группировки не выступали против и не настаивали на своём заблуждении, мы знаем, что Всевышний вложил в сердца мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение) и его сподвижникам.
Надеемся, что Создатель одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не выходя за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нём канонам, подобно тому, как, например, при чрезмерном употреблении мёда у человека появляется аллергия.
Да сделает нас Создатель теми, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Амин.
О посещении кладбища женщинами.
Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.
Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.
В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).
Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».
Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать по возможности Коран и помнить о грядущей смерти.
Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.
Как мы можем облегчить нашим близким пребывание в могиле?
Практически каждый человек периодически теряет близких людей. Многие из них умирают внезапно, не успев совершить достаточно благих деяний, которые в Судный день могли бы стать весомым грузом на чаше Весов.
Учитывая всё это, люди переживают за родных, которые покинули это мир, и желают облегчить им пребывание в могиле и отчёт в День Суда. Они очень сожалеют, что при жизни не смогли им помочь и наставить их на совершение благодеяний.
Это хорошо, что мы сожалеем и переживаем – это может стать горьким опытом, напоминанием для нашей дальнейшей жизни. Однако не стоит так сильно переживать, ибо мы можем хотя бы немного облегчить положение наших усопших родственников.
Милостивый Аллах даровал нам возможность оказывать благодеяния нашим родным даже после их смерти. Наши дуа непременно помогут умершим. Также мы можем передать им вознаграждение, которое мы получаем за наши благие деяния.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трёх деяний, награда за которые не прекращает нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за родителя». (Бухари, «Аль-Адаб аль-муфрад», 38; Муслим, 1631; Абу Давуд, 2880; Тирмизи, 1376)
Таким образом, каждому, кто желает облегчить положение умерших родственников, следует постоянно делать за них дуа, просить у Всевышнего прощения их грехов и передавать вознаграждение покойным за добрые дела, совершённые молящимся.
Вознаграждение за эти добрые дела, ин шаа-Ллах, дойдёт до наших близких. Если наши родственники ушли из этого мира мусульманами, мы можем надеяться, что наши добрые дела принесут им пользу и послужат причиной прощения их грехов.
В этом хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщает нам, что дуа праведных детей приносят пользу умершим родителям. Сюда же относится и чтение Корана за умершего. Поэтому и чтение Корана может принести умершему пользу.
Коран за умерших родителей и за других родственников можно читать в любом подходящем для этого месте, но предпочтительнее делать это возле могил умерших, ибо в том месте, где читается Коран, ниспосылается милость Всевышнего Аллаха.
Исходя из этого, многие посещают могилы и читают возле них Коран. Более того, посещение могил родных и близких является важной сунной. Посещение усопших приносит пользу погребённым в этих могилах и живым, напоминая им о предстоящем уходе в мир иной.
Как передаётся от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), самым утешительным моментом для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.
Больше всех в этой жизни родители любят своих детей и больше всего радуются, увидев их. Поэтому приход детей к могиле своих родителей является большим утешением для них и облегчением их пребывания в могиле.
От Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها
«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру Ясин, тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре». (Дайлами)
Некоторые не ценят своих родителей при жизни, принимают их присутствие рядом как должное и только после разлуки с ними осознают, какую пользу они приносили. Многие не успевают оказать родителям и близким должного уважения и почтения, которого они заслуживали.
Потом они сожалеют о своих упущениях и ищут возможность исправить это. Ещё хуже положение тех, кто не повиновался своим родителям или хуже того – мучил их. Ведь при жизни многие не понимают и не воспринимают родителей и их заботу. Если после их смерти такие дети непрестанно будут делать за них дуа, читать Коран, подавать милостыню и совершать другие благие деяния за них, возможно, Всевышний Аллах простит их и запишет их имена среди тех, кто был покорен своим родителям.
Одним из таких благих дел, за которое Всевышний может поменять положение человека, является посещение им могилы своих родителей. Часто посещая могилы родителей, он может стать тем, кто повинуется им, не причиняет им вред и мучения и исполняет свой долг перед ними.
Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с могилами на том же расстоянии, на каком дети становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует повышать голос рядом с ними.
Не менее важным деянием, которым мы можем облегчить нашим близким пребывание в могиле, является и раздача милостыни за них. Чем лучше и полезнее эта милостыня, тем больше будет и наша помощь усопшим.
От матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:
أَنَّ رَجُلًا أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، إِنَّ أُمِّيَ افْتُلِتَتْ نَفْسَهَا وَلَمْ تُوصِ، وَأَظُنُّهَا لَوْ تَكَلَّمَتْ تَصَدَّقَتْ، أَفَلَهَا أَجْرٌ، إِنْ تَصَدَّقْتُ عَنْهَا؟ قَالَ: نَعَمْ
«Один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «О Посланник Аллаха! Моя мать скоропостижно скончалась, не оставив завещания, но я думаю, что если бы она заговорила перед смертью, то непременно велела бы раздать милостыню. Получит ли она вознаграждение, если я раздам милостыню (садака) за неё?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Да»». (Бухари, 1388; Муслим, 1004; Ибн Маджах, 2717; Ибн Хиббан, 3353)
Есть множество благодеяний, которыми мы можем облегчить участь наших близких. Поэтому во всех мольбах не забывайте упоминать их имена и просить Всевышнего Аллаха простить им все грехи и довести до них вознаграждение, подобное той награде, которую мы получили за то или иное поклонение или благое дело. По воле Всевышнего мы не потерям свою награду, и они получат за это вознаграждение, ведь милость Аллаха безгранична.
Да облегчит Всевышний Аллах нашим близким пребывание в могиле и отчёт в Судный день!
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Этические нормы посещения кладбища
Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, надо стремиться к довольству Всевышнего Аллаха, постараться оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение, прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.
Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать что-либо из Корана и затем совершить мольбу.
Приветствовать их, согласно книге «Баджури», необходимо следующим образом: сперва арабский текст «Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам. Мы просим у Всевышнего Аллаха благополучия, прощения вам и нам. О Аллах, одари нас вознаграждением за посещение их и не ввергай нас после них в смуту, и прости нам и им грехи!» Передано от госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), что она спросила Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда я посещаю кладбище, что мне нужно говорить?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о обитель верующих людей! Да смилуется Аллах над предыдущими и последующими за ними мусульманами! И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Этот хадис привёл имам Муслим.
Также передано, что Абу Рази сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), моя дорога пролегает рядом с могилами умерших. Проходя мимо них, можно ли мне обращаться к ним с речью?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Ты скажи: “Мир Аллаха вам, о верующие обитатели могил! Вы опередили нас, и мы остались после вас. И мы, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”» Тогда Абу Рази спросил о том, слышат ли они, и Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, они слышат, но только не могут отвечать (т. е. не могут отвечать так, чтобы слышали живые). О Абу Рази, не хочешь ли ты, чтобы столько же ангелов, сколько людей похоронены на этом кладбище, отвечали тебе?»
В другом хадисе приводится такое приветствие: «Мир Аллаха людям “ля иляха илляллах”! О люди “ля иляха илляллах”, каким вы нашли выражение “ля иляха илля-ллах”? О Аллах, кроме которого нет более ничего, достойного поклонения, Ты прости грехи тем, кто сказал “ля иляха илля-ллах”, и воскреси нас вместе с группой говорящих “ля иляха илляллах”!»
Благородный хадис гласит, что прочитавшему эту мольбу простят грехи пятидесяти лет. Когда же Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а если ему ещё нет пятидесяти лет?» Пророк (мир ему и благословение) ответил, что в таком случае грехи прощаются и его родителям, родным и близким и в общем другим мусульманам.
Абу Шайба передал со слов Хасана, что прочитавшему при вступлении на кладбище нижеследующую мольбу запишут столько благих деяний, сколько людей похоронено на этом кладбище: «О мой Аллах, Господь этих истлевших тел и рассыпавшихся костей, которые покинули этот мир, искренне уверовав в Тебя, одари их милостью со Своей стороны и приветствием с моей стороны!» В другой версии говорится, что прочитавшему эту мольбу простят столько грехов, сколько насчитывается умерших верующих со дня сотворения Пророка Адама (мир ему).
В версии, переданной Ибн Аби ад-Дунья, сказано: «Ему напишут столько же благих деяний, сколько насчитывается людей, умерших, начиная с Пророка Адама (мир ему) до наступления Судного дня». Также в хадисе говорится, что если, прочитав аят «Аль-Курсий», посвятить вознаграждение за него тем, кто похоронен на кладбище, то Всевышний введёт в каждую могилу от востока до запада по 40 нуров (сияний) и расширит им могилы.
В другом изречении Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится, что если, отправившись на кладбище, прочитать там суру «Ясин», то в этот день покойным делают облегчение и прочитавшему её запишут столько же благих деяний, сколько там похоронено людей.
Пророк (мир ему и благословение) ещё говорил, что если, прочитав 11 раз суру «Аль-Ихлас», отдать вознаграждение за это похороненным на кладбище, то Всевышний простит ему соответствующее погребённым там количество грехов. В другой версии сказано, что его одарят воздаянием, соответствующим количеству погребённых. Ещё передали, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Умерший подобен тому, кто утопает. Подобно тому, как утопающий просит о помощи, и усопший находится в ожидании хорошей мольбы от сына, брата, друга. А когда же он получает такую мольбу, то он возлюбит её больше, чем весь этот мир и всё, что находится в нём». Этот хадис передал ад-Дайлами. Также передано, что дарами живых для покойных являются совершение для них мольбы и стремление добиться прощения их грехов. При обращении с мольбами за умерших можно также поднять руки, поскольку так делал Пророк (мир ему и благословение). От Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что, «обратившись с мольбами за умерших, покоившихся на кладбище аль-Баки, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) поднял руки». Этот хадис приводят имамы Малик и Ахмад.
Далее, посещающему родных и близких, доходя до их могил, следует приблизиться к ним и становиться с той стороны, куда обращены лица покойных, на таком же расстоянии, на каком вы стояли обычно, когда он был живой. Рядом с могилой лучше быть в стоячем положении или же можно сесть на той стороне, куда обращено лицо покойного. Затем следует произнести: «Алайка-ссалям» или: «Ас-Саляму алайкум» – и далее прочесть из Корана что-либо, например, суру «Аль-Фатиха», начало суры «Аль-Бакара», аят «Аль-Курсий», аят «Амана-ррасулю», суру «Ясин», «Аль-Мульк» («Табарака»), «Ат-Такасур», 11, 7 или 3 раза суру «Аль-Ихлас» – по возможности прочесть что-либо из упомянутого.
Учёные-богословы утверждают, читать Коран высокочтимее сидя, и поэтому посещающему могилы, если намерен читать Коран, лучше делать это сидя. Азизи в комментарии к книге «Аль-Джами ас-сагир» пишет, что совершающему зиярат к могиле покойного следует приветствовать его, повернувшись лицом к нему, а спиной – к Кибле. А читая мольбу, необходимо обратиться лицом в сторону Киблы. Некоторые учёные приводят это от Ибн Имада.
Аль-Кальюби также пишет, что при чтении Корана и мольбы сунной является быть обращённым в сторону покойного и, совершая мольбу, следует воздеть руки к небу и желательно при этом стоять.
Аль-Буджайрими в субкомментарии к книге «Мин-хадж» пишет, что при чтении Корана и мольбы следует обратиться к Кибле.
Посещение покойных родителей и родных и близких
Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Передано от Посланника Аллаха (мир ему и благословение), что самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни. В другом достоверном хадисе, переданном Ибн Абд аль-Барри, говорится, что если кто-либо посетит покойного, которого он знал в миру, и поприветствует его, то усопший его узнает и ответит на его приветствие.
Хадис Пророка (мир ему и благословение) гласит, что кто бы ни был посещающий в каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читающий возле них суру «Ясин», то Всевышний простит ему грехи и запишет его среди тех, кто повинуется родителям. Этот хадис передал аль-Хаким.
В другой версии сказано, что ему запишется вознаграждение, равное количеству букв в суре «Ясин». Ещё в другой версии говорится, что ему запишется такое же воздаяние, как за принятый хадж. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что, бывает, человек при жизни родителей мучает их до тех пор, пока они не умрут. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать для них мольбу, то Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.
Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними. Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.
Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.
Из книги «Сущность смерти».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.