что нужно читать православным христианам
Что читать христианину
Что читать христианину
Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».
Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.
Вот поэтому я и решил ее опубликовать.
Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.
Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, Священное Писание. Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных комментариев, да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.
В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу: Второе пришествие апокрифов, или проповедь о порче вместо проповеди о Христе.
Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению…
Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви. Вот таких книг можно не бояться.
Я предлагаю вам список лучших православных авторов.
Эти авторы являются общепринятыми богословскими авторитетами. И если вам что-то из их книг встретится, можно смело покупать. Это богословское произведение самой высокой пробы.
Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:
Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника (а, в), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского (а, в), преподобного Серафима Саровского (а), святителя. Игнатия Брянчанинова (а, в).
Книги современных авторов (в алфавитном порядке):
Антоний (Блум), митрополит (а, в, с, d, e, f). 2,3.
Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.
Афанасьев Николай, протопресвитер (а, b). Литургист, богослов, историк. 3-4.
Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу Православие -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.
Василий (Кривошеин), архиепископ (а). Богослов. 3-4.
Вениамин (Федченков), митрополит (а). Автор книг о православной жизни, благочестии. 2,3.
Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.
Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.
Дворкин А. Специалист по сектам (a, b). 2,3,4.
Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу Записи. 3.
Зеньковский Василий (a, b, с). Богослов, философ. 3-4.
Иларион (Алфеев), епископ. Богослов, патролог. Для новоначальных христиан особенно рекомендую его книгу Таинство веры. 2,3,4.
Иоанн (Шаховской), архиепископ (a, b). Богослов. 3.
Иустин Попович, архимандрит (a, b, с). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.
Каллист (Уэр), епископ. (а, в, с, d). Богослов. 3-4.
Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.
Кассиан (Безобразов), епископ (а). Библеист. 4, 5.
Киприан (Керн), архимандрит (а). Богослов, патролог. 3-4.
Клеман Оливье. Богослов. 3,4.
Концевич И. М. Исследователь русского старчества и святости. 2.
Кураев Андрей, диакон. Церковный публицист, богослов (а, b, c, d). 2,3.
Лосский Владимир (a, b). Богослов, очень высокого уровня. 5.
Льюис Клайв (а). Английский мыслитель. Очень яркие и полезные произведения. 2,3,4.
Мейндорф Иоанн, протопресвитер (а). Богослов, историк, патролог 3-4.
Мень Александр, протоиерей (а). Богослов. Историк, библеист. 2,3,4.
Николай Велимирович (Сербский) (а). Богослов. 3,4.
Паисий Афонский, схимонах (а, b). Это современный подвижник (умер в 1994г.). Все его книги, а также книги о нем рекомендую. 3
Софроний (Сахаров), архимандрит (а, b). Богослов. Очень ценна его книга Старец Силуан. 3,4.
Федотов Георгий. Историк. Особенно ценна его книга Святые Древней Руси. 3-4.
Флоровский Георгий, протоиерей (а). Богослов. Некоторые его работы по сложности на 4, некоторые на 5.
Шмеман А., протопресвитер (а, b, с). Богослов. 2,3,4.
10 душеполезных книг, которых хватит на всё лето
Издательство Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» предлагает вашему вниманию подборку ярких летних книг – новых и уже знакомых, смешных и грустных, с острым сюжетом и тех, что заставляют заглянуть в себя.
Итак, книг, за чтением которых стоит провести это лето:
Православная антиутопия. Необычная книга – читается как остросюжетная повесть, а влияние оказывает как книга духовная.
Двенадцатилетняя американская школьница Ефросинья Мэфьюз, православная по вероисповеданию, становится свидетелем и участником страшных событий, когда христианство истребляется в прямом смысле «огнем и мечом». И официальный предлог, оправдывающий эти деяния, «нетолерантность» Церкви.
Как много каждый читатель найдет в образе этой девочки своих собственных черт! Ведь кто из нас не сомневался, не боялся, не боролся со своими грехами? Но самым важным в результате остается в жизни только один вопрос: кого мы выберем, с кем останемся – с Богом или с князем мира сего?
Наверное, уже читали? Предлагаем перечитать этим летом любимую книгу, и вновь отправиться в путешествие по страницам удивительных рассказов вместе с митрополитом Тихоном. И вновь пережить те незабываемые эмоции.
А если вы вдруг не успели прочитать, то прямо сейчас заказывайте «Несвятые святые». И это будет одно из самых ярких впечатлений этого лета.
Остроумная, полемическая, задевающая за живое – всё это о книге протоиерея Сергия Адодина.
Статьи автора вот уже несколько лет выходят на портале Православие.ru и неизменно привлекают внимание читателей – оригинальным юмором и актуальными темами.
Здесь есть над чем посмеяться от души, а есть над чем подумать со всей серьезностью. Автор находит примеры из жизни и, отталкиваясь от них, разматывает клубок современных проблем. Он заставляет нас посмотреть на себя чуть-чуть со стороны. Чаще – трагикомическими парадоксами.
Настоящая летняя книга, после которой так тепло и хорошо на душе. Простая, с непридуманными историями обычных деревенских жителей.
После прочтения сборника хочется жить, верить и надеяться. Рассказы дают человеку надежду и веру в то, что не все еще потеряно. Когда веришь, жить легче. Вот эту-то веру — веру в Бога и внушает проза отца Алексия Лисняка.
Это сборник необычных текстов. В те годы, когда достать духовные книги в России было почти невозможно, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) раздавал эти машинописные листочки своим духовным детям в утешение и ободрение.
Таких листочков самого разного содержания было много. В этой книге собраны именно те советы, которые помогают жить без уныния и печали.
«Многим знакомо, как непросто найти в жизни человека, которому захочется открыть свою душу. » Именно с этой строки начинается книга о старце Гаврииле Ургебадзе. ⠀⠀
Эта книга станет созвучной духовной потребности каждого из нас найти опытного наставника, способного оживить для нас смысл Христовых заповедей. Проповеди и наставления архимандрита Гавриила актуальны сейчас как никогда.
Слова его любящего сердца способны прикоснуться к душе каждого человека.
Преподобный Симеон (Желнин) — один из самых почитаемых Псково-Печерских старцев ХХ века. Истинный подвижник, он по благодати Божией стяжал дар чудотворения и рассуждения. Бесценные советы старца, удивительные истории из его жизни, воспоминания современников, получивших помощь по молитвам святого, собраны теперь вместе в новой книге, посвященной преподобному Симеону.
Наставления Псково-Печерских старцев, удивительные воспоминания их духовных чад, истинные чудеса нашего времени и сокрытые от людского взора духовные битвы — об этом Вы прочитаете в книге «У пещер «Богом зданных».
Жизнеописания как уже прославленных Церковью святых, так и менее известных подвижников благочестия—есть живая школа православной мудрости и веры. И в наше время святые являют нам яркие, живые образы «Божиих людей», которые и теперь ходатайствуют за нас пред престолом Божиим, «ибо у Него все живы».
Книга наполнена изречениями старца Эмилиана на самые важные темы:
Живое и выразительное слово старца укрепляет и дает вдохновение для продолжения духовного пути. Следуя его советам, каждый сможет испытать истинную радость жизни в присутствии Бога.
Приобретая продукцию «Вольного Странника», вы вносите свой вклад в столь необходимую сегодня реставрацию Псково-Печерского монастыря, и ремонт древних храмов Псковской епархии.
Что из трудов Святых отцов почитать начинающему?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Посоветуйте книги святых отцов для начинающих и чтоб было понятно читать. Я никогда не читала святых отцов но читала Евангелие. Спасибо.
Отвечает иерей Иоанн Загуменов:
Добрый день, Анастасия!
Очень рад, что Вы читали Евангелие! Надеюсь, нам удастся сохранять чтение этой вдохновляющей и поднимающей к небу книги и в настоящем времени, а не только в прошедшем. Ведь и Евангелие удивительно и содержательно, особенно если обращаться к его толкованиям. А в числе авторов, объясняющих Евангелие, есть и святые отцы. Их толкования Вы всегда можете найти в приложении «Толкования», которое есть как на «Play Market», так и на «App store».
Из книг святых отцов заявленным Вами требованиям соответствуют, например, такие книги, как «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея, «О покаянии» святителя Амвросия Медиоланского, «Книга о молитве Господней» священномученика Киприана Карфагенского, «Исповедь» блаженного Августина, «Невидимая брань» преподобного Никодима Святогорца, «Аскетические опыты» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника, «Слова и речи» святителя Филарета (Дроздова), «Слова» преподобного Паисия Святогорца.
Также рекомендую сборники «Училище благочестия», «Отечник», «Луг духовный», «Святоотеческие сотницы». Благодаря последней некогда стал христианином архиепископ Корейский Феофан, наш с Вами современник.
Пища для нашей души
Для многих людей мир православной, духовной литературы загадочен. Ведь мы не знакомимся с ним в школе или в институте. Обилие книг, издаваемых сегодня православными издательствами, вызывает множество вопросов: с чего начать свое самообразование? Все ли книги полезно читать мирянину? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
— Владыка, скажите, пожалуйста, какие книги относятся к духовной литературе? Как можно определить это понятие?
— Понятие «духовная литература» достаточно широкое. Это целый ряд книг на различную тематику. Часто к духовной литературе относят труды святых подвижников, которые излагают в них опыт своей духовной жизни. Главный критерий духовности литературы — ее соответствие евангельскому духу. Эти книги помогают понять Евангелие, познать Божественный мир, духовно совершенствоваться, учиться молитве, а самое главное — научиться сверять свои поступки с заповедями Христа.
В современном мире понятия «духовность» и «духовное развитие» приобрели несколько иной смысл, чем тот, который вкладывается в него в христианстве. Православный человек в понятие «духовность» вкладывает развитие души человека, стремление ее к Богу. Поэтому можно, наверное, говорить о мусульманской, буддистской духовности. Из этого сегодня исходят авторы курса Основы религиозных культур и светской этики, предполагая наличие конфессиональной духовности. А говорить о некой абстрактной духовности, когда человек просто представляет себе образы, понятия некой туманной духовной жизни, несерьезно. Порой это может даже привести к трагедии. Потому что, не желая разобраться в духовном, сверхъестественном мире, человек может попасть под власть духов падших и серьезно повредиться.
— С чего человеку нужно начать знакомство с миром духовной литературы: с серьезных трудов или с азов?
— Первая духовная книга, которую нужно прочитать каждому человеку, — это Евангелие. Потом стоит познакомиться с толкованием Священного Писания. Потому что Евангелие достаточно специфическая книга, в ней много глубоких образов, исторических аллюзий, примеров. Для того чтобы их понять, нужно иметь определенный навык, знания, понятийный аппарат. Многие святоотеческие творения позволяют правильно истолковать Священное Писание, помогают понять, о чем нам говорит и чему нас учит Христос. Можно посоветовать, например, труды святителя Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского.
А дальше нужно идти широким фронтом. С одной стороны, церковная жизнь определяется внешними действиями, набором правил внешнего поведения. По этому поводу в наши дни выпускается множество хорошей литературы. Обязательно стоит прочесть «Закон Божий», в котором рассказывается о том, что такое храм, как в нем себя правильно вести, как исповедоваться, причащаться.
Второе важное направление — развитие внутренней духовной жизни человека. Потому что можно научиться соблюдать все правила внешнего христианского благочестия, но при этом особо и не понимать, что происходит в Церкви и что такое духовная жизнь. Обязательно нужно знакомиться со святоотеческой литературой. Каждому христианину нужно прочитать «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея, «Невидимую брань» Никодима Святогорца. Потому что это своего рода букварь духовной жизни. Чтобы Евангелие применить в своей жизни, нужен пример подвижников, чьи труды, подвиги, искания мы встречаем на страницах духовных книг.
— Современный человек часто ссылается на нехватку времени, которое можно было бы выделить для серьезного чтения. Что бы Вы посоветовали?
— Я не думаю, что это проблема только современного человека, вряд ли в древности времени было больше. Совет только один: начать читать и уделять этому пусть самое короткое, но все же постоянное время в течение дня. Например, в течение 10–20 минут перед сном почитать «Душеполезные поучения» аввы Дорофея по силам каждому. Знаете, я всегда, когда говорят о современном человеке, вспоминаю сцену из мультфильма о Простоквашино: «Я так устаю на работе, что у меня еле-еле хватает сил телевизор смотреть».
— Но с другой стороны, бывает и так, что мы много читаем, знаем о тонкостях духовной жизни, только вот с исполнением все сложно. Как сделать духовные книги руководством к действию для себя?
— Исполнение любого предписания всегда связано с определенными сложностями. Всегда сложно делать то, что вызывает трудности. А когда мы читаем об исполнении некой добродетели — такой, как любовь по отношению к ближнему, прощение, смирение, — это всегда трудно. Но тут стоит вспомнить русскую пословицу: «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Поэтому здесь главный принцип: прочитал — начни, пусть с самого малого. Человек говорит: «Я не могу молиться, у меня не хватает времени». Начни молиться с одной-двух молитв, читать — с одной-двух страничек в день. Чтобы ты не уподобился людям, всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины (см.: 2 Тим. 3, 7). Часто священников спрашивают: «Как научиться смирению?» Нельзя этого сделать, не начав смиряться перед начальником, мужем, женой, детьми, житейскими трудностями. Так и с другими добродетелями.
— А могут ли серьезные аскетические труды навредить человеку? Ведь порой можно услышать такое высказывание: «Это книги для монахов, мирянам их лучше не читать».
— Нет, я думаю, что духовные книги не могут навредить человеку. Также можно сказать: «А могут ли труды профессоров, ученых навредить школьнику, начинающему изучать физику?». Всему свое время, и у каждого есть своя мера. Начинающему христианину необходимо читать духовную литературу. И хотя она по определению практически вся монашеская, но то, что в ней написано, можно отнести к любому христианину. Ведь, по большому счету, чем монах отличается от мирянина? Только безбрачной жизнью. Остальные все предписания, которые предлагаются в духовной литературе, справедливы как для монаха, так и для мирянина.
Но при этом нужно прекрасно понимать, что главная добродетель, о которой часто пишут святые отцы, это рассуждение. Нужно уметь правильно оценивать то, что ты прочитал. Человек так устроен, что проще всегда воспринять крайность. Раз книга написана монахом, а я не монах, значит, мне читать ее не нужно. Часто такая мысль становится поводом, отговоркой, что для меня достаточно той малой меры духовного развития, которую я для себя определил. Но если мы откроем Евангелие, то увидим, что Христос призывает человека к совершенству. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф, 5, 48).
— Есть ли такие книги, не прочитать которые стыдно для церковного человека?
— Сложно сказать относительно каждого человека. Пожалуй, для всех можно назвать Евангелие. Кстати, много можно встретить людей, которые называют себя церковными, но при этом никогда не читали Евангелие, Священное Писание. Я думаю, называть себя христианином — и не прочитать Евангелие, умея читать, очень стыдно. А дальше нужно знакомиться и с толкованиями Священного Писания, и с житийной исторической литературой, которая дает возможность на примерах благочестивых подвижников оценивать свою жизнь. Нужно интересоваться современной церковной литературой, читать периодические издания. Литературы много, и главное — грамотно расставить приоритеты. В этом помощь должен оказать священник, с которым человек может встретиться в храме и вдумчиво поговорить.
К сожалению, сегодня люди вообще мало читают, и потому мало интересующихся духовной литературой. Поэтому важно, чтобы священник в храме рассказывал прихожанам о пользе духовного чтения, о книжных новинках, о духовных писателях. Должна быть хорошая библиотека при храме, выбор книг на свечном ящике или в церковной лавке. Ассортимент книг, которые продаются на свечном ящике, всегда дает возможность понять, чем приход живет. В частных беседах с прихожанами во внебогуслужебное время или во время исповеди священник должен советовать духовные книги.
— Мы отмечаем сейчас День православной книги. Силами приходов Покровской епархии будут проводиться различные мероприятия. А как может каждый христианин отметить этот праздник?
— Самым непосредственным способом: взять духовную книгу и начать ее читать.
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
Начало христианской литературе положило Священное Писание, состоящее из Ветхого и Нового Завета. На основе этих книг появились толкования и богословские труды. По мере распространения христианства появлялись подвижники, оставившие после себя святоотческое наследие и наставления. Об их жизни и подвигах излагается в книгах жития святых. И уже сравнительно недавно появилась православная художественная литература.
Все это многообразие книг принято называть православной литературой. Рассмотрим основные направления более подробно.
Поделиться статьей с друзьями:
В зависимости от сложности понимания книги разделены на три группы:
Основы (О) — несложные в понимании книги, написанные простым языком
Горизонт (Г) — книги, понимание которых может вызвать некоторые сложности
Вершина (В) — книги, крайне трудные для осмысления без должной подготовки
Священное Писание
Центральное место на книжной полке православного христианина должно занимать Священное Писание.
Преподобный Феодор Студит :
« Великое зло не знать Писания, ибо бесчисленное зло рождается от неведения Писания. »
Изучение Православия необходимо, прежде всего, начать с чтения Нового и Ветхого завета.
Новый завет — одновременно простая и необычайно сложная для понимания книга. Несмотря на то, что Слово Божье было изначально обращено к плотникам, рыбакам, пастухам — простым людям, при каждом прочтении Евангелия человек открывает для себя что-то новое, непознанное. Поэтому читать боговдохновенные тексты следует с особым усердием и внимательностью.
Толкование Библии
«Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви», — пишет святитель Феофан Затворник.
Для понимания Библии необходимо прибегнуть к толкованиям — разъяснениям тестов Нового и Ветхого заветов. Среди святоотеческих толкований особое место занимают сложные, пространные толкования Иоанна Златоуста (Г), которые на протяжении многих веков были путеводной звездой при изучении Нового завета.
Святитель Феофан Затворник :
« Читать и усвоять Слово Божие надо, руководствуясь в понимании его не своим погрешительным разумом, а разумом отцов и учителей церкви. »
Многим христианам полюбились относительно простые толкования святителя Феофилакта Болгарского (О), а также «Беседы на Евангелие от Марка» (О) святителя Василия Кинешемского, написанные глубоко и современным языком.
Хорошие отзывы также получили следующие разъяснения Священного Писания: «Толкование Евангелия» (О) библеиста Бориса Гладкова, «Иисус Христос. Жизнь и учение» (О) митрополита Илариона (Алфеева), «Толковая Библия» (О) Александра Лопухина, «Беседы на Евангелие от Матфея» (О) протоиерея Олега Стеняева, «Святое Евангелие от Матфея с толкованием святых отцов» (О).
Закон Божий
Закон Божий и катехизис (руководство, содержащее основные положения христианского вероучения) помогут новоначальному постичь основы православного вероучения, ознакомиться с краткой историей Нового и Ветхого завета, понять, что такое молитва, узнать об устройстве Церкви и храма, смысле богослужения.
Наверное, самой известной книгой этого ряда является «Закон Божий» (О) протоиерея Серафима Слободского. Многое о жизни Церкви можно почерпнуть из таких книг, как «Закон Божий» (О) архимандрита Иова (Гумерова), «Закон Божий» (О) священника Даниила Сысоева, «Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере» (О) митрополита Илариона (Алфеева), «Православный катехизис» (О) святителя Филарета (Дроздова).
Наставления о духовной жизни
Среди наставлений хотелось выделить бы «Опыт построения исповеди» (О) архимандрита Иоанна (Крестьянкина). В этой книге старец предлагает кающемуся человеку построить исповедь по десяти заповедям или по заповедям блаженства. Путь исповеди помогают преодолеть глубокие советы и меткие замечания отца Иоанна, так необходимые каждому христианину. Переживание, любовь, боль и доброта старца ощущаются в каждом слове.
Увлекательным, «живым» языком написаны такие книги, как «Духовная жизнь. Первая ступень: Воцерковление» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере» (О) архимандрита Андрея (Конаноса), «Жизнь. Болезнь. Смерть» (О) митрополита Антония Сурожского (Блума), «Письма духовным детям» (О) игумена Никона (Воробьева).
Творения святых отцов
Известный проповедник Алексей Ильич Осипов рекомендует обязательно ознакомиться с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова) (Г) и письмами игумена Никона (Воробьева) (Г). Святитель Игнатий, по его мнению, примечателен тем, что переложил древнее святоотеческое учение на современный язык.
Сам же святитель Игнатий советует: «Христианину, которого жребий — проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий затворник». Святитель не рекомендует мирянам читать святых отцов, писавших для монашествующих, говоря, что «пользы никакой не может быть, а может быть вред. ».
Особое внимание заслуживают «Душеполезные поучения и послания» (О) аввы Дорофея. Данную книгу советуют прочитать многие современные священники и древние святые.
Полезно также будет, по мере сил и возможности, ознакомиться с трудами Феофана Затворника, Тихона Задонского и других отцов Церкви.
Жития святых
Многих укрепят в вере жития — описания жизни и деяний святых, стойкость и мудрость которых являются добрым примером для современного христианина.
Святитель Тихон Задонский :
« Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых. »
Будет полезным ознакомиться с житиями Ксении Петербургской, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца и других.
Православная проза
Художественная литература — это, наверное, самое объемное направление православной литературы, о котором стоит поговорить отдельно.
«Лето Господне» (О) Ивана Шмелева — классика детской художественной православной литературы. Главный герой романа, маленький Ваня «. возрастает в условиях, где вера была основой существования, образом жизни. ». Через быт мальчик познает истину Православия, его душа наполняется любовью, верою, святостью. Именно эта книга в Советские времена, наравне с произведениями Достоевского, привела многих к Православию. Иван Шмелев является автором и других произведений — «Богомолье» (О), «Солнце мертвых» (О), «Няня из Москвы» (О).
Протодиакон Андрей Кураев советует новоначальным прочитать повесть Никифорова-Волгина «Дорожный посох» (О), написанную от лица православного священника. Огромной популярностью пользуется серия «Флавиан» (О) протоиерея Александра Торика.
За последнее время появилось много хорошей детской литературы — сказок (Дмитрий Дмитриев, Глазунова Ирина), притч (Клюкина Ольга), рассказов и повестей (Борис Ганаго, Лариса Калюжная, серия «Зернышки» и др.), ненавязчиво и увлекательно повествующей о Господе, его учении и богоугодной жизни христианина.
Из зарубежных авторов хотелось бы особо отметить творчество Клайва С. Льюиса, которое включает в себя как произведения для детей (цикл «Хроники Нарнии»), так и для взрослой аудитории («Письма Баламута» (О), «Баламут предлагает тост» (О)).
Непридуманные рассказы — особое направление в художественной леитературе. Самый известный сборник непридуманных рассказов — «Несвятые святые» (О) отца Тихона (Шевкунова) и последовавшая за книгой Зеленая серия Сретенского монастыря.
Богословие
Дневники и размышления
Внутренний мир православного человека, его мысли и переживания помогут понять такие книги, как «О мире и человеке» (О) протоиерея Андрея Ткачева, «Исповедь» (О) святителя Августина Блаженного, «Дневники» (О) святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Православие сегодня: Записки приходского священника» (О) протоиерея Иоанна Гончарова, «Православие и грядущие судьбы России» (О) архиепископа Никона (Рождественского).
Что такое гриф Издтательского совета
Все издания, которые предназначены для церковной книготорговли, подлежат обязательному рецензированию Издательским Советом Русской Православной Церкви с присвоением специального грифа. Иными словами, книга без грифа продаваться в церковной лавке не может. Это было сделано для того, чтобы у Церкви была «уверенность, что любая книга, приобретенная в церковной лавке или свечной лавке храма, будет полезна читателю, послужит его духовному развитию».
Преподобный Антоний Оптинский :
« Усердно прошу вас, как искреннего друга, не набивать головы своей пустошью и вздором, но употребить память свою на прочтение книг, наиболее духовных и назидательных. »
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
Книги с грифом «По благословению. » считаются самыми качественными.
Гриф присваивается Священному Писанию, богослужебной литературе, сборникам канонических правил и нормативных актов Церкви, официальным церковным документам, принятым Архиерейскими и Поместными Соборами, а также Священным Синодом.
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
Книги с грифом «Рекомендовано. » считаются качественными, несущими пользу православному христианину. При прочих равных, рекомендованные книги лучше «допущенных».
Гриф предназначен для остальной (не охваченной первым грифом) православной литературы — книг по истории Церкви, житий святых и др.
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви
Книги с грифом «Допущено. » не противоречат православному учению, но и не обязательно несут пользу.
Гриф может быть присвоен произведениям художественной литературы, которые ведут читателя к истинам христианской нравственности, но не несут в себе собственно религиозную тематику; изданиям, освещающим православные обычаи и обрядовые традиции; сборникам кулинарных рецептов для постов и праздников.
Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации
Гриф введен с целью ускорения издания книг. Ответственность за их содержание несет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации.
Помимо книг, гриф Издательского Совета ставится на аудио и видеопродукцию.
Свои грифы есть у Украинской и Белорусской Православных Церквей, а также у Православной Церкви Молдовы. Книги с такими грифами также могут продаваться в церковной лавке при храме.