что нужно человеку для души

Что нужно душе

Нужно ли продолжать отношения?

Души рассказывают

В октябре 1999 года в журнале «Спектр» города Вашингтон и округа Колумбия (США) появилась заметка под названием «Памяти Йегуды Новосельского», выходца из России, который в 1991 году эмигрировал в Израиль. В заметке говорилось, что Йегуда до конца своих дней активно интересовался контактами с детьми- аутистами, имеющими поражение головного мозга.

Собрав весь имеющийся в Израиле исследовательский материал, касавшийся упомянутых контактов с больными детьми, Йегуда перевел его с иврита на.

Душа в клочья

Нужно ли распыляться на добрые дела

Мы часто отзываемся на порывы своей души кому то помочь: «Это же хорошо, если я помогу, ведь он нуждается в этом!» и, что называется, бросаемся на помощь не смотря ни на что. При этом совсем не задумываемся о себе и о том, нужна ли моя помощь этому человеку и добро ли это для него?

Мы даже и в голову не берем то, какие «дивиденды» получим для себя лично, ведь «Я живу, в первую очередь, для себя!»

В этой статье я хочу поделиться с вами своими размышлениями на тему того, нужно ли бежать всем.

Душа человека

Человеку нравится верить в то, что он хозяин своей души. Но до тех пор, пока он не способен контролировать свои настроения и эмоции или осознавать мириады скрытых путей, по которым бессознательные факторы вкрадываются в его мероприятия и.

Нужна помощь!

Начну с того что я рос в такой семье где отец был злым и негативным человеком. Он постоянно скандалил с мамой ему вечно всё не нравилось. Он бил нас. (у меня есть братья и сестра) Наверно это и сказалось на моём будущем восприятии жизни.

С детства на моей душе всегда была тоска. Постоянные перепады настроения, плохих настроений всегда было больше чем хороших.

Соотношение 80% к 20%. Один раз была попытка суицида, не получилось, страх одолел. Чем дальше я рос, там озлобленней становился. Я.

Нужна ли мне помощь?

Мне 20 лет. Последние полгода я нахожусь в состоянии апатии, постоянной сонливости и полном нежелании что-либо делать. Я ни с кем не встречалась вообще никогда. Если что-то где-то наклевывалось, я убегала и прерывала общение. Сейчас я вообще не вижу смысла в отношениях.

С 13-15 я была очень упитанной. В 15 болела анорексией. В 16 поправилась еще больше чем до болезни. С тех пор мой вес скачет по 8-12 кг. Я могу себя сдерживать, но потом начинается компульсивное переедание и все возвращается.

Нужна ли ревность в отношениях

Общепринято, что ревность – чувство не очень хорошее, разрушающее отношения. Несомненно есть в этом доля правды. Чрезмерная ревность – штука неприятная как для ревнивца, так и для того, кого ревнуют. Однако в данной статье мы рассмотрим ревность, с точки зрения силы, созидательной и укрепляющей отношения.

Каждый в той или иной мере мечтал никогда не ревновать объект своей любви. В обществе сформировался стереотип, что ревновать – это показывать свою зависимость от того, в кого влюблен. И.

Нужно ли прекратить отношения с парнем?

Доброго времени суток! Постараюсь как можно яснее выразить проблему, которая встала на моем пути к счастью. Встречаемся с парнем чуть больше года, до этого очень долго общались как друзья. Встречаемся на расстоянии, т. к. учимся в разных странах. Видимся редко. Общение сводится к каждодневным перепискам и разговорам по скайпу. Ситуация такова: я по своей натуре человек, который иногда любит пожаловаться на свою внешность: «у меня там целлюлит» или «у меня уже морщинки появились».

Нужны ли добру кулаки?

Война в Грузии вновь заставила нас содрогнуться от предчувствия близости большой беды. Со всех сторон зазвучали призывы к прекращению огня и мирному урегулированию объединенными усилиями международных сил.

Но возможно ли объединение там, где интересы сторон так различны?

Как заставить себя жить в мире с инакомыслящими, с теми, кто не согласен с твоей точкой зрения? Ведь без разногласий живут только примитивные народы. А чем больше мы развиваемся, тем больше разногласий получаем в.

Источник

Православная Жизнь

Митрополит Антоний (Паканич) советует, как лечить душу.

Отношение к душе

Чем современный человек насыщает свою душу?

Всевозможной информацией из телевидения, радио, газет, модных журналов, из интернета. Но она не приносит пользы нашей душе, а зачастую наоборот – только вредит, уводя от мыслей о Боге и спасении.

Такая информация забавляет ум, тешит наши грехи, убивает время, однако она никак не влияет на обогащение нашей души.

Человеческая душа, по словам святых, по природе христианка, и потому ей свойственно стремиться к Богу.

Мы же всеми силами пытаемся заглушить такой порыв, забывая о том, что только в случае если наша душа будет здорова, каждый сможет обрести внутреннюю гармонию и умиротворенность.

Мы изрядно заботимся о своем теле в течение жизни: лечим, расслабляем, укрепляем. Но практически никаких усилий не предпринимаем в отношении нашей души. Она по большому счету заброшена, забита, бесправная.

Христос прежде всего не чудотворец, а Спаситель, и Он пришел, чтобы спасти нас от греха и смерти.

Забывая об этом, мы сводим наше общение с Богом к выклянчиванию у Него всяческих подарков.

Чем питать душу?

Чтобы усладить свою душу, нужно ее правильно питать.

Для этого важно каждый день читать Писание, а особенно Новый Завет, хотя бы одну главу в день. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что чтение Священных Писаний есть собеседование с Богом. А это именно то, к чему стремится наша душа.

И не нужно оставлять этого дела, даже если вы с трудом понимаете прочитанное: все слова Священного Писания запечатлеются в вашей душе и со временем то, что не было понятно сегодня, станет ясным спустя некоторое время, а может, и годы.

Возникнут ситуация или такое состояние, когда именно эти слова будут для вас ориентиром, душа на них откликнется, и они откроются вам во всей своей глубине и полноте. Господь долготерпелив. Незримо просвещая наш ум по Своему человеколюбию, Он ждет, когда душа сама созреет к следующему шагу.

О чем молчит душа

Евангелие открывает нам важную истину: помощь от Бога порой приходит к нам не тогда, когда мы подолгу просим Его об этом, но когда мы умолкаем и даем Богу возможность сказать нам что-то.

Многие замечали, наверное, что многословная молитва не всегда приносит утешение нашей душе. А произнесенные от всего сердца несколько слов, выстраданные и прочувствованные, складываются в такую сердечную молитву, которая и дает нам утешение – в душу наконец-то приходит мир и покой.

А можно молиться часами, при этом думать о чем-то постороннем, и в результате ощутишь только опустошение в душе.

Один мудрец как-то сказал: «Христианин – это не тот, кто говорит что-то Богу, христианин – это тот, кто слышит Бога».

Когда с нами говорит Бог?

Напрашивается вопрос: а как понять и услышать, что Бог говорит с нами?

Господь говорит в то время, когда мы откладываем все попечения о земном и временном и открываем свое сердце и уши для слышания слов Божиих.

По словам святителя Иоанна Златоуста, в храме Божием за Божественной литургией Творец, как нигде и никогда, говорит с каждым из нас.

Евангельские слова за богослужением обращены именно к нам, Господь к каждому говорит: дает мудрый совет, утешает, отвечает на сокровенное.

Общение с Богом – это искание Царства Небесного и правды Его, вхождение в таинственное и спасительное единение с Живым Богом, принятие спасающей благодати Святого Духа.

Жизнь – подготовка к переходу в вечность. И поэтому все наши усилия следует направить на приобретение именно тех качеств, которые поспособствуют нам унаследовать бессмертие во Христе. Вся наша жизнь должна быть соткана из добродетелей. Только в таком случае Господь пошлет нам все то, что необходимо для жизни вечной.

А стремление к жизни вечной – единственное лекарство для нашей мятущейся души.

Источник

В чем нуждается Душа?

В чем нуждается Душа?

Душа нуждается в смысле жизни. Она должна знать, ради кого и ради чего живет и умирает. Ей необходимо мечтать глубоко и сильно и иметь любимое дело, через которое эти мечты могли бы осуществляться. Отнимите у Моцарта музыку, у Леонардо – живопись, у Галилея – возможность наблюдать за звездами, и они будут поистине одинокими. Лишите их бессонных ночей, моментов, когда они в пылу созидания забывали и о еде, и об отдыхе, заставьте их пребывать в спокойствии и бездействии богатого, утонувшего в роскоши человека, и они заболеют физически и душевно. Мудрые говорили, что человек без смысла жизни, без высоких мечтаний и любимого дела поистине одинок.

Душа нуждается в Прекрасном и в источниках Вдохновения. Ей необходимо осознавать, что есть вещи и ценности, которые не умирают. Ей нужно ощущение Вечности и Бессмертия. Душа нуждается в святынях, во всех проявлениях Прекрасного, которые могли бы вдохновлять ее так же, как вдохновляют ее таинственные звезды на небе. Мудрые говорили, что человек без святынь, без Прекрасного, без Вечного и без Неба поистине одинок.

Душа нуждается в ощущении Божественного присутствия везде и во всем. Ей необходимо чувствовать это загадочное, высокое, таинственное Нечто, близко и рядом, в радости и в страдании, как защитника, опору и покровителя, дающего добро и благословение всем ее благим начинаниям. Мудрые говорили, что человек без Бога и без Божественного поистине одинок.

Душа нуждается в осознании того, что нет ничего случайного и что с ней не происходит ничего такого, что она была бы не в силах вынести. Она должна знать, что все подлинное в жизни укрепляется знамением Судьбы. Мудрые говорили, что человек без постижения Судьбы и ее знамений, Провидения и собственного предназначения поистине одинок.

Душа нуждается в таких взаимоотношениях с другим человеком, которые не были бы простым всплеском эмоций. Ей нужны родственные души, те, кто на «одной волне» с ней, кто разделил бы с ней один и тот же Путь, одни и те же Мечты, Вдохновение, стремления. Мудрые говорили, что человек без родственных Душ, объединенных великой Любовью, без стаи соратников поистине одинок.

Душа также боится одиночества. Но ее страхи несколько отличаются от тех, о которых мы говорили раньше. Она страшится быть оторванной от Природы, от Божественного и Прекрасного, от Вечного, от Судьбы, от Пути и собственного предназначения. Ее вовсе не беспокоит то, что она могла бы получить или утратить во взаимоотношениях с другими людьми. Ее волнует другое. Душа боится потерять возможность любить и отдавать все ценное, чистое и сокровенное, что она имеет. Для нее важно не столько быть любимой, сколько любить самой. Она стремится не только к тому, чтобы иметь друзей, а к тому, чтобы самой стать другом. Она хочет не того, чтобы кто-то проявлял доброту по отношению к ней, а хочет сама проявлять доброту по отношению к другим. Ее волнует не то, как ведут себя другие, а то, как поступает она сама. Как видится, счастье Души зависит не от того, как к ней относятся другие люди, не от того, что она могла бы получить от них, а от того, что отдает и как проявляется она сама. Она не любит для того, чтобы быть любимой, и не становится другом для того, чтобы иметь друзей.

А когда любит, когда дружит, когда отдает все, что имеет, не требуя ничего взамен, даже если не получает ответной реакции, – она уже не одинока… Потому что перед ней открывается тогда бесконечное множество путей и вариантов полноценно прожитой жизни, в которой она полностью опирается на силу собственного сердца, ума и своих высоких грез… А остальное – это уже как Бог даст. Парадоксально звучит, но Мудрые говорят, что именно тогда, когда человеку уже ничего не нужно для себя, Судьба приводит на его путь истинных друзей, любимых, родственные души, соратников и других людей, которые тянутся к нему, подобно тому как жаждущие напиться тянутся к чистой воде родника. Кажется, для того чтобы поистине быть вместе с другим человеком, нужно сначала перестать зависеть от него.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

«Дружба или жизнь»: каждый человек нуждается в дружбе

«Дружба или жизнь»: каждый человек нуждается в дружбе Философ Мартин Бубер говорил, что в юности ему казалось, что общение с книгами в сто раз прекрасней любой дружбы. Если бы его спросили, готов ли он предпочесть огромную библиотеку всем своим знакомым, ответ был бы

Душа Коли великий цар Фрігії Кандаул брав собі за дружину Нісію, її батько, чаклун Гіг, подарував доньці перстень, що мав дивовижну властивість: тільки-но Нісія повертала в ньому рубін донизу, як робилась невидимою.Ніколи ще не було чоловіка, який би так гаряче кохав свою

3. «Дух» и «душа»

3. «Дух» и «душа» Это предварительное уяснение трансрациональности и непостижимости духовного бытия само еще недостаточно. Мы проникнем глубже в это его существо, если обратимся к более точному рассмотрению тех двух родов или ступеней бытия, которые мы можем теперь

Глава 5. Мнение экспертов часто бывает пристрастным, ненадежным и нуждается во внешнем контроле

Глава 5. Мнение экспертов часто бывает пристрастным, ненадежным и нуждается во внешнем контроле Начать с того, что эксперты часто приходят к различным результатам и в фундаментальных вопросах, и по поводу прикладных задач. Кто не сталкивался хотя бы с одним случаем в

2. Душа как эйдос

2. Душа как эйдос Итак, что такое душа как эйдос? Тут, прежде всего, нужно отдавать себе отчет в том, что такое аристотелевский эйдос. Эйдос вещи есть ее 1) смысл (logos), данный как 2) единораздельная цельность, или ее структура, возникающая как результат ее становления, то есть

3. Душа

3. Душа а) Анализ этого термина – выше (VIII, кн. 1, с. 570 – 599). И что касается души, то тут, как нам представляется, нечего и доказывать, что этот античный термин есть термин вполне софийный, то есть опять таки вполне генеративно–эманативный. Душа в античности тоже трактовалась

V. Душа и тело

V. Душа и тело Изо всех важнейших разделов знания психология — наиболее отсталая наука. По смыслу своему «психология» — это теория души; однако душа — этот привычный предмет для теологов вряд ли может считаться научным понятием. Ни один психолог не согласится, что

5. ДУША И ТЕЛО

5. ДУША И ТЕЛО Изо всех важнейших разделов знания психология — наиболее отсталая наука. По смыслу своему «психология» — это теория души; однако душа — этот привычный предмет для теологов — вряд ли может считаться научным понятием. Ни один психолог не согласится, что

ТЕЛО, ДУША И ДУХ

ТЕЛО, ДУША И ДУХ Человек может правильно уяснить себе самого себя лишь, когда он вполне уяснит себе значение мышления в своем собственном существе. Мозг — есть телесное орудие мышления. Только человек с нормальными глазами может видеть цвета, так и соответственно

Душа-имя

Душа-имя Поскольку человек — существо общественное, его непременной принадлежностью является имя.В древности имя воспринималось как некий «код судьбы». Оно всегда что-то означало, в нем было зашифровано некое послание или пожелание, содержащее представление родителей

50. Нуждается ли философия в защите и оправдании?

50. Нуждается ли философия в защите и оправдании? С точки зрения бытия философия не нуждается ни в чем, в том числе в оправдании и защите, но с точки зрения культуры философия нуждается в оправдании и защите в той мере, в какой в них нуждается сам

211. Действительно ли нуждается человек в спасении?

211. Действительно ли нуждается человек в спасении? Если не принимать в расчет глобальные угрозы человечеству (экологические, демографические, климатические, астрономические и др.), всегда только угрожающие и никогда полностью не сбывающиеся (поскольку ни одно злое

56. ДУША

56. ДУША Тот, кто влюблен в свою душу, губит ее, а тот, кто взыскивает с нее в этом мире, приносит ей вечность.Библия — Евангелие от Иоанна, 12:25Тот, кто оскверняет чужую душу, оскверняет свою.Апокрифы — II Энох, 60:1Пытай и терзай плоть мою: души моей тебе не достать.Апокрифы — IV

Душа (Аme)

Душа (Аme) То, что оживляет тело и дает ему возможность двигаться, ощущать и чувствовать (латинское anima, греческое psuche). Следовательно, для материалиста это и есть само тело с его способностью к движению, восприятию ощущений и переживанию чувств. Входит ли сюда же способность

Источник

Как позаботиться о собственной душе?

Человек — это не только тело и разум, но еще и душа! Чтобы тело было здоровым, нужно заниматься спортом и правильно питаться. Чтобы быть разумным, нужно учиться, развиваться, совершенствоваться. А как быть с душой? Что нужно делать для того, чтобы на душе всегда было светло?

что нужно человеку для души. Смотреть фото что нужно человеку для души. Смотреть картинку что нужно человеку для души. Картинка про что нужно человеку для души. Фото что нужно человеку для души

Душа — это бессмертная субстанция, некая нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа человека. Многие ученые до сих пор спорят о том, где всё-таки находится душа? Её местоположение в теле человека определялось главным образом богатством фантазии того или иного народа. Одни считали, что душа находится в голове, другие помещали её в диафрагму, третьи в сердце, некоторые полагали, что душа находится в волосах, а есть и такие, которые вообще отрицают её существование.

Как бы там ни было, но душу нельзя увидеть или потрогать, её можно разве что почувствовать. Испытывая радость, люди говорят: «Душа поёт». И каждому человеку хочется, чтобы его душа пела как можно чаще, а еще лучше — беспрерывно. Вот несколько простых действий, которые помогут этого достичь:

Прощайте и просите прощения!

Приходилось ли вам просить прощения? А вы сами прощали когда-нибудь? Думаю, что да! Из собственного опыта я хорошо знаю, что простить гораздо труднее, чем самому попросить прощения. Почему так? Да потому, что каждого из нас в детстве заставляли просить прощения, но не прощать. И далеко не всем повезло с родителями, которые сами умели говорить ребенку «прости», признавая свою неправоту в той или иной ситуации.

Как бы ни было трудно, но прощать обязательно нужно, потому что смысл прощения в освобождении прежде всего себя самого от тяжести на душе. До тех пор, пока вы не простили обидчика, вы признаёте, что он имеет над вами власть, что он заставляет вас страдать, мучиться, носить обиду в душе и тем самым разрушать себя изнутри.

А есть такие люди, которым нереально трудно просить прощения. Они переживают случившееся, корят себя за то, что обидели человека, а сказать элементарное «прости» не могут. А ведь на самом деле это совсем несложно — просто подойти и извиниться, признать свои ошибки, попытаться их исправить и освободить свою душу от тяжкого груза. Если решиться на разговор очень сложно, то можно написать письмо. Ведь в письменном виде извинения даются намного легче, чем в устном.

Исповедуйтесь!

Для того чтобы исповедаться, не обязательно ходить в церковь, тем более если ваш образ жизни не предполагает такого рода времяпрепровождение. Достаточно просто излить душу. Ведь не зря говорят в простонародье: «Выговоришься, и станет легче». Причем изливать душу можно как близким людям (родителям, детям или друзьям), так и совершенно незнакомым (на интернет-форумах), а можно даже самому себе (если кто-то любит вести дневник).

Когда выговоришься любым из выбранных способов, то становится легче, проблемы уходят на второй план, появляется ясность в голове, прорисовываются пути их решения. Выплеснув свою боль, вы освобождаете в душе место для чего-то хорошего, чего-то, что принесёт вам радость и желание идти дальше по жизни лёгкими шагами, а не нести у себя за пазухой целый воз проблем.

Выгуливайте душу!

Новые впечатления очень важны для вашей души. Даже если вашей миссией является служение другим людям, никогда не нужно забывать о себе. Определите для себя, что вам интересно, что вас увлекает, от чего вы получаете удовольствие, и время от времени устраивайте своей душе праздник. Это может быть путешествие или поход в театр, просмотр любимого фильма или чтение интересной книги, вязание, конструирование, живопись, пение, танцы, спорт, шахматы, шопинг Что угодно! Лишь бы после всего этого у вас было очень хорошо на душе.

Делитесь душой!

Периодически зовите гостей в свой дом, угощайте их чаем со сладостями или чем-нибудь покрепче. Главное, не забывайте, что любое застолье должно быть душевным, а не сводиться к поеданию кулинарных изысков. Приглашайте тех людей, которых вы любите, кому верите, с кем вам комфортно и уютно. Делитесь с ними своими радостями, откровенничайте, обсуждайте интересные и волнующие темы, пойте задушевные песни. Всё это очень сближает и раскрывает ваш внутренний мир.

Помогайте другим!

Когда мы помогаем другим людям, делая это от чистого сердца, то в душе что-то происходит. Мы получаем чувство удовлетворения и счастья, испытываем прилив энергии и целеустремленности. Получается, что, помогая другим, мы помогаем одновременно и себе.

Кто-то хочет спасти целый мир, а кто-то поддержать отдельного человека. Здесь не имеет значения масштаб поступка, более важно, как-то или иное деяние повлияло на вас самих. Если вы занимаетесь благотворительностью, но делаете это исключительно для «галочки», не получая от этого никакого удовлетворения, то в такой помощи просто нет смысла.

Как видите, заботиться о собственной душе совсем несложно, нужно просто о ней не забывать!

Источник

Душа человека

что нужно человеку для души. Смотреть фото что нужно человеку для души. Смотреть картинку что нужно человеку для души. Картинка про что нужно человеку для души. Фото что нужно человеку для души

Что такое душа?

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа — это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие.

Бог — вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек — хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный Храм, предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже Ангелам чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» — это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» — часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как «тайна, ведомая одному Богу» (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). — По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, «творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом, ибо Бог все содержит в своей руке, «Сам дая всю жизнь и дыхание, и все» (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: «Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум» (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: «Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: «Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя«. Естественная необходимость исполнять эти заповеди» (Моя жизнь во Христе).

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Святой Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» [9]. Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень — целый, тот же корень и в слове «исцеление». Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего — тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и Ветхому Завету. Ее выражают слова Екклесиаста: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия — со словами Божия предостережения: «если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете — есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: «…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете. Сын Божий «нисходил прежде в преисподние места земли«, » плен пленил» (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: «ныне же будешь со мною в раю» (Лук. 23:43).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же — большинство — бессмертной по благодати Божией: «Бог хочет, чтобы она (душа) жила» (св. Иустин Мученик); «душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною» (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть «единый имеющий бессмертие» по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума — тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: «я сам» (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека — не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души — сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен «по образу, «но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие — в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать «по подобию» зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о «совете» Божием и сказано: «сотворим по образу Нашему и по подобию», а о самом действии творения: «по образу Божию сотворил его», рассуждает св. Григорий Нисский: «советом» Божиим дана нам возможность быть «по подобию».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *