что нравится в профессии учителя
Чем привлекает профессия педагога?
В этом учебном году на работу в сферу образования Череповца пришли более 90 молодых педагогов. 58 трудоустроились в школы, 30 — в детсады, три преподавателя пришли в учреждения допобразования. Чем же привлекает молодых профессия педагога?
Почти все молодые учителя, пришедшие работать в школы города в этом году, это выпускники череповецкого госуниверситета. Для сравнения, по информации городского управления образования, 1 сентября 2019 года в школы и детские сады пришли 76 молодых специалистов, в 2020 — 74. Неужели профессия учителя привлекает все больше молодежи и становится престижной? Что же привлекает девушек (а именно они в основном и идут учиться на профессии педагогического профиля): меры соцподдержки, стремление реализовать свой талант или получить общественное признание?
Жанна Барцева главной причиной выбора педагогической профессии назвала любовь к детям
«Речь» задала эти вопросы выпускницам ЧГУ, пришедшим работать в школу в этом сентябре.
С Жанной Барцевой наши читатели уже знакомы. 1 сентября, выпускница ЧГУ, учитель начальных классов, она пришла работать в 1 «З» класс в начальную общеобразовательную школу № 39. Жанна Руслановна рассказала нам, что выбрала профессию учителя, потому что мечтала об этом с детства и потому что любит детей. Хотя престиж профессии учителя, как считает молодой педагог, все-таки в нашем обществе сейчас не очень высокий: во многих школах города большая нехватка учителей, а это подтверждает отсутствие интереса молодежи к профессии.
«Знаю не понаслышке, что учитель — очень трудная и ответственная профессия. Чтобы выбрать ее, нужно любить детей, и это главное! Еще иметь желание развиваться в педагогической деятельности, получать от этого положительные эмоции, а для этого нужно хорошо потрудиться. Поэтому нынешняя молодежь не заинтересована в данной профессии. В наше время молодежь все чаще стремится к „легкой“ работе, именно работе, а не профессии, так как многие направления профессией и не назовешь. Большинство мечтает пойти туда, где не нужно прикладывать много усилий, но при этом можно получать достойную заработную плату, — считает Жанна Барцева. — Для меня есть еще несколько причин, почему все-таки стоит попробовать себя в роли учителя. Это постоянное движение, активная работа, саморазвитие, постоянное общение с детьми и с опытными педагогами, имеющими стаж. Это выход из зоны комфорта, потому что на уроке могут случаться разные ситуации, и, конечно же, наработка жизненного опыта. Каждый день ты не только учишь, но и учишься чему-то сам. Также большим плюсом отмечу поддержку государства на первых порах в виде различных доплат, которые позволяют встать на ноги молодым специалистам после окончания учебного заведения».
2. Желание развиваться
Дарья Чегодаева считает главным плюсом профессии учителя возможность постоянно развиваться
Дарья Чегодаева, тоже выпускница ЧГУ, пришла на работу в школу № 5 имени Е. А. Поромонова. Она учитель начальных классов и классный руководитель 1 «В». Дарья Михайловна говорит, что выбор на пятую школу пал не случайно: об администрации школы и опытном коллективе учителей много хороших отзывов, и немаловажно, что школа располагается близко к месту проживания. После первого месяца работы в школе молодой педагог поняла, что сделала правильный выбор.
«У меня только положительные эмоции: дети в моем классе старательные и трудолюбивые, коллеги — мастера в своем деле, администрация отзывчивая», — говорит Дарья Чегодаева.
Главной причиной, почему девушка выбрала профессию учителя, она называет возможность постоянно развиваться как в профессиональном, так и в личностном плане.
«Одной из важных причин выбора профессии учителя является наличие профессионального роста и личностного развития. Работа с детьми приносит удовольствие, так как мне нравится их учить чему-то новому, организовывать их деятельность. Каждый день, проведенный в школе, для меня особое событие, потому что дети усваивают новый материал, с каждым днем становясь чуточку умнее, — считает Дарья Михайловна. — Работа в школе и мне самой дает возможность узнавать что-то новое, осваивать навыки и знания, необходимые для проведения эффективной учебной деятельности и для того, чтобы самой развиваться и двигаться вперед. Очень помогает в этом и общение с опытными коллегами, с которыми можно поговорить на любую тему».
3. Педагогика — это призвание!
Елизавета Мудрова считает, что идти работать педагогом в школу нужно только по призванию
Елизавета Мудрова после ЧГУ пришла работать в Центр образования № 29. Она преподает русский язык и литературу в трех пятых классах и восьмом коррекционном. Как говорит Елизавета Романовна, нагрузка у нее большая для молодого специалиста — 35 часов уроков, классное руководство и большой объем тетрадей для проверки. Выбрала для работы 29 школу, потому что там ей понравилась доброжелательная атмосфера в коллективе, условия работы, нагрузка. Ну, а то, что тяжело, — так к этому молодой педагог была готова, потому что профессия учителя предполагает занятость и самоотдачу 24 часа в сутки каждый день.
«У меня был выбор — идти учиться на врача или на учителя. И я выбрала второе. Понимала уже тогда, что это мое и у меня все получится. На практике во время учебы я убедилась, что детям со мной комфортно, а мне комфортно с ними. Да, может быть, работать учителем для молодежи это сейчас не модно и не престижно. Когда меня знакомые спрашивают, где работаю, и узнают, что учителем, все удивляются. Но многие потом восхищаются и говорят, что это благородно, — рассказала „Речи“ Елизавета Романовна. — Мне приятно осознавать, что я могу что-то ценное вложить в детей. Я, конечно, еще только начала работать, но греет душу то, что я получу результат своей работы не только на бумаге, а увижу, как дети взрослеют, умнеют, получают образование. На мне большая ответственность, потому что у меня один из основных предметов и от меня зависит, будут ли дети грамотными и начитанными. Я понимаю, что это не та работа, на которую идут за большими материальными благами. Чтобы быть учителем, нужно очень хотеть быть педагогом, это должно быть призванием».
Профессия учителя: призвание или осознанный выбор? (4 фото)
К профессии педагога уважительно относились во все времена, несмотря на то, что она была и остается одной из самых тяжелых и ответственных. Что если порассуждать на тему: «Почему я выбрала профессию учителя» с позиции взрослого человек, чтобы дать возможность представить ее себе и понять, получилось бы стать преподавателем.
Годы школьные, годы прекрасные
При выборе профессии, особенно этой, не могло не сказаться влияние обучения в школе. Вспоминая о мудрых наставниках, явно или опосредованно повлиявших на выбор профессии, каждый из нас вспомнит одного или нескольких школьных учителей – специалистов, вызывавших стремление стать на них похожими и добрую белую зависть. Поэтому одним из первых факторов, влияющих на выбор этой одной из самых гуманных профессий – полезный опыт и влияние профессиональных педагогов.
Путь вперед
Работа с детьми в определенной степени заставляет оставаться молодой. Не только в плане физическом, но и с позиции меняющихся в соответствии с временем интересов детей и подростков. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Помимо этого в себе постоянно приходится культивировать такие качества как усердие, целеустремленность, смелость, упорство. Эта работа – постоянный поиск. Ведь находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно.
Память о себе
Вольно или невольно, но большинство людей стремится оставить о себе добрую память: делами, поступками, творческими объектами. А чаще всего детьми. У педагога же есть удивительная возможность остаться не в одном-двух-трех собственных детях, а сохранить свои знания, опыт и моральные качества в десятках и сотнях детей. Которые, став взрослыми, будут делиться ими уже с собственными сыновьями и дочерьми. Это ли не прекрасно и удивительно? Об этом очень точно и емко сказал писатель и публицист Иван Александрович Ильин: «Учитель в тебе, во мне, в нас».
Любимые учителя были у каждого. И отчасти они влияли на восприятие мира и окружающей действительности, помогая сделать выбор в пользу той или иной профессии. И это логично, поскольку соприкасаясь со столь тонкой и сложной материей как человек, тем более маленький или юный, невольно приходится играть роль духовного наставника. Где брать для этого силы и вдохновение? В десятках детских глаз, с увлечением и интересом ежедневно смотрящих на тебя.
День учителя
Каждый рабочий день учителя не похож на предыдущий. Он наполнен разными событиями, встречами, беседами, педагогическими советами и общением с родителями. И, конечно, уроками, каждый из которых помогает в раскрытии потенциала класса и каждого отдельно взятого ребенка.
По мере работы в школе у каждого педагога складывается свой фирменный стиль, своя философия, которыми он старается делиться с учениками. И для состоявшегося учителя ее обязательными элементами должны быть раскрытие у учеников их талантов, желания развиваться и совершенствоваться через учебный процесс и получение новых знаний. При этом категорически нельзя подавлять в детях творческое начало и инициативу, поскольку не исключено, что в будущем эти качества помогут состояться талантливому человеку.
Но работа учителя – это не только радость и позитив. Нужно уметь проявлять и делать это правильно строгость, требовательность, умение критиковать и принимать критику. А еще помимо использования академической системы обучения подавать материал ученикам так, чтобы он воспринимался в полном объеме и с интересом.
Способность научить
Значимой составляющей педагогической деятельности является дифференцированный подход к каждому учащемуся. Учебный процесс должен строиться с позиции индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его знаний, умений, возможностей и способностей, позволяющих ему усваивать материал в комфортном для него темпе. Чтобы сделать работу более продуктивной, творческий человек использует все возможные средства. Тем более что сейчас, в техническую эпоху, их огромное количество. Это разные способы работы и взаимодействия, дидактические и вспомогательные материалы. И, что важно, принцип взаимопомощи и взаимной поддержки, при следовании которому более сильный ученик помогает более слабому.
Особая работа
Учитель – это не просто профессия. Для ребенка – это своего рода ориентир, помогающий в раскрытии всех граней этого удивительного, разного и не всегда дружелюбного мира. Он помогает школьникам раскрывать свой потенциал, жить в гармонии с миром, разумно и с достоинством выходить из различных сложных ситуаций. И педагог не только учит, но и сам каждодневно учится, получая отклик в виде горящих восторгом детских глаз. И лучшей наградой для него является этот отклик и желание детей с удовольствием идти на его уроки. Это ли не важная составляющая счастья – ждать завтра, чтобы с удовольствием пойти на работу?
А задумывались ли вы когда-нибудь о выборе такой профессии как учитель?
Учитель начальных классов: профессия, призвание или сама жизнь? (2 фото)
«Почему я учитель начальных классов?» Пожалуй, каждый педагог начальной ступени образования хотя бы раз в жизни задавался этим вопросом. Что заставляет человека выбрать такую непростую стезю?
Педагогическая профессия относится к категории вечных, поскольку была, остается и будет продолжать быть востребованной до тех пор, пока существует мир. И в нем рождаются дети. К этой профессии всегда относились с уважением. Вероятно, причина в том, что педагог начальной школы – это не просто образованный специалист. А тот, кто способен передать знания следующему поколению, подобрав ключик к душе и индивидуальным способностям каждого ребенка.
Академик Лихачев писал, что педагогика – это не просто труд, а искусство, сродни литературе и музыке. Но только еще более трудное и требующее колоссальной ответственности. Учитель начальных классов обращается к еще не полностью самостоятельной и окрепшей человеческой душе не посредством музыки, как композитор, и не с помощью красок, как живописец. Он делает это прямо, с помощью своей собственной личности, знаний, навыков, умений, отношения к миру.
Педагогическая деятельность – это колоссальная ответственность не только перед самим собой, но и перед детьми, их родителями, обществом, страной. Поскольку сидящие за партами сегодняшние несмышленыши, с восторгом взирающие на учителя, это будущее страны, ее прекрасные достойные люди.
Учитель начальных классов: осознанный выбор или веление души?
Ответить на вопрос о причине выбора такой профессии очень сложно. И участвовать таким образом в жизни детей тоже очень сложно. Ведь от того, как сложатся школьные годы ребенка, во многом зависит его будущая жизнь. И учитель даже через десятки лет будет незримо присутствовать в душе и в мыслях каждого своего выпускника. Дети – это удивительные создания: эмоциональные, подвижные, открытые, готовые воспринимать как позитивное, так и негативное. Чтобы быть первым учителем, важно уметь не только преподавать, но и любить детей, радоваться их успехам, сопереживать неудачам.
Профессия педагога начальной школы заставляет каждодневно по-новому смотреть на привычные вещи, рассматривая обычное явление под новым углом. Маленьких людей приходится не только учить читать, писать, считать, но и деликатно делиться с ними собственным житейским и бытовым опытом, умениями, стараться помочь им стать добрее и лучше. И главной причиной всего этого должна быть любовь – любовь к детям и к собственной профессии.
Первую учительницу не просто так называют второй мамой. Ведь за 4 года начальной школы педагог и ученики становятся очень близки на эмоциональном уровне. Зачастую даже после перехода в среднюю, старшую школу и по окончании учебного заведения дети возвращаются и ищут встречи с первым учителем, чтобы укрепить эту связь и ненадолго почувствовать себя маленьким, счастливым, защищенным малышом.
Педагогику можно назвать не работой, а образом жизни. Не секрет, что над созданием новых методик, разработкой пособий и способов организации досуга класса педагог ведет работу и во внеурочное время. Яркие интересные идеи могут появляться даже во сне. Сделать учебу интересной для детей – это не умение, а дар. Чтобы соответствовать этому гордому званию, педагогу приходится ежесекундно учиться вместе с детьми. Это необходимо, чтобы не просто не сойти с занятых позиций, а еще больше укрепить их.
А как вы считаете, какими качествами должен обладать учитель начальных классов?
Благодарная профессия: почему я работаю учителем?
Накануне 1 сентября «Кубань 24» спросили молодых кубанских педагогов, каково сегодня работать в школе, почему они выбрали именно эту профессию и ради чего стоит идти в учителя.
«Профессию выбирала по многим причинам. Во первых, она однозначно приносит пользу, Во-вторых, я люблю видеть, как у детей в глазах зажигается светлячок понимания. В-третьих, моя мама — педагог. На ее примере я видела, насколько это здорово — быть учителем!
Каждый раз, заходя в класс, ты сталкиваешься с ситуациями, которые нужно решить моментально. Ты можешь подготовиться к урокам, но к каким-то внештатным ситуациям, внезапным вопросам подготовиться сложно. Кроме того, дети учат тебя отсутствию снобизма по отношению к современной культуре. Мы с ними разбираем тексты современных рэперов, говорим о современных художниках. Это позволяет оставаться в тренде и понимать, чем живет современный ребенок.
Тем, кто только начинает свой путь в профессии учителя, я бы посоветовала не отчаиваться, как бы драматично это не звучало. Действительно, будет сложно. Скрывать это бессмысленно. Но то счастье, драйв, вдохновение, которое получаешь от классно проведенного урока, когда дети находятся в эйфории, и ты вместе с ними. Эта радость для настоящего педагога не сравнится, наверное, ни с чем».
«На самом деле, я не отношусь к той категории людей, которые мечтали быть учителями с детства. Но о том, что стала учителем, ни капли не жалею.
Я училась на факультете истории, социологии и международных отношений, чтобы, в первую очередь, стать историком. Хотела остаться в науке. Но потом поняла, что мне интересно не только писать статьи, но и нести эти знания в массы. Так я оказалась в школе.
Это произошло не случайным образом. Таким был мой осознанный выбор. Сейчас я довольна своей профессией. Ученики дают мне творческие силы и желание работать. Когда ты видишь отдачу от детей, их интерес, видишь огонь в глазах — это мотивирует.
Тем, кто только начинает работать в школе, я бы посоветовала ни в коем случае не сдаваться, если возникают какие-то сложности. Сейчас в нашей стране активно развивается идея наставничества. Поэтому никогда не нужно стесняться подойти к более опытному педагогу с вопросом, попросить совета. И не нужно опускать руки если что-то не получается. Всегда идите вперед».
«Почему я выбрал профессию учителя — один из самых сложных вопросов. Очень долго искал себя в плане профессии и задумывался о работе преподавателем физической культуры в вузе, потому что сам всегда занимался спортом. Но никогда не помышлял о том, чтобы работать именно в школе. Изначально у меня юридическое образование. Однако звезды так сошлись, что я прошел необходимое обучение и стал работать в школе.
Самый большой плюс работы в школе — осознание того, что ты действительно приносишь пользу: обществу, стране, а главное детям. Ведь они зачастую обделены, возможно, родительским вниманием, так как мамы и папы работают, заняты. Многие дети предоставлены сами себе, и учитель, насколько может, восполняет эту пустоту.
Начинающим преподавателям не стоит ничего бояться — нужно браться за любую работу, даже непрофильную, участвовать в конкурсах, не отказываться от ответственности без оглядки на деньги. Ведь все это новые знания, совершенно новое понимание образовательного процесса. В любом случае, вернуться на прежнюю должность можно всегда.
А тем, кто учится, не стоит слушать людей, говорящих о «вымирании» учительской профессии, о том, что она «не нужна», «не ценится» — это не так. Каждый человек своей работой может ситуацию направить в такое русло, что его будут ценить, уважать и поддерживать его труд. Все зависит исключительно от специалиста. В профессию идти стоит, люди в образовании требуются, при должном усердии и уровне профессионализма можно достичь действительно высоких результатов».
«Профессию учителя выбрала, потому что люблю свой предмет — филологию и люблю работать с детьми. Ничто так не заряжает, как детская энергетика. Дети всегда стремятся к знаниям, готовы прийти на помощь в трудную минуту. Они всегда отзывчивые, добрые, искренние. Это люди, с которыми хочется работать всегда.
Работа в школе — это и профессиональный рост. Ты всегда в своей теме, каждый день. Плюс педагогика позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, мастерство управленца. Ведь современный учитель должен обладать навыками не только преподавания, но и менеджмента.
Молодым коллегам советую не бояться предлагать свои идеи, выдвигать какие-то новые концепции. Ведь школа — это место, где тебя всегда ждут, где тебе рады помочь, подсказать. Старшие коллеги всегда готовы поддержать и направить юного специалиста. А еще педагогу нельзя забывать о творчестве. Нужно творить и понимать свою внутреннюю цель — для чего я в профессии и почему это важно не только для окружающих, но и для меня. Тогда удастся не потерять свой жизненный ориентир и остаться в профессии надолго».
«Учитель — сейчас актуальная профессия. Лично мне она позволяет быть в центре событий, постоянно совершенствовать свои навыки, как в коммуникации, так и профессиональные.
Школа и в целом школьный коллектив — это живой и постоянно меняющийся организм. И это позволяет быть в тонусе современной жизни. Школа – это постоянные новые профессиональные вызовы. Это участие с учениками в конференциях и конкурсах. Поиск, труд, ошибки, успехи, победы.
Вообще, ребенок и в целом класс — это полное отражение вас как учителя. Какой посыл вы транслируете детям, такой же и ожидайте обратно от них. Они пойдут за вами, будут вдохновляться тем, какие практики вы им даете. И именно поэтому учитель — это очень благодарная профессия».
В чём видят учителя привлекательность работы в школе
Федюшина Эльвира Евгеньевна
19 июня 2018 • 18:03
В исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняли участие 900 учителей из Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. Оно проходило с 2014 по 2017 год. Последние данные приходятся на сентябрь 2017 года.
Что привлекает молодых учителей в работе в школе?
Исследование РАНХиГС
Наиболее частыми ответами назывались: стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Размер заработной платы и престиж профессии не рассматривался учителями как наиболее значимый критерии. В то же время почти 24 процента опрошенных педагогов считают, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.
Опрос Педсовета
Карьерный рост в школе. Нереально?
Исследование РАНХиГС
Учителя связывают карьерный рост с методической деятельностью (19,9 процента) или с упр авленческой. О желании стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде заявили 11,7 процента респондентов. При этом, более амициозными оказались учителя школ столиц субъектов РФ.
Опрос Педсовета
В вероятности карьерного роста молодых учителей как привлекательном факторе работы в школе более менее уверены 39 процентов участников опроса. Не сильно в нее верят 15,2 процента. Почти в три раза меньшее количество респондентов (5,5 процента) оценили возможность продвижения как максимально привекательную для молодых специалистов.
Педагогический коллектив и качество образовательного процесса
Исследование РАНХиГС
По мнению учителей, участвовавших в опросе, обновление кадрового состава, произошедшее в их образовательных учреждениях, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось значительное число учителей, 51,7 процента педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9 процента учителей. Данная тенденция, поясняют авторы исследования, свидетельствует о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей. В целом, доля учителей, считающих свой педагогический коллектив сильным, сократилась в среднем на 6 процентов, отмечают эксперты.
Опрос Педсовета
Большинство участников опроса хотели бы, чтобы в их школе увеличилось количество молодых учителей (34,4). В тоже время, почти такое же количество педагогов (31 процент) ратует за увеличение числа опытных педагогов в их коллективах. Примечательно, что 15.1 процента опрошенных хотели бы, чтобы много лет работающие учителя оставались как можно дольше на своих местах.
Все же педагогам представляется наиболее правильным вариант, когда в школе примерно в равном соотношении работают как молодые педагоги, так и их более опытные коллеги.
В том, что изменение состава педагогического коллектива в принципе способно повлиять на решение проблем в школе, заявили более 70 процентов респондентов.
Подавляющее большинство опрошенных (80,5) считают, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава.
Удовлетворенность заработной платой
Исследование РАНХиГС
Опрос Педсовета
Удовлетворенность учебной нагрузкой
Исследование РАНХиГС
Степень удовлетворенности учителей педагогической работой за годы наблюдений практически не изменилась. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает 75 процентов педагогов. В то же время, увеличилась доля учителей сельских школ, в отличие от городских, которых объем учебной нагрузки совершенно не удовлетворяет (2,2 в 2017 году против 20,1 в 2016). А вот объем внеучебной нагрузки в больше степени устраивает именно сельских учителей (42,8 процента), что значительно превышает соответствующие показатели в городских школах.
Опрос Педсовета
Доля минимальных значений степени удовлетворенности учебной нагрузеой (1 и 2 балла) в сумме составила 11,6 процентов. Немного меньше, чем половина опрошенных (43 процента) оценили свою загруженность уроками по максимальному баллу. Суммарное значение ответов на «три» и «четыре» составляет 45, 5 процента. Судя по ответам, нагрузки у учителей вполне хватает.
Загруженность внеучебными дисциплинами минимально удовлетворяет 32,5 процента учителей (ответы по значениям 1 и 2 балла в сумме). Большинство респондентов (67, 5) в целом все же устраивает объем их внеурочной деятельности.
В том, что молодые специалисты придут работать в школу, уверены 22,4 процента.
Учителя предложили и свои варианты ответов. Например, многие уже опытные педагоги уверены, что выпускники могут прийти работать в школу, но столкнувшись с трудностями (высокие требования руководителя, сложные ученики, обилие бумажной документации и т.д.), в школе не останутся.