что нового внес в развитие психологической науки г лейбниц
Психологические взгляды Готфрида Вильгельма Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед. Стремился синтезировать все рациональное в науке знание. У немецкого ученого вырисовалась следующая модель построения мира. Сущности – это энергия (“сублимация духа”) и дух (источник и высшее развитие энергии), они просты и неделимы. Всякий дух есть сила, а всякая сила – это субстанция. Число сил (оно может быть и бесконечным) определяет количество субстанций и их проявлений.
Позицию Г. Лейбница можно условно обозначить как позицию на примирение рационализма с эмпиризмом. Эмпиристы считали (используя оборот Аристотеля), что сознание – это “чистая доска”, на которую органы чувств заносят свои знаки (в виде ощущений и идей). Их главная формула гласила: “Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах”. Г. Лейбниц к этому добавил: “Кроме самого разума”.
Общая картина мира создана с пафосом всеобщего одухотворения и пронизана натуралистическими идеями: мир представляется то цветущим, полным весеннего ликования садом, то жужжащим роем пчел, то прудом, кишащим рыбой и всякой живностью, то каплей воды, наполненной интенсивной жизнью микромира. В этом мире “все существующее взаимосвязано”, все подчинено “предустановленной гармонии”: кроме божественной предопределенности, сами по себе “все тела во Вселенной, так сказать, сочувствуют друг другу”.
На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Г. Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий – это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.
Г. Лейбниц выступил защитником теории врожденных идей. “Врождено” в человеке все (мы “врождены самим себя”): содержание опыта, категории, ощущения, чувства и т.д. Отсюда душа человека представляется белым мрамором с прожилками неоднородности. Сделать эти “прожилки” – идеи из виртуальных актуальными можно путем напряженного внимания, воспоминания, вообще образования и воспитания. Такая постановка вопроса подчеркивала зависимость наших знаний от опыта прошлых поколений, опосредованность их знаниями. Ученый в этой связи меньше всего аппелировал к смутным и бесплодным “воспоминаниям”, а обращался к логическим рассуждениям и экспериментам. Поэтому к критериям истины он относился не только чувственные формы познания действительности (ощущения “могут подсказывать и подтверждать…, но не доказывать”), но и логические правила.
Г. Лейбниц поставил проблему соотношения сознательного и бессознательного состояния духа: “…Так как,… проснувшись от бессознательного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не сознавали их. Ибо восприятие может естественным путем произойти только от другого восприятия, как движение естественным путем может произойти только из движения”.
Велики заслуги Г. Лейбница в теоретическом и прикладном естествознании как ученого нового типа, организатора науки, борца за связь теории и практики. Ф. Энгельс справедливо подметил, что немецкий мыслитель рассыпал вокруг себя “гениальные идеи, без заботы о том, припишут ли заслугу открытия этих идей ему или другим”. Так сложилось (особенно в психологии), что многие идеи Г. Лейбница заимствовали “корифеи” психологии, но не воздали должное его гениальным мыслям (например, феноменология, на базе которой в XIX в. оформилась психологическая наука, эволюционизм и т.д.).
В психологических воззрениях им был сделан грандиозный шаг от структуры психического мира к системе. Психологическая система Г. Лейбница – классический пример тесной и неразрывной связи теории познания и методологии наук, с запросами и опытом естествознания. Эта система, как и все мировоззрение ученого, напоминала картину единого и восходящего движения: “Все стремится к совершенству”. Смысл динамизма этой системы Лейбниц видел в развитии познания и просвещении.
Оригинален взгляд Г. Лейбница на человека. Начиная с юношеской диссертации 1663 г., он всегда придерживался “принципа индивидуализации”, ибо “индивидуальность заключает в себе бесконечность”. Опредмечивание духа человека в предметной деятельности не только не мешает, но и выступает необходимым условием его существования. Просвещенный разум неистребим – он вечен, а подлинное бессмертие людей заключается в их знаниях, передаваемых обществу. Общество представлено Г. Лейбницем хором монад-людей, в котором развитие индивидуальностей способствует развитию и благу всех. Не составляет труда увидеть развитие идей великого ученого в трудах французских и немецких просветителей, представителей немецкой классической философии, работах целого поколения психологов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Шпаргалка по истории психологии.
23. ЛЕЙБНИЦ: ОТКРЫТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ ПСИХИКИ.
Отец Г.-В. Лейбница (1646–1716) был профессором философии в Лейпцигском университете. Еще в школе Лейбниц решил, что и его жизнь будет посвящена науке. Лейбниц обладал энциклопедическими знаниями. Наряду с математическими исследованиями (он открыл дифференциальное и интегральное исчисление) он участвовал в мероприятиях по улучшению горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной системой, а также историей Брауншвейгской династии. Он организовал Академию наук в Берлине. Именно к нему обращался Петр I с просьбой возглавить Российскую академию наук. Значительное место в научных интересах Лейбница занимали и философские вопросы, прежде всего теория познания.
Как и Спиноза, он выступал за целостный подход к человеку. Однако у него было иное мнение о единстве телесного и психического.
В основе этого единства, по мнению Лейбница, лежит духовное начало. Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. «монос» – единое). Каждая из них «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной.
Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. Согласно Лейбницу, «убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших заблуждений». В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций», или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память.
Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей, отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей, которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и обобщенными. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц тем не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что она связана преимущественно с осознанными идеями. При этом он обратил внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что не существует первичных или вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии познания человек не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности. Он обязательно вносит собственные представления, свой опыт в образы новых предметов, а потому невозможно разграничить те свойства, которые есть в самом предмете, от тех, которые привнесены субъектом.
На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма: зависимость психики от телесных воздействий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.
Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в содержание предмета психологии.
Психологические воззрения Г. Лейбница.
Готфрид Вильгельм Лейбниц. С позиций последовательного рационализма, опираясь на законы и методы математики, которые позволяют выделить составляющие единицы и изучить их свойства, он дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, отношению между духовным и телесным.
Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма,
первичными элементами которого являются неделимые и замкну-
тые в себе центры жизненных сил. Таким образом, не разделяя по-
ложения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о суще-
ствовании множества субстанций, названных им монадами (от греч.
аналогичны «архе» античных психологов. Однако в отличие от ма-
териальных атомов монада Лейбница представляет собой идеаль-
ную единицу, это духовная субстанция, обладающая психической
В своих трудах, в том числе и в работе «Монадология» (1714),
Лейбниц писал о том, что основными свойствами монады явля-
ются восприятие (перцепция) и стремление. Он подчеркивал, что
ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия. Говоря о
Лейбниц тем самым отвергал мнение, согласно которому психическое есть сознательное, т. е. постигаемое благодаря способности
субъекта сосредоточиться на своем «Я».
Представление о психическом расширялось, так как в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное. Эти идеи Лейбница особенно сказались на представлении
о психике в немецкой школе, в которой мысль о существовании
бессознательного и его существенной роли в духовной жизни чело-
века стала одним из постулатов.
ся более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа-
монада обладает способностью к апперцепции, т. е. обладает созна-
нием и самосознанием, и представляет собой высший уровень раз-
вития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга по
своим свойствам и не существует двух совершенно тождественных
монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого
человека уникальным и неповторимым. Обладая способностью
внутреннего самоопределения, монада всегда остается неизменной
и независимой, замкнутой единицей, которая, по определению
Лейбница, «не имеет окон».
Вместе с тем и сам Лейбниц не отрицал связь монады с окру-
жающей действительностью, говоря о том, что она представляет
собой «живое зеркало Вселенной». Основой этой связи является
восприятие, которое активно и субъективно, так как каждой монаде присущи стремление (активность) и индивидуальность. Одним
из важнейших открытий Лейбница было положение о том, что
субъективность познания есть результат не пассивного усвоения
материала, но активного его постижения. Поэтому собственная
точка зрения естественна для человеческих понятий и не противоречит их истинности, как это считали большинство психологов, начиная с Демокрита.
Душа-монада обладает единством и целостностью, организуя по
этому принципу всю психическую жизнь человека. Лейбниц описывал ее как непрерывный процесс, охватывающий сознательное и бессознательное, все моменты которого объединены между собой
таким образом, что новые элементы входят в органическую связь
с предшествующими и изменяют их. Используя достижения в об-
ласти математики, Лейбниц представлял сознание не в виде суммы
элементов, а в виде интеграла. Поскольку элементы психической
жизни различаются по степени осознанности, Лейбниц выделил
так называемые малые перцепции, или неосознаваемые восприятия.
Интегрируясь, эти «малые восприятия», переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или
осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти.
Таким образом, величайшей заслугой Лейбница в области развития
психологического знания является разработка понятия о бессозна-
тельном. Теория Лейбница доказала, что психические процессы
протекают реально, безотносительно к их осознаваемости субъек-
том. Важное место в различных теориях о структуре сознания заня-
ло в дальнейшем и введенное Лейбницем понятие об апперцепции.
Лейбниц в своей теории предпринял и попытку показать дина-
мику развития сознательной жизни из бессознательной посредст-
вом активности души. Согласно его воззрениям, первоначально
восприятия, которые обладают достаточной величиной, или не-
сколько слабых или средних восприятий, которые, суммируясь, до-
стигают необходимой силы. Фактически Лейбниц высказал идею,
которая впоследствии получила свое воплощение в теории статики
и динамики представлений Гербарта: «. сильное представление,
поражающее и волнующее. происходит или от величины, или от
множества предшествовавших восприятий. Ибо сильное впечатле-
ние часто сразу производит действие долгой привычки или множе-
ства повторенных умеренных восприятий». Доказав существование
бессознательных образов и показав динамику соотношений между
осознаваемым и бессознательным, основное внимание Лейбниц
уделял именно ясно осознаваемым идеям, с которыми он связывал
С другой стороны, Лейбниц не признавал и существования
врожденных идей, а говорил о врожденных принципах, склонностях или предрасположениях как о способности индивида к восприятию истин, благодаря которой истины с помощью внешнего
опыта могут быть извлечены из души. По его мнению, мысли яв-
ляются действиями и врожденными быть не могут. Поэтому исти-
ны и идеи даны человеку как потенциальное знание, подобно фи-
гуре, которая уже заложена в камне в виде прожилок мрамора, до
того, как скульптор начнет высекать эту фигуру.
Обращаясь к проблеме взаимосвязи души и тела, Лейбниц под-
верг критике взгляды Декарта о возможности воздействия души на
тело. Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг
от друга и функционируют по разным законам, хотя и действуют
так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не
законами природы, а божественной мудростью. Она проявилась в
«предустановленной гармонии» между психическим и физическим.
ски, в силу внутреннего устройства. Но так как они запущены в
движение с величайшей точностью, складывается впечатление их
зависимости друг от друга. Они подобны паре часов, которые в
любых условиях неизменно показывают одно и то же время, хотя
и движутся независимо. Впоследствии идея «предустановленной
гармонии» получила в психологии название психофизический па-
Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в
разработке многих проблем психологии. В них постулировалась
активная природа психического, непрерывно развивающегося от
одного уровня к другому; было показано сложное соотношение
между сознанием и бессознательным в динамике психической жиз-
ни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сен-
сорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от пред-
варяющих его задатков и перспектив их реализации в реальных
обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 28 ; Нарушение авторских прав
Особенности подхода к структуре психики в теории Г. Лейбница.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и математики. Выросший в атмосфере научных исследований, Лейбниц еще в школе решил посвятить свою жизнь науке. Энциклопедические знания, широта и разносторонность интересов Лейбница, определявшие сферу его научно-практической деятельности, помогли ему сделать значительные открытия в различных областях науки и техники. Лейбниц был одним из авторов дифференциального и интегрального исчисления, изобрел счетную машину, производящую сложные вычислительные действия с большими числами, и насосы для выкачивания воды из рудников. Он занимался проблемами минералогии и геологии и опубликовал в 1691 г. одну из первых работ по вопросам происхождения и эволюции Земли «Протогея». Его интересовали теория денег, монетные системы, вопросы истории, языкознания, физики, политики и экономики. Им была написана первая история брауншвейгской династии. Лейбниц был основателем и первым президентом Берлинской Академии наук, принимал участие в организации подобных центров науки в других городах и странах. По просьбе Петра I он разрабатывал план создания Академии наук в Санкт-Петербурге и составлял проекты организации научных исследований в России. Многогранность интересов Лейбница связывала его с выдающимися учеными, общественными и политическими деятелями Европы, со многими из которых он был знаком лично. Переписка Лейбница насчитывает более 15 000 писем, адресованных примерно 1054 лицам.
С позиций последовательного рационализма, опираясь на законы и методы математики, которые позволяют выделить составляющие единицы и изучить их свойства, он дал новое объяснение мирозданию, психическим функциям человека, отношению между духовным и телесным.
Вместе с тем и сам Лейбниц не отрицал связь монады с окружающей действительностью, говоря о том, что она представляет собой «живое зеркало Вселенной». Основой этой связи является восприятие, которое активно и субъективно, так как каждой монаде присущи стремление (активность) и индивидуальность. Одним из важнейших открытий Лейбница было положение о том, что субъективность познания есть результат не пассивного усвоения материала, но активного его постижения. Поэтому собственная точка зрения естественна для человеческих понятий и не противоречит их истинности, как это считали большинство психологов, начиная с Демокрита.
Лейбниц писал, что каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, исходя из своих собственных представлений и опыта. Не существует первичных или вторичных качеств предметов, о которых говорили Демокрит и (в Новое время) Д. Локк, так как даже на начальной стадии познания человек не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности. Получаемый в результате такого восприятия образ окружающего мира необходимо включает в себя как свои собственные свойства (первичные качества), так и свойства, привнесенные субъектом (вторичные качества), и их невозможно разграничить. Таким образом, каждый человек создает свою картину мира, но вместе с тем эти представления по сути своей тождественны и в отражении главных свойств и качеств окружающей действительности совпадают. Лейбниц сравнивал эту особенность человеческого познания с восприятием города, на который разные люди смотрят с разных точек: «. как один и тот же город, если смотреть на него с разных сторон, кажется совершенно иным и как бы перспективно умноженным…» точно так же образов окружающего мира существует столько, сколько людей. Однако все эти индивидуальные образы «суть только перспективы одного и того же соответственно различным точкам зрения. » Именно в этой тождественности, соответствии свойств вещей природы идеям разума Лейбниц видит критерий истинности знания: «Природа единообразна в том, что касается сути вещей, хотя и допускает разницу степеней большего и меньшего, а также степеней совершенства». Таким образом, субъективность человеческого познания, по Лейбницу, является следствием активности и не противоречит объективности полученных знаний. Это позволило Лейбницу сделать вывод о принципиальной познаваемости мира.
Душа-монада обладает единством и целостностью, организуя по этому принципу всю психическую жизнь человека. Лейбниц описывал ее как непрерывный процесс, охватывающий сознательное и бессознательное, все моменты которого объединены между собой таким образом, что новые элементы входят в органическую связь с предшествующими и изменяют их. Используя достижения в области математики, Лейбниц представлял сознание не в виде суммы элементов, а в виде интеграла. Поскольку элементы психической жизни различаются по степени осознанности, Лейбниц выделил так называемые малые перцепции, или неосознаваемые восприятия. Интегрируясь, эти «малые восприятия», переходят на новый уровень психической жизни, становясь осознанными. Апперцепция, или осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти. Таким образом, величайшей заслугой Лейбница в области развития психологического знания является разработка понятия о бессознательном. Теория Лейбница доказала, что психические процессы протекают реально, безотносительно к их осознаваемости субъектом. Важное место в различных теориях о структуре сознания заняло в дальнейшем и введенное Лейбницем понятие об апперцепции.
Высшей ступенью Лейбниц считал умопостигаемые знания и идеи, которые содержатся в области апперцепции. Они открываются человеку путем рациональной интуиции и являются самыми достоверными, ясными и обобщенными. Развивая идея Декарта о роли интуиции в процессе познания, Лейбниц окончательно разделил ее на два вида, говоря о сущностной и опытной интуиции. Он также подчеркивал, что бессознательную часть души можно познать только интуицией, а не логическим мышлением, которое в этом бессильно. Таким образом, частично была введена та связь между интуицией и мистикой, которая затем заняла доминирующее место в отечественной психологии.
Направляя сущностную интуицию на постижение внутреннего мира души-монады, Лейбниц связывал ее с постижением сути идей, но не самого человека, последнее отдавалось опытной интуиции. Так, Лейбниц отрицал непосредственную данность самотождественности «Я», что стало важнейшим положением в психологии XX в., например в концепции В.Джемса. Лейбниц писал, что для того, чтобы убедиться в тождественности двух его «Я» (например, в колыбели и в университете), ему пришлось вспомнить об отношении к нему других. Таким образом, он пытался перевести проблему осознания своей духовной сущности из поиска специфики содержания самосознания во внешний план.
Этот подход был связан с тем, что, замыкая монаду в себе самой (ведь у монады нет окон), Лейбниц тем самым исключал социальное бытие индивидов из процесса сущностного, истинно интуитивного познания. Социальное бытие исчезало потому, что исчезал социальный, личностный смысл вещей, который появляется только в результате анализа переживаний субъекта по их поводу, по поводу значений как знаков социального окружения. Но именно это и является смыслом собственно психологического исследования, который выпадал, таким образом, из предмета интуитивного знания.
В своей теории познания Лейбниц критиковал как тезис Декарта о врожденных идеях, так и представление о душе как о «чистой доске», выдвинутое Локком. В полемике со сторонниками эмпиризма, не учитывавшими организационную роль в психике человека высших интеллектуальных форм, Лейбниц внес коррективы в их известный постулат, согласно которому «нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях», дополнив его словами «кроме самого интеллекта».
С другой стороны, Лейбниц не признавал и существования врожденных идей, а говорил о врожденных принципах, склонностях или предрасположениях как о способности индивида к восприятию истин, благодаря которой истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души. По его мнению, мысли являются действиями и врожденными быть не могут. Поэтому истины и идеи даны человеку как потенциальное знание, подобно фигуре, которая уже заложена в камне в виде прожилок мрамора, до того, как скульптор начнет высекать эту фигуру.
Психологические воззрения Лейбница стали важной вехой в разработке многих проблем психологии. В них постулировалась активная природа психического, непрерывно развивающегося от одного уровня к другому; было показано сложное соотношение между сознанием и бессознательным в динамике психической жизни; поставлена проблема соотношения интеллектуального и сенсорного в человеческом опыте, зависимости этого опыта от предваряющих его задатков и перспектив их реализации в реальных обстоятельствах, с которыми сталкивает человека жизнь.
Г. Лейбниц: идеалистическая традиция в немецкой философии и психологии
Начинает идеалистическую традицию Г. Лейбниц (1646–1716) – современник всех основных гениев XVII в. и их идейный противник. Идеи Декарта, Гоббса, Спинозы, Локка были критически переработаны и синтезированы Лейбницем в собственную оригинальную систему принципов и понятий. Лейбниц не мог не заметить, что Спиноза не сумел полностью преодолеть дуализм Декарта, поскольку в учении голландского философа картезианское разделение мира на две субстанции оставило свои следы в виде раздвоения и обособления атрибутов протяжения и мышления. Лейбница не удовлетворяло сохранившееся противопоставление духа и материи, психического и физического, и с целью восстановить их единство он выдвигает учение, позволяющее объяснить бесконечное многообразие мира исходя из единой по природе и происхождению, но разнокачественной по своим состояниям субстанциональной основы. Неприемлемым для Лейбница в учении Спинозы оказался также и фатализм. Вместе с тем Лейбниц становится на сторону Спинозы в своей полемике с Локком относительно роли опыта и разума в познании. Лейбниц пытается установить связь чувственного и рационального. Но поскольку рациональное познание из опыта не вырастает, то единство опыта и разума выступает в учении Лейбница не как восхождение от чувственных форм к идеям, а как наложение рационального на чувственный опыт. Поэтому в значительной части познавательные ошибки возникают не столько по вине чувств, сколько из-за слабости самого разума и внимания, как стремления к ясности и памяти.
Стержнем, образующим философско-психологическую систему Лейбница и связывающим все ее разделы и части, является ряд исходных методологических принципов, или законов. К главным из них по своему значению следует отнести принцип всеобщих различий, принцип тождественности неразличимых вещей, законы непрерывности и дискретности. Принципом всеобщих различий Лейбниц пытался утвердить всеобщую изменчивость в мире физических явлений и сознания, отрицать как абсолютное сходство друг с другом существующих вещей, так и повторяемость состояний одной и той же вещи во времени, и этим самым указать на качественное многообразие мира. Принцип всеобщего различия дополняется и обеспечивается другим принципом – принципом тождества неразличимых вещей. Смысл его заключается в том, что не следует различать вещи, если на самом деле они являются одной и той же вещью, и наоборот, отождествлять вещи, различные по своим качествам. Различия между вещами выводятся Лейбницем исходя из третьего принципа – закона непрерывности. Этот закон указывает на то, что повсюду в мире имеются незаметные переходы в восхождении вещей по степеням совершенства.
Лейбниц полагал, что в континууме вещей и их качеств нет ни нижнего, ни верхнего предела. Из принципа непрерывности вытекали и другие следствия. Одно из них указывало на преемственность различных состояний в одной и той же вещи. Тот же принцип непрерывности предполагал также взаимосвязь различных свойств одной и той же вещи.
Противоположным по своему смыслу к принципу непрерывности является закон дискретности, согласно которому сама постепенность и непрерывность слагается из малых скачков и разрывов, порождающих индивидуальные объекты, их автономность и качественное своеобразие. Именно с помощью принципа дискретности Лейбницу удается объяснить качественное многообразие и неповторимость различных вещей и состояний сознания.
Лейбниц развертывает систему взглядов, построенную по образцу и через аналогию с психологическими особенностями человека и представляющую собой своеобразное идеалистическое перевоплощение атомистической картины мира.
«Истинными атомами природы» являются душеподобные единицы – монады, из бесчисленного множества которых состоит мироздание. Монады просты, неделимы и вечны. Они автономны, и влияние одной монады на другую исключено. Ведущими и коренными свойствами каждой монады являются активность и представления.
Лейбниц полагал, что в исторической перспективе развитие монад проходит несколько стадий, каждой из которых соответствует определенная форма монады. Самой первичной формой являются чистые монады. Для них характерно наличие активности, но отсутствие каких-либо представлений. Такое состояние монады подобно сну без сновидений. Чистые монады проявляются в качестве неживой, но активной и вечнодвижущейся материи. За чистыми монадами следуют монады-души, обладающие смутными представлениями в результате низкой степени стремлений к ясности. Эта форма монад выступает на уровне растений и животных. Человеку свойственны более совершенные монады, называемые монады-духи. Их совершенство выражается в наибольшей ясности и отчетливости представлений. Завершают иерархию монады ангела и Бога, полностью свободные от материальной оболочки и обладающие абсолютной полнотой знаний и предельно ясным самосознанием.
Сходная система уровней имеет место и в онтогенезе человека. В известном смысле своей иерархической системой монад Лейбниц дает новую трактовку аристотелевского учения о трех уровнях души, согласно которому высшие ее формы возникают и осуществляются на основе низших.
Учение Лейбница внесло немало идей и тенденций, которые окажут значительное влияние на последующее развитие психологии. Лейбниц впервые показал активную природу сознания, динамизм и постоянную изменчивость его. Учение Лейбница о перцепциях и апперцепциях станет исходным основанием, на котором будут строиться последующие концепции души в немецкой психологии. Оно оказало влияние и в ряде других отношений. Прежде всего, включение в сферу психического, помимо сознаваемых явлений досознательных перцепций, расширяло границы психического. Логическим следствием этого нового подхода явилась и реабилитация психики животных. Лейбниц становится предвестником учения о порогах сознания, с которым выступит в XIX в. Гербарт и которое станет отправным в психофизических измерениях и опытах Фехнера. От Лейбница немецкая психология усвоила принцип психофизического параллелизма, на основе которого будет строиться экспериментальная психология в Германии.