что нового в системе образования в 2021 году
Российские школьники с 2021 года будут учиться по обновленным стандартам
Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минпросвещения РФ рассмотрел и одобрил обновленные стандарты общего образования. Обновленные ФГОС будут обязательны в школах с 1 сентября 2021 года. Что это значит для российских школьников и их родителей? Как будет выстраиваться система российского образования в будущем? Подробности — в материале Федерального агентства новостей.
Жить по-новому
Необходимость обновления федеральных стандартов образования назрела давно. Президент России Владимир Путин дал поручение обновить их в феврале этого года, когда обратился с посланием к Федеральному собранию. Работа над обновлением образовательных стандартов началась еще раньше и заняла около полутора лет.
Всего в разработке и обсуждении проекта приняли участие порядка 10 тысяч человек, велось широкое обсуждение с представителями профессионального сообщества и общественности.
«Мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами», — заявила на заседании Совета министр просвещения Ольга Васильева.
Первый заместитель министра просвещения Павел Зенькович предложил назначить датой вступления обновленных ФГОС 1 сентября 2021 года.
«За полтора года мы эту работу проделаем и успеем подготовить систему к их вступлению в силу и дальнейшей реализации», — отметил он.
Обновленные проекты основываются на базе, уже содержащейся в примерных образовательных программах.
В течение ближайших полутора лет министерству просвещения предстоит «колоссальная работа по подготовке и направлению методических рекомендаций в органы власти субъектов, разъяснительной работе, как жить с новыми ФГОС», добавил замминистра.
За время, оставшееся до 1 сентября 2021 года, педагогический состав школ должен будет уяснить для себя, как именно вести работу по новым стандартам.
Репетиторы не нужны
Ничего кардинально нового в жизни учителей не появится, поясняет замминистра Зенькович. Обновленные ФГОС содержат программу, тождественную той, что уже сейчас преподается в школах.
Важнейшей особенностью новых образовательных стандартов станут ясные критерии оценок результатов учащихся.
«Ключевой новацией предлагаемых вашему вниманию стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников», — подчеркнула Ольга Васильева.
Таким образом, теперь детям не нужно будет учиться будто бы в разных мирах: в родной школе — по предписанной программе, и с репетитором — готовясь к ОГЭ или ЕГЭ. Все, что будет на экзаменах, ребенку обязательно преподадут в школе.
«Стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», — заявила министр.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты содержат тот необходимый минимум, который должен получить учащийся в школе.
«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений», — добавила Васильева.
Окончить два класса за год
Другой важной новацией обновленных ФГОС стало разделение учебного процесса не на годы обучения, как это было раньше, а на этапы. Для большинства школ предложенные в стандартах этапы будут равняться годам. Однако образовательное учреждение теперь вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части по каждой предметной области.
То есть, к примеру, теперь стандарт позволяет пройти необходимую программу не за год, а за полгода, а в дальнейшем предоставить детям дополнительные знания. Это будет особенно полезно школам для одаренных детей.
«Синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для определенной категории образовательных организаций — инновационных площадок — такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере», — пояснила глава министерства просвещения.
Кроме того, структура новых ФГОС позволяет существенно снизить нагрузку по отчетности, которая ранее тяжелым грузом ложилась на плечи педагогов. Так, количество бумажных отчетов будет снижено на 30%, заверили в министерстве.
В обновленных стандартах была закреплена и структура направлений воспитательной работы.
«Это является последовательным шагом в исполнении поручения президента по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе», — указала Васильева.
Что нового ждет школьников, учителей и родителей с 1 января 2021 года
А вот если ребенок живет не на «участке» школы, то приносить заявление родителям будущих первоклассников нужно с 6 июля. Прием будет идти до заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября. В приеме государственная школа может отказать только в случае, если свободные места закончились. В этом случае местные органы управления образованием должны помочь родителям устроить ребенка в другую школу.
В документе также прописано приоритетное право зачисления детей в ту же школу, где уже учатся их братья и сестры.
В школьных аттестатах появится оценка «зачет»
Минпросвещения утвердило новый порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании. Он вступает в силу 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.
Что еще важного в нем прописано? Бланки титула аттестата и приложения к нему заполняются в том числе с использованием компьютерного модуля, позволяющего генерировать двумерный матричный штриховой код (QR-код).
Роспотребнадзор утвердил новые требования к работе школ, детских садов, лагерей и других детских учреждений. Новые санитарные правила СП 2.4. 3648-20 будут действовать с 1 января 2021 года по 1 января 2027 года.
Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать 35 минут.
Очень важный пункт касается использования мобильников для обучения: «Для образовательных целей мобильные средства связи не используются». Почему? На этот вопрос «Российской газете» ответили в Роспотребнадзоре
Покажите градусник
Витамины и лечебное питание
Утверждены новые СанПиНы 2.3/2.4.3590-20 к организации общественного питания населения. Они будут действовать с 1 января 2021 года до 1 января 2027 года. Документ затрагивает очень много сфер. Но один из самых важных его разделов посвящен особенностям организации общественного питания детей. То есть в школах, детских садах, детских лагерях и т.д. Питание здесь должно быть здоровым, полноценным, учитывать особенности региона.
Что в нем появилось нового по сравнению со старыми документами? В меню должны быть продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, а также витаминизированные напитки. Замена витаминизации блюд выдачей детям поливитаминных препаратов не допускается. При приготовлении блюд должна использоваться не обычная соль, а йодированная.
Меню допускается корректировать с учетом климатогеографических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей. А для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, будут разрабатываться индивидуальные меню.
Важная новая норма касается домашней еды: «Допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях, оборудованных столами и стульями, холодильником, микроволновыми печами, условиями для мытья рук».
При этом в школах будет разрешено ставить вендинговые автоматы (аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции). Правда, продаваться там будет только здоровая пища.
Новый порядок реализации образовательных программ
С 1 января 2021 года вступает в силу приказ Минпросвещения «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам».
В нем прописано, что при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. А при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или ЧС реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий или перенос сроков обучения невозможны.
ЕГЭ по иностранному не будет обязательным
Вступает в силу 4 января 2021 года приказ Минпросвещения «О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования». Из списка обязательных предметов для Государственной итоговой аттестации в 11-х классах исключен иностранный язык. Обязательными предметами остались русский язык с математикой.
Осенью 2022 года вступят в силу новые образовательные стандарты
Скажем сразу: для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на многие годы.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? Разложим все по полочкам.
Практический курс
Час speak
Так что родители могут заявить директору школы: «Уберите из расписания второй иностранный язык». И директор обязан будет это сделать. Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
Финансист с пеленок
С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Родители сразу заволновались: неужели в школе появится еще один предмет?
Как пояснили в министерстве просвещения, о введении нового предмета речь не идет и это не приведет к повышению нагрузки на ребят.
В «началке» эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика». Узнают, что такое семейный бюджет, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние.
В основной школе с пятого класса ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов: «Обществознание», «Информатика», «География» и другие.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ:
Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики «Эврика»:
Павел Северинец, директор московской школы N 1679:
— Важно, что в новой версии уточнили требования к результатам обучения. До этого все было очень расплывчато. Многие учителя, да и администрация часто терялись. Не видели маяков. Также уточнены позиции по электронным образовательным ресурсам, дистанционному обучению: пандемия внесла свои корректировки. Кроме того, обязательной станет Программа воспитательной работы с перечнем мероприятий. Это важно: воспитание никогда не уходило из школы, это часть работы всего коллектива.
Нововведения в школах в 2021–2022
Как начнётся учебный год и что будет с экзаменами
Меры безопасности, очные линейки и формат экзаменов. Разбираемся, какие нововведения в школах ждут учащихся в 2021–2022 году.
Меры безопасности
Первое и главное — российские школы начнут новый учебный год в очном формате. Начало учебного года открывается праздничной линейкой, однако количество учеников на линейке зависит от постановления в конкретном регионе: либо все классы, либо только 1-й и 11-й.
Роспотребнадзор продлил меры из-за COVID в школах до 2022 года: за каждым классом закреплён свой кабинет, расписание составляется с целью минимизировать общение детей из разных параллелей, нормировать походы в столовую, чтобы это было с большим интервалом. Все рекомендации СанПиН, которые существуют на данный момент пандемии, должны соблюдаться.
Есть единая общая рекомендация для всей России — быть готовыми к тому, что в любой момент есть вероятность перехода на смешанный формат обучения. Если есть возможность, то стоит сочетать формат очных и дистанционных занятий, особенно это касается старших классов. Например, в течение недели три дня дети одного класса ходят в школу, а два дня — они дома, а для другого класса наоборот — те два дня, когда первый класс дома, — они в школе. Но это только для тех школ, где есть такая возможность комбинированного обучения, и касается это только 7-го и старше классов.
ВПР-2022
Ожидать переноса ВПР в этом учебном году не стоит — всероссийские проверочные работы пройдут в штатном режиме весной 2022 года. Расписание ВПР уже опубликовано на сайте Рособрнадзора.
Проведение ВПР в 2022 году начнётся с проверочных работ для 10–11-х классов. С 1 марта по 25 марта учащиеся 10-х классов будут сдавать географию. Выпускники — историю, биологию, географию, физику, химию и иностранные языки: английский, немецкий или французский.
С 15 марта по 20 мая 2022 года учащиеся с 4-х по 8-е классы напишут проверочные работы по русскому языку и математике. В этот же период четвероклассники, помимо русского языка и математики, сдадут ВПР по предмету «Окружающий мир», а ученики 5-х классов — по биологии и истории.
С 1 апреля по 20 мая учащихся 7-х классов ждёт мониторинг качества подготовки по английскому, немецкому и французскому языкам.
С 15 марта по 20 мая также для параллелей 6–8-х классов пройдут ВПР по истории, биологии, географии, обществознанию, 7–8-х классов — по истории, биологии, географии, обществознанию и физике, 8-х классов — по истории, биологии, географии, обществознанию, физике и химии.
Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определят самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.
В 2022-м проверочные работы в 6– 8-х классах будут проводиться для каждого класса по двум обязательным предметам (русский язык и математика) и двум предметам на основе случайного выбора. Сдавать ли ВПР десяти- и одиннадцатиклассникам, будут решать сами образовательные организации. Проверочные работы у одиннадцатиклассников должны проходить по тем предметам, которые они не выбрали для сдачи на ЕГЭ.
Изменения в ЕГЭ
Глобальных изменений в ЕГЭ-2022 нет, но всё же во всех учебных предметах, кроме информатики, планируется незначительное изменение структуры КИМ, включение новых заданий на использование предметных знаний. Все изменения направлены на применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развёрнутого объяснения, аргументации.
На нашем ютьюб-канале мы вместе с экспертами-преподавателями «Фоксфорда» Еленой Шкляевой (русский язык), Анной Бодяйкиной (математика) и Иваном Хеорхе (обществознание) провели разборы новых форматов КИМ в прямом эфире.
В России появятся новые стандарты образования: как проверят школы и вузы
Мониторинг — это не больно
Учись учиться — лозунг на все времена. С 1 марта 2022 года все учебные заведения страны будут учить по-новому, потому что вступят в силу новые стандарты образования (ФГОС). Сами вузы, школы и техникумы тоже ждет много нового. Рособрнадзор отменил обязательную аккредитацию для учебных заведений каждые шесть лет, зато будет постоянно мониторить их деятельность. Но по каким критериям?
Слухи в учебной среде ходят самые разные. Особенно взволнованы школы. Судя по всему, для школ будет важно наличие учителей с высокими профессиональными категориями (I и II). Чем больше таких заслуженных педагогов, тем выше будет у школы статус. И большое значение будет иметь число детей, успешно сдавших ГИА-ЕГЭ. Если доселе количество успешных учеников влияло только на рейтинг школы да на учительское самолюбие, теперь оно будет пристально изучаться.
— Я боюсь, что этот мониторинг добавит нам бумажной отчетности. Хотя официально мы ее вроде как понижаем, — говорит учитель математики Нина Васильевна из Москвы. — Да и не секрет, что основная рабочая лошадка в школах это МС (молодые специалисты. — Авт.) На них и дополнительные часы, и внеклассные, дежурства и бог знает что еще. А если все будут с категориями. На мой взгляд, больший контроль совершенно не нужен школе.
У СПО (колледжи, техникумы) свои «страшилки». Тут будут считать выпускников, устроившихся на работу сразу после окончания учебы. Естественно, по специальности. Мол, не пошел человек работать или свернул не туда — минус один балл колледжу.
И, наконец, вузы. Здесь якобы собираются проверять и учитывать количество преподавателей с ученой степенью. Как это коррелируется с вводимой теми же ФГОСами отменой обязательной научной степени для доцентов? Гадают в университетах и о том, как Рособрнадзор собирается проверять выпускников, сразу устроившихся на работу. А магистры, а перепрофилирование.
Между тем по каждой категории проверки будет разработана своя шкала, в соответствии с которой учебному заведению будут начисляться баллы. Как это будет происходить, пока неясно, но известно, что вузовский балл, например, должен стремиться к тому, который был получен при аттестации. И, как говаривал Форрест Гамп, «вот и все, что я могу сказать об этом».
Развеять морок сомнений относительно мониторинга вместо аттестаций «МК» попросил заслуженного учителя России, академика Евгения Ямбурга:
— Во-первых, аттестация не отменена вообще, а продлена на 12 лет. И это хорошо, потому что каждый раз это длительные и бессмысленные процедуры. А что касается мониторинга и ФГОСов — это очень объемный вопрос. Мониторинг — независимая аттестация. В принципе, школы бывают разные. Есть и слабые, которые нужно контролировать. Есть сильные — но для них это и не очень страшно. Мониторинг это не больно. Другое дело, что он не должен быть частым, потому что и без того такой каскад идет проверочных работ, что учиться некогда.
А вот насчет ФГОС я бы поспорил. В тех ФГОСах, которые были раньше, заложены очень важные вещи, от которых сейчас начинают отказываться. Какие именно? Вот советская школа давала хорошие фундаментальные знания, это неоспоримо. Но она не давала очень важного: умения применить эти знания в изменившейся ситуации. Поэтому к знаниям всегда должны прилагаться определенные компетенции. Во ФГОСах, которые действуют сейчас (ФГОС 2-го поколения. — Авт.) уже были заложены компетенции, связанные с исследовательской деятельностью, с практическим применением полученных знаний. По всем международным критериям, PISA и проч. мы стали занимать по «началке» первые места. Но нам хотят усилить предметную направленность, чтоб было больше физики, математики. Поэтому я не считаю, что эти новые ФГОСы — шаг вперед.
— Мониторинг добавит бюрократической работы — а как же уменьшение бумажной отчетности?
— Это такая забавная история. Да, было специальное письмо министра: большая отчетность, нагрузка на учителя, ее надо снижать. А следом пришла бумага директорам, «дорожная карта»: отчитаться о плане снижения отчетности. Страниц на 50. Отчеты требуют все — губернаторы, МЧС, прокуратура. Все это может быть просто на сайте школы. Но у них между собой «не коннектится» их база данных. Это компенсируется за счет усилий учителей.
— На баллы будет влиять количество учителей I и II категорий в школе?
— Нет, разработчик стандартов образования не пойдет на это. Ни одно из изменений не должно отразиться на учителях. Это напрасные страхи.
— А количество успешно сдавших ГИА-ЕГЭ?
— Это лукавая цифра. Есть, например, два уровня математики, базовая и профильная. Если кто-то идет на филфак, он точно не будет сдавать сложную математику. Здесь уже приобретается возможность быстрого реагирования. Затем все больше ребят идут в колледжи. И, кроме русского-математики, ничего не обязаны другого сдавать. Здесь все сложнее, это большой разговор.
— А все-таки для общего понимания — что Рособрнадзор будет мониторить-то?
— Мониториться будет выполнение программ, стандарт. В едином образовательном пространстве, во всех школах он должен выполняться. Во всех городах, во всех регионах образование должно быть одинаковым.
— То есть пугаться заранее этого мониторинга не нужно?