что нового в рпц
Русская Православная Церковь
Официальное сообщество Русской Православной Церкви Московского Патриархата в социальной сети «ВКонтакте».
Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: info1@patriarchia.ru.
Портал Патриархия.ru является официальным информационным ресурсом Русской Православной Церкви.
Портал создан с целью профессиональной обработки и предоставления информации, касающейся жизни Русской Православной Церкви.
Права на материалы, размещенные на портале Патриархия.ru, принадлежат правообладателям и охраняются российским законодательством.
Мы благодарны всем, кто воспользовался нашей информацией, сославшись на нее в своем издании и не нарушив тем самым этический кодекс журналиста и Закон об авторских правах.
Если у Вас есть желание разместить Ваш материал на портале, сообщите об этом по адресу: info1@patriarchia.ru
Русская Православная Церковь запись закреплена
НОВОСТИ | В Неделю 23-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, день памяти мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Показать полностью.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.
Патриаршее богослужение посетили: ректор Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, сопредседатель Российского исторического общества, член Попечительского совета программы «Александр Невский» А.В. Торкунов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о избавлении от распространения коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри Владыко Человеколюбче на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Константина Цветкова, клирика храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы.
Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Дроздов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве г. Москвы.
По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Святейший Патриарх Кирилл вручил А.В. Торкунову орден благоверного князя Даниила Московского II степени. Ректор МГИМО (университета) МИД России был удостоен высокой церковной награды во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 70-летием со дня рождения.
Затем в галерее храма Христа Спасителя представители молодежного движения «Православные добровольцы» поздравили Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 75-летием со дня рождения.
По завершении Божественной Литургии из алтаря Храма Христа Спасителя был изнесен и поставлен на аналое в центре храма ковчег с Частицей Ризы Господней. Был совершен молебен, после которого верующие поклонились святыне. Частица Ризы Господней хранится в алтаре и по традиции выносится в храм для поклонения во время всенощного бдения в последнюю субботу месяца и после Божественной литургии в последнее воскресенье месяца.
28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, день памяти мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
Фото: свящ. Игорь Палкин, С. Власов
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
В РПЦ объяснили непригодность ковид-сертификатов для храмов
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Доступ в православные храмы и культовые учреждения других традиционных религий России не должен быть ограничен ковид-сертификатами, поскольку эти объекты играют важную духовную и социальную роль в жизни многих россиян. Об этом заявил изданию «Секрет Фирмы» зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе.
«Храм можно сравнить, например, с больницей, потому что люди прибегают к вере, к молитве вовсе не для развлечений, как при походе в кинотеатр или ресторан. Это часть жизни, религиозной идентичности», — объяснил Кипшидзе, говоря о непригодности ковид-сертификатов для храмов.
Он отметил, что РПЦ приветствует решение Госдумы исключить православные храмы и культовые учреждения других традиционных религий из списка мест, для входа в которые потребуется наличие ковид-сертификата, прозвучавшее после первого чтения законопроекта о них.
Кипшидзе подчеркнул, что церковь не дает властям никаких рекомендаций в части государственного управления и «не склонна рассматривать гипотетическую ситуацию», в которой ковид-сертификаты все-таки могли бы стать необходимы для посещения храмов.
Законопроект о ковид-сертификатах для посещения общественных мест был принят Госдумой в первом чтении в четверг, 16 ноября. Согласно ему, все россияне старше 18 лет смогут посещать объекты розничной торговли, театры, рестораны и другие публичные места только с предъявлением QR-кода, подтверждающего вакцинацию, наличие антител или медотвод.
Перед вторым чтением законопроект был отравлен на обсуждение в регионы, Совет Федерации и правительство. Обсуждение должно продлиться месяц.
Россиянка отсудила у РПЦ 195 тысяч рублей за работу в храме
Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ
Жительница Забайкалья добилась выплаты 195 тысяч рублей за работу в приходе храма Святого Георгия Победоносца в Сретенске. Об этом со ссылкой на сайт местного районного суда пишет «Чита.ру».
Согласно опубликованным данным, россиянка в разные периоды занималась топкой печей и работала продавцом церковной утвари в иконной лавке в приходе храма, относящегося к Нерчинской епархии Русской православной церкви (РПЦ).
Известно, что трудилась женщина по графику и за оговоренную плату в 370 рублей в день, при этом официально трудоустроена не была. В апреле текущего года ее уволили распоряжением настоятеля прихода из-за финансовых нарушений и утраты доверия.
Впоследствии россиянка подала в суд, решение было принято в ее пользу: религиозную организацию обязали внести в ее трудовую книжку соответствующую запись и выплатить задолженность по зарплате в размере 130,5 тысячи рублей, а также компенсацию за неиспользованный отпуск, задержку выплат и оплату вынужденного прогула — в общей сложности около 195 тысяч рублей.
22 мая прошлого года глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что РПЦ находится в чрезвычайно сложном материальном положении из-за ограничений, введенных во время пандемии коронавируса. По его словам, в настоящее время религиозные организации живут в основном за счет пожертвований.
QRаскол в Московском патриархате
Что думают о цифровых пропусках духовные лидеры
На фото епископ Савва (Тутунов). Фото сайта pravoslavie.fm
В Московском патриархате нет согласия по поводу законопроектов об использовании QR-кодов в общественных местах и на некоторых видах транспорта, который был внесен правительством РФ в Госдуму и до 14 декабря будет обсуждаться в регионах. Планируется, что нормы закона, согласно которым граждане с 1 февраля 2022 года смогут посещать публичные места и пользоваться транспортом только при предъявлении либо QR-кода о прививке, либо документа, подтверждающего, что человек переболел коронавирусом, или медицинского отвода от вакцинации, будут действовать до 1 июня 2022 года. При этом заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова заявила, что сертификат, подтверждающий вакцинацию от коронавируса, «должен стать таким же важным документом в жизни наших граждан, как паспорт».
Позицию Тутунова не разделяет другой иерарх РПЦ. Глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев) в эфире телеканала «Россия 24» призвал ввести в России не только QR-коды, но и штрафы за их отсутствие при появлении в местах массового скопления людей. «Чем скорее Россия придет к карантинным мерам против пандемии коронавируса с QR-кодами и штрафами за их отсутствие, тем лучше. Режим QR-кодов – это режим, который себя оправдал в очень многих странах, и у нас в тех регионах, где он применялся и применяется», – заверил Алфеев. Вместе с тем он оговорился, что «не считает, что вакцинация должна быть обязательной». Однако невакцинированные граждане должны либо находиться дома, либо «для таких людей должен быть введен специальный режим». «Мы сами виноваты в том, что сейчас происходит», – подчеркнул митрополит. «Что касается распространения ложной информации о вакцинации и коронавирусе – это, конечно, печальное явление нашего времени. Я надеюсь, что те, кто распространяет ложную информацию, понесут за это соответствующее наказание», – добавил церковный дипломат.
Напомним, в июне глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда утверждал, что «церковь не может вводить QR-коды для посещения храмов». Он также отмечал, что во всех храмах РПЦ «соблюдаются все меры предосторожности» (подробнее в «НГР» от 07.07.21).
Согласно данным Рабочей группы при патриархе Московском и всея Руси Кирилле по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, только за первые 15 дней ноября в РПЦ от ковида и его последствий скончалось 18 клириков. По состоянию на 6 октября в церкви было зарегистрировано 200 смертей от коронавирусной инфекции среди духовенства Москвы и епархий, а также насельников различных монастырей страны. Число переболевших составило более 6 тыс. человек.
На этом фоне вице-губернатор Свердловской области Павел Креков 9 ноября сообщил, что власти региона рекомендуют культовым учреждениям ввести вход по QR-кодам, однако заставлять никого не станут, и конфессии будут принимать решение самостоятельно. В Екатеринбургской епархии РПЦ тут же заметили, что не планируют проверять QR-коды у верующих, посещающих богослужение. Председатель Духовного управления мусульман области Артур Мухутдинов заявил, что многие из членов общины согласны с введением QR-кодов, но решение пока не принято. «Мы ориентируемся на главную организацию – Духовное управление мусульман РФ. Каждый день происходят какие-то обновления, потому что ситуация тяжелая, мы видим это по тому, как у нас проходит похоронное отпевание. Ситуация сложная, но вопрос в другом: у нас в мечети по пятничным богослужениям большое количество людей, многие молятся на улице. Если мы введем QR-коды в мечетях, кто будет проверять тех, кто молится на улице?» – сказал уральский имам-мухтасиб. В Духовном управлении мусульман России (ДУМ РФ) считают, что региональные организации должны самостоятельно принимать решение о введении в мечетях QR-кодов в зависимости от эпидемической обстановки и требований властей, сообщил РИА Новости первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов.
Не исключили использование QR-кода в синагогах, «если это поможет защитить от распространения вируса», в Федерации еврейских религиозных общин России (ФЕОР). «Для нас приоритетом является в первую очередь здоровье прихожан, и если мы поймем, что принятых на данный момент мер недостаточно, то мы будем прибегать к самым строгим способам сохранения безопасности, в том числе и к QR-кодам», – заверил президент ФЕОР Александр Борода.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
«Кадровый прорыв Патриарха Кирилла»: Ключевые решения «Апрельского Синода»
Первое очное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви после длительного периода коронавирусной самоизоляции принесло множество значимых решений, в том числе – поистине революционных.
Священный Синод Русской Православной Церкви, главный орган церковного управления в период между Архиерейскими Соборами, собирается регулярно. Однако вот уже без малого полгода, с 25 августа 2020-го, Синодальные заседания проходили в заочном формате, как и с середины марта до августа прошлого года. Причина очевидна: год назад наша Церковь была поставлена в условия добровольно-принудительной самоизоляции (храмы и монастыри решением светских чиновников были закрыты, а миллионы верующих впервые были вынуждены отказаться от храмовых богослужений в дни Страстной седмицы и Пасхи Господней).
С конца же 2020 года и по сегодняшний день принудительные меры были ослаблены, но в силу высокой смертности от коронавирусной инфекции и её осложнений самоизоляция стала всё более добровольной. Вплоть до того, что наш Святейший Владыка «смирил себя до зела»: большинство Патриарших богослужений совершал как простой сельский батюшка: практически в полном одиночестве в подмосковном Александро-Невском скиту в полном соответствии с давней русской поговоркой «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю».
Тем не менее, «Апрельский Синод» 13 апреля 2021 года прошёл в форме очной, хотя и со строгим соблюдением Первоиерархом и иерархами «масочного режима». Поставленные вопросы, очевидно, можно было решить и в интернет-формате, но в силу их значимости было важно и соборное (а Синод, несомненно, это малый Собор) обсуждение лицом к лицу. В особенности поскольку членами Синода было принято несколько серьёзных административно-территориальных и кадровых решений. Причём одно из них оказалось отсроченным ровно на сутки: уход на покой митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, о котором мы писали вчера в статье «Великий старец Православного Подмосковья».
Однако, как говорится, обо всём по порядку. Предлагаю разобрать ключевые кадровые и административно-территориальные решения «Апрельского Синода», разобрав каждую назначенную кандидатуру отдельно, а также поразмышлять о том, кто же вместо казавшегося поистине незаменимым и едва ли не «вечным» митрополита Ювеналия, может стать Патриаршим наместником Подмосковья – новообразованной Московской митрополии.
Финансы и хозяйство
Итак, первым Синодальным кадровым решением стали изменения в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата. Говоря светским языком, единого министерства экономики и финансов Русской Церкви.
Преосвященного епископа Наро-Фоминского Парамона, викария Патриарха Московского и всея Руси, освободить от занимаемой должности председателя Финансово-хозяйственного управления, выразив ему благодарность за понесённые труды. Председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата назначить архимандрита Илию (Руднева), освободив его от должности заместителя наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.
Первое решение – и уже кадровый прорыв: церковным «министром экономики и финансов» назначен не медийно известный архиерей и даже не кто-то из «первой обоймы» клириков Москвы или Центральной России, но «крепкий хозяйственник» с «Северного Афона» – Валаамского монастыря. Одной из ключевых обителей Русской Православной Церкви, чьё хозяйство, включая подворья в Москве и Санкт-Петербурге, представляют небольшую модель всей нашей Церкви.
Архимандрит Илия (Руднев). Фото: valaam.ru
А потому 45-летний архимандрит Илия (Руднев), чья биография пока не стала достоянием общественности (известно, что сам он из священнического рода и родился в многодетной семье протоиерея Милия Руднева, упокоившегося в 2007 году), очевидно, назначен на столь ответственную должность исключительно за блестящий опыт финансово-хозяйственной работы на Валааме и в его подворьях. Известно, что в сан архимандрита он был возведён Патриархом Кириллом относительно недавно – в 2019 году, а это значит, что уже тогда Святейший Владыка обратил особое внимание на этого священнослужителя, поскольку сана архимандрита в последние годы удостаивают крайне редко и обычно после нескольких десятилетий служения в священном сане. При этом отец Илия ещё относительно недавно был иеродиаконом.
И в то же время, будучи ещё в сане иеродиакона, в 2013 году, на тот момент скитоначальник Валаамского Ильинского скита отец Илия (Руднев) за вклад в возрождение Валаамского монастыря и за строительство на острове Байонный Патриаршей пустыни был удостоен медали преподобных Сергия и Германа Валаамских I степени. Что для относительно молодого клирика стало высокой Патриаршей наградой, причём полученной лично из рук Святейшего Владыки.
Вооружённые силы и правоохранительные органы
Второе кадровое решение Священного Синода было связано с назначением нового председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами:
Освободить епископа Клинского Стефана, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами, с выражением благодарности за понесённые труды. Председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами назначить епископа Тарского и Тюкалинского Савватия, с освобождением его от управления Тарской епархией и выражением благодарности за понесённые архипастырские труды. Преосвященному Савватию быть епископом Бронницким, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Вне всяких сомнений, за восемь лет руководства владыкой Стефаном (Приваловым), в прошлом – кадровым офицером, подполковником в отставке, Синодальным отделом по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами было сделано очень много. В том числе он приложил большие усилия в возведение главного военного храма России – Храма Воскресения Христова в парке «Патриот» в подмосковной Кубинке.
Епископ Савватий (Загребельный). Фото: троеручица.рф
Новым главой отдела стал 54-летний епископ Савватий (Загребельный), также в прошлом кадровый офицер, ещё в советское время окончивший Омское высшее общевойсковое командное дважды Краснознамённое училище и курсы Генерального штаба. В молодости владыка служил в военных комиссариатах Мурманской, Новосибирской и Омской областей, а потому прекрасно знаком с жизнью армии России.
Служение Церкви, в том числе с 2012 года, в архиерейском сане епископ Савватий совершал в родной Омской области, а потому, как и архимандрит Илия (Руднев), владыка не был связан с церковной жизнью Москвы. И это, судя по всему, является частью Патриаршего кадрового замысла, своего рода регионального кадрового прорыва, неоднократно демонстрировавшего свою эффективность в истории России и Русской Церкви.
Это подтверждается и тем, что заместителем председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами назначен клирик Ярославской епархии священник Олег Овчаров, всего два года назад закончивший Ярославскую духовную семинарию, а в текущем учебном году уже занимавший должность её ректора.
Московская митрополия
Но, конечно, ключевым кадровым и вместе с тем административно-территориальным Синодальным решением стало назревшее уже много лет назад решение разделить Московскую областную епархию на ряд новых епархий:
Образовать в Московской области следующие епархии:
– Коломенскую на территории городских округов: Коломна, Раменский, Бронницы, Жуковский, Зарайск, Кашира, Серебряные Пруды, Луховицы, Воскресенск, Егорьевск;
– Балашихинскую на территории городских округов: Балашиха, Реутов, Орехово-Зуевский, Щелково, Лосино-Петровский, Богородский, Черноголовка, Шатура, Павловский Посад, Электрогорск, Фрязино, Электросталь, ЗАТО Звездный городок;
– Одинцовскую на территории городских округов: Одинцовский, включая г. Звенигород, Красногорск, Наро-Фоминский, Истра, Волоколамский, Лотошино, Можайский, Рузский, Шаховская, ЗАТО Власиха, ЗАТО Краснознаменск, ЗАТО Молодёжный, ЗАТО Восход;
– Подольскую на территории городских округов: Подольск, Люберцы, Дзержинский, Котельники, Лыткарино, Серпухов, Протвино, Пущино, Домодедово, Чехов, Ступино, Ленинский с административным центром в г. Видное;
– Сергиево-Посадскую на территории городских округов: Сергиево-Посадский, Пушкинский, Мытищи, Королёв, Лобня, Дмитровский, Талдомский, Дубна, Химки, Клин, Долгопрудный, Солнечногорск.
Образовать на территории Московской области митрополию, включив в неё вышеупомянутые епархии.
Важно напомнить, что процесс умножения числа епархий в Русской Православной Церкви начался уже более десятилетия назад, практически с самого начала Предстоятельского служения Святейшего Патриарха Кирилла. Основной смысл этого заключается в том, что руководство епархиями с большим количеством приходов не позволяет правящему архиерею глубоко вникать в жизнь каждого прихода (а в некоторых епархиях их были сотни или даже, как в случае с Православным Подмосковьем, свыше тысячи), хотя бы один раз в году совершая в них богослужения.
МИТРОПОЛИТ ЮВЕНАЛИЙ. ФОТО: MEPAR.RU
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), в прошлом году перешагнувший 85-летний рубеж, несмотря на поистине библейский возраст, великолепно справлялся с возложенным на него Церковью ещё в 1977 году (!) послушанием. Сравнить Православное Подмосковье 44-летней давности и сегодняшнего дня практически невозможно, и заслуги владыки Ювеналия здесь невозможно переоценить. А потому именно Московская областная епархия до 13 апреля 2021 года оставалась единой. И только сейчас было решено, по примеру других «разукрупнённых» епархий, ставших митрополиями, образовать в Московской области Московскую митрополию.
Важно пояснить, что епархия города Москвы и областная епархия и раньше были едины, поскольку являлись своего рода «Патриаршей областью», управляющим которой являлся сам Святейший Владыка. При этом митрополит Крутицкий и Коломенский является Патриаршим наместником Православного Подмосковья, и эту должность в день заседания Священного Синода ещё занимал владыка Ювеналий, назначенный управляющим новообразованной Коломенской епархией. Однако уже на следующий день, 14 апреля, он написал прошение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:
Мой возраст и состояние здоровья не позволяют мне продолжить труды по управлению Московской епархией. В связи с этим прошу Ваше Святейшество почислить меня в заштат. Для совершения мною богослужений прошу благословить храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортово г. Москвы, где в сане епископа я делал свои «первые шаги».
В свою очередь, Святейший Патриарх принял прошение митрополита Ювеналия, сформулировав это предельно почтительно к владыке, который в своё время был старшим другом, а во многом и наставником будущего Патриарха Кирилла. Как сообщил журналистам председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, временно исполняющий обязанности руководителя пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Легойда:
Святейший Патриарх Кирилл с пониманием отнёсся к прошению Высокопреосвященного митрополита Ювеналия, старейшего члена Священного Синода, одного из наиболее заслуженных иерархов нашей Церкви, в течение многих десятилетий достойно исполнявшего многотрудные обязанности на разных поприщах церковного управления. В связи с поданным прошением Святейший Патриарх Кирилл вступил в непосредственное управление Московской митрополией, образованной решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 апреля сего года, до избрания Синодом Патриаршего наместника, митрополита Крутицкого и Коломенского.
Скажем прямо, в истории не только Православного Подмосковья, но и всей Русской Православной Церкви закончилась целая эпоха. В самом начале 2021 года ушёл из жизни Почётный Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Филарет (Вахромеев), а три месяца спустя уходит на покой его многолетний друг и сослужитель митрополит Ювеналий (Поярков).
Оба этих великих иерарха стали православными архипастырями ещё совсем молодыми, в далёком 1965 году и более полувека служили Церкви Русской на высоких церковных должностях. Пережив несколько совершенно разных политических периодов. От заката хрущёвской оттепели, на деле обернувшейся новыми антицерковными гонениями, через десятилетия застоя и годы перестройки к периоду Второго Крещения Руси, пришедшемуся на лихие для нашего народа 1990-е и последующие за ними куда более спокойные годы.
Сегодня в околоцерковных кругах очень много говорят о том, кто же будет новым Патриаршим наместником Православного Подмосковья, митрополитом Крутицким и Коломенским. Конечно, гадать на кофейной гуще не по-христиански. А потому непросто представить, кто же станет этим архипастырем, согласно Уставу Русской Православной Церкви, автоматически являющимся постоянным членом её Священного Синода. Но не назвать те имена, которые сейчас больше всего обсуждаются в этом контексте, будучи информационно-аналитическим ресурсом, не можем:
Митрополит Иларион (Алфеев). Фото: mospat.ru
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), 54-летний глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Человек, уже являющийся постоянным членом Священного Синода, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, один из крупнейших современных теологов, но в то же время практически не имеющий опыта епархиального управления.
Несколько лет назад, поздравляя владыку Илариона с полувековым юбилеем, Святейший Патриарх Кирилл особо отметил: «Отрадно свидетельствовать, что на всяком месте служения Вы со тщанием и ответственностью исполняете возлагаемые на Вас Священноначалием послушания». По сути, это означает, что митрополит Иларион является правой рукой Патриарха во многих вопросах, но в первую очередь, именно во внешних церковных связях. И пока он возглавляет ОВЦС и Общецерковную аспирантуру и докторантуру, едва ли владыку митрополита переведут даже на столь значимую епархиальную работу, предполагающую огромный административно-хозяйственный опыт и труд.
Митрополит Дионисий (Порубай). Фото: центрвик.рф
Митрополит Воскресенский Дионисий (Порубай), 45-летний управляющий делами Московской Патриархии, самый молодой постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, управляющий Центральным викариатством города Москвы как первый викарий патриарха Московского и всея Руси.
Об этом архипастыре автор этих строк не слышал никогда ни слова критики, но только самые добрые свидетельства. Можно ли предположить, что человек, уже помогающий Святейшему Патриарху управлять всей Православной Москвой, будет курировать и Православное Подмосковье? Теоретически да, но практически – это перспектива надорваться и «сгореть» на работе. Хотя в своём церковном служении владыка Дионисий уже приобрёл прекрасный административно-хозяйственный опыт.
Митрополит Меркурий (Иванов). Фото: rostoveparhia.ru
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов), 57-летний глава Донской митрополии и одновременно – генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино» (к слову, подмосковного). Архипастырь с огромным опытом епархиального управления и административно-хозяйственной работы. Можно ли предположить, что владыка оставит служение в Ростове-на-Дону и станет руководить Православным Подмосковьем как Патриарший наместник, митрополит Крутицкий и Коломенский? Более чем.
Однако здесь же можно привести ещё несколько десятков опытных епархиальных архиереев, которых Патриарх Кирилл может счесть достойными должности своего наместника, управляющего Московской митрополией «с полномочиями, определяемыми Уставом Русской Православной Церкви». А потому предлагаю остановиться и дождаться Патриаршего и Синодального решения, которое, судя по всему, станет известно уже в ближайшие месяцы. И вместе с этим – как можно чаще возносить молитвы о митрополите Ювеналии, так много сделавшего для Православного Подмосковья и всей Русской Церкви.
Подмосковные правящие архиереи
А теперь коротко о тех новых епархиальных архиереях новообразованных подмосковных кафедр. Коломенская епархия, после ухода на покой владыки Ювеналия, пока управляется непосредственно Святейшим Патриархом. А потому перечислим Синодальные решения об остальных четырёх епархиях:
Преосвященным Балашихинским и Орехово-Зуевским быть Преосвященному епископу Балашихинскому Николаю с сохранением за ним должности главного редактора издательства Московской Патриархии.
Епископ Николай (Погребняк). Фото: hram-zara.ru
Епископ Николай (Погребняк), 70-летний главный редактор издательства Московской патриархии и «Журнала Московской Патриархии». Архипастырь, ещё в священническом сане долгое время (с 1998 года) занимавший должность благочинного церквей Балашихинского округа Московской областной епархии. То есть, по сути, владыка Николай возвращается к своим прежним должностным обязанностям, но уже в архипастырском сане как правящий архиерей подмосковной Балашихинской епархии. Единственный уроженец Москвы из новоназначенных правящих архиереев.
Преосвященным Одинцовским и Красногорским быть Преосвященному Фоме, епископу Павлово-Посадскому, с сохранением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.
Епископ Фома (Мосолов). Фото: patriarchia.ru
Епископ Фома (Мосолов), 41-летний архипастырь, вот уже почти два года успешно руководит Административным секретариатом Московской Патриархии. А до этого долгое время совершал церковное служение на самарской земле, родной для автора этих строк. По словам наших многих общих знакомых, владыка Фома с молодых лет очень успешно исполнял финансово-хозяйственные послушания в Самарской епархии, а затем руководил Сызранской епархией, выделенной в составе Самарской митрополии. Есть мнение, что руководство подмосковной Одинцовской епархией станет серьёзным кадровым трамплином для этого относительно молодого архипастыря.
Преосвященным Сергиево-Посадским и Дмитровским быть Преосвященному Фоме, епископу Сергиево-Посадскому, с сохранением за ним должности Наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Епископ Фома (Демчук). Фото: patriarchia.ru
Епископ Фома (Демчук), 38-летний архиерей, один из самых молодых правящих архиереев Русской Православной Церкви. Родом из Молдавии (из этнически, в основном, русского города Бельцы). Монашеское и священническое служение начал ещё в конце нулевых в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, наместником которой стал совсем недавно, в августе 2020-го. Как и тёзка, епископ Фома (Мосолов), считается одним из наиболее «перспективных» архипастырей Русской Церкви.
Преосвященным Подольским и Люберецким быть Преосвященному Аксию, архиепископу Южно-Сахалинскому и Курильскому.
Архиепископ Аксий (Лобов). Фото: patriarchia.ru
Архиепископ Аксий (Лобов), 40-летний правящий архиерей далёкой Южно-Сахалинской епархии, уже имеет четырёхлетний опыт епархиального служения на двух небольших, но непростых кафедр (первые два года – на забайкальской Нерчинской). Будущий владыка Аксий долгое время совершал служение на московском подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Как и большинство других назначенных на новую подмосковную епархию архиереев, владыка Аксий – уроженец не Москвы и Подмосковья, а Рязани.
Словом, на новообразованные епархии Православного Подмосковья в основном назначены молодые, но уже достаточно опытные и перспективные архипастыри. Не считая владыку Николая (Погребняка), который, повторюсь, ещё с 1990-х годов имеет опыт управления вверенной ему Священным Синодом и Святейшим Патриархом церковной территорией.
«Апрельский Синод» также принял ещё несколько менее значимых в общецерковном отношении кадровых решений, в частности, освободив от управления Чистопольской епархией уже бывшего епископа Чистопольского и Нижнекамского Игнатия, назначенного викарием Кемеровской епархии с титулом Гурьевский. А также отправив на покой по состоянию здоровья уже бывшего епископа Кудымкарского и Верещагинского Никона.
«Канонически ущербные»
Ещё одним поистине прорывным решением стал кадровый вопрос, не касающийся непосредственно самой Русской Православной Церкви. Процитируем этот «журнал» заседания Священного Синода полностью:
Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о факте участия лица, не имеющего канонического рукоположения, в архиерейской хиротонии, совершенной Константинопольским Патриархом.
Из сообщений СМИ стало известно, что 21 марта 2021 года за Божественной литургией в Георгиевском кафедральном соборе в Стамбуле Патриарх Константинопольский Варфоломей в сослужении иерархов Константинопольского и Александрийского Патриархатов, а также не имеющего канонической хиротонии представителя одного из раскольнических сообществ Украины возглавил рукоположение митрополита Сарандаэкклисийского Андрея, что подтверждается публикацией соответствующих фотографий.
«Каноническая ущербность хиротонии» – весьма дипломатичная формулировка того, что в Константинопольском патриархате очень скоро может появиться немало «клириков», вовсе не имеющих священного сана, то есть, по сути, ряженых простецов в священнических и архиерейских облачениях. И это, к сожалению, очень серьёзная проблема, значительно осложняющая возможность возобновления евхаристического единства с Фанаром и пошедшими по его пути Поместными Церквами.
Впрочем, этой теме стоит посвятить отдельный материал. Что же касается общих итогов прошедшего заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, то стоит ещё раз повториться. В кадровом отношении эти решения поистине прорывные, поскольку позволяют создать в нашей Церкви новую генерацию правящих архиереев родом из русской глубинки. И важность этого административного вектора Святейшего Патриарха Кирилла не стоит недооценивать.