что нового в рэпе
Что нового в рэпе
Свежий релиз от артистов Dead Dynasty.
Настоящий подарок для поклонников R&B и экспериментальной поп-музыки.
Еще одна новинка, в создании которой принял участие Slava Marlow.
Во всех смыслах солнечная песня.
Еще одна новинка в череде синглов от белорусского артиста.
Международный коллаб, достойный внимания.
Русские рэперы продолжают осваивать гиперпоп.
Встреча двух представителей разных поколений русского рэпа.
Осталось дождаться, пока Drake выпустит еще несколько пластинок, чтобы побить это достижение.
Пять новых треков, вдохновленных соулом и джазом.
Сама дочка призналась, что готова была сказать «да» еще хоть сотню раз.
Пока что они официально не доступны на стриминговых площадках.
В русском рэпе кризис — давайте уже это признаем!
О кризисе российского рэпа мы с коллегой Никитиным говорили в этом подкасте — предполагалось, что по итогам его я напишу текст. До последнего это оттягивал, пытался понять и сверить ощущения — а вдруг кризис только у меня в голове?
Но когда я постоянно читаю в соцсетях и популярных изданиях похожие мысли, когда общаюсь с музыкантами и впроброс касаюсь этой темы, а они в ответ: “Да, тоже такое замечаем!” — это все убеждает меня в одном.
Русский рэп 2019-2020 топчется на месте и никуда не идет
Ключевые фигуры рэпа “десятых” — Скриптонит, ATL, ЛСП, Хаски, Oxxxymiron, Брутто и ВесЪ, — были мало того, что героями и персоналиями. Каждый из них еще и умудрился придумать уникальное, ни на кого не похожее звучание. Вы сможете определить их через формулу “знакомый вам артист встречает другого знакомого вам артиста” (“Хаски – это Дэнни Браун, который курит в одном подъезде с Летовым”), но одного референса вам точно не хватит.
Все эти люди были и остаются большими творцами, создававшими свои вселенные. И знаете, что еще их всех объединяло? Они попытались выйти за рамки жанра, в котором изначально работали. 2015 год, который мы сейчас называем “переворотом игры”, интереснейший год в истории жанра, показал все силы тогдашней новой школы и открыл время триумфа больших форм.
Ключевые записи того времени — “Марабу”, “Горгород”, “Сторона А / Сторона Б”, “Дом с нормальными явлениями”, “Magic City” — это цельные произведения, авторы которых, деталь за деталью, кропотливо выстраивали свои миры — как текстовые, так и музыкальные. Что важно: в центре этих работ всегда стоял сам герой, это была крайне личностно-центричная музыка. Музыка, которая заставляла, цитируя написанную по горячим следам происходящего колонку Мирона Федорова, “радоваться, злиться и вдохновляться одновременно”.
“Десятые” — время, когда рэп-артисты становились большими звездами для масс, играя не по правилам и размыкая каноны жанра. Что разбаловало нас, слушателей. Мы стали привыкать, что каждый год в рэпе появляется большой новый артист, который приносит свои правила игры.
Эпоха больших звезд закончилась где-то в 2018-м, на альбомах Big Baby Tape и GONE.Fludd. Последний в интервью, которое мы тогда у него брали, хорошо сформулировал цайтгайст: рэп больше не жанр, а “облако идей и мыслей”, поэтому в рамках жанра “можно сделать все”.
В 2019-м новой большой звезды не появилось. В 2020-м в жанре есть много популярных рэперов, но новичка, который бы прямо сейчас менял правила игры, даже близко не видно, а самый интересный альбом последнего времени записал человек, который в рэпе уже лет 10. Что происходит?
Происходит неизбежное. Жанр все сильнее замыкается в своей субкультурности.
Субкультурность хороша тем, что в ней вынашиваются идеи, которые позже развивает и адаптирует масскульт. Это своего рода первичный бульон, где зарождаются новые жизни. Но, вместе с тем, любая субкультура устанавливает набор сдерживающих ограничений: в ней уже нет никакого облака идей и мыслей, а есть правила, которым ты следуешь — потому что тебе надо оставаться внутри системы.
Перекроив музыкальный ландшафт в “десятые”, “двадцатые” рэп начинает с того, что возвращается в рамки жанра — с учетом, естественно, тех изменений, которые случились с жанром за эти годы. Почему это происходит? Мысли следующие:
1) Нарушился баланс формы и содержания, который был идеально выдержан на главных альбомах 2010-х. Следующее рэп-поколение интересовала в нем только форма. Можно предположить, почему это случилось: многие новые герои жанра — битмейкеры, впоследствии ставшие рэперами. Saluki, White Punk, Куок — насколько они интересны в роли саундпродюсеров, настолько же менее сильны как авторы песен.
2) В рэпе сложилась “тусовочка”. Все большие герои “десятых” — одиночки, которые не видели себя частью жанра, а часто и бунтовали против него (в 2010-х выражение “хип-хоп культура” употреблялось в основном как мета-ирония). Сейчас легко заметить, что в рэпе “новой школы” возникло комьюнити друзей и знакомых, которое во многом и определяет повестку. Вот цитата из вышедшего у нас интервью OG Буды: “Многих ребят я перезнакомил, настаивал, чтобы они поработали. Вместе делаем бабки, вместе мы сила”. Есть даже ощущение, что весь новый рэп — это одни и те же люди, регулярно фитующие друг с другом и создающие свою инфраструктуру (есть, например, фотограф Саша Сахарная, которая снабжает их обложками).
3) Самые креативные единицы жанра быстро от него устали и взяли перерыв. Перевернув игру, они отправились заниматься какой-то другой музыкой: Скриптонит пошел в экcпериментальную индитронику, Хаски — в панк. Или даже не музыкой — смотри пример Мирона Федорова и его политический активизм последних лет.
Самые музыкально подкованные и наслушанные в новом рэп-поколении тоже почти сразу же из рэпа сбежали, не успев там осесть (см. карьерный путь Романа Локимина). Почему?
Раз — потому что, как уже писалось выше, субкультурные рамки работают как ограничители, и даже такие неординарные артисты, как Недры и МС Сенечка, не смогут стать больше, пока остаются запертыми в них.
5) Эпоха “быстрого контента”. Она началась не вчера, но в последние несколько лет ее подстегнул стриминг, давший артистам быстрые деньги и приучивший их к безостановочной выгрузке контента: чтобы о тебе не забыли, надо постоянно что-то выпускать — не важно, что, главное держать темп.
Перфоманс Моргенштерна, записавшего за семь дней 20-минутный альбом на много миллионов прослушиваний — очень показательный момент времени. Здесь музыка быстро записывается и так же быстро потребляется, что, возможно, объясняет выжидательную тактику, которую заняли большие звезды, привыкшие к другой культурной ситуации (смотри пункт 1). Здесь же отлично себя чувствуют графоманы и крепкие середняки, которых в рэпе всегда хватало.
В той же самой колонке про 2015 год Мирон Федоров ставил новый рэп в противовес старому, который он критиковал и описывал как “однообразный, нелюбознательный, довольствующийся малым”. Если подумать, все три прилагательных подходят к современному состоянию дел в жанре.
Сегодняшняя ситуация напоминает мне третьесортный пацанский рэп 2012-2013, в массе такой же одинаковый. Только вместо группы Onyx в качестве ориентира — Playboi Carti, вместо бита с пианинкой — дистортед бас, а вместо уменьшительно-ласкательных суффиксов (“райончик, планчик, тазик”) — смешной новояз (“гуап, тати, пуллап”); у кого-то смешной, потому что сделан искусно (Big Baby Tape), у кого-то — наоборот.
Хотя нет. Знаете, в чем разница между “тогда” и “сейчас”?
У падик-рэпа, окончательно всех задолбавшего году к 2014, была альтернатива. Были артисты, которых хотелось поднять на щит как противовес надоевшим песням “под пианинку”; артисты, которые звучали интереснее и свежее героев Вк-пабликов. О них хотелось писать, их хотелось поддерживать.
Сейчас таких артистов я не вижу. Легко сказать, что дело здесь в моей оптике, что мой взгляд притупился, я завяз в своем инфопузыре и не смотрю наружу. Я, в свою очередь, могу возразить, что все предыдущие десять лет нам доказывали обратное: рэп может легко “пробивать” социальные и возрастные барьеры. “Горгород”, клип “Черным-черно” и песня “Притон” легко мирили двадцати- и тридцатилетних.
Так что же, все ужасно? Просвета нет? Я все же склонен смотреть на вещи с оптимизмом. И вот почему:
— Застой в рэпе — повод обратить внимание на другие жанры. Победа рэпа как главной молодежной музыки в 2010-е оттенила успехи инди-сцены, случившиеся в середине 2010-х и уж тем более затмила электронную музыку, так и не вышедшую из своего гетто. Возможно, нам надо изменить свои слушательские привычки и вспомнить о том, что в мире есть и другая музыка.
— Пандемия коронавируса и вызванный ей кризис, как бы цинично это ни звучало, должна оздоровить общую атмосферу. Зарубежные издания пишут о сильном падении стримов в жанрах “поп” и “хип-хоп” — можно предположить, что это та музыка, которая слушается в движении, “на ходу”. И что время требует другого саундтрека. Какого, мы, вероятно, узнаем позже.
Развитие музыки всегда идет циклами: за расцветом в жанре (особенно в жанре с амбициями, каким является рэп) следует спад, а за кризисом — новый подъем. Рэп — это музыка, всегда существовавшая в виде вируса и умевшая адаптироваться под тренды эпохи. Возможно, сейчас этой музыке надо сузить радиус поражения и замкнуться в жанровом гетто, чтобы потом снова себя перепридумать.