что нового в промышленной безопасности в 2021 году
Изменения в производственном контроле при эксплуатации ОПО в 2021 году
—>В данной статье рассмотрим Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» («Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности») (далее – ПП РФ № 2168).
Ранее производственный контроль осуществлялся в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (далее – ПП РФ № 263).
Рассмотрим более серьезные изменения:
1. Копию утвержденного руководителем организации Положения о производственном контроле (далее – ППК) более не нужно направлять в территориальное управление Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО.
По этому изменению, я считаю, и до этого не было смысла направлять копию ППК в Ростехнадзор, т.к. это была чистая формальность. Ведь Ростехнадзор только принимал копию ППК, не читая и не анализируя его. Копия ППК просто уходила пылиться в архив.
Самое интересное начиналось при плановых и внеплановых проверках Ростехнадзора. Если вдруг, организация, эксплуатирующая ОПО, не могла представить копию письма с входящим номером, свидетельствующим о подаче копии ППК в Ростехнадзор…, все скандал, точнее замечание в акте проверки.
Конечно, это очень незначительное нарушение. Однако, по своему опыту могу сказать, что очень часто копию ППК в Ростехнадзор не сдавали организации, у которых 10 и более ОПО и при этом расположенные на территории разных регионов, поднадзорных разным территориальным управлениям Ростехнадзора. Им почему-то казалось, что достаточно подать копию ППК в какой-то один Ростехнадзор и требование ПП РФ № 263 выполнено.
При этом в ПП РФ № 263 было написано так: Заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасных производственных объектов.
Вывод один: нужно внимательно читать требования нормативной документации и выполнять их.
Я всегда рекомендую организациям, эксплуатирующим ОПО, если им что-то непонятно писать обращение в органы Ростехнадзора. Необязательно это делать от лица организации. Есть форма обратной связи, в которой можно написать обращение от физического лица и Вам ответят. Я сам так делаю!
В любом случае, теперь копию ППК вообще не нужно никуда сдавать.
Теперь опять поглубже вдохните. Копию ППК теперь нужно прикладывать в составе отчета о производственном контроле, но только в электронном виде. Ростехнадзор не мог так просто все оставить. Подробнее об этом я напишу, когда буду рассматривать новые требования к отчетности о производственном контроле.
2. Изменение содержания ППК.
Значительных изменений по составу информации, которая должна быть отражена в ППК нет.
Ниже сравнительная таблица содержания ППК в ПП РФ № 263 и ПП РФ № 2168:
Смысловая нагрузка осталась та же. Только добавились или убрались какие-то слова. При этом не нужно забывать, что разделы ППК разрабатываются с учетом требований Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, которые также были отменены и вступили в силу новые. Поэтому рекомендую не только поменять названия разделов своих ППК, но и проверить наполнение разделов.
Нововведением является следующий абзац:
«В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются».
Что это значит? Это значит, что раньше инспекторы настаивали, что абсолютно вся информация должна была содержаться в ППК. Соответственно, если в эксплуатирующей организации было принято некоторую информацию отражать в отдельных приказах, отдельных положениях и т.д., то теперь так вести документацию можно, только не забывать в ППК указывать реквизиты этих документов. Ну и, конечно, при проверках Ростехнадзора все эти документы инспектору показывать.
3. Появился порядок обновления ППК.
В ПП РФ № 263 необходимость пересматривать, перерабатывать или повторно подавать ППК в Ростехнадзора не была предусмотрена. В связи, с чем у многих возникали по этому поводу вопросы.
ПП РФ № 2168 ответило на эти вопросы:
4. Изменились требования к ответственному за осуществление производственного контроля (далее – ПК).
В ПП РФ № 2168 было решено разделить требования к ответственному за ПК на объектах I, II и III классов опасности и на объектах IV класса опасности.
5. Изменились обязанности ответственного за ПК.
В соответствии с ПП РФ № 263 было «н)» пунктов, в соответствии с ПП РФ № 2168 стало «к)» пунктов. То есть количество уменьшилось.
Ниже сравнительная таблица содержания ППК в ПП РФ № 263 и ПП РФ № 2168:
6. Изменились требования по обеспечению контроля.
В соответствии с ПП РФ № 263 было «е)» пунктов, в соответствии с ПП РФ № 2168 стало «и)» пунктов. То есть количество увеличилось.
Ниже сравнительная таблица содержания ППК в ПП РФ № 263 и ПП РФ № 2168:
ПП РФ № 263 | ПП РФ № 2168 |
а) выполнением лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности в области промышленной безопасности | а) выполнением лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности в области промышленной безопасности |
б) строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также за ремонтом технических устройств, используемых на опасных производственных объектах, в части соблюдения требований промышленной безопасности | б) соблюдением требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности |
в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев | в) устранением причин возникновения аварий, инцидентов и несчастных случаев |
г) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений | г) своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, за ремонтом и поверкой контрольных средств измерений |
д) наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании | д) наличием документов об оценке (о подтверждении) соответствия технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязательным требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании |
е) выполнением предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности | е) выполнением предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, а также соответствующих федеральных органов исполнительной власти по вопросам промышленной безопасности |
ж) разработкой планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II или III классов опасности | |
з) проведением экспертизы промышленной безопасности | |
и) организацией и проведением подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности |
Мы видим, что убранные обязанности плавно перетекли в контроль. Подразумевается, что утраченные обязанности ответственный за осуществление ПК должен делегировать другим лицам, а сам заниматься контролем их исполнения.
Но что делать, если ты в единственном лице ответственный за осуществление ПК и ответственный за безопасную эксплуатацию ОПО (часто такое встречаю на сетях газопотребления)? Правильно: контроль обратно возвращается в обязанность.
7. Изменились права ответственного за осуществление ПК.
В соответствии с ПП РФ № 263 было «д)» пунктов, в соответствии с ПП РФ № 2168 стало «ж)» пунктов. То есть количество увеличилось.
Ниже сравнительная таблица содержания ППК в ПП РФ № 263 и ПП РФ № 2168:
ПП РФ № 263 | ПП РФ № 2168 |
а) осуществлять свободный доступ на опасные производственные объекты в любое время суток | а) свободно посещать опасные производственные объекты в любое время суток |
б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации | б) знакомиться с документами, необходимыми для оценки состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации |
в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности | в) участвовать в разработке деклараций промышленной безопасности |
г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах | г) участвовать в деятельности комиссии по расследованию причин аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах |
д) вносить руководителю организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности | д) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности |
е) приостанавливать работу технических устройств в случае выявления нарушений требований промышленной безопасности, которые могут привести к аварии, инциденту или несчастному случаю на опасном производственном объекте | |
ж) участвовать в работе по подготовке проведения экспертизы промышленной безопасности |
Прав стало больше, а это значит, что ответственный за осуществление ПК может оказывать большее воздействие на соблюдение требований промышленной безопасности.
8. Изменились основные задачи производственного контроля.
В соответствии с ПП РФ № 263 было «ж)» пунктов, в соответствии с ПП РФ № 2168 стало «д)» пунктов. То есть количество уменьшилось.
Ниже сравнительная таблица содержания ППК в ПП РФ № 263 и ПП РФ № 2168:
ПП РФ № 263 | ПП РФ № 2168 |
а) обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации | |
б) анализ состояния промышленной безопасности в эксплуатирующей организации, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз | а) анализ состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз и обследований |
в) разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде | б) организация работ по разработке мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, а именно: на предупреждение аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах |
г) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами | в) контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности |
д) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий | г) координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий |
е) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений | д) контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонта и поверки контрольных средств измерений |
ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины |
Убраны следующие пункты:
— обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации;
— контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Думаю, убрали из-за слишком общих формулировок.
9. Изменился состав сведений об организации производственного контроля.
В соответствии с ПП РФ № 263 было «и)» пунктов, в соответствии с ПП РФ № 2168 стало «з)» пунктов. То есть количество уменьшилось.
Ниже сравнительная таблица содержания ППК в ПП РФ № 263 и ПП РФ № 2168:
ПП РФ № 263 | ПП РФ № 2168 |
а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год | а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год |
б) организация системы управления промышленной безопасностью | б) сведения об организации системы управления промышленной безопасностью (для опасных производственных объектов I или II класса опасности) |
в) фамилия работника, ответственного за осуществление производственного контроля, его должность, образование, стаж работы по специальности, дата последней аттестации по промышленной безопасности | в) сведения о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля |
г) результаты проверок, устранение нарушений, выполнение предписаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и соответствующих федеральных органов исполнительной власти | г) результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля |
д) готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте | д) сведения о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте |
е) копии полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте | е) сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте |
ж) состояние технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте | ж) сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте |
з) инциденты и несчастные случаи, происшедшие на опасных производственных объектах | з) сведения об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах |
и) подготовка и аттестация руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности |
На первый взгляд изменения носят косметический характер и убрали даже пункт про подготовку и аттестацию руководителей, специалистов и других работников, занятых на опасных производственных объектах, в области промышленной безопасности.
Дамы и господа! Вам был представлен обзор основных изменений в производственном контроле при эксплуатации опасных производственных объектов.
Надеюсь статья будет Вам интересна и полезна. Не забывайте вовремя отслеживать изменения в законодательстве и оперативно на них реагировать!
Будьте счастливы и здоровы! Вперед и с песней!
С уважением, эксперт-консультант по промышленной безопасности Гордеев Александр Федорович
Опасные производственные объекты – изменения в законодательстве с 2021
—>Одновременно с новым годом с 1 января 2021 года вступили в силу изменения в законодательстве в области промышленной безопасности. Согласно Постановлению Правительства РФ ПП №1192 от 6 августа 2020 года, отменены порядка 155 правовых актов Ростехнадзора и НПА Правительства РФ, на которые ориентировались в своей работе ответственные за осуществление производственного контроля лица. Полный перечень документов, ставших недействительными с 01 января 2021 года, содержится в двух приложениях к ПП №1192.
В список недействительных официальных основополагающих документов вошло Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. №263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».
Регуляторно-надзорная деятельность в области промышленной безопасности претерпела ряд значительных изменений уже во втором полугодии 2020 года:
Изменения в законодательстве разработаны для выстраивания и внедрения новой системы обязательных требований, которые будут полностью соответствовать современному технологическому уровню. Также планируется установить единые и четкие правила по организации контрольно-надзорной деятельности для всех субъектов Российской Федерации.
При изменении законодательства в области промышленной безопасности также учитывался и тот факт, что некоторые документы нормативной базы устарели.
Согласно Федеральному закону №248-ФЗС 01.07.2021 начнется формирование единого реестра надзорных функций. Реестр будет введен в эксплуатацию 01.01.2022.
Также новым законом запрещается вводить новые требования ранее 3 месяцев после дня их официального опубликования, а официальные требования могут действовать в течение 6 лет, но не более.
По истечении этого срока они должны быть заново рассмотрены и переутверждены. Эти правила должны сделать законодательство более гибким по отношению к современным предприятиям и развивающимся параллельно с ними.
В рамках нового законодательства доклады контрольно-надзорных органов о проведенной работе выносятся на публичное обсуждение, что делает более прозрачным взаимодействие государственных органов со специалистами в сфере промышленной безопасности, а также представителями производственных предприятий.
Согласно новому Федеральному закону №247-ФЗ с 01 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01 января 2020 года.
Также Ростехнадзор опубликовал обновленный список Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, которые будут действовать с 01 января 2021 г.:
— приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»;
— приказ Ростехнадзора от 16.10.2020 № 414 «Об утверждении Порядка оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечня включаемых в нее сведений»;
— приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения»;
— приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»;
— приказ Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»;
— приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 518 «Об утверждении требований к форме предоставления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности»;
— приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления»;
— приказ Ростехнадзора от 03.09.2020 № 331 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья»;
— приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»;
— приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 517 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов»;
— приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности»;
— приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»;
— приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»;
— приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 507 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах»;
— приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 486 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора»;
— приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»;
— приказ Ростехнадзора от 07.12.2020 № 500 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»;
— приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 487 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог»;
— приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 505 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»;
— приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 488 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах»;
— приказ Ростехнадзора от 13.11.2020 № 441 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров»;
— приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива»;
— приказ Ростехнадзораот от 15.12.2020 № 529 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов»;
— приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ»;
— приказ Ростехнадзора от 09.12.2020 № 511 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов подземных хранилищ газа»;
— приказ Ростехнадзора от 28.10.2020 № 428 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при переработке, обогащении и брикетировании углей»;
— приказ Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом»;
— приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 521 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности объектов сжиженного природного газа».
Как новые ФНП будут применяться на практике, станет понятно в течение первой половины 2021 г.
Смотрите наши обзоры некоторых изменений по вступившим в силу ФНП: