что нового в прохождении техосмотра в 2021 году в россии
Как пройти техосмотр в 2021 году
Этот материал обновлен 16.06.2021
1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.
Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.
Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.
Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.
Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.
При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.
Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.
Как победить выгорание
Как было раньше
Через сколько лет проходить первый техосмотр нового автомобиля. Прохождение техосмотра — обязательное условие для покупки полиса ОСАГО на автомобиль или мотоцикл старше 4 лет. При отсутствии действующей диагностической карты страховые компании имеют право отказать в получении полиса. Первые четыре года проходить техосмотр и получать диагностическую карту необязательно.
Срок действия диагностической карты для ОСАГО в 2021 году не изменился. Для автомобилей старше 4 лет периодичность техосмотра — раз в два года. Есть категории транспорта, которым он нужен чаще. Например, раз в год техосмотр должны проходить легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, оборудованные для перевозки более 8 пассажиров, грузовики с максимальной массой более 3,5 тонны, машины с устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения вождению.
Но в последние годы прохождение техосмотра в большинстве случаев превратилось в формальность: пунктов осмотра, на которые реально можно было загнать машину, чтобы оценить ее техническое состояние, было немного. Гораздо чаще диагностическую карту оформляли вместе с полисом ОСАГО — при этом агент даже не выходил из офиса для осмотра автомобиля.
А наиболее продвинутые операторы техосмотра и их представители организовывали продажу диагностических карт через интернет. При этом покупатель получал номер ДК на электронную почту сразу после оплаты с карты — и мог отправляться в страховую за полисом.
С одной стороны, водителям такая схема была удобна: никуда не нужно ехать, затраты на прохождение техосмотра минимальные, все оформляется за пять минут. Но с другой — неисправная машина опасна для окружающих. А если она попадет в ДТП, например из-за езды с неисправным рулевым управлением или отвалившегося колеса, возмещать ущерб придется страховой компании. Добросовестные водители и пешеходы тоже рискуют. Даже если страховая компания компенсирует ущерб, ремонт машины и лечение — не самое приятное занятие.
Что изменилось с 1 марта
Можно ли получить диагностическую карту онлайн. Основное нововведение: водителю все-таки придется приехать на машине в пункт техосмотра. Чтобы оператор ТО не злоупотреблял полномочиями и не оформлял диагностические карты тем, кто даже со стоянки не выехал, проводится фотофиксация начала и завершения процедуры. Кроме хорошо читаемого изображения госномера файлы фотографий должны содержать информацию о времени съемки и геопозицию. Срок их хранения — не менее пяти лет. Получается, пройти техосмотр заочно и дистанционно теперь не получится.
Еще до начала техосмотра оператор обязан сверить вин-номер автомобиля и номера кузова, рамы, кабины, если они есть, с теми, что указаны в документах. Если номера не совпадут или их вообще не окажется, хотя должны быть, — оператор обязан внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в проведении ТО с указанием того, какие именно номера не совпали. Эта информация станет доступна и страховым компаниям, и сотрудникам ГИБДД. Результатом может стать прекращение регистрации автомобиля. А если выяснится, что кузов, рама или кабина краденые, владелец машины рискует стать фигурантом уголовного дела.
Если все номера совпали, водитель может оплатить услугу, а машину допускают к техосмотру. Сам факт оплаты еще не означает, что оператор должен закрыть глаза на все недостатки. Если выявят неисправности, препятствующие эксплуатации, о них сделают отметки в диагностической карте, но деньги при этом не вернут.
Если владелец откажется платить, в техосмотре ему откажут, но информацию об этом в любом случае обязаны внести в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра.
Повторный техосмотр. Если выявили неисправности и отправили их устранять, повторный осмотр тоже будет платным. Если водитель успеет устранить все за 20 календарных дней и приедет к тому же оператору ТО, смотреть будут только на неисправности, указанные в предыдущей диагностической карте. В этом случае водитель может надеяться на скидку. Но если захочет обратиться к другому оператору или на другой пункт ТО — осмотр будут проводить в полном объеме.
Электронные диагностические карты. А вот бумажные диагностические карты постепенно уходят в прошлое. Бумажный вариант карты, заверенный подписью и печатью, водитель получит только по своему запросу. Но вот показывать такую бумагу, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно подключены к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Диагностическая карта находится в ней в электронном виде, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью оператора. Если информации о действующей диагностической карте в этой системе нет, на покупку полиса ОСАГО можно не надеяться.
Полный перечень изменений в правилах техосмотра
За что могут аннулировать карту
Еще одно нововведение: диагностическую карту теперь можно аннулировать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Это нововведение вызвало довольно бурное обсуждение — я встречал даже мнение, что это приведет к произволу на дорогах: якобы инспекторы ГИБДД получат право за перегоревшую лампочку в фаре прямо на дороге аннулировать диагностическую карту и тут же направлять машину на повторный техосмотр.
Но бояться такого не стоит. За перегоревшую лампочку или лысую резину могут только оштрафовать. А аннулировать диагностическую карту сотрудники ГИБДД могут в следующих случаях:
В любом случае решения рядового сотрудника ГИБДД в такой ситуации будет недостаточно. Потребуется еще и решение его руководителя.
Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка. Водителей, получивших диагностическую карту без заезда на пункт техосмотра, тоже ничего хорошего не ждет: ГИБДД обязана в трехдневный срок проинформировать владельца машины об аннулировании диагностической карты. Заодно в известность поставят страховую компанию, оформившую полис ОСАГО, а также Российский союз автостраховщиков.
Действует ли ОСАГО, если закончилась диагностическая карта. Договор ОСАГО при этом не расторгается, но водителю лучше пройти техосмотр по правилам. Если этого не сделать, владелец машины рискует потерять деньги. Если он попадет в ДТП по собственной вине, страховая компания возместит ущерб потерпевшим, но потом в регрессном порядке может потребовать возмещения ущерба от владельца машины.
Что осталось по-старому
Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.
Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.
Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:
Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.
Что будет с ОСАГО без диагностической карты
Не все операторы технического осмотра готовы работать по новым правилам, и неизвестно, смогут ли они выполнять все требования с 1 октября 2021 года.
Если операторы техосмотра смогут выполнять все требования, предусмотренные поправками в закон, проблем не будет и диагностическая карта останется обязательным условием для приобретения полиса. Если операторы не справятся, могут возникнуть очереди на пункты техосмотра и проблемы с приобретением полисов.
Пока точные прогнозы давать очень сложно.
Что с этим делать
Специально делать с этим ничего не нужно. Ранее полученные диагностические карты продолжают действовать — даже если автомобиль на пункт ТО фактически не заезжал. Массовая их отмена не планируется.
А вот от покупки диагностической карты в интернете или без фактического техосмотра лучше отказаться: в случае ДТП, возможно, придется раскошелиться.
Для большинства водителей правила начнут действовать после 1 октября 2021 года. Осталось лишь непонятное обстоятельство с теми водителями, кому уже сейчас пора получать первую диагностическую карту. Судя по реакции СТО, к техосмотру по новым правилам они пока не готовы.
Техосмотр 2021: последние новости для водителей
Власти продолжают обсуждать отмену обязательного техосмотра для автомобилистов – соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме, однако затем столкнулся с юридическими формальностями. Тем временем техосмотр продолжает обрастать новыми нюансами. Autonews.ruсобрал последние новости, которые касаются самой обсуждаемой темы годы среди российских водителей.
Нарушителям пригрозили жесткими санкциями
На прошлой неделе Госавтоинспекция напомнила, что с 1 марта 2021 года ведомство получило право участвовать и следить за техническим осмотром автомобилей и автобусов. При этом в ГИБДД по Архангельской области предупредили о жестких санкциях за езду с поддельной диагностической картой – вплоть до уголовной ответственности.
«Осмотр проводится в соответствии с графиком предварительной записи, формируемым оператором технического осмотра совместно с уполномоченным сотрудником, участвующим в проведении технического осмотра автобусов», — подчеркнули в ГИБДД.
На техосмотр разрешили записываться онлайн
Власти анонсировали важное нововведение для водителей – возможность записываться на техосмотр онлайн. Сделать это можно через портал Госуслуг. Однако пока такая система работает только в нескольких городах Московской области: в Дмитрове, Истре, Клину и Люберцах.Пройти техосмотр в случае предварительной онлайн-записи можно в этих же населенных пунктах и только в аккредитованных пунктах.
Пока проект работает в пилотном режиме. Это значит, что позже к списку городов добавят и другие населенные пункты. Кроме этого, будет расширен и перечень доступных станций.
Стоимость техосмотра предложили резко повысить
Пока депутаты работают над отменой техосмотра, сами операторы техстанций продолжают присылать им свои предложения. Как выяснил Autonews.ru, многие из них считают нецелесообразным продолжать работу при переводе на добровольную основу. Операторы попросили отказаться от государственного регулирования цен на услугу. По их мнению, сейчас проверка стоит слишком дешево на фоне рыночной стоимости диагностики автомобиля.
«По нашей оценке, в Москве техосмотр должен стоить 2500-2800 рублей, а в регионах, конечно, ниже. И логично было бы сделать ценообразование свободным, чтобы можно было учитывать стоимость аренды и другие факторы», — считает председатель Гильдии операторов технического осмотра Игорь Волчек.
Отмена техосмотра, новые камеры и другое: что ждет водителей в декабре
В декабре 2021 года автомобилистов ждет только одно важное изменение в законодательстве — решение судьбы законопроекта об отмене техосмотра. Однако на календаре стоит отметить еще несколько событий, чтобы избежать неожиданных штрафов и не попасть в неприятную ситуацию при встрече с ГИБДД.
Решение по отмене техосмотра: с 8 декабря до конца года
Перевести техосмотр на добровольную основу, приняв изменения во всех трех чтениях в Госдуме до конца года, обещали авторы законопроекта от партии «Единая Россия». Именно в декабре станет понятно, успеют ли депутаты исполнить свои обещания, или же водителям и в 2022 году придется проходить техосмотр, чтобы избежать проблем со страховыми компаниями.
Документ был принят в первом чтении 9 ноября. Однако для дальнейшего рассмотрения и принятия его авторам нужно доработать документ согласно указанию Правительства. Изменения нужно привести в соответствие с договором о Евразийском экономическом союзе. На предоставление новых поправок авторам дали 30 дней — до 8 декабря 2021 года.
Отведенного времени теоретически должно хватить на принятие законопроекта в оставшихся двух чтениях. При этом сами операторы пунктов техосмотра считают, что доработать документ не так просто, а также что разработка поправок может занять долгое время. Пока паниковать автомобилистам не стоит — штраф в 2 000 рублей за отсутствие диагностических карт должен заработать только 1 марта 2022 года, а полисы ОСАГО продают без диагностических карт.
Самой важной проблемой остаются взаимоотношения со страховой компанией, если у виновника ДТП по причине технической неисправности не окажется техосмотра. В таких случаях страховщики грозят регрессом. Есть и еще один нюанс: если отмена техосмотра на некоторое время забуксует, неизвестно, захотят ли операторы пунктов продлять разрешения на работу в этой сфере. Следовательно, если техосмотр все-таки будет нужен в начале 2022 года, пройти его получится не так быстро.
Договоры купли-продажи на подержанные машины через Госуслуги: до конца года
До конца 2021 года в Минцифре планируют добавить в функционал приложения Госуслуги опцию оформления договора купли-продажи на подержанную машину.
Подписать договор можно будет специальной зашифрованной электронной подписью, которая формируется через другое приложение Госключ: там будут храниться все подписанные в электронном виде документы.
Пользователи портала смогут подписывать документы при помощи электронной подписи и отправлять на регистрацию третьим лицам — а именно, в ГИБДД. Сделки в режиме онлайн можно проводить и сейчас — эта норма есть в ст. 160 Гражданского кодекса. Но без такого инструмента, как Госуслуги, физические лица предпочитали оформлять все документы лично. Новый сервис должен помочь в проверке собственника автомобиля и исключить некоторые риски.
Пени за неуплаченный транспортный налог: с 1 декабря
Оплатить транспортный налог за 2020 год необходим было успеть до 1 декабря. К тем, кто этого не сделал, налоговики применят суровые финансовые санкции. Неплательщику будут начислять пени за каждый день просрочки. Причем оплатить транспортный налог отдельно без этих дополнительных начислений у водителя не получится, так как пени автоматически становятся его частью. Если автомобилист отказывается платить транспортный налог в течение трех месяцев, ему вышлют особое уведомление с требованием оплатить задолженность. После этого срока долг передадут судебным приставам. Последние имеют право списывать задолженность с банковских карт и заблокировать счет.
Водителей, которые решили скрыть от ФНС факт владения машиной, обяжут оплатить налог и прибавят к этой сумме 20%. Кроме того, с неуплаченным транспортным налогом с автомобилем нельзя будет совершать никаких регистрационных действий. То есть продать машину и перерегистрировать на нового собственника не получится.
Новые выделенные полосы в Москве: с 13 декабря
Московским водителям нужно будет обновить данные об изменениях на привычных маршрутах: с 13 декабря заработает несколько новых выделенных полос общественного транспорта. Выделенки появятся на пяти участках дорог:
Техосмотр 2021: проходить или нет, как без него купить ОСАГО и другое
Реформу обязательного техосмотра продолжают менять уже после ее вступления в законную силу в марте 2021 года. Сначала правительство ввело отсрочку для водителей, чьи диагностические карты заканчиваются после 1 февраля. Теперь МВД выступило с предложением отменить обязательность процедуры для личного автотранспорта. Разбираемся, что вообще происходит.
Что предлагает МВД
Глава ГИБДД России Михаила Черников посчитал, что добровольный техосмотр должен быть для легковых автомобилей, которые не участвуют в перевозках грузов и пассажиров. А вот такси, автобусы, грузовики и машины предприятий и организаций продолжать проходить технический осмотр в аккредитованных центрах в обязательном порядке. МВД предлагает внести соответствующие изменения в законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения».
«Автомобилисты сами заинтересованы в исправности своей машины и должны проходить техосмотр добровольно. Новый механизм позволит сотрудникам ГИБДД сосредоточиться только на проверках исправности автомобилей, которые участвуют в перевозках. Сейчас многие водители оплачивают и проходят техосмотр только для того, чтобы оформить полис ОСАГО. При этом, не редко машина не проходит реальную диагностику», — пояснил Черников.
Почему техосмотр хотят отменить
После предложения МВД в автомобильной отрасли поднялась волна споров. Одни поддержали идею правоохранителей и выступили за облегчение жизни водителей, другие высказались категорически против такого решения, сославшись на обязательные для России международные конвенции.
Глава Национального союза автомобилистов Антон Шапарин озвучил отсутствие возможности для государства провести реформу техосмотра на текущем этапе. Эксперт также выразил недоумение в отношении юридического оформления такой инициативы, учитывая международные обязательства.
«Когда количество пунктов техосмотра снижается, а 1 октября заканчивается мораторий и еще выборы приближаются — все это заставляет государство принять два решения. Первое — отвязать диагностические карты от ОСАГО. Соответствующий законопроект во втором чтении уже приняла Госдума. И второе — подходить к теме отмены обязательного техосмотра, хотя тут есть юридические сложности», — говорит Шапарин.
Почему отменить техосмотр сложно
ГИБДД предлагает сделать техосмотр обязательным только для такси, грузовиков и автобусов, а также любого другого транспорта, который перевозит людей и грузы. При этом в России действует положение пункта 72 Технического регламента под номером 01821, в котором говорится о том, что техосмотр необходим, и это «одна из форм проведения контроля за находящимися в эксплуатации автомобилями».
Кроме того, в Конституции говорится о приоритете международного права. Но при этом с недавних пор там есть пункт о приоритете Конституции над всеми остальными документами.
«Этим, видимо, и будет апеллировать МВД, продвигая свою идею. Ситуация проста: государство говорит, что хочет в целом отменить реформу техосмотра и сохранить за собой только контроль над техническим состоянием перевозчиков. Это плохие новости для пунктов техосмотра — можно закрываться и считать убытки. А после того, как количество пунктов техосмотра драматически уменьшится, где сотни тысяч таксистов, грузовиков и миллионы автобусов будут проходить техосмотр, решительно непонятно. Также интересно, каким образом власти будут добиваться нулевой смертности на дорогах к 2030 году», — недоумевает Шапарин.
Как соблюдать экологические стандарты
Не заинтересованы в отмене техосмотра и страховые компании. Диагностическая карта гарантирует техничную исправность автомобиля, а значит риск ДТП из-за поломок снижается. Страховщики также ссылаются на международные нормы, а также упоминают о возрасте российского автопарка.
«Наверное, когда-нибудь это будет нормально. Но сегодня мы считаем вводить такое рановато. По причине того, что большая доля транспортах средств, которые сегодня ездят по дорогам, старше 10 лет. Технический осмотр решает две основные функции: подтверждение технически исправного состояния транспортного средства и подтверждение экологического выброса автомобиля. Когда проверяются выхлопные газы, их доза. И если она превышена, то автомобиль просто не должен допускаться к эксплуатации.
У нас подписано две международные конвенции: по безопасности дорожного движения и по экологии. И вот экология проверяется только во время процедуры техосмотра», — пояснил заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.
Эксперт отметил, что в некоторых штатах Америки действительно упразднено само понятие техосмотр, как техническая исправность автомобиля. Но вот экология проверяется почти везде.
«Поэтому мы здесь для себя должны понимать одно — если бы у нас был парк новых автомобилей и был бы запрет эксплуатации на машины старше 5 лет, то тогда вопрос добровольности техосмотра можно было бы обсуждать. Но поскольку много старых автомобилей, отдавать техосмотр на усмотрение самих владельцев, мне кажется, пока еще рано», — посчитал представитель РСА.
Зачем техосмотр отвязывают от ОСАГО
На днях Госдума приняла во втором чтении законопроект, который позволяет автомобилистам приобрести полис ОСАГО без предоставления страховщикам диагностической карты. МВД уже поддержало разделение автогражданки и техосмотра. Третье чтения состоится 15 июня. Предположительно, нововведение должно заработать уже с 22 августа 2021 года.
Дело в том, что с 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие диагностической карты на 2 тысячи рублей водителей будут штрафовать сотрудники ГИБДД. Позже такие штрафы смогут фиксировать и дорожные камеры. То есть наличие такого наказания уже обязывает водителей иметь диагностическую карту. Поэтому смысла привязки ее к ОСАГО уже нет.
Закон об отмене техосмотра может вступить в силу с 1 января
По словам Володина, закон коснется 50 млн автовладельцев в стране.
Как отметил глава комитета ГД по транспорту Евгений Москвичев, у правительства нет замечаний к законопроекту, и до конца пятницы (17 декабря) ожидается положительное заключение кабмина. Это позволит запустить процесс дальнейшего рассмотрения документа.
Законопроект об отмене техосмотра был принят Госдумой в первом чтении 9 ноября.
Техосмотр, согласно инициативе, придется проходить лишь при постановке на учет, смене владельца авто, а также изменении конструкции или замене основных агрегатов машины. Во всех остальных случаях гражданам получать диагностическую карту можно будет в добровольном порядке. Однако для коммерческого автотранспорта процедура по-прежнему остается обязательной.
С необходимостью отмены процедуры, которая стала формальностью, согласились все думские фракции.
Во время рассмотрения поправок в Госдуме депутаты напомнили, что дорожно-транспортные происшествия с участием легковых автомобилей, мотоциклов с техническими неисправностями составляют в среднем около одного процента в год.
Кроме того, принимая решение, народные избранники ориентировались на Венскую конвенцию о дорожном движении, которая предусматривает обязательный ТО только для коммерческого и общественного транспорта.