что нового в кадрах в 2021 году
Новое в работе кадровика с 2021 года
С 1 января 2021 года ожидаются появление новых режимов труда, штрафов, МРОТ, изменения трудовых книжек и охраны труда. К чему готовиться кадровику, расскажем в этом материале.
Дистанционная работа по-новому
Перевод работников на удаленку на фоне пандемии коронавируса показал, что норм, регулирующих такую процедуру, недостаточно.
Поэтому с 01.01.2021 вступает в силу новая редакция гл. 49.1 ТК РФ, согласно которой станет возможна дистанционная работа:
У работодателей появятся дополнительные основания для прекращения трудовых отношений с удаленным сотрудником (новая ст. 312.8 ТК РФ):
Более подробное освещение получат вопросы о порядке заключения и изменения трудового договора, о взаимодействии с удаленным работником, об особенностях режима труда и отдыха, об организации и охране труда дистанционщика, о временном переводе на удаленку.
Подробнее о нововведениях читайте статью.
Новый перечень профессий не для женщин
С 01.01.2021 Постановление Правительства от 25.02.2000 № 162 прекращает свое действие. Документом предусматривались более 450 видов работ и профессий, недоступных для женщин.
Новый список работ «только для мужчин» стал значительно короче. В 2021 году женщина сможет стать плотником, водителем автобуса более 14 мест или автомобиля грузоподъемностью свыше 2,5 тонн.
Трудовая книжка по-новому
С 01.01.2021 бумажную трудовую книжку не придется заводить для работников, которые впервые устраиваются на работу. Данные об их трудовой деятельности будут формироваться только в электронном виде.
До конца 2020 года работникам, желающим сохранить бумажную трудовую книжку, необходимо подать соответствующее заявление работодателю. Если это не сделано, кадровик выдаст книжку на руки и с 2021 года продолжит вести лишь электронный вариант.
Если работодатель применяет профстандарты, с 2021 года он начнет указывать код выполняемой функции:
Новая ответственность за нарушения по СЗВ-ТД
С 01.01.2021 вступит в силу новый редакция ст. 15.33.2 КоАП РФ: для должностных лиц вводятся санкции в виде предупреждения или штрафа 300-500 руб.:
К настоящему моменту сложилось мнение, что подобные нарушения караются по ст. 5.27 КоАП РФ как несоблюдение трудового законодательства. Но фактически санкции не применялись. Зато со следующего года вопросов о мере наказания и ее применении не станет.
Новый режим труда водителей
С 01.01.2021 вступают в силу новые правила режима труда и отдыха водителей на 2021-2026 годы:
Подробную информацию мы привели в статье.
Подробнее о новых требованиях читайте материал.
Новые документы для иностранных сотрудников
С 01.01.2021 применяются новые бланки:
Новый инструктаж по ЧС
На период 2021-2026 годов вводится положение о подготовке граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера.
Сотрудников необходимо знакомить с инструктажем по ЧС:
Работники должны не только знать порядок действий при ЧС, но и подтверждать свои знания на тренировках и учениях.
Скачать программу вводного инструктажа по ГО и ЧС можно здесь.
Охрана труда в сельском хозяйстве по-новому
С 01.01.2021 вводятся новые правила охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов в сельском хозяйстве:
Работодатели смогут удаленно контролировать безопасность рабочих процессов (например, посредством видеосъемки) и вести документы по охране труда в электронном формате.
Новый МРОТ
С 01.01.2021 стандартно пересматривается МРОТ, и изначально величину устанавливили равной прожиточному минимуму за 2 квартал 2020 — 12 392 руб.
Однако Минтруд разработал проект, меняющий методику расчета МРОТ:
Электронный документооборот
В пик пандемии власти организовали пилотный проект по внедрению электронного документооборота в кадровом учете. Эксперимент коснулся документов, для которых ТК РФ предусматривает оформление на бумаге и ознакомление работника, например:
Какие виды документов оцифровать — выбирает руководство.
Эксперимент продлится до 31 марта 2021 года. Его успешность повлияет на принятие законопроекта № 967986-7, вводящего добровольный электронный документооборот с 01.07.2021.
Прошел первое чтение еще один проект — № 736455-7. Он устанавливает порядок электронного обмена документами между работодателями и работником. В случае успеха ТК РФ дополнится новыми ст. 15.1-15.3.
Отмена отчета о среднесписочной численности
Данные о среднесписочной численности на 01.01.2021 подавать не нужно — они нашли место в РСВ за 2020 год.
РСВ по новой форме за 2020 год необходимо сдать до 1 февраля 2021 года включительно, т. к. 30 января 2021 — выходной день (суббота).
О контрольных соотношениях РСВ вы узнаете из статьи.
Окончательный переход на прямые выплаты
С 01.01.2021 перестает действовать зачетная система выплат ФСС, на прямые выплаты переходят все без исключения регионы РФ:
Подводим итоги
В 2021 году планируется ряд нововведений в сфере трудового законодательства:
Восемь изменений в работе с сотрудниками в 2021 году
Помимо очередного повышения МРОТ и введения прогрессивной ставки НДФЛ часть изменений связана с переходом на электронные трудовые книжки и подключением оставшихся регионов к прямым выплатам.
1. В зависимости от численности сотрудников отчетность представляется в электронном виде
С 2020 года, если численность сотрудников в компании превышает 10 человек, расчеты по страховым взносам и отчетность по НДФЛ работодатели подают в электронном виде.
Если так случилось, что в течение года численность штата выросла, сдавать отчеты по-прежнему, на бумаге, нельзя.
2. С 1 января 2021 года действует прогрессивная ставка НДФЛ
В настоящее время действует единая ставка НДФЛ 13 %, которая не зависит от доходов. Так было на протяжении 20 лет.
Но в конце июня 2020 года президент заявил о планах ввести прогрессивную ставку НДФЛ и повысить её до 15 % для тех, у кого большие зарплаты — более 5 млн руб. в год. Причем повышенная ставка должна применяться не на весь доход, а только на ту его часть, которая превышает «лимит» в 5 млн, уточнил президент.
Доходы свыше 5 млн руб. в год — это примерно 416 600 руб. в месяц. Поэтому, судя по всему, повышение ставки НДФЛ почувствует на себе прежде всего малый бизнес.
Нужно сказать, что законопроекты о введении прогрессивной шкалы вносились в Госдуму с регулярной периодичностью с 2013 года. Последний такой проект был отклонен в декабре 2019 года. Новый законопроект был внесен в сентябре 2020 года. И уже 21 октября стало известно о единогласном принятии депутатами в первом чтении поправок в ч. 2 Налогового кодекса в части налогообложения доходов физлиц, превышающих 5 млн руб. за налоговый период. В ноябре президент подписал Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ.
Дополнительные бюджетные поступления от повышения НДФЛ планируется направлять на лечение тяжелобольных детей.
Пример
Иван Иванов зарабатывает 7 млн руб. в год. В 2020 году размер НДФЛ составляет 13 %, поэтому работодатель должен удержать с зарплаты Иванова 910 000 руб. (7 млн * 13 %).
В 2021 году размер НДФЛ для Иванова будет увеличен до 15 %, а значит сумма удержаний вырастет до 950 000 руб. (5 млн * 13 % + 2 млн * 15 %).
3. МРОТ в 2021 году снова вырастет
С 1 января 2021 года МРОТ и прожиточный минимум будут рассчитывать по новой методике, которая уже получила одобрение Совета Федерации.
Суть заключается в следующем: прожиточный минимум теперь будет считаться не от потребительской корзины, а от среднедушевого дохода граждан, а МРОТ — от медианной заработной платы.
Под медианной заработной платой следует понимать сумму, относительно которой у одной половины населения зарплаты выше, а у другой — ниже.
В 2021 году МРОТ с учетом новой методики расчета будет составлять 42 % от указанной медианы, а это 12 792 руб.
Федеральный МРОТ пересматривается раз в год. От него зависят выплаты по заработной плате и больничным. Но в регионах МРОТ может отличаться от федерального. Например, московский МРОТ с 1 октября 2020 года составляет 20 361 руб.
Для работодателя важно, чтобы выплаты сотрудников, отработавших полный месяц, не были меньше величины МРОТ.
С некоторых пор налоговая сравнивает зарплаты сотрудников, которые указываются в отчетах по зарплате, не только с МРОТ, но и со среднеотраслевыми показателями по рынку (Письмо ФНС РФ от 17.10.2019 N БС-4-11/21381@). Если эти показатели выше МРОТ, но намного ниже тех, что представлены по отрасли, налоговая может направить в компанию письмо с требованием предоставить пояснения.
4. С 2021 года действует обновленная форма 6-НДФЛ
Проект новой формы содержит 3 раздела. В первом разделе «Данные об обязательствах налогового агента» указываются обобщенные показатели по перечисленным в бюджет возвращенным суммам НДФЛ с указанием срока перечисления.
Во втором разделе «Расчет исчисленных, удержанных и перечисленных сумм налога на доходы физических лиц» вносятся суммы начисленных и фактически выплаченных доходов с отдельным указанием сумм, относящихся к прошлым периодам.
В обновленной форме есть приложение в виде справки о доходах и суммах налога физического лица.
В форме 6-НЛФЛ 2021 года по сравнению с формой 2020 года есть несколько отличий:
Проект о внесении изменений в отчет 6-НДФЛ находится на стадии подготовки заключения. Но высока вероятность, что новая форма будет действовать с 1 января 2021 года, так как законодатели примут соответствующее решение за осеннюю сессию.
5. Продолжится переход на электронные трудовые книжки
С 1 января 2020 года начался процесс формирования электронных трудовых книжек. Переход на новый формат сведений о трудовой деятельности стал добровольным и осуществляется только с согласия работника. То есть у работника до 31 декабря 2020 года включительно есть возможность выбрать — оставить бумажную трудовую или перейти на электронную. Дальнейшие действия работодателя зависят от этого выбора.
Сотрудник выбирает электронный вариант ведения трудовой книжки
В этом случае работодатель выдает ему бумажную трудовую на руки и продолжает вносить сведения в электронную книжку.
Сотрудник решает остаться с бумажной трудовой
Работодатель помимо бумажной версии ведет электронную книжку.
Для сотрудников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они остаются работать в компании, работодатель продолжит вести трудовую книжку на бумаге.
Для тех, кто будет впервые устраиваться на работу с 2021 года, сведения о трудовой деятельности изначально планируется вести только в электронном виде.
6. Пересмотрен срок сдачи СЗВ-ТД
Изначально говорили, что этот отчет нужно сдавать по итогу месяца. Однако в конце апреля из-за ситуации, связанной с распространением коронавируса, правительству стало необходимо отслеживать уровень безработицы в стране.
Сдавайте отчет СЗВ-ТД в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия с поддержкой 24/7.
В результате было принято решение о введении временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных. Они обязуют работодателей подавать в ПФР сведения о принятых и уволенных сотрудниках на следующий день после издания соответствующего приказа.
7. Пособия выплачиваются только на карту «Мир»
Обязательство по выплате пособий на карту «Мир» должно было начать действовать с 1 июля, но из-за пандемии ЦБ инициировал перенос срока — до 1 июля 2021 года (Письмо от 18.12.2020 № ИН-04-45/175). До этой даты за выплаты пенсий и других социальных выплат не на карты «Мир» наказывать не будут.
Новшество коснулось всех пособий, которые выплачиваются за счет ФСС: пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком, выплат чернобыльцам и прочих бюджетных отчислений.
Обязательство не распространяется на выплату больничных — за первые три дня их начисляет работодатель на любые карты. Так же на любые карты перечисляются зарплата, премии, отпускные, пособие по уходу за больным ребенком. Эти выплаты проводятся в обычном порядке, и сотруднику нет необходимости выпускать карту «Мир».
Исключение действует лишь на тех, кто проживает за границей. Например, если в компании есть сотрудница, которая получает пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, но при этом она находится за границей, то пособие может перечисляться ей на любую карту.
Нет карты «Мир» или её не успели выпустить. Что делать?
В этом случае деньги сотруднику переводятся на банковский счет, не привязанный к какой-либо карте, почтовым переводом или наличными (п. 5.4. ст. 30.5 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ).
При этом работодателю, который осуществляет выплату не на карту «Мир», нужно уведомить об этом ведомство, назначившее пособие.
Чтобы перейти на прямые выплаты по карте «Мир», нужно поставить об этом в известность сотрудника и получить от него заявление с информацией о реквизитах карты.
8. С 1 января 2021 года на прямые выплаты ФСС перейдут оставшиеся регионы
Пилотный проект по запуску прямых выплат из ФСС стартовал 2011 года и развивался поэтапно — каждый год к нему подключились новые регионы.
Проект предполагает, что работодатель самостоятельно рассчитывает пособие, но перечисляет лишь те суммы, которые выплачиваются за его счет — например, больничные за первые три дня.
Далее работодатель отправляет заявление ФСС, а выплату причитающейся суммы за счет ФСС выплачивает непосредственно сам фонд.
С 1 января 2021 года на прямые выплаты перейдут оставшиеся 8 регионов:
Таким образом, с 2021 года всем без исключения работодателям уже не нужно будет производить выплату пособия. Это выгодно — отпадает необходимость в резервировании средств под выплаты и изымании их из оборота.
Алгоритм действий работодателя при прямых выплатах
Больничные — это суммы, с которых удерживается НДФЛ. То есть те суммы больничных, которые выплачивает работодатель, он в прежнем порядке отражает в учете.
В отношении сумм, которые выплачиваются за счет ФСС, функции налогового агента осуществляет ФСС.
Если сотруднику потребуется справка 2-НДФЛ по выплатам, которые провел ФСС, то он может обратиться непосредственно в фонд.
Иногда возникает вопрос: что делать с сотрудниками, которые уже получают пособия? Допустим, сотрудница находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, и начисления ей проводятся давно. Что изменится с 1 января 2021 года? Кто будет продолжать начислять ей пособия?
За декабрь 2020 года пособие по-прежнему выплачивает работодатель на карту «Мир». А за периоды после 1 января 2021 года страхователь направляет по специальной форме в отделение ФСС заявление и документы, необходимые для начисления и выплаты пособия. Причем делает он это только один раз. Такой логике нужно будет следовать регионам, которые присоединятся к пилотному проекту ФСС по прямым выплатам с 2021 года, в их числе Москва и Санкт-Петербург.
Что нужно успеть сделать до конца 2020 года
Помимо сдачи отчетности по трудовой деятельности сотрудников до конца 2020 года работодателям нужно:
Татьяна Евдокимова, ведущий эксперт, Контур.Бухгалтерия
Что нового в кадровом законодательстве с сентября 2021 года
Начиная с июля 2021 вступили в силу значительные изменения в кадровом законодательстве, связанные с новыми правилами ведения бумажных трудовых книжек, новыми видами проверок трудовой инспекцией, подачей данных по форме СЗВ-ТД и обновленной системой работы с порталом «Работа в России»
С 1 сентября вступают в силу новые правила ведения трудовых книжек.
Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты России от 19 мая 2021 года № 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек» утверждены новая форма трудовой книжки и новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2021 года и будут действовать до 2027 года.
Кратко об изменениях:
Вводится новый бланк трудовой книжки и вкладыша (Приложение №1 Приказа от 19.05.2021 № 320н)
Подпись работника под записью об увольнении больше не требуется. Запись нужно заверять только подписью и печатью работодателя. Подпись сотрудника не требуется ((п. 36 Раздела VII Правил)
Старые трудовые книжки легитимны и продолжают действовать. Новые трудовые книжки сотрудники могут получить только взамен испорченной или утраченной старой трудовой книжки. Лицам, впервые поступающим на работу после 31.12.2020 трудовые книжки уже оформляются только в электронном виде (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).
Заполнять трудовую книжку можно будет не только от руки, но и с помощью технических средств. Ранее в Инструкции № 69 указывалось, что записи можно делать только ручкой черного, синего или фиолетового цвета.
С 01.09.2021 работодатель не обязан указывать должность работника в соответствии со штатным расписанием или квалификационными справочниками
Изменения для дистанционных работников. Сведения вносятся по желанию удаленного сотрудника при предоставлении им бумажной книжки лично или почтой (п. 2 Раздела I Правил).
Важно!
Для обеспечения мобильного взаимодействия сотрудников и бухгалтерии по кадровым вопросам был запущен сервис 1С:Кабинет сотрудника.
В приложении на телефоне или на компьютере сотрудники могут получать расчетные листки, заказывать справки, отправлять заявления, отправлять больничные.
С 23 июля действует новое положение о проверках работодателей.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ
Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля: выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит.
Новые вида контроля помогут сократить издержки со стороны контролируемых лиц время взаимодействия (вплоть до избежания контактов благодаря использованию средств дистанционного взаимодействия, в т.ч. посредством видео- и аудиосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (вместо допустимых ранее 20 рабочих дней)
С 1 июля применяется обновленная форма СЗВ-ТД
Напомним, что с 1 июля 2021 года применяется новая форма СЗВ-ТД. Она представляется в ПФР всеми работодателями при приеме, переводе или увольнении сотрудника, а также в иных случаях, установленных законодательством.
Постановлением ПФР от 27.10.2020 г. № 769п. внесены следующие корректировки по форме СЗВ-ТД:
Сроки подачи данных по форме СЗВ-ТД следующие:
о приеме на работу и увольнении – не позднее очередного рабочего дня после издания соответствующего приказа. Данная обязанность вводится с 2021 г.;
остальные сведения (например, о переводе на иную работу или должность) – ежемесячно.
Напомним, что подавать СЗВ-ТД работодатели, у которых численность работников за предшествующий отчетный месяц составила 25 человек и более, обязаны предоставлять форму в электронном виде. При подаче формы в бумажном виде влечет штраф в размере 1000 руб.
Рекомендуем использовать сервис 1С-Отчетность для сдачи электронной отчетности напрямую из программы 1С в контролирующие органы.
С 1 июля обязательное досудебное обжалование решений трудинспекций
Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663 закреплен перечень видов проверок, результаты которых необходимо обжаловать в досудебном порядке.
Контроль в области трудового законодательства вошел в этот перечень.
Это означает, что лицо, которое не соглашается с результатом проверки, прежде чем обжаловать его в суде, должно обратиться с жалобой в соответствующее ведомство и только в случае неудовлетворения результатом такого обжалования идти в суд.
С 1 июля некоторым работодателям нужно сообщать информацию о соискателях через сайт «Работа в России»
Федеральным законом от 28.06.2021 № 219-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (далее – Закон № 1032-1). В основном изменения касаются постановки на учет гражданина в качестве безработного. Закон № 219-ФЗ вступил в силу с 01.07.2021, за исключением отдельных положений.
1. Работодатели обязаны размещать вакансии на портале «Работа в России» с 01.01.2022 (о свободных рабочих местах и вакантных должностях, об условиях привлечения работников, о специальных рабочих местах для инвалидов)
2. О приеме на работу безработного надо сообщить через портал «Работа в России», если работодатель зарегистрирован на этой платформе. Если не зарегистрирован – необходимо, как и ранее, отослать направление с отметкой, выданное безработному службой занятости.
3. Для признания безработным достаточно подать заявление в электронной форме с помощью:
единой цифровой платформы (портал «Работа в России»);
единого портала госуслуг;
регионального портала госуслуг.
Попробуйте 1С:Кабинет сотрудника для мобильного взаимодействия сотрудников и бухгалтерии. Бесплатно 45 дней
В приложении на телефоне или на компьютере сотрудники могут отправлять заявления, больничные, получать расчетные листки, заказывать справки и др.
6 ключевых задач кадровика до конца 2021 года
Управляющий партнер юридической фирмы BLS
специально для ГАРАНТ.РУ
В марте 2022 года Трудовой кодекс сильно изменится: именно тогда вступит в действие обновленный раздел Х по охране труда. В законе закрепят оценку профессиональных рисков, самообследование, учет микротравм, запретят работу в опасных условиях труда. И к этому надо готовиться уже сейчас. Но и без этого у работодателей много дел. Во-первых, к концу года надо закрыть немало важных проектов. Причем не только внутренних, но и обязательных, например, составить график отпусков. Во-вторых, в этом году принято много других поправок в ТК РФ, которые начнут действовать уже с января будущего года. А значит, на проверку документов и необходимые исправления осталось чуть больше месяца. Иначе – можно ждать штрафов от надзорных органов. На чем сейчас надо сосредоточить основное внимание работодателям?
Задача № 1: оформить график отпусков
График отпусков является неотъемлемой частью трудовых отношений. Периоды отпусков на год надо утвердить не позднее, чем за 2 недели до нового года, о чем напоминает ст. 123 ТК РФ. В этом году это необходимо сделать до 17 декабря включительно. Причем при составлении нужно учесть мнение профсоюза, если он есть. И это потребует времени.
Форма
График отпусков (Форма № Т-7)
Задача № 2: проверить накопившиеся отпуска
Между тем, во многих компаниях графика отпусков нет, сотрудники отдыхают по согласованию с начальником: попросил, одобрили, ушел в отпуск. Это неправильно. Прежде всего, отсутствие графика – нарушение ТК РФ, из-за которого можно получить штраф по ст. 5.27 КоАП РФ. Часто не соблюдаются и дополнительные правила, например, оплатить отпускные за 3 дня до отдыха. А самое опасное: накапливаются «хвосты» – неотгулянные дни. Сотрудники не берут все дни, так как многим хватает январских и майских «каникул», а руководители – не против.
А еще, напомним, сотрудник имеет право взять отпуск в любое удобное время: если компания не выполнила обязанность по составлению графика. И это грозит серьезными санкциями, если «хвосты» увидит инспектор ГИТ или сам сотрудник пожалуется на то, что ему не дают отпуск. В итоге требование отправить всех в отпуск в течение месяца, чтобы закрыть «хвосты», заплатить штраф, а если неотгулянных дней накопилось на 2 года, то грозит и уголовное преследование.
Поэтому до 17 декабря надо закрывать «хвосты». Законных вариантов несколько. Первый – отправить «должников» в отпуск. Если дней много, это проблематично, так как могут пострадать бизнес-процессы. Второй – расторгнуть с работником договор, компенсировать неотгулянные дни, а на следующий день взять его снова. На это не все готовы, так как могут потерять стаж, льготы. Еще один вариант – оформлять отпуск по выходным, если накопилось немного дней. Напомним, в ТК РФ отпуск считается в календарных днях, а выходные – тоже календарные. Хотя представители ГИТ и Минтруда России иногда говорят, что так нельзя (например, письмо Минтруда России от 7 декабря 2018 г. № 14-2/ООГ-9754), закон напрямую это не запрещает, и в нашей практике такие случаи есть.
Задача № 3: правильно выплатить премии и провести индексацию зарплаты
Нередко в конце года проводится индексация зарплаты и повышение окладов. Это две совершенно разные процедуры. Сложность заключается в их юридическом аспекте.
Индексация – требование законодательства, которое все должны соблюдать в качестве ответа на инфляцию (ст. 134 ТК РФ). И в отношении всех сотрудников. Ее периодичность закон не регламентирует, но по общей практике ее проводят раз в год. Повышение зарплаты и выплата премии, в том числе годового бонуса, являются правом, а не обязанностью работодателя. Повысить зарплату можно не всем сотрудникам, и основания могут быть разные, которые установлены в компании: стаж работы, результаты, успешно выполненные задачи и др.
Здесь важно разделить два процесса. Наша рекомендация – сначала повысить зарплаты тем, кому вы планировали это сделать. А через несколько дней оформить и организовать индексацию. Причина такого совета проста: инспекторы ГИТ пристально изучают зарплаты в ходе проверки или после жалобы. И если и то, и другое сделано вместе, задают вопросы: была ли вообще индексация у вас. Соответственно, каждый процесс должен быть оформлен отдельным документом – локальным актом и приказом. А если Положения об индексации в вашей компании еще нет, лучше с этим поторопиться: утвердить и саму индексацию, и порядок ее проведения. Опять же, чтобы у ГИТ не было ненужных вопросов. Да и судебных кейсов по этой теме за последние 2 года стало намного больше (решение Ярославского районного суда от 12 марта 2021 г. по делу № 2-669/2021, решение Печорского городского суда республики Коми от 18 ноября 2020 г. по делу № 2-456/2020, решение Приморского краевого суда от 18 августа 2020 по делу № 21-558/2020, решение Ростовского областного суда от 4 августа 2020 г. по делу № 11-1006/2020).
Задача № 4: подготовиться к переходу на электронные больничные
В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. № 126-ФЗ с 1 января 2022 года мы переходим на электронные больничные листы, и все бумажные документы уходят в прошлое.
Сотруднику достаточно знать лишь номер больничного и сообщить его по телефону, E-mail или другим способом, чтобы компания приняла документ в оплату. Поэтому надо технически подготовиться к новому формату и сообщить сотрудникам об этом. «Базовым» инструментом будет портал единый портал госуслуг, на котором необходимо зарегистрироваться сотрудникам, если они этого еще не сделали. Информация о номере и дате открытия листа нетрудоспособности будет поступать туда, также ее можно получить и на сайте ФСС России, используя вход от портала госуслуг.
А вот самим работодателям надо поторопиться. Во-первых, определиться с программой, в которой будет вестись учет, например, 1С, выбрать оператора электронного документооборота или установить ЭДО самостоятельно. Узаконить в качестве официального канала корпоративную электронную почту. Также нужно заключить соглашение об информационном взаимодействии с местным отделением ФСС России. А самое главное – оформить усиленную ЭЦП на юридическое лицо (директор или другое доверенное лицо, которое имеет право подписывать документы компании). Без этого обмениваться с фондом документами, принимать и получать отчеты и данные на выплаты – не получится. И времени на это почти не осталось.
Задача № 5: проверить, как настроена передача отчетов в ФСС России
Задача № 6: зарегистрироваться на портале «Работа в России»
С нового года обязательным вновь станет еще один «онлайн-проект» – «Работа в России». Напомню, что в первую волну пандемии его запустили для мониторинга ситуации на рынке труда, а компании попросили размещать на нем вакансии и сообщать о возможных увольнениях и сокращениях. Все это было сделано на основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 486, но его не продлили, и на данный момент компании не обязаны там ничего размещать.
Но 28 июня 2021 года приняли Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Передача данных на портал «Работа в России» снова становится обязательной. Теперь он официально именуется Единая цифровая платформа в сфере занятости. И с 1 января на этой платформе надо будет ежемесячно размещать все имеющиеся вакансии, информировать об условиях привлечения работников, а также о специальных местах для инвалидов. А с будущей весны – и сообщать о том, как выполняются квоты по трудоустройству инвалидов. Штрафы за нарушения, конечно, тоже есть – до 5 тыс. руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).