что нового в дошкольном образовании на сегодня
Что нового в дошкольном образовании на сегодня
Администрации придется обновить и создать 11 документов в соответствии с новыми изменениями, касающимися организации детского воспитания. Были установлены СанПиН, в которых описаны новые гигиенические нормативы. Это поможет создать безопасную среду для воспитанников и взрослых. Все требования к детским организациям вынесли в отдельный раздел.
В обновленной версии остались большинство прежних норм из старого СанПиНа. Часть требований продублировали нормативы действующего СП 2.4. 3648−20.
Добавили нововведения, например, продолжительность образовательной деятельности в ДОУ. Была определена максимальная нагрузка для воспитанников раннего возраста и увеличили для старших групп.
Узнать, какие нововведения возникли в организации учебного процесса в детских садах из-за эпидемии и почему важно следить за озеленением территорий и подвозом детей вы можете в нашей статье.
Заведующий детского сада может поручить подготовку к плановым проверкам старшему воспитателю и заместителю по АХР. Теперь инспекции могут провести плановую проверку в 2021 году с использованием аудио и видеосвязи. С 1 июля 2021 года получится заменить стандартную проверку инспекционным визитом.
Если проверяющие выберут этот вариант, то они должны уведомить администрацию детского сада не менее чем за 10 рабочих дней. Также уточнили срок проведения проверок. Плановые мероприятия, которые будут проведены после 31 июля 2021 года, не должны превышать 10 рабочих дней.
Минфин дал разъяснения, касающиеся компенсаций, которые администрация выплачивает своим сотрудникам, переведенным на дистанционную работу. Компенсации положены, если воспитатели используют для работы свое оборудование. С этих выплат нужно платить страховые взносы и НДФЛ.
Но можно этого избежать: заведующая детского сада должна поручить специалисту по кадрам зафиксировать в трудовом договоре с сотрудниками на дистанте размер компенсации. Далее кадровик должен взять у работников копии документов с экономическим обоснованием размера компенсационных выплат. Это может быть договор аренды оборудования или счета за электроэнергию.
Теперь сотрудники могут выбрать электронную трудовую книжку. Если соискатели выбрали этот документ, они вправе предоставить не бумажную книжку, а данные о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-ПФР. Такая возможность должна быть указана в ПВТР (правилах внутреннего трудового распорядка).
Форму СТД-Р нужно получить у прошлого работодателя. В этой справке указана информация о предыдущем месте работы. Справку СТД-ПФР соискатель может получить самостоятельно на официальном портале «Госуслуг», в личном кабинете ПФР или МФЦ. В ней будут указаны данные о всей трудовой деятельности соискателя.
В ПВТР следует указать, когда администрация детского сада может запросить у соискателя дополнительную информацию о прошлых местах работы. Например, если работодателю важен трудовой стаж, а в справке СТД-Р такие сведения могут отсутствовать. В такой ситуации специалист отдела кадров имеет право попросить бумажную трудовую книжку или справку по форме СТД-ПФР. Если соискатель не предоставит нужных документов, администрация может отказать в устройстве на работу в детский сад.
Также в ПВТР должны быть зафиксирована обязанность нового работника предоставить по требованию дополнительных документов. Иначе инспекция оштрафует детский сад на 50 000 рублей.
Администрация дошкольного учреждения вправе решить кому выдать справку СТД-Р. Ее могут получить все сотрудники детского сада. Это решение следует зафиксировать в ПВТР. Новую справку администрация ДОУ может выдавать только тем работникам, которые отказались от привычной бумажной трудовой книжки, если они:
‣ увольняются;
‣ самостоятельно подали заявку на оформление справки.
Педагогам, отказавшимся от электронной трудовой книжки, администрация ДОУ не обязана выдавать справки формы СТД-Р. Если все положения будут зафиксированы в ПВТР, то заведующая упростит работу специалисту по кадрам.
Но не стоит спешить с отказом в выдаче справки СТД-Р педагогам с бумажной трудовой книжкой. В Трудовом Кодексе есть положение, согласно которому работодатель обязан предоставить сотрудникам документы об их трудовой деятельности по запросу.
СТД-Р можно получить в бумажной или электронной форме. Ее выбирает сам работник, отметив этот пункт в своем заявлении. Подать его он может в отдел кадров лично или отправить на электронную или обычную почту. Поэтому специалистам следует предоставить адрес почты и сообщить с какой периодичностью будет проверяться почта. Это важно, потому что если педагог не получит справку вовремя, то инспекция может выписать штраф в 50 000 рублей.
В 2021 году был утвержден порядок, в соответствии с которым нужно принимать на работу в ДОУ студентов. Студент не обязан предоставлять диплом об образовании. Важно, чтобы соискатель проходил обучение в ВУЗе по направлению «Образование и педагогические науки». Также студент должен пройти промежуточную аттестацию за 3 года, чтобы подтвердить свою квалификацию. Или за 2 года, чтобы проводить обучение по дополнительным программами.
Соискатель должен предоставить личную характеристику из ВУЗа и справку о периоде обучения. За исключением диплома об образовании, студент должен подготовить другие документы для устройства на работу.
В ПВТР следует ввести дополнительную информацию о диспансеризации. По новым правилам сотрудник от 40 лет имеет право на получение дополнительного выходного дня для прохождения обследования. Этот выходной оплачивается работодателем. Раньше на диспансеризацию было разрешено использовать один рабочий день раз в три года.
Детский сад имеет право попросить педагога предоставить справку из медицинского учреждения о прохождении обследования для фиксации в локальном акте. Это положение должно быть отмечено в ПВТР. Без этого заведующая не сможет обязать сотрудника предоставить документ и официальное подтверждение расходов на оплату труда.
В 2020 году у большинства руководителей возникли сложности с переводом сотрудников на дистант, включая педагогов. В Трудовом Кодексе были добавлены пункты, касающиеся удаленной работы. Поэтому в ПВТР детского сада следует описать порядок дистанционной работы.
В новых правилах должны быть указаны возможные причины перевода педагога на новый формат работы и способы взаимодействия сотрудников между собой. Это можно сделать следующими способами:
‣ обмен документов по электронной почте;
‣ обмен информацией в различных мессенджерах и социальных сетях;
‣ проведение совещаний по видеосвязи;
‣ размещение важной информации на сайте детского сада.
Следует определить продолжительность рабочего дня и перерывов на отдых. Заведующая должна указать в каких случаях можно вызвать педагога в детский сад. Следует проработать особенности организации дистанционной работы и дополнительных гарантий по заработной плате.
Премьер-министр принял решение выделить 1 млрд. рублей на организацию цифровой среды и покупку электронных средств обучения. Заведующая детского сада, методист и старший воспитатель должны определить какое оборудование нужно ДОУ.
Для развития дошкольников можно дополнительно приобрести:
‣ интерактивные игры;
‣ виртуальные лаборатории;
‣ электронные развивающие пособия.
Обо всех тратах заведующая должна проинформировать учредителя в отчете. Правительство пообещало, что все дошкольные и школьные учреждения будут обеспечены Интернетом.
Новые правила дошкольного образования вводятся с 1 января 2021 года: Приказ Минпросвещения России № 373 от 31 июля 2020
Новые правила образовательной деятельности для дошкольных организаций (детские сады и ясли) вступают в силу с 1 января 2021 года.
Формы получения дошкольного образования, обязанности родителей, желание ребёнка.
При выборе формы семейного дошкольного образования учитывается желание ребёнка. Родители, помните об этом!
О принятом решении получать семейное образование родители должны информировать орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
Это означает, что родители, принявшие решение о том, что ребёнок не будет посещать ясли и (или) детский сад, обязаны позаботиться о том, чтобы ребёнок получил образование дома в соответствии с утверждёнными государством образовательными стандартами и обеспечить получение такого образования.
Нельзя просто так оставить ребёнка дома, необходимо, чтобы он усвоил образовательную программу, иначе обязанности родителей не будут считаться исполненными надлежащим образом, со всеми, вытекающими условиями.
Требования к образовательным программам организаций дошкольного образования.
Язык образовательного процесса: государственный, родной, иностранный.
Образовательная деятельность в образовательных организациях осуществляется на русском языке, это общее правило.
Порядок формирования групп в детских садах, яслях и иных организациях дошкольного образования.
Дошкольная образовательная деятельность ведётся в детских группах.
Указанные группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
Группы общеразвивающей направленности. В указанных группах осуществляется образовательной программы дошкольного образования.
Группы компенсирующей направленности. В таких группах реализуется адаптивная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья).
Группы оздоровительной направленности. Группы создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Помимо образовательной деятельности в таких группах осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
Группы комбинированной направленности. В подобных группах осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Группы разного возраста.
В образовательных организациях могут быть организованы группы разного возраста, в которых обеспечивается развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 3-х лет.
В группах раннего возраста образовательные программы дошкольного образования не реализуются (подобной обязанности у образовательной организации не имеется).
Семейные дошкольные группы.
Семейные дошкольные группы могут иметь любую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.
Семейные дошкольные группы могут организовываться с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Группы по присмотру за детьми без реализации образовательных программ.
В таких группах обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов.
Режим работы образовательных организаций дошкольного образования.
Режим работы образовательной организации устанавливается её внутренними документами (локальными актами).
В зависимости от длительности пребывания ребёнка в организации дошкольного образования приказом вводятся несколько видов групп:
Группы кратковременного пребывания. Могут работать до 5 часов в день.
Группы сокращённого дня: Функционируют в течении 8-10 часов в день.
Группы полного дня: 10,5-12-часовое непрерывное пребывание в сутки.
Группы продлённого дня: 13-14 часов пребывания в течении суток;
Группы круглосуточного пребывания детей.
По запросам родителей возможна организация групп пребывания детей в выходные и праздничные дни.
Если в группе реализуются образовательные программы, то она не может функционировать менее 3-х часов в день.
Права родителей, обеспечивающих ребёнку семейное образование.
Родители несовершеннолетнего ребёнка, обеспечивающие ребёнку получение семейного образования имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы
Указанное право реализуется через соответствующие консультационные центры, которые могут быть организованы, в том числе, при дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях.