что нового в дорожных правилах
Изменения в ПДД в 2020 году
Каждый год законодательство РФ вносит изменения в правила дорожного движения, так как меняется уровень жизни, увеличивается количество ТС на дорогах, а самое главное – вся дорожная техника развивается, то есть улучшается в соответствии с современными технологиями.
Изменения в ПДД, которые, согласно последним новостям, планируется ввести с 2020 года, ужесточают некоторые положения, а отдельные пункты, напротив, меняют в угоду водителям. Разберемся, какие нововведения ждут всех автомобилистов.
Запрет на осуществление парковки во дворах коммерческих машин
Запрет на езду без номеров.
С 1 января 2020 г. запретят ездить на ТС, не имеющих госномеров. Данное правило касается только новых транспортных средств, приобретенных у дилера. Именно поэтому при покупке автомобиля автосалоны получат право заниматься выдачей табличек на месте, а данные о проданных авто постфактум передавать в ГИБДД.
Освобождение от уплаты транспортного налога
С первого января 2020 г. многодетные семьи освобождаются от уплаты транспортного налога на легковой автомобиль. Данные льготы станут доступны лишь в том случае, если средний доход семьи, в которой проживает автовладелец, не превышает прожиточный минимум для населения, способного к работе.
Согласно последним данным, с января 2020 года планируется увеличить утилизационный сбор на ТС, чтобы сохранить барьер для импорта. В среднем, ставки могут увеличиться в диапазоне от 80 до 110 процентов, что, соответственно, приведет к увеличению стоимости новой техники.
Повышение размера обязательных выплат в рамках ОСАГО
Выплаты ОСАГО увеличатся в 4 раза, максимальная сумма по ним теперь будет достигать 2 000 000 рублей. Такой законопроект планируют подтвердить и запустить в действие с первого января 2020 г.
Изменение процесса регистрации ТС
Помимо всех вышеперечисленных указов, с начала января 2020 г. регистрировать автомобиль будет необходимо по новым правилам ПДД:
Номера можно будет получать не только в ГИБДД, но и в других организациях. Госномер будет иметь код, соответствующий прописке владельца авто.
В документах будет проставляться класс машины в соответствии с правилами Таможенного союза.
Авто несовершеннолетних лиц, зарегистрированные на родителей, автоматически снимут с учета, пока владельцу не исполнится 16 лет.
Чтобы зарегистрировать автомобиль с существенными изменениями в конструкции, необходимо будет предъявить специальное свидетельство. Процесс постановки на учет автомобилей с изношенной маркировкой планируют упростить.
С первого февраля 2020 г. в России планируется проиндексировать тарифы системы “Платон”, которые коснутся только водителей специализированных фур с грузом на борту и без него. Теперь за каждый километр пути автомобилисту придется платить 2,20 рубля. Увеличение коэффициента за перегруз Согласно последнему изменению постановления Правительства РФ № 590, действие маленьких коэффициентов действительно до конца января 2020 г. Данное правило подразумевает, что уже с 1 февраля увеличится размер коэффициента за причинение вреда дорогам из-за транспортировки по ним тяжелых грузов на габаритных машинах.
Наказание за нарушение правил дорожного движения с детьми в салоне
При любом дорожно-транспортном нарушении или происшествии, если в салоне находился несовершеннолетний ребенок, наказание ужесточится в несколько раз. Пока неизвестно, каким образом будет определяться наличие детей в салоне автомобиля – инспектором ГИБДД либо камерой. Инициатива дорабатывается, а ввести ее в силу планируется в первых числах апреля.
Изменения в техосмотре
Данные изменения позволят исключить подделку документов при прохождении техосмотра ТС. Обязательной станет фотофиксация процесса. Оформление документа будет осуществляться в электронном виде. Осуществлять контроль надлежащего исполнения и проводить проверку будут МВД и РСА. Новые ПДД вступят в силу в начале июня 2020 г.
Ввоз машин с правым рулем на территорию РФ
С 1 июля 2020 года планируется усложнить или запретить вовсе ввоз праворульной техники на территорию Российской Федерации. Такие требования устанавливает технический регламент Таможенного союза. Эта инициатива коснется не всех типов машин.
Перечень ТС с правым рулем, ввоз которых запретят: самосвалы; спецтехника; микроавтобусы; минивэны; грузовые машины, имеющие манипуляторы; автобусы с категориями М2 и М3. Ввоз обычных легковых машин значительно усложнят.
Внесение изменений в конструкцию автомобиля
С 1 июля 2020 г. при внесении в конструкцию автомобиля изменений автовладелец должен будет лично доставлять машину в лабораторию на исследование, но только не своим ходом, а с помощью эвакуатора. Причина – без соответствующего разрешения передвигаться на таком ТС запрещено.
Парковка для инвалидов
С 1 июля 2020 года инвалидам больше не потребуется получение местного разрешения на бесплатную парковку, и штрафы в данных случаях больше выписывать не будут. На каждой стоянке должно быть хотя бы одно место для инвалидов На каждой парковке в обязательном порядке отведут 10% мест для инвалидов, но не меньше одного.
Согласно Постановлению Правительства № 382, с 1 июля 2020 г., во всех пассажирских автобусах категории М2 и М3 в обязательном порядке будут установлены тахографы.
Все новые штрафы ГИБДД 2022. Водителям мало не покажется (полная таблица)
В 2022 г. для водителей готовят целый ряд важных изменений. Так, для автомобилистов придумали сразу несколько новых дорожных штрафов, а также решили ужесточить наказание за целый ряд нарушений. Такие нововведения содержатся в проекте измененного Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который предлагает Минюст. С документом ознакомилось издание «Коммерсантъ».
Например, неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции во время погони (если это создало угрозу жизни или здоровью граждан) обернется для водителя штрафом в 40 тыс. руб. или лишением прав на срок до трех лет. Сейчас штраф за это нарушение составляет 500—800 рублей.
Еще одно важное изменение — рецидив с чрезмерной тонировкой, который грозит штрафом в 3 тыс. рублей. За повторную езду с нечитаемым грязным номером автомобилист заплатит 5 тыс. руб., а также может даже лишиться водительских прав. Кроме этого, с 1 тыс. до 3 тыс. руб. вырастет штраф за стоянку вне специально отведенных «карманов».
За перевозку детей без автокресла вместо 3 тыс. придется заплатить 5 тыс. рублей. За езду по проезжей части на снегоходах, болотоходах или мотоблоках хотят штрафовать от 1 до 2 тыс. руб.
Также Минюст предлагает ввести временное ограничение водительских прав до решения суда. Наконец, в России может появиться новый штраф в 3 тыс. руб. за опасное вождение. Хотя это определение появилось в ПДД еще в 2016 г., наказание введено все еще и не было.
Изменения в ПДД в 2021 году: новые штрафы, наказания и особенности оформления ОСАГО
Нынешний год оказался богатым на нововведения для автомобилистов. Весной появилась информация о том, что инспекторы ГИБДД стали штрафовать автовладельцев за использование в автомобилях шторок и каркасных сеток.
Новый штраф не вводился: основанием для наложения взыскания послужило то, что шторки, наряду с тонировочной пленкой, признали «изменением в конструкции автомобиля» и подвели под действие ПДД и технического регламента Таможенного союза.
Штраф за такие изменения составляет 500 рублей. Автоинспектор при выявлении нарушения должен выписать штраф и потребовать снять шторки. Если сделать это на месте невозможно, автовладельцу выдается предписание для устранения нарушения в течение десяти дней.
При этом нарушением может считаться лишь езда с задернутыми шторками и опущенной сеткой, которые ограничивают или ухудшают обзор водителя. Ограничение касается только передних окон, тогда как на задних могут применяться и тонировка, и дополнительные приспособления для защиты от солнца. Нарушением такое дооснащение транспортного средства не является.
Изменения для водителей в 2021 году
В сентябре с автомобильных дорог исчезли таблички «Фотовидеофиксация». Их заменили дорожными знаками. Несмотря на идентичный вид, последние получили более широкие «полномочия» по сравнению с использовавшими ранее табличками.
Согласно ПДД, таблички устанавливали перед каждой камерой. Правила установки знака «Фотовидеофиксация» этого не требуют. Им маркируют зону, в которой могут располагаться несколько комплексов — как стационарных, так и передвижных. Вне населенных пунктов знак должен находиться на расстоянии в 150–300 метров от зоны фото- и видеоконтроля, а в населенных — только на въезде в город или поселок. Это значит, что на дорогах в населенных пунктах знаки «Фотовидеофиксация», согласно ПДД, устанавливать не нужно. Действие знака при въезде в город автоматически распространяется на всю его территорию.
Электронное обжалование штрафов
Ранее для обжалования штрафа нужно было обращаться в отделение ГИБДД по месту совершения нарушения или отправлять письмо в ведомство. Так как срок подачи жалобы ограничен десятью днями, водители часто не успевали обжаловать спорный штраф в досудебном порядке.
С 1 сентября порядок подачи жалобы включает онлайн-обращение. Сделать это можно удаленно, с помощью сервиса «Госуслуги», где появился соответствующий раздел. Чтобы воспользоваться сервисом, автовладелец должен иметь подтвержденную запись на портале «Госуслуги». При подаче жалобы нужно, как и раньше, изложить суть требований и указать обстоятельства, которые не позволяют водителю согласиться с решением инспектора ГИБДД. К онлайн-жалобе можно приложить фото- и видеоматериалы, которые подтверждают правоту заявителя.
Техосмотр
Новые правила его прохождения утвердили в марте 2021 года, но в связи с большой нагрузкой на диагностические центры части водителей дали отсрочку до 1 октября. Воспользоваться ею могли автовладельцы, срок действия диагностических карт которых истекал в период с 1 февраля по 30 сентября.
В октябре проходить техосмотр нужно всем, у кого срок действия диагностической карты закончился, а возраст автомобиля превышает четыре года. Пассажирский, грузовой и коммерческий транспорт проходят техосмотр ежегодно, независимо от возраста транспортного средства. Автовладельцы, которые игнорируют это требование, рискуют получить штраф. Его размер, согласно изменениям в КоАП, введенным в июле этого года, составляет 2000 рублей.
При проведении техосмотра обязательной стала фотофиксация автомобиля при заезде и выезде из диагностического бокса. Также на законодательном уровне установили время, которое специалист должен потратить на осмотр автомобиля. Для легковых авто продолжительность осмотра составляет до 30 минут, для автобусов — более часа.
Новые штрафы с 2021 года
Наказаний «рублем» за нарушения ПДД в течение года стало больше.
За неоплаченный проезд по платным дорогам
В январе на основании поправок в КоАП водителей стали штрафовать за неоплаченный проезд по платным дорогам. Нововведения касаются участков пути, на которых действует режим free flow, не требующий внесения платы непосредственно в момент проезда. Оплата взимается автоматически, если автомобиль оснащен транспондером. Если нет, водитель может оплатить проезд по платному участку трассы заранее или в течение пяти дней после поездки.
Раньше для «забывчивых» водителей наказания не было. С этого года начали применять штрафы в размере 1500 рублей для легковых и 5000 рублей для грузовых авто.
За езду без номеров
Поправками в КоАП аргументирован еще один новый штраф — за езду без регистрационных знаков. Серьезность нарушения подчеркнута суммой штрафа. Она составляет 5000 рублей, наказание полагается в случае, если на автомобиле нет одного или двух номерных знаков. Альтернатива штрафу — лишение прав на 1–3 месяца.
За неисправность ремней безопасности
В июле введен штраф, который, по мнению законодателей, должен побудить автовладельцев следить за исправностью ремней безопасности. Согласно норме, ремни безопасности, во-первых, должны быть в автомобиле. Во-вторых, на них не должны просматриваться следы повреждений, а их вытягивание из катушки должно быть плавным и легким. За неисправность ремней безопасности полагается штраф в размере 500 рублей.
За незаконный переезд через железнодорожные пути
За нарушения на железнодорожных путях наказывают жестко — лишением прав до полугода или крупным штрафом. Суммы в этом году выросли в пять раз: раньше за лихачество на железнодорожных путях карали 1000 рублей, теперь штраф составляет 5000 рублей.
Такое наказание полагается водителям, которые рискуют переезжать ж/д пути в неположенных, необорудованных местах или пытаются «проскочить» перед поездом при закрытом или уже опускающемся шлагбауме. Аналогичный штраф предусмотрен за проезд на запрещающий сигнал светофора или при приближении поезда на переезде, который не оборудован шлагбаумом.
За вождение в нетрезвом виде
Максимальные штрафы для водителей предусмотрены за езду в пьяном виде. В этом году Госдума приняла поправки в Уголовный кодекс, согласно которым водитель, повторно остановленный нетрезвым сотрудниками госавтоинспекции, может быть привлечен к уголовной ответственности — лишению свободы до трех лет или штрафу в размере 300–500 тысяч рублей. Это самое крупное финансовое наказание для автовладельцев, существующее на сегодняшний день в российском законодательном поле.
Отмена штрафа за «среднюю скорость»
С марта ГИБДД прекратила штрафовать водителей за превышение «средней скорости», при этом никаких поправок в действующее законодательство внесено не было. Основанием для отмены штрафа стало вынесение Верховным судом решения о незаконности такой санкции для водителей.
Речь идет о практике фиксации нарушений камерами, расположенными на расстоянии в несколько километров. Каждая из них «замеряет» скорость транспортного средства, а потом система анализирует время, за которое автомобиль проехал расстояние между камерами, и вычисляет среднюю скорость его движения. Если она оказывается выше установленной ПДД, водителю отправляли «письмо счастья» с суммой штрафа от 500 до 5000 рублей. Практика действовала в России в течение семи лет и вызывала массу нареканий со стороны водителей и общественных организаций.
В первую очередь потому, что никакой правовой базы эта практика не имела ввиду отсутствия понятия «средней скорости» в законодательном поле. Водители, несогласные с назначением штрафа, обращались в суды и, как правило, суды вставали на их сторону: незаконные штрафы отменяли. В этом году практика прекращена, но, вероятно, временно. С инициативой законодательного закрепления понятия «средняя скорость» уже выступили депутаты Госдумы.
Уголовная ответственность за нарушение ПДД
Большинство нарушений ПДД предусматривают наступление административной ответственности: в виде наказания штрафом или лишением прав. Наступление уголовной ответственности для водителей определено статьей 264 УК РФ.
«Законодатель связывает наступление уголовной ответственности за нарушение ПДД с причинением вреда здоровью человека или его гибелью вследствие действий нарушителя, — комментирует практикующий юрист Кирилл Резник. — По этой причине рассматривать конкретное нарушение ПДД с привязкой к уголовной ответственности невозможно без контекста».
В каждом случае должна быть установлена связь между действиями нарушителя и последствиями, которые они повлекли. Например, если водитель в неположенном месте решил развернуться на дороге, а другой водитель, ехавший по правилам, был вынужден увернуться от маневра и сбил пешехода, к уголовной ответственности привлекут первого, так как именно его действия были связаны с нарушением правил и повлекли опасные последствия.
Ужесточение уголовного наказания за нарушение ПДД в этом году коснулось лишь пьяных водителей. Закон об увеличении штрафа до 500 тысяч рублей вместо 300 тысяч и лишение свободы до трех лет вместо двух за повторное задержание водителя в нетрезвом виде вступил в силу в июле.
Изменения ОСАГО в 2021 году
Нововведения при покупке полиса ОСАГО касаются его формы. Автовладелец может оформить документ как в привычном бумажном виде, так и электронном. При этом при проверке инспектором ГИБДД можно предъявить документ на бумаге или на электронном носителе, например на экране смартфона. Полицейский может проверить подлинность документа, запросив информацию о нем в единой автоматизированной системе.
При покупке полисов ОСАГО и КАСКО нет необходимости оформлять два документа. Страховые компании получили право вносить сведения о КАСКО в полис ОСАГО, тем самым формируя двойные страховые полисы. Выбирать один документ вместо двух могут автовладельцы, которые оформляют обязательную и добровольную страховки одновременно. При этом от добровольной страховки автовладелец может в любой момент отказаться. На срок действия ОСАГО это не повлияет.
Важное изменение 2022: водители будут штрафовать друг друга
Мнения автомобилистов о создании нового приложения, которое неофициально носит название «Народный инспектор», разделились. Одни считают, что контроль за соблюдением ПДД со стороны пешеходов или других участников движения, например, пассажиров транспортных средств, поможет эффективнее бороться с лихачами, обочечниками и теми, кто бросает мусор из окна машины. Другие же говорят, что подобные программы ведут к социальному напряжению.
За внедрение приложения «Народный инспектор», в частности, высказался автоюрист Дмитрий Славнов: «Например, поймали в кадр обочечника — ему штраф на 1500 рублей, потом еще через километр нарушение зафиксировал другой человек — нарушителю приходит еще один штраф на 1500 рублей. И такой водитель уже задумается, стоит ли продолжать ехать по обочине, вдруг в соседней машине будет включен «Народный контроль», который снимет нарушение, и опять придет штраф».
Как будет работать система
Новое федеральное приложение «Народный инспектор» планируют создать на базе «Помощника Москвы». При помощи этого сервиса москвичи могут отправить жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», на газонах и за неоплату парковки. Для этого необходимо запустить приложение на смартфоне, выбрать тип административного правонарушения, зафиксировать его и отправить.
Эксперт в области фото- видеофиксации Григорий Шухман говорит, что в этом заключается одна из потенциальных проблем нового приложения: «Технологии типа программно-аппаратного комплекса «Помощник Москвы» и его федерального варианта «Народный инспектор» — это инструмент «пешеход против статичного нарушения», поскольку водитель не вправе заниматься смартфоном, и сама технология не позволяет фиксировать динамичные нарушения».
При этом видео с видеорегистраторов в новом приложении загрузить не получится, отмечает Шухман: «Поскольку речь идет о специальном ПО, установленном на устройство пользователя, это будет невозможно. Большинство регистраторов, за исключением штучных моделей, не имеют возможности устанавливать сторонние приложения и у них нет доступа в интернет для отправки материалов на сервер.
Для реализации упрощенного правоприменения материалов видеорегистраторов необходимо разделить собственно фиксацию и отправку материалов и, возможно, разработать стандарт для регистраторов и/или формата видеозаписей, защищающих материалы от изменения с сертификацией регистраторов на соответствие стандарту, что увеличит цены на устройства. Помимо этого, необходимо разработать интерфейс на «Госуслугах», где желающие могут загрузить свои видео с комментарием, подписавшись (поставив галочку), что они уведомлены об ответственности за ложные показания».
Как будут обрабатывать постановления
В поручении президента отмечается, что штрафы за нарушения правил дорожного движения на основе данных от других автомобилистов будут выписывать без составления протокола, то есть в экспресс-варианте. Шухман считает, что ГИБДД не справится с большим потоком фото и видео с нарушениями, и будет просто штрафовать всех: «В случае носимых средств фиксации фото и видео производится в местах с неизвестными условиями: просто машины на фоне участков местности. Что там и как — инспектору неизвестно. Он должен либо браковать 100% обращений, либо штамповать не глядя».
Однако стоит обратить внимание, что также к 1 июня 2022 года субъекты должны получить часть полномочий ГИБДД по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Обработку постановлений с камер местные власти должны будут взять на себя и упростить работу ГИБДД. При этом право выписать штраф или постановление о лишении прав при личной остановке за инспекторами сохранят без каких-либо изменений.
Необходима защита от лжесвидетельств
Одной из претензий к контролю с помощью приложения стали злоупотребления со стороны контролеров, которые в погоне за поощрениями и баллами фотографировали автомобилистов застрявших в пробках и оформляли нарушение правил стоянки или остановки. Или снимали припаркованные машины так, словно они стоят на газоне.
Шухман напомнил, что в 2019 году после выхода постановления пленума Верховного суда ГИБДД Москвы перестало принимать материалы программно-аппаратного комплекса. По словам Шухмана, решение было инициировано именно из-за потока материалов пешеходов, которые фотографировали машины на придомовых территориях, как якобы на тротуарах. Владельцы отменяли постановления, получали новые, опять отменяли и так по нескольку раз.
Чтобы избежать потока лжесвидетельств, Шухман предлагает ввести взаимную ответственность, поскольку снять фото и отправить его занимает минуту, а обжаловать постановление — намного дольше. Сейчас фиксатор за это максимально отвечает лишь блокировкой аккаунта, добавляет Шухман. Помимо этого, он подчеркивает, что необходимо исключить любые поощрения: как процент от штрафа, так и баллы с рейтингами, чтобы не было никаких стимулов гнаться за количеством фиксаций.
Тем временем глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов в разговоре с Autonews.ru такой возможности не исключал: «Вопрос бонусов для пользователей — это некая донастройка, которая позволит стимулировать пользователей. Думаю, что приложение будет развиваться в новом ключе. И всю судебную практику, сертификаты все, наработки мы будем класть в эту копилку».
Опыт регионов
Приложения для фиксации нарушений уже функционируют в нескольких регионах России. В столице это «Помощник Москвы», в Подмосковье — «Народный инспектор» (часть системы «Добродел»), в Кемеровской области — «Мобильный патруль».
«Помощник Москвы» и подмосковный раздел «Добродела» «Народный инспектор» позволяют присылать фото- и видеодоказательства неправильной парковки, например, на газонах или в местах под запрещающими знаками. В московской системе зарегистрированы 767 тысяч человек, самые активные пользователи фиксируют по 150 нарушений в неделю. Только в столичной программе предусмотрена система бонусов, их можно потратить на футболки, оплату парковки и проезд на общественном транспорте. Подраздел «Народный инспектор» приложения «Добродел» в Подмосковье позволяет отправлять исключительно видео с фиксацией нарушений.
«Мобильный патруль» действует в Кемеровской области уже более 11 лет и обладает самым широким функционалом соеди подобных приложений. Чаще всего жители региона присылают фото и видео грубых нарушений ПДД, например, проезда на красный свет, выезда на встречную полосу и других. За 11 месяцев 2021 года в ГИБДД поступило более 750 сообщений о нарушениях, а с 2010 — около 4 тысяч. После проверок к ответственности привлекли почти 3 тысячи нарушителей и выписали штрафы на сумму более 3 млн рублей. В Кузбассе принимают фотографии и видео, сделанные с помощью любых устройств. Также в обращении надо указать дату, время, место и обстоятельства нарушения.