что нового придумали мошенники
Мошенники придумали новый способ обмана россиян в соцсетях
В данном случае они предлагают свою помощь в определённых проблемных ситуациях, получают деньги и исчезают.
Интернет-мошенники придумали новую схему обмана россиян. Они притворяются специалистами по восстановлению заблокированных аккаунтов в социальных сетях, выманивают деньги у жертвы и перестают отвечать. Об этом сообщают «Известия».
Вернуть украденные средства в теории можно, заметили эксперты, однако в большинстве случаев такие варианты лишь теоретические. По словам юриста Натана Будовница, на практике многое будет зависеть от обстоятельств, которые напрямую связаны с конкретным переводом денежных средств.
«Если вы перевели деньги на карту, то у вас два пути. Первый: попытаться подать заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, указав все обстоятельства, которые должны опять же подтвердиться на этапе проверки заявления. Потому что если не будет установлено, что был обман такого рода, то, соответственно, в возбуждении дела будет отказано», — предупредил он.
Психотерапевт Кульгавчук объяснил, как не попасть в ловушку коучей-шарлатанов
А вот второй путь уже заключается в непосредственном обращении в суд. Туда необходимо подать заявление о возврате денежных средств. Но вот оба варианта друг друга не исключают, подчёркивает Будовниц.
«Просто если мы обращаемся в суд, то необязательно ссылаться на мошенничество, можно выбирать разные причины, начиная от перевода денег по ошибке и заканчивая тем, что те обязательства, которые были обещаны, не были исполнены», — советует юрист.
Однако злоумышленники могут использовать и другие схемы, связанные с аккаунтами в различных соцсетях. Часто они предлагают взломать чужой профиль за вознаграждение. В этом случае схема обмана та же: вы переводите деньги, после этого аферисты пропадают из поля зрения.
Россиян предупредили о подсказках для мошенников в соцсетях
Россиян предупредили о подсказках, которые они оставляют для мошенников в соцсетях. Так, злоумышленники ищут новые сценарии обмана по хештегам и меткам, передают «Известия».
Например, после публикаций о перенесенном коронавирусе человеку может позвонить якобы полицейский. Издание приводит в пример ситуацию москвича Сергея, который заразился COVID-19 и поставил соответствующую отметку в Instagram. После этого ему позвонил «полицейский» и рассказал о попытке снять денежные средства в банке по доверенности, опираясь на то, что владелец счета болен и не может сделать это самостоятельно.
Эксперты подчеркивают, что злоумышленники совершенствуют свои аферы и активно мониторят социальные сети. «Преступники точечно используют индивидуальный сценарий, рассчитанный на конкретного человека, и при этом совмещают его с уже известными приемами банковского мошенничества. Это приводит к тому, что у такой двухходовки очень высокий уровень опасности», — отметил тренер по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Золотухин.
Аналитик компании «Инфосистемы Джет» Мария Волгина добавила, что мошенники придумывают актуальные сценарии, связанные с пандемией, в том числе якобы коронавирусные выплаты и эффективные лекарства, которые можно получить, назвав номер карты и CVV-код с обратной стороны. Также аферисты могут прислать сообщение после размещенного фото с прогулки с уведомлением о нарушении режима самоизоляции и ссылкой на оплату штрафа.
Кроме того, эксперты предупреждают, что даже у людей с абстрактным никнеймом в соцсетях легко узнать их настоящие данные, например, с помощью специальных сервисов. Злоумышленники стали собирать больше данных о человеке, поскольку на звонки фальшивых сотрудников банков россияне уже практически не реагируют.
Специалисты советуют для безопасности в сети закрыть аккаунт, не добавлять в друзья незнакомых или непонятных людей, а также не выкладывать точную геолокацию. Фотографии и сторис из квартиры тоже лучше скрывать, чтобы не давать мошенникам оценить финансовое состояние потенциальной жертвы.
Ранее заместитель начальника Следственного департамента МВД полковник юстиции Данил Филиппов сообщил, что за 11 месяцев 2021 года ущерб от телефонного мошенничества в России составил 45 миллиардов рублей. По его словам, каждый седьмой житель России подвергался нападкам злоумышленников. Причем, половина всех жертв сами добровольно передавали секретные данные, пароли и коды.
Мошенники придумали новую аферу: рядовых граждан втягивают в неё шантажом
Преступники крадут деньги и отмывают или обналичивают их через случайных людей. При этом их хитрым образом запугивают. В чём суть нового способа и как его избежать?
По данным аналитиков Сбербанка, ежемесячный ущерб россиян только от телефонного мошенничества по всей стране составляет 3,5–5 млрд рублей. И жулики свои «обороты» снижать не собираются. И даже наоборот — они всё активно используют персональные данные граждан РФ, которые добывают из различных источников, и совершенствуют схемы.
Новинкой последних месяцев уходящего года стали ситуации, при которых злодеи могут вовсе не похищать личные деньги своей жертвы, а просто используют доверчивых россиян для отмывания или обналичивания похищенных средств. И, пока граждане, которые внезапно стали соучастниками преступной схемы, пытаются доказать свою невиновность перед правоохранителями, жулики, спрятав свои следы, выискивают себе новых «помощников», руками которых прикарманивают чужие деньги.
Проект «Тайный покупатель»
В преддверии новогодних и рождественских распродаж в соцсетях и мессенджерах всё чаще стали появляться странные предложения поучаствовать в проекте «Тайный покупатель». Приходят такие запросы, как правило, с очевидно фейковых аккаунтов. И суть их такова: гражданину предлагают стать тестером различных сервисов доставки, для чего за счёт некой компании надо будет делать заказ товаров, продуктов или еды и после получения заказа заполнять отчёт и передавать его нанимателю. При этом «для работы» потребуется открыть самому себе новую дебетовую банковскую карту в рекомендуемом банке и сообщить её реквизиты тому, кто будет выдавать задания. И на эту карту поступят средства, из которых надо будет оплачивать заказ.
Все эти условия выполнила москвичка Татьяна, и у неё в тот же день на новой карте появилось 600 рублей, а «куратор» прислал сообщение в мессенджере WhatsApp, какой заказ нужно сделать. Татьяна всё выполнила по полученной инструкции, и ей чрез службу Delivery CLub доставили еду. После того как девушка отправила «куратору» отчёт о доставке, ей на карту было зачислено 80 000 рублей и пришло сообщение в мессенджере, что завтра поступит новый список заказов. Однако на следующий день никакого списка Татьяна не получила, а деньги с карты исчезли. Девушка написала об этом «куратору» и получила ответ, что «это нормально». После этого на карту, открытую девушкой, ещё три дня приходили различные суммы — от 60 000 до 500 000 рублей. И каждый раз ночью эти деньги с карты исчезали. На четвёртый день Татьяна обнаружила, что карта, которую она открыла для работы тайным покупателем, оказалась заблокированной. И с этого времени «куратор» больше на связь с ней не выходил.
А ещё через три дня заблокированной оказалась зарплатная карта девушки с 27 000 рублей её личных средств, которая была открыта в том же банке, что и карта для «работы» тайным покупателем. В банке на вопросы Татьяны о причинах блокировки ей сообщили, что это произошло в связи с наличием подозрений в незаконных операциях. И предложили заполнить анкету с указанием адресатов, которым она направляла переводы в течение последних трёх месяцев. Татьяна рассказала о своей ситуации сотрудникам банка. Ей посочувствовали и сообщили, что решение о разблокировании её зарплатной карты будет принято в течение 30 дней. Сейчас Татьяна проходит в качестве свидетеля по уголовному делу, её зарплатная карта всё ещё «в заморозке».
Крадут мошенники, а возвращать будут банки: в каком случае обманутые люди смогут вернуть свои деньги
— Таких случаев, который произошёл с Татьяной, когда карты граждан мошенники используют для своих «обнальных» схем, сейчас всё больше, — утверждает полковник юстиции Алексей Птицын. — В некоторых случаях мошенники даже маскируются под реальные предложения банков, а в некоторых ситуациях просто выдумывают правдоподобную легенду. В любом случае расчёт злоумышленников на то, что гражданин до тех пор, пока не потеряет свои личные деньги, никуда обращаться не будет. Конечно, если бы Татьяна обратилась в банк до блокировки карты, то, скорее всего, её деньги не «повисли бы». Более того, к сожалению, есть риск, что по ходу следствия процессуальный статус девушки может измениться со свидетеля на обвиняемую. Такое может произойти, если следователь или суд сочтут, что своими действиями Татьяна способствовала совершению преступления.
Именно так и произошло у петербуржца Андрея, который попался на другую уловку мошенников.
Петербуржец Андрей является поклонником спорта. Молодой человек активно посещает фитнес-клуб, где занимается силовыми тренировками. При этом он принимает целый набор биологически активных добавок (БАД), которые, по уверению Андрея, ему помогают лучше переносить изнурительные нагрузки. Молодой человек уже несколько лет заказывал для себя БАД на сайтах различных российских и иностранных магазинов и не ожидал никаких подвохов, пока однажды не сделал заказ в американской сети iHerb.
Получив свой заказ, Андрей даже забыл, что он его делал, однако неожиданно на его карточный счёт пришла сумма, равная той, что он оплатил за БАД из iHerb (12 698 рублей). Вскоре после поступления средств Андрею на электронную почту пришло письмо с логотипом iHerb на английском языке, в котором ему сообщили, что из-за сбоя в системе произошёл ошибочный возврат средств, и попросили совершить повторный платёж, пообещав скидку на следующий заказ. Андрей перешёл по ссылке, которая была указана в письме, и оказался на странице, совершенно идентичной той, какая есть у iHerb. Молодой человек не обратил внимания на адресную строку, а сразу вошёл под своим логином в личный кабинет и набрал реферальный код из присланного ему письма, после чего в появившемся окне он внёс данные своей карты и сделал «возврат» 12 698 рублей. Ему на почту тут же пришло сообщение якобы с благодарностью от iHerb и новым кодом на 1000 рублей.
А на следующий день Андрею на счёт было зачислено 126 980 рублей. Пока молодой человек в растерянности соображал, что это за деньги, раздался телефонный звонок. Девушка, растерянным голосом назвавшись сотрудником представительства iHerb в России, сказала, что при обработке платежа Андрея сделала ошибку, в результате которой отправила ему большую сумму денег, а теперь она просит эту сумму вернуть. Молодой человек засомневался в словах девушки, и та, резко поменяв свой тон, стала угрожать заявлением в полицию и судом. Андрей продолжать разговор не стал.
Однако через две недели к нему домой на самом деле пришли сотрудники полиции и сообщили, что в отношении Андрея есть подозрение в мошенничестве. В ходе разбирательства выяснилось, что настоящие мошенники выманили у пенсионерки 150 000 рублей. И банки отследили, что часть из этих денег после многократных переводов в конечном итоге оказалась на счёте Андрея. Объяснения молодого человека, почему 126 980 рублей были переведены на его счёт, следствие пока не удовлетворили, поэтому Андрея признали подозреваемым по уголовному делу. Сейчас адвокаты пытаются доказать его невиновность.
Однако не только банковские карты являются объектом мошенничества с переводом стрелок. Часто в сети злоумышленников попадаются те, кто любит пользоваться различного рода баллами, которые начисляют розничные торговые сети своим покупателям. При этом, как и в случае с «банковским пластиком», мошенники рассчитывают на жадность самого потерпевшего. На просторах Интернета продаётся всё что угодно, а также и карты лояльности, уже заполненные баллами. Их предлагают даже в спам-рассылках, больше всего — «Выручай-карты» продуктовой сети «Пятёрочка». Эта карта весьма популярна, ведь при её использовании можно получить кешбэк в виде баллов, которыми можно оплачивать товары. Конечно, это не могло укрыться от внимания мошенников.
Пользуясь тем, что система безопасности карт «Пятёрочки» пока недотягивает до банковской, злоумышленники научились программным способом привязывать активированные карты лояльности к любым телефонным номерам (даже временным) и обходить защиту приложения, используемого «Пятёрочкой». Разумеется, программеры ретейловой сети тоже не сидят сложа руки, но, как только они находят средства защиты от одного скрипта, хакеры тут же создают новый (пример уже нерабочего тут). В итоге по всей России появляются люди, которые набирают большое количество товаров и пытаются платить не деньгами, а исключительно баллами «выручайки».
Как сообщил Лайфу источник в «Пятёрочке», некоторые магазины этой сети придерживаются следующего правила: если покупатель расплачивается только баллами на сумму более 1000 рублей, то необходимо пригласить работника службы безопасности, чтобы тот проверил карту и предъявившего её покупателя.
— Очевидно, что организаторы схемы с картами магазинов сами их не обналичивают, а только продают через обезличенные аккаунты в Интернете, при этом их уверения, адресованные наивным покупателям такого «заряженного пластика», что, мол, за баллы ничего не будет, неправда, — утверждает адвокат Адвокатской палаты города Москвы Ева Митлина. — Действие, которое обманным путём позволяет человеку приобрести товары, вполне подпадает под статью 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество).
Конечно, лишаться свободы из-за продуктов питания, скорее всего, никто из приобретателей заполненной баллами скидочной карты не хочет, однако, как и в случаях с банковскими картами, у многих почему-то срабатывает идея, что если сам ничего не похищал, то, значит, и ответственности никакой. Однако закон эту ситуацию может расценивать и по-другому.
Что надо знать о мошенниках: топ-5 новых схем финансовых аферистов
Фейковый сайт минздрава
Мошенники публикуют в группах в соцсети «ВКонтакте» новости о якобы опасности вакцинации и таким образом заманивают пользователей на сайт-клон минздрава, а затем перенаправляют на ресурс, который крадет деньги. Такую схему мошенничества выявила компания Group-IB.
Схема работает так: в комментариях к постам в популярных группах-миллионниках «ВКонтакте» злоумышленники публикуют фейковые новости о новом штамме коронавируса, ссылка ведет на сайт-клон Минздрава России с фейковым интервью министра здравоохранения Михаила Мурашко, в котором говорится о том, что новая волна пандемии якобы уничтожит до 80% страны и первыми жертвами станут люди, получившие вакцину. Далее, через несколько секунд, жертву с лжесайта минздрава перенаправляют на мошеннический сайт с розыгрышем или получением «крупного денежного перевода» в размере 237 568 рублей. Деньги можно вывести в течение 48 часов, но для этого необходимо ввести данные банковской карты.
Лжебанки
Для защиты прав потребителей финансовых услуг и поддержки добросовестной конкуренции на финансовом рынке ЦБ совместно с поисковыми системами (Яндекс, Mail.ru) реализует совместный проект по маркировке сайтов добросовестных финансовых организаций (проект начинался с микрофинансовых организаций, позже он распространился на страховые организации, кредитные организации, НПФ) в поисковой выдаче, уточнили в Банке России. Сайты реальных организаций помечены цветным кружком с галочкой, при наведении курсора появляется надпись о внесении в реестр ЦБ РФ, добавили представители регулятора.
Рост числа мошеннических сайтов в интернете продолжается в связи с пандемией и удаленным использованием банковских сервисов. На фишинговых страницах злоумышленники предлагают принять участие в опросах, ввести данные собственной карты для «снятия наличных без комиссии», принять участие в розыгрыше призов и другие активности.
Кредит с потерей жилья
В России фиксируется новый тренд в финансовом мошенничестве, жертвы которого рискуют остаться с кредитом на руках и лишиться квартиры. Об этом заявил на форуме AntiFraud Russia начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский.
Фишинг с автостраховками
За девять месяцев 2021 года специалисты «Лаборатории Касперского» (специализируется на кибербезопасности) обнаружили 56 фишинговых и скам-сайтов, в названии которых фигурирует слово osago.
Как уточнили в компании, пользователь вводит данные автомобиля, получает список предложений, далее заполняет необходимые данные и оплачивает. Страховка на таких сайтах если и приходит, то оказывается недействительной. В результате мошенники получают данные и денежные средства пользователя. По оценкам «Лаборатории Касперского», пользователь теряет от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Кроме того, злоумышленники активно продвигают свои ресурсы, выводят их в топ поисковых систем, используют всплывающие рекламные баннеры на других ресурсах.
Кредит под низкий процент
Финансовые мошенники под видом сотрудников банков начали предлагать гражданам оформить кредит под низкий процент (5%). Заинтересовавшимся (то есть нажавшим в тоновом режиме цифру «1» во время разговора) присылают ссылку на якобы официальную онлайн-страницу банка, где нужно ввести логин и пароль. В результате мошенники получают доступ к данным жертвы. Для правдоподобности мошенники подключают к прозвону потенциальных жертв роботов. О новой схеме «Российской газете» рассказал руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-компаний «Газинформсервис» Сергей Полунин.
Расчет на то, что человек, обрадовавшись выгодному предложению, не станет проверять достоверность полученной информации и перейдет по поддельной ссылке якобы для подтверждения своих данных (аутентификации) на онлайн-странице банка. В результате пользователь теряет платежную информацию, которая затем используется «банкирами» для вывода денег с его счета.
Аналитик Positive Technologies Яна Юракова добавила, что жертве не оставляют времени на обдумывание.
Руководитель департамента противодействия мошенничеству центра прикладных систем безопасности компании «Инфосистемы Джет» Алексей Сизов уточнил: использование автоматизированных помощников становится регулярной практикой, то есть как минимум половина попыток мошенничества с использованием социальной инженерии сегодня начинается именно со звонка робота, констатирующего оформление кредита или нелегитимный перевод, и это тенденция стартовала еще с конца первого квартала 2021 года.
ЦБ поддержал создание платформы по защите граждан от мошенников
Одним из проектов платформенных решений на государственном уровне может быть проект в области борьбы с мошенничеством, заявил на форуме Finopolis главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский.
Как ранее сообщала «РГ», объем операций без согласия клиентов банков в III квартале 2021 года достиг 3,2 млрд рублей, на 18% превысив показатель за аналогичный период прошлого года. Количество попыток украсть деньги у россиян увеличилось на 40%, до 256 198. При этом доля возвращенных гражданам средств составила 7,7%, что на 5,4 процентных пункта меньше, чем в третьем квартале 2020 года.
Мошенники в регионах довели своих жертв до кредитов и продажи недвижимости
Женщина обратилась в Управление МВД России по Уфе с заявлением о мошенничестве. Потерпевшая рассказала, что ей позвонили с неизвестного номера якобы сотрудник правоохранительных органов и сотрудник службы безопасности банка. Они сообщили, что со счета уфимки пытаются украсть деньги. Для защиты сбережений ей необходимо четко выполнить указания «специалистов».
«Алтайская правда»: Девушка из Алтайского края хотела стать инвестором, но в результате отправила все свои деньги мошенникам.
В отдел МВД России «Рубцовский» обратилась 29-летняя девушка. Она заявила, что мошенники украли у нее 880 тысяч рублей.
По предварительным данным, злоумышленники вышли на рубцовчанку с помощью телефонного звонка. Девушку заинтересовали предложением бесплатного обучения инвестициям. После нескольких онлайн-занятий оказалось, что для завершения курса нужно заплатить.
Горожанка решила твердо стать инвестором и перевела еще 70 тысяч рублей, которые потребовали мошенники. Для «серьезного» обучения необходимо было также открыть брокерский счет и пополнить его на сумму 260 тысяч рублей. Но и это не все. Через несколько дней «инвестиционный консультант» порекомендовал пополнить баланс еще на 550 тысяч рублей для получения максимального дохода.
Доверчивая девушка согласилась на все условия злоумышленников, однако даже спустя несколько месяцев обещанная прибыль так и не поступила на счет.
«Санкт-Петербургские ведомости»: У петербуржцев украли 12 млн рублей с помощью камеры над банкоматом.
В Санкт-Петербурге полицейские обнаружили мошенника, который снял со счетов жителей 12 млн рублей с помощью камеры над банкоматом.
Как сообщает пресс-служба ГУ МВД России по городу, в серии хищений денежных средств с банковских счетов в крупном размере подозревается 27-летний житель Новосибирска. Его задержали.
По версии следствия, злоумышленник незаметно установил на потолке в одном из петербургских ТЦ скрытую камеру. Она записывала клавиатуру банкомата, стоящего в помещении, снимала вводимые людьми пин-коды и передавала их по мобильной связи в интернет.
А в сам банкомат было встроено скимминговое устройство для считывания данных с пластиковых карт. Вся полученная информация позволяла изготавливать дубликаты карт и снимать деньги со счетов.
Так, в течение двух месяцев потерпевшими стали более 100 граждан. С их счетов украли более 12 миллионов рублей. Похищенные средства переводились на подконтрольные счета, а затем конвертировались в криптовалюту.
По материалам СМИ-партнеров «Российской газеты»
Мошенники придумали новую схему обмана россиян
— Алло, это полиция. На Вас заводят уголовное дело за неуплату кредита.
В эту новую схему мошенников Григорий почти поверил. Сомнения появились, только когда псевдополицейский сказал, что не будет заводить дело.
— Я сразу понял, что мошенник, и не стал им звонить.
Теперь мошенники не выпрашивают сразу данные банковской карты, а сначала ждут, пока жертва «клюнет» на наживку. Это может быть SMS-ка или звонок с сообщением о проблеме со счётом. И чтобы её решить, клиент сам должен набрать номер некоего колл-центра и службы поддержки.
Жертва даже не подозревает об обмане. Люди доверяют тем, кому звонят сами.
Согласно статистике, в «черных» колл-центрах, где мошенники сами обзванивают клиентов, обычно работают 20 человек. Каждый из них делает 100 «холодных» звонков в смену. И даже если на уловку попадётся хотя бы один процент из всех, кому позвонили, чистая прибыль в среднем – 2 000 000 рублей. А если мошенники не будут терять время на поиск жертвы? И, к примеру, все эти 100 человек позвонят сами, уже готовые сообщить данные своих карт. Доход может исчисляться сотнями миллионов рублей.
Поймать таких мошенников, отследив звонок, к сожалению, нереально. Как правило, они используют подставные номера, которые работают всего пару часов. Вот подобное сообщение, которое присылают потенциальным жертвам: «Операции по вашей карте остановлены«. Подпись Центробанка России и номер, где я могу получить подробную информацию.
Только за этот год преступники так обманули россиян на 45 миллиардов рублей. Причем половина всех жертв сами добровольно передавали секретные данные, пароли и коды.