что нового придумали импрессионисты
Импрессионизм в живописи, или Ловцы прекрасного мгновенья
Импрессионизм — это влиятельное, масштабное, переломное течение в искусстве заключительной трети XIX и начала XX столетия. Нередко историю живописи делят на периоды до и после импрессионизма. Это течение заложило основы изобразительного искусства XX века со всеми его многочисленными авангардными стилями. И хотя сейчас импрессионистское творчество кажется более близким к классической традиции, чем к современному искусству, для современников идеи импрессионистов были подобны свежему ветру, ворвавшемуся в мир увядающего академизма и салонной живописи.
Импрессионизм и вправду сравним с дуновением ветра, трепетом листьев, бликами солнца на морской ряби. Сама суть этого творческого метода — в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились отразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художник-импрессионист пытался уловить ускользающее мгновение и запечатлеть настроение момента.
Импрессионизм — термин, образованный от французского слова «впечатление» (impression). Глядя на картины импрессионистов, кажется, что они написаны торопливыми мазками, будто художник старался как можно быстрее перелить на холст переполнявшие его эмоции. Одному из первых критиков импрессионизма, Луи Леруа (Louis Leroy), такая манера даже показалась небрежной. Вот он и назвал свой фельетон о Салоне Отверженных, где выставлялись картины первых импрессионистов, L’Exposition des impressionnistes, что можно перевести как «Выставка впечатленцев».
Леруа острил и язвил, но термин прижился и стал искусствоведческим. Теперь его уже применяют, конечно, безо всякой иронии.
Особенности импрессионизма
Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:
Демократический подход к выбору сюжетов скандализировал консервативную публику: вместо привычных Венер им предлагали взглянуть на танцовщиц и проституток, вместо наполненных высокими идеями сюжетов они видели пикники и кабаки.
Пожалуй, пейзажи были самыми безобидными, но и здесь новаторы-импрессионисты сумели возмутить традиционалистов. Давайте разберёмся, почему.
Импрессионизм — это новая техника и новый взгляд
Отвечая на вопрос, что такое импрессионизм, необходимо подчеркнуть, что это нечто большее, чем стиль. Это философия, идейная позиция, набор художественных методов, охватившее разные области культуры течение. Дело было не только в том, что живописцы-импрессионисты стали писать картины с определёнными стилистическими особенностями. Они предложили новый взгляд на мир, выйдя из студийных стен.
Веками мастера писали в студиях сюжетные полотна, портреты и даже пейзажи. Это не позволяло передать нюансы, связанные с естественным освещением. Например, рисуя закат, художник передавал некое умозрительное, обобщённое представление о закате.
Стремясь поймать и перенести на холст мимолётное впечатление, импрессионисты противопоставили студии пленэр. В это время появились тюбиковые краски, что дало возможность работать на природе или на улицах города.
Это позволило писать мир именно таким, каким художник видел его в момент создания картины. Но оказалось, что традиционные методы живописи не подходят для такой работы! Возникла необходимость в создании особой техники. Её особенности:
Живописцы-импрессионисты отказались от использования палитры и создавали оттенки, нанося мазки чистых цветов близко друг к другу (интересно, что чёрную краску практически не использовали, создавая тёмные зоны за счёт визуальных эффектов). Поэтому на импрессионистские произведения нужно смотреть с определённого расстояния.
Однако новаторская техника была только частью тех изменений, которые принёс в живопись импрессионизм. Выяснилось, что при естественном освещении в различное время суток, в тени или на ярком солнце, предметы не всегда выглядят так, как мы привыкли видеть их в комнате или на классических картинах. Например, когда солнце бьёт в глаза, мы щуримся, и это меняет восприятие, а если небо заполоняет грозовой фронт, мир обретает контрастную чёткость.
Это замечательно продемонстрировал Клод Моне в цикле картин «Стога сена».
Художники-импрессионисты стали изображать вещи такими, какими видели их в момент творения картины, и это ломало шаблоны. Например, красные ягоды могли приобрести фиолетовый оттенок, а уходящая вдаль фигура — полураствориться в пелене тумана или дождя.
С другой стороны, отражение мира «как он есть» было у импрессионистов не таким, как в реализме. Повысилась роль субъективности восприятия, которая впоследствии набрала ещё большую силу у постимпрессионистов, «диких» фовистов и представителей других новаторских течений.
Великие художники-импрессионисты
Первые импрессионистские ноты появились в пейзажах известных мастеров. Предтечами импрессионизма считаются Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) и Уильям Тёрнер (William Turner).
Интересно, что на развитие импрессионизма оказало влияние творчества Кацусики Хокусая и других японских пейзажистов.
Как отдельное течение импрессионизм начал формироваться в 1860-х годах, а первая выставка, объединившая новаторов, состоялась в 1874 году. Тогда же, кстати, Луи Леруа напечатал свой фельетон, благодаря которому у направления появилось название.
Наибольшее влияние на развитие нового стиля оказали:
Большой вклад в развитие импрессионистской живописи внесли Камиль Писсарро (Camille Pissarro), Фредерик Базиль (Frédéric Bazille), Гюстав Кайботт (Gustave Caillebotte) и художница Берта Моризо (Berthe Morisot).
Впечатляют ли вас работы этих мастеров? Делитесь впечатлениями в комментариях. Если же у вас возникло желание войти в число коллекционеров, собирающих произведения художников-импрессионистов, принимайте участие в онлайн-аукционах на сайте VeryImportantLot. Это возможность стать обладателем картин, чья ценность возрастает с каждым годом.
Импрессионизм. Ворота в новейшее искусство
Хоть импрессионизм и зародился еще во второй половине XIX века в Париже, он до сих пор притягивает поклонников живописи.
В России отношение к импрессионизму всегда было более холодным, чем на западе. По этическим соображениям течение приписывалось к маргинальным, а приёмы и техника письма вообще считались бунтом. В Советское время, особенно после Второй мировой войны, картины импрессионистов прозябали в заказниках, книги о них почти не издавались.
Так продолжалось до 1980-х годов, когда на импрессионизм обрушился эйфорический восторг. Но прошло время, восторг сменился эмоциональной усталостью, сменились приоритеты – стал модным вновь открытый авангард, а затем постмодернистское искусство.
Как появился импрессионизм
В XVII веке во Франции зародился и стал процветать классицизм, распространившийся затем по Европе, США и России. Эталоном для этого стиля в искусстве была греко-римская античность. Все произведения придерживались строгих канонов, воспитывали в людях мораль и нравственность. В изображении окружающего мира важны были натуралистичность и точные детали.
Также постепенно набирал обороты технический прогресс. Когда в 1839 году изобрели фотографию, изображение реальности стало возможным получить за короткое время. Художники поняли, что писать мир натуралистично и в точных деталях теперь нет необходимости, к тому же они ужасно устали от строгих античных канонов, которые сковывали творческий полёт души. Художникам не хватало настоящей жизни, её моментов, движения, и они обратились к своим впечатлениям. Импрессионизм с французского языка так и переводится – впечатление.
Роль импрессионизма в художественной революции
«Импрессионизм – триумфальная арка для входа в тревожный и не познанный еще храм новейшего искусства» – так красиво звучат слова доктора искусствоведения Михаила Германа. Действительно, можно сказать, что импрессионизм явил собой разделительную черту между высоким, нравственным искусством и явлением под названием «современное искусство» или модернизм и заложил основы авангардных течений в искусстве XX века.
Интересно то, что многие оппоненты импрессионизма, например, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Эдуард Мане, были выходцами из него. А создатели новой культуры – Кандинский, Малевич, Дюшан, Ларионов в начале собственного творческого пути тоже прошли через школу импрессионизма. Для художников импрессионизм был как бы вдохновителем на собственный путь, учил независимости, непреклонности, смелости, новаторству. Он помогал найти себя.
Особенности импрессионизма
Переменчивые эффекты света и цвета – вот куда стремилось всё внимание импрессионистов. Был возведён в культ пленэр – рисование на открытом воздухе. Солнечный свет, блики солнца на воде, шелест листьев, дуновение ветра, тени, всё окружающее пространство вокруг позволяло сильнее ощутить мгновение жизни, происходящее именно в этот определенный момент, и запечатлеть его на холсте.
Надо сказать, что тяга к рисованию на натуре существовала у художников и до импрессионизма (Камиль Коро, поздний Курбе, Александр Иванов «Явление Христа народу»).
Но это было только развитие живописных приёмов, импрессионисты же произвели революцию видения. Они писали не столько предметы и пейзажи, сколько некую неосязаемую живописную самодостаточную сущность, растворяющую в себе и предметы, и пространство, и объёмы.
В неподвижности холста каждой картины импрессионистов чувствуется трепет замершего времени, растянутость единого мига: отражения, рефлексы, преломления света и цвета, дрожащие контуры, туманность.
Альфред Сислей «Сена близ Буживаля» 1872
Картины импрессионистов отличали торопливые мазки, отсутствие чётких контуров и прорисовки изображения. Художники-импрессионисты не использовали палитру, то есть не смешивали краски, а наносили мазки чистых цветов сразу на холст близко друг к другу, где они визуально смешивались сами.
Кое-чему импрессионисты учились у фотографии, например, умению «размывать» изображение в глубине и фиксировать взгляд на переднем плане картины (Моне «Бульвар Капуцинок»). Интересно, что у импрессионистов редко встречается вертикальный пейзаж (за исключением Писсаро).
Импрессионисты – настоящие демократы, они одинаково интересовались и любовались всем: не важно, будь то железная дорога или обнаженная фигура, прогуливающаяся светская дама или тяжелый труд работяги. Они были вне социальности, не были на чьей-то стороне, а просто всем любовались. Искали не мораль, но истину и писали только во имя искусства, во имя совершенства, которому свято служили.
Импрессионисты и Париж
В 60-е годы XIX века вместе с импрессионизмом рождался иной Париж. Его облик кардинально менялся и преображался, разрушая привычные городские пейзажи, менялся ритм жизни. Романтический средневековый Париж исчезал, появлялся Париж современный – одновременно прекрасный и строгий, бурный и напряженный. С новой, но непривычной красотой, вызывающей споры и возмущения, но имеющей большое значение.
Импрессионисты не стали бы создателями нового течения, если бы не были свидетелями рождения нового Парижа. Этот важный исторический момент стал определяющей основой для революции видения, совершенной импрессионистами в живописи.
Можно сказать, что импрессионизм – парижанин, ведь все будущие импрессионисты или родились, или росли, или учились именно в Париже. Здесь родились Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Гюстав Кайботт и даже англичанин Альфред Сислей, взрослели Огюст Ренуар и Берта Моризо, учился и жил Камиль Писсарро. Столицу Франции «впечатленцы» писали с увлечением и восторгом, запечатлевая контраст величественного нового и миниатюрного старого.
К середине 1860-х годов почти все будущие импрессионисты в большей или меньшей степени знали друг друга. Самым старшим из них был Камиль Писсаро. Главными местами в Париже, где пересеклись судьбы художников, были: Академия Шарля Сюисса, мастерская Шарля Глейера, дом Ипполита Лежона, кафе «Гербуа».
Эдуард Мане – глава новой школы
Главную роль в формировании нового течения сыграл Эдуард Мане. В марте 1863 года в галерее Мартине публика увидела несколько картин Эдуарда Мане, о двух из которых стоит вспомнить. Это первое нашумевшее произведение художника – «Лола из Валенсии» (ещё никто не изображал актрису на сцене) и, можно сказать, первая в истории импрессионистическая картина «Музыка в Тюильри». Впечатления от привычных прогулок по саду Тюильри Мане выплеснул на холст – в полумрачном пространстве, освещенном лишь вечерним солнцем, остановилось мгновение движения и жестов. Атмосфера картины притягивает и не отпускает.
В мае того же 1863 года на выставке в Салоне отверженных, куда пришло даже больше зрителей, чем на официальный Салон, много шума вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Художник бросил вызов унылому академизму. Зрители же, привыкшие к шаблонному видению и эстетическому комфорту, сочли произведение вульгарным.
В мае 1865 года, уже на официальном Салоне, Мане рискнул выставить «Олимпию». Скандал получился ещё большим, чем с «Завтраком на траве». Очередное непризнание только усиливает восторг других художников-единомышленников по отношению к Эдуарду Мане и за ним закрепляется репутация лидера новой школы.
Выставки
Время шедевров для будущих импрессионистов – конец 1860-х годов.
Моне и Ренуар «Лягушатня» (стр.88), Писсарро «Дилижанс в Лувсьенне», Базиль «Семья в сборе» и «Вид деревни», Огюст Реуар «Портрет Альфреда Сислея с женой», Эдгар Дега «Оркестр Оперы», Мане «Балкон» и «Завтрак в мастерской».
15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в мастерской Надара открылась Первая выставка «Акционерного общества живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». Несалонные выставки особо ценились публикой, поэтому посетителей было много.
Руководил экспозицией, в которой приняли участие 30 художников, Огюст Ренуар и его брат Эдмон. Картины висели далеко друг от друга, были хорошо освещены, поэтому каждая выгодно выделялась. Такой необычный принцип развески (тогда было принято развешивать тесно) создавал ощущение смелости и необычности.
Из 165 картин покой зрителей нарушали 67 – это работы Будена, Сезанна, Дега, Гийомена, Моне, Моризо, Писсаро, Ренуара и Сислея. Сегодня некоторые из экспонатов общеизвестны, например, «Ложа» Огюста Ренуара, «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.
В целом, выставка была принята на удивление доброжелательно. Многие ценители искусства видели иллюзию, а не реальность, писали о новых непривычных, но прекрасных ощущениях, в которые хочется погрузиться и изучить.
Но многих зрителей смущали торопливые небрежные мазки на картинах, из-за чего складывалось ощущение, что художники просто не старались (в отличие от классиков). Такого мнения придерживался и один из первых критиков импрессионизма, 62-летний журналист и салонный художник Луи Леруа (Louis Leroy). В своей статье, напечатанной в сатирической газете, он назвал некоторых участников Первой выставки «впечатленцами», и сам того не подозревая, дал название новому течению в живописи.
«Акционерное общество живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». было ликвидировано в декабре 1874 года. Первая выставка принесла всем участникам небольшой доход, а также заинтересованность импрессионизмом некоторых критиков. Но со временем общество посчитало рекламой их положительные и рассудительные отзывы, картины импрессионистов падали в цене, их творчество всё равно не принималось.
Несмотря на это, 30 марта 1876 года открылась «Выставка группы художников» на улице Лаффит, в которой приняли участие 19 мастеров, среди которых семь импрессионистов: Дега, Кайботт, Моне, Моризо, Ренуар, Писсарро, Сислей. И снова разгромная критика, лишь немногие зрители и знатоки смоги увидеть развитие нового течения в искусстве. «В кафе», балетные сцены и прачки Дега, «Паркетчики» Кайботта и другие – теперь классика живописи.
Середина 1870-х годов – время взлёта импрессионизма, особенно 1877 год, в котором написаны большинство его главных шедевров. 4 апреля 1877 года состоялось важное историческое событие – Третья выставка импрессионистов, их звёздный час. В масштабной выставке присутствовали все участники течения со своими лучшими работами.
Организовал её самый молодой из импрессионистов Гюстав Кайботт совместно с Писсарро. Главными героями выставки были Париж (его улицы, площади, вокзалы) и парижане. В огромные залы на улице Ле Пелетье, 6 в тот день пришло много посетителей. Импрессионизмом стали интересоваться.
Шедевры третьей выставки, ставшие классикой: «В кафе (Абсент)», «Женщины на террасе кафе. Вечер», «Площадь Согласия» Эдгара Дега; «Качели», «Бал в «Мулен де ла Галетт» Ренуара; «Кот-де-Бёф, Понтуаз», «Красные крыши» Камиля Писсарро; «Индюки», серия «Вокзалов» Клода Моне.
В будущем состоятся ещё несколько выставок импрессионистов, но такого триумфа уже не будет. Импрессионизм, как явление в искусстве, укреплялся, становился значимым, но сама группа постепенно распадалась. Объединённые в начале пути общим стремлением к борьбе, поискам свободы, новаторству, художники стали отличаться друг от друга собственной судьбой и развитием собственного мастерства. Сохранялось только ощущение приближения когда-то общих стремлений.
В четвёртой «Выставке независимых художников» не участвовали Ренуар, Берта Моризо, Сислей, Сезанн, на пятой (1880 год) не было и Моне, на шестой (1881 год) – Кайботта. Основатели группы собрались только на седьмой выставке в 1882 году.
Историю импрессионизма можно считать законченной после 1886 года, в котором состоялась последняя выставка импрессионистов. Шедевры: «Бар в «Фоли-Бержер», «Нана», «У папаши Латюиля» Мане.
Эдуард Мане «Бар в «Фоли-Бержер» 1882
Драма импрессионизма
Импрессионизм оказался подвижническим, жертвенным искусством. Увлечение и в какой-то степени порабощение видимостью, некоторые художники воспринимали как нравственное падение. Чего стоит признание Клода Моне о том, как он увлеченно следил за изменением цвета на лице умершей жены.
На протяжении недолгих двух десятков лет существования импрессионизма, его представители так и оставались непонятыми, непринятыми, отверженными современниками, как простыми зрителями, так и критиками. К тому же многие импрессионисты испытывали постоянные материальные трудности, житейские проблемы.
Со временем утрачивалось значение общих идеалов и целей, появились внутренние разногласия в группе, художники совершенствовали собственное мастерство, искали свой путь, увлекались другими направлениями в живописи. В результате, импрессионизм сокрушили сами импрессионисты – Сезанн, Ван Гог, Гоген.
Жаль, что настоящее признание и любовь импрессионизм получил поздно, да и значимость собственной миссии «впечатленцы» вряд ли осознавали. Сегодня картины импрессионистов – как отдушина для уставших от новейшего искусства зрителей. Удаляясь во времени, импрессионизм приближается к нам своим величием и смелостью, сохраняя в себе покой и радость прежних времён.
«Я ищу невозможного» – слова последнего из импрессионистов Клода Моне.