что нового покажут на максе
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
МАКС-2021 — что ждёт нас в Жуковском с 20 по 25 июля 2021 года
Международный аэрокосмический салон МАКС-2021 станет уникальным событием для мировой авиационной отрасли на фоне не состоявшихся аналогичных мероприятий по всему миру.
Авиашоу в Форнборо, которое должно было пройти в июле 2020 года было отменено. Из-за пандемии коронавируса не состоялся авиационно-космический салон Airshow China 2020 в Чжухае. Авиасалон в Ле-Бурже, традиционно проходящий также, как и МАКС по нечётным годам, отменён. Под вопросом проведение 17-й международной аэрокосмической выставки Dubai Airshow 2021. Её судьба зависит от ситуации с пандемией коронавируса, которая сложится к ноябрю этого года.
Но МАКС-2021 состоится, как заявил министр торговли и промышленности РФ Денис Мантуров, этот вопрос решён. Чтобы оперативно узнавать о новинках и новостях авиасалона, на сайте «Авиация России» создан специальный раздел МАКС-2021. Заходите!
Что же ждёт нас в Раменском на аэродроме Лётно-исследовательского института им. Михаила Громова с 20 по 25 июля 2021 года?
Состоится первый показ лайнера МС-21-310. В декабре 2020 года самолёт подняли в воздух двигатели российского производства ПД-14. Также организаторы анонсировали премьеры лёгкого военно-транспортного самолёта Ил-112В, регионального турбовинтового пассажирского самолёта Ил-114-300. Оба эти воздушных судна оснащены двигателями ТВ7-117СТ/СТ-01, о котором сайт «Авиация России» уже подробно рассказывал.
В феврале 2021 года на аэродроме Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина начался этап наземных отработок летающей лаборатории на базе самолёта Як-40 с демонстратором гибридной силовой установки, оснащённой электродвигателем на высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП). Организаторы обещают показать этот самолёт в экспозиции МАКС-2021.
В составе статической экспозиции Фонд перспективных исследований покажет проект самолёта укороченного взлёта-посадки «Партизан». Название «Партизан» родилось из возможностей этого летательного аппарата доставлять грузы на небольшую слабо оборудованную площадку. Это будет турбовинтовая машина, в которой за счет дополнительных винтов обеспечивается обдув крыла, что повышает подъёмную силу. Такой самолёт сможет взлететь практически с места. Дальность полёта «Партизана» составит 1000 километров при скорости 250 километров в час, максимальная скорость — 315 километров в час, вес полезной нагрузки — до 500 килограммов. Первый полет демонстратора самолёта намечен на 2022 год.
Наработки по сверхзвуковому гражданскому самолёту «Стриж» представит Научный центр мирового уровня «Сверхзвук».
Пилотажные группы «Русские Витязи» и «Стрижи» уже начали подготовку к авиасалону. Их тренировки показал телеканал «Звезда», они – неизменные участники и главное украшение лётной программы МАКС и многих зарубежных авиасалонов. «Русские Витязи» выполняют групповой пилотаж на истребителях Су-35С и Су-30СМ, «Стрижи» – на истребителях МиГ-29. Вместе обе группы исполняют фигуру «Кубинский бриллиант», или «Большой ромб», когда в смешанном строю идут пять истребителей «Су» и четыре «МиГа», синхронно выполняя фигуры высшего пилотажа.
Также традиционно своё мастерство продемонстрируют авиационные группы высшего пилотажа «Соколы России» на тяжёлых истребителях Су-30СМ и «Беркуты» на ударных вертолётах Ми-28Н и разведывательно-ударном Ка-52.
Впервые к участию в лётной программе приглашена южнокорейская пилотажная группа Black Eagles. Полная программа демонстрационных полётов будет известна ближе к открытию МАКСа.
На сайте «Авиация России» ежедневно публикуется программа полётов:
В одной этой статье невозможно охватить весь спектр статической и лётной экспозиции. Чтобы оперативно узнавать о новинках и новостях авиасалона, на сайте создан специальный раздел МАКС-2021. Заходите!
Чем удивил МАКС-2021. Фоторепортаж
Главная новинка авиа-космического салона — прототип легкого тактического самолета 5-го поколения, получившего название Checkmate (в переводе с английского — «Шах и мат»). Разработка является инициативной и принадлежит компании «Сухой» (входит в госкорпорацию «Ростех»).
Прототип нового аварийно-спасательного скафандра «Сокол-М» для космонавтов, которые полетят к Луне на пилотируемом корабле «Орел». В нем реализован новый принцип соединения — жесткое кольцо, которое разделяет верхнюю и нижнюю части космического костюма.
Макет ракеты-носителя «Ангара-А5В» с водородным двигателем на ее третьей ступени. Это позволит сделать из нее ракету повышенной грузоподъемности. Благодаря водородным двигателям «Ангара» должна поднимать на низкую околоземную орбиту 37 тонн полезного груза, а не чуть больше 20 тонн, как для обычной тяжелой «Ангары-А5».
Макет модуля «Наука» на стенде РКК «Энергия». В «Науке» есть спальное место космонавта, туалет, системы регенерации кислорода из воды и воды из урины, рабочие места для проведения экспериментов. «Наука» также оборудована шлюзовой камерой для выноса наружу станции научного оборудования и европейским дистанционным манипулятором ERA.
Легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». ЛМС-901 «Байкал» призван улучшить транспортную доступность российских регионов, заменить Ан-2 в традиционных сферах применения: грузоперевозках, поисково-спасательных работах, авиалесоохране, при выполнении сельскохозяйственных задач, обучении.
Крейсерская скорость турбовинтового самолета составит 300 км/ч, максимальная дальность полета — 3000 км, минимальная дистанция разбега с грунтовых полос — 220 м. Самолет будет способен доставлять нагрузку в две тонны на расстояние не менее 1500 км.
Впервые представлен на МАКСе узкофюзеляжный самолет Airbus А220-300. Рассчитанный на 100-150 кресел самолет является разработкой канадской авиастроительной компании Bombardier (Бомбардье). В конструкции с A220-300 широко применяются композиционные материалы. Максимальная дальность полета лайнера — до 6390 км, что позволяет авиакомпаниям развивать сеть как ближнемагистральных, так и среднемагистральных маршрутов. Самолетом серьезно интересуются в авиакомпании «Азимут», являющейся единственным в мире оператором монофлота 100-местных Superjet 100.
От МС-21 до «Охотника»: все главные новинки авиасалона МАКС-2021
Будущее авиации России — за технологическими союзами, международной кооперацией и широким использованием инструментов государственно-частного партнерства. Именно эта тема станет главной на грядущем МАКС-2021.
К такому выводу пришел обозреватель ФАН, проанализировавший самые значимые новинки Международного авиационно-космического салона.
29 июня госкорпорация Ростех анонсировала премьерный показ 20–25 июля на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС) турбовинтового ближнемагистрального пассажирского самолета Ил-114-300 и легкого военно-транспортного самолета Ил-112В.
Это событие дает нам повод проанализировать наиболее значимые новинки авиасалона и поговорить об их перспективах.
«Прима» гражданского назначения
Итак, 20 июля начнет свою работу МАКС-2021. Текущий год стал для салона, его участников и посетителей во многом особенным. Дело в том, что на фоне катящейся по миру третьей волны COVID-19 и массовой отмены ежегодных авиационных форумов МАКС остался чуть ли не единственным в Европе крупным международным авиационным событием 2021 года.
Еще одной отличительной чертой грядущего салона станет большое количество запланированных к показу новинок авиаиндустрии, которые ОПК РФ создал в условиях масштабных секторальных санкций и пандемической угрозы.
Наиболее же заметной тенденцией МАКС-2021 следует считать, по-видимому, стремительную трансформацию гражданского и военного рынка, подразумевающую быстрое развитие беспилотной авиации, региональных авиалиний, а также расширение авиакосмического клуба за счет развивающихся стран.
Впрочем, «космос» мы оставим за рамками нашего материала. А вот про достижения отечественного авиапрома, с которыми можно будет познакомиться на МАКСе, давайте поговорим.
Пожалуй, «примой» продукции гражданского назначения на салоне окажется среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет МС-21 с новейшими двигателями ПД-14 и композитным крылом.
Эту машину действительно можно считать made in Russia, так как режим санкций разрушил международные кооперационные связи и России пришлось срочно наращивать компетенции в ключевых технологических нишах, включая создание композита, а также элементов бортового радиоэлектронного оборудования. Как результат, уровень локализации МС-21 сейчас достиг 80% и продолжает расти.
«Двадцать первый» очень удачно сконструирован. Он обладает высокими техническими и экономическими характеристиками в самом популярном сегменте «150–200 кресел». Это делает его востребованным и конкурентным как в России, так и за ее пределами. По стоимости производства и ее последующей эксплуатации МС-21 способен на равных конкурировать с изделиями лидеров мирового рынка — Boeing и Airbus.
Простота, удобство и неприхотливость
Еще одним заметным событием станет обещанная Ростехом премьера турбовинтового ближнемагистрального пассажирского Ил-114-300. Эта машина «скромнее», чем МС-21, но и задачи у нее иные.
Ил-114-300 — это реинкарнация так и не запущенного в конце 1980-х в серию Ил-114, ориентированного на обслуживание региональных отечественных линий.
Новая машина спроектирована как максимально простой и удобный в эксплуатации и сервисе всепогодный самолет, способный «работать» с грунтовых аэродромов. Он создан для замещения в России и за рубежом парка устаревших самолетов «Антонов», а также их иностранных аналогов.
Попутно Ил-114-300 может служить платформой для различных специальных модификаций в интересах силовых и других ведомств. Мы имеем в виду возможность превращения пассажирской машины в патрульный или противолодочный самолет, самолет РЭР и РЭБ, ДРЛО и тому подобное.
Спрос на подобные машины, созданные на современной платформе, крайне высок из-за того, что находящиеся ныне в эксплуатации самолеты спецназначения создавались на платформе разработанного еще в конце 1960-х и давно снятого с производства Ил-20.
На международном рынке «могильщик «Антоновых» представляет интерес как платформа для проектов промышленной кооперации, нацеленных на создание национального самолета развивающихся стран при конструкторской и интеллектуальной поддержке России.
Еще одна анонсированная Ростехом премьера МАКС-2021 — это легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, завершающий в этом году цикл летных испытаний.
«Сто двенадцатый» — самолет с очень сложной судьбой, чье создание не раз прерывалось. Но в итоге машина все же поднялась в воздух и сейчас готовится к серийному производству.
Роль Ил-112В во многом схожа с Ил-114-300 с поправкой на грузопассажирскую специфику. «Сто двенадцатый» сейчас — это неприхотливая и удобная бочкообразная «маршрутка» для военных, способная летать в сложных климатических условиях, садиться на грунт, а также, в силу наличия рампы, имеющая возможность перевозить самую широкую линейку грузов.
Впрочем, «сто двенадцатый» будет востребован не только в Вооруженных силах РФ, но и вообще везде, где нужен автономный в эксплуатации, неприхотливый и универсальный самолет. Это открывает перед ним Африку, Латинскую Америку и Юго-Восточную Азию, если эксплуатация машины в ВКС России подтвердит ее характеристики (а мы уверены, что так и случится).
Подчеркнем, «сто двенадцатый» запрограммирован на активное использование в условиях со слабо развитой или разрушенной инфраструктурой, какими являются, например, Венесуэла, Сирия и ЦАР.
Многофункциональные пятого поколения
В военном сегменте «героем дня» на МАКС-2021 станет, разумеется, многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57, уже запущенный в серию и поступающий в ВКС РФ.
Данная машина представляет большой интерес не только для отечественных Вооруженных сил. Особенно это понятно с оглядкой на существование версии Су-57Э (то есть «экспортной») и обещание Ростеха разработать на ее основе еще и двухместную (учебно-боевую) модификацию машины, которая вообще станет первой в мире «спаркой»-истребителем пятого поколения.
Получается, что продвигая свой «пятьдесят седьмой», ОПК России продвигает на международный рынок «убийцу» монополии ВПК США — мощную боевую машину с огромным потенциалом развития и модификаций, способную эффективно противостоять американским истребителям пятого поколения.
Экспортный потенциал Су-57 очень велик. На текущий момент он прошел обкатку не только в российском небе, но и над Сирией. Тем не менее, как и в случае с Ил-112В, лучшей рекламой нового изделия отечественного ОПК послужат результаты его продолжительной эксплуатации в ВКС.
Бывают ситуации, когда макеты еще только создаваемых машин вызывают у специалистов не меньший интерес, чем самолеты уже воплощенные в «железе». Именно так обстоит дело с разрабатываемым ПАО «Компания Сухой» первым в современной истории России однодвигательным легким истребителем пятого поколения. С высокой степенью вероятности «Сухой» захочет продемонстрировать свои наработки по теме перспективного легкого истребителя на МАКС-2021.
Однодвигательная компоновка, а также высокие требования по малозаметности, габаритам и весу делают проект легкой тактической машины от «Сухого» очень заманчивым как для отечественных ВКС, так и для иностранных заказчиков. Почему? Потому что боевые действия в Сирии, Ливии и Карабахе наглядно показали: в современных локальных конфликтах малой и средней интенсивности тяжелым истребителям часто негде разгуляться. Там их ТТХ оказываются избыточными, а стоимость — чрезмерной.
Для таких условий оптимальной будет машина легкого класса — многофункциональная, умеющая как выполнять ударные задачи, так и обеспечивать ПВО. С этой точки зрения перспективный сверхзвуковой однодвигательный многофункциональный всепогодный легкий истребитель пятого поколения от «Сухого», способный использовать слабооборудованные ВПП, а также приспособленный для оперативной переброски средствами военно-транспортной авиации, — это «выстрел в яблочко».
Так что аншлаг вокруг даже концептуальной модели такого самолета, выставленной на МАКСе, будет обеспечен.
БПЛА и ГЧП
От большого — к меньшему, но не менее важному.
Беспилотники. Они уже давно стали неотъемлемой частью «картинки» современного поля боя, да и на «гражданке» масштаб их использования постоянно растет. Соответственно, российские наработки в области БПЛА, безусловно, станут объектом самого пристального внимания на МАКС-2021.
Следует признать, что, в некотором смысле, Россия с беспилотниками «опоздала на поезд», упустив целые сегменты рынка и соответствующие компетенции. В таких условиях нет смысла развивать уже используемые технологии, пытаясь сделать то, что давно присутствует на рынке. Наиболее перспективной нишей для России выступает самый сложный сегмент беспилотников — реактивные тяжелые разведывательно-ударные машины. Такие, как С-70 «Охотник», рожденный в недрах ПАО «Компания Сухой».
Проект «Охотник» пока выступает скорее демонстратором технологий, чем полностью доведенным до ума аппаратом военного назначения. Однако его дальнейшая эволюция обещает проекту большое будущее. Кстати, вышеупомянутый проект легкого истребителя «Сухого» вполне способен стать платформой для создания на ее основе нового семейства реактивных БПЛА.
В иных «беспилотных» сегментах мы имеем более скромные перспективы, которыми, однако, ни в коем случае не следует пренебрегать. Силовики и гражданские заказчики в России испытывают потребность в БПЛА практически всех классов. Удовлетворить этот спрос за счет продукции исключительно «казенных» предприятий решительно невозможно. Поэтому особое значение тут приобретает государственно-частное партнерство, использование потенциала частных компаний и частного капитала в интересах государства.
Примером успешной реализации такой модели может служить группа компаний «Кронштадт», чья линейка беспилотников в настоящее время проходит государственные испытания, доказывая на практике свою эффективность. Надеемся, что МАКС-2021 подстегнет интерес ВС РФ к проектам легких, средних и тяжелых БПЛА частных компаний.
Это тем более актуально, что ключевым условием успеха использования беспилотников не только военного, но и гражданского назначения выступает их массовость. А создать эту массовость в России исключительно госпредприятиями, как мы уже указывали выше, нельзя.
Что хочется отметить в завершении?
XXI век — это время, когда рынок стремительно трансформируется и ускоряется. Если раньше для появления необходимых компетенций нужны были многие десятилетия, то сейчас — годы. Наиболее убедительно это доказал опыт Турции, в которой частная авиастроительная компания Baykar Makina за кратчайший срок создала целую линейку беспилотников Bayraktar — не самых лучших в мире с технической точки зрения, но наиболее оптимальных для поставок в страны, не располагающие собственной развитой авиастроительной отраслью.
Будущее авиации России стоит за технологическими союзами, международной кооперацией и широким использованием инструментов ГЧП. При этом конкуренция за рынки, а также технологический ценз возрастают, обещая динамично расти и далее. Время монополий прошло.
Готовы ли российские авиастроители эффективно работать в резко изменившихся, по сравнению с концом XX века, условиях? Ответ на этот вопрос как раз и даст экспозиция МАКС-2021. Тем более что России есть что показать на нем.
Итоги МАКС-2021: почему России так важен «композитный» самолет
Премьер и просто интересных экспонатов было немало, остановимся на двух: на истребителе Су-75 и лайнере МС-21. Оба несут интригу: почему мы вдруг решили вернуться к однодвигательным истребителям и что революционного в пассажирском самолете с «черным крылом»?
Докричаться до небес
Легкий российский однодвигательный тактический самолет Су-75 военная разведка США окрестила (а авиаблогеры подхватили и разнесли) «Скримером».
Что ж, давайте по порядку.
Признаки самолетов пятого поколения: 1) способность лететь без форсажа на сверхзвуке; 2) малая заметность для вражеских радаров; 3) присутствие на борту искусственного интеллекта.
Интеллектом Checkmate не обделен: открытая платформа, позволяющая в зависимости от пожелания заказчика заменить пилота-человека искусственным разумом. F-35 такими талантами, к слову, не блещет. От слова совсем.
И еще из жизни «невидимок». Крылатую ракету «Метеорит», созданную в советское время великим конструктором Гербертом Ефремовым, радары противника могли обнаружить. Враг теоретически мог даже пускать по «Метеориту» зенитные ракеты. Но попасть не мог. «Метеорит» имел талант «исчезать», используя физические принципы, о которых и сегодня говорить нельзя. ПВО противника работала бы по ложной цели, которую «Метеорит» буксировал на тросе. Подчеркну: речь идет о разработках оборонки времен СССР. Так что вряд ли стоит судить о невидимости наших перспективных самолетов лишь по форме их воздухозаборников.
Да и беспилотник разумнее делать на платформе относительно недорогого самолета. Американский F-35 не имеет беспилотной версии не потому, что это в принципе невозможно. Возможно. Но придется вложить в проект еще миллиарды долларов. И это при том, что «простой» сухопутный F-35A обходится ВВС США в 100 млн долларов. Палубный F-35C флот покупает за 123 млн, а F-35B для морской пехоты стоит 166 млн. Представляете, сколько будет стоить дрон на такой платформе?
Широкий в узком
То есть имеем огромный рынок, а на кону огромные деньги.
Автор этих строк был на заводе и в Ульяновске, где их собирают. Первое впечатление: это не завод, а павильон, где снимают фантастический триллер. В гигантском сверхчистом (и это не фигура речи) цехе роботов больше, чем людей. Какие-то неземные технологии. В общем, все здорово. Лишь одно но. При создании МС-21 наши заключили соглашение о поставке двигателей с Pratt & Whitney, а в композитном крыле (которое принято называть «черным») широко использовали американские комплектующие.
Но почему это так важно?
Первое. После пандемии поднимать экономику предстоит в том числе и посредством больших инфраструктурных проектов, включая расширение авиаперевозок. Логично же: наши авиаперевозчики должны загрузить заказами не иностранные, а свои заводы.
В принципе пока еще можно построить неплохой самолет, чьи несущие конструкции будут выполнены из стальных сплавов, титана, алюминия. Скажем, для внутреннего рынка. Будет чуть менее экономичен, чем продвинутые конкуренты. Но разница не окажется критичной.
479 участников и громкие премьеры: какая новая техника представлена на авиакосмическом салоне МАКС-2021
Во вторник, 20 июля, в подмосковном Жуковском стартует Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Деловая программа выставки продлится до 23-го числа, а широкая публика сможет ознакомиться с экспозицией 21—25 июля.
Во время работы салона возможности современной авиатехники над аэродромом Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова продемонстрируют лётчики пилотажных групп «Стрижи», «Русские витязи», «Беркуты», «Соколы России» и индийской эскадрильи Sarang.
Как отмечают эксперты, в этом году МАКС необычайно богат на громкие премьеры перспективных образцов военной и гражданской техники. Список участников насчитывает 479 организаций из РФ и других государств.
Из крупнейших зарубежных корпораций свою продукцию представят Airbus, Boeing, французский производитель двигателей и электронной аппаратуры Safran, немецкий двигателестроительный гигант MTU Maintenance, российско-индийское предприятие BrahMos Aerospace. В заочном формате участие в салоне принимает бразильская авиастроительная компания Embraer.
«С учётом объективных ограничений из-за COVID-19 в этом году МАКС можно назвать крупнейшей в мире международной выставкой авиакосмической техники. Для многих компаний салон в Жуковском — уникальная возможность продемонстрировать свою продукцию не только российским партнёрам, но и широкому кругу потенциальных иностранных заказчиков», — отметил в беседе с RT исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Неподдельный интерес»
Однако главной премьерой салона, по мнению экспертов, станет презентация нового российского истребителя, которую проведёт «Ростех». Облик и характеристики машины пока остаются интригой, однако из тизера, который распространила госкорпорация, следует, что самолёт будет оснащён одномоторным силовым агрегатом, нетрадиционным для отечественной двигателестроительной школы.
Также предполагается, что истребитель разработан в значительной степени для экспортных целей, поскольку в видеоролике можно увидеть лётчиков ВВС из разных государств.
«Россия — одна из немногих стран мира, обладающая технологиями полного цикла для производства перспективных авиационных комплексов, а также признанный законодатель мод в создании боевых самолётов. Мы убеждены, что новый продукт, разработанный специалистами ОАК, вызовет неподдельный интерес не только в нашей стране, но и в других регионах мира, в том числе у наших конкурентов за рубежом», — заявили в «Ростехе» в преддверии презентации самолёта.
Обширную экспозицию на МАКС-2021 представляет Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК). Посетители салона могут ознакомиться с экспортной модификацией истребителя пятого поколения Су-57, бизнес-версией ближнемагистрального пассажирского лайнера SSJ-100, региональным самолётом Ил-114-300.
Дебютантом выставки в Жуковском станет пассажирский самолёт МС-21-310 с двигателями ПД-14 разработки предприятия «ОДК-Пермские моторы». Первый полёт эта машина совершила в декабре 2020 года. Ранее на лайнеры семейства МС-21 устанавливались агрегаты PW1400G американской компании Pratt & Whitney.
Как ожидают в ОАК, МС-21 с началом коммерческой эксплуатации станет одним из лучших самолётов в своём классе благодаря оригинальной аэродинамической схеме, оснащению российскими двигателями, использованию новых сплавов, композиционных материалов и бортового оборудования.
Серийное производство МС-21 должно быть запущено в 2022 году. По последним данным, объём портфеля заказов на семейство этих пассажирских машин составляет 175 единиц.
В сегменте лёгкой авиации на МАКС-2021 впервые представлен многоцелевой самолёт ЛМС-901 «Байкал», создающийся на замену легендарному Ан-2. Как утверждает разработчик, компания «Байкал Инжиниринг», машина станет надёжным, неприхотливым в обслуживании и доступным по цене транспортным средством. Главным инвестором проекта выступает Минпромторг РФ.
«Байкал» разрабатывается с учётом всех современных тенденций в малой авиации. Одна из главных особенностей ЛМС-901 заключается в необычайно низкой цене лётного часа — 30 тыс. рублей.
По ряду характеристик ЛМС-901 должен превзойти западные аналоги — Cessna 208, Quest Kodiak 100, Pilatus PC-6. В планах разработчика — обязательно выйти на экспорт и занять до 5% общемирового рынка лёгких многоцелевых самолётов.
Как заявил в майском интервью RT главный конструктор компании «Байкал Инжиниринг» Вадим Дёмин, первое время машина будет оснащаться американским силовым агрегатом General Electric. Однако в дальнейшем ЛМС-901 получит российский двигатель ВК-800СМ, что «сильно снизит риски для заказчиков».
Среди зарубежных самолётов дебютантом МАКС-2021 является широкофюзеляжный лайнер А350-1000, рассчитанный на перевозку 440 пассажиров в одноклассной компоновке. Дальность полёта машины может превышать 16 тыс. км.
К преимуществам своего детища Airbus относит двигатели Rolls Royce Trent XWB 97 с увеличенной на 15% тягой, а также широкую интеграцию современных материалов — лайнер на 53% изготовлен из композитов.
Собственную новинку самолётной техники представила публике чешская компания Aircraft Industries (Let Kunovice). В Жуковском предприятие демонстрирует изделие L-410NG — представителя нового поколения популярного в социалистические времена многоцелевого турбовинтового чехословацкого L-410 Turbolet.
Как отмечается в материалах производителя, по сравнению с предшественником модернизированный самолёт имеет повышенную грузоподъёмность, самую просторную пассажирскую кабину в своей категории, улучшенные лётные и эксплуатационные характеристики.
«Новая конструкция крыла с кессонными топливными баками (wet wings) и увеличенной вместимостью объёма топлива открывает новые возможности для более широкого использования самолёта в качестве морской, патрульной и наблюдательной версии», — сообщается на сайте Aircraft Industries.
«Уникальные возможности»
Из вертолётной техники на МАКС-2021 представлен ряд новейших российских машин. Одна из них — Ми-171А3 — первый вертолёт в РФ, созданный специально для выполнения офшорных операций и обслуживания морских буровых платформ.
Он был разработан в соответствии со стандартами Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Ми-171А3 приспособлен под перевозку людей, грузов и проведение поисково-спасательных миссий. Первый полёт машины запланирован на начало 2022 года.
«Ми-171А3 обладает уникальными транспортными возможностями в своём классе — он позволяет перевозить 24 пассажира, тогда как иностранные аналоги вмещают до 19 человек. В то же время Ми-171А3 дешевле своих иностранных конкурентов и превосходит их по цене лётного часа более чем на 20%», — отмечается в материалах «Ростеха».
Ещё одна премьера авиакосмического салона в Жуковском — многоцелевой вертолёт Ка-32А11М, являющийся глубокой модернизацией хорошо зарекомендовавшего себя на международном рынке Ка-32А11ВС.
Машина оснащена газотурбинным двигателем ВК-2500ПС-02 с электронно-цифровой автоматизированной системой управления. Мощность силового агрегата позволяет использовать внешнюю подвеску грузоподъёмностью до 5300 кг. Также модернизации подверглись авионика и кабина вертолёта.
Впервые на МАКС-2021 демонстрируется усовершенствованный многофункциональный вертолёт лёгкого класса «Ансат-М». Первый полёт эта машина совершила в конце 2020 года. В ходе испытаний аппарат подтвердил заявленную дальность в 640 км. При этом с дополнительным топливным баком дистанция полёта увеличивается до 790 км.
«Ансат-М» получил современный автопилот, новые лопасти несущего и рулевого винтов, которые благодаря улучшенной аэродинамике снижают уровень шума и увеличивают взлётный вес вертолёта до 3800 кг. Важной новацией машины стало более широкое использование композитов в конструкции — их доля выросла с 15 до 35%.
Как заявил Олег Пантелеев, несмотря на пандемию коронавируса, организаторам МАКС-2021 удалось собрать на площадке в Жуковском обширную экспозицию перспективной авиационной техники и организовать насыщенную деловую программу.
«МАКС проходит в сложных условиях, но, насколько можно судить, организаторам удалось максимально сократить риски, связанные с COVID-19. Прослеживается интерес иностранцев и стремление российских производителей удивить новинками. Ряд отечественных образцов, безусловно, можно назвать громкими мировыми премьерами, за которыми, видимо, последуют переговоры о сотрудничестве», — полагает эксперт.
В комментарии RT руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов также обратил внимание на то, что трудности, вызванные пандемией коронавируса, не помешали представить на МАКС-2021 обширный ряд новинок.
«Главное событие — это, конечно, презентация нового российского военного самолёта, но салон в Жуковском богат на машины гражданской авиации, вертолётной техники, разнообразное бортовое оборудование. Демонстрация такой широкой гаммы изделий — показатель успехов российской промышленности. Это отражает желание Москвы наращивать экспорт высокотехнологичной продукции», — подытожил Михайлов.