что носят под рясой священники
Подрясник
Подря́сник – (часто) нижнее (но не во всех случаях), длиною до пят, облачение клириков и монахов с узкими (в отличие от рясы) рукавами. По самому названию понятно предназначение подрясника в утилитарном отношении – он носится под рясой. Между тем подрясник, как часть особого облачения, имеет и более возвышенное значение.
Возникновение подрясника напрямую связано с возникновением традиции ношения рясы (от греч. ράσον, «одежда из гладкой ткани, без ворса», «монашеское облачение»).
Существует предположение, что форма рясы заимствована от паллия – верхнего плаща, который по традиции носили философы Античности. Паллий был весьма популярен прежде всего у монашества и частично у священства (в частности, блж. Иероним носил паллий). Под паллий всегда было принято надевать некоторую нижнюю одежду, как правило хитон или экзомис, которые и стали прообразом подрясника как по назначению (нижняя одежда под плащом), так и по крою (нижняя одежда с узкими рукавами, как правило, до пят). Лишь представители кинической философской школы принципиально не носили под паллием нижней одежды.
Хотя следует признать, что немало исследователей находят параллели между одеждами новозаветного духовенства с одеждами ветхозаветных левитов и священников. Надо заметить, что Римская церковь пыталась бороться с модой на одежды философов среди священства и епископата. Так папа Римский Целестин в V веке запрещает ее ношение. Однако, уже в VI веке население территорий бывшей Римской империи практически полностью отказывается от ношения длинных одеяний до пят, что было связано с «варваризацией» стиля в одежде и с гибелью греко-римской цивилизации. Клир же напротив стремится сохранить римский стиль в одежде с небольшими изменениями и отличается от мирян. В частности, Агдский собор 506 года обязывает клириков носить ту одежду и обувь, которую они носили до этого – то есть подобия античных паллиев и хитонов (т. е. подрясников). Епископ города Праги Мартин (покровитель этого города) в 572 году предписывал клиру ношение одежды до пят.
На православном Востоке ношение верхней и нижней одежды до пят закрепляется в VII веке, так как 27-ое правило Трулльского собора определяет для клира ношение той одежды, которую клир носил ранее, чтобы отделять клир от мирян («Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире»). В X веке на православном Востоке цвет одежды клира – рясы и подрясника – окончательно становится черным, за редкими исключениями.
На Руси греческий подрясник долгое время, вплоть до XVII века, заменялся на кафтан-однорядку, которая могла быть как нижней, так и верхней одеждой (на данный момент подрясник играет такую же роль – его можно надевать как под рясу, так и в качестве верхней одежды поверх рубашки и майки). После появления на Руси греческих образцов церковных одежд кафтан перестает использоваться и возникает множество русских региональных кроев подрясника.
Применение в современной Русской Православной Церкви
В современной Русской Православной Церкви подрясник является самой распространенной формой церковной одежды. Его носят епископы, клирики (священники, диаконы, иподиаконы, чтецы), монашествующие обоего пола, послушники и послушницы, учащиеся духовных учебных заведений, а также мужчины получившие благословение на ношение данного типа одежды от правящего архиерея или наместника монастыря.
Типы кроя православных подрясников
Существует много типов подрясника, в зависимости от покроя груди и ворота. Особенностью кроя подрясника является шов рукавов от спины, в отличие от обыденных рубашек или пиджаков, со швом поперек плеча. Это связано с функциональной задачей подрясника не только как повседневной одежды священника, но и как одежды богослужебной. Такой покрой рукавов позволяет священнику двигаться более свободно во время богослужения, в частности, во время воздевания рук или возношения Св. Даров. В качестве застежек для подрясников используются обычные или обтяжные пуговицы из разнообразных материалов, металлические или пластиковые крючки, узелки и даже пуговицы-заклепки. Юбка подрясника, как правило, расклешена внизу по бокам. Подрясник может иметь карманы (два или один на груди, два глубоких кармана по бокам в швах), так и не иметь. Подрясники шьются и многих типов тканей, но наиболее популярными являются смесовый полиэстер, лен, хлопок и в некоторых случаях шелк и вискоза.
Наиболее популярными в России и доступными в ассортименте современных магазинов и производителей облачений являются:
Что носят под рясой священники
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Одежда священнослужителей Ч.1.
Я хочу немного рассказать о церковной одежде православных священников. Материал взят мной с Правмира, но сокращен.
Земная Церковь именуется воинствующей, в отличие от Небесной – торжествующей. Потому Церковь во многом подобна армии: имеет свой Устав – Типикон, несение поста и уставную форму одежды.
В глубокой древности, на заре христианства, облачения священнослужителей ничем не отличались от одежды обычных людей. Именно ее мы видим на сегодняшних священниках. Вот ведь машина времени! Причем, католические священники носят одежду древних римлян, а православные – византийскую одежду. Но основа и там, и там одна – названия у них латинские, а у нас – греческие.
Вначале священника нельзя было отличить от мирянина по одежды, постепенно отличия в одежде священников становились все заметнее – мода мирян менялась значительно быстрее.
Позже консервативная одежда священства по жалованию императоров или согласно соборным решениям Церкви обогащалась деталями почетного характера. Особенно своей украшенностью выделялись богослужебные облачения, хотя и имели покрои древние, подобно скромным одеждам первых христиан.
Ряса – одежда, которую во времена Спасителя носили на Востоке все мужчины и даже женщины. Запахивающееся длинное пальто с широкими рукавами из плотной ткани одевали поверх одежды и иногда подвязывали поясом. Слово «ряса» в переводе с греческого – «старая, помятая, без ворса», т. е. нищенское рубище.
Ряса стала популярной одеждой египетских и палестинских монахов.
В Греции ряса сохранила восточный покрой, отличалась просторностью. А вот на Руси эта одежда не сразу прижилась. Для духовенства были характерны кафтаны, в основном черных цветов. Но сельские служители по бедности носили, как простолюдины, однорядки, т. е. простенькие кафтаны, короче обычных.
С реформой Патриарха Никона в XVII веке на Руси появились рясы. Греческие не прижились в силу их непрактичности. Поэтому использовали иные крои при пошиве ряс: одежда стала приталенной, хотя и сохранялась традиция широких рукавов, но теперь они были расклешенными. Такие рясы стали распространяться в Русской Церкви и приравниваться к рясам греческим, черного цвета.
Под рясу надевается и другая длинная одежда – подрясник. Она берет свое начало от восточного хитона.
Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясник — нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.
Ряса — верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета. Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И подрясники, и рясы могут быть на подкладке.
Для обихода существуют рясы, представляющие собою демисезонные и зимние пальто. Это рясы первого вида, с отложным воротником, отороченным черным бархатом или мехом. Зимние рясы-пальто делаются на теплой подкладке.
Подрясник
Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, ряса снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь.
Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы. Исключение составляют лишь некоторые молебны, литии, келейные и другие священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль.
Стихарь
Монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.
Мантия
Особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия, или палий, — длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте, спускающаяся до земли и покрывающая собой подрясник и рясу. В первохристианские времена это была одежда всех христиан, обратившихся к вере от язычества и отрекшихся от тех званий и чинов, какие они имели в языческой среде. Такая длинная накидка из самой простой материи означала отречение от идольского служения и смирение. Впоследствии она стала принадлежностью одних монашествующих.
Скуфья
Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцó, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое — скуфия.
В древности священники и диаконы постоянно носили скуфию, даже в домашней обстановке, снимая ее только за богослужением и перед сном.
Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года в церковное употребление были введены фиолетовые скуфии и камилавки как награды белому духовенству. В наградной скуфие священник может пребывать и в церкви, совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях. Такую скуфию священнослужители могут носить и повседневно.
Клобук
Повседневным головным убором епископов и монахов, в котором они могут совершать и некоторые богослужения, является также клобук. Это головной убор, состоящий из камилавки и кукуля. Клобук известен в славянской среде с давних времен. Первоначально это был княжеский головной убор, представлявший собой колпак, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом, нисходящим на плечи. Такие колпаки с покрывалами употреблялись и другими знатными людьми на Руси, мужчинами и женщинами. Колпак был покрыт черным покрывалом, спускающимся на плечи. Такие клобуки носили на Руси и монахи, и епископы, только у епископов клобуки делались из дорогих материй и иногда украшались драгоценными каменьями.
Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. С установлением патриаршества в России в 1589 году белые клобуки стали носить русские Патриархи. На Соборе 1666-1667 годов всем митрополитам было присвоено право ношения белых клобуков. Но при этом клобуки митрополитов по форме ничем не отличались от монашеских клобуков нового (греческого) образца (с твердой цилиндрической камилавкой), только «наметка» (куколь) у них стали белыми. А клобуки Патриархов сохранили древнюю форму сферического колпака, обтянутого белым кукулем, концы которого также отличались от концов монашеской наметки. Три конца патриаршего клобука начинаются почти от колпака, два из них нисходят спереди на грудь, третий — на спину. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.
В настоящее время клобук Московского Патриарха на лобной стороне и в концах кукуля имеет образы шестикрылых Серафимов, во всем остальном он подобен клобукам древних русских Патриархов. Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков означает особенную чистоту помыслов и просвещенность Божественным светом, что соответствует высшим степеням церковной иерархии, которые призваны отображать и высшие степени духовного состояния. В связи с этим клобук Патриарха с образами Серафимов указывает на то, что Патриарх как предстоятель всей Русской Церкви и молитвенник за нее уподобляется ближайшим к Богу высшим ангельским чинам. Форма патриаршего клобука, напоминающего купол храма с крестом наверху, также вполне соответствует положению Патриарха, как главы поместной Церкви.
С конца ХVIII — начала ХIХ века в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты. Крест на головном уборе — не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце ХVII — начале ХVIII века. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.
Современный монашеский клобук — это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется «шлем надежды спасения», а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает «шлем спасительного упования».
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (За жизнь)
О ношении подрясника в миру
Как следует одеваться священнику вне храма?
Вопрос встал, когда меня рукоположили в диаконы. Это касается всех трех степеней священства. После советского периода эта тема необычайно важна для духовенства.
Итак, что говорят по этому вопросу церковные правила:
27 правило Трулльского Собора гласит: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути, но всякий из них употребляет одежды, уже определенные для состоящих в клире. Если же кто учинит сие: на одну седмицу да будет отлучен от священнослужения».
Епископ Никодим (Милаш) так и истолковывает этот канон: «Правило ясно. Как во времена Трульского Собора предписана была форма одежды для священнослужителей, так и ныне этот вопрос урегулирован законодательством поместных Церквей, и поэтому каждый клирик должен подчиняться; иначе согласно этому правилу, подлежит отлучению от священнослужения на одну седмицу».
16 Правило 7 Вселенского собора: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимии… аще обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимией да исправляются… Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий…».
Теперь хочется услышать мнения пастырей Православной Церкви
Епископ Антоний (Азизов), Ахтубинск:
Когда я учился в духовном училище, туда однажды приезжала комиссия во главе с одним архиереем, нас собрали в зале и кто-то из семинаристов задал точно такой же вопрос.
Никогда не забуду гениальную, на мой взгляд, фразу, которую сказал тот владыка: «Эта одежда спасёт вас от многих грехов».
Конечно, это внешняя форма, но она помогает священнику не потерять осознание себя именно священнослужителем.
Хотя я вполне допускаю и не вижу в этом ничего криминального, если священник в некоторых ситуациях одевает приличную и строгую одежду, которая будет его каким-то образом характеризовать. Батюшку всегда видно, даже если он в светской одежде. Искусственно скрывать это — конечно, неправильно.
Своим отцам я часто говорю, что приветствуется, если они будут чаще одевать священническую одежду, но и одеть светскую одежду в некоторых ситуациях тоже не зазорно.
Епископ Мефодий (Кондратьев), Каменск-Уральский
Лучше ходить всегда в священнической одежде. Желательно, кроме подрясника носить ещё и рясу (верхнюю одежду), либо жилетку, которая символизирует рясу. Это очень помогает самому священнику вырабатывать правильное самоощущение. Священство не снимешь с себя и не повесишь на гвоздик. А когда человек снимает свою одежду и вешает на гвоздик, то вот это чувство постепенно может от него отойти, что он священник и днём и ночью и всегда и везде. Может возникнуть такое внутреннее состояние, что вот повесил на гвоздик своё священство, а потом снял его с гвоздика, и принял своё священство опять.
Есть церковный канон, который говорит, что если священник в каком-то случае скажет, что он не священник или скроет это, когда его спросят, то это является поводом для извержения его из сана. Были времена гонений, или в некоторых странах это чревато мученичеством, но не во времена гонений, в каком-то плане снятие своей одежды — есть некая форма подспудного отречения от своего священства. Не в прямом смысле, конечно. Вот я снял одежду — я уже как-бы не священник. Я уже там, где священнику быть нельзя. Я уже делаю то, что священнику делать не до;лжно.
Не знаю, у меня такое мнение. Как-то я начал носить эти одежды с тех пор, как стал священником.
И был один случай (заграницей) — мне подарили костюм. «Вот, — думаю, — заграницей, ну надену костюм, чтобы не привлекать внимание». И меня мои чада одёрнули: «Батюшка, как?! Мы не можем, чтобы Вы были не в облачении». Они просто не представляют, как батюшка может быть в другой одежде.
И другой случай. Ещё в начале священства разбирал печь в храме, ну и без подрясника оделся в одежду, в какой удобнее было бы работать — залезать в печку, в сажу. И когда в таком виде вышел, увидел какой шок был на лицах сотрудников прихода, кто был рядом. То есть видеть священника без этой одежды, это было шоковое состояние для них.
Одежда — это гораздо большее, чем нам иногда кажется.
Епископ Пантелеимон (Шатов), Москва
Вопрос ношения священнослужителями гражданского платья, если они занимают светские должности, был поднят на Соборе 1917-го года, но даже не был принят к рассмотрению. Настолько сто лет тому назад возможность ношения священником партикулярного платья казалось неприемлемым для большинства тогдашних священнослужителей.
Прошло сто лет. Мы пережили страшнейшие гонения во всей истории, во время которых не только ношение духовной одежды, но и ношение бороды или, по обычаю русских священников, длинных волос, было невозможно. Катакомбные священники брились и стриглись. И батюшки, которые служили в открытых тогда храмах, тоже старались выглядеть не похожими на священнослужителей, и имели вид свободных художников, творческих людей, даже если они носили бороду или длинные волосы.
И в наше время есть священнослужители, которые носят подрясник, и есть священнослужители, которые стараются одеваться в светскую одежду. Есть священники, которые вообще считают допустимым раздеваться до купальных костюмов на пляжах со своими прихожанами или носят шорты, майки или «тишоты». Сейчас существует огромный разброс мнений по этому поводу, и кому-то это не нравиться, кто-то хочет всё свести к единому дресс-коду.
Мне кажется, что свобода, которую сейчас имеет священнослужитель, она очень радостна и очень необходима для жизни.
Я знаю священнослужителей, о. Димитрия Смирнова, например, которые не стригли волосы после того, как стали священниками. О. Димитрия за это преследовал настоятель, его за это не любили сотрудники отдела по делам религий. Но о. Иоанн Крестьянкин его поддержал, и сказал ему, что если хиппи (тогда были хиппи) носят длинные волосы, и их за это преследуют (их тоже преследовали), то почему священник не может носить длинную причёску?
Я знаю священнослужителей, которые не снимают подрясника. Я тоже, когда стал священником, не снимал подрясника, но потом о. Павел Троицкий, дивный замечательный старец, не благословил ношение подрясника на людях. Хотя, конечно, это было такой проповедью в те времена, когда никто в подряснике не ходил. Разные случались случаи, комичные. Бывало люди пугались чуть ли не до инфаркта, встретив фигуру в чёрной рясе. Конечно, иногда отбоя не было от бомжей или от пьяниц. И дети очень живо реагировали на подрясник. Были случаи непонимания. Но иногда у людей появлялись какие-то духовные вопросы, хотя это бывало редко.
Помню, в электричке встретился с одним человеком, который работал раньше охранником в лагере (для заключенных). Так он позвал милиционера, чтобы меня арестовали за то, что я еду в подряснике.
Один подвыпивший мужчина стал надо мной смеяться в автобусе. Но молодые ребята, которые рядом с ним были, спросили, с какой он деревни, и сказали: «Ты что, отец? У нас в деревне атеистов нет! Ты что; вообще?» — защитили меня от этого подвыпившего субъекта.
То есть разные были случаи. Но потом, когда я стал настоятелем больничного храма при 1ГКБ, о. Павел Троицкий написал: «Если храм откроется — тогда можешь носить ряску». Но, правда, в рясе ходить немножко неудобно, поэтому я чаще хожу в подряснике.
На западе митрополит Антоний ходил всё время в подряснике. Видные иерархи Русской Православной Церкви даже указывали на то, что всё-таки подрясник — это нижняя одежда, и нужно одевать рясу, и не всегда были довольны его свободным поведением. Но он себя чувствовал комфортно именно в подряснике.
Я рад, что есть такая возможность, и каждый может выбрать для себя ту форму одежды, которая ему удобней. Мне самому ходить в подряснике более удобно. Я в подряснике чувствую себя ответственным за свой сан, за своё поведение. Я не могу себе представить, что я пойду куда-то без подрясника. Это как-то неудобно, я без подрясника чувствую себя раздетым. А другим людям, наоборот, в подряснике неудобно, они говорят: «В подряснике нужно приподнимать полы». Ну как-то люди ходили раньше в длинных одеждах, и ничего. Занимались работой, трудились, и монахи работали в монастырях, и ничего, не мешало это им никак.
Сейчас изменилось отношение к одежде. Даже наши сёстры милосердия часто вызывают нарекание со стороны людей, которые говорят, что нельзя работать в длинных юбках медицинской сестрой. Мешает длинная одежда. Ну, а как раньше работали сёстры милосердия? На фронте, везде — не мешало? А сейчас мешает.
Так что здесь, мне кажется, вопрос очень субъективный, и решить его сейчас однозначно невозможно. Потому что Церковь очень разнообразна по составу своих членов. Очень много разных мнений. И если сейчас начать с этим бороться, начать настаивать на чём-то одном, то, конечно, может получиться чуть ли не раскол по поводу одежды. Хорошо, что речь идёт о мужчинах. Мужчины как-то более равнодушны к одежде. А женщины — никогда у нас не было таких острых дебатов, с нашим сестричеством чем тогда, когда мы говорили о форме сестёр. Тут могли часами рассуждать на то, какие должны быть платы, какие должны быть халаты, юбки какие должны быть, какой длины, какого цвета. Слава Богу, мужчины более спокойно к этому относятся.
Есть некоторые вещи, которые безусловны для всех. Главное — священник не должен скрывать свой сан. Нужно, чтобы этот стиль одежды не скрывал его священства от окружающих, а наоборот, являл его для других. Это очень важно. В советское время многие носили католические реверенды. Отец Александр Мень, например. И хотя он подрясника не носил, но всем было видно, что это лицо духовное.
С другой стороны, патриарх Алексий, скажем, когда ездил на отдых (сохранились документальные кадры), ходил в костюме, в пиджаке, будучи патриархом. В Турции не разрешают носить подрясник, есть законы по этому поводу. Но у нас, слава Богу, таких законов нет, которые бы запрещали священникам носить такую одежду, или наоборот обязывали.
Говорят, по результатам некоторых социологических исследований, больше всего претензий у людей, которые далеки от Церкви, вызывает именно внешний вид священнослужителей. Небрежность, неаккуратность, она всегда вызывает какую-то неуважительность в отношении к священнику. И в наше время, когда все привыкли одеваться очень хорошо, чисто, красиво, — конечно, вид священника должен быть опрятным. Если только он не юродствует.
Один священник как-то приехал в Троице-Сергиеву Лавру поступать в семинарию. Он работал где-то на скотном дворе летом, и у него под ногтями была чёрная кайма грязи. Он пришёл на приём к владыке, приснопамятному блаженнейшему митрополиту Владимиру, и митрополит Владимир процитировал ему Пушкина:
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей».
Архимандрит Платон (Игумнов), Сергиев Посад
По канонам (которые существуют и в настоящее время), священник должен носить священное платье всегда, и никогда не надевать гражданского костюма. В дореволюционное время Святейший Синод разрешал надевать гражданский костюм только тем лицам духовного звания, которые служили за границей. И вот был такой случай. Один священник приехал из Великобритании в Санкт-Петербург и стал совершать прогулки в костюме. Его вызвали в Синод и сказали: «Батюшка, вы находитесь не в Лондоне, а в Санкт-Петербурге, поэтому не забывайте носить духовное платье».
В дореволюционное время предписывалось носить духовное платье, не стричь волосы и бороду. Но когда произошла революция, священники (по понятным причинам) стали носить на улице либо церковное платье под гражданской одеждой, либо просто гражданскую одежду. И это тогда стало уже нормой, хотя канонического основания эта традиция не имеет.
Архимандрит Спиридон (Письменный)
Протоиерей Роман Братчик