что носят на севере зимой
Как одеваться на Кольском полуострове зимой? Советы туристам
Погода на Кольском полуострове зимой
Прежде всего, чтобы лучше понять особенности выбора одежды, давайте немного узнаем о погоде на Кольском. А она там очень переменчивая и капризная. Многие туристы удивляются, как за один день погода может меняться до 5 раз. Все эти нюансы вы должны предусмотреть, прежде чем купить билет до столицы Арктики. И да, существует такая поговорка: «Не бывает плохой погоды — бывает плохая одежда».
Ввиду своего географического расположения, погодой на Кольском заведуют воздушные массы приносящие холодный воздух с Арктики. Расположенные на границе суши и моря населенные пункты часто подвергаются циклонам, снегопадам и дождям.
Влажность воздуха может достигать 80%. Это очень сильно влияет на ощущение температуры. Также, как и возможные порывы ветра, которые иногда бывают до 30 м/с. К примеру, если за окном минус 5, но дует ледяной ветер и высокая влажность, то по ощущениям готовьтесь ко всем «минус 25».
Морозы в привычном понимании туриста из центра России здесь также бывают. Минус 30 и ниже. Но это больше редкость. Поэтому когда речь заходит про то, как одеваться на Кольский полуостров зимой, следует помимо температуры учитывать и влажность, и ветер.
Часто можно встретить картину когда ясное небо сменяется налетевшим из тучи снегопадом. Потом опять выходит солнце, а потом в лицо прилетает очередной снежный заряд из маленьких ледяных шариков. Отличный пилинг!)
Но хватит страшилок, не так страшен черт как его малюют) Современная туристическая промышленность создала огромное количество одежды, в которой вы не только не замерзнете, но и получите колоссальное удовольствие от посещения Севера. Выбор ограничивается лишь вкусом и бюджетом, в остальном все уже придумано!
Давайте рассмотрим и разложим все по полочкам!
Оглавление
Как одеваться на Кольском полуострове зимой?
Одежда
В основе выбора одежды на Кольский полуостров лежит принцип, подходящий ко всем регионам с суровыми климатическими условиями. Но с некоторыми поправками. Как вы уже знаете, это влажность и ветер.
Верхний слой
Верхняя одежда должна отвечать нескольким критериям. Это морозоустойчивость, хорошая ветрозащита и удобство при ходьбе. Большинство туров на зимний Кольский подразумевают длительные прогулки, поэтому на это обязательно надо обратить внимание консультируясь со специалистом в магазине одежды.
В магазинах огромный выбор моделей. Но советуем вам обращать внимание на те, производитель которых понимает о чем идет речь. Понятие «зима» в Италии и в Канаде совершенно разное. Присмотритесь к одежде из Финляндии, Норвегии, Канады, России. Как показывает опыт, эти модели будут значительно теплее. И конечно же не бойтесь спрашивать продавцов. Что бы они сами купили, и что носят.
Бренды RedFox, Columbia, NorthFace, Marmot у всех на слуху. Изучите их ассортимент. Но покупайте только в фирменных магазинах. Подделки будут стоить вам выброшенных на ветер денег и удовольствия от поездки.
Кроме классической туристической одежды можно обратить свое внимание на модели для горнолыжников, сноубордистов и рыбаков. Однако, мы заметили что они имеют свои особенности.
Комплекты спортивной одежды предназначены для активного отдыха. Постоянное, энергичное движение. В нашем случае есть вероятность, что в те моменты когда вам захочется отдохнуть, посидеть, постоять, вы можете начать подмерзать. Во всяком случае такие отзывы были. Это не критично, но тем не менее может вызывать дискомфорт. Особенно в сильный ветер.
Костюмы и комбинезоны для зимней рыбалки это эталон тепла. Ведь они предназначены именно для малоподвижного времяпрепровождения. В них вам будет очень тепло и вы точно не замерзнете. Гарантия 100%. Но тут сразу появляется обратная сторона, это комфорт при ходьбе. Как правило, такие вещи весьма громоздкие. И при движении вам будет жарко.
Есть вариант приглядеться на костюмы для снегохода. Они надежно защищены от ветра и холода. Но хорошие модели стоят довольно дорого.
Если говорить про цвета и фасоны, то советуем обращать на это внимание в последнюю очередь. Были случаи когда туристы приехавшие в неправильной, но красивой одежде, на второй день поездки были похожи на капусту. На них было намотано все что только можно. Так что дизайн и красота это хорошо, но здесь не главное)
Обратите внимание также на то, чтобы штаны были хорошо утепленными и непромокаемыми. Лучше если они будут комбинезоном, с лямками на плечах и закрывающим поясницу.
Правильно выбранная одежда всегда сделает ваше путешествие комфортным и незабываемым!
Какую выбрать одежду для Арктических морозов и Заполярья
Поделюсь своими наблюдениями в подготовке одежды и утепления для поездок в Арктику.
У меня разносторонний опыт по применению снаряжения в различных условиях.
Я увлекаюсь альпинизмом и хожу в горы. Бывал во множестве зимних и летних походов. Участвовал в разных проектах по выживанию во все времена года. Есть уникальный опыт холодных ночевок в зимнем лесу без снаряжения. Сборы и тренировки по военной подготовке. 15 летний опыт автомобильных поездок в разных климатических условиях.
Исходя из этого сформировались знания по тому, как правильно одеваться в той или иной ситуации, чтобы было комфортно.
Если заметили, то часто на зимних видео я легко одет. С одной стороны мне не сильно холодно, а с другой правильная одежда позволяет.
Основное правило в любое время года – правильная терморегуляция. Нельзя перегреваться и переохлаждаться. Организму должно быть комфортно.
Если мерзнешь, значить что-то выбрал не правильно. Если жарко и потеешь, тоже допущена ошибка.
Типичный случай, когда одеваешься тепло, начинаешь активно работать и потеешь. Дальше на морозе ветром тело моментально выдувает и уже замерзаешь, получить воспаление элементарно.
Или на ночевках плотно укутываешься во всю одежду, чтобы не замерзнуть. Быстро становится жарко, потеешь и через час начинаешь замерзать.
Автомобильные поездки отличаются от других путешествий тем, что большую часть времени находишься в теплой кабине. Можешь сесть и погреться при необходимости.
Даже когда выходишь на улицу, то как правило, чтобы работать (копать, тянуть, толкать) и телу будет относительно тепло.
Поэтому нет необходимости чрезмерно утепляться впрок, как это потребовалось бы для пешего перехода.
Второй важный аспект – одежда нужна легкая и свободная, чтобы не стеснять движения.
Часто приходится выходить и садиться обратно в машину, должно быть просто и комфортно.
Если каждый раз приходится одевать тяжелую куртку при посадке и высадке, это отнимает много времени. В конце концов плюешь и начнешь бегать как попало.
Но это отнюдь не значить, что можно ехать в легком осеннем комплекте. Разумный подход требуется во всем.
Теперь сам список, который я рекомендую.
1. Первый слой, термобелье
Флисовое, средней плотности. В толстом будет слишком жарко ехать в машине. В тонкой термухе наоборот на улице будешь замерзать.
2. Подкладка, средний слой
Плотную флисовую толстовку, но мне больше нравятся утеплители из PrimaLoft для альпинизма. Легкие, меньше электризуются, хорошо отводят влагу, быстро сохнут.
3. Верхний слой, легкая куртка
Хороши куртки из SoftShell с флисовой внутренней частью и вентиляционными замками. Материал плотный, защищает от ветра и снега. Идеально для высокой активности на улице.
4. Дублирующий слой
Рекомендую пуховые жилетки. Это мое открытие крайних двух лет. Супер удобно для автомобиля. Не стесняет движения руками и в то же время хорошо закрывает поясницу.
5. Верхний слой, самый теплый
Обычная альпинистская пуховая куртка.
Опыт показал, что сверх плотная и тяжелая куртка для поездок на автомобиле излишня. Вполне хватит горной классической пуховки.
Большой минус пуха в том, что он накапливает влагу, скомкивается и перестает греть. Есть пуховки из PrimaLoft, но в сравнении с пухом они более тяжелые.
6. Ветрозащитные штаны
Хорошо подойдут мембранные горнолыжные, рассчитанные на высокую активность с замками для вентиляции. Еще у меня есть штаны из SoftShell с флисовой внутренней частью. Я обычно использую их по очереди.
Наиболее удобны обычные зимние ботинки типа Ecco, Salomon, Lowa и т.п. Они в меру теплые и многослойные. Ноги не дубеют сразу, как в кроссовках. В таких удобно ехать за рулем и выходить на короткое время на улицу.
Для долгого пребывания на улице и глубокого снега, поверх них нужно одевать закрытые бахилы для туризма. Я нашел себе тактические с двойной подошвой и затяжками на голенище.
На машину минимум пару многослойных арктических сапог. Это на случай если придется долго топтаться на улице.
Одну классическую флисовую, вторую теплую ушанку.
Две пары флисовых перчаток. И теплые верхонки для альпинизма. Чем верхонки легче, тем легче будет держать лопату и работать в них.
Комплект трекинговых на разную активность и обязательно шерстяные.
Какую одежду носят народы Севера?
У нас, на Северо-Западе России, тулуп — зимняя одежда для сторожей или для часовых, в ней отстоять на нашем морозе, даже с ветром, час-два — запросто. А в той же Якутии даже шуба из норки пробивается морозом очень быстро, и чтобы не замерзнуть, местные красавицы утепляют эти шубы при помощи ватина (ателье Якутска имеют в прейскуранте услугу — утепление шуб ватином).
А ведь люди в этих местах живут очень давно. Охотники, оленеводы… Якуты, чукчи, эскимосы, ненцы — десятки различных народов, у каждого свой язык, свои обычаи, свои легенды, а одежда у них почти одинаковая. Она отличается узорами и особенностями вышивки, но ее основа у разных народов Севера очень похожа. Издревле одежду тут делают из шкур оленей, нерп, пушного зверя, собак, птиц, из кожи рыбы. Оленьи шкуры всегда играли особую роль для изготовления одежды. Нанайский костюм из рыбьей кожи. Летняя одежда
Фото: ru.wikipedia.org
В северных краях бывает не только зима, но и лето (примерно месяц в середине календарного лета). В это время пользуется спросом легкая одежда. Из рыбьей кожи делали водоустойчивую одежду, нечто вроде наших дождевиков. Тушки крупных рыб (амур, кета, сазан, горбуша) немного подсушивали и ножом или палочкой снимали кожу. После обработки и пропитки из этой кожи делали одежду для защиты от дождя. Сшивали кусочки кожи тоже кожей, нарезанной длинными тонкими полосками. Украшали свои костюмы вышивками и аппликациями — просто красота.
Малица — это одежда оленеводов. Шьют ее из оленьей шкуры, снятой осенью, мехом внутрь. Меховой капюшон из пыжика мехом наружу пришит наглухо. К рукавам пришиты рукавицы из камусов (шкура с голени оленя, прочная, обладает коротким и плотным мехом). В рукавицах есть прорез, закрытый изнутри широким меховым клапаном — это позволяет делать какую-то работу руками, а потом снова спрятать руки в рукавицы.
Эту одежду носят как зимой, так и летом, при путешествиях и во время охоты, она достаточно удобна для работы на холоде. Носят ее без пояса и с поясом. В подпоясанной малице можно было носить за пазухой, как в рюкзаке, какой-то груз.
Семья эскимосов в парках
Фото: ru.wikipedia.org
Парка. Парку надевали поверх малицы в случае особенно сильных морозов. Ее шили из меха 2−3-месячных оленят (неблюев). Одежда прямая, с большим капюшоном. Ее часто украшали мозаичным орнаментом. Парка обычно шилась короче, чем малица, и носили ее неподпоясанной. Была распространена среди целого ряда северных народов, в том числе хантов и ненцев.
В начале 1950-х в армии США начали шить для летчиков, участников высокоширотных полетов, теплые куртки с мехом, снабженные капюшонами, которые назвали snorkel parka (капюшон напомнил сноркель (шнорхель) кому-то из создателей новой одежды). С тех пор новые парки пользуются большим успехом у туристов-экстремалов для походов в условиях крайнего Севера.
Чукчи Уэлена в кухлянках
Фото: ru.wikipedia.org
Кухлянка — глухая меховая куртка. Двойная: внешняя — мехом наружу, и внутренняя — мехом внутрь. Для дальних поездок зимой шьют более длинные кухлянки, с подолом ниже колен. Ворот, подол и обшлаги рукавов снабжены веревками из сухожилий оленя — можно их затянуть. Часто в теплое время года носят только внешнюю — мехом наружу. Молодежь носит кухлянки более короткого покроя, а люди постарше возрастом — длинные, ниже колен.
Зимой, надев и внутреннюю, и внешнюю кухлянки, в дальнем путешествии жители Севера просто вечером стягивают веревки из сухожилий — и могут спать в зимние морозы даже на снегу.
Паница — зимняя одежда женщин Севера. Двойная шуба (мехом наружу и внутрь). К рукавам пришиты рукавицы. В общем, похожа на малицу, но в отличие от нее имеет разрез спереди. Праздничные паницы расшивают бисером и узорами, верх обшивают лентами и аппликациями из меха.
Человек — удивительно гибкое существо, способное адаптироваться к самым разным условиям жизни.
Серьёзный подход к одежде и обуви для зимних приключений на примере экстремально холодной экспедиции
«Сибиряк – не тот, кто мороза не боится, а тот, кто тепло одевается»
(Народная поговорка)
Казалось бы, кому в нашей стране могут понадобиться советы по подбору зимней одежды, ведь подавляющее большинство её жителей о снегопадах и морозах знают не понаслышке. Но одно дело – тёплая одежда для стремительных перемещений между домом и работой и совсем другое – экипировка для дальних зимних путешествий. Участникам таких поездок приходится проводить на морозе много часов, зачастую без возможности погреться или переодеться. При этом они вынуждены заниматься тяжёлой физической работой, например по извлечению застрявшего автомобиля или его ремонту. Именно поэтому к одежде и обуви для зимних приключений предъявляются самые высокие требования. Мы расскажем о некоторых из них.
ГОЛОВНОЙ УБОР
Всем известно, что без шапки в сильные морозы никак. Требований к ней несколько: она должна быть тёплой, непродуваемой, дышащей, лёгкой и по возможности небольшой. С теплом всё и так ясно, а вот второе требование вызвано сильными ветрами, гуляющими по тундрам Заполярья. Дышать материал должен для того, чтобы во время физических нагрузок обеспечивать хороший теплоотвод. По тем же причинам шапка должна быть лёгкой. Компактность необходима для того, чтобы на шапку можно было надеть налобный фонарик и при необходимости накинуть капюшон. Очевидно, что одни характеристики противоречат другим, поэтому головных уборов должно быть несколько – для разных ситуаций. Например, для того чтобы плясать вокруг машины с тросами и лопатами – одна, для длительного неактивного пребывания на морозе – другая. Обычно используют большую тёплую ушанку и лёгкую флисовую шапочку (её, как правило, комбинируют с накинутым на голову капюшоном куртки). Так же нелишней будет маска или полумаска на лицо, для защиты от шквального ветра и летящих вместе с ним мельчайших кристаллов льда и жёсткого снега. Дополнительно, для защиты глаз, можно использовать горнолыжные очки.
Флисовые маски очень удобны. Главный их недостаток в том, что они легко
продуваются и бесполезны на сильном ветру
Вязаные маски лучше защищают при сильном ветре, но менее удобны в случаях,
когда надо часто открывать лицо
ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА
Курток тоже должно быть несколько, но обязательно с капюшонами, желательно с меховой оторочкой, защищающей от ветра и снега. Кроме того, одежда должна полностью закрывать спину, включая её нижнюю часть. Для активных действий больше годятся лёгкие и тёплые пуховики и мембранно-флисовые куртки. Для вечернего чаепития на морозе отлично подойдёт непродуваемая массивная куртка, предназначенная для экстремально низких температур, длиной до колен и с объёмным капюшоном. Очень важно, чтобы верхняя одежда имела мягкий тканевый, флисовый или меховой ворот: тогда вы сможете застёгивать её под самое горло без угрозы натереть грубым материалом шею и подбородок, а заодно избежите локальных обморожений из-за контакта холодного синтетического материала с кожей.
Воротник куртки должен быть удлинённым и иметь меховую оторочку.
Так он лучше защищает от ветра и холода
Зимняя одежда гораздо объёмнее летней, поэтому требует больше
места в багажнике. Лучше сразу распределить вещи и обувь по разным баулам
для удобства использования
ШТАНЫ
Лучше надевать две пары – одни поверх других. Под них – термобельё или лёгкие флисовые штаны, сверху – непромокаемый и непродуваемый полукомбинезон. Он надёжно защитит от холода и ветра поясницу, когда вы будете приседать, наклоняться и выполнять прочие акробатические этюды в глубоком снегу с лопатой и домкратом. В таком полукомбинезоне и надетой поверх него куртке можно без вреда для здоровья долгое время лежать на снегу под машиной с гаечными ключами в руках. Кстати о руках.
ПЕРЧАТКИ
И снова потребуется два комплекта: лёгкие флисовые или синтетические перчатки для работ, связанных с мелкой моторикой, и объёмные тёплые рукавицы, желательно меховые внутри и прочные снаружи, такого размера, чтобы в них руки помещались в упомянутых выше лёгких перчатках, потому что замена одних на другие на морозе –процедура не из приятных, особенно если её приходится повторять постоянно.
При сильном ветре и низовой пурге не помешает лыжная маска.
В противном случае появляется реальная опасность обморозить лицо
ОБУВЬ
Здесь мы отойдём от уже ставшего привычным двойного комплекта, потому что типов обуви должно быть как минимум три: высокие ботинки, непромокаемые утеплённые бахилы и лёгкая и просторная, но тёплая и высокая обувь. Заполярье ведь наступает не сразу, до него ещё как-то доехать надо, а это много часов за рулём. Опять же, иногда на пути попадаются города с гостиницами, музеями и кафе, куда вваливаться в унтах или валенках не комильфо. Для вышеуказанных целей вполне подойдут обычные высокие зимние ботинки. Но для Крайнего Севера они не годятся, даже если на их коробке было написано: «До –50 °C», потому что такая обувь рассчитана на физическую активность. То есть пока вы бегаете или быстро ходите, ногам не холодно, но стоит вам остановиться, начинаются проблемы. Поверьте, я знаю, о чём говорю. Много лет назад в дорогущих суперсеверных ботинках я отморозил палец на ноге, пока в минус пятьдесят стоял у машины и чинил дверной замок.
Для разной активности требуется разная обувь. Вести машину по трассе можно
и в обычных городских зимних ботинках, а вот пить чай при минус тридцати
лучше в валенках, желательно, ручной валки
Непромокаемые бахилы отлично подходят для зимних путешествий.
Главное, чтобы широкая подошва не перекрывала соседние педали
Вариантов зимней экипировки великое множество, какой выбрать – каждый решает сам.
Главные условия – одежда должна быть тёплой, прочной и удобной,
а модность и цветовая гамма на Севере не важны
Поэтому, как только начались настоящие холода, сразу переобуваемся. Для того чтобы вести машину, нужна высокая тёплая обувь с незафиксированным голеностопом. Лично я из всего многообразия выбираю монгольские унты. Они выгодно отличаются от классических советских лётных наличием рифлёной подошвы, которая не скользит на утоптанном снегу, и не меховым, а кожаным сапогом снаружи, на который не налипает снег. Также вполне годятся любые утеплённые резиновые сапоги с войлочным чулком или аналогичные бахилы. Как правило, заявленная пригодность использования при низких температурах у такой обуви не расходится с реальностью. Главное, на что следует обратить внимание при выборе – ширина обуви. Подошва должна помещаться только на одной педали и не захватывать соседние, иначе при управлении автомобилем могут возникнуть некоторые трудности. Для вечернего фуршетного стояния около машин и долгого бездействия на морозе отлично подойдут валенки. В них нога отдыхает, что особенно актуально, если в течение нескольких дней нет возможности снимать обувь. Главные условия при выборе валенок – они должны быть ручной валки и из стопроцентной шерсти. Увы, сегодня таким требованиям отвечает только продукция кустарей. Ещё один важный момент – валенок носят на босу ногу.
И напоследок самое важное: ни в коем случае нельзя отправляться в зимнее путешествие в новой, ещё не проверенной в деле одежде и обуви. После покупки испытайте экипировку в короткой поездке и только убедившись в том, что она достаточно удобная и тёплая, используйте её в дальней зимней экспедиции.
Какую одежду носят народы Севера?
Оленеводы. Надым. Россия Фото: Depositphotos
У нас, на Северо-Западе России, тулуп — зимняя одежда для сторожей или для часовых, в ней отстоять на нашем морозе, даже с ветром, час-два — запросто. А в той же Якутии даже шуба из норки пробивается морозом очень быстро, и чтобы не замерзнуть, местные красавицы утепляют эти шубы при помощи ватина (ателье Якутска имеют в прейскуранте услугу — утепление шуб ватином).
А ведь люди в этих местах живут очень давно. Охотники, оленеводы… Якуты, чукчи, эскимосы, ненцы — десятки различных народов, у каждого свой язык, свои обычаи, свои легенды, а одежда у них почти одинаковая.
Нанайский костюм из рыбьей кожи. Летняя одежда Фото: ru.wikipedia.org
В северных краях бывает не только зима, но и лето (примерно месяц в середине календарного лета). В это время пользуется спросом легкая одежда. Из рыбьей кожи делали водоустойчивую одежду, нечто вроде наших дождевиков. Тушки крупных рыб (амур, кета, сазан, горбуша) немного подсушивали и ножом или палочкой снимали кожу. После обработки и пропитки из этой кожи делали одежду для защиты от дождя. Сшивали кусочки кожи тоже кожей, нарезанной длинными тонкими полосками. Украшали свои костюмы вышивками и аппликациями — просто красота.
Оленевод в малице. Ямал, 1982 г. Фото: ru.wikipedia.org
Малица — это одежда оленеводов. Шьют ее из оленьей шкуры, снятой осенью, мехом внутрь. Меховой капюшон из пыжика мехом наружу пришит наглухо. К рукавам пришиты рукавицы из камусов (шкура с голени оленя, прочная, обладает коротким и плотным мехом). В рукавицах есть прорез, закрытый изнутри широким меховым клапаном — это позволяет делать какую-то работу руками, а потом снова спрятать руки в рукавицы.
Эту одежду носят как зимой, так и летом, при путешествиях и во время охоты, она достаточно удобна для работы на холоде. Носят ее без пояса и с поясом. В подпоясанной малице можно было носить за пазухой, как в рюкзаке, какой-то груз.
Семья эскимосов в парках Фото: ru.wikipedia.org
Парка. Парку надевали поверх малицы в случае особенно сильных морозов. Ее шили из меха 2−3-месячных оленят (неблюев). Одежда прямая, с большим капюшоном. Ее часто украшали мозаичным орнаментом. Парка обычно шилась короче, чем малица, и носили ее неподпоясанной. Была распространена среди целого ряда северных народов, в том числе хантов и ненцев.
В начале 1950-х в армии США начали шить для летчиков, участников высокоширотных полетов, теплые куртки с мехом, снабженные капюшонами, которые назвали snorkel parka (капюшон напомнил сноркель (шнорхель) кому-то из создателей новой одежды). С тех пор новые парки пользуются большим успехом у туристов-экстремалов для походов в условиях крайнего Севера.
Чукчи Уэлена в кухлянках Фото: ru.wikipedia.org
Кухлянка — глухая меховая куртка. Двойная: внешняя — мехом наружу, и внутренняя — мехом внутрь. Для дальних поездок зимой шьют более длинные кухлянки, с подолом ниже колен. Ворот, подол и обшлаги рукавов снабжены веревками из сухожилий оленя — можно их затянуть. Часто в теплое время года носят только внешнюю — мехом наружу. Молодежь носит кухлянки более короткого покроя, а люди постарше возрастом — длинные, ниже колен.
Зимой, надев и внутреннюю, и внешнюю кухлянки, в дальнем путешествии жители Севера просто вечером стягивают веревки из сухожилий — и могут спать в зимние морозы даже на снегу.
Паница — зимняя одежда женщин Севера. Двойная шуба (мехом наружу и внутрь). К рукавам пришиты рукавицы. В общем, похожа на малицу, но в отличие от нее имеет разрез спереди. Праздничные паницы расшивают бисером и узорами, верх обшивают лентами и аппликациями из меха.
Человек — удивительно гибкое существо, способное адаптироваться к самым разным условиям жизни.