что носят казаки на голове
Как шапка кубанка стала символом чести и доблести настоящего казака
Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.
Особенности изготовления кубанки
Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.
Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.
История появления казачьей папахи
Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.
Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:
«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.
Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.
Значение креста на донце
Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.
Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.
Шапка для казака – символ чести
Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.
По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.
Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.
Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.
Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.
После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.
Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.
Испытания на право ношения
Где сегодня можно купить кубанку
Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.
В настоящее время много интернет-магазинов, продающих казачьи шапки.
Мы рекомендуем КавказСувенир.ру, в котором представлен самый большой выбор казачьих головных уборов. Они могут удовлетворить потребности любого покупателя, сшив по индивидуальным меркам. Доставляют в удобное время в любую точку мира. А также есть готовые экземпляры в наличии в шоу-руме в Москве на ул. Большая Семеновская д. 42, который работает без выходных.
Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.
Зачем казаки носили чубы и серьги
Общины запорожских и донских казаков на Руси возникли в XV веке. И практически сразу же у них появились свои отличительные черты: причёска — чуб, длинные усы и неизменная трубка во рту.
Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его разрешалось далеко не всем, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.
Фактрум предлагает читателю узнать, что означал чуб у казаков и по каким причинам его носили бравые вояки.
Для чего казаки носили чуб на голове
Чуб, или оселедец, — это мужская причёска с выбритой головой и оставленной длинной прядью волос на макушке. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые же, только-только вступившие в казачью общину, носить чуб на голове не могли. Юнцов коротко стригли, как правило, «под горшок». Со временем, когда молодые казаки проходили разные этапы своего обучения, их волосы всё укорачивали и укорачивали, пока на голове не оставалась лысина.
Чуб запорожского казака был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере и чтит её. Все казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души. Но вместе с тем они считали, что казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб сможет вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
Чуб казаку нужен был и для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Вояки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистых. Считалось, что они садятся именно на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки.
Потеря чуба была позором для казака. Зачастую атаман мог лишить казака оселедца за какую-то провинность или преступление. Во время войн враги намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют и свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.
Зачем казаки носили серьгу в ухе
Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец. Чаще всего казачьи серьги имели вид полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или в правом ухе, кроется в их положении в семье. Так, казаки с серьгой в левом ухе были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе казака символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
Бывали случаи, что и донские, и запорожские казаки носили по серьге в каждом ухе. Такие вояки были единственными детьми в своей семье. Все остальные в общине относились к ним с особым уважением. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь юнцы, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили неженатые, сироты или младшие сыновья, — словом, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Этих казаков посылали на самые опасные задания.
Было и другое значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга может уберечь от разных болезней, в том числе и от венерических. Кроме того, если казачий отряд останавливался возле незнакомого водоёма, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Делали они это для того, чтобы серебро обеззаразило воду.
Помогало ношение серёг и во время обучения. Зная, в каком ухе у него висит серьга, казаку было проще выполнять команды «направо» и «налево». Облегчало это и работу командира. Он, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправить его в тыл, чтобы сберечь.
«Папаха» – это часть одежды или символ нации?
Папаха – это атрибут мужской одежды. Для каждого праздника существует определённый её вид. В повседневной жизни носят обычную папаху, а для торжества и траура существуют специальные, особо оформленные папахи.
Отличаются эти головные уборы по цвету, форме и высоте. В основе своей папаха всегда имеет природный цвет того материала, из которого изготавливается.
Происхождение слова
Прочесть о возникновении этого слова можно в «Историческом словаре». Пришло оно из тюркского языка, изначально означало высокую мужскую шапку из меха. Входила папаха в национальный костюм и военное обмундирование.
Вызывает интерес такой факт: этот вид головного убора до сих пор используется в национальной одежде кавказских народностей и в военной одежде.
Грузины в национальной одежде с непременным головным убором / almode.ru
Факты из истории
На стыке двух веков (19-го и 20-го) для изготовления папахи применяли не только овчину и козий мех. Достоинство мужчины подчёркивали шкуры волка, медведя. В некоторых случаях на голове представителей сильного пола можно было увидеть папаху из шкуры кенгуру.
В армии русских воинов тоже существовала шапка из меха. Позже в послереволюционный период меховые шапки сменились «будёновками», а 1936 год стал годом возобновления папахи как части воинского обмундирования, с тех пор папаха прочно обосновалась в армейской одежде. Голова была защищена от ударов, так как папаха значительно смягчала удары.
Маршал Советского Союза Жуков Г.К. в тулупе и папахе, 1944 / образывойны.рф
Особенности военной папахи
В военной экипировке среди папах наблюдалось отличие. Благодаря этому головному убору можно было определить, какому полку принадлежит служивый человек.
Например, казаки из Сибири носили конусообразные папахи с коротким мехом, а донские военнослужащие украшали свои головные уборы вышитым крестом, показывая всем, что они принадлежат к православной вере.
У донских казаков папаху уважительно называли «казачьей кубанкой». Верх их папах был обязательно алого цвета. В нескольких воинских частях предпочтение отдавали папахам из овечьего меха чёрного цвета. Ворс у них был традиционно длинным.
Интересное выражение
Иногда меткие замечания, которыми пользовался народ, прочно входили в речевой обиход, утрачивая своё первоначальное значение. Так произошло с выражением, тесно связанным с названием папахи.
Кубанское казачье войско / © Пресс-служба администрации Краснодарского края / kubnews.ru
Где сильны традиции?
Папаха у кавказских национальностей всегда была традиционной и классической. Именно Кавказ славился секретами изготовления таких шапок. До сих пор традиции ношения папах поддерживается на Кавказе.
Известные люди бережно чтут эти традиции и всячески их сохраняют, демонстрируя ношение этих головных уборов на публике. Российский боец из Дагестана Хабиб Нурмагомедов постоянно показывается перед своими боями в папахе, которая уже получила конкретное название — «Шапка Хабиба». Хабиб уважает свой народ и его культуру.
Хабиб Нурмагомедов в папахе / sports.ru
Папаха – это не простая шапка для горца
Кавказцу нельзя ронять папаху. В противном случае, честь и достоинство покинет обладателя этой шапки.
Папаха для мужчины – предмет для голосования, а не просто головной убор для сохранения тепла. При помощи папахи на Кавказе можно было, бросив её в круг, отдать свой голос за определённое решение вопроса.
Папаху закидывали в окно любимой девушке, делая таким образом предложение руки и сердца. Это дагестанский обычай для застенчивого юноши. Иногда ценные и дорогие сердцу вещи хранили в папахах, так как этот головной убор редко снимался с головы хозяина вещей.
Меткие народные выражения
К таким всегда относили пословицы и поговорки. Их было немало посвящено уважаемому и чтимому на Кавказе головному убору.
О целостности жизни и папахи:
«Если голова человека цела, то на ней должна быть папаха».
«Не для тепла носят папаху, а для чести».
Создание таких выражений говорит о том, что к папахе относятся с огромным почтением и уважением, как к человеку. Такое отношение к мужскому головному убору вошло в традицию многих кавказских народностей.
Рамзану Кадырову к лицу этот головной убор / © Саид Царнаев РИА Новости / lenta.ru
Разновидности папах
Есть разные виды папах: по высоте меха, материалу изготовления и украшению донца. Их названия были поэтичными и необычными: «папаги», «трухмены», «кабардинцы» и прочие. Сегодня стоит вспомнить ещё несколько названий, которые стоят в одном ряду с «трухменкой».
До 19 века на Руси шапки, по крою напоминавшие папаху, назвались «клобуком», только позже в русский язык перекочевало слово «папаха». Далее каждая местность называла этот вид шапки по-своему: кубанка (она отличалась по высоте от обычной привычной папахи), трухменка, кабардинка.
Национальная ингушская одежда / almode.ru
Кубанка родилась на Кубани. Невысокая, преимущественно из каракуля, смушки и мерлушки (шкуры ягнят разного возраста: от 3 до 30 дней отроду). Шапка шилась из 4-х частей, швы скрывали двумя полосами в виде креста, который носил название «галун».
Трухменка была сшита из редкого на Дону каракуля. Она стоила больших денег и принадлежала атаманам или богатым казакам. О папахе с тумаком уже вели речь, такие головные уборы носили донские и запорожские казаки.
Казачьи атаманы принимают военный парад в Краснодаре / classpic.ru
Слово «папаха» в литературе
Много авторов в различные временные эпохи намеренно, описывая своих героев, а иногда вскользь употребляли в своих произведениях слово «папаха». Итак, приступим к этой подборке:
«Вперед не стану судить о человеке по его бараньей папахе и по крашеным ногтям».
И больше — выстрел! — что такое.
Привстав на звонких стременах,
Надвинув на брови папах,
Отважный князь не молвил слова».
«Закутанный в черную глухую шубу, с мохнатейшей папахой на голове, в валенках, он сидел в пустом, высоком, совершенно нетопленном кабинете».
«Рябчиков от порога пошел вприсядку, волоча шашку, хлопая по голенищам папахой».
Эти и другие произведения отражали историю государства, поэтому не обошли стороной и данный головной убор. Само слово «папаха» вызывало интерес у писателей, поэтому они с удовольствием его использовали в своих описаниях.
Фольклорный ансамбль Казачий пикет / kazachiy-piket.ru
Казаки и жители Кавказа считали папаху объектом гордости. С ней связано много поверий, примет, которые переходят до сих пор от поколения к поколению. Мужчина терял свою папаху, если умирал. В современном мире эти традиции стали слабее, но уважение к себе папаха пронесла через века.
Что носят казаки на голове
Шапка играла очень большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражки или папахи без кокард формально принадлежали казакам нестроевых возрастов. Но этот обычай почти никогда не соблюдался, может, потому, что казачата хотели казаться старше, а старики — моложе! Проверить догадку о числе мужчин в доме можно было, войдя в горницу, где на ковре висели шашки — символ казачьего совершеннолетия, полноправия и наличия земельного надела. Фуражку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из переметной сумы простреленную или изрубленную фуражку и молча проходил мимо остолбеневших от горя родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи препоручается Богу и христианам. В поминальные дни и в Родительскую субботу перед фуражкой ставили стопку вина и прикрывали куском хлеба. Утром хлеб скрашивали воробьям, а вино выплескивалось в огонь очага или выливалось в реку с поминальной молитвой. Когда хозяина не было дома, старик или атаман, войдя в горницу и перекрестившись, усаживались без приглашения, говоря хозяйке: «Сбегай-ка, покличь свово…». В доме вдовы, где под иконой лежала фуражка, ни старик, ни атаман не смели без разрешения переступить порог горницы, говорили тихо и обращались к вдове либо по имени и отчеству, либо ласково: Катенька, Егоровна-голубушка… Если женщина вторично выходила замуж, то ее новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нес фуражку к реке и опускал ее в воду со словами: «Прости, товарищ, но не гневайся, не грехом смертным, но честию взял я твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту… Да будет земля тебе пухом, а душе — райский покой…» Но вообще папаха была предметом поклонения не случайно. На старинную шапку частенько нашивали образок или за подкладку зашивали какую-нибудь священную реликвию, поэтому в степи, на войне, в походе казак ставил на какую-нибудь возвышенность, на холмик или на воткнутую в землю шашку, шапку и молился на сияющий на ее челе образок. После раскола, происшедшего в России (следует помнить, что очень многие казаки были староверы, то есть никоновских реформ не признали), появилась традиция зашивать староверческие образки в шапку, под кокарду или над нею. В советской армии солдаты-казаки тайком зашивали иконки (часто бумажные, купленные в ближайшей церкви) в шапку или фуражку. При этом они могли быть и неверующими, но традиция сохранялась. Принятый в русской армии закон о нашивании на шапку наград за массовый героизм еще более увеличил ценность головного убора. Так можно было почти на всех казачьих шапках увидеть латунные значки «За храбрость», «За Шипку» и т. д.
Атаман носил особую высокую шапку, которая ему не принадлежала, как и кафтан особого покроя из дорогого материала. Шапка была знаком его атаманства и принадлежала казачьему обществу. Обычаи, говорящие о высокой роли шапки в гражданской жизни казачества, сохранились до сих пор. При выборах атамана, каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг, снимает шапку. Если кандидатов несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Вообще-то, обычай обнажать голову означает покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение воле другого (того, кто в шапке). Все остальные казаки круга сидели в головных уборах. Но как только атаман был выбран, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки без исключения снимали головные уборы. С этой минуты признавалась воля атамана над их головами.
Изначально появившись в горных селениях этот традиционный высокий меховой головной убор из овчины, служивший для защиты от холода, спустя всего нескольких веков, стал одним из основных атрибутов военного обмундирования казаков.
В случае крайней надобности этот головной убор мог и защитить своего хозяина. Ведь в донских и запорожских казачьих войсках папаху дополняли тумаком – клиновидным колпаком по верху в который иногда вшивали металлические пластины.
Отсюда и берет начало расхожая фраза «надавать тумаков».
Традиции
Вместе с некоторыми традициями горных народов перекочевало и особое отношение к этой шапке, а именно:
Часть из этого, на протяжении долго времени, потеряло свою актуальность, но сохраняется как память. Ведь бережное отношение к своим традициям, культуре остается неизменным у всего казачества.
Появилась кубанка во времена черкесской войны и заселения Кубани.
Из чего шьют папахи и кубанки
Традиционно данную разновидность головного убора шьются из:
Каракуль – шкурки ягнят особой, каракульской породы. Они отличаются особой тонкостью шерсти, а также характерным рисунком завитков.
Овчина – шкура взрослой овцы старше шести месяцев. Благодаря длинному плотному ворсу она отлично сохраняет тепло и держит форму.
Кубанка
Изначально она появилась в период Первой мировой войны у кубанских казаков – оттуда и название.
От папахи ее отличает правильная цилиндрическая форма и небольшая высота.
Верх кубанки может быть различаться по цвету и являться знаком отличия вида войска. К примеру:
На верх традиционно нашивались две тесьмы, расположенные крест-накрест.
У казаков при царе они были серебристыми.
Однако 6 января 1943 г. указом Президиума Верховного Совета СССР вместе с погонами для каждого из родов войск, были введены ещё и
Папаха – головной убор на все времена.
Это – не просто шапка, согревающая владельца.
Она – символ достоинства, чести, ответственности и благородства казачьего рода.