что носят католики на шее вместо крестика
Почему баптисты не носят крест: кто из христиан не носит крест
Крест – один из самых узнаваемых символов в мире. Некогда он был в ходу у наших пращуров-язычников и распространен во многих примитивных культурах. Но с появлением христианства крест стал трактоваться именно как символ принадлежности к соответствующей религиозной конфессии.
Немного об истории религии
Христианская религия зародилась в начале нашей эры: собственно говоря, общепринятое летоисчисление ведется от рождения сына Божьего, Христа. Местом зарождения веры считается Иудея (Палестина), где после смерти и вознесения Христа начало распространяться соответствующее учение и заповеди Спасителя. Как ни странно, первыми приверженцами нового вероучения, наряду с арамейцами, стали иудеи.
Поначалу, на протяжении тысячелетия, христианская церковь была единой. Затем, в 1054 году произошло разделение христианской церкви на католическую и православную, а еще позже, уже в Средневековье, от католической церкви отделился протестантизм, который впоследствии распался на множество более мелких конфессий.
На данный момент христианскую религию исповедует порядка трети от всего населения Земного шара. Число приверженцев протестантизма составляет около 800 миллионов человек – это второе по численности направление христианства после католицизма.
Сейчас в мире по-прежнему существует три основных направления христианской религии:
Крест далеко не сразу стал символом христианской религии – до воцарения императора Константина учение Христа олицетворяли рыбы, агнец, хризма (инициалы Спасителя) и даже якорь. Однако с начала IV столетия символ животворящего креста стал постепенно распространяться, пока не достиг нынешней популярности. Впоследствии его стали дополнять распятой фигуркой Христа.
Постоянное ношение нательного креста после крещения более типично для православия (причем русского). Современные католики носят кресты реже, а православные греки и приверженцы большинства ветвей протестантизма – вообще никогда.
Носят ли протестанты крестики?
Как говорилось выше, протестантизм весьма многообразен и широко распространен – количество разнообразных течений внутри него измеряется тысячами. Большинство их основано на безусловном следовании Библии, живой вере и священстве всех верующих.
Канонизированных святых в протестантизме практически нет. Точнее, их житие не отрицается, но они почитаются, скорее, как мудрые учителя. В большинстве направлений обрядовая часть сильно урезана и сводится лишь к двум таинствам: крещению (которое проводится обычно в осознанном возрасте) и причастию. Некоторые течения обходятся и вовсе без них.
Действительно, протестанты не носят крестик (во всяком случае, представители большинства крупных течений). Крест не используется в богослужениях и не является объектом поклонения.
Протестанты объясняют это тем, что истинная вера не нуждается в материальных символах, а поклонение им – идолопоклонничество, всячески порицаемое в христианстве. Тем не менее, символ креста они не отвергают (он украшает молельные дома, изображается на Библиях, которые распространяются бесплатно), а просто ему не поклоняются.
Молельные дома протестантов обычно обставлены весьма лаконично. В них отсутствуют иконы, изваяния и роскошная утварь. Некоторые течения и вовсе не признают необходимости иметь специальные места для отправления богослужений: где собрались верующие, там и церковь.
Почему баптисты не носят крестик
Баптистское вероучение – одно из распространенных ответвлений протестантизма. В России оно, пожалуй, наиболее популярно. Баптисты придают грандиозное значение всему, что написано в Библии, крестятся в зрелом возрасте и не приемлют идолопоклонничества в любой форме. Таковым они считают поклонение кресту: от осенения крестным знамением до ношения нательного крестика.
Золотая подвеска с фианитами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Тем не менее, наиболее продвинутые представители этой конфессии считают, что к кресту нужно относиться с уважением. Однако не нужно путать уважение с преклонением и заменять истинную веру материальными символами.
Баптистам закономерно оппонируют представители православного духовенства, приводя слова Апостола Павла из Библии. Святой очень чтил животворящий крест и призывал к этому всех верующих.
Православные греки
Православие в Греции воцарилось гораздо раньше, чем на Руси. И если у нас оно насаждалось сверху, то первые верующие в Христа греки подвергались серьезным гонениям. Носить крест в те времена было попросту опасным: первых христиан нещадно истребляли.
Тем не менее, считается, что великомученики греческого происхождения носили кресты. Впоследствии некоторые верующие начали татуировать крест на груди (его невозможно сорвать и осквернить) или носить медальоны с изображением распятия.
В общем, традиция ношения нательных крестиков в Греции не прижилась. По мнению современных греческих теологов, каждый человек получает духовный крест при крещении, а в материальном воплощении он не нуждается.
Что носят евреи вместо креста?
Евреи не носят крестик потому, что не являются христианами. У них есть собственная религия – иудаизм. Что интересно: иудаизм гораздо старше христианства и вообще является самой старой монотеистической религией в мире. Евреи-ортодоксы придерживаются крайне строгих и непонятных инакомыслящим канонов.
Евреи не имели никакого отношения к казни Христа. Земли Иудеи были захвачены легионами римлян, и самим евреям от этого было несладко. Римляне (тогда еще язычники) и распяли Спасителя.
Евреи носят на шее вместо крестика шестиконечную звезду Давида. Это не настолько религиозный, насколько духовный и национальный символ, так что ношение его – дело сугубо добровольное.
Христианский крестик не оберег и не талисман на удачу – без истинной веры он пуст. Так что носить его нужно только тем людям, которые действительно чтят Христа и искренне благодарят его за спасение.
Отличия православного и католического крестика
Когда Христос, сын Божий и человеческий, принимал муки на кресте (а это не религиозный догмат, а исторический факт), он наверняка не мог помыслить о том, что вера в Бога не будет единой. Но История рассудила иначе: теперь мы имеем не только православие и католицизм, но и массу иных течений в рамках христианской церкви.
Даже символика внутрихристианских конфессий различается: православный крестик отличается от католического, а протестанты и вовсе не признают нательных крестов и прочих символов, почитаемых главенствующими течениями христианства.
Можно ли православному носить иерусалимский крест? Обязательно ли наличие распятия? Чем различаются нательные кресты основных христианских конфессий? Разбираемся вместе!
Раскол христианской церкви произошел еще в середине XI столетия в результате многолетних разногласий между Римом и Константинополем. А немного позже от нее отделились еще десятки течений. Даже православная церковь не едина!
Как выглядит католический и православный крестик
Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.
В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.
Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!
Христианский нательный крестик больше присущ православию. Католики носят нательные кресты реже, а протестанты и вовсе отвергают, считая, что истинная вера не нуждается ни в каких материальных носителях!
Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического. Обратите внимание на следующие различия:
В качестве нательного креста католики обычно используют простой четырехлучевой вариант без распятия. У православных четырехлучевой вариант тоже распространен, но лучи имеют замысловатую форму. Распятие встречается чаще.
Можно ли православному носить католический крестик
В связи с вышесказанным возникает вопрос, можно ли носить православным католический крестик. Мнения у служителей церкви по этому поводу сильно расходятся.
Наиболее ортодоксально настроенные священники старой формации отказываются освящать крестики, несущие явно выраженные внешние признаки католического «происхождения». Как правило, простые кресты они освящают все, но вот с распятием могут возникнуть проблемы. В частности, они обращают внимание на язык надписей (он должен быть церковнославянским или русским) и количество гвоздей на распятии.
Более прогрессивные представители РПЦ не запрещают носить католический крест православному человеку. Они закономерно полагают, что духовное содержание креста и степень жертвенного подвига Иисуса не зависят от визуальных нюансов материального объекта.
С равным успехом можно полагать, что носить православный крестик католику тоже не возбраняется. Это можно делать безбоязненно, без оглядки на частное мнение священников-ортодоксов.
Истинная вера и благочестие находятся внутри человека и не зависят от внешнего вида креста. Можно увешаться «правильными» распятиями хоть с головы до ног, но совершать неблаговидные поступки. А можно и вовсе не носить крест, но всеми поступками и мыслями доказывать собственное благочестие и следование основным принципам христианства.
Православная Жизнь
При покупке нательного крестика в ювелирном магазине люди иногда задумываются, в чем же отличие православного креста от католического, поэтому стоит по этому поводу сделать несколько замечаний.
Основные стереотипы
Вообще, иногда дело не ограничивается лишь указанием на нательный крест, а приобретает более широкий размах, доходит до принципиальной позиции и привязке к какой-либо из традиций изображения креста как самой главной, важной, правильной и т. п. Если попытаться поискать в интернете заметки о том, чем отличается католический крест от православного, то мы в большинстве случаев найдём набор стандартных штампов.
1. Количество концов креста. Православный – восемь, католический – четыре.
2. Положение Тела Христа. На православном кресте Спаситель изображается с распростертыми руками, перпендикулярными туловищу, на католическом – Тело провисает на руках (иногда Господь выглядит уже умершим). Таким образом, в восточной традиции делается акцент на радости, в западной – на страдании.
3. Количество гвоздей, которыми прибиты ноги Христа. В православии – два, в католичестве – один.
4. Язык надписи над головой Христа. В православии это славянское ІНЦІ (І҆и҃съ Назѡрѧни́нъ, Цр҃ь і҆ꙋде́йскїй), в католицизме – латинское INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum).
Так ли они важны?
Проблема заключается в том, что указанные разности для некоторых православных приобретают сакральный характер, при этом западная традиция изображения креста хулится чуть ли не как еретическая. Однако прежде чем отстаивать ту или иную позицию, стоит хотя бы просто посмотреть на фото обоих крестов и подумать над тем, что и там, и там мы видим Христа – нашего Спасителя. И там, и там – это Крест – орудие победы над грехом, дьяволом и смертью. Мечась между двумя традициями изображения главного символа христианства, мы забываем, что существуют десятки различных типов креста, и это, не говоря о множестве более мелких вариаций. В каждом случае для христиан крест оставался крестом – драгоценным и незаменимым. Поэтому, перед тем как пытаться отличить «католический» крест и «православный», важно подумать, насколько действительно важны некоторые различия?
Двойные стандарты не для христиан
Для начала нужно сказать, что нельзя связывать традицию изображения креста и западно-христианские отступления от веры. Если католики или протестанты в своем большинстве используют ту или иную форму главного символа христианства, то это отнюдь не значит, что сам крест становится каким-то еретическим. Более того, четырехконечный крест присутствовал в богослужебной практике христиан с самых ранних веков. В таком виде он использовался и в Византии, и в Древней Руси. Не секрет, что и сегодня в православии четырехконечный крест употребляется без всяких колебаний и не считается чем-то специфически западным. А вот привычный для нас восьмиконечный крест – лишь одна из вариаций его изображения.
Главный аргумент некоторых православных здесь основан на том убеждении, что восьмиконечный крест исторически наиболее достоверный. Да, действительно с некоторого времени верхняя перекладина креста указывает на надпись, оставленную Понтием Пилатом, а нижняя – на дощечку, которую, вероятнее всего, подставляли под ноги распятого человека, дабы он мог немного не нее опираться и не сразу умереть от удушья. Интересно, что при этом западная традиция изображения максимально правдоподобного положения Тела Спасителя критикуется как натуралистическая, хотя и в византийской, и древнерусской иконографии имеются примеры разного положения Тела Христа. В итоге получаются какие-то двойные стандарты: положение Тела достоверно изображать нельзя, а сам крест – можно. Кроме того, если так уж важна историческая правда, то надпись над головой Христа была составлена на греческом, еврейском и римском (латинском) языках (Лк. 23:38; Ин. 19:19–20), а никак не славянском, которого тогда еще и в помине не было. В конце концов, если гнаться за историзмом, как, например, за количеством гвоздей для ног, то нужно также сказать, что в руки гвозди вбивались не в районе ладоней, а в запястья – между лучевой и локтевой костями предплечья. О такой практике распятия говорят, например, исследования останков казненных иудеев (в частности, некоего Йоханана бен Агалгола), убитых после подавления Римом восстания в 70 году. К слову, у этого молодого иудея сбоку были пробиты пяточные кости одним 18-сантимеровым гвоздем, что также свидетельствует о развороте ступней при распятии.
Приведенные сведения взяты из исследования археолога Василия Цафериса и патологоанатома доктора Н. Хааса, но если мы отвлечемся от научных данных, то должны подумать: о чем здесь вообще спорить? О точности или символизме изображения положения Тела Христа на Кресте? Зачем обращать внимание на такие тонкости, если Спаситель везде Один и Тот же? Да, западные христиане через физиологический реализм делают больший акцент на Страданиях Христа. Восточные же – обычно стремятся передать более просветленный, возвышенный образ Господа. Но разве Страдания вочеловечшегося Сына Божьего для православных не имеют значения? Вопрос, думаю, риторический.
Но давайте вернемся к форме креста. Если кого-то смущает четырехконечный крест, то стоит сказать, что в катакомбах (начиная с III века) превалирует именно такой вариант изображения. Более того, в своем «Розыске» свт. Димитрий Ростовский ясно указывает, что Крест Христов нами почитается не по числу концов, а по Самому Христу, чьею Кровью он обагрился, и если какой крест проявляет силу, то действие это не его самого, а распятого на нем Спасителя. Также и в каноне Животворящему Кресту, написанном прп. Григорием Синаитом, крест назван «четвероконечной силой». Поэтому четырехконечный крест никак не перестает быть христианским крестом только от того, что его сегодня чаще используют именно западные христиане.
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что любой спор относительно традиции изображения креста имеет смысл больше в каких-то археологических или искусствоведческих научных кругах, а для христиан это во многом «сотрясание воздуха». Поэтому для тех, кто задается вопросом: «Можно ли православному/православной носить католический крест?» – я советовал бы задуматься над тем, что всё зависит от того, насколько каждый конкретный крест на самом деле «католический», а не мы сами, по собственному невежеству, его в таковые записали. Есть просто Крест – христианский символ победы над дьяволом, грехом и смертью.
Протоиерей Владимир Долгих
ОТЛИЧИЕ ПРАВОСЛАВНОГО КРЕСТА ОТ КАТОЛИЧЕСКОГО
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.
Форма креста
Четырехконечный крест
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе». Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.
Распятие
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Значение крестной смерти Спасителя
Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).
«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.
Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Католический крест | Православный крест |