что носят католические священники
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Наверняка всем доводилось видеть священников с белыми воротниками. Бытует мнение о том, что это символ целомудрия. Другие склонны считать, что загадочный воротничок — это символ ошейника, который должен носить послушный «раб божий».
Самое время узнать, как давно появился данный элемент одежды и какой смысл на самом деле он имеет.
Католического священнослужителя очень легко узнать по характерному белому воротничку, который некоторые люди ошибочно принимают за какой-то ритуальный ошейник. На просторах интернета ходит немало «забавных» версий о сакральном значении белого воротничка. Якобы ношение этого воротника должно символизировать, что священник, как и всякий человек — раб божий. Некоторые даже утверждают, что католические священники носили белый воротник-ошейник с «незапамятных» римских времен. Все это полная глупость.
Белый воротник католического священника у нас называется колораткой. На Западе его называют «Римским воротником» и «клириканским воротником». Появился он недавно относительно всей истории христианской церкви. Придуман данный элемент гардероба был священником Дональдом МакЛеодом, служившим в англиканской церкви в Шотландии в XIX веке.
Появилась колоратка на волне очередного изменения моды повседневной одежды. В то время в Великобритании стали массово отказываться от воротников. Однако, ряса священника была достаточно тяжелой и постоянно натирала шею. МакЛеодом первоначально решил для себя эту проблему обычным поддеванием белой рубашки под рясу, а затем додумался сделать съемный воротник.
В последствии одежда священников менялась еще несколько раз, однако белые воротники оказались настолько удачным решением, что постепенно стали неотъемлемым атрибутом формы священнослужителя.
Имевшая изначально исключительно утилитарный смысл колоратка с годами утратила и его, превратившись окончательно в предмет статуса. Достаточно сказать, что старинные римские воротники делали из «гуманных тканей», таких как хлопок и лен. Сегодня же колоратки зачастую и вовсе делают из белого пластика.
Зачем католические священники носят белый «ошейник»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Католического священнослужителя очень легко узнать по характерному белому воротничку, который некоторые люди ошибочно принимают за какой-то ритуальный ошейник. На просторах интернета ходит немало «забавных» версий о сакральном значении белого воротничка. Якобы ношение этого воротника должно символизировать, что священник, как и всякий человек – раб божий. Некоторые даже утверждают, что католические священники носили белый воротник-ошейник с «незапамятных» римских времен. Все это полная глупость.
Белый воротник католического священника у нас называется колораткой. На Западе его называют «Римским воротником» и «клириканским воротником». Появился он недавно относительно всей истории христианской церкви. Придуман данный элемент гардероба был священником Дональдом МакЛеодом, служившим в англиканской церкви в Шотландии в XIX веке. Появилась колоратка на волне очередного изменения моды повседневной одежды. В то время в Великобритании стали массово отказываться от воротников. Однако, ряса священника была достаточно тяжелой и постоянно натирала шею. МакЛеодом первоначально решил для себя эту проблему обычным поддеванием белой рубашки под рясу, а затем додумался сделать съемный воротник.
В последствии одежда священников менялась еще несколько раз, однако белые воротники оказались настолько удачным решением, что постепенно стали неотъемлемым атрибутом формы священнослужителя. Имевшая изначально исключительно утилитарный смысл колоратка с годами утратила и его, превратившись окончательно в предмет статуса. Достаточно сказать, что старинные римские воротники делали из «гуманных тканей», таких как хлопок и лен. Сегодня же колоратки зачастую и вовсе делают из белого пластика.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что носят католические священники
Одежда и прочие атрибуты католического духовенства
Леди Лора: Добавлю иллюстрации Сутана Амикт Манипул стола казула
Мадлен Витри: Полное кардинальское облачение
Мадлен Витри: сутана кардинальска
Мадлен Витри: в тропических странах дозволена белая сутана
Мадлен Витри: О перстнях! Могу также сказать, что в настоящие время кардинальские перстни давно уже не только аметистовые. Есть и с рубинами и с сапфирами, есть вообще без камней.
Мадлен Витри: картинка меня впечатлила
ANNAnKe: ОГРОМНОЕ спасибо за эту тему с объяснением облачения католических священников! КАК она мне была нужна несколько лет назад. Давно интересовалась такой темой.
Ираклий: ищо одна беретта с вашего позволения
Ираклий: Монсеньо́р (фр. Monseigneur, итал. monsignore) мн. ч. monsignori — один из титулов высшего католического духовенства. Монсеньор является формой обращения для тех членов духовенства Римско-католической церкви, которые держат некоторые церковные почетные титулы. Монсеньор — форма апокопы от итальянского monsignore, от французского mon seigneur, означая «мой господин». По-русски, может быть сокращение мон. или монс. герб Монсеньо́рa
Ираклий: Испанская Биретта
Ираклий: добавлю: »галеро»
Ираклий: добавлю: »галеро»
Ираклий: Сутана кардинальская
Ираклий: добавлю: »галеро»
Ираклий: продолжаю серию Бирет
Клод Моне: Бенедикт 16 в зинмей папской моцетте
Клод Моне: Тиара папы Пия X. Тиара папы Пия IX. Тиара папы Иоанна ХХIII. Тиара папы Пия XI. Тиара папы Павла VI
Клод Моне: Фотографий папы Павла VI в тиаре. Фотографий папы Иоанна ХХIII в тиаре.
Клод Моне: Папа Бенедикт 16 в камауро. Папа Иоанн 23 в камауро. Другие папы в камуро : Папа Инокентий X. Папа Kлимент VII. Папа Юлий II. Папа Лев Х.
Клод Моне: Моццетта (итал. mozzetta) — короткая накидка с капюшоном, которая охватывает плечи и застёгивается на груди. Она является элементом церковного облачения части духовенства Римско-католической церкви: папы римского, кардиналов, епископов и аббатов. Её носят также представители англиканского духовенства. Моццетта обыкновенно имела маленький капюшон сзади, но он был упразднен папой римским Павлом VI. Папская моццетта Папская моццетта вышла из употребления в период понтификата Иоанна Павла II (1978—2005). Папа римский Бенедикт XVI, однако, носит красную бархатную моццетту, отделанную горностаем. Папская моццетта, с ее королевской отделкой, является напоминанием о днях папского могущества. Её носили круглый год понтифики шестнадцатого и семнадцатого столетия. Позднее её носили в основном зимой. В остальную часть года Папы Римские носят, как и кардиналы, плащи из легкой шерсти. Белая моццетта, которая надевается только в период Пасхальной октавы, была восстановлена папой Бенедиктом XVI в 2008. До того времени последний раз её надевал папа Павел VI 40 лет назад. Папа Пий ХII в зимней папской моцетте. Папа Иоанн XXIII в красной моцетте. Папа Иоанн XXIII в зимней папской моцетте. Иоанн Павел II в красной моцетте. Папа Павел VI в зимней моцетте. Иоанн Павел I в красной моцетте после Конклава 1978 года. Папа Пий Х в зимней моцетте. Папа Павел VI в белой моцетте.
Клод Моне: Фотографий кадиналов в красной моцетте.
Клод Моне: Кардинальское облачение во всём своём блеске.
Kaia: Извините за глупый вопрос А что кардиналы, епископы носили под всеми этими туниками? кальсоны? штаны? рубаху? чулки? белье?
Серж де Бюсси: Епископ-воин. XIII век. Архиепископ Реймский.
Марсель: «Богослужебные облачения инославных христиан»: http://www.siluanfoto.nm.ru/oblachenia1.htm http://www.luzarvestments.co.uk/
Литургические цвета в римском обряде
Примеры связи между цветом и христианскими понятиями встречаются уже в ранней Церкви. Святой Амвросий Медиоланский писал, что фиолетовый цвет характеризует исповедников, красный — мучеников, а белый — дев. Однако, использование облачений различных цветов для богослужений в зависимости от текущего литургического периода или праздника, возникло, как представляется, не раньше IX столетия.
Многочисленные монастырские уставы, созданные в X—XII веках, уже содержат указания на богослужебный цвет, главным образом, белый или чёрный. Однако устав монастыря Клюни уже в XI веке предписывает золотой и серебряный цвет облачений для праздников Рождества и Пятидесятницы.
В начале XIII века в понтификат папы Иннокентия III в Риме сложились правила, регулировавшие цвет используемых облачений. Иннокентий III в своём трактате «О святом таинстве алтаря», написанном ещё до своего избрания на папский престол, говорит об использовании белого цвета для праздников, красного — в дни мучеников, Святого Креста и на Пятидесятницу, чёрного — в периоды постов и для заупокойных месс, а зелёного — в обычные дни. Наряду с основными цветами использовались фиолетовый, алый и шафраново-жёлтый. Однако эти правила носили местный характер и очень многие монастыри и епархии имели собственные традиции, касающиеся цвета в литургическом облачении.
Общие для всей Католической церкви римского обряда правила, базирующиеся на использовании пяти основных цветов, установил папа Пий V во второй половине XVI века. Цвета литургических одежд, предписанные миссалом Пия V, употреблялись вплоть до реформы папы Павла VI середины XX века, в ходе которой в правила было внесено несколько изменений. Так, цвет процессии праздника Входа Господня в Иерусалим изменился с фиолетового на красный и чёрный цвет службы Страстной пятницы также на красный.
Использование в литургии одеяний разного цвета имеет глубоко символический характер. Белый цвет традиционно воспринимается как цвет чистоты, невинности; а также радости и триумфа. Красный цвет — цвет крови, с древних времён Церковь считала красный — цветом мучеников. Фиолетовый цвет в латинском обряде символизирует покаяние. Чёрный цвет символизирует траур и скорбь; зелёный — цвет жизни и надежды.
Литургические цвета римского обряда
Обязательно: Рядовое время
Фиолетовый
Обязательно: Адвент, Великий пост, Великая суббота, В таинстве исповеди
Факультативно: Третье воскресенье Адвента, Четвёртое воскресенье Великого поста, День поминовения усопших (2 ноября), Месса за усопших
Обязательно: Рождество, Пасха, Великий четверг, Праздники, посвящённые Спасителю, Праздники, посвящённые Богоматери, Праздники, посвящённые ангелам, Рождество Иоанна Крестителя (24 июня), День всех святых (1 ноября), Праздники святых (за исключением мучеников), В таинстве брака.
Обязательно: Пятидесятница, Вход Господень в Иерусалим, Великая пятница, Праздник Святого Креста, Память апостолов, Память евангелистов, Память мучеников, День Святого Духа, В таинстве миропомазания.
Факультативно: День поминовения усопших (2 ноября), Месса за усопших.
Факультативно: Третье воскресенье Адвента (Gaudete), Четвёртое воскресенье Великого поста (Laetare).
Голубой : Праздники, посвящённые Богоматери в некоторых епархиях.
Дополнительными цветами, используемыми в римском обряде являются розовый и голубой.
Розовый цвет может факультативно использоваться для литургического облачения третьего воскресенья Адвента и четвёртого воскресенья Великого поста.
Голубой цвет, в виде исключения, разрешён для епархий Испании и Латинской Америки на праздники, посвящённые Деве Марии (вместо белого).
Облачения белого цвета разрешается заменять облачениями с золотым и серебряным шитьём по белому фону.
В отдельных епархиях допускаются небольшие исключения из общих правил. Так в США на мессах за усопших может использоваться белый цвет, а не чёрный или фиолетовый. В данном случае белое одеяние символизирует надежду на воскресение мёртвых.
Римский миссал, пересмотренный папой римским Иоанном XXIII в 1962 году, был разрешён для использования в качестве экстраординарной формы римского обряда по motu proprio 2007 года папы Бенедикта XVI озаглавленного Summorum Pontificum. Пересмотр Миссала папой Иоанном XXIII включал изменения, которые он сделал своим motu proprio Rubricarum instructum от 29 июля 1960 года.[4]
Ниже приведены небольшие различия между его правилами для литургических цветов и поздними правилами:
Фиолетовый цвет носится в следующих случаях, из которых первые четыре перечисленных не включены в более поздние издания Римского Миссала:
Дни поста и молитвы;
Молебствие дней;
Три воскресенья перед Великим постом, Septuagesima, Sexagesima, и Quinquagesima;
Бдения о Непорочном Зачатии Девы Марии, Рождество, Богоявление и Успение Богородицы;
Бдение Пасхи и бдение Пятидесятницы, до, но не включая Мессу;
Евхаристическая служба на Страстную Пятницу;
Месса на День поминовения усопших, если отправляется, в то время как Святые Дары выставляются.
Красный цвет носят для благословения пальм и процессии, но не для Мессы, в Пальмовое воскресенье.
Черный цвет носят:
На всех панихидах включая День поминовения усопших;
На литургии Страстной Пятницы до, но не включая евхаристической службы.
Розовый цвет допускается в течение двух дней, как было указано выше, даже если этот цвет не был обычным.
Фиолетовый цвет носили:
На Мессы Страстей Господних;
На праздник святых младенцев, если он выпал на воскресенье, когда красный использовался;
На благословение свечей в праздник Сретения Господня.
Красный цвет носили на следующие дополнительные случаи:
На октаву Дня святых младенцев и на сам праздник, если он выпал на воскресенье
На празднование дней в течение Октавы праздника Святых апостолов Петра и Павла.
В 1955 году папа римский Пий XII пересмотрел литургический календарь, отменив все октавы, за исключением Рождества, Пасхи и Пятидесятницы.
Белый цвет носили для празднования дней в период октавы: Рождества, Богоявления, Пасхи, Святого Иосифа, Вознесения, Тела и Крови Христовых, Святейшего Сердца Иисуса, Рождества Иоанна Крестителя, Преображения, Успения, Всех Святых, Непорочного Зачатия и Посвящение церкви.
Он также пересмотрел литургии Страстной недели, представляя использование красного цвета в Пальмовое воскресенье на благословение пальм и процессии (для которых цвет был ранее фиолетовым), но не для Мессы, и использование фиолетового цвета на Евхаристической службе в Страстную пятницу (для которой цвет ранее был черным).
Папа Пий X поднял ранг воскресенья обычного времени, так что на тех, которые не выходят за рамки октав зеленый цвет использовался вместо цвета октавы, как это было по ранним правилам.
Правила литургических цветов до времени папы Пия X по существу указаны в издании Римского Миссала, который папа Пий V обнародовал в 1570 году, за исключением тех праздников, которые не входят в его Миссал. Схема цветов в его Миссале отражала использование цветов, которые стали фиксированными в Риме XII веке.
Что носят священнослужители и монахи, или Чем отличается ряса от ризы
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Повседневные одеяния
То, что веяния моды практически никак не затрагивают священнослужителей, не случайно. Дело не в том, что православные священнослужители не придают значения тому, во что облачаются – даже наоборот. Ношение каждого предмета строго регламентировано церковными нормами, как и порядок надевания, места, в которых полагается появляться в том или ином облачении. Сам процесс облачения сопровождается особенной молитвой – все, что носит священник, приближает его к Богу и одновременно отдаляет от обычного мира.
Традиции, связанные с облачением монахов и священнослужителей, возникли еще при апостолах, а какие-то – даже в ветхозаветные времена. Связь с теми далекими эпохами выражается во внешнем облике духовенства и в незыблемых правилах, которые касаются одевания.
Среди множества одеяний, предписываемых к ношению православной церковью, есть такие, которые надеваются лишь во время литургий и по особым случаям, а есть те, что носят постоянно – в том числе и дома или в келье, если речь идет о монахе. К повседневным одеждам священника относятся подрясник и ряса. Подрясник – нижнее облачение, он сшит из сукна, шерсти, сатина, льна или шелка и представляет собой длинное, до пят, одеяние с узкими рукавами. Монахам полагаются черные подрясники, священники могут также носить темно-синие, коричневые, серые или белые. Поверх подрясника надевается поясок.
Сверху надевают рясу – это верхнее одеяние. Слово происходит от греческого «расон», то есть «поношенная одежда». Ряса тоже длинная, рукава ниже ладоней, широкие. Зимой носят утепленные рясы, похожие на пальто. До XVII века рясы были не обязательны. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, тот самый, что провозгласил борьбу с раскольниками, благословил для монахов и священнослужителей одеяния, которые носили на православном Востоке. А черный цвет рясы символизирует, по сути, отсутствие цвета, а вместе с ним – покой и отрешение от мира.
Подрясник и ряса представляют собой одеяния Христа – такую одежду, длиннополую с широкими рукавами, носили в Иудее начала эры.
Головной убор монаха и священника – скуфья. Когда-то это была небольшая круглая шапочка, ею прикрывали выстриженные на макушке волосы – гуменцо. Скуфья имеет четыре складки, которые образуют крест. Вместо скуфьи священники могут носить камилавку – в том случае, если были награждены ею. Это головной убор темно-синего, фиолетового или черного цвета, по форме напоминающий цилиндр. Черная камилавка, покрытая черной тканью, стала частью облачения монаха, этот головной убор называется клобук. Кстати, слово «нахлобучивать», то есть надвигать низко на лоб, уши, образовано именно от названия этого головного убора.
Православные монахи носят мантию – длинную накидку без рукавов, с застежкой у ворота. Мантия покрывает подрясник и рясу, достает до земли. В первые века христианства мантия была обычным одеянием для всех верующих, отрекшихся от язычества, оставивших в прошлом свои звания и чины. Монашеская мантия всегда черного цвета, епископы носят фиолетовые, митрополиты – голубые, а патриарх – зеленую.
В каком одеянии полагается служить
Богослужебные облачения включают в себя дополнительные одеяния. Они называются ризы. Их нельзя носить в быту, за пределами церкви. После проведенного богослужения они остаются в храме. Традиции относительно ношения ризы уходят корнями еще во времена ветхозаветных священников, ризы носили апостолы. Сам канон сложился в VI веке.
Диаконам во время богослужения полагается лишь стихарь – он надевается на подрясник. Это длинное одеяние с широкими рукавами, белое – символизирующее чистоту души.
На левом плече носят орарь – широкую и длинную ленту. Священникам полагается носить двойной орарь, или епитрахиль – она символизирует две цели священника – служить церкви и совершать таинства. Без епитрахили священник не может проводить богослужение. В случае какой-то чрезвычайной ситуации он может благословить любой длинный кусок материи, веревки и использовать его как епитрахиль. Впоследствии следует либо сохранять за этим предметом облачения его функцию, либо уничтожить его.
Дьяконам, священникам и епископам во время богослужений надлежит носить поручи. Это полосы плотной материи с изображением креста, их надевают на руки. Таким образом подчеркивается, что через священнослужителя действует сам Господь. Поручи также отсылают к узам на руках Христа.
Что представляет собой риза и что еще положено носить священникам и епископам
Священники и епископы на стихарь, который в этом случае носит название «подризник» и шьется из тонких тканей, надевают фелонь. Этот предмет облачения очень древний; согласно изображениям на старинных иконах, Христос тоже носит нечто похожее на фелонь, а кроме того, она напоминает багряницу, в которую был облачен Спаситель перед казнью.
Фелонь представляет собой плащ без рукавов с прорезью для головы. Епископы носят похожую на фелонь ризу – саккос, это накидка уже с рукавами. Саккос появился благодаря тому, что когда-то византийские императоры стали жаловать епископам предметы царского облачения. Саккос шьют из дорогой ткани, на нем имеются 33 пуговицы – по числу земных лет Христа.
Полное священническое облачение включает пояс с нашитым крестом, он надевается поверх подрясника и епитрахили и завязывается сзади, на пояснице. В случае, если у священнослужителя имеются такие награды, он надевает еще несколько предметов облачения – набедренник и палицу, представляющие собой плат на длинной ленте.
Головной убор епископов – митра. Это высокая твердая шапка, она обычно украшена бархатом, парчовым шитьем, бисером, драгоценными камнями. В качестве награды митру может получить и священник. Среди предметов облачения епископа – широкая длинная лента, омофор, которая спускается одним концом на грудь, другим – на спину или же обоими концами на грудь, сшита или закреплена пуговицами. С этим предметом облачения связана легенда, согласно которой в 910 году Матерь Божия накрыла своим омофором Константинополь, защищая его от разорения варварами.
Отличительный нагрудный знак епископа – панагия, на которой запечатлен образ Богоматери. Когда-то панагия содержала в себе ковчежец с мощами, сейчас это уже необязательно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: