что носят евреи на груди
Что такое цицит?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Цицит — сплетенные вместе особым образом нити, которые прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Согласно закону Торы, взрослые мужчины с 13-ти лет, т. е. с возраста Бар-мицвы — совершеннолетия — обязаны носить кисти цицит с любой одеждой, в которой есть четыре угла. Сегодня у религиозных евреев принято прикреплять кисти цицит к особому полотнищу, называемому талит. Различают «талит гадоль» — «большой талит» — и «талит катан» — «малый талит».
Талит и кисти цицит на нем являются принадлежностью исключительно еврейской одежды. Встретив человека с цицит, можете не сомневаться: перед вами — еврей.
Кисти цицит представляют собой плетенные узелками концы нитей, прикрепленных к краям прямоугольных полотнищ, одно из которых — талит катан, малый талит — надевают под рубашку или пиджак, а второй — талит гадоль, большой талит накидывают на плечи во время молитвы.
Тора повелевает евреям (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит (кисти) на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».
Отсюда видим, что у заповеди цицит есть своя цель: напоминать еврею обо ВСЕХ заповедях, тем самым как бы подталкивая к их исполнению. И действительно, в форме кисти цицит (8 нитей и 5 узлов на каждой, итого — 13 элементов) и в самом слове цицит (числовое значение 600) скрыт намек на 613 заповедей Торы.
На протяжении всего светлого дня носят талит катан с цицит на нем — так выполняется заповедь цицит. Талит надевают сразу после утреннего омовения рук.
Размер талит, необходимый для того, чтобы его можно было назвать одеждой: 116 на 58 сантиметров (по другому мнению — 98 на 49).
При надевании надо произнести специальную браху (благословение) «аль мицват цицит», которая приведена во всех сидурах — еврейских молитвенниках. До этого надо проверить, все ли нити и узлы целы.
Во время утренней молитвы — молитвы Шахарит — еврей покрыт в талит гадоль, на котором тоже есть нити цицит. Перед накидыванием произносят другую браху — «леитатеф бацицит».
При повторном надевании (например, если между молитвами надо было выйти в туалет) браха не произносится.
Следует следить за тем, чтобы талит гадоль не висел на шее, а окутывал плечи, иначе — он не часть одежды.
Мудрецы сказали: «Если на дверях еврейского дома — мезуза, на его одежде — цицит, а на голове — тфилин, можно быть уверенным, что он далек от греха».
Еврейская одежда
Мы не намерены отвечать на этот вопрос, а просто познакомимся с одеждой религиозных евреев, перелистаем живой журнал мод начала позапрошлого века. Впрочем, прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на сакраментальный вопрос «Почему?!».
Итак, в середине XIX века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка «просвещенцев» — идеологов ассимиляции.
Первое, что они сделали — сменили традиционную еврейскую одежду на нееврейскую. Один из таких просвещенцев пришел как-то к раби Шолому Рокаху из Белза и ехидно так, с подковыркой, спрашивает: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?
Знаете, есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!
Улыбнулся ребе умнику и ответил: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.
Вот вам вкратце вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой.
Итак, займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку (или кипу) и талит катан. Слово «ермолка» происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные израильтяне, а от слов йерэ малка — то есть «боящийся Владыки».
Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех — и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.
Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.
Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета — знайте, что перед вами вероятно Радзинский хасид, а может быть и Ижбицкий. Дело в том, что секрет изготовления тхэйлет — синей краски, которую получают из особого моллюска под названием хилозон утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах.
Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти заповеданные нам Торой.
У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.
Вернемся к головным уборам: поверх ярмолки еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет (кашкет или дашек) и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков — последователей р. Вэлвэлэ из Бриска.
В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.
Простой литвак или Любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делал Любавический Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (дайон, ройш ешива), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл. Понятное дело, вызов к Торе на мафтира владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.
Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий, Белзский или Сатмарский.
Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить Белзского хасида от Вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера — слева.
Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер — летающая тарелка или супер. Как ни называй, а вместить в неё голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.
Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл. Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл, низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик, высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша), колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.
Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.
С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.
Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).
Первый классический признак: галстук. Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.
Второй отличительный признак хасида — борода. Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль». Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, «правит» бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это — неженатые ешиве бохеры.
В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски». Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук. Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом. Литвак гартлом не пользуется.
Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты (рэкл), халаты, бекечи (то есть бекеши), жугшцы (джубе) и т. д. Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.
О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте нужен особо зоркий глаз: например, одежда Сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.
Халаты — как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.
В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече.
И капота, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл, или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл. Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.
По ширине гартла можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к Белзским, Гэрским и некоторым другим хасидам.
Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн — брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.
Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн — до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки Гэрского хасида за венгерские галб-гойзн. Дело в том, что хасидей Гэр заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн — «казацкие» гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид Гэрские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.
Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: обувь. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.
Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета.
Носят их, главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязанная ермолка с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн, жилет и кафтан из особой ткани (по еврейски кафтн). Ткань кафтна — белая или серебрянная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Полосы, как и на будничной одежде — черные или темно-синие. Кафтн перехвачен двумя поясами — узким, который обычно не виден, а поверх него — белым шелковым, шириной в 10-12 сантиметров с тонкими, еле заметными поперечными черными полосами. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.
Мы не упомянули еще очень многое — золотые парчовые халаты и бекеши хасидских ребе, типы бород и пейойс, одежду детей и женщин.
Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов говорил, что память — единственный ключ к освобождению. Эти капотэс видели на своем веку многое: погромы проклятого Хмельницкого и чёрной сотни, они горели в печах нацистских лагерей и были свидетелями арабских погромов в Эрец Исроэль. Это наша живая память. Но мало видеть в еврейских одеждах только знак памяти, дань прошлому. Это — живой быт живых еврейских общин. Капоты и штраймлэх, режущие глаз «всему прогрессивному человечеству», останутся еврейской одеждой и тогда, когда «современная мода» безнадежно устареет и займет свое место в пыльных чуланах.
«Еврейская звезда», эта «жёлтая заплата на уровне сердца». (Перевод с немецкого и предисловие Леонида Комиссаренко)* 0
Предисловие переводчика
Каждый раз при подготовке материалов для публикации, будь то перевод или оригинальная статья, связанная с Холокостом, я останавливаю внимание на этом снимке, который сделал в числе многих других на выставке «Национал-социализм во Фрайбурге». Лежит в витрине полоса жёлтой ткани с напечаткой шестиконечных звёзд и словом «Jude».
Увидев впервые этот экспонат, я удивился тому, что никогда не задавал себе вопрос: а где, собственно говоря, брали евреи эти звёзды? Не рисовали же сами на жёлтых лоскутах и вырезали. Поиск дал пока что локальный ответ, только по Германии, стране пресловутого Ordnug’а. Как было в оккупированных странах, пока не знаю.
Звезда и полицейское разрешение
С 19 сентября 1941 года все евреи в Германии должны были носить желтую звезду как видимый отличительный знак.
Герман Геринг, второй человек нацистского режима, получает к своему 45-летию поздравление от руководства СС в 1938 году, присутствует и глава гестапо Рейнхард Гейдрих (2-й справа).
На конференции 12 ноября 1938 года, на которую Геринг также пригласил Гейдриха, глава гестапо предложил «отличительный знак» для евреев.
Гейдрих сразу же поручил своим чиновникам разработать эскизы.
14-го ноября 4 представленных здесь эскиза были отправлены Герингу.
С 1939 года эсэсовцы заставили евреев в Польше носить Звезду Давида. Вскоре это было распространено на евреев всех оккупированных территорий.
В сентябре 1941 года еврейская звезда стала обязательным клеймом и для немецких евреев.
«Вчера, когда Ева пришила еврейскую звезду, меня охватила отчаянная ярость. И у Евы нервы на пределе». Так написал в дневнике 20 сентября 1941-го года о себе и своей жене Виктор Клемперер. Накануне национал-социалисты приняли «Постановление полиции об отличительных знаках евреев». Оно было выпущено 1 сентября 1941 года. Все граждане-евреи старше шести лет должны были носить желтую Звезду Давида, называемую в нацистской пропаганде еще «еврейской звездой», на своей одежде на видном месте. Еще один шаг дискриминации — последний перед началом депортации в лагеря смерти.
Сотни тысяч против воли нашивали этот символ. Они слишком хорошо знали, что звезда означает вездесущее тавро: для Клемперера (1881—1960), уволеного в 1935 году профессора Дрезденского технического университета, мир рухнул. «Я чувствую себя разбитым, не могу прийти в себя… Это означает для нас потрясения и катастрофы», — писал романист, происходивший из еврейской семьи и ставший в 1912 году протестантом. «Я выхожу из дома только на несколько минут в темноте».
Рейнхард Гейдрих, начальник Главного управления безопасности Рейха, выступил в ноябре 1938 года, вскоре после погромов, за идентификацию евреев, за то, чтобы «внутренние враги» рейха «были видны всем», как он сформулировал: «Каждый еврей в смысле Нюрнбергских законов должен носить отличительный знак. Это возможность, которая облегчит многие другие вещи».
Эскалация насилия в отношении евреев
Сразу после захвата власти национал-социалистами в 1933 году в Германии началось лишение евреев гражданских прав.
Более чем двумя тысячами законов и правил нацистского режима евреи были маргинализированы, ограблены, изгнаны и подвергнуты угрозам.
В своей книге «Майн Кампф» Гитлер писал в 1924 году: «Зачумление нашей крови … сегодня планомерно проводится евреями».
Режим немедленно приступил к тому, чтобы следовать словам на деле. Уже весной 1933 года начались массовые акции бойкота …
… против еврейских магазинов и практик.
Закон «О восстановлении профессионального чиновничества» позволил уволить государственных служащих — евреев.
Закон о защите немецкой крови и немецкой чести
С «Нюрнбергскими законами» 1935 года расовое разделение между гражданами Германии и евреями Рейха было кодифицировано
Те, кого определили как евреев, потеряли свои лицензии врачей или адвокатов и были изгнаны из публичного пространства.
Не покупайте у евреев!
30 000 евреев-мужчин были арестованы (здесь фотография из Баден-Бадена), сотни евреев были убиты …
… тысяча синагог и 7500 еврейских магазинов были разрушены.
Еврейки были выставлены на всеобщее обозрение. Им обрезали волосы, привязали таблички: «Я исключена из национальной общины».
В 1939 году около 80 000 евреев, у которых, как правило, было изъято имущество, покинули Великую Германскую империю. Но вскоре их число сократилось до нескольких тысяч.
После нападения на Советский Союз в июне 1941 года айнзатцкоманды немедленно начали массовые казни евреев.
20 января 1942 года высокопоставленные чиновники на вилле «Марлир» на берегу озера Ванзее, Берлин обсуждали организацию «окончательного решения» еврейского вопроса.
Конечными точками «избавительного антисемитизма» (по Вернеру Бергману) в итоге стали фабрики уничтожения в лагерях смерти.
Эскизы службы Гейдриха (1938 года — пер.) сохранились: например, шестиконечная звезда синего цвета с черным контуром и желтой надписью «Jude». На другом эскизе — круглая синяя металлическая табличка, на которой нанесена либо Звезда Давида, либо буква «J». Но планы, по мнению историков, пока что оставались в ящике стола, вероятно, из опасения негативной реакции за рубежом.
С началом войны в 1939 году такие соображения уже не имели значения: сначала СС заставило польских евреев носить клеймо — желтый кусок ткани, на котором были нанесены черные контуры звезды Давида и «J» или слово «Jude». Наконец, нацистский министр пропаганды Йозеф Геббельс призвал Гитлера принять решение. 18 августа 1941 года диктатор одобрил введение звезды также для всех евреев в немецком рейхе — сообщение, которое распространилось в столице подобно лесному пожару. Согласно полицейскому указу Гейдриха, «запрещается показываться в общественных местах без еврейской звезды». Она должна представлять собой «размером в ладонь 6-конечную звезду с чёрным контуром из желтой ткани с черной надписью „Jude“». Знак «видимый, пришит к одежде на левой стороне груди».
С 1942 года первые поезда идут в Освенцим
Название места как синоним массового убийства по графику — механически, систематически, тщательно. С февраля 1942 года поезда смерти катятся на восток.
Терминал Освенцим. Здесь погибло более миллиона евреев. Кроме того, впредь евреям было запрещено носить ордена, медали и другие знаки отличия, а также покидать свой жилой район без разрешения полиции: решающая «предварительная мера» перед перевозкой жертв на восток, в лагеря смерти, начавшейся в октябре 1941 года. Распределение звезд нацистские власти поручили представителям еврейской «Имперской ассоциации евреев в Германии». На человека — четыре звезды.
Контракт на их изготовление получила берлинская фабрика флагов Geitel & Co., которая выполнила заказ в течение нескольких дней. «Был изготовлен почти миллион звезд, напечатанных на длинных рулонах ткани и упакованных в тяжелые тюки», — пишет бохумский историк Хубер Шнайдер.
Во время церемонии памяти в Бундестаге пережившая Холокост писательница Инге Дойчкрон в 2013 году рассказала: «Большинство немцев, которых я встречала на улицах Берлина, увидев на мне эту звезду, смотрели сквозь меня, отмеченную, или отворачивались».
«Звезда создала для нас дискриминирующую изоляцию»
«Носите её с гордостью, желтую звезду». Этими словами функционеры еврейской общины Берлина пытались подбодрить своих членов, когда они вынуждены были «прикрепить эту желтую ткань на уровне сердца», как это описано Дойчкрон. «С гордостью? На улице я привыкла придавать своему лицу вид маски. Никто не должен был догадаться, что я чувствовала на самом деле», — вспоминала Дойчкрон. — Несомненно, звезда создала для нас дискриминирующую изоляцию». Историк Хюберт Шнайдер пишет:
«Некоторые евреи больше не могли справляться с растущим давлением, они сдались. Они запирались в своих домах, умирали от голода или выбирали более быстрый способ самоубийства». Другие едва появлялись публично и, если это происходило, пытались спрятать желтый знак за портфелями, пакетами или книгами. Но «против этой практики гестапо применяло драконовские меры», — подчёркивает историк. Полиция получила указание внимательно следить за «способом ношения» звезд. Каждое нарушение было «в принципе наказуемо арестом в качестве меры пресечения».
Добавление от переводчика
Евреев, покончившиx в эти годы жизнь самоубийством, вопреки традиции, хоронили на еврейских кладбищах.