что носят арабы в пустыне
Я называю его шемаг…
Куфия, шемаг, арафатка (араб. كوفية, kūfīyä, также: арафатка (простореч.), шемаг, шемах, keffiyeh, shemagh, shmagh, kaffiyah, keffiya, kaffiya, ghutra, hatta) — все это разные названия традиционного мужского головного платка, очень популярного в арабских странах.
Куфия – название платка от города Эль-Куфа, где она первоначально носилась. Позже она распространилась на всю Аравию, и является неотъемлемой частью мужского гардероба и служит для защиты головы и лица от солнца, песка и холода.
Основным материалом для изготовления служит хлопок; нередко можно встретить шерстяные куфии и но нет куфий с добавлением синтетических тканей.
Размеры куфий могут слегка отличаться. Трудно сказать, какой правильный, но могут быть 100*100 см, 110*110, а может быть 110*125см …
Цвет куфии, рисунок, способ ношения может быть разным и для арабских стран зависит от региона проживания. В Ливане, например, они черные с белым, в Иордании — красные с белым… Но также сегодня черно-белую раскраску использует движение Фатх, красно-белую: Народный фронт Освобождения Палестины, а зелено-белую: фундаменталисты (ХAMAC). Военные часто используют бежевые, желтые, оливковые и коричневые цвета которые не имеют политической нагрузки. В странах СНГ, Европе и многих других странах цвета имеют унитарный характер и не имеют символической нагрузки.
Название «арафатка» — куфия получила в русскоязычных странах во время резкой эскалации израильско-палестинского конфликта (позднее получившей название «первой интифады») в конце 1980-х годов, когда на телеэкранах часто появлялся лидер палестинцев Ясир Арафат, неотъемлемой частью образа которого была куфия. Куфия Ясира Арафата укладывалась на голове таким образом, чтобы находящаяся на плече часть ткани по форме напоминала очертания исторической Палестины (включающей в себя территорию государства Израиль).
Название «шемаг» (англ. shemagh) — использовалось солдатами британской армии, которые носили их практически повсеместно в жарких странах, в том числе и в годы Второй Мировой войны. После Второй Мировой войны, их использование армией продолжалось в пустыне и в умеренных широтах. Сейчас данный шарф используется многими армиями мира. С началом «войны с террором» шемаги обычно в армейском стиле — оливковые, с серым или черным вышитым рисунком, были приняты и американскими войсками. Их практичность в засушливой окружающей среде, в Афганистане и Ираке, объясняет их популярность среди солдат. Солдаты часто носят шемаг сложенный пополам в треугольник и обернутый вокруг головы, защищает лицо и глаза от солнца, песка и холода. Также шемаг надевают солдаты танковых, механизированных и других бортовых войск, которые используют его в качестве шарфа в умеренном климате, чтобы прикрыться от ветра и холода. Британские солдаты в Ираке или Афганистане в настоящее время носят желто-коричневые шемаги. Ирландские солдаты, рейнджеры и часто используют зеленый шемаг.
Как правильно носить и завязывать мужскую арафатку?
В XXI веке в моде появились универсальные платки из Палестины, получившие название «Арафатка». Носить эту удобную вещь можно в повседневной жизни, на службе в армии, в путешествиях, да и просто в случаях, когда нужно утеплиться (и головной убор, и платок на шею), внести в образ новую деталь или использовать в экстремальных случаях. Как и откуда пришла арафатка в европейское общество, как носить и с чем сочетать — поговорим детальней.
Что такое арафатка?
Начиная с 2000 — х годов, кутюрье активно используют эту деталь гардероба в мужские коллекциях одежды. Некоторые считают арафатку символом антифашизма или демонстрируют новые образы, примыкая к субкультурам. Военные используют головной убор, неся службу в жарких странах (Ирак, Афганистан, Сирия и пр.). Такое широкое применение в мире заслуживает внимания.
Происхождение
Название «арафатка» русское. Первоначально платок, изготовленный из хлопка и шерсти, упоминается как «куфия». Именно Эль — Куфа, арабский город — родоначальник этой детали гардероба. Затем универсальная вещь приобрела популярность и в других арабских государствах, стала настоящим символом мужчины Востока. Появились иные названия — «гутра», «шемаг» («шемах»).
На территории СНГ арафатка получила такое название в период обострения конфликта в Палестине в 1980 — х г., когда известный политический лидер Ясир Арафат был в центре внимания. Он под любую одежду надевал куфию и повязывал особенным образом: спускавшийся на плечи угол ткани напоминал очертания исторической части Палестины.
Описание
Мужская арафатка представляет собой широкий платок (размеры 1х1м, 1х1,10м, 1х1,25м), использующийся как защита в жарких странах (ОАЭ, Египте и других) от палящих лучей солнца, песка, высокой температуры. Кроме практического применения жителями арабских стран и военными, куфия предлагается и как стильная деталь мужского образа. Отличить арафатку от других головных уборов легко.
На заметку: Арабские шейхи не изменяют традициям и сегодня. Они носят куфии исключительно из хлопка, иногда с добавлением шерсти.
Оттенки: розовый, фиолетовый, малиновый, клетчатые черно — белые, черно — красные, желтые с черным, оливковые с черными и коричневыми рисунками в военном деле. Основное — пестрый орнамент и тонкая ткань, защищающая мужчину от перегрева и переохлаждения в одинаковой степени.
Особенности аксессуара
Рисунок на платок не накладывается посредством печати на ткань. Изюминка данного мужского головного убора в искусном переплетении контрастных по цвету нитей (красная + черная и другие варианты). К тому же существует 2 вида платка: тонкий, хорошо пропускающий воздух, для летних месяцев или мужчин, которые живут в жарких странах; зимний, изготовленный из шерсти, хлопка и шерсти, плотный, защищающий шею и плечи, голову от холодного воздуха.
Важно! Сейчас мужчины могут приобрести арафатку и на территории РФ, других стран СНГ, в Европе, в магазинах и интернете. И вовсе не обязательно просить привезти друзей экзотический платок из Египта.
Существует несколько видов куфии для мужчин, в зависимости от места их производства. Шумаг из Сирии имеет отличительную особенность — у такой арафатки нет кистей. Остальные виды, сделанные в Марокко, Аргентине и других южных странах, имеют небольшие отличия в рисунках, цветовом решении и способе переплетения нитей.
Носят ежедневно арафатку мужчины арабских государств, начиная от северной части Африки и востока Азии и заканчивая пустыней Сахарой. Причем в Омане предпочитают наматывать куфию сложным образом, в виде тюрбана, а в Саудовской Аравии попросту накидывают на голову, как обычный платок.
Нередко мужчины применяют специальный обруч Эгаль (Игаль), черного цвета, призванный поддерживать куфию. Особенно он популярен в Палестине и Иордании.
Интересно: Игаль (араб. — «замок»), согласно историческим исследованиям, это веревка, которой стреноживали верблюдов бедуины. На ночь игаль скручивался в несколько слоёв и повязывался на голову. Веревка была всегда под рукой и дополнительно служила защитой.
Сейчас игаль — 2 тонких шнура черного цвета, элегантно поддерживающие мужскую арафатку. Под ней обычно надевается легкая тюбетейка из кружева. Черный цвет считается траурным: так арабы скорбят об утере Андалусии.
Мужские арафатки: как завязать и с чем носить
Основное правило — должно быть удобно и комфортно, функционально и практично. Как правильно мужчинам завязать арафатку и с чем она будет смотреться действительно гармонично, читайте ниже.
С чем сочетать
Если мужчина не военный, а просто хочет выглядеть стильно, то следует знать некоторые правила ношения мужской арафатки. Подойдут стили кэжуал или милитари, но никак не классический костюм. Ещё нужно учесть следующее.
Арафатку полюбила молодежь, но и мужчины старшего возраста могут беспрепятственно использовать аксессуар в гардеробе. Чтобы образ в итоге был гармоничным, нужно уметь правильно завязать платок.
Правила завязывания
Мужчины, живущие в европейских странах предпочитают использовать арафатку в виде шарфа, реже — на голове. И способов красиво завязать арафатку существует несколько.
На шее
Предлагаем оригинальные и функциональные варианты, как завязывать мужские арафатки на шее. Носить платок таким способом совсем несложно.
Такой аксессуар прекрасно защитит мужчину от холодов в межсезонье, а в летний зной спасёт от солнца и пыли. Можно выбрать контрастные или однотонные оттенки арафатки, в зависимости от общего цветового решения в одежде. Платок на шее придаст оригинальности и освежит любой повседневный образ любого мужчины, особенно если выбрать яркий оттенок.
На голове
Для мужчин славянского происхождения ношение на голове куфии — не совсем привычный вариант в отличие от банданы, но в некоторых случаях такой головной убор весьма кстати, особенно на природе. Как лучше носить мужскую арафатку — подробная инструкция ниже.
В обычный день для придерживания мужской арафатки на голове обычно выбирают кольца темного или черного цвета, а для праздников или торжества чаще используют кольца более светлых или ярких оттенков. Однако, их тон обязательно должен гармонировать с оттенком арафатки.
Использование мужской арафатки — альтернативные варианты
Кроме общепринятых известны и другие способы, где мужская арафатка может пригодиться. Особенно полезна она в походах, на отдыхе (рыбалка, охота, пеший туризм). Также мужчина может использовать арафатку в качестве временного зонта, веревки или полотенца. Некоторые мужчины даже применяют арафатку при переносе вещей в виде мешка.
Арафатка мужская военная
Основная роль военной мужской арафатки в функциональности и практичности. В армии она помогает защитить лицо и шею от жары, пыли и песка, голову и плечи от перегревания при прохождении службы в жарких странах.
Но также оливковые и коричневые цвета могут сделать куфию на лице солдата практически незаметной: платок в виде маски будет сливаться с формой и скроет лицомужчины от неприятеля.
При ранении из арафатки можно скрутить поддерживающий жгут для руки. А в экстремальных условиях платок сослужить мужчине вместо портянки.
Для чего нужна мужчине арафатка в современных условиях жизни?
Ответ на вопрос прост: для военных это защита и вспомогательная вещь, удобная и универсальная в использовании. То же можно сказать и о любителях туризма и отдыха на природе. А вот модникам арафатка полюбится: станет оригинальным аксессуаром и сделает образ незабываемым.
Что носят арабы в пустыне
Мужские платки Востока:
Тюрбан, Чалма, Куфия, Шемаг, Гутра, Арафатка
Тюрбан или Чалма
Тюрбан (персидское) или Чалма, мужской головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии. Иногда наматывается на тюбетейку, феску или шапку, шиитское духовенство наматывают чалму на голую голову. Для его изготовления обычно требуется 6-8 метров ткани, но на некоторые виды тюрбанов уходит до 20 метров материи.
Данный головной убор упоминается как: чалма, тюрбан, calma, turban, tolipane, tolliban, tulbant, tolibant, tulipan, tulipant, dulipan, turribant, turbanto, turbant, turben и так далее.
Обычай покрывать голову существует до сих пор. Чалма, есть не что иное, как символ духовной зрелости мусульманина и соответствия ее обладателя Исламским понятиям чести.
Тюрбан, мужской и женский головной убор у ряда народов Азии и Северной Африки — полотнище легкой ткани, обернутой вокруг головы. С началом периода крестовых походов ношение тюрбана распространилось и в странах Западной Европы. В Индии тюрбан — символ принадлежности к сикхам, знак преданности вероучению и олицетворяющий духовный авторитет и мужество.
Многие мужчины в Индии носят тюрбан. Тюрбан носят не ради моды, а потому что он имеет большое значение в жизни индийцев. Это головной убор, который в основном состоит из длинного куска ткани, обернутого вокруг головы. Обычная длина тюрбана – 5 метров. Каждый раз его обертывают вокруг головы заново.
Тюрбан, более известный как pagri, изначально предназначался для того, чтобы держать голову в прохладе. Это был действенный способ спастись от палящего солнца. Чтобы справиться с жаркими климатическими условиями, этот длинный кусок ткани замачивали в воде на ночь, а затем повязывали утром. Многочисленные слои тюрбана держались во влажном состоянии в течение всего дня и тем самым доставляли большое облегчение при температуре +45 С
Самый большой штат Индии Раджастан богат разнообразием тюрбанов. В Раджастане, когда вы путешествуете из одного города в другой, можно встретить мужчин, одетых в совершенно разные тюрбаны. Есть определенные местности в этом штате, где размер тюрбана указывает на должность и статус человека в обществе. В различных регионах стиль драпировки тюрбана отличается. Людям на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Южной Азии тюрбан известен как чалмы. Современные тюрбаны бывают различных размеров, цветов и форм.
Индийские воины Ниханги имеют тюрбаны, достигающие 30 кг веса и имеющие большие размеры из-за своего содержимого. Они традиционно скручиваются из тёмно-синей ткани и украшены серебристыми знаками сикхов. Изначально ниханги складывали в тюрбан своё вооружение, и вещи, которые им могут понадобиться в походе.
Тюрбан не только закрывает голову от палящего зноя, сохраняя микроклимат в складках, но и при случае может быть завязан как шемаг для спасения от пыли да и в битве тюрбан за счет амортизирующих свойств служил неким подобием шлема.
Больше всех в этом деле прославились отважные воины Ниханги (Nihang) их тюрбаны оттенка синего называющимся как «электрически-синий цвет», включают в себя браслеты, метательные кольца, кинжалы, ножи, мечи и железные цепи. Весь этот арсенал туго скручен 450-метровым отрезком ткани.
Ношение длинных волос и бород уже более 300 лет являются отличительными внешними религиозными признаками сикхов. Ну а тюрбаны для этой касты не только обязательный головной убор, но и предмет гордости. Недаром в Индии огромной популярностью пользуется ежегодный традиционный фестиваль сикхов на самый оригинальный и впечатляющий тюрбан, победителя которого чествуют как национального героя.
Особое место занимает тюрбан в религии сикхов. Людям, которые присоединяются к Халса Пантх (добродетельный социальный порядок в сикхизме), запрещено стричь волосы. Мужчины сикхи носят тюрбан, чтобы укладывать свои длинные волосы. Именно в религии сикхов тюрбан известен как дастар, который считается очень уважительным словом в Индии и символизирует честь, самоуважение, храбрость, духовность и верность долгу.
Тюрбан — персидское слово, у сикхов Пенджаба он называется пагри и представляет собой трехметровую полоску ткани. В зависимости от региона ее накручивают своим способом, но в основном как сикху самому захочется — четких правил нет.
Согласно требованиям хальсы, сикхи должны носить пять предметов веры, пять «К»:
— кеш, длинные нестриженые волосы, которые означают духовную силу. Чтобы убирать кеш, полагалось носить тюрбан и делать это ежедневно после расчесывания гребнем.
— кангха, гребень в волосах, чтобы их расчесывать, тем самым символизируя дисциплину.
— кирпан, церемониальный меч, предназначенный для борьбы с несправедливостью.
— кара, стальной браслет, носимый на правом запястье как олицетворение связи с божественным (и как напоминание о предписании использовать правую руку для благих дел)
— качх, короткие штаны особого покроя, служащие олицетворением сексуального воздержания, а также готовности сражаться за сикхскую веру (поскольку стеганная одежда более подобает для сражений, нежели не стеганная)
Тюрбан в мусульманском сообществе
Широкое распространение чалма получила на Востоке у мусульманских народов. История возникновения чалмы имеет глубокие корни. В исторических трактатах говорится, что одежда, начиная с головы обязательно должна соответствовать мурувве. Мурувва это свод таких правил, как порядочность, доблесть, верность племени, по этому чалме с древних временем отдается особое почтение в мусульманском мире, особенно среди улемов (в переводе с арабского ученый)
Востоковеды утверждают, что в мире существовало не менее тысячи способов повязывания чалмы. В современных арабских странах форма, цвет, манеры ношения чалмы весьма разнообразны. У неё различное число складок, узел впереди или сзади, конец свешивается сбоку или на спину и т. д.
По преданию сам Пророк Мухаммад велел всем одевать чалму. Сам Пророк, читая свои проповеди в мечетях, надевал чалму, и конец ее спускался на плечи. На сегодняшний каждая из мусульманских стран для чалмы имеет свой цвет, размер, длину и т.д. Например, в Судане население одевает исключительно белую чалму. В Ираке вообще существуют семь разных способов завязывания чалмы, которые отличаются от других стран тем, что у них больше складок, форма другая, причем каждая имеет собственное название: шабляувия, гарувия.
О том, как и какую чалму нужно носить, писали целые трактаты. Головной убор описан даже в хадисе, но уже как отличительный элемент одежды государственного деятеля. Так, в XIV–XVI веках появилось разделение чалмы на виды: простая (фута), скроенная из мягкого платка, стала повседневным головным убором, а высокая чалма (дастор) с камнями и символами власти – признаком власть держащих, такие носили муфтии и султаны.
Расцветка чалмы определяется принадлежностью человека к какому-либо другому курдскому племени. Чалму черного цвета носят жители юга, а вот красную в клеточку преимущественно на севере. В иракских городах Кербеле и Неджефе во время мусульманских празднеств возле мечети можно наблюдать многообразие головных уборов различного цвета. В Мавритании, Марокко, в западной части Алжира кочевники носят чалму цвета индиго. Например, в Египте и в ряде мусульманских стран воспитанники религиозных школ и служители культа обязательно одевают чалму.
Впрочем, чалма на Востоке распространена не только среди мусульман. Желтые головные уборы носили иудеи, синие – христиане, черные или белые – мусульмане, а зеленые одевали потомки пророка Мухаммеда. Носить чалму считалось и считается почетным. Снять чалму перед человеком – значит выразить свое уважение к нему, лишиться чалмы – позор для всей семьи.
В домах состоятельных семей имелся специальный стул, на котором лежала чалма хозяина дома. Нередко чалма присылалась в качестве приданного невесты. Согласно установившимся обычаям, чалму мог повязывать молодой человек только после того, как у него появлялась борода. Чалма повязывается справа налево после произнесения слов «именем Аллаха всемилостивого милосердного. До нас дошли сведения, что существует шестьдесят шесть способов наматывания чалмы, при этом должно быть не менее сорока оборотов вокруг головы.
Что такое чалма?
При основателях багдадского халифата Аббасидах наиболее распространённым стал чёрный цвет чалмы. С тех пор её размер, цвет и форма отражали положение человека в обществе и его вероисповедание. С XIII века христианам было предписано носить голубую чалму, евреям — жёлтую, огнепоклонникам — красную. В случае неожиданной смерти человека его чалму использовали как своего рода саван, в который оборачивали тело.
Историки сообщают, что в Египте в XV-XVI веках самую большую чалму в стране носил султан. В ней он красовался на приёмах и других торжественных церемониях во дворце, причём, как правило, сидел, ибо пышный и увесистый головой убор мешал движению. Во время выходов к народу верховный правитель носил другую, значительно облегчённую чалму. У эмиров и визиров она была поскромнее, чем у монарха, но знать успешно соревновалась между собой в красоте уборов. Чиновники, военные, полицейские носили чалмы попроще, в зависимости от своего положения. Горе было тщеславному моднику, чью голову венчала чалма, не соответствовавшая его рангу: такого выскочку могли избить палками.
В Ираке есть семь различных способов накручивания чалмы, которые отличаются количеством складок, их формой, каждая имеет свое название: гарувия, шабляувия и т.д. Цвет чалмы может определять принадлежность её хозяина к тому или иному курдскому племени. При этом чалму в красную клетку преимущественно носят на севере, а в чёрную — жители юга страны.
Многообразие этих головных уборов можно наблюдать в священных иракских городах Неджефе и Кербеле. В дни мусульманских праздников здесь у главных мечетей бурлит красочно и нарядно одетая толпа местных жителей, воспитанников религиозных школ, паломников из различных районов Ирака и других мусульманских стран.
Способ повязывания и цвет чалмы отличает приезжих из Индии, Афганистана и Пакистана, из Африки. Например, у индийских мусульман конец чалмы спадает на грудь. Сегодня зелёные или чёрные чалмы в арабском мире носят, как правило, прямые потомки Пророка Мухаммада.
В Египте и других арабских странах чалма — обязательный атрибут воспитанников религиозных учебных заведений и служителей культа. Египетские феллахи между складками чалмы часто прячут деньги и поэтому когда собираются что-нибудь купить, долго и тщательно разворачивают свой головной убор, чтобы не растерять монеты.
Пользуются известностью чалмы, изготовляемые из тонкой шерсти в египетском городе Асьюте. На Аравийском полуострове этот платок называют гутрой. Традиционная гутра обычно треугольной формы размером сторон от 90 до 100 сантиметров. Сегодня в магазинах ОАЭ можно встретить целую гамму этих платков — по крайней мере, 20-25 различных видов. Они отличаются не только материалом и качеством нити, но и узором и рисунком. Некоторые предпочитают платок гладкий, другие — с широким бордюром по краям, третьи настаивают на разнообразном, неповторимом рисунке гутры с кисточками, которые свисают по краям.
В Марокко, Мавритании, на западе Алжира кочевники ряда племён носят тюрбан, окрашенный в яркий цвет индиго.
Как Пророк повязывал чалму
В одном из хадисов говорится, что пророк Мухаммад мир ему, читая проповеди в мечети, одевал чёрную чалму и её конец спускался на плечи. Хадисы расходятся насчёт сведений о точной длине и цвете этой чалмы. В некоторых хадисах упоминается, что длина чалмы пророка составляла 7 локтей, то есть примерно 2,5-3 метра. Рассказывают, что свою любимую чалму Пророк Мухаммад мир ему подарил ближайшему сподвижнику — зятю и двоюродному брату Али.
Хаммад ибн Саляма и Джабир рассказывали: «Пророк в день Фатха въехал в Мекку, будучи в чёрной чалме». Также Амр ибн Хурайс видел, как обматывал голову чёрной чалмой».Ибн Умар говорил: «Когда Пророк оборачивал голову чалмой, то опускал один её конец между плеч». Точно так же поступали аль-Касым ибн Мухаммад и Салим.
Арабы также носили чалму еще в доисламскую эпоху. Пророк Мухаммад — да благословит его Аллах и приветствует — также повязывал голову белой чалмой (белый был любимый его цвет). По этой причине ученые-богословы (улемы) также повязывали голову чалмой. В исламе чалма заняла прочное место. Зеленая чалма — это головной убор шейхов-суфиев в Палестине.
Тюрбаны Средней Азии
В средние века головным убором самаркандцев была уже чалма. Китайский монах Чань-Чунь, побывав в Самарканде (1221 год), сообщал о том, что там «простой народ вместо шапки обёртывает голову куском белого полотна. Таков же головной убор духовенства»
Как обычный головной убор мужчин чалму носили узбеки (кроме Хорезма), таджики, белуджи, арабы и цыгане-люли. В особенности она была распространена у горожан, хотя далеко не в равной степени в разных районах Средней Азии.
Нередко мужчины, главным образом старики, даже дома зимой оставались в чалме или, снимая выходную, наматывали на голову небольшую домашнюю чалму, заменяя её иногда сложенным в несколько раз квадратным поясным платком (мийонбанд). Так как меховые шапки в Самарканде носили редко, чалма была для многих единственным тёплым головным убором.
По мнению известного востоковеда Дози, чалма среди всех мусульман считается признаком авторитета и почёта. Такое же значение она имела и в Самарканде. Её повязывали мальчику в первый раз в день обрезания, которое совершалось в возрасте от 5 до 11 лет, а иногда и ещё раньше. Повязывание чалмы во время обрезания обрядового значения не имело: она составляла часть полного праздничного костюма. После обрезания у мальчика оказывалась своя собственная чалма. В дальнейшем её повязывали мальчику по торжественным случаям: на годовые праздники, отправляясь в гости и т.п.
Однако некоторые набожные старики или представители духовенства считали, что надевание на мальчика чалмы при обряде обрезания означало приобщение к исламу. Чалма, по их мнению, необходима для совершения намаза, участвовать в котором мальчик получал право только тогда, когда «его руки станут чистыми», то есть после совершения обрезания. Люди этого круга говорили, что чалма является обязательной частью костюма всякого мусульманина, потому что её носил сам Мухаммад.
В Самарканде конца XIX — начала ХХ века чалмы различались лишь сортом ткани, способы же наматывания были почти одинаковы. Как общий признак городского способа наматывания в отличие от кишлачного можно отметить большую плотность при укладывании складок чалмы, поэтому она получалась меньших размеров. В селениях же чалма имела несколько бесформенный вид.
Для чалмы использовались специальные ткани, на выработке которых специализировались ткачи (саллабоф). В Самарканде — одном из главных центров ткачества — это было крупное подразделение ткацкого ремесла, имевшее отдельного аксакала — старшину торгового ряда. Больше всего ценились шёлковые чалмы, известные под названием пешаварские (пешовури). Они были двух расцветок — светло-голубые в мельчайшую клеточку, из пряжи белого и голубого цветов, и серые различных оттенков. Реже встречались тёмно-синие. По кромке шли гладкие полосы на первых белого, на вторых — чёрного, на третьих — синего цвета шириной пять сантиметров. Концы чалмы украшались несколькими поперечными полосами. Такие шёлковые чалмы стали изготавливаться в Самарканде в 70-80-х годах XIX века. Название показывает, что описываемые чалмы были заимствованы из Пешавара.
Их носили богатые люди, покупали их женихам к свадебному костюму, который по обычаю готовила в подарок семья невесты. В повседневной жизни самаркандцы носили чалмы местной выработки из бумажной кустарной или фабричной пряжи, чаще всего голубые и синие, нередко в клеточку. Чалмы очень молодых юношей, особенно из кишлачного населения, были также клетчатыми, но красными. Представители старой интеллигенции и духовенства, а также люди преклонных лет носили чалмы белого цвета, предпочтительно из кисеи (дока), которую местные ткачи ткали из тонкой фабричной пряжи. Концы украшались одной или несколькими красными полосами. В Бухаре богатые люди — чиновники, аристократия и сам эмир — носили чалмы из тончайшей индийской кисеи. За лёгкость и невесомость их называли мисколи (от персидско-арабского мискол — «золотник»). Чалмы мальчиков, покупавшиеся ко дню обрезания, нередко были из тончайшего полупрозрачного шёлка (калгай) малинового или жёлтого цвета, изготовлявшегося в Фергане. В Самарканде взрослые мужчины, в том числе женихи, такую чалму не носили.
Куфия, Шемаг, Гутра, Арафатка
Платок на голове – гутра, обычно белого цвета. Зимой он из плотной материи, имеющей в своем составе шерсть, и расписан красным орнаментом. Удерживается платок на голове с помощью игаль. Это вид толстого шнура, восходящий по преданию к веревке, которой на ночь бедуин привязывал верблюдов, а днем хранил на голове, свернув ее несколько раз. У современных обитателей ОАЭ частенько встречаются два черных тонких шнура, которые для усиления красоты платка свисают с игаля. Концами гутры спасаются от холода или песочной пыли, закрывая нижнюю часть лица, а, чтобы не мешали, сооружают на голове что-то в виде тюрбана, затыкая концы гутры под игаль сверху платка. Под гутру надевается кружевная тюбетейка, по-арабски «гахфия»
Одним из главных зрительных символов Палестины за границей является предмет одежды, а именно головной убор куфия (kufiya). Хотя исключительно к Палестине имеет отношение только характерный клеточный узор этого головного убора, а в остальном куфия имеет общеарабское происхождение, но, тем не менее, куфия и Палестина слились в массовом сознании всего мира.
Так что, мало того, что арабы могут одевать куфию вообще без привычного нам по арафатке ободка — уккаля (это очень распространено в Саудовской Аравии, особенно среди пожилых священнослужителей), но и иногда повязывают куфию вообще на манер тюрбана. Ношение такой куфии на манер тюбана принято среди правительства и населения Омана.
Что касается расцветки и узора куфии, то она может быть просто белой. Некоторые утверждают, что характерный клетчатый узор куфии в Палестине и Иордании идет от англичан, которые в прошлом веке добавили клетчатый узор в расцветку куфии бедуинов-солдат своего Арабского Легиона — военного подразделения из арабов с британскими колониальными офицерами во главе. Отметим только еще раз, что у каждой страны арабского мира манера повязывать куфию отличается.
Куфия представляет собой головной платок прямоугольной формы, изготавливается из шерсти, хлопка или шелка, на него наносится рисунок в виде красных или черных полос и клеток. Куфия принимает законченный вид только в сочетании с игалем.
Игаль представляет собой жгут, плетенный из козьей шерсти, который закручивается на голове поверх Куфии двумя кольцами и держит ее как окова. Ношение Игаля отличает мужчину от женщины, поэтому Игаль стал символом мужественности, ему придается большое значение у крестьян и бедуинов.
Потерявшие близкого родственника и не отомстившие за него убийцам отказываются носить Игаль, если же они сумели отомстить обидчикам, то снова надевают его, поскольку они тем самым доказали свое право называться мужчиной.
Некоторые платки изготавливаются из прозрачного белого шелка, украшенного золотистыми полосками (Агбани). На такой платок надевается украшенный золотом Игаль. Такой головной убор надевают обычно по праздникам. Зимой обычно носят платок из овечьей или верблюжьей шерсти. Хлопчатобумажные платки, как правило, белого цвета, украшены полосками с геометрическим узором (колючая проволока), имеют короткие кисточки.
Повседневный Игаль имеет вид веревки черного цвета, изготавливается из козьей шерсти, при этом два конца его свешиваются сзади на спину в качестве украшения.
Также Игаль делается из верблюжьей шерсти: в этом случае он бывает коричневым или светлым, он толще Уккаля из козьей шерсти и закручивается на голове только один раз, при этом не имеет свисающих на спину концов. Имеется и Игаль обшитый золотом и серебром, он бывает светлым, черным или белым. Под такой Игаль надевается платок Агбани, его носят шейхи племен и знатные люди.
Арафатка – арабский мужской платок, который носил палестинский лидер Ясир Арафат, от имени которого и произошло название. По-арабски арафатка – шемаг. Часто встречается вопрос «как завязывал арафатку Арафат». Так вот. он её не завязывал, а надевал поверх сложенной пополам арафатки специальные кольца – рендели, к которым крепились края арафатки, а свободные концы выводились на правое плечо.
Арафатка очень удобна и практична. Она ткется из хлопчато-бумажных или шерстяных нитей. Классическая арафатка – черно-белая, но может быть и различных цветов и даже может вышиваться различными орнаментами. Арафатка защищает как от солнца, так и от холода, песка, пыли, да и вообще может скрыть лицо.
Способы завязывания арафатки различны. Можно завязать, как обычный платок, сложив арафатку пополам и обернув концы путем скручивания вокруг головы. Можно разложить её в длину, край длинной стороны должен оказаться ровно посредине Вашего лба. Далее – концы арафатки скручиваются против часовой стрелки и когда они превращаются в жгуты, то эти жгуты оборачиваются вокруг головы, начиная со лба. Завязывается арафатка сзади косичками. Получается, что два оставшихся конца просто свободно расположены за спиной. Если надо защитить лицо от пыли или песка, а так же стать неузнаваемым, то эти оставшиеся свободными концы арафатки перекидываются крест-накрест спереди, со стороны лица и крепятся за жгуты на лбу.
Берберский тагельмуст
Женщины туарегов не покрывают лицо, тогда как традиционно лицо мужчины туарега закрыто платком с момента достижения совершеннолетия. Самый известный символ туарегов – тагельмуст, лисам или шешст на берберском языке, который представляет собой покрывало синего цвета, иногда бывают белые и голубые. Мужчины носят покрывало, поскольку считается, что оно способно уберечь мужчину и его семью от злых духов, а также свидетельствует о его зрелости. Покрывало должно скрывать лицо, исключая глаза и кончик носа. Однако ученые также считают, что такая форма покрытия головы возникла из-за жизни в пустыне, где ветра постоянно разносят пески.
Самая своеобразная чалма, у туарегов — народности, живущей в самом центре Сахары, на юге Алжира и в сопредельных с ним странах. В развернутом виде длина её полотнища достигает пяти-шести метров. На местном наречии чалму называют тагельмуст. Сахарские жители закрывают ею не только голову, но и шею, и плечи, оставляя узкие щели для глаз. Чалма не только защищает туарега от изнуряющего солнца, пыли и жестоких песчаных бурь. Она — символ храбрости и мужества предков. Ещё в начале ХХ века туареги — вольные жители сахарских просторов в своих устрашающих тагельмустах, на верблюдах, вооружённые мечами и кожаными щитами, совершали лихие набеги на караванные пути.
По местному поверью, этот головной убор оберегает «от сглаза и злого духа». Мужчинам показываться на людях без тагельмуста неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. Когда юноше исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором туарегу дарят синий или белый платок — «тагельмуст» шаш или лисам, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, показываться на людях без лисама ему уже неприлично, и только за едой позволительно спускать лисам до подбородка. В былые времена увидевшего лицо туарега ждала незавидная участь быть убитым им. В случае, если таковое сделать не удавалось, туарег обязан был покончить жизнь самоубийством. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой.
А женщины туарегов лица не закрывают. Несмотря на то, что туареги исповедуют ислам, где разрешено многоженство, настоящий туарег женится только один раз в жизни и род передается по матери. Женщины пользуются уважением в туарегском обществе. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным.