что носить в банке
Как стоит одеться и выглядеть в банке, чтобы повысить свой статус
На днях получил любопытное письмо. В нем читатель Владимир из Ставрополя спрашивает про то, как стоит одеваться в банк.
На самом деле вопрос не праздный. Действительно, одежда и внешний вид может повлиять на решение финансового вопроса.
Хотя сейчас процессы и автоматизированы, но от менеджера тоже многое зависит, особенно при оформлении кредита. Ведь, что ни говори, но встречают все-таки по-одежке.
В этой статье расскажу об особенностях визуальной оценки клиентов в банке и о том, как надо выглядеть для повышения своего статуса.
1. Стоп-факторы при оценке клиентов
В любом банке, есть так называемые стоп-факторы, по которым банк откажет в выдаче кредита. Такие стоп-факторы есть и в визуальной оценке.
2. Как стоит одеться
3. Как стоит выглядеть
3.1. Вид не должен быть отталкивающий и неприятный.
Отсутствие горячей воды, не повод прийти в банк небритым и не ухоженным. Прическа тоже имеет значение, т.к. она выдает степень организованности человека. Клиент, который не способен ухаживать за своей прической вряд-ли будет пунктуален в погашении кредита.
3.2.Про запах я уже говорил.
Также не должно быть резкого запаха парфюма. Тогда менеджер поймет, что сильным запахом стараются перебить естественный, скорее всего, неприятный запах.
3.3. В руках желательно держать портфель или небольшую сумку.
Они будут подчеркивать статус и то, что у Вас есть деньги приобретать такие вещи. Раньше необходимым атрибутом были часы на руке. Сейчас этот атрибут не играет большой роли, также как и гаджет в руках.
Отсутствие гаджета в руках, может наоборот говорить о высоком статусе. Например, наш Президент не носит с собой гаджета и от этого его статус только выигрывает.
3.4. Уверенность в себе.
Не стоит скандалить и вызывать ненужную дискуссию. Важным элементом уверенности является подготовка к посещению банка. Стоит ознакомится с условиями, тарифами и подводными камнями продуктов. Тогда будете разговаривать с менеджером на одном языке. И он сразу поймет, что Вам «лапшу на уши не навешать».
ИТОГО
В любом случае, первое впечатление всегда происходит по внешнему виду.
Вы можете резонно спросить — «но менеджер ничего не решает, зачем мне перед ним наряжаться?».
Это не так. У менеджера есть право отказать по заявлению на кредит. Для этого он просто ставит крыжик в определенном поле и все.
Кроме того, при одобрении кредита, зачастую приходит несколько возможных вариантов. Они будут отличаться по условиям и ставкам. И здесь опять же от менеджера зависит, какой вариант Вам предложить, чтобы согласились. Если он поймет и почувствует, что в любом другом банке вам с легкостью одобрят кредит, то он и предложит лучшие условия.
Поэтому внешний вид и общее впечатление влияют на условия по кредитам в первую очередь. Не стоит к этому легкомысленно относиться.
Дресс-код: Как одеваются банкиры в лучших банках мира
Белая рубашка, темные брюки, хорошие часы и улыбка – неизменные атрибуты любого банкира. Таков дресс-код: сотрудник должен выглядеть «с иголочки», чтобы расположить к себе клиента. Ведь банкир в цветной майке «Superstar» с неаккуратной прической выглядит несерьезно и вызывает сомнения: а стоит ли ему вообще доверять свои деньги?
Уолл-Стрит: Goldman Sachs
Колумнист популярного журнала Business Insider, который пишет под ником «GSElevator» изучил дресс-код работника банка в Goldman Sachs и составил свой портрет безупречно одетого инвестиционного банкира. Ниже приведены подлинные изречения банкиров c Уолл-Стрит.
Им уделяют особое значение. Инвест-банкирам советуют покупать высокие носки у «Calvin Klein» или «Giorgio Armani», желательно каждые 6 месяцев по 20 пар. «Как Майкл Джордан требовал себе новые кроссовки на каждую игру, так и вам необходимо держать носки в чистоте».
«Каждый день я ношу новую пару носков. Это скорее всего моя единственная слабость… И часы… И вино…»
Костюм считается идеальным, если он однобортный, с зубчатым воротником и двумя пуговицами. Допускаются только серые и черные тона.
«На тебе коричневый костюм? Наш бэк-офис находится в Джерси, а не здесь».
Что касается галстуков, то банкиры Goldman Sachs предпочитают фирму Hermes. Галстук должен быть завязан полувинздором или полным виндзором. Инвест-банкиры с Уолл-Стрит не носят один и тот же галстук неделями и месяцами, каким бы любимым он не был. В гардеробе должно быть минимум 10 галстуков.
Банкир никогда не наденет ремень с цветной пряжкой (с надписями «Diesel» и «Armani»), который получают 14-летние подростки на день рождения. Только классические пряжки.
Подтяжки стали, скорее, символом детективов из старого американского фильма, нежели атрибутом успешных банкиров, поэтому автор исключает их из списка.
Что касается часов, то с их выбором нужно быть очень осторожным. Часы марки Hublot считаются грубым моветоном, а Rolex показывают, что у владельца имеется немного денег, но ничего больше.
«Не носить часы, это как новый «Patek»
Да, для богатых банкиров с Уолл-Стрит известный производитель часов PatekPhilippe – слишком простой и доступный вариант.
Швейцарский банк UBS
У сотрудников швейцарского банка UBS иная область работы. Так как банк коммерческий, а не инвестиционный, здесь нет негласного дресс-кода. Существует свой корпоративный стиль, описанный на 52 страницах. В дресс-коде подробно указаны все допустимые детали гардероба, вплоть до украшений и длины галстука.
Женский дресс-код
Так, для женщин предписан отдельный деловой стиль. В нем всего 5 вещей: блузка светлых тонов, юбка, жакет, пиджак и аксессуары.
У швейцарского банка даже есть подробная инструкция-рисунок повязки галстуков и корпоративных шарфов для женщин.
Так, правила банка позволяют надевать простое обручальное кольцо, неброские часы, обычную пару очков и серьги. Дополнительные украшения уже считаются вульгарностью. Также нельзя делать тату и пирсинг на видном месте.
Мужчины должны надевать на работу однобортный пиджак с двумя пуговицами. Что касается брюк, то им следует слегка нависать над обувью и быть идеально выглаженными. Воротник рубашки должен быть немного свободным так, чтобы между ним и шеей свободно пролезал палец. Допускаются футболки поло во время неформальных встреч с клиентами.
Интересно, что банковский корпоративный стиль учел даже парфюм. Цитируем: «Запах должен чувствоваться максимум на расстоянии вытянутой руки, но не дальше». Банк также запрещает сотрудникам повторно пользоваться духами в обеденный перерыв, чтобы аромат не был сильно резким.
Что касается обуви, швейцарский банк призывает сотрудников отказаться от узких и тесных вариантов, потому что «болезненная улыбка вряд ли привлечет клиентов».
Мужская обувь должна быть строго черного цвета и с кожаной подошвой. Обувь с рисунками, пряжками и без шнурков неприемлема. Допускаются оксфорды.
Недопустим каблук женских туфель выше 7 сантиметров, они должны быть строго черными, качественными и с закрытым носком. Изношенные туфли в швейцарском банке считаются табу, но при этом покупка обуви сотрудникам не предусмотрена по трудовому договору.
Дресс-код в банке: кому форма трет, кому Zegna жмет
Банки уже готовы оплачивать аксессуары и корпоративную униформу, но не деловые костюмы сотрудников
Пожалуй, сегодня никто не спорит, что в клиентоориентированном банковском секторе деловой костюм — это необходимость, обусловленная стандартами международного рынка финансовых услуг. И на первый план выходит не вопрос «нужно — не нужно», а технические детали внедрения банковского дресс-кода для разных категорий сотрудников. Чтобы в итоге получилось комфортно, корректно и приемлемо по деньгам для банка и сотрудника.
В Сбербанке пока не пришли к четким требованиям по форме одежды, хотя вполне возможно, что среди преобразований Германа Грефа со временем появятся и усовершенствованные правила внешнего вида сотрудников. Пока же кодекс корпоративной этики СБ РФ предполагает только понятие «деловой стиль одежды»: одежда сотрудников банка должна быть аккуратной и сдержанной.
Нет жестко регламентированного дресс-кода и в ДжиИ Мани Банке, но для сотрудников фронт-офиса предписан белый верх – черный низ. Как отмечает менеджер по работе с персоналом ДжиИ Мани Банка Татьяна Долгова, это повышает эффективность работы и доверие к сотруднику. В деловом стиле здесь одеваются и сотрудники головного офиса банка, несмотря на то, что они не работают с клиентами.
В Бинбанке сотрудников знакомят с «Правилами внутреннего распорядка», где есть раздел, посвященный стилю одежды. По словам Марины Хацкевич, начальника управления профессионального развития Бинбанка, ничего особенно «драконовского» там не написано, это скорее свод общепринятых стандартов этикета для всех деловых людей.
Более строгие стандарты внешнего вида разработаны в Абсолют Банке, но для разных групп работников они отличаются: униформа, деловой стиль и условно-деловой стиль. В этом случае форма и жесткость требований по соблюдению дресс-кода не унифицируются, а, наоборот, полностью подчиняются задачам тех или иных категорий персонала.
В некоторых банках практически нет требований для подразделений, занятых в обслуживании и сопровождении бизнеса, как, например, IT-службы. Это вполне понятно: системный администратор в костюме — это и не системный администратор вовсе.
Традиционно большинство банков использует правило «casual Friday», которое, правда, практически никогда не распространяется на сотрудников фронт-офисов. В некоторых компаниях в пятницу действует еще одно ограничение для «casual Friday» — нельзя ходить в тусовочной одежде. Хотя стоит вспомнить, что изначально это правило родилось именно для того, чтобы люди после работы могли пойти в клуб, не заезжая перед этим домой переодеться.
В секторе активного взаимодействия с клиентами униформа или корпоративная одежда становится все более уместным решением, которое создает нужное однообразие и работает на имидж банка. «Форма сотрудников отделений должна быть выдержана в цветовой гамме банка, — говорит Алексей Черников, директор по развитию розничного бизнеса Альфа-Банка. — Для нас дресс-код — это целый костюм, включающий блузку или рубашку голубого цвета, темные брюки или юбку, красный в соответствии с фирменным цветом галстук для мужчин и шейный платок для девушек, а также синий джемпер на холодную погоду».
Форменные тонкости
Специалисты советуют быть осторожными и помнить многие нюансы при внедрении униформы: «У нас был опыт участия в проекте, когда один из банков решил отшивать специальные костюмы для секретарей, — рассказывает Наталья Найденская, президент ассоциации специалистов Personal Shopping, заведующая кафедрой имиджеологии Московского государственного университета культуры и искусства. — И не могу сказать, что это был удачный опыт: долго, не очень качественно, зато недорого, около 100 долларов за костюм. Но в итоге уже через полгода от этой идеи пришлось отказаться. Люди, которые работают в сфере денег и общаются с высокопоставленными сотрудниками, пусть и сами находятся не на самых высоких позициях, ментально не готовы ходить в униформе, как охранники или уборщицы. Из-за этого начались жалобы: здесь тянет, тут я потею, тут аллергия или неудобно. Если человек похудел или поправился, необходимо было менять весь комплект, в общем, проблем предостаточно. Я не думаю, что любой такой проект обречен на неудачу, но в целом здесь нужно учитывать большое количество деталей, например качество ткани. Почему одежду тех же охранников шьют из ткани черного цвета? Да потому, что черный всегда смотрится достаточно качественно и эффектно, но для банковского сотрудника этот цвет неуместен, а на бежевом или сером дешевизна или недостатки ткани видны гораздо сильнее. Подход к униформе должен быть взвешенным, ведь известно столько случаев, когда людей загоняют в очень строгие рамки, заставляют носить белый верх–черный низ, и они годами ходят в ненавистной бездушной униформе — не думаю, что это приводит к хорошим результатам в их работе».
Своеобразным компромиссом между введением униформы и полным отсутствием фирменного стиля можно считать использование корпоративных аксессуаров в гардеробе сотрудников: не нужно покупать или заказывать полный комплект одежды, достаточно разработать и пошить корпоративные шарфики и галстуки, и они произведут должный эффект. Некоторые производители рассказывают, что раньше банки для кассиров и операционистов заказывали вариант «выше пояса», как у «говорящих голов» на телевидении. Может это и не лучшее решение, но если клиент действительно видит только верхнюю часть сотрудника, то уже лучше, чем ничего. Распространенный вариант — вышивки с логотипами, они используются не только на аксессуарах, но могут быть вполне уместны и на самой одежде, воротниках или манжетах. Иногда банки начинают с аксессуаров, а если видят результат, переходят на полный комплект корпоративной одежды.
Контора не платит
Финансовая сторона дела пока что остается вопросом сложным, его решение не всегда проходит гладко. Наталья Найденская (Personal Shopping) рассказывает, что при проведении тренингов и обучающих семинаров в финансовых структурах постоянно сталкиваются с проблемой несоответствия: «В гардеробе любого сотрудника банка должно быть несколько костюмов, для клиентского сектора цена костюма не должна быть ниже 300 долларов, для менеджеров — не менее 800. Обо всем этом мы рассказываем сотрудникам банков, попутно объясняя, как должен сидеть костюм, как выбрать ткань, в каких магазинах города можно найти костюмы соответствующего уровня.
И каждый раз после таких семинаров к нам подходят сотрудники и говорят: «А вы знаете, сколько мы получаем? Чтобы выглядеть, как вы объясняете, мы должны тратить на свой гардероб абсолютно всю зарплату и то не хватит!» Это огромная проблема несоответствия зарплат, требований к деловому стилю и рыночных цен. Банковский дресс-код пришел к нам с Запада, где сформировались не только традиции как одеваться, но и на что одеваться. Когда сотрудник нанимается на работу, и особенно если это первая работа для выпускника, в его первую зарплату закладываются подъемные. Это достаточно серьезные средства для того, чтобы сформировать основу делового гардероба. Кроме того, новому сотруднику объясняют, какой костюм он должен носить и где он продается. У нас таких традиций практически нет, вот и получается ситуация: один отдел, в котором молодым сотрудникам с зарплатой 400–600 долларов пришлось одеться в синтетические костюмы по 150–200 долларов, а среди них один мальчик, которому мама купила Brioni. Мало того, что он выглядит белой вороной, а в коллективе создается напряженное расслоение, это в целом говорит о неэффективности системы дресс-кода в данном банке. Если судить по моему опыту, банки довольно часто оплачивают корпоративную одежду, но не полный костюм, а лишь аксессуары вроде галстуков или шарфов, цена которых невысока. Штучная покупка – это одно, а массовый заказ совсем другое дело, тут цена даже хорошей качественной вещи вполне может вписаться в пределы тысячи рублей».
Поделиться информацией об источниках оплаты внешнего вида работников согласны далеко не все банки. «БО» удалось узнать, что Альфа-Банк полностью берет на себя расходы на приобретение комплектов форменной одежды. Но многие банки, как, например, АбсолютБанк, считают, что платят сотрудникам достаточно, чтобы те самостоятельно решали вопросы комплектования своего гардероба. В УРСА Банке сотрудник должен изучить стандарты банка и в соответствии с ними запланировать свой стиль одежды, поэтому необходимости закладывать отдельный бюджет на дресс-код не возникает. Правда, не совсем понятно, что носит сотрудник во время этого самого планирования.
Между тем производители корпоративной униформы не советуют банкам полностью включать расходы на одежду в свой бюджет. «Для одного своего постоянного клиента мы разработали полную имиджевую программу по корпоративным блузкам и в процессе работы пришли к определенным выводам, — делится опытом Елена Ершова, генеральный директор ателье «Аз-Стиль». — Когда одежда выдавалась сотрудникам бесплатно, ее нужно было постоянно менять: за несколько дней на ней появлялись затяжки, зацепки, невыводимые пятна. В итоге мы сами предложили клиенту продавать эти блузки сотрудникам за 30% от цены. И когда они внедрили частичную оплату, результат был просто ошеломляющим: люди начали ценить эту одежду, относиться к ней соответственно, и менять ее приходилось гораздо реже. Думаю, что частичная оплата — это оптимальный вариант, когда одежда перестает быть для сотрудника расходным материалом. Тем более что это не какие-то безумные деньги: в пересчете на одного человека полный комплект одежды (включая разработку, пошив и ткань) стоит от 13 тыс. до 18 тыс. рублей при использовании хороших качественных материалов».
Модники в банке
Согласно стандартам внешнего вида, принятым в Абсолют Банке, сотрудники должны придерживаться классического стиля в одежде. Некоторые модные веяния в одежде учитывать можно, но основное требование здесь — сдержанность и умеренность. Придерживаются классического стиля и в Альфа-Банке, объясняя это консервативностью банковской сферы и необходимостью поддержания статуса учреждения.
На классике настаивают и производители — Елена Ершова («Аз-Стиль»), работая с клиентами, просит их избегать экстравагантностей: «Бывают случаи, когда при согласовании модели девушки просят опустить линию брюк на 10 сантиметров ниже пупка. Но в деловом стиле это просто недопустимо! Хотя в целом, конечно, модные тенденции учитываются в деталях, линиях, изгибах. Классика ведь тоже бывает разная, это не статичная вещь и актуальные тенденции учитываются. За счет этого одежда смотрится свежее, интереснее и может быть даже дороже».
У мужского костюма раз в пять лет меняется размер лацкана, длина пиджака, приталенность, ширина брюк, двубортность-однобортность, количество пуговиц и т.д. Например, если сравнить период два-три года назад и сегодня, пуговицы спустились ниже, костюмы стали более приталенными, стали сидеть по фигуре. А еще через год-другой в моду может войти некая мешковатость и сегодняшний узкий костюмчик будет выглядеть, может, нелепо — его придется менять.
«Модные тенденции в деловом костюме обязательно должны учитываться пусть и в пределах классического стиля, — считает Наталья Найденская (Personal Shopping). — У женщин основные изменения в костюме связаны с длиной пиджака, шириной и длиной брюк, моделью юбки, шириной плеч. Еще совсем недавно в моде были узкие короткие пиджачки и жакеты, а сегодня они опустились до уровня бедер и плечи стали заметно шире. Все эти модные нюансы сильно влияют на классический крой и видны невооруженным глазом. Также тенденции могут проявляться в аксессуарах и особенно в цвете блузок и рубашек: не так давно модным был фиолетовый, сегодня — желтый».
А вот откладывать даже очень дорогой костюм, детали которого вышли из моды, по мнению специалистов, бессмысленно — даже если мода и вернется, то уже совсем в другом воплощении. Возвращение широких плеч не позволило достать из шкафа костюмы конца 80-х — теперь другие ткани, детали, да и сами подплечники изменились, теперь они изготавливаются не из поролона, а из мягкого пластичного материала, который позволяет моделировать острую или покатую линию плеча в зависимости от ситуации.
Готовим новичков
Обучить тому, как можно и как нельзя одеваться в банке, — задача несложная. Главное не относиться к ней формально. Мало дать свежему специалисту прочитать внутренние правила, он сразу же забудет половину или сделает вид, что забыл. Удачные варианты: специальные внутренние корпоративные разделы на сайтах, детально описывающие требования к костюму сотрудника, наглядно продемонстрированные примеры удачных и неудачных решений делового костюма. Сориентироваться и сформировать свой рабочий гардероб особенно эффективно помогают примеры фотографий не абстрактных моделей, а реальных коллег, внешний вид которых отвечает требованиям стандартов банка. Там же желательно описать меры наказания за нарушение корпоративного стиля. Особое внимание специалисты советуют уделять обучению выпускников, которые после вуза приходят с радикально противоположными классическому стилю ценностями в одежде — здесь нужна большая работа чуть ли не по перестройке сознания.
Просто одеть сотрудников в униформу или ввести в обиход аксессуары недостаточно — на практике людей нужно обучать все это носить. Поэтому отнюдь не лишними бывают мастер-классы, наглядно демонстрирующие способы завязывания шарфа и галстука. Такие вроде бы элементарные вещи, а пренебрежение ими приводит к диким результатам: у одной компании проблемы возникли при попытке внедрить ношение сотрудницами шелковых платков. Они просто не знали, как их завязывать, и категорически воспротивились намерениям руководства превратить их в «колхозниц». Пришлось вызывать дизайнера и показывать стильные способы повязывать шарфик. Многие производители, особенно когда работают на заказ, стараются делать конструкцию шарфов, бантов и галстуков максимально простой и не требующей мучительных раздумий над тем, как же это носить. За счет этого достигается столь желаемое многими единство оформления внешности сотрудников.
По словам Натальи Найденской (Personal Shopping), профилактические семинары важны не только для сотрудников, но и для руководства банка: «Пришло время искать более четкие и эффективные способы внедрения и соблюдения дресс-кода, создавать условия для комфортной работы и основными методами становятся выделение средств на костюмы для начинающих сотрудников; ежегодное обучение всего персонала банка и самое главное — комнаты, где сотрудники могут переодеться в деловой костюм. Это общемировая практика, когда сотрудник приезжает в офис на мотоцикле или велосипеде, в шлеме или косухе, и есть помещение, где он может переодеться, принять душ и всегда выглядеть соответствующим образом. У нас пока такого нет и в помине, хорошо, что на входе в некоторые учреждения появились машины для чистки обуви. Хотя я думаю, что большинство российских банков вполне может позволить себе оборудовать несколько кабинок для переодевания сотрудников».
Соответствие одежды определенному уровню и ситуации становится в нашей жизни все более значимым, проявление статуса должно выражаться в деталях и мелочах. Хочется верить, что подрастающее поколение, которое уже привыкло к школьной форме (а провал произошел частично и из-за длительного отсутствия школьной формы, когда у людей не формировалось культуры рабочей одежды), сможет через три, пять или семь лет сформировать правильное отношение к деловому стилю на всех уровнях.
Клерк или свой парень?
В последнее время нелюбовь к корпоративной форме стали проявлять не столько сотрудники, сколько клиенты банков: прилизанные мальчики-клерки в костюмчиках и с умным видом произносящие термин за термином многих начали попросту раздражать. Особенно эта тенденция заметна в секторе потребительского кредитования. Продолжать считать, что консервативный стиль — это единственно возможный вариант, все более сомнительно. Отдельные сегменты банковской деятельности потребовали приближения к народу. Позитивный имидж сотрудника нужно создавать для каждого клиента или скорее для конкретных групп сотрудников, учитывая специфику работы их подразделений.
Консультанты по корпоративному имиджу советуют: там, где нужно выглядеть более презентабельно, например в группе по работе с вкладчиками, используется более темный костюм или костюм в строгую полоску, узкий, как футляр, яркий галстук, игра на контрастах, которая делает стиль более строгим и авторитарным, дорогие запонки и часы. Все это создает общее впечатление серьезности.
В секторе, который работает с широкими группами населения, необходимая «простота» может выразиться в меньшем облегании костюма. Цвет становится серым или бежевым, более коммуникабельным, следует избегать ярких цветов и контрастных решений, убрать запонки — и образ «умеренно своего парня» готов. Вот так просто в рамках классического делового костюма лишь с помощью деталей и цветов можно создать два разных и вполне подходящих к ситуациям образа.
Улан Илишкин, директор административного департамента Росбанка
Для сотрудников фронт-офисов в нашем банке предусмотрены три вида корпоративной униформы:
«Полный» — рубашка или блуза фирменного цвета (голубой и синий), галстук или платок с фирменным рисунком, жилет, нагрудный бейдж с логотипом банка — он действует в Москве.
«Стандартный» — все то же самое, кроме рубашки или блузки. Действует в регионах.
«Экономичный» — только галстук или платок с фирменным рисунком и бейдж.
К элементам одежды, которые не входят в форменный комплект, а относятся к собственной одежде, обуви и аксессуарам сотрудников, применяются следующие рекомендации:
• обувь должна быть темная, однотонная, классического офисного фасона, без декоративных элементов;
• ремень — черный, классический офисный, без ярких декоративных элементов и эмблем;
• носки — черные, однотонные, гладкие;
• колготы или чулки — однотонные, без рисунка и ярких декоративных элементов, цвет — телесный или темный в зависимости от сезона;
• брюки и юбки — однотонные без ярких или широких полосок, клеток и других рисунков, классический офисный фасон, фактура ткани гладкая (шерсть, полушерсть, синтетические волокна);
• рекомендуемый цвет — темно-синий или черный.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина