что носит предметный характер технология или методика
Что носит предметный характер технология или методика
Автор: Единарова Наталья Анатольевна
Организация: МДОУ детский сад №60
Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск
Педагогическая технология – это наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, так как является уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.
Педагогическая технология представляет с собой систему способов, приемов, шагов, последовательное выполнение которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития ребенка, и сама деятельность представлена как определенная система действий. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, она конкретизирует методику.
Три аспекта педагогической технологии:
В отечественной педагогике понятие “педагогическая технология” относится и к процессу обучения и к процессу воспитания. Поэтому педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В зарубежной педагогике – ограничено сферой обучения.
Технология обучения – способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Структура технологии обучения включает в себя следующие компоненты:
Три уровня педагогических технологий:
В чем отличие технологии от методики обучения?
Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения.
Метод обучения. «Метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов деятельности педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых.
Приём обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод.
Если методика – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:
В современной педагогике нет единой, общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления: наглядно—действенное, наглядно—образное.
В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются
Выделим основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:
Три основные функции педагогической технологии:
Описательная функция раскрывает аспекты практического процесса обучения (воспитания, развития) на основе профессиональной терминологии.
Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов (например, эффективность различных методов) обучения (воспитания, развития) и определить оптимальные их комбинации.
Проектировочная функция осуществляется при описании процесса обучения (воспитания, развития) на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией.
В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.
Однако педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
ИКТ (Информационно—коммуникационные технологии)
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
ПРИМЕНЕНИЕ:
Преимущества компьютера:
ИКТ в работе педагога:
Используемая литература:
Презентация «Отличие педагогических технологий от методик»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Отличие педагогических технологий от методик
Метод (от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности
Технология (от греческого techne – искусство, ремесло, наука и logos–понятие, учение). Технология – продуманная во всех деталях модель совместной образовательной деятельности по проектированию, организации и проведению педагогического процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и воспитателя.
технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания; технологии дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми; технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой; технология отвечает на вопрос: «Как учить? »; технологии предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников; технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата. Основные характеристики технологий
Отличия технологий и методик Технологии В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчётная компонента Отвечает на вопрос: «Как можно достичь требуемых результатов обучения, гарантировано?» Технология более воспроизводима Технология имеет менее устойчивую результативность Носит ярко выраженный персонифицированный характер (творческий педагог). Предполагает присовокупление взрослого во всех многообразных проявлениях Методики В методике более представлена целевая, содержательная, качественная и вариативно – ориентировочная стороны Отвечает на вопрос: «Каким путём можно достичь требуемых результатов в обучении?» Методика менее воспроизводима Методика зависит от многих «если» (если талантливый педагог, если способные воспитанники, если понимающие родители) Менее выражает «авторский» характер (за исключением авторских методик) Процедура использования комплекса методов и приёмов обучения, как правило, безотносительно к деятелю, их осуществляющему
Педагогические технологии в дошкольном образовании
Елена Беляева
Педагогические технологии в дошкольном образовании
Образовательные технологии и
педагогические технологии
Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов, ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.
Понятие «педагогическая технология» относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.
Технология и методика
Основные существенные отличия
технологийобучения от методики обучения:
— технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;
— методика не обещает педагогу гарантированных результатов,
— технология отвечает на вопрос: «Как учить?»,
методика —на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины;- технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.
…образовательный процесс направлен не на обучение детей дошкольного возраста (которое имеет в своей основе передачу определенных знаний, умений, навыков, а на развитие и воспитание детей…
формированию его активности в познании окружающей действительности,
раскрытию его неповторимой индивидуальности.
В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии»рассматривается как:
— компонент педагогической системы,
способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.
(Крулехт М. В. «Педагогические технологии реализации программы «Детство» в образовательном процессе детского сада». Методические советы к программе «Детство». СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.)
термин «педагогические технологии» …
— инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость).
Каждый этап (первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; итоговой диагностики достижения цели; критериальной оценки результатов) включает в себя набор определенных профессиональных действий педагога.
Педагогические технологии помимо этапности, отличают также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.
(Дергунская В. А. «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ». Управление ДОУ. 2005-№3).
термин «педагогические технологии» …
— система способов, приемов, шагов,
последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий,
обеспечивающих гарантированный результат.
(Сивцова А. М. Организационно-педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного – младшего школьного возраста. Автореферат кандидата педагогических наук. СПб., 2008.)
Что понимать под результатом деятельности ДОУ?
Результат педагогической деятельности — это изменение в развитии ребенка, происшедшее с ним в процессе взаимодействия с педагогом (Е. А. Ничепорюк).
Если при применении педагогических технологий в ДОУ педагогу удастся повысить резерв развития ребенка, то можно говорить об их положительном влиянии на ребенка.
Образовательное учреждение должно формировать у человека главную потребность —
потребность в саморазвитии, так как жизнь человеческая соткана из многообразия технологий (деятельностей, функционально связанных между собой.
Классификации педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.
В каждой комплексной программе (которая реализуется в дошкольном учреждении) заложены те или иные технологии, которые ведут к эффективной реализации программного содержания и достижению запланированной цели программы.
УСЛОВИЕ: педагогическая технология должна быть адекватна педагогической системе ДОУ.
Без этого условия цели педагогической системы ДОУ и образовательная программа не могут быть реализованы.
Классификация педагогических технологий применительно к дошкольному образованию.
здоровьесберегающие педагогические технологии,
— технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,
— технология исследовательской деятельности,
— технология проектной деятельности,
— технологии «Портфолио дошкольника» и
«Портфолио педагога»,
— информационно-коммуникативные технологии.
Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.
Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.
Разница между методикой и технологией
В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология. Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?
Определение
Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.
Сравнение
Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию – подробным маршрутом, который позволяет прогнозировать скорость, дистанцию и другие важные нюансы. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.
Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.
Сравнительная характеристика «методики» и «технологии»
Признаки сравнения | Методика | Технология |
Назначение | Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения. | Рекомендует процесс создания системы методов организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучения. |
Определение | Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения. | Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей управления процессом обучения. |
Фактические исходные предпосылки создания | Обоснование и процесс построения находит в технологии. | Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики. |
Парадигма | Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. | Проект будущего учебного процесса. |
Ориентация | На обучающих (преподавателей). | На обучающихся. |
Направленность | На конкретный предмет или на реализацию определенных целей. | На универсализацию подходов к изучению учебного материала. |
Отражение динамичности обучения | Дает вполне определенные конкретные рекомендации. | Отражает процессуальный динамичный характер процесса обучения. |
Интеллектуальный подход | Узко предметный аспект к данному предмету (теме). | Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога. |
Дидактами разработаны критерии технологичности, которые позволяют определить: методика это, или технология.
Критерии технологичности:
Структура педагогической технологии выглядит следующим образом:
а) концептуальная основа (научная теория, чаще всего психологическая теория обучения);
б) содержательная часть обучения:
— цели общие и конкретные,
— содержание учебного материала;
в) процессуальная часть – технологический процесс:
— организация учебного процесса;
— методы и формы учебной деятельности учащихся;
— методы и формы деятельности педагога;
— деятельность педагога по управлению процессом усвоения материалом;
— диагностика учебного процесса,
Моменты, пронизывающие весь учебный процесс: планирование, контроль, оценка.
Таким образом, структуру любой педагогической технологии можно представить в виде «технологической цепочки»:
Концептуальная идея → цель → содержание учебного материала → средства, методы → алгоритм деятельности педагога и учащихся → результат.
Вопросы для обсуждения
1.С чем связаны расхождения в определениях педагогической технологии?
2.Какое определение, на Ваш взгляд, соответствует научному уровню, процессуально-описательному, процессуально-действенному?
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите определения «педагогическая технология», «образовательная технология» из других источников, построив логическую цепочку.
2. Почему использование термина «технология» в области воспитания и развития личности многими авторами считается некорректным?
Основные тенденции современного образовательного процесса
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:
1) образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации;
2) ступень образования (дошкольное, школьное и т.д.);
3) профиль образования (общее, специальное, профессиональное, дополнительное).
Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе.
Основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека в процессе обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно видоизменяется по целям, содержанию формам. Развитие человека в процессе обучения в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании и какими методами оно осуществляется.
Образование как результат можно рассматривать в двух планах:
— образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой и фиксированный в форме образовательного стандарта;
— сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт, как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений. Результатом образования в этом плане является образованность.
Основными тенденциями развития современного образования являются:
· осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования;
· индустриализация обучения, его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;
· переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, использования резервов самостоятельной работы обучающихся;
· переход от жестко регламентированных, контролирующих, алгоритмизированнных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, игровым и т.д. Это предполагает организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся;
· организация взаимодействия обучающихся и преподавателя, организация обучения как коллективной, совместной деятельности.
Тенденция изменения общей ситуации образования совпадает с общими тенденциями реформирования в мире и России. Это следующие основные принципы:
ü интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство социальных институтов;
ü гуманизация – усиление внимания к личности каждого учащегося как высшей ценности общества;
ü дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей обучающегося;
ü демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы, творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие педагогов и учащихся.
Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм.
Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 981 ; Мы поможем в написании вашей работы!