что носили рыцари под доспехами
Что носили рыцари в Средневековье
Рыцари – доблестные воины, строго следовавшие кодексу поведения. Эти представители привилегированного сословия породили особый тип культуры, ставшей одной из самых ярких сторон среды Средневековья. Активный образ жизни, предполагающий большую часть жизни проводить на полях боя и турнирах, невозможно было поддерживать без применения тяжелого рыцарского вооружения и ношения защитных доспехов. Как же выглядела одежда рыцарей Средневековья?
Доспехи – надежная защита в бою
Ни один рыцарь не появлялся на поле боя без своих доспехов. В большинстве случаев они были сделаны на заказ. Над созданием одного гарнитура трудилось до десятка ремесленников. Одни ковали и полировали пластины, вторые изготавливали застежки и крепления, третьи шили подкладку.
Каждый гарнитур на финальном этапе подгонялся по фигуре, за счет чего садился как влитой. Этому моменту уделялось особое внимание, ведь малейшая ошибка могла стоить рыцарю жизни.
Облачения из кольчуги
На заре Средневековья в IX-XII столетиях доспехи состояли мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Они представляли собой плетеные изделия из металлических колец диаметром в 6-12 мм, внешне напоминающие кованые сети.
Кольчуга могла быть выполнена в виде рубахи, прикрывающей торс, или хауберка, полностью облегающего туловище. Для защиты рук использовались кольчужные рукава, завершающиеся рукавицами или перчатками с отдельными пальцами. Для защиты ног использовали шоссы – кольчужные штаны.
Сплетенная из металлических колец кольчуга в сочетании с мягкой кожаной одеждой отлично справлялась с поставленной задачей, смягчая колющие и рубящие удары, которые без защитного одеяния могли быть смертельными. Писатели Средневековья в своих произведениях неоднократно описывали картины, когда возвращавшиеся с поля битвы рыцари выглядели как утыканные стрелами дикобразы, которые, не смотря ни на что, оставались невредимыми.
Легковооруженные всадники на поле боя могли и вовсе появляться без защитных доспехов, облачаясь лишь в кожаные рубахи и акетоны – стеганые наряды, набитые конским волосом и паклей.
Акетон Карла VI, 1370-1400 год
Интересен тот факт, что при всех своих достоинствах кольчуга имела существенный недостаток – она быстро ржавела. Для удаления ржавчины костюмы «стирали» в бочках с песком.
По мере развития оружейного дела непрерывно совершенствовались и рыцарские доспехи. Воинскую одежду начали усиливать пластинчатыми нагрудниками и айлетами – наплечными щитками. Пластинки крепились на кожаное основание посредством заклепок.
К этому времени оружейники научились ковать шлемы из металлических листов. Сверху плотно прилегающего к голове шлема «сервельера» дополнительно надевался койф – кольчужный капюшон. Благодаря этому одежда рыцарей средневековья защищала тело воинов в прямом смысле с макушки до пят.
Латные костюмы
Неудобство использования в повседневной жизни и высокая стоимость комплектов – главные причины, по которым бронированной одежде не удалось полностью вытеснить привычную кольчугу. Для защиты своих тел в бою ограниченные в средствах средневековые рыцари задействовали броню панцирного типа. Она представляла собой твердое защитное покрытие, сплетенное из жестких чешуек.
К XV-VI веку с момента массового внедрения наступательного вооружения, такого как арбалеты, остроконечные мечи и алебарды, плетеная кольчуга перестала быть надежной защитой. Вместо стеганого поддоспешника и кольчуги средневековые рыцари стали носить латные «белые доспехи», изготовленные из отполированной стали. Комплект включал несколько элементов:
Для усиления защиты и повышения комфорта при ношении доспехов костюм дополнялся стеганкой, выполнявшей роль поддоспешника.
К этому периоду умельцы-шлемники достигли высокого уровня мастерства, научившись штамповать защитные головные уборы. Это позволило удешевить производство и повысить прочность изделий. Конструкции шлемов постоянно менялись и дополнялись, обеспечивая лучшую защиту лица: горшковые, бацинеты, бургоньеты, с заостренной макушкой, с остроносым арметом… Неизменным оставалось одно – наличие забрала, которое позволяло регулировать степень обзора и защищенности лица.
Корпусные доспехи, представляющие собой сплошную защиту всего тела, носились средневековыми рыцарями под жупонами или плащами-нарамниками «сюрко». Вопреки распространенному мнению они не особо ограничивали подвижность воинов, давая им возможность передвигаться не только верхом на конях, но и в пешем строю. Такой эффект достигался за счет подвижных соединительных элементов костюма: кожаных ремней и заклепок.
Для справки: современные исследования, проводимые английскими учеными, установили, что ходьба в доспехах расходует энергии в 2,2 раза больше, нежели без них. Во время бега или сражения этот параметр увеличивается в 1,8 раза. Это обусловлено необходимостью дополнительного преодоления сопротивления латными доспехами при смене положения конечностей.
Неизменные спутники рыцарей
К XV-XVI векам обязательным элементом боевого костюма выступал также кинжал. Его всегда размещали слева от седла. Незаменимым помощником для защиты от копий и ударов мечей выступал щит. Деревянные изделия были обтянуты кожей и обиты металлическими полосами.
Неизменным спутником средневекового рыцаря был его верный конь. Для защиты сильных, натренированных для битвы животных также задействовались доспехи. Броня, именуемая как «бард», включала 5 основных элементов:
Конь в железной попоне, оседланный облаченным в доспехи рыцарем, становился своего рода крепостью. За счет этого всадник вместе с животным был малоуязвимым для поражения стрелами, а также ударами мечей и копий противника.
Прикрывающие коня по всей площади туловища 1,5 мм металла оборачивались колоссальными цифрами суммарного веса «наряда». Вес конского доспеха варьировался в пределах 30-45 кг. Если суммировать эти числа с массой облаченного в доспехи седока, нетрудно подсчитать, что коню приходилось носить на себе 25% от собственного веса.
Рыцарский костюм как показатель статуса
Качество и мощь брони выступали не только в защитных целях, но и выполняли роль подтверждения статуса рыцаря. Чем прочнее броня, тем выше значимость персоны под рыцарской одеждой.
В период крестовых походов поверх доспехов представители привилегированного сословия носили легкий плащ – сюрко. Он не только отлично защищал от непогоды, но и наглядно демонстрировал родовой герб и отличительные цвета.
Начиная с XIII века рыцарские костюмы дополнительно стали рассматривать и как способ щегольнуть роскошью. Для этого сверху защитного облачения надевали туники. Наряды, длиной доходившие до середины голени, своим покроем очень напоминали монашеские нарамники. Для их пошива использовались дорогие ткани, а декорирования нашивок в виде гербов – золотые вставки и драгоценные камни. Со временем в стремлении продемонстрировать роскошь верхнего наряда привело к тому, что рыцари стали украшать свои туники не только в области спины и груди, но и по всей длине множественными изображениями гербов.
Желание произвести впечатление коснулось и воинских доспехов. Особенно показательны в этом плане были рыцарские турниры, устраиваемые баронами и крупными сеньорами в честь значимых событий. Участники турниров получали прекрасную возможность не только продемонстрировать свою воинскую доблесть, но и перещеголять друг друга изысканностью собственных облачений и убранством лошадей. Представления получались очень зрелищные. Единственный минус – подобные «соревнования» нередко доводили ограниченных в бюджете рыцарей до полного разорения.
Что надевал на себя настоящий средневековый рыцарь
При слове «рыцарь» многие представляют себе этакое железное чучело, которое, упав с коня, становится абсолютно беспомощным. А как все было на самом деле? Это зависит от того, о какой эпохе мы говорим – и с какой целью воин облачался в доспехи: чтобы сражаться за своего короля или чтобы блеснуть на рыцарском турнире.
Середина VII века – IX век
Итак, вы суровый северянин – нормандец или германец, например. Перед сражением вы поверх рубахи надеваете короткую кольчугу без капюшона и вендельский шлем – круглый, как котелок, и оснащенный защитной полумаской, которая закрывает верхнюю часть лица.
Защищаться от врага вы будете с помощью круглого плоского деревянного щита с металлической накладкой посередине, которая называется умбон. У вашего щита удобный кожаный ремень, позволяющий нести щит во время долгих походов на плече или на шее. А вот шлема с рогами у вас нет. Никто их на самом деле тогда не носил.
X-XIII века
Вы европейский рыцарь. Собираясь на бой, под кольчугу вы надеваете гамбезон – длинную и довольно «жаркую» одежду, набитую паклей или шерстью. Если в вас выстрелят из лука, есть шанс, что стрела застрянет в гамбезоне и не причинит вам вреда, да и удары мечей такая одежда будет неплохо амортизировать. На ноги вы натянете кольчужные чулки – шоссы; подошва у них, конечно, кожаная – иначе вы не смогли бы ходить.
Шоссы кольчужные
Кольчуга у вас доходит до колен, рукава у нее – до локтей, а то и до запястий. К кольчуге прилагается капюшон – койф. Возможно, ваша кольчуга обладает несъемным капюшоном; тогда ее следует называть хауберк. Чтобы вы могли нормально ходить и забираться на коня, мастера сделали в кольчуге разрезы сзади и спереди. Шлем у вас норманнский – яйцевидной или конической формы. Спереди вы прикрепите к шлему металлическую платину – наносник; впрочем, если XII век уже наступил, то шлем у вас может быть и цельнокованый: наносник выкован вместе со шлемом. В том же XII веке поверх кольчуги вы можете надеть сюрко – плащ-накидку с рукавами или без; их крестоносцы переняли у арабов. Такой плащ защитит кольчугу от грязи и перегрева на солнце. Затем возьмете щит – большой, вытянутой формы, внизу заостренный – и отправитесь сражаться.
XIII-XIV века
А почему бы не защитить лицо от стрел и ударов мечей, надев закрытый потхелм – шлем, оснащенный визором, или забралом? Можно также обзавестись топфхелмом – так называемым горшковым шлемом, цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса: он большой и тяжелый, но надежный.
Если в ваши планы не входит рукопашный бой, в котором крайне важен хороший обзор, и драться вы собираетесь на копьях, наденьте топфхелм поверх кольчужного капюшона. А под капюшон не забудьте надеть войлочный подшлемник – он хорошо амортизирует удары. Прикрепите шлем к кольчуге сзади ремнем или цепочкой: тогда, если дойдет таки до рукопашной (вас сбросят с коня, например), и вы шлем снимете, он не потеряется.
Топфхелм XIII века в витрине Немецкого исторического музея в Берлине. Ulrich Waack / wikipedia
Если вы собираетесь на турнир и хотите произвести эффект, можете украсить шлем деревянной или кожаной геральдической фигурой. Хотя бы теми же рогами – да, их уже придумали, у германцев, например, они в большой моде.
Кстати, о кольчуге: ее можно усовершенствовать при помощи бригантины – металлических пластин, нашитых на льняную или суконную основу. Получится кольчужно-бригантинный доспех. В таком доспехе, да еще и в закрытом шлеме, с громоздким неудобным щитом можно не заморачиваться – возьмете небольшой клиновидный тарже.
Плащ-сюрко, который вы надеваете поверх кольчуги, большой и просторный. Можно преобразовать его, кстати, в гербовую накидку – просторную безрукавку с изображением вашего родового герба.
Конец XIV – первая половина XV века
Гамбезон уже не в тренде; под кольчугу вы надеваете акетон, стеганую куртку с рукавами. Она не такая длинная и толстая, ничем не набита – просто сшита из нескольких слоев ткани. Если деньги у вас водятся, ваш акетон оснащен кольчужными вставками.
Кольчуги постепенно уступают место латным доспехам – самым разнообразным. Можно использовать отдельные элементы лат – нагрудники, пластроны и плакарты (прикрывают живот), наручи (защищают предплечье), налокотники, наколенники и наголенники. А можно, изрядно потратившись, приобрести латные кирасы – панцири из металла, прикрывающие грудь и спину.
На голову вы надеваете бацинет – металлический шлем с заостренным верхом. К нему по нижнему краю прикреплена кольчужная накидка, защищающая шею, затылок и плечи, – авентайл. Бацинет – шлем относительно легкий, его могут носить даже пехотинцы. Бывают они самыми разными – с наносниками, с забралами-масками, с забралами в виде дырчатого клюва (хундсгугелями). Есть еще гранд-бацинеты – круглые шлемы с латной защитой шеи и дырчатым полусферическим забралом.
Итальянский бацинет. David Monniaux / wikipedia
Вместо довольно длинной накидки-сюрко теперь носят более короткий жупон или табар: вся Европа стремится укорачивать одежды. Щиты все еще носят небольшие.
Вторая половина XV – начало XVI века
Кузнечное дело достигло таких высот, что в латные доспехи можно облачиться практически целиком. Перед боем вы облачаетесь в кирасу, к нижней части которой прикреплена железная юбка, натягиваете латные перчатки, а на голову надеваете армет – шлем в форме сферического купола с двойным забралом, защищающий лицо и шею и с боков, и спереди; в нем можно биться и в копейном, и в рукопашном бою. На армет вам пришлось изрядно потратиться – этот шлем по карману лишь обеспеченному рыцарю. Те, кто победнее, носят салады – шлемы вытянутой формы с назатыльниками.
Шита как такового у вас нет – к чему, если вы защищены латами? На бой вы берете стальной баклер – маленький круглый кулачный щит, которым можно и парировать удары, и драться.
Коня своего вы перед битвой велите одевать в бард – латные доспехи для лошадей.
Сколько весит и почем
Веса доспехи были немалого – до 25-30 кг, так что рыцарям поневоле приходилось поддерживать хорошую физическую форму при помощи постоянных тренировок. Наиболее могучие даже хвастались, что вскакивают в седло в полном облачении без помощи слуги!
То, что упавший с коня рыцарь так и оставался во время боя на земле, подобно металлической черепахе, – это миф; рыцарь вполне мог подняться на ноги и сражаться дальше. Правда, уже в рукопашном бою. А вот во время турнира, на котором рыцари сражались на копьях, падать с коня действительно не стоило – турнирные доспехи были тяжелее боевых и весили от 50 до 80 кг. В них было тяжело даже просто подняться на ноги без посторонней помощи.
Устройство средневековых доспехов: гайд для художников, часть 1
Из каких частей состоит латный доспех? Как он крепится к телу рыцаря? Как элементы соединяются друг с другом? Разбираемся вместе с экспертами-реконструкторами.
Латный доспех — защитное снаряжение, которое сначала закрывало самые уязвимые части тела рыцаря, а с XIV века — всё тело целиком.
Под рыцарским доспехом понимается в первую очередь защитное снаряжение воинского сословия в Европе в Средние века и эпоху Возрождения. Доспехи периода Античности, Нового времени или произведенные в Азии (вне Европы) к ним не относятся.
Эта статья — первая из цикла о рыцарских доспехах. Здесь мы расскажем о креплениях, общем устройстве и порядке надевания, а в следующих поговорим об отдельных элементах.
За консультации, экспертизу и помощь в подготовке материала огромная благодарность Игорю Виноградову, Тимуру Великотраву и Анатолию Звереву.
Общий состав доспеха и порядок одевания
Обычно доспех состоял из нескольких элементов, которые надевались на поддоспешную одежду, скреплялись вместе и выполняли защитную функцию. Поэтому у доспехов есть множество неочевидных нюансов, которые стоит учитывать.
В средневековье носить доспехи и сражаться могли не только рыцари, ведь наёмники и обычные солдаты тоже носили разную броню и защиту. Однако доспех стоил очень дорого и люди из низших сословий не могли позволить себе полный набор экипировки, обходясь лишь отдельными частями вроде простой кольчуги или шлема.
Рыцарский доспех часто определялся эпохой, географией и уровнем жизни. Дороговизна объяснялась тем, что обмундирование создавалось индивидуально, а мастера отталкивались от анатомических особенностей заказчика и подгоняли доспехи по фигуре.
При этом воины и рыцари могли носить защитное снаряжение других стран и регионов. Русский дружинник с юга мог носить монгольский куяк, а солдат с западной части страны — европейскую бригантину. Это было обусловлено торговыми связями, модой, развитием металлургии, доспешного ремесла и условиями ведения боевых действий. Рыцарь не собирал себе доспех из разных частей как конструктор Lego, а скорее адаптировался под ситуацию и исторический контекст.
В целом доспех состоит из поддоспешной одежды, защиты корпуса, шлема, защиты плеч (наплечников), защиты локтей (налокотников), защиты рук (наручей), защиты кистей, защиты ног (сабатонов, наколенников, наголенников) и, иногда, наддоспешной одежды.
Все детали доспеха не висят в воздухе и не приклеиваются к фигуре владельца. Они крепятся к поддоспешной одежде с помощью шнурков и ремешков или плотно затягиваются на теле.
На изображении показано, как элементы доспехов крепятся к поддоспешной одежде. Источник
Поддоспешная одежда
Сперва рыцарь надевал на себя поддоспешник, самым популярным видом которого была стёганка (дублет, жак, акетон или любая другая разновидность).
Слева — стёганый поддоспешник XVI века. Справа — изображение лучника в жаке (фрагмент раки Святой Урсулы Ханса Мемлинга)
Иногда его делали из нескольких слоёв плотной ткани с мягкой набивкой, затем прошивали. В некоторых случаях набивали старыми тряпками, хлопковой ватой, пенькой или паклей, а верхние слои пропитывали воском для прочности.
Временами толстую стёганку носили не как поддоспешник, а как полноценную защиту корпуса. В этом случае в неё могли зашивать куски кольчуги, небольшие пластины из металла или китового уса. При удачном стечении обстоятельств стёганка могла остановить стрелу, защитить от пореза или скользящего удара.
Вопреки распространённому заблуждению, кольчуги не пришли на смену стёганкам. Лёгкие доспехи из сплетённых металлических колец появились ещё во времена Древнего Рима.
Часто кольчугу использовали как основную защиту, однако нередко использовали и как поддоспешник, надевая поверх обычной одежды. Часто встречалась такая комбинация: стёганка, сверху — кольчуга, сверху — латный доспех.
Преимущество многослойной защиты было в том, что она могла намного лучше перекрыть поверхность тела и спасти в случае пробития верхнего слоя, недостаток — ограничение движений рыцаря и большой вес.
Иногда кольчугу специально не надевали, чтобы сделать рыцаря мобильнее. В таком случае специальные кольчужные вставки надевали на уязвимые места — подмышки, бёдра, сгибы локтей, горло.
Латный доспех
После стёганки или кольчуги рыцарь надевал на себя полноценный доспех из больших металлических пластин различной конструкции.
Иллюстрация Грэма Тёрнера. Источник
Полный доспех состоял из кирасы, наплечников, шлема, наручей, рукавиц, набедренников, наголенников и ботинок-сабатонов. Более конкретно о них мы поговорим в следующих статьях.
В эпоху крестовых походов рыцари часто использовали наддоспешники — одежду, которая надевалась поверх брони и защищала от жары, ветра и песка.
Иногда надевалась обычная стёганка, но чаще — сюрко (длинный плотный плащ). Его шили из плотной ткани, украшали гербами владельцев или их сюзеренов.
Способы крепления доспехов
Как мы уже упоминали, любой латный доспех крепился к поддоспешной одежде или кольчуге. Европейские средневековые латные наплечники были оборудованы специальными кожаными язычками с двумя отверстиями. С их помощью наплечник можно было крепко привязать к плечу тонкими кожаными или тканевыми шнурками, которые выходили из поддоспешника. Таким же образом крепились и латные бёдра.
Сначала латная защита рук состояла из раздельных элементов, но позже её стали соединять пластинами с помощью приклёпанных изнутри ремней, а потом стали соединять подвижными заклёпками. Так конструкция стала прочнее.
Однако варианты раздельного ношения элементов защиты рук давали большую подвижность и продолжали использоваться.
Вариант с приклёпанными ремнями и заклёпками. Источник
К телу доспехи притягивались ремнями. Защиту старались подогнать по фигуре владельца, и зачастую один и тот же доспех не могли носить люди с разной комплекцией.
Кирасы (латы из нагрудной и спинной пластин), например, можно условно разделить на два типа:
Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
Чтобы подогнать кирасу по телу, её можно было стянуть в районе пояса специальным тонким ремешком. Бригантины (разновидность кирасы) и ранние латы могли застегиваться на спине.
Пример нагрудника, который раскрывался сбоку (слева) и пример кирасы, стянутой ремнём (справа). Изображение предоставлено Тимуром Великотравом
Долгое время существовал тип крепления «ремень-пряжка-ремень», но в последних десятилетиях Средних Веков появился тип крепления с выступающей заклепкой (к ней прикреплялась накладывающаяся пластина).
На изображении слева — тип крепления с ремнём, а справа — с заклёпкой
Заклёпки использовали на поздних ножных латах (а также на наручах и латных рукавицах). Однако такой вид крепления просуществовал недолго, так как латная защита ног постепенно стала исчезать.
Изображение предоставлено Тимуром Великотравом
Надев почти весь доспех, рыцарь надевал шлем и стальные перчатки.
Крюк для копья и гульфик
Также у доспехов были небольшие, но важные детали вроде опоры (крюка) для копья и гульфика.
Крюк позволял использовать тяжёлые копья и наносить мощные удары.
Крюк для копья. Круглый элемент выше — рондель. О нём мы подробнее поговорим в других частях. Источник
Гульфик же пришёл из повседневной мужской одежды XIV века. Тогда мужчины носили чулки (шоссы), которые шнуровывались к белью. Позже шоссы стали сшиваться сверху вместе, а промежность спереди стала закрываться отдельным клапаном — гульфиком.
Гульфик. Изображение предоставлено Игорем Виноградовым
В XVI веке гульфик начал применяться как стальной защитный элемент. В доспехе гульфик привязывался ремнями как отдельная пластина с плотной подкладкой и присоединялся к нижнему краю рубахи. Не все доспехи оснащались этим элементом. В конных поединках гульфик не надевался, потому что мешал посадке на лошадь.
Мы разобрались в общем устройстве доспехов, в следующих частях детально поговорим о каждом элементе по отдельности. Всего в цикле будет 6 частей — по одной на каждый основной тип защиты, включая вводную первую часть.
Как рыцари ходили в туалет в доспехах и еще 8 занимательных фактов, которые помогут взглянуть на них под другим углом
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Факт раз: совсем не тяжело
Масса доспехов равномерно распределялась по телу, более того, система подвесов способствовала сокращению нагрузки на плечи и спину. Не нужно также думать, что латная броня стесняла движения. Пластинчатая конструкция и подвижные заклепки помогали бойцу двигаться практически так же, как без брони. Более того, большинство рыцарей даже в турнирной броне спокойно залезает а в седло без чьей-либо помощи.
Примечание: хотя на турнирах все равно существовали «лесенки» в седло. В конце-концов, вдруг война, а ты уставший!
Факт второй: особенности боя
К сожалению, современные историки и конструкторы не знают, как точно проходил кавалерийский бой в условиях войны. Совершенно очевидно, что основная ставка делалась на первый «въезд» во вражеский строй с использованием копий. Однако, подробности того, как именно это происходило, все еще не ясны.
В тоже время, из письменных источников известны другие любопытные подробности. Когда копья ломались, а боевые порядки смешивались, рыцари переходили на мечи. В отличие от копья, пробить мечом доспех почти не было никакого шанса. Ни о каком «фехтовании» здесь речи не шло. Рыцари просто били друг друга клинками, как металлическими палками. Кроме того, рыцари достаточно часто старались зайти сзади для того, чтобы схватить «коллегу» за шлем и стащить из седла под коня.
Факт три: крюки и щиты
Кстати, еще одной интересной особенностью является то, что рыцарские щиты постоянно уменьшались от века к веку. Чем совершеннее становилась броня, тем меньше делались щиты.
Факт четыре: пажи (не) нужны
Факт пять: турнир – это не спорт
Спортом рыцарские турниры стали только к концу средневековья. Первоначально это было что-то вроде учений. Главный навык рыцаря – это умение держаться в седле. К несчастью, езда на лошади и езда на велосипеде – это не одно и то же. Данный навык очень быстро «атрофируется». Поэтому, представители воинской аристократии регулярно дрались. Если не было войны – устраивали турниры.
На первых турнирах рыцари вовсе не дрались один на один, а сражались все и сразу. Такие поединки состояли из двух этапов – конного столкновения на копья и ближнего боя на мечах в седле. Поначалу не существовало даже турнирного снаряжения. Само собой, травматизм в это время был особенно высок.
Факт шесть: подняться очень тяжело
Факт семь: кому война, а кому мать родна
Рыцари были далеко не так благородны, какими их показывает классическая романтическая литература. Нужно понимать, что по своим нравам представили военной аристократии любой державы, были весьма суровыми людьми, привыкшими с ранних лет рисковать своей жизнью. Вместе с тем, они не воспринимали войну, как несчастье. Это была абсолютно нормальная часть их жизни, более того – единственное предназначение рыцарей, как класса общества.
А самое главное было в том, что война всегда позволяла хорошо заработать! Грабеж и мародерство почти никогда не порицались в феодальном обществе.
Факт восемь: интимный вопрос
Существует популярное заблуждение о том, как рыцари ходили в туалет. Бытует мнение, что средневековые бойцы просто делали все дела прямо в доспехах. Это смелая теория, однако, как все происходило на самом деле, мы, к сожалению не знаем. Учитывая, что помимо доспехов на рыцаре была еще и одежда, едва ли он «ходил под себя». Скорее всего, рыцари, как и современные летчики, старались посещать туалет до и после важных моментов. Совершенно очевидно, что в бою, когда страх, ярость и адреналин затуманивали разум, желание пописать – последнее, что волновало человека.
Факт девять: дорого-богато
К тому же, рыцари зачастую не испытывали друг к другу какой-то ненависти, ведь все они были представителями одного сословия. По сути – одной корпорацией, компании которой периодически конфликтовали и выясняли отношения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: