что носили греки в древности
546,Одежда Древней Греции
Древняя Греция – страна, в которой зародились многие современные ценности. В ней впервые появился культ красоты и физических упражнений, которые способствовали не только здоровью, но и гармоничному развитию тела. Привлекательность фигур помогала подчеркнуть одежда, богатая украшениями и сложными драпировками. Ткачество в античной Греции приравнивалось к искусству. Несмотря на то, что одежда древних греков в основном создавалась из цельного куска ткани и была не скроена и часто даже не сшита, она поражает сложностью конструкций и разнообразием форм.
Общая характеристика костюма
История древнегреческого античного общества начинается с 11 в. до н. э. со времени переселения в Грецию дорийского племени. С 11 по 8 в.в. до н. э. произошел распад первобытнообщинного строя греческих племен, возникла частная собственность, родовая аристократия. Постепенно сложились рабовладельческие отношения. Этот период называют гомеровским (архаическим), поскольку он воспет в бессмертных поэтичных творениях Гомера «Эллада» и «Одиссей», в которых изображены условия жизни дорийских греков.
7 — 6 вв. до н. э. считаются в истории искусств Древней Греции периодом ранней и зрелой классики, «золотым веком», периодом расцвета рабовладельческой демократии.
5 — 4 вв. до н.э. – это период расцвета античного искусства, который часто называют эпохой Перикла.
После восстановления над Грецией гегемонии Македонии (3 в. до н.э.) и военных походов А. Македонского появляются первые признаки спада древнегреческой античной культуры. Распространение античной культуры на восток и запад сопровождалось одновременно и ее распадом под влиянием культуры завоеванных государств. В 1 в. до н.э. Греция утратила свою политическую независимость и стала римской провинцией, а с покорением Римом основной части эллинского востока заканчивается самостоятельная история древнегреческой античной культуры. Этот период носит название эллинского периода. Хронологически он отсчитывается с конца 4 в. до н. э. и до конца 1 в. до н.э.
Древнегреческие полисы представляли собой рабовладельческое общество. Широкие слои вольных граждан, которые назывались дэмос, имели доступ к управлению полисами. Поэтому этот режим носил название рабовладельческой демократии. Примером такого полиса были Афины (5 в. до н. э.). Особый строй рабовладельческой демократии создал условия для мощного развития античной культуры, которая в дальнейшем оказала большое влияние на всю будущую культуру человечества. Именно в этом общественном строе получило развитие научное познание мира с помощью философских наук и сформировалось жизнеутверждающее оптимистическое мировоззрение, которое основывалось на идеях физической и духовной культуры человека, свободы и гражданской доблести.
В тесной зависимости от этих особенностей общественного строя развивался древнегреческий костюм. Свои основные национальные особенности древнегреческий костюм неизменно сберегал до эллинского периода. После этого он начал постепенно видоизменятся за счет влияния восточных культур и культуры Древнего Рима. На начало н.э. древнегреческий костюм утратил свою самобытность и слился с римским костюмом. Представление о человеческом теле, как о гармонии красоты в природе, глубокое понимание его пластических форм и высокоразвитая физическая культура тела, обусловили древнегреческий стиль, заключающийся в гармонии ткани и форм человеческого тела, подчеркнутой естественности и пропорциональности фигуры.
Первым древнегреческим костюмом была обертывающая и драпирующая одежда. Этот вид одежды приобретал формы лишь после ее драпировки на фигуре человека. Одежда закреплялась разными способами. Сначала без помощи иголки и нитки, а различными заколками, узлами, бляхами, фибулами. Прямоугольные куски ткани драпировались свободно, создавая просторную, не прилегающую, не мешающую движениям, одежду. Пояс чаще одевался для поддерживания одежды, для более мягкой драпировки складок, нежели чем для стягивания фигуры. Даже своеобразный бандаж с тончайшей кожи – стафион (широкая нагрудная повязка) у гречанок был способом для подчеркивания фигуры. Вся красота древнегреческого костюма заключалась в свободно и мягко спадающих скульптурных складках, которые подчеркивали общие контуры тела, одновременно скрывая его недостатки.
В античном костюме главную роль играл культ красоты и гармонии тела. Поэтому его оголенность не вызывала чувства стыда и неприличия. Костюм сам по себе не имел особого значения, а был лишь дополнением к обнаженному телу. Не нарушая меры пристойности, древнегреческий костюм мог оголять руки, плечи, ноги, и даже бедра.
Мужской и женский древнегреческий костюм в своей основе были практически идентичны. Даже способы драпировки мало, чем отличались. Социальные различия в костюме античности также были мало значимы.
Особенности и виды
Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:
Распространены были рисунки из линий:
Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к. лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии. Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.
Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:
Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.
Хламида ПеплосХитон Гиматий
Для мужчин
Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.
В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.
Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна. Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной. Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.
Для женщин
Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.
Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.
Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.
Вид одежды | Женщины | Мужчины |
Нижняя | Хитон (короткий – для молодых женщин и рабынь, длинный – для взрослых женщин). | Хитон (до середины колена – для обычных граждан, короткий – для воинов, ремесленников и рабов, длинны – для стариков). |
Верхняя | Пеплос/гиматий. | Гиматий – для повседневной жизни, хламид – для воинов и путешественников. |
Современные аналоги в греческом стиле
Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:
Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.
Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.
Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.
Женская одежда в Древней Греции
Женской одеждой для гречанки являлась туника. Это мягкая и тяжелая одежда, представляющая собой разновидность хитона. Туника струилась и спадала до самых пят.
Обычно женские одежды были белого цвета с использованием цветной каймы. Туника подпоясывалась, а драпировку формировали самыми различными способами. Это было настолько важно, что складки крахмалили и утюжили.
Идеалом женской красоты были златокудрые волосы, голубые глаза и светлая кожа при правильных чертах лица и прямом носе.
Незамужние девушки носили пояс на талии, а выходя замуж – под грудью. Кстати, вы можете почитать, как выдавали замуж в Древней Греции.
Когда женщина выходила из дому, она надевала гиматий, верх которого можно было набрасывать и на голову. Гиматий обычно был белого или розового цвета с красной или черной каймой. Гиматий носили по-разному, в зависимости от погодных условий и времени суток. Иногда такой плащ мог играть роль обычного шарфа, а иногда гречанка могла закутаться в гиматий полностью.
В Древней Греции женщины часто пользовались голубыми веерами в форме лотоса.
Гречанки носили как короткие стрижки, так и длинные волосы. Если это была короткая стрижка, то ее украшали лентой или обручем. Традиционной женской прической был греческий узел, который используется и сегодня. Волосы расчесывались на пробор, завивались волнами и низко спускались на лоб, а на затылке завязывались в узел.
Среди украшений для волос в обиходе были сеточки из шнуров, шпильки, диадемы и гребни.
Ювелирные украшения особенно ценились у богатых слоев населения. Часто, наряду с богатыми одеждами, именно украшения подчеркивали статус и отличие человека в положении от бедняка.
Ценились ожерелья, пряжки, серьги, перстни, украшения для волос с камнями и драгоценными металлами.
Нужно отметить, что одежда древних греков из бедных слоев населения повторяла костюм богатых людей, но была меньшей по объему, более дешевой по качеству и не так дорого украшенной.
Рабыни в Древней Греции носили преимущественно костюмы, которые были характерны для их родного края.
Обувь
В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.
Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.
Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.
Косметика Греков
В классической Греции уже было весьма развито парфюмерное искусство. В качестве косметических средств в древней Греции употребляли воск, растительные румяна и белила, из всех благовоний выбирали нард, для подводки глаз использовали египетские карандаши, знали помады и пудру. До наших дней дошли многочисленные письменные «обличения мужей», призывавшие жен появляться «в простом и приличном виде».
Подобное поведение беспрекословно осуждалось, поскольку вело к изнеженности и сулило в будущем окончательное падение нравов. Шкатулка с румянами и модными безделушками воспринималась как настоящий ящик Пандоры, из которого на глазах недостаточно строгих мужей уже выскакивают неисчислимые бедствия. Одно из них — подражание варварам в стремлении к роскоши особенно порицалось. Однако чем шире становился греческий мир, чем глубже взаимодействие с соседними культурами, тем сложнее было устоять против бытовавших там модных тенденций. Особенно ярко это проявилось в ювелирном искусстве.
Аксессуары
В древние времена в начале 5 в. до н.э. среди женщин считалось недопустимым выставлять на показ свое богатство. Но по мере того, как росло богатство и увеличивалось имущественное расслоение древнегреческого общества, все меньше оставалось последовательниц таких древних обычаев.
Форма и линии женской прически всегда гармонировали с одеждой. Высокоразвитое чувство красоты, большая наблюдательность, художественный вкус, открыли грекам все те приемы, которые могли сделать женщину более красивой. Это было не только использование подкладок и высоких толстых подошв, но и форма прически. Поднятые на затылке волосы – от чего шея казалась длинней. Пряди волос спереди низко закрывали лоб (высокий лоб у женщин греки не считали признаком красоты). Расположение волн завитых волос перекликалось с драпировками одежды. Прически были разнообразны, но подчинялись единому композиционному принципу.
Сандалии женщин были более мягкими, чем у мужчин. Кроме сандалий гречанки носили шнурованные башмаки из красной кожи, плотно облегавшие ноги.
Благодаря многочисленным археологическим раскопкам мы имеем представление об украшениях, которые носили гречанки. Тончайшая ювелирная работа – диадемы, шпильки, сетки для волос из золотой и серебряной проволоки, серьги – достигла в Древней Греции совершенства. Тонкие и изящные они оттеняли красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев…»
Одежда Древней Греции
Большое количество мифов и легенд доносят до нашего времени упоминания о культуре древних греков. В данной статье мы познакомимся с «модой» античной Эллады.
Одежда в Древней Греции.
Судить про одеяния древних греков можно рассматривая скульптуры, вазы и фрески, дошедшие до наших времен. Ткань, из которой была создана греческая одежда, имела яркую окраску и украшена необычным узором. В связи с особенностями климата на территории древней Греции, ткань использовали легкую, без лишних швов. В основном это был квадратный лоскут, который можно было трансформировать в подходящее одеяние и зафиксировать специальной булавкой или ремнем. Стоит сказать, что одежда была призвана не столько защитить тело, сколько подчеркнуть его красоту.
Стиль одежды отличался, в зависимости от того кто ее носил, хотя основой для всех типов одежды является туника:
• Хитон – мужская туника сделана из легкого льняного материала. Хитон носили, накинув через одно или оба плеча.
• Пеплос (баска) – женская туника из тяжелого шерстяного материала.
Также отличием мужской туники от женской, была ее длинна. Женщины, как правило, носили баску до косточки, а хитон мужчин был значительно короче. Что касается окраски тканей, греки любили красоту, именно поэтому окрашивали ткани в самые разнообразные цвета.
Естественно, что у богатых одежда имела яркие и насыщенные тона. К какому классу относиться грек, можно было определить по цвету. Одежда пурпурной окраски была прерогативой богатых аристократов. Обычные крестьяне окрашивали одежду преимущественно в зеленый и коричневый цвет. А солдаты были облачены в темно – красную одежду (чтобы следы крови были менее заметны).
Если говорить об обуви, то древние греки предпочитали ходить босиком. Только лишь в особых случаях можно было встретить грека обутого в кожаные сандалии. Обувь женщин была более разнообразна, хоть носили ее тоже крайне редко:
• Иподиматы – сандалии на кожаной или деревянной подошве с несколькими ремешками.
• Персикаи – полусапожки из мягкой кожи.
• Крепиды – обувь с ремешками, которые фиксировались крест накрест и доходили до щиколотки.
• Эндромиды – полуоткрытые высокие сапоги.
Головные уборы так же не пользовались особой популярностью. Изредка мужчины надевали широкополые шляпы, которые были призваны защищать от солнца. А женщины, для особо торжественных случаев украшали головы остроконечными коронами.
Современные дизайнеры с большим удовольствием черпают в одежде Древней Греции идеи для современных коллекций.
Древнегреческая одежда в основном основывалась на необходимости, функциях, материалах и защите, а не на идентичности. Таким образом, одежда была довольно простой, драпированной, свободной и свободной. Обычно одежду делали самодельную и разрезали на прямоугольную льняную или шерстяную ткань различной длины с минимальным кроем или шитьем и закрепляли декоративными застежками или булавками, а также поясом или поясом ( ζώνη : zōnē).
Хотя с этого периода не сохранилось никакой одежды, описания существуют в современных отчетах и художественных изображениях. Одежда была в основном домашняя или местного производства. Кроме того, одежда часто служила многим целям (например, постельное белье). Вся древнегреческая одежда была сделана из натуральных волокон. Лен был наиболее распространенной тканью из-за жаркого климата, который длился большую часть года. В редких случаях холодная погода древние греки носили шерсть.
Обычная одежда того времени была простой белой или нейтральной окраски, иногда с декоративной окантовкой. Есть свидетельства тщательно продуманного дизайна и ярких цветов, но они были менее распространены среди граждан низшего сословия. Однако знатные граждане носили яркие цвета, чтобы выразить свое богатство, так как окрашенная одежда была дороже. Одежда как для мужчин, так и для женщин обычно состояла из двух основных частей: туники и плаща. Они начали шить и шить настоящую одежду только в 4 веке.
Греки очень ценили человеческое тело, и это проявлялось по-своему. Ткань была искусно обернута вокруг тела, и ткань могла быть слегка прозрачной. У мужчин не было проблем с наготой, в то время как женщины могли быть обнаженными только в общественной бане. Обычно они носили фиолетовый как знак богатства и денег, поскольку это был самый дорогой краситель, который можно было достать.
СОДЕРЖАНИЕ
История и типы (Селин Хаддад)
Хитон
Пеплос
Химатион
Гиматион можно было натянуть на голову, чтобы прикрыть владельца, когда его одолевают эмоции или стыд.
Хламиды
В хламиде была бесшовный прямоугольником шерстяного материала носил мужчинами в военных или охотничьих целях. Его носили как плащ и застегивали на правом плече брошью или пуговицей.
Хламида была типичной греческой военной одеждой с V по III век до нашей эры.
Дифтера
Нижнее белье
Застежки и пуговицы
Так как одежду редко кроили или шили, часто использовались застежки и пуговицы, чтобы удерживать одежду на месте. Использовались маленькие пуговицы, булавки и броши.
Ремни, пояса или пояса также носили на талии, иногда заменяя застежки / пуговицы.
Обувь
Мужчины и женщины обычно носили тапочки, сандалии, обувь с мягкой подкладкой. Дома они обычно ходили босиком.
ювелирные украшения
Украшения в виде украшений, сложных причесок и макияжа были обычным явлением для женщин. Маленькие золотые украшения нашивали на их одежду и блестели при движении. У греков были кольца, венки, диадемы, браслеты, нарукавные повязки, булавки, подвески, ожерелья и серьги. Среди популярных дизайнов серег: летающие боги и богини, такие как Эрос, Ника и Ганимед. Такие узоры, как меандр, символизирующий вечность, также обычно гравировались на украшениях. Золото и серебро были наиболее распространенными средами для изготовления ювелирных изделий. Однако украшения этого времени также могли иметь жемчуг, драгоценные камни и полудрагоценные камни, используемые в качестве украшения. Ювелирные изделия обычно передавались из поколения в поколение или приносились в жертву богам.