что носили фараоны на голове
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Такая же повязка была у других членов общества. Отличительные знаки фараона – платок для головы либо корона. Также правители носили золотые обручи, выполненные в форме змеи. Головной убор назывался «урей» и являлся символом власти точно так же, как скипетр, накладная борода.
Клафт (либо немес) аналогично выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову, лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли.
Характерным для фараона было наличие такого аксессуара, как ускх – массивное ожерелье в виде воротника. Его носили и другие представители знати. Однако аксессуар фараона выполнялся в определенных расцветках – череда желтых и голубых вставок.
Фараоны считались сыновьями солнца, соответственно их одежда отличалась не только высоким качеством исполнения, но и всегда несла определенный смысл. Схенти древнеегипетских фараонов имело широкий пояс, спереди украшенный красивой материей или пластиной из драгметаллов. Сзади набедренная повязка украшалась подобием хвоста.
Когда настала эпоха Нового царства, правители начали носить материю, которая одевалась через голову и закреплялась при помощи пояса. Ткань была полупрозрачной, чтобы сквозь нее просвечивался более нарядный схенти.
Из каких материалов шили одежду?
Несмотря на то, что в Древнем Египте активно разводили овец, их шерсть считалась нечистой, поэтому ее не использовали для производства одежды. Наряды делались, преимущественно, из льняной ткани. Источник:
Интересный факт: у древних египтян траурным цветом считался голубой, поэтому на погребения они старались надевать одежду именно такого оттенка.
Материю могли окрашивать разными цветами. Популярными были одежды синих, зеленых и красных расцветок. Когда египтяне научились добывать новые красители, добавились коричневый и желтый цвета. Белая одежда считалась будничной, и носили ее большинство древних египтян.
Ткань могла быть однотонной или украшенная узорами. Любимыми узорами считались цветы лотоса и перья, символизировавшие богиню Исиду. Наносили узоры при помощи специальных способов окрашивания, а также вышивки.
Прядильщицы Древнего Египта до сих пор поражают ученых уровнем своего мастерства. Египтолог Джон Уилкинсон во время раскопок обнаружил в царских усыпальницах уникальную ткань – виссон.
Интересный факт: чтобы понять, насколько виссон уникален, нужно представить скорлупу от грецкого ореха – туда свободно помещается пара перчаток из этого материала.
Это очень тонкая ткань белого или золотистого цвета. Без преувеличения драгоценный материал использовался для создания одежды фараонов. Свою популярность виссон обрел благодаря высокому качеству, прочности, легкости и минимальной толщине.
В такие ткани заворачивали мумии древнеегипетских фараонов. Наряды из виссона носили также цари, первосвященники. Воспроизвести ткань в настоящее время не удается, так как неизвестен ее полный состав. Считается, что виссон состоит изо льна либо нитей, которые выделяются особыми моллюсками – благородными пиннами. Эти нити представляют собой белковый секрет – биссус. Он быстро становится твердым и напоминает пучок шелковых ниток.
Моллюскам нити необходимы для прикрепления к подводным предметам, камням и т.п. Одежду для древнеегипетских фараонов шили преимущественно из льняных тканей, а также особого материала – виссона. Об этом свидетельствуют археологические находки, например, обнаруженные гробницы, в которых мумии были завернуты в виссон. Это очень прочная, легкая и тонкая ткань. Вероятнее всего, жители Средиземноморья изготавливали ее из натуральных нитей, которые вырабатывают моллюски.
Фараон
Уже с первого взгляда на него понятно – это не просто человек, не просто правитель – это сын богов! О его божественной сущности должна кричать буквально каждая мелочь, каждая деталь гардероба должна содержать религиозные символы и обереги. Поэтому в отношении правителей был выработан своеобразный дресс-код, нарушать который они не имели права.
Одним из основных правил было следующее: фараон не мог выйти на люди с непокрытой головой. Поэтому для правителей существовала целая служба, которая создавала им различные головные уборы – от простого платка и парика до величественной короны. И, надо сказать, работала эта служба на славу!
В гардеробе египетского царя были многочисленные парики, как для повседневной носки, так и для различных торжеств. Были среди них и самые простые – короткие парики с гладкой прической и парики с косичками, парики, завитые самым немыслимым образом и украшенные различными подвесками… В общем, искусство создания париков в Египте находилось на высоком уровне.
В особо жаркие дни (или же в дни религиозных праздников, или же в какие – то особые дни – догадываться можно до бесконечности) фараоны надевали на голову немес – полосатый платок. Полоски окрашивались в два цвета – синий и золотой (по крайней мере, на большинстве изображений, фараонов украшает платок именно такой расцветки). Немес надевали так, чтобы он покрывал всю голову, оставляя открытыми уши. Сзади его заплетали в косичку, а по бокам на плечи спускали вырезанные полукругом концы. Чтобы немес лучше держался на голове, его закрепляли золотой лентой или золотым обручем. Кстати, большой сфинкс тоже носит немес…
Корон у египетских фараонов было несколько.
Во-первых, это пшент – двойной венец египетских фараонов. Первоначально в долине Нила существовало два государства, сейчас их принято называть Верхним и Нижним Египтом. Правители Нижнего Египта надевали дешрет – красную корону, которая имела цилиндрическую форму с большим выступом сзади. Цари Верхнего Египта носили белую корону – хеджет, изготавливающуюся в виде высокого конуса. Считалось, что хеджет связана с луной и лунными божествами – Осирисом и Тотом. Эта корона была своеобразным проводником между предками и потомками, она помогала в загробном мире обрести просветление, присоединиться к сомну божеств, обрести новую жизнь среди звезд. С объединением Египта дешрет и хеджет стали единой короной – пшентом.
Во-вторых, это атеф или корона Гора – венец, которую, как считается, надевали фараоны с особые дни религиозных праздников. Ее изготовляли в виде высокого белого колпака. По бокам располагали перья (они символизировали две истины – жизнь и смерть), а у основания – рога барана. Иногда в центре помещали и солнечный диск.
Пшент и атеф – венцы достаточно громоздкие, поэтому скорей всего использовались тогда, когда фараон только сидел, причем сидеть он должен был абсолютно неподвижно. Эх, нелегка фараонская доля, зато и осанка – всем на зависть.
Более удобным венцом являлся хепреш – синяя корона, украшенная золотыми бляшками. Этот головной убор еще называют короной войны, т.к. долгое время считалось, что правители носили ее во время военных походов и смотров.
Из каких материалов изготавливались царские венцы до сих пор неизвестно. Считается, что белую корону и атеф делали из тростника, красную и синюю короны – из кожи. Однако тут же некоторые египтологи замечают, что кожу египтяне не любили, рассматривая ее как нечистый материал, и даже обувь для аристократии отливалась из золота. Так что остается надеяться, что рано или поздно хоть один венец будет найден, и эта находка хоть как-то внесет определенность в этот вопрос.
Но самым главным атрибутом царской власти была даже не корона, а лишь небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или диадеме. Урей надевали абсолютно с любым головным убором – будь то парик, немес или корона. Именно урей был для фараона тем, «что делает его великим». Согласно «Книге мертвых» этот символ служил защитой царю – в случае опасности змея должна плеваться огнем и испепелить врагов правителя. Урей также символизировал мудрость фараона, его величие – он стоял на страже законов мироздания.
После объединения Египта рядом с уреем стали помещать и голову коршуна – защитника правителей Нижнего Египта. Такое единство символов делало фараонов владыками объединенной страны, воплощениями Гора на земле и Осириса после смерти. Именно эти символы украшают одну из великолепных образов древнеегипетского ювелирного искусства – диадему «сешед», найденную в гробнице Тутанхомона.
Зачем древние египтяне носили шапки из пчелиного воска?
Историкам уже довольно хорошо известно, во что одевались древние египтяне. Благодаря рисункам на стенах и мумифицированным останкам известно, что большинство из них носило облегающую одежду, качество материала которых зависело от социального статуса каждого человека. Также ученые уже давно выяснили, что крестьяне работали под палящим солнцем с косынками на голове, а фараоны надевали так называемый клафт, который представлял собой платок из полосатой ткани. Только вот на некоторых изображениях египтяне изображались с конусами на голове и историки долго не могли понять, что это такое. Ранее считалось, что треугольник на голове нарисованных людей был чем-то вроде нимба у христиан и указывал на святость изображенного человека. Но, как оказалось, некоторые египтяне действительно носили конусообразные головные уборы.
Головной убор египетских фараонов называется клафт или немес
Об этом, по крайней мере, говорится в результатах исследования, опубликованных в научном журнале Science. В статье рассказывается о том, как группа археологов из проекта Amarna Project обнаружили мумии древних египтян с останками необычных колпаков в захоронении древнеегипетского города Ахетатон. В частности, археологами были найдены тела двух человек из бедных слоев населения, причем одно захоронение когда-то давно было разграблено, а второе частично сохранилось.
Древнеегипетские рисунки с изображением людей в загадочных головных уборах
Во что одевались древние египтяне?
По оценкам исследователей, найденные люди умерли примерно 3300 лет назад. Судя по останкам, они были захоронены с надетыми на голову головными уборами конусообразной формы и высотой около восьми сантиметров. Анализ показал, что конусные шапочки были сделаны из пчелиного воска, а изнутри обклеены тканью. Так как головные уборы были сделаны из органических материалов, не удивительно, что на останках было множество оставленных различными насекомыми отверстий.
Останки древнего египтянина с головным убором из пчелиного воска
По словам исследователей, это первые останки, на которых сохранились подобного рода головные уборы. Благодаря этому открытию теория о том, что при помощи треугольников над головами древнеегипетские художники отмечали на рисунках святых, была полностью отвергнута. Помимо нее, существовала и другая теория о том, что египтяне действительно носили такие шапки чтобы пчелиный воск таял на их головах и тем самым духовно очищал их. Однако, на голове похороненных людей не было найдено никаких следов воска и других веществ, поэтому эта теория тоже подвергается большому сомнению.
Также среди историков было популярно предположение, что конусы над головами нарисованных людей указывали если и не на святость, то хотя бы на высокий социальный статус. Но они ошибались, потому что похороненные люди явно не были богатыми. Впрочем, эта теория может быть и правдивой, потому что некоторые исследования доказывали, что бедные египтяне очень старались быть похожими на богачей. Например, некоторых бедняков хоронили таким же образом как и фараонов, правда это получалось у них крайне нелепо.
А как думаете вы, для чего предназначались такие головные уборы? Своими предположениями можно поделиться в комментариях или в нашем Telegram-чате.
В общем, вокруг загадочных колпаков жителей Древнего Египта ходит огромное множество слухов. Некоторые из них кажутся весьма странными и притянутыми за уши, а вот некоторые звучат весьма логично. Например, археолог из американского штата Джорджия по имени Рун Найорд уверен, что у конусообразных головных уборов не было никакого ритуального предназначения. По его мнению, египтяне носили их просто для красоты, прямо как мы носим шапки и бейсболки.
Зачем фараоны Египта носили платки? (2 фото)
Если попросить любого человека описать древнеегипетского фараона, частью полученного описания наверняка будет сине-золотой головной убор.
Действительно, почти на всех дошедших до наших дней изображениях правители Древнего Египта их головы облачены в этот широкий платок.
Зачем же фараоны носили его?
Небесный и бессмертный
Царский головной убор, который в Древнем Египте носили все фараоны вне зависимости от династии, называется немес. Это сделанный из ткани платок с синими и золотыми полосами. Считается, что синий цвет символизировал для египтян небо, а золотой — божественность и бессмертие. Его сплетали в узел на затылке, оставляя по бокам широкие фалды, спускающиеся на плечи. Немес защищал правителей от песка и солнца, закрывая макушку и затылок и оставляя открытыми уши.
Сын богов
Древние египтяне считали своих правителей детьми бога Ра, и те старательно поддерживали эту легенду с помощью своих образов. Все ее детали кричали о могуществе и божественном происхождении правителя. Поэтому привилегию носить немес имели только фараоны. Но не стоит путать этот головной убор с короной, так как был всего лишь дополнением к царственной атрибутике. Его накидывали на корону, закрывали им лоб, укрепляли лентой, а сверху водружали золотой урей.
На урее обычно изображалась богиня-кобра Уаджит. Было похоже, что ее фигурка выглядывает из-под немеса, что символизировало её подчинение фараону. Другой покровительницей власти правителя считалась богиня Нехбет которую египтяне изображали в форме грифа.
Для простых смертных
Царский сине-золотой немес является разновидностью традиционного египетского платка клафта. У египтян было принято сбривать волосы на голове, поэтому защита от солнца и пыли нужна была представителям всех сословий. При чем и мужчинам, и женщинам.
Древний Египет: костюм, головные уборы, украшения
Мне очень нравится египетский стиль, а вам?
Особенно очень люблю египетские украшения и часто работаю в этом стиле.
Данный материал посвящен костюму древних египтян и конечно же украшениям. Ранее уже была небольшая публикация на египетскую тему, но на сей раз материал более обширный, подробный и интересный.
Итак, начнем с костюма.
Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях.
Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.
Головной убор
Простейшим из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили также повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.
Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.
Древнейшим из них был пшент — корона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы.
Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем.
Все сословия носили платок — клафт. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее.
Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.
Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.
Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы.
Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.
Прическа.
Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.
Парики также выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца.
Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, а также завивать. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.
В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.
Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.
Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».
Украшения.
Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.
В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.
Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Уджат считался мощным амулетом.
Ювелиры использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум – самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.
Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.
Серебро для древних египтян имело ценность большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу.
Статья подготовлена по материалам сайта История костюма, а также других сайтов и энциклопедий.