что носили евреи по пустыне 40 лет
На чём основан религиозный миф об исходе евреев из Египта?
Наверняка даже те, кто не читал религиозные тексты, знаком хотя бы в общих чертах с событиями Исхода. Или по крайней мере многие должны были посмотреть фильм «Исход: Цари и Боги», где роль Моисея блестяще исполнил Кристиан Бейл. Фильм, к слову, скучноват, хотя в общих чертах верно передает ветхозаветную историю.
Нас же сегодня интересует другое: почему Моисей вообще водил свой народ 40 лет по пустыне? Ведь идти от дельты Нила до Израиля не так уж далеко?
История очень интересная и даже поучительная. |Фото: swatb.ru.
Мало кто сегодня понимает, что современная наука своим появлением напрямую обязана древним жрецам и средневековым священникам. Ведь именно они, наряду с философами (очень часто теология и философия были и вовсе неотделимы друг от друга) долго время были главной интеллектуальной силой человечества.
Что говорят нам история и археология
В истории есть событие очень похожее на Исход. |Фото: w-dog.ru.
Здесь стоит понять главное: никакого Исхода в том виде, в котором его описывают ветхозаветные тексты, судя по всему не было. И дело здесь даже не в том, что описывались (и переписывались) все эти истории намного позже самих событий.
Исход вообще не бьется с данными археологии. Однако, все-таки нечто подобное в античной истории было. И скорее всего именно это событие, оставшись в «народной памяти», в последствии легло в создание религиозного мифа об исходе евреев из Египта.
Историки и археологи ищут следы Исхода с 19 века. |Фото: rusalincenter.ru.
Речь идет о завоевании Египта гиксосами. Судя по всему, гиксосы были большой группой племен, которая образовалась на территории Сирии.
Где-то в XVIII-XVII веках до нашей эры они вторглись в Египет и смогли его покорить, основав собственную династию фараонов. Однако в последствии в Египте случилась очередная гражданская война между правящими династиями и закончилось все тем, что гиксосов стали изгонять обратно в Малую Азию. Не исключено, что именно это древнее событие и легко в формирование легенды об Исходе евреев.
Любопытно, что отождествлять Исход и изгнание гиксосов стали еще во времена поздней Римской Империи. Кстати, не нужно думать, что евреев не было в Египте. Древняя Палестина активно общалась со всеми соседями, в том числе воевала и торговала. Так что «наших людей» в Древнем Египте хватало и далеко не все они были рабами, захваченными в ходе походов.
Что говорят религиозные тексты
Ответ есть в религиозных текстах. |Фото: halal-tv.ru.
В ветхозаветных текстах все достаточно просто: Моисей вывел избранный народ из Египта и по провидению Бога привел его к Земле Обетованной, где только что спасенные от рабства евреи должны были схлестнуться в войне за родину с превосходящими их амореями.
Однако, по преданию, израильтяне усомнились в том, что смогут победить, а значит пошли против слова Бога. За что Господь наказал избранный народ, заставив его скитаться те самые 40 лет по пустыне, пока в нем не умрут все мужчины старше 20 лет. Лишь после этого евреи смогли сделать то, что требовалось от них самого начала – завоевать Ханаан.
Материалы по теме
А вот ещё:
Почему у древних греков было много богов
Как писал известный филолог-антиковед М. Л. Гаспаров, «всякая мифология представляет мир большим домашним хозяйством, в котором управляется одно семейство богов». Действительно, гипертрофированные ссоры и примирения между членами пантеона богов напоминают коллизии человеческой жизни, с той лишь разницей, что мирское существование оказывается гораздо менее драматичным и непредсказуемым.
Трагизм взаимоотношений между богами повлёк за собой возникновение театра, где в диалоговой форме разыгрывались знакомые всем грекам с детства мифологические сюжеты. Кстати, жители Пелопоннесского полуострова имели весьма специфическое отношение к собственным богам и хитросплетениям их биографий. Для мифологического сознания характерно ссобое восприятие, в котором переплелись объективные исторические аргументы и вопросы субъективной веры.
Мифологические сюжеты органично вплелись в реальную жизнь древних греков, воплотившись в литературе, изобразительном искусстве, ювелирном мастерстве и керамике. Помимо эдакого кладезя национальных традиций, мифология представляла собой необходимый свод морально-этических заветов и наставлений, которые можно использовать в воспитании подрастающего поколения. Это весьма универсальная летопись сказаний и легенд, доступная для понимания и осмысления в любом возрасте. Немаловажным аспектом мифологии является её связь с культовыми действиями и ритуалами, которые определяли весь годичный календарь древних греков.
» height=»401″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/f31/f310c718062cf7c7ea6abfe0e6b0bf5b.webp» title=»Представление древнегреческого исполнителя-аэда. (empresasdesucessos.com» width=»800″ />
Представление древнегреческого исполнителя-аэда. Источник: empresasdesucessos.com
Греки трактовали смену времён года, а следовательно и весь аграрный цикл как повторяющуюся цепь историй из жизни богов, легенды об их гибели и воскрешении. Вскоре эти события из ритуальной формы перешли в плоскость драматического искусства. Некоторые культовые празднества сохранились вплоть до начала нашей эры. Например, Элевсинские мистерии, представляющие собой целый комплекс обрядов инициации в аграрный культ Деметры и Персефоны. Они появляются около 1500 г. до н. э., а период их непосредственного празднования — более двух тысяч лет. Обряды в Элевсине попали под запрет после указа императора Феодосия I, который в 392 году повелел закрыть храм Деметры в целях борьбы с язычеством и для укрепления христианской веры.
Пантеон древнегреческих богов исчисляется десятками персонажей, однако можно выделить несколько наиболее знаковых фигур, мифы о которых оказали существенное влияние на культуру европейцев и сохранились в том или ином виде до наших дней.
Так, возникновение театра непосредственно связано с культом бога Диониса, которого традиционно связывают с покровительством виноделию и безудержными вакхическими плясками. В целом, история Диониса во многом схожа с перипетиями судьбы древнеегипетского Осириса, однако влияние этого персонажа древнегреческой мифологии на последующую европейскую культуру несравненно выше. Кстати, в Греции наряду с культом виноградной лозы Дионис прославился как покровитель деревьев и всех древесных насаждений. Он часто изображался в форме обыкновенного вертикального истукана без рук, в плаще, с бородатой маской на голове, окаймлённой ветвями и листьями деревьев.
Помимо виноградарства, Дионис покровительствовал также любому пищевому изобилию, плодородному земледелию. По сюжету мифа, он был богом-пахарем, который первым запряг быков в плуг, существенно облегчив тем самым ручной труд земледельца. А наиболее существенным аспектом дионисийского мифа является эпизод о его воскресении. Интересно, что именно эта часть биографии Диониса стала вначале разыгрываться в обрядовой форме.
Значение таких простых ритуальных действ заключается в воспроизведении катарсиса — нравственного очищения в результате душевного потрясения или перенесённого страдания. Этот психологический эффект, оказываемый воздействием драматического представления на зрителя, был выявлен Аристотелем в трактате «Поэтика» и стал на многие века ключевой категорией европейской драматургии.
Античное пиршество — симпосий. Источник: earth-chronicles.ru
Мифология представляет собой систему представлений людей о жизни во времена предков, которые первыми получили необходимый набор благ: мастерство добывания огня, практику ремёсел, земледелие и использование домашнего скота. К тому же боги привнесли в жизнь людей ряд социальных институтов, которые позже нашли отражение в древнегреческой полисной системе и нормах римского права. Специалисты по мифологии называют такого рода богов «культурными героями», творцами всех материальных ценностей.
Типичным примером такого героя является Прометей, который пошёл на конфликт с богами, чтобы подарить обделённым людям искусство добывания огня. Любопытно, что нередко у таких культурных героев есть брат-антипод. У Прометея — это Эпиметей. Один из двух братьев великого титана Эпиметей женился на Пандоре, которая, открыв заветный ящик (в тексте мифа — кувшин-пифос), выпустила на свет все людские беды и несчастья. В отличие от своего брата, Эпиметей был настоящим «человеконенавистником»: он решил поделить между животными разные таланты и способности к выживанию, но ничего не оставил человеку. Потому брат Прометей, сжалившись над беззащитными людьми, обучил их навыку добывания огня.
В структуре мифа о Прометее и его брате заложена типичная для мифологии пара героев: герой-демиург (творец) и герой-трикстер (разрушительный озорник). Эта мифологическая пара играет очень важную, практически экзистенциальную роль во всей европейской культуре последующих столетий. Если герой-творец созидает и наводит порядок, то трикстер, постоянно внося хаос и дисгармонию, тем самым побуждает творить снова и снова. Так возникает порядок из хаоса — ключевой пункт космогонии древних греков.
Ещё одним аспектом мифологии, затрагивающим жизнедеятельность человека, является спорт и зарождение Олимпийских игр. Появившись в священном для древних греков городе Олимпии и просуществовав с 8-го в. до н. э. по 4-й в. н. э., Олимпийские игры были важнейшим событием для рядовых греков, выходящим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Естественно, возникновение такого социально значимого явления не могло пройти без участия олимпийских богов. Одна из распространённых легенд о создании игр гласит: однажды царь Элиды Ифит обратил внимание на то, что люди устали от постоянных войн.
Другая легенда связана с сыном Зевса, Гераклом, который привёз в Олимпию священную оливковую ветвь и там же объявил о создании игр, посвятив их победе Зевса над Кроносом. Не стоит забывать, что Олимпийские игры являлись важнейшей частью религиозного церемониала. Первый день древних игр отводился на жертвоприношения, причём делали их непосредственно атлеты, подводя жертв к алтарю.
Прометей, создающий первого человека. Источник: magisteria.ru
Миф представляет собой произведение устного народного творчества (так, эпосы Гомера исполнялись древнегреческими певцами-аэдами), создаваемое на протяжении нескольких поколений. Интересно, что субъектом познания и творчества здесь выступает не конкретный автор, а коллективное сообщество, аккумулирующее в мифологической системе свои представления и взгляды на окружающий мир.
Мифология при этом имеет не только познавательно-объяснительную сущность, но и функцию конструирования культуры, воссоздания тех мировоззренческих принципов, которые до сих пор коренятся в архетипах сознания. Об этом ещё в 1920-е гг. писал русский мыслитель А. Ф. Лосев: «Если брать реальную науку, то есть науку, творимую живыми людьми в определённую историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпая из неё свои исходные интуиции».
lsvsx
Всё совершенно иначе!
Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.
Вот совсем недавно натолкнулся ещё на один косяк в Библии ставящий под сомнение подлинность событий описанных в сей книжице.
Нити виссона жители Средиземноморья собирали в прибрежной зоне, в местах скопления двустворчатого моллюска — благородной пинны (Pinna nobilis), в ноге которого расположена биссусовая железа, вырабатывающая белковый секрет — биссус. Биссус затвердевает в виде пучка прочных шелковистых нитей длиной около 6 сантиметров, с помощью которых моллюск закрепляется на предметах под водой. Одна особь производит 1—2 грамма нити, поэтому, чтобы выработать 200—300 граммов виссона, необходимо отделить от камня и обработать тысячу моллюсков.
Вы понимаете что виссон это очень и очень дорогая ткань доступная только чрезвычайно богатым людям?
А вот что написано в Ветхом Завете про количество виссона который носили израильтяне:
«12 и левиты певцы, – все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их, – одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами,» 2-я Паралипоменон 5 глава.
«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою;» Исх. 26:1
Возникает вопрос сколько тысяч золотых монет стоили виссоновые покрывала для скинии.
Луций Анней Сенека который сочинил Библию как раз и вырос в Средиземноморье и прекрасно был знаком с тканью Виссон.
Но вездесущие евреи скоро всем расскажут что у Моисея был отряд опытных ныряльщиков которые с большой глубины добывали килограммы виссона. А опытные еврейские мастерицы ткали километрами виссоновую ткань.
Что носили евреи по пустыне 40 лет
Вопреки представлению большинства из нас, Тора не пишет о материальном мире, хотя многое из того, что мы способны понять при поверхностном прочтении ее, действительно произошло в истории. На самом деле Тора пишет о том, что нам надо пройти, чтобы полностью исправить свою душу.
Сегодня глава «Бемидбар» – «В пустыне».
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы, беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер Семен Винокур.
– Мы начинаем читать четвертую книгу Торы, «Бемидбар» – «В пустыне». Начинается она с одноименной главы. Что означает деление Торы на 5 частей?
– Каждая часть олицетворяет собой новый этап в духовном развитии человека или группы людей, которые хотят с помощью Торы поднять свои свойства до уровня свойств Творца.
С каждой книгой человек становится мудрее и начинает все лучше понимать свою эгоистическую природу, свою душу, то есть – все Мироздание.
Поначалу человек видит Мироздание, как ребенок, – все как будто просто. А потом оно постепенно расчленяется, градуируется, дифференцируется, возникают какие-то новые блоки, связи, законы и пр. И так человек, читая от «Берешит» и до конца, проникает в эту систему все глубже.
– То есть этот «ребенок» постепенно взрослеет, и ему уже можно рассказывать о все более сложных законах?
– Наша единственная общая душа разбилась в результате так называемого «прегрешения Адама». Теперь наша задача – снова ее собрать. И чтобы ее полностью собрать, необходимо пройти 125 этапов сборки. Иначе говоря, подняться на 125 духовных ступеней. Для этого нам и дана Тора – «ораа», то есть инструкция. Каждая из 5 книг Торы посвящена 25 духовным ступеням, всего 125.
Поднимаясь на каждую новую ступень, каббалисты все теснее объединяются друг с другом, постепенно раскрывая Творца в этом объединении. Так вот, сейчас мы начнем говорить о 25 ступенях, описанных в книге «Бемидбар».
– Произвести исчисление – значит полностью постичь структуру души на данном этапе. Восстановление разбитой души должно происходить по определенным этапам. Каждый блок должен иметь свое четкое предназначение и связи с остальными.
Мы уже как-то раньше говорили, что душа состоит из пяти частей: неделимая часть «кетер» (корона), а потом 4 части, называемые буквами «юд-кей-вав-кей» – т. н. «четырехбуквенное имя», которое не принято произносить. Каждая из этих четырех частей делится, в свою очередь, на три «линии» – правую, левую и среднюю.
Получается двенадцать (трижды четыре) т. н. «колен». И необходимо проверить каждое колено – правильно ли оно собрано, соответствует ли сборка структуре всей общей души, какова мощность каждого звена из двенадцати, гармонично ли они между собой взаимодействуют. Эта проверка и называется «исчислением».
Нельзя забывать, что это не люди, это их устремления к Творцу и к объединению с остальными в общей единой системе.
– В «Большом Комментарии» об этом написано:
Исчисление касалось только урожденных евреев, а не эрев рав.
Как мы переведем «эрэв рав»?
– Я думаю, – «большой сброд».
– Это те египтяне, которое пошли за евреями из Египта и делали им потом в пустыне немало проблем.
– Если мы говорим о земном уровне, то эти «эрэв рав» – независимо от их происхождения – и по сегодняшний день среди нас.
Это те эгоисты, которых невозможно исправить, потому что они не подчиняются духовным законам и не участвуют в объединении. Те, которые питаются от духовных источников и стараются украсть для себя из Торы столько, сколько могут. Тем они и живут.
– Это не народы мира?
– Нет, народы мира этим не питаются. А «эрэв рав» пасутся всегда рядом с духовным, чтобы урвать от него свою долю.
– Пойдем дальше. Вся глава наполнена именами и числами. Например:
/20/ И БЫЛО СЫНОВ РЕУВЕНА, ПЕРВЕНЦА ИСРАЭЛЯ, ПО ИХ РОДОСЛОВИЮ СЕМЕЙНОМУ, ПО ОТЧИМ ДОМАМ ИХ, КОЛИЧЕСТВОМ ИМЕН, ПОГОЛОВНО…
И так далее. Подробно расписаны все двенадцать колен и их расположение вокруг Шатра Откровения.
– Повторюсь, это не люди. В «Учении о Десяти Сфирот» Бааль Сулама, в книге «Эц Хаим» АРИ и в Книге Зоар все это описано подробно, приведены схемы. Но мы сейчас не будем в это вдаваться: для этого надо знать структуру мира Ацилут. Это четкие духовные законы, которые нельзя ни изменить, ни отменить.
Важно только понять, что произошло. Была одна маленькая духовная частичка, которая разбилась. Почему? В нее вошел высший свет. И всю свою энергию, всю свою мощь, все величие света, который держит все вселенные, все миры – всё, что есть в Мироздании, – он внес в эту частичку и разорвал ее на части. Это сделал Творец.
– Конечно! Это и есть результат т. н. «прегрешения Адама».
И теперь в миллиардах частей этой маленькой частички – огромное эгоистическое желание, сила которого равна по величине силе высшего света. То есть высший свет, войдя в эту частичку, передал ей свои свойства в противоположном виде. И теперь мы – эти частички с огромными эгоистическими силами, отталкивающими нас друг от друга, – должны уподобить свои свойства свойству единого света. Это будет происходить в мере нашего объединения.
И всё, что мы будем на этом пути раскрывать, – строго дифференцировано и имеет свои места.
– Вот что написано дальше:
/49/ «ТОЛЬКО КОЛЕНО ЛЕВИ НЕ СЧИТАЙ И ИСЧИСЛЕНИЯ ИМ НЕ ПРОИЗВОДИ СРЕДИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ. /50/ А ПОРУЧИ ТЫ ЛЕВИТАМ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ШАТРОМ ОТКРОВЕНИЯ.
Левиты относятся к свойству милосердия?
– Да, к сфире «бина». Коэны – верхняя ее часть, а левиты – нижняя, они ближе к народу. Мы не будем слишком углубляться, но главное – помнить, что это не люди, а силы и свойства.
– Дальше Тора рассказывает, как располагаются станы и знамена вокруг Скиния Завета во время движения по пустыне:
/52/ И РАСПОЛОЖАТСЯ СЫНЫ ИЗРАИЛЯ КАЖДЫЙ В СТАНЕ СВОЕМ И КАЖДЫЙ ПРИ ЗНАМЕНИ СВОЕМ, ПО ОПОЛЧЕНИЯМ СВОИМ. /53/ ЛЕВИТЫ ЖЕ БУДУТ СТОЯТЬ СТАНОМ ВОКРУГ ШАТРА ОТКРОВЕНИЯ.
«Большой Комментарий» говорит, что Творец обучил Моше, как становиться лагерем и в каком порядке следовать.
– То есть, как собирать разбитую душу. Здесь имеется в виду, что по мере продвижения по пустыне – то есть по мере раскрытия все большего эгоизма в каждом колене – надо все время собирать все эти колена, постепенно исправляя и объединяя их.
– В «Большом Комментарии» говорится:
Мишкан надо было располагать в середине народа.
– Мишкан – Шатер Завета – это место, где проявляется Творец. Там стояли коэны.
– И дальше:
Со всех четырех сторон его окружали левиты. Место их расположения известно было под названием «Стан Левитов».
Его опоясывал третий стан — «Стан сынов Израиля», где располагались лагерем все двенадцать колен, по три с каждой стороны. Стан сынов Израиля окружали Облака Славы. Эрев рав всегда оставались по ту сторону Облаков.
Что такое Облака Славы?
– Это высший свет – т. н. «ор макиф», «окружающий свет», – который держал весь народ на определенном уровне святости – братской любви. И естественно, что место «эрев рав» было за пределами Облаков Славы.
– Облака Славы не пускали их внутрь?
– Не то, чтобы Облака их не пускали. Серьезной преграды не было. Это не стена. Это облака! То есть можно войти, пожалуйста, только при этом придется изменить намерение с «ради себя» на «ради других».
Потому что Облака Славы – это свойство самопожертвования, любви к другим. А это их отталкивает, они сами не хотят внутрь, это их внутренние проблемы.
– Можно ли сказать, что задача народа Израиля сейчас, – приблизиться к этим Облакам Славы и войти внутрь?
– Нет, у нас еще нет ничего этого. Мы не находимся в стане. Нам еще предстоит это все создать. Пока наша задача – просто начать сближаться.
За все годы изгнаний и рассеяния на нас влияли свойства народов мира. Мы пропитались ими. Их желания, свойства, устремления, цели казались нам привлекательными, они живут в нас, нам трудно от них отказаться.
Ведь то, что евреи дали миру за последние 2000 лет, – это не наша работа. Все эти нобелевские лауреаты, открытия, технологии, которые мы дали миру, – это не то, что мы должны ему дать.
То есть таланты были даны нам не для этого. Это результат нашего духовного изгнания. Поэтому человечество не испытывает к нам за это чувства благодарности: они ждут от нас другого.
Мы должны выйти из духовного изгнания, объединившись между собой. А затем исправить весь остальной мир.
– Вернемся к Торе. Что означает, что каждый стан идет под своим знаменем?
– У каждого колена – свои свойства, поэтому одна и та же общая цель выглядит у каждого из них немного по-другому.
Так же, как в нашем теле – столько разных частей и органов! Но именно благодаря такому разнообразию свойств и частных задач при правильном их взаимодействии тело чувствует себя здоровым.
Знамя каждого стана – это его частная цель, то есть то, во имя чего он идет.
– Почему так подробно описано построение этих двенадцати колен вокруг Скинии Завета?
– Это же не люди в материальном теле. Это строение общей души, описание сил, намерений, свойств, из которых состоит душа. Духовный мир – это силы. И чтобы создать правильное духовное поле, они должны быть правильно расставлены. Поэтому и перечисляются они все поименно!
Говорится о количественном и качественном соотношении сил в единой системе, которая называется душа.
Эти 12 колен идут к Эрец Исраэль. Эрец, земля – это желание, «рацон». Исра-Эль в переводе означает «прямо к Творцу». То есть они стремятся раскрыть в себе желание, направленное прямо к постижению Творца. По пути, по мере раскрытия в них нового эгоизма, они как бы перерабатывают раскрывающиеся в них эгоистические желания – «пустыню», – превращая их в единение между собой. На это уходит «40 лет», и когда они подходят к границам Земли Израиля, они уже полностью объединены и могут начать завоевывать эту «землю».
Войдя в «Землю Израиля», они начнут воевать против «7 народов» – 7 своих глубоких эгоистических свойств, – исправляя и превращая их в альтруистические. Это и называется «завоеванием Земли Израиля». После этого можно уже будет подниматься на духовную ступень, которая называется «Храм».
Д-р Михаэль Лайтман, основатель и глава Международной академии каббалы (МАК).
Подготовила Светлана Волчек
Пророк Моисей в Библии
Что значит имя Моисей
Кто такой Моисей в Библии: жизнеописание
Когда молодой человек из древнего израильского рода Левия взял в жены прекрасную девушку из своего же народа, никто еще не знал, какая судьба уготована их сыну. Он родился сильным, красивым и здоровым. Его мать любила его и не хотела, чтобы он стал еще одним слугой египетского фараона. Три месяца она скрывала его, после чего решила дать сыну шанс на лучшую жизнь. В отчаянии она взяла плетеную корзину, положила туда сына и оставила в густом тростнике на берегу Нила.
В Ниле любила купаться дочь фараона, она увидела корзину и заглянула туда. Девушка сразу догадалась, что в корзине спрятан еврейский младенец. По достижению возраста взросления, юношу из корзины привели жить во дворец фараона, и дочь фараона относилась к нему как к родному сыну. Она назвала его Моисей, что означало «взятый из воды».
Скитания Моисея
В Мадиамской земле Моисей решил отдохнуть у колодца. Там он встретил двух девушек, дочерей Иофора, местного священника. Они пришли за водой для своих овец. Другие пастухи хотели оттеснить девушек, чтобы набрать воду для своего скота, но Моисей заступила за дочерей священника.
За это священник пригласил Моисея остаться жить в их доме. Одну из девушек по имени Сепфора ему отдали в жены, вскоре у них родился сын Гирсам.
Смерть фараона
В изгнании Моисей узнал о смерти фараона, но новый фараон был не менее жесток с израильтянами. Пришло время спасать народ, с которым Бог заключил завет во времена Авраама, Исаака и Иакова.
Однажды, когда Моисей пас овец, он зашел со стадом в пустыню и с изумлением обнаружил там пылающий терновый куст. Куст пылал, но огонь не вредил ему. Моисей подошел, чтобы рассмотреть чудо поближе и услышал Голос.
«Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!» (Исх. 3: 4).
«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3: 5).
Господь сказал Моисею, что, узрев страдания Его народа в Египте, он велит Моисею вывести израильтян в землю, где их ждет лучшая жизнь, где течет молоко и мед.
Моисей был напуган и не знал, как он сможет сделать это, но Господь ободрил его «Я буду с тобой».
Почему Моисей водил евреев 40 лет по пустыне
Моисей встретился со своим братом Аароном, которому тоже явился во сне Господь и велил выйти навстречу Моисею. Вместе они собрали старейшин колен Израилевых и передали слова Господа.
Люди пошли на отчаянный шаг — явились к фараону и сказали, что он должен их отпустить — такова воля Бога.
Фараон смеялся над ними: «кто ваш Господь, чтобы я слушал Его?» и прогнал тех, кто к нему пришел.
Несмотря на то, что люди приходили к нему снова и снова, Фараон видел чудеса, которые творит Господь, он был непреклонен. И тогда Бог наслал на Египет 10 казней:
Наконец, фараон сдался и разрешил отлучиться на три дня. Народ отправился в пустыню Сур. Фараон, осознав, что его слуги не собираются возвращаться, отправил погоню. Скитания по пустыне длились долго, наконец, люди вышли на берег моря. Но люди фараона настигали. Что было делать? По велению Господа, Моисей поднял свой жезл над водой и тут случилось невероятное: воды расступились перед израильтянами и сошлись обратно перед египтянами.
Израильтяне были свободны. Но скитания на этом не закончились. Они длились 40 лет.
Моисей поднялся на гору и был там 40 дней. Сам Бог говорил с Моисеем и дал ему (а через него народу Израиля) Десять заповедей Закона Божия, затем и иные законы священного и мирского устроения, в частности, наставления о сооружении Скинии и жертвенника (Исх. 19-32).
Моисей же отошел ко Господу перед самой Землей Обетованной.
«И не было более у Израиля пророка такого как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Второзак. 34:10).