что носили дети в старину
Как одевали детей на Руси
Одежда младенцев
Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем. Правда, обычная вышивка не допускалась, потому как несла языческую символику. Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.
Одежда малышей
Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.
Одежда отроков
Одежда молодежи
В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым, как считалось, должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род.
Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).
Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала : фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).
Что носили дети в старину
Детская одежда в Древней Руси
Одежда младенцев
Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем. Правда, обычная вышивка не допускалась, потому как несла языческую символику. Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.
Одежда малышей
Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.
Одежда отроков
Одежда молодежи
В 15 лет человек считался созревшим для вступления в брак. Одежда молодежи брачного возраста своей пышностью, сложностью и обилием модных деталей отражала избыток жизненной энергии, которым, как считалось, должен обладать молодой человек или девушка, чтобы продолжить род.
Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала: фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).
Парни брачного возраста носили красные, расшитые вышивкой или золотой тесьмой рубахи. Рубахи шились из дорогого и модного материала : фабричного кумача или даже шелка. Штаны парней делались из молескина (фабричная хлопчатобумажная ткань с легким начесом), дорогого сукна, а то и плиса (также хлопчатобумажная ткань, но имитирующая бархат). Пояса становились широкими, яркими и украшенными символами плодородия.
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое: в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
Кроме того, молодые парни обязаны были включать в свой костюм различные «модные» (читай — городские) детали: жилетки, тросточки, зонтики, «спинжаки с карманАми», часы с цепочками (а иногда и просто цепочки). Шляпы парней были также городскими, а после договоренности о свадьбе их надлежало украшать лентами и искусственными цветами (шляпа, в отличие от картуза, символизировала зрелость и готовность к браку).
История костюма.Что в каком возрасте носили русские люди (часть 1 : от рождения до 25 лет)
Одежда русских крестьян была очень практична в изготовлении и носке (как и всякая традиционная одежда). В то же время каждая деталь русского костюма имела мифологическое обоснование и объяснение (почему используется тот или иной цвет, форма, размер). А особенности кроя, украшения и выбор материала сообщали о социальном статусе и имущественном положении носившего костюм.
(поэтому здесь одежда каждой возрастной категории описывается с учетом трех функций народного костюма: утилитарной (у), социальной (с), мифологической(м)).
Крестильная рубашечка младенца из знатной семьи. Московская обл, XVII век. Рубашечка полностью копирует взрослую рубаху того времени. |
Нужно отметить, что для крестильной рубашечки требования были особые: холст брался обязательно новый, и рубашечка украшалась цветными детальками и (если позволял достаток семьи) золотым шитьем (правда, обычная вышивка не допускалась, как несущая языческую символику). Крестильные рубашечки хранились в семье, но по наследству не передавались.
Когда ребенок начинал ходить, ему шили длинную (до колен или середины икры) белую, не украшенную ничем рубаху, конечно же подпоясаную. В таких рубахах ходили и мальчики, и девочки лет до 7-8.
Мальчик в повседневной рубахе. Рязанская губ., Касимовский уезд, с. Увяз, 1914г. | Девочка в повседневной рубахе. Воронежская губ., 1908г. |
Никакой другой одежды у детей не было (ни штанов у мальчиков, ни юбок-сарафанов у девочек). Детские рубахи шились (перешивались) из старой одежды родителей или старших сестер-братьев.
Верхней (уличной) одежды у детей этого возраста также не было. Если малышу нужно было зимой перебежать из избы в избу поиграть с друзьями, то он просто накидывал полушубок старших сестер-братьев, на ножки надевал их валенки, и в таком виде перебирался через улицу.
Крестьянин с сыновьями. Рязанская губ., Касимовский уезд,с.Большие Пекселы, 1910г. | А.Г.Венецианов. «Крестьянские дети в поле», 1820г. Девочки в балахонах, подпоясаных тесьмой. Низ рубах у девочек украшен красной полосой. |
На одежду ребенка в этом возрасте постепенно начинали накладываться обереги («предки-защитники уже забыли этих детей, нужно напомнить»). В первую очередь это была красная оторочка по вороту, разрезу горловины, срезам рукавов и подолу. Красный цвет в крестьянской символике соответствовал крови и огню, так что в данном случае имелась в виду «огненная» защитная полоса, на которой любое зло, пытающееся пробраться к ребенку, «сгорит». В рубахах девочек также добавлялись красные палики (прямоугольные плечевые детальки — чтобы «предкам с неба было лучше видно»). Пояса у детей этого возраста были еще простые, витые («веревочки»).
Рубаха девочки-отрочи (10-12 лет). Ярославская губ.,середина XIX века. Реконструкция Ирины Жуковой | А.Г.Венецианов. «Крестьянский мальчик». 1823г. |
Ансамбль «КрАсота», Новосибирск. Костюмы реконструированы по материалам этнографических экспедиций по Забайкалью. |
Интересно, что как только парень высватывал себе невесту, то его рубаха становилась белой (белый цвет символизировал переход из одного социального состояния в другое : в момент перехода около человека истоньшается граница миров, и на него снова, как в детстве, начинает отблескивать свет Ирия).
Девушки-славницы (девушки брачного возраста) по части моды от парней не отставали: в их костюмах, помимо традиционных вещей, появлялись галоши, зонтики от солнца и даже перчатки. Хотя, основу составляли все же предписанные традицией вещи: рубаха, сарафан (или понева, в зависимости от местного обычая), душегрея(5) (или навершник) и головная повязка, оставляющая открытым темя. Но шилась одежда уже из очень богатых материалов: для рубахи использовался беленый лен, для сарафана — парча (на Севере), шелк (в Сибири и Забайкалье), или дорогой фабричный кумач (в центральных и особенно южных губерниях). Основным цветом одежды девушки становился красный.
Девушки в праздничных костюмах. Архангельская губ., Архангельский уезд. 1902г. | Е.А.Елисеев. «Невесты. Троицын день». 1907г. |
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Шапка от дизайнера Bobbie Fitzgerald Роскошные волосы и модная стрижка, способны украсить к.
Масляные вытяжки из растений своими руками Принцип такой вытяжки очень простой, это раств.
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ОДЕЖДА ДЕТЕЙ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
ОДЕЖДА ДЕТЕЙ В СЛАВЯНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Глава из книги «Русская народная одежда (предназначение, сословная принадлежность, крой и шитьё)»
Когда ребёнок рождается, его первая одежда – пелёнки. Есть разные виды пелёнок: простые (повседневные), на выход, обрядовые и праздничные. Простые пелёнки на каждый день делаются из старой (ношеной) отцовской и материнской одежды (обычно из становины рубах и сарафанов), чтобы они оберегали ребёнка в первые дни после родов и подпитывали его мужской и женской энергиями, родительской любовью. Первые пелёнки не отрезают, а отрывают от большого куска ткани и следят, чтобы они были без швов. После этого стирают и прополаскивают в реке или в любой проточной воде. Они используются в ежедневном быту сразу после рождения ребёнка.
Первые пелёнки на выход также обязательно делаются из ношеной родительской одежды (но видом получше) и служат как оберег от сглазов, наговоров, порчи при вынужденном общении младенца вне дома с посторонними людьми. Ими пользуются и дома, когда приходят гости (например – на обрядовую «кашу», родины). Обычно их бывает 2-3 штуки (у обеспеченных людей может быть больше).
Праздничная, нарядная пелёнка для участия ребёнка в семейных и общинных праздниках делается из тонкого нового белого полотна и украшается вышивкой (простым крестом или росписью). Сейчас часто её обшивают по краям или вывязывают кружевами. Узорочье для детей выбирается простое, лёгкое, воздушное, нежное. Часто выбирают растительные узоры.
Обрядовая пелёнка делается нарядной и обережной. Её вышивают старинными («досельными») швами или красным крестом (края и углы). Могут украшать и ручным кружевом. Такой пелёнкой пользуются во время участия малыша в общинных праздниках и обрядах. Делается ещё и особая «крестильная пелёнка» – только для обряда крещения, то есть приобщения ребёнка к этому миру и его стихиям. В славянских семьях ребёнка, обычно, крестит родной отец или духовный наставник (дядя, дед или свещеннослужитель), приобщая к стихиям Природы: показывая Солнцу и ветру, окуная в реку или другой водоём (лучше – с проточной водой), опуская на Землю. Такая пелёнка используется один раз и хранится как оберег, способствующий здоровью и помогающий в болезнях, до самой смерти.
Когда рождается ребёнок, вскоре после родов его окунают в воду и омывают, после чего мальчика вытирают пелёнкой из материнской одежды, чтобы рос нежным, заботливым и любящим. Девочку вытирают пелёнкой из отцовской рубахи, чтобы росла крепкой, стойкой, выносливой. Но пеленают иначе: мальчика – в пелёнку из отцовской одежды, девочку – в пелёнку из материнской. Так проходит первое приобщение ребёнка в этом мире к мужской (Ян) и женской (Инь) энергиям, так даётся ему возможность почувствовать важность их взаимодополнения и соразмерности. В холодное время года после такого первого омовения голову младенца покрывают наголовником (платком из куска мягкого полотна старой родительской одежды), часто надевают на детей и перематочку. Это безшовная (несшивная) распашонка – сложенный и разрезанный спереди (где «глоточка») кусок ткани. Обыкновенные сшивные распашонки с двумя боковыми швами одеваются на ребёнка чуть позже (после 9-10 дней) и используются до сих пор. Обычно они застёгиваются на одну деревянную пуговку или делаются с завязками (рис. 1). Петелька для пуговицы на распашонке делается навесная. Прорезных петель на древнерусских одеждах раньше не было, так как любой разрез нарушает энергетическую целостность защитного поля ткани.
Кроме пелёнок готовят для новорожденных детей одеяльца: повседневные и праздничные («парадные», на выход). Обычно их шьют нарядными, раньше шили из цветных лоскутков на подкладе. Иногда одеяльца делают вязанными из шерсти. Все они обязательно украшаются узорами. Чаще всего вывязывают или вышивают цветы, растения или обережные солнечные знаки.
Иногда в холодную погоду, на выход куда-нибудь или на сон младенца пеленают. Чтобы он не распелёнывался, а также для защиты и оберега, в старину запелёнутого ребёнка обвязывали поясом. Причём так, чтобы спереди и сзади получался крест. Пояса для этого использовали широкие, праздничные (свивалки, свивальники) и узкие, повседневные (опояски, пеленашники). Широкие свивальники («пальца в три шириной») бывают сшитыми и украшены узорной вышивкой или делаются из цветных лоскутков. Такие пояса могут вывязывать с узорами из шерстяных ниток или «плетёночкой шерстяной вьют». Таким повивальником может служить отцовский кушак.
Повседневные опояски плетут вручную из льняных, хлопковых, шерстяных ниток или ткут на дощечках («рябушки»). Самые простые опояски делаются как витые верёвочки (витки, сповивыши).
На праздничный выход запеленатого новорожденного младенца обвязывали широким свивальником, а сверху могли перевить узким витком. И обязательно следили, чтобы получалось крест-накрест. И красиво, и надёжная защита от недоброго глаза, – говорят в народе.
Есть ещё детские нательные обережные пояса – тельники. Они делаются витыми. Изготавливает такой пояс мать после рождения ребёнка, всегда вручную. Ниточки выпрядаются из самого лучшего чистого льна (иногда из посеянного именно для этого), и свиваются в верёвочку с определённым заговором-молитвой стараясь, чтобы никто не видел этого и не мешал. Тельник может быть из простых отбелённых льняных или из крашеных красных нитей. Иногда в него вплетаются волосы отца и матери. Такой пояс оберегает ребёнка и его жизненную силу от сглаза и тёмных сущностей (навей), а также – укрепляет энергетическую связь матери и дитя, даже если они потом расстанутся. Первый тельник принято хранить всю жизнь.
Одежда детей до 1-го года
Когда маленькие дети начинают сидеть и ползать, кроме распашонок им надевают рубашки. Повседневные домашние рубашки первые 3 года жизни ребёнка шьют из льняной родительской одежды, так как сам ребёнок в этом возрасте ещё не имеет собственной защиты от отрицательного воздействия окружающей среды. Узор на них прост и часто располагается в одну линию, выполняется он самыми простыми швами (например, швом «вперёд иголкой» или простым крестом). Рубашки на выход шьются из белого тонкого холста и выглядят празднично. Их украшают вышитыми более сложными узорами или тканой тесьмой. Узоры на рубашках мальчиков и девочек отличаются цветом и затейливостью: если у мальчиков узоры темнее и проще, то у девочек вышивка сложнее, светлее, наряднее, часто с растительным рисунком. Первые рубашки для детей кроятся из цельного куска ткани и шьются всего с двумя боковыми швами (см. рис. 2).
Спереди от горловины вниз делается маленький прямой разрез. Он, обычно, застёгивается на деревянную пуговку с помощью навесной петлицы или делаются завязки из нитей в тон вышивке. На праздничных рубашках горловина обшивается тканой тесьмой или витой цветной верёвочкой с кистями, обязательно с красным обережным цветом. Витую верёвочку для горловины или тканую с узорами тесьму могут делать мать, бабушка, тётка или старшая сестра. Витая верёвочка является обережной, а в кистях («колокольцах») накапливается собственная энергия ребёнка, делая его более жизнерадостным. Раскачиваясь, эти кисти-колокольца помогают малышу, отгоняя от него тёмные навьи сущности. Все срезы и швы на праздничной рубашке (низ рукавов, подол, горловина, разрез на груди, боковые и плечевые швы) украшаются вышивкой или тканой тесьмой как оберег от сглаза и чтобы собственная жизненная сила ребёнка не утекала вовне. Обычно в каждой семье, в каждом роду, в каждом крае есть своё характерное и присущее только им сочетание цветов. Для вышивки праздничной детской рубашки часто берут от 3-х до 5-ти ярких цветов. В особых случаях могут вышивать её только красными нитями.
Повседневные рубашки для детей до 1-го года шьются более короткими, чем в других возрастах. Это делается для того, чтобы маленькому ребёнку было легко сидеть, ползать и начинать ходить. Повседневные одежды для малышей вышивают и украшают просто, часто одним цветом, располагая узор в строку. Например, «простёгивая» ткань цветной нитью швом «вперёд иголкой» или росписью, украшая «козликом» или простым крестом. Иногда обходятся и без подгиба, обмётывая срез цветной нитью. Рубашки на выход и праздничные делаются длиннее и, конечно, наряднее, с более сложными узорами.
Когда малыши начинают ползать, им в северных областях часто вяжут из шерстяных ниток чулочки, чтобы они закрывали коленки при ползании в холодное время года. В Краснодарском крае детям-«ползункам» в XIX веке шили шаровары: повседневные – из родительской одежды, праздничные – из новой ткани.
Одежда детей младшего возраста (с 1-го года до 3-х лет)
Когда ребёнок научится хорошо ходить и будет оставаться сухим днём и ночью, его рубашка становится длиннее (особенно у девочек), до колен и ниже. Объясняется это ещё и тем, что мать на втором году жизни ребёнка начинает меньше кормить его грудью и больше занимается домашним хозяйством. Длинная одежда помогает ребёнку восполнять энергетическую нехватку материнского внимания силой стихии Земли, собирать и сохранять собственную жизненную силу. Так же помогают длинные одежды сохранить жизненную силу старцам. В детских рубашках-«станинах» легко бегать и играть. В льняной одежде летом не жарко, а осенью – не холодно, и до холодов дети могут ходить босиком. К зиме мальчикам начинают надевать первые порты, а девочкам – нижнюю («споднюю») юбку. Другого нижнего белья для детей этого возраста раньше не было, что позволяло детским половым органам проходить природную закалку.
Покрой повседневных рубашек мальчиков и девочек до 3-х лет почти одинаков. Отличаются они узорочьем и длиной рубах (у девочек одежда длиннее). Но на выход и на праздники в воинских (казачьих, княжеских), иногда и в крестьянских семьях, мальчикам на втором году жизни надевают первые штаны (у крестьян – порты, у казаков – шаровары). В казачьих семьях иногда уже после 1-го года ребёнку шьют настоящую форму. Маленькому княжичу к 3-м годам шили настоящее княжеское облачение, разве что без взрослых знаков княжеского достоинства, в котором он участвовал в общих выходах своей семьи. Праздничная и «выходная» одежда девочек отличается большим количеством украшений и яркостью узорочья, более тонкой выделкой ткани, чем у мальчиков.
Если ребёнок серьёзно заболевает, то для помощи ему шьют «обыденную» обережную рубашку. То есть «об един день» (от восхода до восхода) сотканную, раскроенную, сшитую и украшенную подходящими обережными знаками. Такая рубашка ткётся и шьётся с заговорами-молитвами либо матерью в одиночку (сновать и ткать помогает отец), либо родственниками в доме, где живёт ребёнок, в благоприятный для этого день. Посторонние люди к такому действу не допускаются. Нельзя, чтобы кто-то чужой мог (даже случайно) посмотреть на это, либо помешать матери во время произнесения заговора и молитвы при шитье. Так как на каждый стежок выпадает какое-то слово, и нарушить течение молитвы, значит нарушить целостность обережной силы рубашки. Такие рубашки могут шиться особыми иглами – либо деревянными, либо заговорёнными металлическими (серебряными, позолоченными, железными и другими).
В особых случаях (тяжёлая болезнь или порча) шьются или плетутся лечебные рубашки из крапивы – солнечного растения. Собранная в нужное время и с благоприятного места крапива подпитывает больного жизнестойкостью, даёт силы для борьбы с напастью. Такая рубашка изготавливается матерью или бабушкой (в случае их отсутствия может делать тётка, старшая сестра или отец, дядя, дед ребёнка), либо ведуньей или волхвом. Для изготовления подобных лечебных рубах выбираются особые дни и молитвы. Чаще всего, их оставляют без узоров и украшений.
Одежда мальчиков и девочек с 3-х до 7-ми лет
В 3-4 года ребёнок начинает осознавать себя индивидуальностью и вступать в отношения с окружающими его людьми (на праздниках или при выполнении хозяйственных обязанностей – например, помогая отцу в поле). С этого времени одежда мальчиков и девочек в обществе начинает отличаться набором предметов, кроем и украшениями. Все рубахи мальчиков становятся заметно короче девичьих. Если мальчик в этом возрасте ходит с родителями на праздники, посещает храм или отправляется с отцом по делам – ему надевают домотканые порты, а рубашку на выход подпоясывают опояской для этого случая.
Обычно девочка в этом возрасте уже помогает матери в домашних делах, поэтому у неё появляется свой передник для занятий по хозяйству. Рубашка девочки становится длиннее (иногда до пят), превращаясь в «платье», и обязательно опоясывается пояском с простыми узорами («рябушки», «семечки», «ростки»). Для участия в праздниках ей дарят нарядную опояску с более сложными узорами. Рукава у всех детских рубашек делают длинными и прямыми. Но у девочек они часто бывают на завязках или припосаживаются на манжету (с XVII – XVIII вв.), которую в Русском народе стали использовать как оберег, обязательно украшая её тесьмой или вышивкой (см. рис. 4). У старших девочек для зауживания рукава у запястья иногда используют украшенные обручья (браслеты) из бересты, дерева или различных металлов, камней. Для этого же используются тканые или расшитые узорами зарукавья. Причина заужения рукава – энергетическая уязвимость девочек, ибо они более чувствительны и слабы, легко поддаются отрицательному влиянию извне и имеют более острую потребность в сохранении собственной жизненной силы. Даже любой взрослый человек чувствует себя в одежде с широкими рукавами дома гораздо более спокойно, чем на людях.
Для простых общинных праздников девочке в северо-восточных областях России шьют первый сарафан-«пестрядинник», в юго-западных областях ей могут подарить нарядный передник на выход. Для особых праздников, участия в обрядах и торжествах девочкам шьют цветные льняные сарафаны, украшая их вышивкой, тесьмой или расписывают растительными красками.
Часто родители вешают детям на поясок бубенчики или лёгкие погремки из бересты, головок мака, глины, дерева как оберег, разгоняющий своим звоном и потрескиванием при движении тёмные навьи силы. Обычные бубенчики могут быть медными или бронзовыми, а обрядовые бубенцы и колокольца – серебряными. Считается, что их звон – это голос бога Перуна, защищающего детей.
Праздничные рубашки для детей этого возраста шьются из новой и более тонкой домотканины. Вышивка на этих рубахах бывает очень яркой, радостной, разноцветной. Используют растительные узоры, знаки стихий Природы, изображения берегинь и знаки своего рода, соответственно сословию ребёнка. Особый рисунок на подол часто ткали на домашнем ткацком станке.
В зависимости от обычаев и особенностей культуры местности, в которой проживает семья, у многих детей и сегодня есть свой набор народной одежды, пошитой по-старинному как у взрослых, только маленького размера. В старину у мальчиков обычно была своя рубаха, пояс, посконные порты и шапка – которая считается мужской принадлежностью (женщины раньше шапок не носили) и верхняя одежда для холодного времени года. В XIX-XX веках мальчикам-казачкам уже в малолетстве шили рубашки с погонами, штаны с лампасами и папаху из каракуля, часто надевали и казацкую маленькую фуражку с кокардой. С 3-4 лет они в своей форме начинали сопровождать отца на коне. У девочек, обычно, были своя рубашка, пояс, передник, сарафан (в северных областях), платок, зимой – шубка. Верхняя зимняя одежда у девочек украшается, у мальчиков украшений нет, но зато они обязательно подпоясываются поверх узорным поясом. Дети любого сословия в этом возрасте носят на голове простые тканые, вышитые, витые тесёмочки-обереги или берестяные, соломенные и другие очелья для поддержки волос.
Одежда детей с 7-ми до 16-ти лет
После 7-ми лет, когда дети поступают в ученичество, по их одежде уже легко определяется, к какому сословию они принадлежат, и какому мастерству обучаются. Подростки начинают посещать юношеские посиделки, общественные места, собрания взрослых и сами могут по узорам на одежде, по поясам узнавать из какого края и народа их новые знакомые. К 12-ти годам одежда ребёнка содержит все отличия, присущие именно его семье и роду. Начинается время половой зрелости и подготовки к созданию своей семьи. Одежда юношей и девушек отличается кроем, узорами, цветом и набором предметов. С наступлением половой зрелости пояса-покромки разделяются на мужские (юношеские) и женские (девичьи).