что ни город то норов 3 класс родной русский язык
Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».
Данный конспект урока составлен с учётом материалов учебника «Русский родной язык.» 3 класс авт. О.М. Александрова и др.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по родному (русскому) языку. Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».»
Тема: Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий: «Что ни город, то норов.».
Цель: познакомить с устаревшими словами, обозначающими части города.
Задачи: развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом; развивать память, внимание, связную речь, умение оценивать результаты своей деятельности; воспитывать внимательное отношение к слову, интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять различия в значениях слова, исходя из истории языка; выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Учебник «Русский родной язык.» 3 класс авт. О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая и др.
Игра «Отгадай слово»
—Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями, в которых есть числительное 100.
— город «Золотого кольца» России. (Ростов)
— героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу. (Севастополь)
— город РФ, порт на Тихом океане. (Владивосток)
Самоопределение к учебной деятельности.
— Отгадайте загадку:
Расширяясь год от года,
Так растет и строится,
Что в черте его дорога
— Что такое город? (Ответы детей.)
— Но город был таким не всегда. И сегодня на уроке мы с вами узнаем, каким он был и почему его так назвали.
Работа по теме урока.
Работа с учебником.
— Какими двумя способами объяснено в тексте слово город?
1. Место, где много людей, машин, больших домов.
2. Ограждённое место, крепость.
Рубрика «Интересный вопрос» на с. 68.
— Прочитайте вопрос. Что вы можете на него ответить?
— Рассмотрите иллюстрации на с. 68 и прочитайте рубрику «Из истории языка и культуры» на с.69.
— Запишите названия городов, изображённых на фотографиях.
Рубрика «Интересный вопрос» на с. 69.
— Прочитайте старинную загадку. Что в ней зашифровано? (Город – год,
12 башен – 12 месяцев, 4 окошка – 4 недели в месяце, 7 выстрелов – 7 дней в неделе).
Физкультминутка «Солнце глянуло в окно…»
Закрепление изученного материала.
— Прочитайте задание. Как вы его поняли? (Найти и выписать синонимы к словам «крепость», «укрепление»).
Первый текст «Владивосток» (форт, твердыня)
Второй текст «Волгоград» (твердыня)
Третий текст «Севастополь» (бастион)
Твердыня – 1.Укрепленное место, укрепление; 2.Оплот, опора, укреплённая позиция.
Рубрика «Из истории языка и культуры» на с.70.
— Что вы узнали из истории города Севастополя?
— Прочитайте текст. Почему башню Белого города называлась Семиверховой?
(Она венчалась семью шатрами-башенками, семью верхушками).
— Выполните письменное задание в данном упражнении на с. 71, заполняя пропуски в предложении. (Выполняют с комментированием, «цепочкой»):
Белый город был разобран по приказу Екатерины Второй.
Смоленская крепость разрушена во время войн, но часть стены и 17 башен можно увидеть и сейчас.
Площадь Покровские ворота в Москве находятся на месте проездной башни Покровских ворот, а площадь Никитские ворота – на месте проездной башни Никитских ворот.
Рефлексия.
— Как называли строителей город в старину?
— Как звали самого известного из горододельцев?
– Дайте определение понятиям: кремль…, крепость…, твердыня….
Итог урока.
— О каких городах мы говорили сегодня на уроке?
— Покажите их на карте России.
Домашнее задание: с.72-73 упр.5 (1,2,3 – на выбор обучающихся).
Конспект по русскому родному языку для 3 класса по теме «Что ни город, то норов» (продолжение)
Русский родной язык
Тема: «Что ни город, то норов» (продолжение).
Цель: познакомить с устаревшими словами, обозначающими части города и названия городов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся подчинять свое высказывание задаче взаимодействия, объяснять различия в значениях слова, исходя из истории языка; строить монологические высказывания; работать в паре и группе.
I. Организационный момент
Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку
II. Актуализация знаний
Ответьте на вопросы (слайды 2 – 6)
1. Часть старых русских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. (Кремль.)
2. Как называли строителей городов и укреплений? (Горододельцы.)
3. Архитектор на Руси. (Градостроитель.)
4. Как звали одного из самых известных горододельцев? (Федор Конь.)
5. Оборонительное сооружение вокруг Кремля, которое построил Ф. Конь. (Белый город.)
6. Огороженное место, крепость. (Город.)
7. Важнейший элемент обороны в структуре крепости. (Бастион.)
8. Название, какого города означает «город славный, достойный почета»? (Севастополь.)
9. Имя императрицы, которая отдала приказ о строительстве Севастополя. (Екатерина Вторая.)
Отвечают на вопросы
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение Р.И.Рождественского (слайд 7)
— Предположите, о чём сегодня будем говорить на уроке?
— У каждого города есть своя история. Сегодня мы продолжим знакомство с некоторыми городами нашей России. (слайд 8)
Слушают. Делают предположение.
IV. Работа по теме урока
1. Упражнение 5 (стр. 72 – 73) – работа в группах.
— Прочитайте внимательно задание на листочках.
1) 0 том, что это название города, говорят части слова «бург» , «город», «град», «поль» (слайд 9)
2) Города, которые стоят на реке (в названии таких городов есть название реки или слова, связанные с рекой, указано на местоположение города в устье реки или между реками) (слайд 10):
Бело рецк (на реке Белая), Волгоград, Волжск(на левом берегу Волги), Заволжье (на Волге), Енисейск, Ленск (на Лене), Калач-на-Дону, Камень-на-Оби, Комсомольск-на-Амуре, Междуреченск (у впадения реки Усы в Томь), Плес(на правом берегу Волги), Северодвинск (на Северной Двине), Усть—Илимск (на Ильме), Великий Устюг (на устье реки Юга) ;
Южноуральск (горы Урал), Саяногорск (горы Саяны), Холм, Саянск, Магнитогорск, Горно-Алтайск (Алтайские горы), Жигулевск (Жигулевские горы), Курган, Пятигорск, Межгорье, Медвежьегорск, Красный Холм, Красногорск, Змеиногорск, Горнозаводск.
— Проверим, какие части слов в названиях городов вы выделили.
— Прочитайте отрывки стихотворений. Определите, как правильно произносить названия каждого города.
— Что вам помогло определить место ударения в слове? (Ритм стихотворения.)
— О каких городах вы прочитали? (Елец, Торжок, Каргополь) (Слайд 12)
— Почему Елец назван городом- елочкой? (Название Елец созвучно со словом «ель».)
(Дополнение к ответу. А ещё, на стр. 76 на гербе города Ельца есть изображение ёлочки.)
— Как вы объясните выражение «как на ладони»? (Видно очень ясно, отчетливо.)
(Дополнение к ответу. Это очень близко, хорошо видно весь город, как будто он на ладони у того, кто смотрит.)
— Почему в стихотворениях употреблены «снежок», «улочки», а не «снег», «улицы»?
3. Работа с иллюстрациями.
— Рассмотрите иллюстрации на с. 73.
— Какие растения на них изображены?(купырь, донник)
— С чем можно сравнить цветение данных растений?
Эти травы цветут белоснежными цветами. Издалека их цветы напоминают снег.
— Согласны вы с автором, который описывает город Каргополь «весь в снегах купыря и донника»? (Да, заросли белых цветов похожи на выпавший снег.)
Обсуждают в группах, списывают свою группу слов в тетрадь,
Презентация по родному языку на тему «Что ни город,то норов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Родной язык 3 класс «Что ни город, то норов» Составила: учитель начальных классов Курылёва Зинаида Геннадьевна МОУ СОШ №9 город Первоуральск Свердловская область
ГОРОД- от слова «городить», это огороженне место, крепость. В каждом старинном городе вы найдёте кремль, или остатки крепостной стены, или земляные валы, которыми раньше город был окружён.
Тобольск- Тобольский кремль
Крепость Загадка Стоит город, в городу двенадцать башен, из каждой башни по четыре окошка, из каждого окошка по семи выстрелов
Крепость в Севастополе
Мастера горододельцы Были в старину такие мастера. Они «делали город». А что это значит? Они строили стены, укрепления. Один из самых известных горододельцев- Фёдор Конь. Он построил Белый город в Москве и крепостные стены Смоленска. Белый город в Москве- это оборонительное сооружение вокруг Кремля: стены и 27 башен из белого камня. Он был разобран в 18 веке по приказу Екатериной Второй.
Белый город в Москве.
Задание для групп Санкт-Петербург, Великий Новгород, Городец, Екатеринбург, Белгород, Калининград, Звенигород. Белорецк, Волгоград, Енисейск, Калач-на-Дону, Камень-на-Оби, Междуреченск, Комсомольск-на Амуре. Южноуральск, Саяногорск, Магнитогорск, Пятигорск, Красногорск, Змеиногорск, Жигулёвск, Красный Холм.
У каждого города своя история Елец Отворяется ларец: Древний, незнакомый Город-ёлочка-Елец: Храмы да хоромы.
Торжок Покуда не пошёл снежок, Давай с тобой махнём в Торжок. Какая это благодать По узким улочкам плутать
Каргополь Вот он, Гаркополь,как на ладони, Весь в снегах купыря и донника, Берега, огороды, заборы, Белокаменные соборы.
Работа с учебником с. 75-76
Что узнали нового о городах России? Что понравилось на уроке? Что было непонятно?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-911056
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по родному языку на тему «Что ни город, то норов» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №21
Тема урока: «Что ни город,
то норов»
Выполнила:
Учитель начальных классов
Слупская О.О.
Описание слайда:
17 ноября.
Классная работа.
Упр. 1
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Авар мац1алъул рагьараб дарс «Причастиялъул грамматикиял г1аламатал» (6″2″)
Авар мац1алъул дарс «Причастие» (6класс)
Контрольная работа по родному языку за 1 полугодие ( 7 класс)
Авар мац1алъул дарс «Рик1к1ен»
Рабочая программа по родному (русскому) языку
Агъзавий икяе (аяттан бир парча)
Материал по чеченскому языку «огэ» (9 класс)
Сценарий и презентация на тему «День славянской письменности и культуры»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400605 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по родному (русскому) языку для 3 класса по теме «Что ни город, то норов» (2 урок)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Русский родной язык
3 класс
Школа России
Описание слайда:
Ответьте на вопросы
Часть старых русских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями.
(Кремль)
Как называли строителей городов и укреплений?
(Горододельцы)
Описание слайда:
Ответьте на вопросы
Архитектор на Руси
(Градостроитель)
Как звали одного из самых известных горододельцев?
(Федор Конь)
Описание слайда:
Ответьте на вопросы
Оборонительное сооружение вокруг Кремля, которое построил Ф. Конь.
(Белый город)
Огороженное место, крепость.
(Город)
Описание слайда:
Ответьте на вопросы
Важнейший элемент обороны в структуре крепости.
(Бастион)
Название, какого города означает «город славный, достойный почёта»?
(Севастополь.)
Описание слайда:
Ответьте на вопросы
Имя императрицы, которая отдала приказ о строительстве Севастополя.
(Екатерина
Вторая)
Описание слайда:
Есть у каждого города возраст и голос.
Есть одежда своя.
И особенный запах.
И лицо,
И не сразу понятная гордость.
Города, города!
Сколько было вас — разных?!
… И домов и заборов запутанный ворох
Города, озорные и полные грусти.
Роберт Иванович
Рождественский
Описание слайда:
Тема урока
«Что ни город, то норов»
Описание слайда:
Описание слайда:
В названии таких городов есть название реки или слова, связанные с рекой, указано на местоположение города в устье реки или между реками.
Подсказка (2 группа)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Закончите фразу:
• Я сегодня на уроке узнал…
• Самым интересным на
уроке было…
• Мне больше всего
понравилось…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по родному языку на тему «Гамзат Цадаса» (9 класс)
Рабочая программа по учебному предмету Родной язык (русский язык)
Карточка «Работа с текстом»
Башҡорт теле 1 класс Календарь-тематик план
Тесты по «Родному русскому языку» 2 класс
Урок ненецкого языка 5 класс. Диалоги на тему: «Нэрё, сыра».
КТП Роной язык 6 класс 34часа
Рабочая программа по предмету «Русский родной язык» 3 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400605 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.