что ни белая береза к земле клонится

Что ни белая береза к земле клонится

что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится

что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится

Былинные Богатыри, Добры Молодцы и Красны Девицы запись закреплена

что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонитсяБЫЛИНЫ – один из самых древних жанров русских народных песен.что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится
_______________________________________

«Ты откуда, русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?»
_______________________________________

Былины – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым.

Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание ещё не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность. Песенные строки легки и естественны: повторение отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла.

Нередко былины, как и песни, начинаются с запева, хотя, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определенный лад. Запевы поэтичны, красивы, эмоциональны.
_________________________________________

«Славна богатырями земля русская,
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!»
___________________________________________

Былину, как правило, венчает концовка:
«А тут той старинке и славу поют,
А по тыих мест старинка и покончилась».

Художественный прием повтора – один из основных приемов в народной поэзии. В поэтическом тексте повторяются отдельные слова, словосочетания, стихи и даже целые группы стихов.

Былины создавались народом не для чтения, а для исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Музыканты считают, что гусли – самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины.

Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но всё же певцы не отказывались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов.

Напевы былин величавы, спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху.
________________________________________

«Что не белая берёза к земле клонится,
Не шелкова трава приклоняется,
То сын перед матерью поклоняется.
Кланялся Добрынюшка родной матушке:
«Ты бы благословила меня, родная матушка»
(«Добрыня Никитич»)
_________________________________________

Былины, созданные в далеком прошлом, продолжающие сохранять огромное значение в духовной жизни нашего народа, являются одним из самых древних жанров русской народной песни. На это указывают её художественные особенности, такие, как: напевность, мелодичность, наличие запева и припева (повторы стихов), созвучие однородных окончаний строк и др. Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен.

Источник

Презентация к уроку музыки в 3 классе «Настрою гусли на старинный лад».

Презентация для урока музыки в 3 классе по теме «Настрою гусли на старинный лад».

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку музыки в 3 классе «Настрою гусли на старинный лад».»

что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится

В стародавние времена форма гуслей была шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.

что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится

Настрою гусли на старинный лад…

что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится

Былина о Добрыне Никитиче

То не белая береза к земле клонится,

Не шелковая трава приклоняется,

Не то сын перед матерью поклоняется.

Кланялся Добрынюшка родной матушке,

«Ты благослови меня, родная матушка,

Ехать в дальние края, во немирные!»

Говорила тут ему родима матушка:

«Ты езжай Добрынюшка в ратный путь святой!»

Кто в век про Добрыню старину поет

Молодым ребятам на поученье,

Народу честному на утешенье,

Вам всем добрым людям на послушанье.

что ни белая береза к земле клонится. Смотреть фото что ни белая береза к земле клонится. Смотреть картинку что ни белая береза к земле клонится. Картинка про что ни белая береза к земле клонится. Фото что ни белая береза к земле клонится

Источник

Что ни белая береза к земле клонится

НАПЕВЫ БЫЛИН
О ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ И ОБ АЛЕШЕ ПОПОВИЧЕ

Напевы былин, повествующих о популярных богатырях Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, не выходят за рамки общеизвестных форм русского эпоса. На Севере они представлены традиционными мелодиями индивидуального сказительского искусства, в Поволжье, центре России и на Урале, в казачьих поселениях, — типичными для данных мест формами, почти неотличимыми от форм лирической песни многоголосного склада.

Былинной традиции Русского Севера свойственна практика передачи из поколения в поколение канонических напевов и сюжетных схем, на основе которых каждый сказитель по-своему воссоздает тексты, заново творит былины. В искусстве же многоголосного пения тексты былин устойчивы, и хотя там существует прикрепленность к ним определенного напева (без чего невозможно исполнение ансамблем), сам напев, как и на Севере, может обслуживать несколько различных текстов. В этом, казалось бы, незыблемом положении имеются знаменательные нарушения, что свидетельствует о сложности судеб русского эпоса.

В сказительском искусстве Севера встречаются случаи существования в различных районах близких вариантов типовых напевов и распевания на их основе былин с одинаковыми сюжетами: например — на Печоре (Былины Печоры и Зимнего берега, напев V) и на Пинеге (Григорьев, 1, напев 32). Такое по сути дела случайное совпадение оказывается довольно закономерным явлением в центре России. Здесь зафиксирован (предположительно орловский) напев былинной песни о Добрыне; различные варианты его разной степени сходства с сюжетами как о Добрыне, так и об Алеше мы находим в записях, сделанных на Урале, в Москве и в Олонецком крае. Интересно отметить, что почти во всех текстах, опубликованных с указанными напевами, присутствует традиционное выражение, встречающееся чаще всего в повествованиях об отъезде Добрыни из дома, — «То не белая береза к земле клонится». Создается впечатление, что это устойчивая музыкально-поэтическая формула, имевшая некогда широкое распространение. Такое явление, в свою очередь, наводит на мысль о намечавшемся процессе создания общерусской песни об одном из любимейших героев русского эпоса.

Былины о Добрыне и об Алеше, многочисленные в южных районах России, имеют разнообразную широкораспевную мелодику, близкую мелодике

лирических песен «протяжного стиля». Особо следует сказать о казачьем эпосе Дона, где наряду с напевами лиро-эпического склада существуют напевы маршевого характера. Один из таких напевов опубликован с текстом на сюжет о бое Алеши Поповича с Тугарином (Листопадов, 1, № 24), другой, весьма близкий ему, представлен с текстом песни «Добрыня и Маринка». Два варианта последней — из станиц Усть-Быстрянской и Екатерининской, записанные А. М. Листопадовым в начале 1900-х годов, незначительно отличаются друг от друга. Произведенная через 50 лет звукозапись песни о Добрыне и Маринке в станице Вёшенской Каменского р-на Ростовской обл. (Коллекция Н. Я. Рокачёва-Вёшенского в Фольклорной Комиссии СК РСФСР) показывает чрезвычайную устойчивость напева и текста Усть-Быстрянского варианта.

О других сюжетах, как посвященных Добрыне, так и связанных с образом Алеши, подобных материалов нет.

Публикуемые в настоящем издании нотные записи располагаются по группам сюжетов, с учетом музыкального сходства, иногда гипотетического, что может представить своеобразный интерес. Заглавия для удобства соотнесения напевов с текстами приводятся в унифицированных наименованиях.

Вначале дана подборка к сюжету «Добрыня и Змей». В ней — записи из северных районов: две пинежских и одна печорская. Последний напев интонационно близок предыдущему — результат музыкальной общности в сказительской традиции Пинеги и Печоры. Второй раздел состоит из трех напевов песни о Добрыне с неполностью выясненными сюжетами, но имеющими право считаться близкими теме отъезда Добрыни. Первый напев (опубликован в первоисточнике с двумя строками текста, в нашем издании приводится в подлинном виде и в реконструкции В. В. Коргузалова) в общем традиционен для Олонецкого края, где был записан, но обособленность в ряде деталей придает ему сходство со следующим (из центра России), который в свою очередь весьма близок напеву из Москвы. Последний же интересен тем, что является как бы запевкой к своей второй, быстрой части, где рассказывается о Добрыне и Маринке. Этот раздел естественно сливается с новым — там помещены две песни о Добрыне и Маринке. Первая — с Урала, напев ее напоминает, в основном по метро-ритму, предыдущие три (на этот же напев в первоисточнике дан один текст — «Алеша Попович и Скиман-зверь»). После него приводится донская песня, напев ее отдаленно сходен со второй частью песни из Москвы. Сюжет «Добрыня и Алеша» («Неудавшаяся женитьба Алеши Поповича») сначала показан в онежской традиции, потом в двух вариантах мезенского напева — сольном и ансамблевом и записью из Беломорья. Эта часть завершается донской многоголосной песней, в такой же метроритмической форме. Последний раздел — «Алеша и Тугарин» содержит две записи из казачьих районов — астраханского и донского. Первая дает представление о том, как повторение одностихового напева хором после запевалы образует строфическую форму. Вторая — образец сходства донской песни с северной былиной, что проявляется в начальной фразе партии

нижнего голоса (запевалы), чрезвычайно близкой напеву из Беломорья.

Публикуемые здесь материалы составляют лишь небольшую часть музыкальных записей былин о Добрыне Никитиче и об Алеше Поповиче, но они все же помогут составить некоторое представление о богатстве и многообразии культуры русского песенного эпоса и заставят задуматься над некоторыми явлениями в ней.

УКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ К НАПЕВАМ БЫЛИН

1. Добрыня и Змей («Молод Добрынюшка Микитич млад») — Григорьев, 1, напев № 46. Запись А. Д. Григорьева 1900 г. от М. Д. Кривополеновой, 57 лет, Архангельская губ., Пинежский уезд, д. Шотогорка

2. Добрыня и Змей («Доселе Рязань да слободой слыла») — Григорьев, 1, напев № 32. Запись А. Д. Григорьева 1900 г. от О. А. Юдиной, 79 лет, Архангельская губ., Пинежский уезд, д. Матвера

3. Добрыня и Змей («Значит прежде Казань дак слободой стоял») — Былины Печоры и Зимнего берега, напев № V, запись Ф. В. Соколова 1955 г. от Т. С. Дуркина, 84 лет, Коми АССР, с. Усть-Цильма

4. Отъезд Добрыни («Не бела береза к земли клонится») — Истомин и Дютш, стр. 41. Запись Г. О. Дютша 1886 г. от Д. В. Суриковой (возраст не указан), Олонецкая губ., Петрозаводский уезд, д. Конда

5. Отъезд Добрыни («Что не белая береза к земле клонится») — Стахович, № 20. Запись М. А. Стаховича 1850-х годов от Н. М. Соболевского (предположительно район Орловщины)

6. Отъезд Добрыни («Что не белая береза к земле клонится») — Тихонравов и Миллер, напев — вклейка в конце книги к № 23. Запись С. И. Лапшина 1893 г. от И. А. Лапшина, г. Москва

7. Добрыня и Маринка («Как у нас было да на святой Руси») — Пальчиков, № 37. Запись Н. Е. Пальчикова 1850—1860-х годов от крестьян, Уфимская губ., Мензелинский уезд, с. Николаевка

8. Добрыня и Маринка («Как и жил-то был Микита небогатай человек») — Листопадов, 1949, № 20. Запись А. М. Листопадова 1902, 1904 гг. от группы казаков, 1-й Донской округ Области Войска Донского, станица Усть-Быстрянская, хутор Кременской

9. Добрыня и Алеша («Уж как во стольнём было городе во Киеве») — Астахова, БС II, напев № V. Запись С. И. Бернштейна 1927 г. от Н. С. Богдановой, 66 лет, КаССР, Заонежский р-н, д. Зиновьево

10. Добрыня и Алеша («Поезжает тут Добрынюшка во чисто полё») — Песенный фольклор Мезени, № 205. Запись Ф. В. Соколова 1958 г. от А. В. Клишовой, 80 лет, Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Смоленец

11. Добрыня и Алеша («Сряжаетсе Добрынюшка во чисто полё») — Песенный фольклор Мезени, № 208. Запись Ф. В. Соколова 1955 г. от Е. Ф. Ружниковой, 79 лет, П. Ф. Бешенькиной, 67 лет, и М. П. Пургиной, 77 лет, Архангельская обл., Лешуконский р-н, д. Юрома

12. Добрыня и Алеша («Ай у ласкова князя-та у Владимера») — Труды МарковМасловБогословский, 1, стр. 156, № 41. Запись А. Л. Маслова 1901 г. от А. И. Лыткиной, 41 года, Зимний берег Белого моря, с. Верхняя Золотица

13. Добрыня и Алеша («Поизволила мене маменька во охотнички») — Листопадов, 1949, № 14. Запись А. М. Листопадова 1908 г. от группы казаков, Область Войска Донского, Донецкий округ, станица Еланская, хутор Андропов

14. Алеша и Тугарин («Эх, как у нашего было у князя Владимира») — Догадин, 1, № 3. Запись А. А. Догадина 1900-х годов от астраханских казаков, станицы Александровской и поселка Большой Полунинский

15. Алеша и Тугарин («Как у нас ноня солнца стала на вечер») — Листопадов, 1949, № 23. Запись А. М. Листопадова 1902—1904 гг. от группы казаков, Область Войска Донского, 1-й Донской округ, станица Нижне-Курмоярская

Все записи публикуются в нашей тактировке, в постиховом расположении. №№ 1 и 3 приводятся фрагментарно, в № 5 снято фортепьянное сопровождение, № 7, записанный как комплекс вариантов, мало различных между собой, представлен только первым из них, наиболее ярким.

Источник

Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»

«Разработка урока музыки для 4 класса на тему: «Музыка моего народа. Русская былина»»

Формирование представления учащихся о жанре былина и её героях, былинном творчества русского народа.

Систематизировать и расширить знания о героях русских былин, исполнительских и музыкальных особенностях народных песен.

Способствовать воспитанию у учащихся интереса к народным музыкальным жанрам

Развивать умение анализировать и обобщать, тембровый слух. Ассоциативное мышление.

Термины урока: «былины», «гусляры».

учащиеся научатся определять характерные особенности жанров народных песен; сравнивать народную и авторскую музыку, написанную в народном стиле; выполнять задания творческого характера.

репродукции картин В. Васнецова «Богаты­ри» и «Гусляры»; рисунки или фотографии, изображающие утро в Москве; портреты Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского; рисунки с изображением музыкальных ин­струментов симфонического оркестра; плакат с текстом «Былины о Добрыне Никитиче»; нотная запись начала арии Садко «Заиг­райте, мои гусельки»; иллюстрации к сказкам «Волк и семеро коз­лят», «Спящая красавица», «Садко», «Руслан и Людмила».

Приветствие, музыкальная разминка

2. Повторение материала.

Повторение понятия «былина»

Учащимся предлагается видео- ряд иллюстраций героев русских былин.

3. Работа по теме урока. Сообщение новых знаний.

-Вы знаете такую форму народного творчества — былины?

Сообщение 1 ученика:

Это длинные, протяжные песни-повествования, в которых

рассказывается о разных событиях в истории нашей страны, о ее героях. Очень известными являлись в старину былины о русских богатырях.

(Педагог демонстрирует репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова.)

-Посмотрите на эту картину и назовите имена богатырей. (В центре — Илья Муромец, слева —Добрыня Никитич, спра­ва — Алеша Попович.)

Сообщение 2 ученика.

Наш народ всегда с уважением относился к богатырям — за­щитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складыва­лись былины.

А еще в стародавние времена былина выполняла роль воен­ной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины. И художник В. Вас­нецов, который нарисовал эту картину, тоже хотел подчеркнуть, что богатыри любили музыку. Посмотрите внимательно: к седлу самого молодого из богатырей — Алеши Поповича — привязан музыкальный инструмент. Это гусли, струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.

Гусляры были желанными гостями и на княжеском пиру, и на воинском привале.

-Как играли на гуслях? (Ответы учащихся.)

Проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот

прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой прием называется «щипки». Посмотрите, как изобразил этих музыкантов художник В. Васнецов. (Педагог де­монстрирует картину «Гусляры».)

Запишите в тетради определение былины: «Былина — особый жанр русской народной песни».

— О каких событиях и героях слагались былины? ( ответы учащихся)

В былине встречаются слова, которые помогают воссозданию ее плавного, напевного характера: «то не. », «да. », «ой-да. ». Складывается впечатление, будто фразы вытекают одна из другой.

3.1 Вокальная импровизация.

Одной из самых известных былин о богатырях была «Былина о Добрыне Никитиче». Познакомьтесь с текстом этой былины, в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой.

(Педагог демонстрирует текст былины, написанный на доске или на плакате.)

Прочитайте этот текст сначала про себя — ведь он изложен старинным языком, не совсем привычным для нас.

О чем говорится в этой былине?

О чем просит Добрынюшкау матушки? (Он просит благосло­вить его на ратные подвиги, на борьбу с вражескими ордами.)

Сколько героев в этой былине? (Добрыня и его матушка.)

Как это можно понять? (Текст построен в форме диалога между воином и его матерью.)

Попробуйте проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников — гусляров.

Кто хочет показать свой вариант былинного напева?

(Школьники показывают свои напевы начала былины или продолжают ее напев приемом «эстафета».)

3.2 Знакомство с новым материалом

Композитор Н.А. Римский-Корсаков услышал народный на­пев «Былины о Добрыне Никитиче» и записал его, сделав свою обработку. Запишите в тетради название этого произведения: «Былина о Добрыне Никитиче» в обработке Н.А. Римского-Кор­сакова.

Вы уже неоднократно слушали другие народные песни — хороводные, величальные. Что у них общего с былинами? (Распев слогов, певучесть, плавность.)

В самом начале этой былины использовался прием срав­нения — в том месте, где говорится о прощании Добрыни с матушкой. Найдите это место и прочитайте его. («То не бе­лая береза к земле клонится, не шелковая трава приклоняется. Преклоняется сын пред матерью».)

Чем отличается напев былины? (Повторением коротких мо­тивов.)

В прошлой четверти вы слушали музыку русского компо­зитора М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Какие отрывки из этой оперы вы знаете? (Увертюру, «Каватину Людмилы», «Марш Черномора».)

А еще в начале этой оперы, в сцене свадьбы Руслана и Люд­милы, поет музыкант — гусляр по имени Баян.

Что означает слово «гусляр»? (Музыкант, играющий на гуслях.)

Послушайте выступление гусляра в сцене свадьбы Руслана

и Людмилы. Его ария начинается словами из поэмы А.С. Пуш­кина:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Какой оркестр играет в операх? (Симфонический.)

Какому музыкальному инструменту подражал симфониче­ский оркестр в этом отрывке? (Гуслям.)

Как называется один исполнитель в опере? (Солист.)

Кто, кроме солиста, пел в этом отрывке? (Хор.)

Я знаю, что все вы любите сказки. Перед вами на доске иллюстрации к известным сказкам. Вспомните их на­звания.

(Школьники перечисляют названия сказок: «Волк и семеро козлят», «Спящая красавица», «Руслан и Людмила».)

Сюжеты этих сказок стали основой для создания опер и ба­летов.

Назовите композиторов, которые создали свои произведе­ния по сюжетам этих сказок. (М. Коваль, П. И. Чайковский, М.И. Глинка.)

Сейчас вы послушаете отрывок из сказочной оперы ком­позитор Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Садко — герой бы­лины, которая была создана в Великом Новгороде. В былине говорится, что давным-давно жил там купец по имени Садко, который умел хорошо петь и играть на гуслях. Его музыкой за­слушивались не только люди, но и море, морская царевна и даже морской царь.

Запишите в тетради название отрывка: «Ария Садко “Заиг­райте, мои гусельки” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”».

Посмотрите, как выглядит нотная запись этой арии.

(Школьники рассматривают нотную запись арии Садко.)

Как начинается эта ария — плавным голосоведением или со скачка? (Со скачка.)

Верно, и еще композитор дал в нотной записи определение ее темпа — «подвижно». Во время слушания арии проследите за го­лосоведением ее начала, записанного нотами.

(Школьники прослушивают арию Садко.)

Каким был характер арии «Заиграйте, мои гусельки»? (Бы­стрым, бойким, игривым.) Запомните определение характера этой мелодии — «плясовая».

(Школьники повторяют термин.)

Были ли в мелодии арии повторы? (Да.)

Чуть ранее вы слушали арию Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Каким приемом исполнялось сопро­вождение к песне Баяна? (Широкими переборами.)

Какой инструмент имитировал симфонический оркестр? (Гусли.)

В арии Садко оркестр также имитировал звучание гуслей, но оно отличалось от звучания гуслей в песне Баяна. В чем заключалось различие? (В арии Садко на гуслях играли прие­мом «щипки».)

В музыке такой прием называется «пиццикато».

Эти две арии — Баяна и Садко — пели певцы, у которых был высокий мужской голос. Как называется самый высокий мужской голос? (Тенор.)

Вы уже знакомы с романсом «Благословляю вас, леса», который исполнялся тенором.

Сюжетной основой для оперы «Садко» стала новгородская былина под названием «Былина о Садко и морском царе», поэтому оперу «Садко» еще называют оперой-былиной.

3.5 Познавательный материал

Музыку к опере «Садко» написал композитор Николай Ан­дреевич Римский-Корсаков. (Педагог демонстрирует портрет композитора.)

Этот человек родился в семье, где все мужчины были военны­ми — морскими офицерами, и сам Николай Андреевич окончил морское училище. Но еще с детства у мальчика были необычные музыкальные способности. Например, он мог по памяти ис­полнить музыкальное сочинение, которое только что услышал, и даже записать его нотами. А еще музыкальный слух у Николая Андреевича имел одну особенность — он был цветным. То есть он не только мог назвать услышанные звуки, но видел их в опреде­ленном цвете. Поэтому даже во время учебы в морском училище Римский-Корсаков старательно занимался музыкой, сочинял произведения. Он страстно любил море, мог часами любоваться им, но увлечение музыкой было сильнее, и он ушел с военной службы, стал профессором консерватории в Санкт-Петербурге, а потом ее директором.

Римский-Корсаков создал много музыкальных произведе­ний — одних только опер он написал 15, и все они до сих пор идут в разных театрах мира. Некоторые оперы этого композитора на­писаны по мотивам сказок. В прошлом году вы познакомились с отрывком «Три чуда» из оперы «Сказка о Салтане», а сего­дня — с отрывком из оперы-былины «Садко».

Ни один другой композитор не умел так рисовать звуками оркестра море — то тихое, спокойное, то бурное, волнующееся, грозное. Образы моря встречаются в обеих операх, а также и в дру­гих произведениях.

4. Исполнение русских народных песен по выбору учащихся.

-С каким жанром русской народной музыки вы сегодня по­знакомились?

-В сопровождении какого музыкального инструмента ис­полняют былины?

Как назывались на Руси исполнители былин?

О чем говорится в былинах?

В каких операх композиторы используют былины?

Какой композитор написал оперу «Садко»?

Какое литературное произведение лежит в основе этой оперы?

Какие еще произведения сочинил композитор Н.А. Римский-Корсаков?

Какую народную былину записал и обработал Н.А. Рим­ский-Корсаков?

О чем говорится в «Былине о Добрыне Никитиче»?

Какие приемы игры на гуслях вы знаете?

Какие музыкальные способности были у композитора Н.А. Римского-Корсакова?

Какие оперы этого композитора вы знаете?

Как называется самый высокий мужской голос?

7. Домашнее задание.

Составить синквейн на тему : «Герой былины»

8. Выход из класса под музыку

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *