что несет народу большевизм плакат
Русский портрет
Портрет и картины на заказ и в продаже. Портрет с фотографии. Коллекционная живопись. Продажа картин и выполнение живописи на заказ. Рамы для картин.
Новости искусства
Пропаганда красная и пропаганда белая. В чём разница?
красная пропаганда белая пропаганда пропагандистский плакат
Что характерно, в этом плакате уже были зачатки того, чем позже прославился советский плакат. Быка берут за рога. Делается идеологический посыл. Плакаты превращаются в своеобразный рупор эпохи.
«За единую Россию» и «Борьба красного рыцаря с темной силой»
И то же самое примерно на плакате красных. Когда рабочий мускулистой рукой, держа щит с серпом и молотом, бьет большим молотом вражеских рыцарей.
«Враг у ворот» и «Что несет народу большевизм?»
«Да здравствует власть рабочих и крестьян» и «Дружно за общее дело»
У красных были большие типографические мощности, художники. Плакаты были выразительнее. У белых профессиональный потенциал был ниже. Многие художники отказывались с ними сотрудничать.
Плакаты 1919 года с портретами-идеологов. Красные плакаты «Ленин» и «Маркс» и белые плакаты «Врангель» и «Деникин»
«Жертвы Колчака в Омске» и «Зверства большевиков. Ужасы Харьковской чрезвычайки»
Политический плакат развивался вместе с Гражданской войной. Война идет не первый год. Льется кровь. Пугать чертями уже не надо. Здесь использованы фотодокументы. Страшные. С применением зарождавшегося принципа фотомонтажа, когда по сути один и тот же кадр показан в разных ракурсах. Повторение ужасных кадров бьет наотмашь.
Плакат черно-белый. Люди как будто в саванах. Огромное воздействие оказывает.
«Клином красным бей белых»
Это очень популярный супрематический плакат. Создан художником Лазарем Лисицким в Витебске в 1920 году.
Лисицкий использует только три цвета (красный, черный и белый), усиливая эффект противостояния, подчеркивая название плаката.
«Ты записался добровольцем?»
Почему именно этот стал символом Гражданской войны? Лаконичный текст, агрессивный красный цвет, суровый взгляд, очень личный, очень адресный.
Это плакат Дмитрия Моора 1921 года. Старик, умирающий от голода, и единственный колосок.
Это символ Гражданской войны, в которой победителя нет. Это квинтэссенция итогов войны.
Гражданская война. Плакаты. Анализ.
Детальный (но более менее короткий) анализ плакатной пропоганды времён Гражданской войны.
Плакат — один из важнейших инструментов пропаганды в годы Гражданской Войны в России.
В связи с высоким процентом неграмотности среди населения бывшей Российской Империи важность плаката, как инструмента воздействия на население, понимали обе главные стороны конфликта. Мы рассмотрим сами плакаты, их идейное и смысловое содержание, количественные показатели, например, тиражи различных плакатов и рассмотрим эффективность их воздействия на население и военнослужащих обоих противоборствующих сторон.
Следует отметить, что подобная классификация в определённой степени условна. Вполне возможно классифицировать плакаты периода Гражданской войны в России и другими способами. Однако, используемая классификация поможет лучше понять основные идеологемы плакатного искусства обеих сторон и дать оценку эффективности подобного способа пропаганды.
*Здесь и далее доли процентов округленны.
Наибольшее количество плакатов 30% или 39 плакатов это плакаты с требованием содействия армии или прямого участия в вооружённых формированиях большевиков.
Следующей по популярности служит группа плакатов «о труде и образовании». Мной рассмотрен 31 подобный плакат. Примечательно, что 17 из них, то есть больше половины просвещенны образованию, причём только 3 из 17 призывают получать именно военное образование, остальные пропагандируют стремление к знаниям в целом. Примером такого плаката служит плакат 2 «Женщина! Учись грамоте!».
27 плакатов показывают некий локальный или глобальный триумф «красных» сил.
Остальные группы плакатов малочисленны.
Не смотря на стилистическую и художественную разнородность основные направления плакатной пропаганды «красных» легко угадываются. Это «власть советов (крестьян/рабочих/солдат)» (27 плакатов с лозунгами «вся власть советам», «только командиры из народа. » и т. п.), «победа над врагом» и «равноправие».
Плакаты большевиков имеют несколько чётко выраженных положительных героев. В первую очередь это «красноармеец», который изображается в более менее стандартизированной военной форме, либо, как минимум с различными красными элементами формы. Подобный герой встречается на 37 плакатах.
Типичный пример такого образа представлен на плакатах «ты записался добровольцем?» и «Врангель ещё жив!» (плакат 4).
Другие популярный герои «красных» плакатов это «крестьянин» и «рабочий». Следует отметить, что лишь в семи случаях эти персонажи изображены в качестве жертв, а в 29х случаях как лица, получившие недоступные ранее блага либо как победители. Данная статистика контрастирует с примерами изображения рабочих и крестьян на плакатах «белых».
Существует ещё один популярный персонаж, часто встречающийся на плакатах большевиков. Условно этот персонаж можно назвать «активная женщина». Этот персонаж призван иллюстрировать декларируемое большевиками устранение неравноправия между полами. Подобный персонаж встречаться 15 раз.
Суммируя всё вышесказанное можно сказать, что основные идеологемы плакатной пропаганды «красных» это: «равноправие», «победа советов (состоящих их рабочих и крестьян)» и «образование».2
Тиражи плакатов были достаточно большими. Средний тираж одного плаката в 20-е годы 25 — 30 тясяч экземпляров.3
Всего за три года Гражданской войны было произведено более трех тысяч самых различных плакатов всех видов общим тиражом в семь с половиной миллионов экземпляров.4
Следующей по количеству является группа плакатов, в той или иной форме требующих содействия белой армии. 11% среди всех рассмотренных плакатов «белых» имеют данную тематику.
9% плакатов (6 штук) выражают просьбу в той или иной форме оказать содействие армии или не дезертировать из неё. Столько же плакатов просвещенны различным руководителям белого движения.
Остальные группы малочисленны.
Не смотря на стилистическую и художественную разнородность основные направления плакатной пропаганды «белых» угадываются. Это необходимость спасения России (примером может служить плакат номер 6 «сын мой иди и спасай Россию») и необходимость победы над большевиками. Подновляющее большинство плакатов освещены негативному изображению «красных». Часто, в нечеловеческом виде.
Плакаты антибольшевистских сил имеют несколько чётко выраженных отрицательных героев. Одним из таких героев является персонаж, условно называемый нами «жестокий большевик», совершающий единичные или массовые убийства, а так же разрушающий строения или целые населённые пункты. Он встречается на 25 плакатах.
Кроме того, часто встречаться изображения и упоминания, разумеется в негативном ключе, Л. Д. Троцкого (что примечательно, чаще, чем изображения Ленина). Он обнаруживается на 10 плакатах. Например на плакате 1.
Суммируя это, можно вывести некоторый образ большевика (либо красноармейца), формируемый «белыми» плакатами: это крайне жестокий, часто не русский по национальности противник.
Сформировать некий обобщённый образ положительного персонажа «белого» плаката значительно сложнее. Положительные герои плакатов имеют разную форму и разные знаки различия. Художники испытывали трудности в выработке канонического изображения «положительного героя», воина Белой армии.5
Следует отметить значительную разницу в процентном соотношении «триумфальных» плакатов, 20% от общего числа у «красных» и 8% у «белых». Причём у «белых» из них только 3 плаката показывают не локальную победу, а некий общий триумф белой идеи. Все три названных плаката не конкретены, победитель — воин в средневековой броне, символизирующий некий обобщённый образ Руси/России.
Суммируя всё вышесказанное можно сказать, что основные идеологемы плакатной пропаганды «белых» это победа над большевиками и воссоздание «единой и неделимой России». Плакаты Белых как правило не конкретны, не показывает какого-то определённого героя и, как правило, не даёт чётких команд. Так же «белый» плакат не даёт никакого представления о будущем после победы над большевиками. В отличии от «красных» у «белых» полностью отсутствуют плакаты об образовании.
Обобщая, можно сказать, что «белый» плакат обращён к значительно более узкой прослойке населения страны. Заметные черты национализма и антисемитизма, (например, плакат 7), а так же акцент на православии не может сыграть положительную роль при пропаганде среди многочисленных национальных и религиозных меньшинств России. Кроме того, отсутствует «белые» пропагандистские плакаты, изображающие женщину как субъект, а не как объект действия, что так же значительно сужает потенциальную аудиторию, к которой пропагандистский плакат обращается.
В целом, эффективность белого плаката современниками и исследователями оценивается достаточно низко. Белый плакат не создал образ побеждающего героя. Зато много изображений страдающих людей: крестьян, казаков, мирных граждан. Мотивы спасения, защиты, страдания превалируют. Выработка плаката, призывающего к активным действиям, не пошло дальше подражательства плакатам Первой мировой войны. Интересно, что плакат аналогичный «красноармейцу» Д. Моора, появился и в Добровольческой армии А.И. Деникина. Однако исполненный блеклыми зелено-желтыми красками он не имел того оглушающего эффекта, как большевистский плакат.6
В мемуарной литературе встречаются следующие оценки белого плаката: «большевики выпускали отличные плакаты, иллюстрируя свои лозунги великолепными рисунками. Чувствовалось, что мы еще не оценили всего влияния могучего средства борьбы за психологию народных масс, что мы не умеем опуститься до уровня понимания последних. Противник лучше нас знал и понимал с кем имеет дело и бил нас в этой области на каждом шагу».7
Плакатная пропаганда большевиков, как свидетельствуют многочисленные источники, была значительно более массовой и более эффективной. Установить количественное соотношение не представляется возможным, однако источники, в целом, оценивают плакатную пропаганду Белых негативно.
2. Maria Lafont. Soviet posters. The Sergo Grigorian collection. München und Berlin 2007.
3. Victoria E. Bonnell. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. Berkeley. 1997.
5. L. Metschov. Notizen eines Freiwilligen. Weiße Bewegung: Chronik des weiße Kampfs. Berlin. 1928.
6. А. Дроздов. Интеллегенция на Дону. Москва. 1991.
7. Крысько В.Г. Секреты психологической войны. Минск 1999
Так как это часть моей курсовой, тег «моё».