что необходимо учитывать при выборе метода воспитания
Шпаргалка по педагогике.
25. Методы воспитания. Выбор методов и приемов воспитания.
Под методами воспитания следует понимать те специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а так же его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств. (Харламов И. Ф.) Любые методы направлены на достижении цели, но одни из них приводят к достижению цели быстрее, другие медленнее. Это зависит не только от сущности метода, но и от условий его применения. Один и тот же метод в разных случаях может привести к совершенно разным результатам. В задачи педагога входит определение наиболее подходящего метода в каждом конкретном случае, а так же его адаптация к конкретным условиям воспитательного процесса. Методы воспитания, определенные и изученные в педагогике, взяты из опыта педагогов прошлого. Они носят общий характер и не могут быть применены в чистом виде, так как, наверняка окажутся при этом малоэффективными. Воспитатель, если он хочет добиться наилучших результатов своей деятельности, находится в постоянном поиске и анализе отдельных элементов воспитания, способов воздействия на человеческую личность. При этом сущность выбранного им метода остается неизменной, переработке подвергаются лишь пути достижения цели. Такие пути, разрабатываемые педагогом для применения в конкретных условиях воспитания, называются приемами. Проблема создания новых, наиболее эффективных, приемов воспитания постоянно стоит перед педагогами всех сфер педагогической деятельности. Они могут быть взяты из опыта других педагогов или выработаны с помощью собственной практики. Знание уже известных и зарекомендовавших себя с хорошей стороны приемов воспитания, умение правильно применить их или воспользоваться их идеей является одним из главных показателей педагогического мастерства. Совокупность приемов воспитания, комплексно используемых педагогом, является средством воспитания. Средство – это обобщение отдельных приемов, наиболее подходящих для применения в конкретных условиях организованной воспитательной деятельности.
Сам по себе метод не может быть плохим или хорошим. Каждый метод, имея свои особенности и специфику, оказывается наиболее эффективным в определенной ситуации при определенных условиях. Выбор методов воспитания и его условия имеют глубокую причинную связь. Существует множество факторов, оказывающих влияние на выбор оптимального в данном случае метода. Правильный выбор возможен только при условии знания педагогом основных общих методов воспитания, их сущности и особенностей, условий применимости, понимания причин, по которым отдается предпочтение именно этому, а не другому методу. Рассмотрим некоторые основные причины, обуславливающие выбор методов воспитания.
1. Цели и задачи воспитания являются основополагающими факторами определения методов.
2. Возраст воспитанников. Для каждого возраста существуют свои методы воспитания, разработанные с учетом психических и физиологических особенностей воспитанников каждой возрастной категории.
3. Особенности взаимоотношений в коллективе и воспитателя с воспитанниками, эмоциональная близость, уровень доверительности и т. д. В любом коллективе существуют определенные этапы формирования и развития внутренних отношений, вместе с этим должны изменяться или частично трансформироваться и методы воспитания.
4. Личностные особенности воспитанников предполагают индивидуальный подход к воспитанию каждого и, соответственно, индивидуальный выбор методов воспитания, имеющих наибольший успех применительно к конкретному человеку.
5. Средства воспитания, такие как наглядные пособия, средства массовой информации, предметы культуры и искусства. В зависимости от их наличия и доступности выбираются и методы воспитания.
6. Отдавая предпочтение тому или иному методу, педагог руководствуется информацией о нем, собственным или чужим опытом его применения, анализирует все известные ему общие методы. Наиболее верное решение может быть принято при условии знания и понимания педагогом большого количества различных методов, наличия у него значительного опыта воспитания, развитость интуиции. Другими словами, выбор оптимального в данном случае метода напрямую зависит от квалификации педагога.
7. Фактор времени. Если времени достаточно много, то и методы воспитания применяются более гуманные, проявляется особая забота о психическом здоровье воспитанников, производится постепенное и поэтапное продвижение к цели. При недостатке времени и, при этом, сложных целях и задачах, применяются более жесткие методы воздействия, требующие значительных усилий воспитанника и высокой квалификации педагога.
При выборе метода нужно учитывать все эти и другие, узко специализированные факторы. Важно ставить перед собой реальные достижимые цели, доводить до конца все задуманные действия, соблюдать логичное и поэтапное применение выбранного метода. Завершенность в любом начатом деле является хорошим примером для воспитанников и повышает авторитет педагога.
В настоящее время существует множество общих методов воспитания. Для того чтобы легче было выбрать из них наиболее подходящий, методы подвергают классификации, то есть упорядочению по определенному признаку. В зависимости от целей и задач воспитания, при выборе методов руководствуются наиболее подходящей классификацией. В современной педагогике наиболее объективной и часто используемой является классификация, предложенная Г. И. Щукиным, в основе которой лежит направленность воспитательного процесса. В соответствии с этой классификацией выделяются следующие группы методов воспитания: формирование сознания личности, организация деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование поведения и деятельности.
Правила выбора методов воспитания
· Гуманизм отношений педагога к воспитанникам – общий принцип выбора методов воспитания. Методы воспитания в свете гуманистического подхода – это не набор чисто профессиональных средств в руках людей, равнодушных к судьбе своих воспитанников; методы – живые отношения живых людей.
· Метод требует эластичности, гибкости, даже нежности – эти качества придает ему воспитатель. Рассмотренные общие условия выбора методов определяют крупные зависимости, между тем в воспитании приходится учитывать и множество тончайших нюансов.
· Мы всегда имеем дело с цельной системой методов и никогда никакое вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой.
· Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило.
· Метод часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых средств. Замысел, не подкрепленный средствами, оказывается бесполезным. Вдумчивый воспитатель никогда не окажется в такой ситуации.
· Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.
· Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.
· Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.
· Метод зависит от характера деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом – это одно, а добиться выполнения серьезного и непривычного труда – совсем другое.
· Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее[56].
Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»
Федосова Елена
Консультация для педагогов и воспитателей «Методы воспитания и их характеристика»
Вопрос воспитания подрастающего поколения актуально встает перед каждым родителем, воспитателем, педагогом. Взрослые ежедневно оказываются перед выбором методов воспитания. Родители, педагоги стараются определить для себя, какой метод воспитания использовать в той или иной ситуации по отношению к детям. Одни и те же воспитательные задачи могут быть решены разными способами и эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов. Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств.
Структура воспитательногопроцесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.
В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:
• «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
• «истину» как руководство при оценке действий и поступков;
• «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.
Мера воспитанностичеловека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанностичеловека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.
По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А. [1, с. 38], наиболее общая классификация видов воспитания,включает в себя:
В зависимости от различных направлений воспитательнойработы выделяются также: гражданское, политическое, поликультурное, эстетическое, этическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют: семейное, школьное, внешкольное,
конфессиональное (религиозное, воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях (например, в туристических клубах – туристское воспитание, воспитание в специальных образовательных учреждениях.
По стилю отношений между воспитателем и воспитанником различают
авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание;
Однозначного определения методов воспитания не существует.
Методы воспитания — это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. [6, с. 269]
По мнению Подласова И. П., «в настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности. [6, с. 275]
В качестве основы для определения методов воспитания ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия.
Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между воспитателем и воспитанником [1, с. 45].
По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А. [1, с. 46], методы воспитанияпроявляют свое содержание через:
• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Вышеозначенные классификации методов воспитания, подобно любым другим, весьма условны. Воспитательная задача должна решаться посредством комплекса методов, приемов и средств.
Бордовская Н. В. и Реан А. А. приводят примеры методов воспитания и определяют их отличительные особенности. [1, с. 47-48] По мнению Бордовской Н. В. и Реан А. А.,
Педагогическое требование как метод воспитания может:
• выражать нормы поведения человека, которые необходимы для обогащения социального опыта;
• выступать как конкретная задача;
• иметь стимулирующую или «сковывающую» функцию в виде указаний в начале и конце работы, о переходе к новым действиям, об оказании помощи, о прекращении действий;
• помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность или необходимость действия, поступка.
Формы предъявления требования к человеку подразделяются на прямые (в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне, имеющие инструктивный характер) и косвенные (осуществляемые посредством совета, просьбы, намека с целью вызвать у воспитанника соответствующее переживание, интерес, мотив действия или поступка).
Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения.
Приучение предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Воспитанник должен научиться идеально копировать и систематически поддерживать обретенное умение или навык.
Приучение достигается через систему упражнений. Возможности метода состоят в следующем: он помогает усваивать важные умения и действия как устойчивые основы поведения человека. Данный метод способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни учение, труд, отдых, игру, спорт.
Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни,
манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. В процессе воспитания ребенка сила как положительного, так и отрицательного примеров одинаково действенна.
Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения воспитанника, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым.
Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.
Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, моральное исключение из общественной повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.
Пешкова Е. В. [5, с. 13]расширяет виды наказания следующими: лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, неодобрение, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей.
По Пешковой Е. В. [5, с. 10-13] методы воспитанияделятся на четыре группы:
Методы убеждений (убеждения, рассказ, беседа, пример, внушение, требования);
Методы упражнений (приучений) – (приучение, доверие, создание воспитывающих ситуаций, контроль, переключение);
Методы стимулирования деятельности (постановка перспективы, поощрение, соревнование, метод «взрыва», наказание);
Методы самовоспитания (личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка)
В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г. И. Щукиной. Выделяют 3 группы методов воспитания: Методыформирования сознания личности: убеждение, рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример; Методыорганизации деятельности и формирование опыта общественного поведения: упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации. Методыстимулирования поведения деятельности: соревнования, поощрение, наказание.
Эффективность методов воспитания
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов. Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов,но в первую очередь от:
• логики совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств;
• индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя;
• условий и обстоятельств, в которых осуществлялся воспитательный акт.
Также необходимо учитывать, что методы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. К методам, как внешним механизмам реализации педагогической цели, также приобщаются педагогом внутренние и дополнительные механизмы-стимулы. Речь идет, например, об использовании стремления ребенка к творческому самопроявлению и самоутверждению, а также самолюбия, честолюбия, желания добиться успеха и получить удовольствие. К этим внутренним стимулам примыкают, соединяются с ними такие внешние механизмы-стимулы педагогического воздействия, как поощрение, требование и др. [4, с. 19]
В одних и тех же условиях методы воспитания могут существенно отличаться —это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на эффективность методов воспитания и результат воспитательного процесса.
Для оценки результатов воспитательного процесса Брутова М. А. предлагает использовать понятие «личностный рост», отражающее позитивную направленность развития личности и диагностику динамики личностного роста. [2, с. 183-217]
Без знания методов воспитания, последовательности их применения нельзя совершенствовать педагогическое мастерство и правильно воспитывать.
В то же время, никакая система методов не может быть рекомендована раз и навсегда. В зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от условий их жизни и быта меняются не только отдельные методы воспитания, но и вся система в целом. Формирование любого нравственного качества предполагает воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся. Для этого необходимо применять сочетание различных методов воспитания.
Необходимо грамотно использовать различные методы, приемы и средства воспитания, стимулировать в воспитуемом способность активно реагировать на воспитательное воздействие. Воспитательные методы и средства применяют не только для решения воспитательных задач подрастающего поколения. Они также используются с целью оказания помощи взрослым людям, в процессах социализации, адаптации к новым жизненным условиям, коррекции стиля поведения или характера взаимоотношений с людьми.
Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:»Методы определения ведущей руки» Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.
Консультация для воспитателей «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Консультация для воспитателей: «Характеристика модели оптимального двигательного режима дошкольников» Двигательный режим включает в себя.
Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.
Консультация для воспитателей «Характеристика содержания познавательного-речевого развития в соответствии с ФГОС ДО» В пункте 2.6. «ФГОС ДО» отмечено, что «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных.