что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий

Что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий

Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах

I. Общие положения

1.2. Настоящий документ содержит рекомендации по разработке плана локализации и ликвидации аварий, его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра, а также проведению мероприятий по его выполнению, и предназначены для использования организациями, эксплуатирующими взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, на которых возможны аварии, сопровождающиеся выбросами взрывопожароопасных и химически опасных веществ, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, поражению людей, негативному воздействию на окружающую среду, и не являются нормативным правовым актом.

Рекомендации не распространяются на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты хранения, переработки и использования растительного сырья.

1.3. Для выполнения требования федеральных норм и правил в области промышленной безопасности организации, эксплуатирующие взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты, могут использовать иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящих Рекомендациях.

1.4. В настоящих Рекомендациях применяются сокращения, а также термины и определения, приведенные в приложениях NN 1, 2 к настоящим Рекомендациям.

1.5. ПЛА разрабатывается с целью:

планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на различных уровнях развития ситуаций;

определения готовности организации к локализации и ликвидации аварий на ОПО;

выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;

разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

1.6. ПЛА основывается:

на прогнозировании сценариев возникновения и развития аварий;

на постадийном анализе сценариев развития аварий;

на оценке достаточности принятых (для действующих ОПО) или планируемых (для проектируемых и строящихся) мер, препятствующих возникновению и развитию аварий;

на анализе действий персонала ОПО, специализированных служб при локализации и ликвидации аварий на соответствующих стадиях их развития.

1.7. Предлагается разрабатывать ПЛА со следующей структурой:

титульный лист (рекомендуемый образец оформления титульного листа плана локализации и ликвидации аварий приведен в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям);

приложения в составе:

схема оповещения об аварии;

список оповещения работников ОПО, их подразделений и сторонних организаций, которые немедленно извещаются диспетчером организации об аварии (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 4 к настоящим Рекомендациям);

инструкция по безопасной остановке технологического процесса;

действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их последствий;

список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты (оформляется в виде таблицы, рекомендуемый образец которой приведен в приложении N 5 к настоящим Рекомендациям);

порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий;

расчетно-пояснительная записка к ПЛА, которая оформляется в виде отдельной книги.

1.8. ПЛА согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в соответствии с оперативной частью ПЛА в работах по локализации и ликвидации аварий.

1.9. ПЛА вводится в действие приказом по организации.

1.10. ПЛА пересматривается и переутверждается не реже чем один раз в 5 лет, а также после аварии по результатам технического расследования причин аварии.

В случае изменений в производственных технологиях, аппаратурном оформлении, метрологическом обеспечении и в автоматизированной системе управления технологическими процессами не позднее одного месяца в ПЛА вносятся соответствующие изменения.

II. Анализ опасности аварии на опасных производственных объектах

2.1. При разработке ПЛА организацией выполняется анализ опасности аварий для данного ОПО.

Анализ опасности аварии на ОПО проводится поблочно на основании физико-химических свойств веществ, обращающихся в оборудовании, аппаратурного оформления, режимов работы оборудования, а также с учетом анализа аварий, имевших место на данном и на аналогичных объектах.

2.2. Результаты анализа опасности аварии на ОПО представляются в РПЗ к ПЛА. Рекомендуется разрабатывать РПЗ со следующей структурой:

2.2.1 Титульный лист расчетно-пояснительной записки, который оформляется в соответствии с рекомендуемым образцом, приведенным в приложении N 6 к настоящим Рекомендациям.

Наименование ОПО, для которого разрабатывается ПЛА, принимается в соответствии с наименованием ОПО в государственном реестре опасных производственных объектов;

2.2.2 Список исполнителей, в котором указываются фамилии, имена и отчества, должности и место работы исполнителей и соисполнителей, принимавших участие в разработке ПЛА;

2.2.3 Оглавление, которое включает наименование всех разделов РПЗ с указанием страниц, с которых начинаются эти разделы.

В случае если РПЗ состоит из двух и более книг, каждая из них имеет свой титульный лист и оглавление;

2.2.4. Исходные данные, которые включают в себя краткую характеристику объекта, для которого разрабатывается ПЛА, блок-схему технологического объекта;

2.2.4.1 Краткая характеристика объекта, для которого разрабатывается ПЛА, включает в себя:

наименование объекта, для которого разрабатывается ПЛА и его назначение;

основные стадии технологического процесса;

перечень технологических блоков, входящих в состав объекта.

2.2.4.2 Блок-схема объекта, для которого разрабатывается ПЛА, содержит:

относительный энергетический потенциал и категория взрывоопасности (для взрывоопасных блоков);

межблочную отсекающую арматуру, как по прямому, так и обратному потоку материальной среды с указанием параметров срабатывания согласно проектно-конструкторской документации;

направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние опасных веществ.

Границами технологических блоков являются автоматические отсекатели, запорная арматура с дистанционным управлением, ручная запорная арматура (при условии возможности ее практического использования при аварии), установленные на трубопроводах или оборудовании как по прямому, так и обратному потоку материальной среды.

Для пылеобразующих дисперсных продуктов границами блока могут быть шнековые питатели, секторные затворы и другие устройства, обеспечивающие плотность (герметичность) системы при повышенном давлении в условиях внутреннего взрыва.

Пример составления блок-схемы объекта приведен в приложении N 7 к настоящим Рекомендациям.

2.2.5. Технология и аппаратурное оформление блока, в которые включаются характеристики опасных веществ, обращающихся на ОПО или его составляющей, принципиальную технологическую схему блока, описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока.

2.2.5.2 Принципиальная технологическая схема блока оформляется наглядной, легко читаемой, без включения элементов, не имеющих прямого отношения к локализации и ликвидации аварий, и при необходимости может дополняться пояснительными надписями.

На принципиальной технологической схеме указываются:

основное технологическое оборудование с указанием номера позиций;

межблочная отсекающая арматура с указанием номеров позиций и параметров срабатывания;

запорная арматура, используемая при локализации аварии с указанием номеров позиций;

направление движения потоков, наименование и агрегатное состояние веществ;

диаметр технологических трубопроводов.

2.2.5.3 В описание технологического процесса и аппаратурного оформления блока включаются:

краткое описание технологического процесса с указанием наименования веществ, участвующих в технологическом процессе, и их агрегатного состояния, основных технологических параметров ведения процесса;

характеристики основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества, входящего в состав блока с указанием его геометрических и технических характеристик;

2.2.6 Анализ опасности технологических блоков, который включает в себя анализ известных аварий на подобных объектах, анализ основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий, анализ условий возникновения и развития аварий, анализ возможных сценариев развития аварий, оценку количества опасных веществ, участвующих в аварии и создании поражающих факторов, результаты расчета вероятных зон действия поражающих факторов анализ систем, ситуационный план предприятия с указанием вероятных зон действия поражающих факторов, анализ состояния системы противоаварийной защиты.

2.2.6.1 Перечни аварий включают в себя информацию о дате аварии, месте и характере аварии, а также о причинах аварии, установленных в ходе технического расследования.

2.2.6.2 При определении основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, особое внимание уделяется техническому состоянию оборудования, близости параметров технологического процесса к критическим значениям, выполнения требований проектной документации, технологических регламентов на пуск и остановку оборудования ОПО (рекомендуемый образец составления перечня основных факторов и возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий, приведен в приложении N 8 к настоящим Рекомендациям).

В качестве основных причин, способствующих возникновению аварии, рекомендуется рассматривать:

ошибки производственного персонала;

выход параметров за критические значения;

внешнее воздействие природного и техногенного характера;

2.2.6.3 Определение возможных сценариев возникновения и развития аварий проводится исходя из:

Источник

Что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий

Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2020 г. № 1437

МОСКВА

Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.

2. Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, продолжают свое действие и пересматриваются по основаниям, указанным в пункте 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 сентября 2020 г. № 1437

ПОЛОЖЕНИЕо разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах

2. Планы мероприятий разрабатываются в целях обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах.

4. В случае если 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

5. Сроки действия планов мероприятий составляют:

6. В случае если в отношении расположенных на одном земельном участке или на смежных земельных участках 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, для которых пунктом 5 настоящего Положения установлены различные сроки действия планов мероприятий, разрабатывается единый план мероприятий, срок его действия устанавливается равным наименьшему сроку, предусмотренному указанным пунктом в отношении этих объектов.

7. Планы мероприятий пересматриваются:

а) не менее чем за 15 календарных дней до истечения срока действия предыдущего плана мероприятий;

б) не позднее 30 календарных дней после:

реконструкции, технического перевооружения объекта или внесения изменений в технологию производства;

внесения изменений в системы управления технологическими процессами на объекте;

изменения сведений, содержащихся в общих или специальных разделах плана мероприятий;

в) на основании выводов, указанных в акте технического расследования причин аварий на объекте;

г) по предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в плане мероприятий, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

д) на основании предостережения федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа о недопустимости нарушения обязательных требований промышленной безопасности в случае выявления указанными органами новых факторов риска по результатам технического расследования причин аварий на иных аналогичных объектах.

8. Планы мероприятий утверждаются руководителями (заместителями руководителей) организаций, эксплуатирующих объекты, либо руководителями обособленных подразделений юридических лиц (в случаях, предусмотренных положениями о таких обособленных подразделениях).

9. Планы мероприятий согласовываются руководителями (заместителями руководителей, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте.

10. План мероприятий состоит из общих и специальных разделов.

11. Общие разделы плана мероприятий содержат следующие сведения:

а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий;

б) сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения;

в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах;

д) организация взаимодействия сил и средств;

е) состав и дислокация сил и средств;

ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности;

з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте;

к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;

л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий;

м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения);

н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

12. Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий, и определяют порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Источник

Ростехнадзор разъясняет: План мероприятий

Вопрос от 08.05.2019:

Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ планирование мероприятий по локализации и ликвидации аварий для опасных производственных объектов (ОПО) I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к 116-ФЗ осуществляются посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких ОПО.

Соискателю лицензии требуется ли:

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона №116-ФЗ, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Исходя из изложенного, следует:

Вопрос от 28.03.2019:

ДОПУСКАЕТСЯ ЛИ РАЗРАБАТЫВАТЬ ЕДИНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ НА ВСЕ ОПО, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ?

Ответ: В случае если 2 и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий (п. » Постановления Правительства РФ № 730 от 26.08.2013г.).

Вопрос от 16.01.2019:

Прошу разъяснить, требуется ли в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» планировать мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объектеIII класса опасности в случае, если по критерию, указанному в п. 1 Приложения 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», объект относится к IV классу опасности, а третий класс опасности присвоен по критерию, указанному в п. 2 Приложения 1 к данному Федеральному закону.

Ответ: Правовое управление в пределах установленной компетенции рассмотрело Ваше обращение по вопросу применения требований промышленной безопасности и сообщает следующее.

Указанные требования дифференцированы для опасных производственных объектов различных классов опасности в соответствующих абзацах пункта 1 статьи 10 Федерального закона.

Таким образом, в случае отсутствии указания о распространении отдельных требований, установленных указанным пунктом, на опасные производственные объекты определенных классов опасности, соответствующие требования распространяются на все опасные производственные объекты, эксплуатируемые организацией.

Вопрос:

Кем согласовывается План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте?

Ответ: Ответ на данный вопрос дан специалистами Правового управления Ростехнадзора.

В соответствии с » пунктом 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах согласовываются только руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключён договор на обслуживание объектов.

Наша организация разрабатывает планы мероприятий для любых ОПО.

что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий. Смотреть фото что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий. Смотреть картинку что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий. Картинка про что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий. Фото что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятийРуководитель направления по Нижегородской области, Республике Татарстан
Шатило Валерий Викторович
Телефон: +7 (910) 181-9760
E-mail:

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Другие новости в группе «Нормативные документы»

(перемещение по новостям в группе)

Комментарии

Т.е. На холодный газификатор аргона ГХК-8/1,6 не требуется ПМЛА?

Добрый день! Посмотрите, пожалуйста, ФЗ-116 Приложение 1.

Ваш комментарий

© АО НПО «Техкранэнерго» Нижегородский филиал 2010-2021
Нижний Новгород, ул.Полтавская, д.22, офис 107

Источник

Что необходимо учитывать при разработке плана аварийных мероприятий

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ
«Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья»

Изменения внесены изготовителем базы данных

Руководство по безопасности «Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья» разработано в целях содействия соблюдению требований Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья».

В разработке Руководства принимали участие Г.М.Селезнев, Д.А.Бритиков, М.Н.Калоша (Ростехнадзор), Л.П.Вогман (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), А.В.Титов (НОЧУ ДПО «Международная промышленная академия», г.Москва), Н.А.Жигульский (ООО «Алтайский центр экспертизы и технического аудита», г.Барнаул).

Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий, по их изучению, а также предложения по организации проведения учебно-тренировочных занятий по указанным планам для опасных производственных объектов, на которых осуществляются хранение и (или) переработка растительного сырья.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Руководство не является нормативным правовым актом. Для выполнения требований промышленной безопасности в части планирования и осуществления мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах могут использоваться иные способы и методы, чем те, которые указаны в настоящем Руководстве.

3. Рекомендуемый образец титульного листа Плана мероприятий приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству.

4. В случае принятия решений организацией, эксплуатирующей объекты о планировании и осуществлении мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, для которых Федеральным законом N 116-ФЗ не предусмотрено осуществление разработки Планов мероприятий, допускается использовать (без проведения согласований с руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключается договор на обслуживание объектов) положения настоящего Руководства.

6. При разработке мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей, применительно к аварийной ситуации, связанной с самосогреванием растительного сырья при хранении, учитываются положения раздела VIII Федеральных норм и правил.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

7. В целях обеспечения полноты и качества Плана мероприятий для его разработки рекомендуется создавать комиссию, назначенную приказом эксплуатирующей организации, в состав которой включить руководителя (технического руководителя) эксплуатирующей организации (председатель комиссии), главных специалистов (главные инженер, механик, технолог, энергетик и инженер по промышленной (пожарной) безопасности и охране труда или иные должностные лица, в обязанности которых входит выполнение указанных функций) и начальников соответствующих цехов (участков) объектов, а также, в случаях необходимости, аттестованных в установленном порядке в области промышленной безопасности представителей сторонних (научных, экспертных, проектных) организаций (по согласованию).

Сведения о привлекаемых специалистах сторонних организаций (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации, сведения об аттестации по промышленной безопасности) рекомендуется указывать в общем разделе Плана мероприятий.

В целях обеспечения взаимодействия сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, к разработке Плана мероприятий рекомендуется также привлекать представителей профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание.

8. В случае, если одной организацией эксплуатируются 2 и более объекта, технологически связанные друг с другом, в целях обеспечения безопасности работников объектов и своевременности их эвакуации при возникновении аварии на одном из них, в Планах мероприятий (в случаях, если План мероприятий разрабатывается для каждого объекта) или в соответствующих разделах единого Плана мероприятий рекомендуется учитывать риски распространения аварийных ситуаций (прежде всего, связанных со взрывами пылевоздушных смесей) на смежные производства при определении порядка и последовательности действий начальников, сменных мастеров, аппаратчиков и персонала других объектов (цехов, участков, площадок), технологически связанных с аварийным.

Порядок и способы оповещения указанных должностных лиц (в том числе, при необходимости, региональных и (или) муниципальных органов МЧС России) о возникновении аварии на объектах рекомендуется определять внутренним распорядительным документом организации с последующим доведением (при ознакомлении с Планом мероприятий) до сведения лица, оповещающего об аварии, и всех лиц, привлекаемых к работам по локализации и ликвидации последствий аварии.

10. Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и поддержания установленной степени готовности организации к действиям в условиях аварийной ситуации рекомендуется осуществлять оценку фактических данных о наличии и состоянии систем пожарной, производственной и аварийной сигнализации, оповещения об аварийных ситуациях, средств связи и управления эвакуацией людей, средств пожаротушения и противодымной защиты, аварийного освещения, с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству.

11. В целях обеспечения действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций рекомендуется проводить оценку устройства эвакуационных путей на предмет соответствия требованиям безопасной эвакуации людей из зданий (цехов, участков) объектов, освидетельствование наружных эвакуационных лестниц (для высотных зданий) с оформлением результатов оценки в виде акта, являющегося приложением к Плану мероприятий, рекомендуемый образец которого приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству.

12. Первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте рекомендуется отражать в журнале, являющемся приложением к Плану мероприятий, образец которого приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству.

13. В целях принятия эффективных мер по локализации и ликвидации последствий аварии, обеспечения согласованной работы ответственного руководителя и руководителя профессиональной аварийно-спасительной службы (формирования) определение местоположения оперативного штаба рекомендуется осуществлять на стадии разработки Плана мероприятий, с последующим информированием о месте расположения указанного штаба должностных лиц государственных органов и организаций, указанных в Списке оповещения.

III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОБЩИХ РАЗДЕЛОВ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

14. При описании характеристик объектов, в отношении которых разрабатывается План мероприятий, рекомендуется указывать следующие сведения:

производственная (проектная) мощность (тонн в сутки);

основные производственные, производственно-складские (складские) здания, основное технологическое, транспортное и аспирационное оборудование, приемно-отпускные устройства, входящие в состав объекта;

описание технологических процессов на объекте (в соответствии с технологическим регламентом);

оснащенность оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты (применение вентиляции и аспирации, дистанционного автоматизированного управления производственными процессами, наличие магнитной защиты, реле контроля скорости, датчиков подпора, датчиков обрыва цепи, устройств контроля сбегания ленты, концевых выключателей, блокировок, автоблокировок и других технических средств, выполняющих аналогичные функции и (или) обеспечивающих блокировку, контроль и противоаварийную защиту, легкосбрасываемых конструкций, тамбур-шлюзов, а также соблюдение технологий и требований безопасности при сушке растительного сырья);

оснащенность средствами пожаротушения, системами пожарной, производственной и аварийной сигнализации, противодымной защитой, аварийным освещением, средствами оповещения и управления эвакуацией людей;

оснащение объекта системами локализации взрыва с указанием мест установки огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств и управляющих датчиков (датчиков-индикаторов для обнаружения начальной стадии взрыва при достижении определенного порогового давления), взрыворазрядных устройств;

наличие эвакуационных путей и запасных выходов, периодичности проведения эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах, а также периодичности освидетельствований состояния средств спасения с высоты, способы и порядок эвакуации (управление эвакуацией людей).

При этом рекомендуется использовать актуализированные фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие состояние взрывобезопасности и противоаварийной защиты объекта), содержащиеся в техническом паспорте взрывобезопасности, разработанном эксплуатирующей организацией в соответствии с Федеральными нормами и правилами.

15. В целях обеспечения готовности организации, эксплуатирующей объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий, для подтверждения реальных характеристик объектов в Планах мероприятий предлагается предусматривать приложения в виде:

генерального плана территории организации, эксплуатирующей объекты, планов зданий (помещений) с указанием основного оборудования, входов и выходов производственных помещений, местонахождения средств пожаротушения, пожарных извещателей, телефонов, инструментов, используемых в случае аварии;

схем расположения основных коммуникаций объекта с указанием мест расположения рубильников, задвижек, вентилей и других устройств, задействованных в случае возникновения аварий на объектах и предусмотренных Планом мероприятий;

перечня средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, необходимых инструментов и материалов с указанием мест их хранения;

перечня материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.

17. В перечне мероприятий отражаются сведения о местонахождении средств для локализации и ликвидации последствий аварий и спасения людей, о должностных лицах, ответственных за выполнение тех или иных мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий, и порядке их действий (для каждого вида аварии), о действиях членов нештатного аварийно-спасательного формирования из числа производственного персонала организации (при наличии), а также о местонахождении шкафов с аварийным запасом индивидуальных средств защиты, в том числе органов дыхания, инструмента и материалов. В мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий и спасению людей в том числе указывается последовательность отключения технических устройств и механизмов, перекрытия технологических коммуникаций, отключения электроэнергии и других энергоносителей, предусматриваются иные способы и средства подачи инертных газов (флегматизаторов) и высокократной пены, мониторинга температуры и газового анализа, средств и устройств выгрузки горящего продукта с места аварии.

18. Каждому месту возможной аварии рекомендуется присваивать определенный номер (позицию), который наносится на планы помещений. При многоэтажном здании номера (позиции) наносятся начиная с первого этажа, располагая позиции в возрастающем порядке.

19. При определении возможных сценариев возникновения и развития аварий на объектах, а также источников (мест) возникновения аварий рекомендуется учитывать опасности технологических процессов производств и причины возникновения на них аварий.

При этом указываются все виды возможных аварий в цехе, на участке, площадке объекта с учетом определения основных факторов, способствующих возникновению и развитию аварии, и показателей, характеризующих взрывопожаробезопасность и противоаварийную защиту объекта.

Особое внимание рекомендуется уделять техническому состоянию оборудования, оснащению оборудования, зданий и сооружений объекта средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты, соблюдению режимных параметров технологического процесса согласно проектным значениям, выполнению требований проектной документации, технологических регламентов, руководств (инструкций) по эксплуатации оборудования.

При этом важно учитывать возможные нарушения регламентированных производственных условий и режимов работы технологического, транспортного и аспирационного оборудования, которые могут привести к аварии.

20. Основные виды и причины возникновения и развития аварий (взрывов) на объектах приведены справочно в приложении N 7 к настоящему Руководству.

21. Рекомендуемый перечень основных мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в приложении N 8 к настоящему Руководству.

IV. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО РАЗДЕЛА ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ

22. Специальные разделы Плана мероприятий разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах Плана мероприятий.

23. В специальном разделе рекомендуется определить порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте и предусмотреть согласованность действий производственного персонала цеха (объекта), нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников организации (при наличии), персонала других цехов, а также отметить необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание сил и средств к готовности в условиях любой обстановки начать в установленные сроки действия по локализации и ликвидации последствий аварий и успешно выполнить поставленные задачи.

24. В специальном разделе Плана мероприятий приводится порядок действий производственного персонала и профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации последствий аварий.

Рекомендуемый порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий приведен в разделе V настоящего Руководства.

25. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями пункта 735 Федеральных норм и правил при возникновении аварийной ситуации действия руководителя эксплуатирующей объекты организации, ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации последствий аварии, начальников производств, цехов, участков, смен, лабораторий, главного механика, энергетика, технолога и специализированных служб (формирований), начальника пожарной охраны организации в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности обслуживающего персонала и его эвакуацию, что учитывается при описании действий работников.

26. В специальном разделе Планов мероприятий предусматривается организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, рекомендации к которым изложены в разделе VI настоящего Руководства.

V. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА ПО ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИЙ

28. До прибытия ответственного руководителя спасение людей и руководство работами по локализации и ликвидации последствий аварии осуществляют ответственные должностные лица объекта (цеха, участка, площадки), на котором произошла авария.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *