что необходимо учитывать при организации активного отдыха
Выбор, способы и методы организации активного отдыха
Выбор, способы и методы организации активного отдыха
1. Сущность понятия активного отдыха. 4
2. Средства и методы физкультурно-рекреационной деятельности в организации активного отдыха. 8
3. Туризм как способ активного отдыха. 11
Использованная литература. 19
Введение
В любой деятельности человека труд и отдых неразрывно связанны между собой, при этомправильный, или эффективный, отдых снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности, недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, вплоть до потери трудоспособности.
Цель настоящей работы –рассмотрение выбора, способов и методов организации активного отдыха.
В соответствии с поставленной целью исследования, работа предусматривает решение следующих задач:
· раскрыть сущность понятия активного отдыха;
· охарактеризоватьсредства и методы физкультурно-рекреационной деятельности в организации активного отдыха;
· рассмотреть туризм как способ активного отдыха.
Источниками информации для написания работы послужили: базовая учебная литература, исследования в области физкультуры, туризма, статьи в специализированных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации.
1. Сущность понятия активного отдыха
Отдых – это процесс восстановления умственной и физической работоспособности, протекающий в условиях прекращения деятельности, вызвавшей утомление. Различают пассивный и активный отдых. Если пассивный отдых предусматривает простое прекращение предшествовавшей деятельности и полный физический покой организма, то активный отдых представляет собой переключение активности организма на иной вид деятельности.
Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения.
(1903), регистрируя изменения мышечной работоспособности при утомительной работе и различных видах отдыха, обнаружил, что отдых утомленных мышц, обусловленный деятельностью неутомленных мышечных групп, обеспечивает в 3—1 раза более эффективное восстановление работоспособности, чем полный физический покой[1]. Стимуляция восстановительных процессов в условиях такого отдыха, получившего название активного, не ограничивается изменениями мышечной работоспособности, а представляет собой глубокую перестройку регуляции двигательной и вегетативных функций организма, сопровождающуюся повышением надежности жизнедеятельности. Важнейшим звеном изменений, формирующихся при активном отдыхе, является «эффект погашения» реакции кровообращения и дыхания, вызванных предшествующей утомительной деятельностью. Активный отдых в этих условиях приобретает свойства так называемой антинагрузки, устраняющей утомление, вызванное предшествующей деятельностью.
Физиологической основой активного отдыха является деспециализация, т. е. устранение односторонности влияния рабочей деятельности или условии, в которых она протекает. Такого рода деятельность оказывается утомительной не столько из-за своей «нагрузочности», сколько вследствие формирующейся дисгармонии функций. Устраняя эту дисгармонию, активный отдых повышает способность организма адаптироваться к утомительной или протекающей в неблагоприятных условиях деятельности[2].
С возрастом меняется направленность активного отдыха: если у молодых людей под влиянием дополнительной деятельности в период отдыха наиболее выражена стимуляция двигательной функции, то у пожилых людей основным является улучшение функций кровообращения и дыхания.
Каждому из видов труда должна соответствовать конкретная форма активного отдыха в виде перерывов, дифференцированных по длительности и качественным особенностям, т. е. виду активирующей деятельности.
Эффект погашения создает благоприятные условия для работы — не только кардиореспираторной системы, но и определенных отделов нервной системы. В фазу дополнительной деятельности, включаемой в период отдыха от предшествующей работы, улучшается состояние нервной системы в виде объективных физиологических показателей и субъективно как исчезновение утомления. Наступающие благоприятные изменения являются результатом смены доминантных очагов в центральной нервной системе, в частности коре больших полушарий головного мозга. В соответствии с теорией с повышением возбудимости в другом отделе коры моторной или сенсорной зоны, усиливается стойкость нового очага[3].
Эффект погашения имеет оздоровительное значение, обеспечивает снижение уровня нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы не в результате прекращения работы, а за счет выполнения иной деятельности. Это очень важно в погашении патологического влияния гипокинезии, в повышении производительности работы эффект погашения свойственен всем видам нервно-физической нагрузки как динамической, так и статической, т. к. любая работа больших групп мышц как после статического, так и динамического состояния не только изменяет доминанту в коре головного мозга, но и, по данным датского ученого Е. Асмунена, ускоряет использование молочной кислоты в качестве источника энергии в «активно отдыхающих», т. е. работающих в настоящий момент мышцах.
Также установлено, что выключение деятельности определенных групп мышц не только ускоряет восстановление биохимических процессов в организме, но и благоприятно сказывается на последующей деятельности.
Интенсивному труду в современных условиях должен соответствовать оптимальный активный отдых. Исходя из этого, активный отдых должен решать следующие задачи[4]:
снятие диспропорции между недостаточной физической активностью (гиподинамия) и чрезмерными умственным и психическим напряжениями, с помощью переключения на качественно иной вид деятельности;
увеличение «запаса прочности» по сравнению с «обычной» нормой расходования сил за счет еще не раскрытых возможностей (организм имеет 7–10-кратный «запас прочности»).
Эффективность активного отдыха определяется утомительностью предшествующей работы и интенсивностью дополнительной деятельности. При утомительной работе наиболее эффективным оказывается включение в период отдыха легкой дополнительной деятельности. При легкой работе, напротив, наибольший восстановительный эффект оказывает включение интенсивной, напряженной дополнительной активирующей деятельности. Несоблюдение этого правила приводит к снижению эффективности активного отдыха, который в этом случае может оказаться менее результативным, чем полный покой организма.
2. Средства и методы физкультурно-рекреационной деятельности в организации активного отдыха
Для определения содержания физкультурно-рекреационной деятельности необходимо опираться на соответствующие предпочтения, интересы и потребности населения. Эффективность организованной физкультурно-рекреационной деятельностиопределяется по показателям, связанным с сущностью и функциями физической рекреации, а также с конкретными поставленными задачами.
Исходя из признаков, аспектов и видов физической рекреации, можно выделитьследующие задачи, связанные с организацией активного семейного отдыха[5]:
1. Организация физкультурно-рекреационной деятельности(создание соответствующих организационных структур, фирм по производству физкультурно-рекреационных услуг активного отдыха).
2. Управление физкультурно-рекреационной деятельностью(организация, планирование, обеспечение ресурсами, контроль и координация деятельности).
3. Предоставление физкультурно-рекреационных услуг(в качестве инструктора по виду спорта, организатора массовых физкультурно-спортивных мероприятий итуристических слетов и т. п.)
4. Пропаганда физических форм физической рекреации(рекламная деятельность в области досуга населения).
Можно использовать следующий порядок подготовки и организации физкультурно-рекреационной деятельности в микрорайоне с целью организации активного отдыха населения:
1) Исследовательский этап, связанный с:
− определением традиционных способов организации свободного времени
школьников и их родителей и доли активного семейного отдыха в структуре семейного досуга– в результате появится возможность выявить наличие/отсутствие потребностей в организации досуга граждан;
− определением предпочтительных для детей и их родителей способов активного отдыха– результаты данных исследований позволят выбрать содержаниефизкультурно-рекреационной деятельности сообразно интересам и склонностям еепотенциальных участников;
− определением степени осведомленности школьников и членов их семей означении активного отдыха для жизнедеятельности человека и способах его организации– в зависимости от дефицита тех или иных знаний будет определено содержаниепросветительской работы[6].
Наиболее простым и эффективным способом осуществления подобных исследований является анкетирование.
2) Просветительско-пропагандистский этап, предполагающий, в конечномитоге, привлечение школьников и их семей к участию в организованных физкультурно-рекреационных мероприятиях.
3) Организационный этап предполагает подбор конкретных мероприятий, определение времени и места проведения мероприятий, частоты мероприятий в суточном/ недельном/ месячном бюджете времени, разработку сценариев и, как завершение, – разработку плана физкультурно-рекреационной деятельности.
Рекреационная деятельность по активному отдыху характеризуется временем, в рамках которого происходит восстановление(физических, психических, интеллектуальных) сил человека.
[7]отмечает, что по функциям в процессе воспроизводства жизненных силчеловека рекреацию можно подразделить на простую(компенсация) и расширенную(развитие сил). В реальной жизни можно выделить четыре формы рекреации.
1. Инклюзивная– в течение рабочего дня(прикрытие век, микропаузы в работе мышц– психосоматическое расслабление).
2. Ежедневная– в конце рабочего дня.
3. Еженедельная– в конце рабочей недели.
4. Отпускная– в конце рабочего года[8].
Целесообразно организовать физкультурно-рекреационнуюдеятельность в формах еженедельной(в воскресенье) и каникулярной(в период каникул для детей– ежедневно, для их родителей– по мере наличия у них свободного времени) рекреации. Активный отдых может быть организован как на свежем воздухе(вместах, предназначенных для физкультурно-спортивных занятий, например, школьном стадионе, а также вне таких мест– на природе, в условиях микрорайона и т. п.), так и в помещении(например, в спортивном зале) – в зависимости от погодных условий, а также содержания мероприятия.
3. Туризм как способ активного отдыха
Спортивно-оздоровительный туризм (СОТ) представляет собой группу различных типов, видов и форм туризма, объединённых мотивами занятий, характером маршрута и организационными формами.
Самодеятельный туризм представляет одну из форм организации туризма (самодеятельную) на основе определённых правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий, с соблюдением кодекса путешественника, принятого Всемирной туристской организацией, с большей или меньшей помощью заинтересованных организаций. Такими организациями являются клубы туристов, добровольные спортивные общества, коллективы физической культуры, фирмы-производители туристского снаряжения, туристские фирмы и другие общественные, коммерческие и государственные учреждения.
В самодеятельном туризме путешествие строится целиком или частично на самообслуживании. Здесь туристы сами намечают маршрут и способ передвижения, обеспечивают сами себе питание, ночлег и место отдыха, намечают объекты для осмотра. Им самим приходится оборудовать лагерные стоянки, собирать топливо для костров. Готовить пищу, в пути преодолевать разные препятствия, устраивать переправы, расчищать завалы и пр.
Туризм, как средство активного отдыха и физического воспитания имеет естественный прикладной характер. Туризм включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель — формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной, военной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач[10]. Кроме того, активные занятия туризмом со спортивной направленностью, обусловленные выполнением обязательных требований по руководству категорийными походами в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, позволяют формировать и совершенствовать организаторские способности человека.
Выделяют следующие виды туризма, предполагающего активный отдых.
Правильно организованное путешествие укрепляет здоровье человека, повышает выносливость, закаляет, развивает силу, волю, мужество, инициативу, настойчивость, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность, повышает трудовую активность.
Важное значение туризм имеет и в выработке у подрастающего поколения навыков работы в коллективе, межличностного общения, умения решать конфликты и идти на компромисс.
Определённые виды туризма способствуют формированию специфических навыков. Так, пеший и велосипедный туризм развивают силу ног, у лыжников к тому же и силу рук, учит правильному дыханию. Учёные подсчитали, что в ногах сосредоточено 72 тысячи нервных окончаний, которые связаны с различными частями тела. «Сидячий» образ жизни не позволяет задействовать их в полной мере, а вот активная ходьба во время похода обеспечивает давление на эти точки, а они стимулируют деятельность внутренних органов.
Туристские походы учат ориентироваться на местности, развивают сообразительность, наблюдательность, а также такие важные качества личности как смелость и решительность.
Неоспоримым преимуществом является и тот факт, что физическая нагрузка, получаемая при занятиях спортивно-оздоровительным туризмом, в отличие то других видов спорта умеренная, всегда разнонаправленная (не типичная), поэтому постоянно подавляющего организм фактора здесь нет. В то же время при занятиях спортивно-оздоровительным туризмом наблюдается положительная динамика в работе сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нейро-регуляторной и др. систем, активизация обменных процессов, что способствует усилению адаптационных возможностей организма, расширяющих его функциональные резервы[11].
Важно и периодическое переключение на туризм людей, регулярно занимающихся различными видами спорта (боксом, плаванием, легкой атлетикой и др.). Это позволяет ликвидировать нежелательные последствия адаптации человека к однотипным физическим нагрузкам. Адаптация обусловлена тем, что в результате длительного стандартного выполнения одной и той же физической нагрузки прекращается процесс появления новых приспособительных сдвигов (перестроек) в организме. В данном случае нужна временная переориентация человека на несколько иной род деятельности, но также сопряженный с определенными физическими нагрузками. Периодические занятия туризмом, человека приобщенного к физической культуре, в значительной мере способствует поддержанию его организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности.
В современной практике организации турпоходов имеет место следующая очередность этапов подготовки к походу:
определение цели похода;
подбор группы участников;
распределение обязанностей среди участников похода;
определение района похода;
сбор сведений о районе путешествия;
составление календарного плана и графика похода;
составление сметы похода;
подбор личного снаряжения;
подбор группового снаряжения;
оформление документации похода;
подведение итогов похода.
Важную роль в организации турпоходов играют туристско-спортивные маршрутно-квалификационные комиссии (МКК), которые являются общественными органами туристско-спортивных организаций (ТСО)[12] и создаются с целью:
— организации и проведения соревнований туристских спортивных походов, путешествий, спортивных туров, школ, экспедиций и других мероприятий по спортивному туризму;
— выпуска спортивных, учебных и коммерческих групп на маршрут и их консультации по вопросам входящим в компетенцию МКК с целью обеспечения безопасности в спортивном туризме;
— разработки положений и проведения судейства соревнований СП; П и СПТ;
— проверки готовности групп при выходе на маршрут;
— рассмотрения и регистрации маршрутной документации и отчетов о совершенных походах;
— рассмотрения материалов на присвоение спортивных, судейских, инструкторских и других званий в спортивном туризме;
— проведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев на маршрутах.
Российская Центральная МКК (ЦМКК или МКК ТССР) Федерации спортивного туризма РФ (ФСТ) создается при Туристско-спортивном союзе России (ТССР) и является вышестоящей по отношению ко всем территориальным и ведомственным МКК России.
Региональная (областная, краевая, республиканская, окружная) МКК создается решением региональной ТСО, при которой она образуется, после согласования ее полномочий и состава с ЦМКК ТССР, а также заключения между региональной ТСО и ТССР соответствующего договора о совместной деятельности по развитию спортивного туризма. МКК других ТСО утверждается этими организациями после согласования их состава, полномочий и решения вопроса о целесообразности их создания в вышестоящей МКК по территориальному признаку.
МКК обязаны регулярно организовывать консультации для туристских организаций и туристов по:
— выбору маршрутов в зависимости от опыта участников и руководителя;
— технике безопасности при прохождении препятствий;
— подготовке и проведению соревнований СП;
— организации и проведению учебных школ;
— оформлению маршрутных документов, отчетов о прохождении маршрутов, материалов на присвоение разрядов и званий;
— вопросам охраны природы, памятников истории и культуры и другой общественно-полезной работы, проводимой в походе.
Заключение
Важное условие эффективного отдыха–регулярное чередование периодов работы и отдыха. Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено особое значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог доказал, что переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на другие ускоряет восстановление утомленной группы мышц. Переключение с одного вида работы на другой, чередование умственной деятельности с легким физическим трудом устраняет чувство усталости и является своеобразной формой отдыха.
Активный отдых — форма отдыха в виде двигательной деятельности небольшого объема и интенсивности. Использование упражнений, координационная структура которых значительно отличается от упражнений вызвавших утомление, способствует более эффективному восстановлению работоспособности по сравнению с пассивным отдыхом.
В организации активного отдыха можно выделить две основные формы. В первую очередь, это физкультурно-рекреационная деятельность по месту жительства, при которой активный отдых может быть организован как на свежем воздухе (в местах, предназначенных для физкультурно-спортивных занятий, например, школьном стадионе, а также вне таких мест– на природе, в условиях микрорайона и т. п.), так и в помещении (например, в спортивном зале) – в зависимости от погодных условий, а также содержания мероприятия. Другой значимой формой активного отдыха является туризм.
Использованная литература
2. Бальсевич в движении. – М. : Советскийспорт, 1998. – 48 с.
5. Зорин сущность экологического туризма// Теория и практика физической культуры. – 2002. – №11. – С. 12-15.
6. Квартальнов : Учебник. – М.: Финансы и статистика. 2010. – 320 с.
7. Коростелев здоровья. – М. : Знание, 1990. – 120 с.
8. Лубышева формирования физической культуры человека. – М.: Гос. Центр. ин-т физ. культуры, 1992. – 120 с.
10. Положение о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях // URL: http://tourism. perm. ru/kristall/mkk/pol_mkk. htm
12. рганизация досуговой деятельности// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2000. – №1 (45). – С. 45-48.
[1]Коростелев здоровья. – М. : Знание, 1990. – С.49
[7]Зорин сущность экологического туризма // Теория и практика физической культуры. – 2002. – №11. – С. 12
[9]рганизация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2000. – №1 (45). – С. 45
[10]рганизация досуговой деятельности // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2000. – №1 (45). – С. 47
[11]Лубышева формирования физической культуры человека. – М.: Гос. Центр. ин-т физ. культуры, 1992. – С.47
Что необходимо учитывать при организации активного отдыха
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЗОПАСНОСТЬ АКТИВНЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Tourist services. Security of active types of tourism. General
Дата введения 2013-01-01
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Некоммерческим партнерством «Национальный центр независимой экспертизы», Департаментом туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации с участием открытого акционерного общества «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности к туристским услугам, включающим активные виды передвижения и отдыха, формируемым туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями.
Настоящий стандарт распространяется на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги активных видов туризма.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 24801-1-2008 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 1. Уровень 1. Дайвер под наблюдением
ГОСТ Р ИСО 24801-2-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Минимальные требования безопасности при подготовке аквалангистов. Часть 2. Уровень 2. Самостоятельный дайвер
ГОСТ Р ИСО 24803-2009 Дайвинг для активного отдыха и развлечений. Требования к поставщикам услуг для аквалангистов
ГОСТ Р 50644-2009 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов
ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг
ГОСТ Р 53522-2009 Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения
ГОСТ Р 53997-2010 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования
ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53522, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 активные виды туризма: Путешествия, походы и экскурсии в природной среде с активными способами передвижения, для которых требуются специальная физическая подготовка и владение определенными навыками и умениями, в том числе по использованию снаряжения и средств передвижения.
3.2 спортивный туризм: Вид туризма, в основе которого лежит прохождение туристских маршрутов и дистанций, включающих преодоление категорированных по сложности препятствий (перевалов, траверсов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), проложенных в природной среде или на искусственном рельефе.
3.3 пешеходный туризм: Путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение пешком туристских маршрутов, предусматривающих, в том числе преодоление природных препятствий (переправы, горные участки и др.).
3.4 треккинг: Пешеходный туризм с предоставлением услуг временного проживания.
3.5 лыжный туризм: Путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение на лыжах туристских маршрутов, в том числе с преодолением природных препятствий (перевалов, вершин и их траверсов и др.).
3.6 горный туризм: Путешествия, походы, включающие прохождение пешком горных маршрутов по средне- и высокогорной местностям с преодолением горных перевалов, вершин и траверсов вершин, ледников и пр.
3.7 водный туризм: Путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение водных маршрутов со сплавом по равнинным и горным рекам, с преодолением препятствий (перекатов, порогов, каскадов порогов, каньонов, ущелий) на различных средствах сплава (катамаранах, плотах, надувных лодках (рафтах, байдарках, каяках и др.).
3.8 сплав: Путешествие с прохождением участков рек и водных препятствий на маломерных судах и средствах сплава [катамаранах, плотах, надувных лодках (рафтах), байдарках, каяках и др.].
3.9 рафтинг: Сплав на надувных лодках (рафтах).
3.10 каякинг: Сплав на каяках.
3.12 маунтинбайкинг: Путешествие и/или спортивный спуск в горной местности на велосипедах.
3.13 парусный туризм: Путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение водных маршрутов по рекам и открытым акваториям на маломерных и разборных парусных судах.
3.14 спелеотуризм (спелеологический туризм): Путешествия, походы и экскурсии по естественным пещерам с познавательной и/или спортивной целью.
3.15 спелестология: Путешествия и экскурсии по подземным структурам искусственного происхождения.
3.16 конный туризм: Путешествия, походы и экскурсии, включающие прохождение маршрутов по равнинной и горной местностям на лошадях.
3.17 караванинг: Путешествия, походы и экскурсии на верблюдах, лошадях, собачьих упряжках и т.п.
3.18 комбинированный туризм: Путешествия, включающие прохождение туристских маршрутов по участкам, характерным для нескольких видов активного туризма.
3.19 самодеятельный туризм (неорганизованный): Путешествия и походы, в том числе с активными видами передвижения, организуемые туристами самостоятельно своими силами и средствами, без привлечения организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих туристские услуги.
3.20 альпинизм: Вид активного туризма, целью которого является восхождение на вершины гор и спуск с них.
3.21 скалолазание/ледолазание: Вид альпинизма с преодолением скальных и ледовых стен.
3.22 сноубординг: Вид активного отдыха и развлечений, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на сноуборде.
3.23 серфинг: Вид активного отдыха и развлечений на воде, заключающийся в катании на серфинге.
3.24 виндсерфинг: Вид активного отдыха и развлечений, заключающийся в катании на серфинге с установленным на нем парусом.
3.25 вейкбординг: Вид активного (экстремального) отдыха и развлечений, сочетающий элементы сноубординга и серфинга.
3.26 кайтсерфинг (кайтбординг): Вид активного отдыха и развлечений на воде, заключающийся в катании на серфинге, управляемом воздушным змеем.
3.27 дайвинг: Подводное плавание со специальным снаряжением или без него.
3.28 маршрут повышенной опасности: Туристский маршрут по горной или труднопроходимой местности, спелеологическим, водным и другим объектам, связанным с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью туристов/экскурсантов и их имуществу.
4 Классификация активных видов туризма
4.1 По способу организации активные виды туризма подразделяют:
— организованные (организуемые туристскими, спортивными, общественными и другими организациями);
4.2 Путешествия с активными способами передвижения/активные туры в зависимости от целей путешествия подразделяют в соответствии с ГОСТ Р 53522 на следующие разновидности:
— прочие туры (экспедиционные, событийные, экологические, сельские, экстремальные, приключенческие и т.д.).
4.3 В зависимости от степени сложности и трудности преодолеваемых препятствий туристские маршруты [1]* подразделяют:
— на некатегорийные маршруты;
— маршруты средней категории сложности (1, 2, 3 категории);
— маршруты высокой категории сложности (4, 5, 6 категории).
4.4 Активные виды туризма в зависимости от места и способа передвижения подразделяют на следующие основные группы:
— пешеходный туризм, в том числе треккинг;
— лыжный туризм, в том числе горнолыжный;
— водный туризм, в том числе рафтинг, каякинг;
— велосипедный туризм, в том числе маунтинбайкинг;
— автомототуризм (автомобильный и мотоциклетный);