Что необходимо соблюдать при использовании дезрастворов гигтест ответ на вопрос
Призываем руководителей предприятий, организаций, учреждений, продолжающих работать, обеспечить соблюдение дезинфекционного режима:
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 435 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Дезинфекция как составная и неотъемлемая часть противоэпидемических мероприятий представляет собой комплекс специальных мер, направленных на предотвращение контаминации микроорганизмами различных объектов внешней среды (поверхностей предметов, мебели, оборудования, инвентаря, инструментария, рук, воздуха, воды и др.). Основной точкой приложения дезинфекционных мероприятий являются пути и факторы передачи возбудителя от источника инфекции в восприимчивый организм.
Для профилактики вирусных инфекций используют:
— физические средства дезинфекции (механическая очистка, проветривание, воздействие высокой температуры, ультрафиолетовое излучение и другие);
— химические средства дезинфекции (использование дезинфицирующих средств для обработки поверхностей, предметов обстановки, посуды и т.д.).
В профилактике вирусных инфекций особое внимание уделяется обеззараживанию воздуха. Для снижения концентрации инфекционных аэрозолей в воздухе помещений эффективно использование ультрафиолетового излучения: воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствие людей, закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствие людей с помощью специальных распыливающих аппаратов (генераторов аэрозолей).
Обеззараживание посуды (столовой, чайной), предметов индивидуального пользования (носовые платки, полотенца, многоразовые средства индивидуальной защиты органов дыхания) можно осуществлять методом кипячения.
Для дезинфекции поверхностей в помещениях, санитарно-технического оборудования, посуды, белья наиболее широко применяется химический метод. Для проведения дезинфекционных мероприятий химическим способом используются средства дезинфекции, зарегистрированные и разрешенные к применению в Российской Федерации в установленном порядке и имеющие соответствующие документы (свидетельство о государственной регистрации, декларацию о соответствии, инструкцию по применению).
При работе с растворами дезинфицирующих средств следует соблюдать меры предосторожности:
— приготовление рабочих растворов дезсредств проводить в хорошо проветриваемых помещениях;
— приготовление рабочих растворов и применение дезсредств осуществлять в соответствии с инструкцией по применению конкретных средств с использованием необходимых средств индивидуальной защиты;
— хранить растворы и выдерживать в них обрабатываемые объекты в плотно закрывающихся емкостях;
— все емкости с рабочими растворами дезинфектантов должны быть снабжены плотно прилегающими крышками.
Хранение дезинфицирующих средств осуществляют в упаковках изготовителя, плотно закрытыми, в специально отведенном месте, недоступном для детей, отдельно от лекарственных средств и пищевых продуктов, с соблюдением условий, предусмотренных производителем.
Ближайшие 6 лет — до 1 января 2027 года — будут действовать новые санитарные требования. Они не только учитывают существенные изменения, которые за последние десятилетия произошли в сфере общепита, но и дают некоторые послабления небольшому бизнесу.
Необходимость в актуализации санитарных требований назрела уже давно. В последний раз СанПиН для общепита утверждали 20 лет назад. И эти правила были бессрочными. Сейчас для них установлен конкретный период действия, так как рынок даже за несколько лет сильно меняется.
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. Он включает требования 17 актов в сфере общепита и учитывает особенности питания взрослых и детей, а также питание в различных учреждениях: школах, больницах, детских садах и т.д. Роспотребнадзор отмечает одну из особенностей нового документа — в нем делается акцент на здоровьесберегающую функцию питания.
В действующих с 1 января 2021 года правилах учтены новые форматы бизнеса, которые сегодня активно развиваются: кейтеринг, доставка, продажа навынос.
Рассмотрим все новшества по порядку:
Особенности новых санитарных правил
В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.
Учет различных факторов
СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.
К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.
В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.
Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.
Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.
К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.
Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.
К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.
Презумпция добросовестности
Новые правила основаны на принципах ХАССП. Эта аббревиатура переводится с английского как анализ рисков и критические контрольные точки.
Предприятиям общепита предоставлены возможности для самостоятельного контроля своей деятельности. Но им нужно внедрять систему ХАССП (разрабатывается под конкретное предприятие) и расписывать все инструкции и требования. Игнорирование этого условия грозит штрафами по ст. 14.43 КоАП.
Семь принципов ХАССП
По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.
Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:
1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.
Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.
2. Определение критических точек контроля.
Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.
3. Определение критических пределов для контрольных точек.
Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.
4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.
Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.
5. Формулировка корректирующих действий.
Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.
6. Ведение и учет документации.
Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.
7. Внедрение процедур проверки документов.
Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.
Плюсы новых санитарных правил для небольшого бизнеса
Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.
Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.
Важные изменения в санитарных правилах с 2021 года
В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.
С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.
Создавайте технологические карты блюд, контролируйте себестоимость блюда и наценку
Если раньше за определенной категорией блюд закреплялось конкретное значение температуры, то новый СанПиН предусматривает наличие термометров для контроля температуры блюд на линии раздачи. Важно, чтобы температура блюд совпадала с той, что прописана в технологической карте.
Отдельно прописаны требования к складским помещениям, где хранятся продукты. Они должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, а холодильное оборудование — контрольными термометрами.
На предприятиях общепита без цехового отделения, но имеющих дело с полуфабрикатом, работа с использованием сырья не допускается. То есть, если вы закупаете сырое мясо и овощи, у вас должен быть хотя бы один обрабатывающий цех.
Работники общепита должны предупреждать потребителя о наличии в готовой продукции ингредиентов, вызывающих аллергические реакции. Таким образом, если в меню указано, что посетитель перед заказом может уточнить состав блюда, то официанты должны очень хорошо знать ингредиенты, которые входят в то или иное наименование.
Если наименование блюд и кулинарных изделий в меню не соответствует их наименованиям в технологических документах, это считается нарушением.
Сегодня заведения нередко проводят кулинарные мастер-классы с участием детей и взрослых. В актуальных санитарных правилах прописано, что такие мероприятия допускаются только в том случае, если созданы условия, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, и соблюдается технология приготовления блюд.
Повышенные требования к сотрудникам
Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.
До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.
Зачем нужен гигиенический журнал
В приложениях к СанПиН представлена форма Гигиенического журнала (сотрудники). Ее следует использовать, чтобы фиксировать результаты осмотра и опроса сотрудников.
В журнале указываются ФИО сотрудника, его должность, предусмотрены графы для подписи сотрудника об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у него и членов его семьи, а также об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела.
В отдельную графу вносится результат осмотра медицинским работником (ответственным лицом) – о том, допускается ли к работе или отстраняется от нее конкретный сотрудник.
Какие требования исчезли из СанПиН для общепита
В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.
Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
РЕКОМЕНДАЦИИ по организации проведения текущей влажной уборки помещений с применением дезинфицирующих средств (текущая дезинфекция).
Дезинфекция — методы по уничтожению в окружающей среде патогенных и условно — патогенных микроорганизмов.
Текущая дезинфекция — проводится постоянно с целью предупреждения
размножения микроорганизмов на объектах внешней среды и прерывания передачи инфекционных агентов через объекты внешней среды.
Дезинфицирующее средство — это химическое средство в составе, которого имеется активное вещество, свойства которого позволяют уничтожать микроорганизмы в окружающей среде.
Влажная уборка — уборка помещений, с использованием воды (водного раствора) с добавлением моющих, дезинфицирующих средств.
Периодичность (кратность) уборки — количество циклов проведения уборки в сутки.
Концентрация дезинфицирующего раствора — доля дезинфицирующего средства в общем объеме воды (водного раствора).
Для организации профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционного заболевания в помещениях подразделений необходимо проведение ежедневной влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств (профилактическая дезинфекция).
Рекомендуемая периодичность (кратность) уборки — не менее 1 раза в сутки (кабинеты, актовые залы), не менее 2 раз в сутки в местах большого скопления посетителей (помещения приема граждан, входная группа, коридоры, туалетные комнаты).
При проведении уборки должно осуществляться мытье полов, лестничных переходов, а также протирание поручней, перил, дверных ручек, рабочих поверхностей столов, мест (стулья, скамейки) o6іцero назначения.
На период подъема и распространения инфекционного заболевания использование пылесосов запрещается.
В настоящий момент имеется большое количество различных дезинфицирующих средств, разрешенных для проведения уборки. При выборе дезинфицирующего средства следует руководствоваться следующими правилами:
— средство должно содержать активное вещество, свойства которого позволяют уничтожать микроорганизмы в окружающей среде;
— должна быть обозначена его область применения;
— описание приготовления рабочих растворов;
— применение средства для обеззараживания различных объектов, при различных инфекциях;
— меры предосторожности при работе со средством.
Дезинфицирующее средство должно иметь свидетельство о государственной регистрации и декларацию о соответствии.
Проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств (профилактическая дезинфекция) должна проводиться в соответствии с инструкцией.
Для примера прилагается информация по наиболее распространенным дезинфицирующим средствам, используемым для проведения уборки (Хлорамин Б, Ника-хлор, Пюржавель, Жавель солид).
подоконников, дверных ручек, перил, поручней. Используется отдельная ёмкость;
— мытье полов отдельной тряпкой из емкости, предназначенной для полов, с применением дезинфицирующего раствора. Используется отдельная емкость и отдельная ветошь;
— обработанные поверхности протираются чистой ветошью;
— проводится проветривание помещения — не менее 10 минут;
Унитазы, смывные кнопки, раковины и ручки крапов в туалетных комнатах, полы и стены моются дезинфицирующим раствором отдельной ветошью из емкости, промаркированных для этих нужд.
После уборки инвентарь замачивается в дезинфицирующем растворе в отдельной емкости.
Концентрация дезинфицирующего раствора и порядок его приготовления зависит от объекта обеззараживания и применяемого средства.
Порядок приготовления рабочих дезинфицирующих растворов
Количество дезинфицирующего средства для приготовления рабочего раствора (против вирусной инфекции)
0,03% раствор 2 таблетки растворить в 10 л. тёплой воды
1 таблетка растворить в 10 л. теплой воды
1 таблетка растворить в 10 л. тёплой воды
Санитарно-техническое оборудование (помещение туалета, пол, степы, двери, дверные ручки, унитазы в том числе смывная кнопка, раковины; водоразборные краны)
раствор 300 грамм хлорамин
растворить в 10 л. тёплой воды
4 таблетки растворить в 10 л. теплой воды
7 таблеток растворить в 10 л. теплой воды
4 таблетки растворить в 10 л. теплой воды
Уборочный инвентарь (ёршик, щётки, ветошь)
раствор 300 грамм хлорамин
растворить в 10 л. тёплой воды
20 таблеток растворить в 10 л. тёплой воды
7 таблеток растворить в 10 л. тёплой воды
7 таблеток растворить в 10 л. тёплой воды
ЦГСЭН ФКУЗ «Медико –санитарная часть МВД России по Нижегородской области»
ИНСТРУКЦИЯ по проведению дезинфекционных мероприятий в период осложнения эпидемиологической ситуации
Инструкция разработана в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.01.2020г. № 02/770-2020-32 (рекомендации НИИ «Дезинфектологии» Роспотребнадзора по осуществлению дезинфекционных работ на объекте).
Включает меры личной гигиены, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками, регулярное проветривание помещений, проведение влажной уборки. Мероприятия прекращаются через 5 дней после ликвидации угрозы заноса возбудителя.
Включает текущую и заключительную.
Текущую дезинфекцию в очаге проводят в течение всего времени нахождения больного на объекте. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей, способом протирания. Столовую посуду, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств.
Гигиеническую обработку рук с применением спиртсодержащих кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного, выделениями, предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного.
Воздух в присутствии людей рекомендуется обрабатывать с использованием технологий и оборудования, разрешенных к применению в установленном порядке, на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов).
Заключительную дезинфекцию в инфекционном очаге проводят после выбытия больного из очага.
На объекте в период осложнения эпидемиологической ситуации:
1. Работодатель обеспечивает обязательный контроль термометрии сотрудникам – гражданам Китайской Народной Республики (с использованием бесконтактного термометра) – ежедневно по приходу на рабочее место.
2. Проводится ежедневная уборка с применением дезинфицирующих средств:
Поверхностей в помещениях, предназначенных для пребывания сотрудников организации:
— пол в помещениях, подоконники, дверные ручки, перила лестничных маршей, лифтовые помещения, кнопки лифта, рабочий стол, стационарные телефоны, клавиатура компьютеров– 1 раз в день;
— общественные санитарные узлы и душевые (пол, санитарно-техническое оборудование, в том числе вентили кранов, спуск бачков унитаза), расположенные на этажах – 2 раза в день.
— уборочный инвентарь после проведения уборки подлежит обязательной дезинфекции.
3. Обеззараживание воздуха в помещениях – необходимо ежедневно использовать ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа (рециркуляторы), которые возможно применять круглосуточно в присутствии людей (холлы, кабинеты, помещения массового скопления людей). Устанавливать по периметру помещения. Регулярное проветривание помещений Количество необходимых облучателей рассчитывается в соответствии с инструкцией их применения на кубатуру площади, на которой они будут установлены.
5. Обеспечить персонал защитными медицинскими масками на период осложнения эпидемиологической ситуации.
6. Очистка и дезинфекция системы вентиляции и кондиционирования воздуха не реже 1 раза в месяц.
Все виды работ с дезинфицирующими средствами следует выполнять во влагонепроницаемых перчатках одноразовых или многократного применения.
Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке.
Для дезинфекции могут быть использованы дезинфицирующие средства из различных химических групп, по режиму для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, например: