что необходимо сделать по сигналу шлюпочной тревоги
Действия экипажа по шлюпочной тревоге
Принятие решения об оставлении судна. Если у экипажа судна, попавшего в аварийную ситуацию, нет возможности организовать борьбу за живучесть судна или если борьба за живучесть не принесла успеха, то последующим действием капитана является решение в основном двух задач — спасение находящихся на борту людей и спасение имущества, т.е. судна и груза. Спасение людей является приоритетной задачей перед спасанием имущества, но не редко создаемся такая ситуация, когда спасение людей зависит от спасания самого судна. Дело заключается в том, что при гибели судна вероятность спасения людей значительно снижается, поэтому решение об оставлении судна является крайней мерой и может быть принято только после того, когда все меры борьбы за живучесть судна будут исчерпаны. Решение об оставлении судна может принять только капитан. Сложность принятия такого решения заключается в том, что в настоящее время не существует четких критериев оценки состояния судна, а, следовательно, и оценки целесообразности и необходимости принимаемого капитаном решения. Поэтому решение об оставлении судна принимается после всестороннего анализа и оценки фактического состояния судна, нецелесообразности или невозможности дальнейшей борьбы за живучесть, оценки вероятности гибели судна и степе ни реальной опасности для находящихся на судне людей. При принятии решения об оставлении судна необходимо учитывать следующие обстоятельства, которые могут сопутствовать той или иной аварии: 1. Большие массы людей, подлежащих эвакуации (от сотен человек до нескольких тысяч); 2. Большая высота борта и сложность высадки людей в спасательные средства; З. Скоротечность гибели судна при больших поступлениях воды в корпус судна; 4. Скоротечность развития событий при возникновении пожара; З. Плохая обученность пассажиров, а иногда и членов экипажа по использованию спасательных средств. Выбор способа спасания зависит от вида аварии, условий, в которых она протекает, продолжительности аварии и имеющихся в распоряжении экипажа и пассажиров средств спасания. Скоротечность протекания аварийной ситуации, динамизм происходящих событий часто приводят к непродуманным действиям. Особенности действия экипажа по шлюпочной тревоге: Какой бы высокой ни была надежность судна, какой бы мало вероятной ни была возможность его катастрофы, экипаж всегда должен быть готов к оставлению судна по шлюпочной тревоге с использованием судовых спасательных средств. Шлюпочная тревога и команда «Покинуть судно» объявляются по указанию капитана судна и, как правило, только после того, как он убедится в невозможности силами экипажа и судовыми средствами вести борьбу за живучесть судна, а дальнейшее пребывание на борту судна людей угрожает их безопасности. По шлюпочной тревоге экипаж действует в соответствии с Расписанием по шлюпочной тревоге. Самые совершенные спасательные средства судна и Расписание по шлюпочной тревоге могут оказаться малодейственными, если со стороны администрации судна в первые важнейшие минуты проведения спасательной операции не будут приняты следующие действенные меры:
1. Предотвращение паники среди членов экипажа и пассажиров.
2.Организованный выход членов экипажа и вывод пассажиров и посадка их в спасательные средства коллективного использования тепло одетыми и с надёжно за крепленными спасательными средствами индивидуального пользования.
3.Укомплектование спасательных шлюпок, до их спуска на воду, продовольствием, питьевой водой (при хранении её при низких температурах в судовых помещениях), тёплыми одеялами, переносными радиостанциями. штурманскими принадлежностями и другим снабжением.
4. Организованный спуск спасательных средств на воду после посадки в них всех членов экипажа и пассажиров.
После посадки людей в шлюпку она спускается на воду с работающим двигателем и когда коснется воды, быстро и одновременно выкладываются шлюп-тали, выдергивается клевант фалиня, и шлюпка отходит от борта. Капитан в любомслучае покидает судно последним.
Основой организации борьбы за живучесть судна являются расписания по тревогам.
Для подачи сигналов в качестве дублирующих средств могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. Сигналы тревог сопровождаются командами голосом или по судовой трансляции. Отбой тревог, а также слово «учебно» при тренировочных учениях (тревогах) объявляются голосом или по трансляции.
Расписания по тревогам определяют обязанности членов экипажа и утверждаются капитаном. В расписаниях указываются судовые номера, должности, фамилии членов экипажа, места их сбора, обязанности по каждому виду тревоги, а также взаимозаменяемость.
Тревога по оставлению судна определяет обязанности членов экипажа и лиц, находящихся на судне, в части подготовки к спуску и спуска спасательных средств, снабжения их дополнительным имуществом и продовольствием, посадки на спасательные средства, управления ими в море и организации их связи между собой и другими судами и объектами. По этой тревоге в первую очередь обеспечивается посадка на спасательные средства детей, женщин и пожилых.
При оставлении судна должны быть приняты все меры к спасению судовых документов, журналов, морских карт с последней прокладкой пути судна, курсограмм, кассы и других ценностей.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Оставление судна и обеспечение выживаемости людей
Наставление по оставлению судна должно содержать следующую информацию:
Когда судну угрожает гибель и ему требуется немедленная помощь, по указанию капитана подаются установленные сигналы бедствия, в том числе по радио, с указанием времени и характера бедствия, местонахождения судна и необходимой помощи.
Судно оставляется экипажем и пассажирами по сигналу шлюпочной тревоги. Сигнал этот подается только по личному распоряжению капитана в случаях, когда судно гибнет.
Для спасения людей капитан должен:
Командный состав оставляет судно по распоряжению капитана. Капитан оставляет судно последним.
Решение об оставлении судна и объявлении шлюпочной тревоги может принять только капитан в реально сложившейся обстановке. Основанием для принятия решения об оставлении судна могут быть следующие обстоятельства:
Принимая решение об оставлении судна, капитан должен решить две задачи:
К основным факторам, которые следует учитывать перед принятием решения об оставлении судна, относятся:
Однако следует помнить, что спасение людей является первостепенной задачей, которая несоизмерима со спасением имущества, но в некоторых ситуациях спасение людей зависит от спасения судна.
Выбор способа спасения людей зависит от вида аварии, условий, в которых она протекает, динамичности развития аварии, имеющихся на судне спасательных средств.
Операция по оставлению судна может быть проведена успешно, без травмирования и гибели людей при соблюдении следующих условий:
Каждый член экипажа должен помнить:
Проведение систематических тренировочных занятий и учебных шлюпочных тревог.
Необходимо обеспечить постоянную готовность экипажа к оставлению судна по шлюпочной тревоге. По шлюпочной тревоге каждый член экипажа должен уметь четко выполнять не только свои прямые обязанности, предусмотренные расписанием по тревогам, но и заменить товарища по работе, выбывшего из состава группы по какой либо причине.
Услышав сигнал шлюпочной тревоги, каждый должен понимать, что принятые меры по обеспечению живучести судна исчерпаны, и дальнейшее пребывание людей на борту судна угрожает их жизни.
Капитан должен помнить, что несвоевременное оставление судна может явиться причиной гибели людей.
Четкость организации оставления судна определяется правильностью принятой схемы эвакуации людей, знанием ими своих обязанностей по шлюпочной тревоге и умением их выполнять, слаженностью действий экипажа и пассажиров, готовностью спасательных средств к использованию.
Подготовка экипажа и пассажиров к оставлению судна.
Подготовка каждого члена экипажа к использованию спасательных средств должна включать изучение принципов выживания после оставления судна, а также привитие практических навыков по следующим операциям:
Пассажиры должны быть проинструктированы об их действиях во время тревог. При этом следует обратить особое внимание на:
Командиром спасательной шлюпки и его заместителем, командиром плота могут быть назначены только лица, имеющие соответствующую подготовку. Для членов экипажей морских судов такая подготовка устанавливается международными конвенциями.
Командир (заместитель командира) спасательного средства должен иметь списки членов команды этого средства и следить, чтобы они знали свои обязанности.
На морских судах в помещениях, наиболее посещаемых экипажем (столовая, кают-компания), должно иметься руководство по оставлению судна, отвечающее требованиям Конвенции по охране человеческой жизни на море.
Организация эвакуации пассажиров и экипажа
Маршруты эвакуации должны быть обозначены знаками-указателями.
Запрещается загромождать проходы и запирать двери на путях эвакуации.
Ответственным за организацию эвакуации пассажиров является командир партии (группы) охраны порядка и безопасности.
Организация эвакуации пассажиров зависит от конструктивных особенностей судна (внутреннего расположения помещений) и штатной численности пассажирской службы и может осуществляться:
При объявлении шлюпочной тревоги делается объявление по судовой трансляции:
При объявлении шлюпочной тревоги члены партии (группы) охраны порядка и безопасности проверяют, чтобы пассажиры были одеты по сезону и с правильно надетыми спасательными жилетами, и, чтобы они не брали с собой лишних предметов, кроме разрешенных. Если возникает необходимость, оказывают помощь пассажирам при надевании спасательных жилетов.
Каюты должны быть открыты, Необходимо проверить, все ли члены экипажа и пассажиры покинули помещения.
Об отсутствии в каютах людей должен поступить доклад на ГКП.
Спуск шлюпок должен производиться так быстро, как это возможно. При возможности шлюпки приспускаются до палубы, с которой в соответствии с конструктивными особенностями судна производится посадка пассажиров и экипажа.
По команде с ГКП сбрасываются плоты. В первую очередь производится посадка детей, больных, женщин и престарелых. Для страховки их от падения используются выброски, растительные (синтетические) тросы, лини. Затем производится посадка остальных пассажиров и членов экипажа для управления шлюпкой (плотом) в соответствии с расписанием по шлюпочной тревоге.
Посадку следует производить быстро и непрерывно. При этом необходимо соблюдать очередность спуска и интервал, чтобы люди, находящиеся выше, не наносили травм и ранений находящимся ниже.
Экипаж судна оказывает помощь пассажирам при занятии ими мест в шлюпках (плотах), к лицам, нарушившим порядок посадки людей в спасательные средства или создающим панику, допускается применение крайних мер принуждения.
Каждый член экипажа и пассажир обязан быстро, без суеты, занять свое место в шлюпке (на плоту) согласно расписанию или указанию командира шлюпки (плота) и приступить к выполнению своих обязанностей и распоряжений командира шлюпки (плота).
Закончив посадку в шлюпку (плот), следует немедленно отойти от судна на безопасное расстояние (1-2 кб) в сторону носа или кормы, вести наблюдение за судном и водной поверхностью, чтобы при необходимости оказать помощь людям, не успевшим воспользоваться спасательными средствами.
Меры, способствующие сохранению жизни людей, покинувших гибнущее судно.
Все члены экипажей судов, выходящих в море согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков (ПДНВ, глава VI.), должны быть ознакомлены с приемами личного выживания в различных условиях; получить практические навыки по правильному надеванию спасательного жилета; прыжкам в воду и плаванию в спасательном жилете; умению держаться на воде без спасательного жилета; посадке на спасательный плот в спасательном жилете с судна и из воды; оказанию помощи в посадке на спасательное средство; эксплуатации оборудования спасательных средств (включая эксплуатацию переносного оборудования); постановке плавучего якоря. Все члены экипажа и пассажиры при оставлении судна должны по возможности размещаться в шлюпках и плотах. Все лица, находящиеся в спасательном средстве (шлюпке, плоту), подчиняются командиру данного спасательного средства, который отвечает за моральное и физическое состояние спасающихся. Все распоряжения командира должны выполняться беспрекословно.
Прыгать в воду при оставлении судна следует только в крайних случаях, когда нет возможности воспользоваться штормтрапами. В этом случае перед прыжком необходимо надеть спасательный жилет (нагрудник). Прыжок осуществляется ногами вниз, при этом спасающийся охватывает свои плечи перекрещенными на груди руками поверх нагрудника, крепко прижимая и оттягивая его вниз. Спрыгнув в воду надо незамедлительно отплыть от судна в сторону носа или кормы, оправить одежду, спасательный нагрудник, нащупать свисток.
Нельзя двигаться в воде для согревания, это приводит к более быстрому переохлаждению организма. Находясь в воде, следует подтянуть скрещенные ноги к животу, а руки прижать к бокам и груди. Если в воде находится несколько человек, необходимо как можно теснее прижаться друг к другу, сохраняя вертикальное положение. Плыть в воде следует только для избежания непосредственной опасности и если есть уверенность в способности достичь коллективного спасательного средства.
Необходимо избегать разлитого на водной поверхности топлива. Если это сделать невозможно, следует попытаться проплыть через него с высоко поднятой головой и закрытым ртом.
Всех людей, находящихся в воде, необходимо как можно скорее взять в шлюпку (плот).
Если шлюпка переполнена, людям, находящимся в воде, следует держаться за ее спасательный леер до перераспределения их по другим шлюпкам (плотам).
Литература
Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]
Тревоги и действия по тревогам
Резолюция 1
Приложение
Правило VI/1
Обязательные минимальные требования по ознакомлению,
начальной подготовке по вопросам безопасности
и инструктажу для всех моряков
Моряки должны пройти ознакомление и начальную подготовку по вопросам безопасности или получить инструкции в соответствии с разделом А-VI/1 Кодекса ПДМНВ и отвечать соответствующим требованиям к компетентности предусмотренным в этом разделе.
Резолюция 2
Раздел А-VI/1
Ознакомительная подготовка
1 Все лица, не являющиеся пассажирами, до назначения на судно для выполнения служебных обязанностей или работ, должны пройти одобренный курсы ознакомительной подготовки в отношении способов личного выживания или получить достаточную информацию и инструктаж, принимая во внимание руководство, приведенное в части В, с тем чтобы они:
.1 могли общаться с другими людьми на судне по основным вопросам безопасности и понимать информацию по безопасности, представленную в виде символов, знаков и сигналов аварийно-предупредительной сигнализации;
.2 знали действия в случае:
.1 падения человека за борт;
.2 обнаружения пожара или дыма; или
.3 подачи сигнала о пожаре или оставлении судна;
.3 могли определить места сбора и посадки и пути эвакуации;
.4 знали местонахождение и умели использовать спасательный жилет;
.5 умели поднимать тревогу и имели основные знания об использовании переносных огнетушителей;
.6 могли предпринимать немедленные действия при несчастном случае или в других обстоятельствах, требующих медицинского вмешательства, прежде чем обращаться за последующей медицинской помощью, имеющейся на судне; и
.7 могли закрывать и открывать водонепроницаемые, противопожарные двери и непроницаемые при воздействии моря двери, установленные на конкретном судне, иные чем предназначенные для закрытия отверстий в корпусе судна.
Типы аварийных случаев
Пожар/Взрыв может возникнуть из-за неверного использования оборудования, самовозгорания вызванного неосторожностью с открытым огнем или курения в койке.
Посадка на мель или касание грунта, могут произойти из-за навигационных ошибок, выхода из строя механизмов или руля, плохой погоды или дрейфа судна на якоре.
Водотечность возникает, при повреждении корпуса, палубы или люковых закрытий.
Тревоги и действия по тревогам
Чтобы справиться с аварийной ситуацией наилучшим образом, необходимо спланировать действия заранее. Такие планы называются Расписаниями по тревогам и включают:
• Расписание по общесудовой тревоге;
• Расписание по шлюпочной тревоге;
• Расписание по борьбе с пожаром;
а на некоторых судах также
• Расписание Человек за бортом.
В Расписании по тревогам детально описываются сигналы тревог, действия пассажиров и членов экипажа после того как они эти сигналы услышат, места сбора и кем подается команда «покинуть судно».
Расписание по тревогам вывешивается на самом видном месте на ходовом мостике, в кают-компании, столовой экипажа и местах курения, в центральном посту управления в машинном отделении и в любых иных местах где это необходимо для изучения экипажем.
Не принимая во внимание мнение Ваших начальников и Ваше, тщательное изучение Расписаний по тревогам входит в Ваши обязанности и особенно уясните следующее:
• Каковы мои обязанности?
• Понял ли я, что делать?
• Где находится оборудование?
• Кто отдает приказы?
• Кому я должен докладывать?
• Где расположены посты сигнализации?
Ваши обязанности в Расписании по тревогам определяются либо Вашей должностью, Ф.И.О., судовым №, или № каюты.
Вид сигнала тревоги на различных судах может изменяться, поэтому всегда следует уточнить вид сигнала на вашем судне.
Помни! Спрашивай тогда, когда есть время ответить! В аварийной ситуации нет времени отвечать на вопросы.
Помни! Участие в Шлюпочной тревоге (Покинуть судно) и Борьба с огнем является Вашей обязанностью.
Общесудовая тревога
Услышав этот сигнал, вы должны одеть спасательный жилет и следовать в место сбора, если вы не имеете других обязанностей, таких как: закрытие водонепроницаемых дверей, задраивание иллюминаторов и т.д.
Если даже персональные обязанности не предусмотрены, член экипажа должен прибыть на место сбора и быть готовым выполнить распоряжения Капитана или командира по заведованию.
Шлюпочная тревога
По сигналу Шлюпочной тревоги, немедленно идите на место сбора, определенное для вас, оденьте жилет (следите за тем, чтобы жилет был одет правильно) и приступайте к выполнению действий, определенных Расписанием по шлюпочной тревоге, так, как вы их отрабатывали на учениях.
Пожарная тревога
Все прибывают на места сбора и подносят средства борьбы с пожаром.
Человек за бортом
Экипаж дежурной шлюпки немедленно собирается, при наличии подносятся легководолазное снаряжение. Остальной экипаж ожидает дополнительных инструкций.
Спасательные средства
Все, находящиеся на борту, должны точно знать на какие спасательные средства они расписаны.
Если спасательное средство, на которое Вы расписаны, повреждено следует использовать другие, не поврежденные, в порядке, определенном соответствующими распоряжениями.
Спасательные шлюпки
Чтобы показать расположение предусмотренных пробок, на боковых скамейках наносятся заметные знаки.
Спасательные плоты
Посадка на плот из воды
Подняться из воды на плот без посторонней помощи трудно. Сначала, используя посадочную лестницу и спасательные концы у входа, втяните на борт плота верхнюю часть туловища. Когда верхняя часть туловища будет находится на надувном борте, нужно взяться за внутренний спасательный конец и с его помощью втянуть себя на плот. Тяните за посадочную лестницу и спасательный конец, а не за тент, который можно порвать собственным весом.
Поднятие раненного на плот
Удерживайте раненного лицом к плоту, пока не поднимите верхнюю часть туловища на борт. Вытягивание раненного спиной к плоту могло бы повредить ему, если у него травма спины. Когда его бедра будут на надувном борте, аккуратно переверните его так, чтобы он оказался лежащим на спине и втяните на плот. Он должен лежать на спине, пока Вы не определили степень полученных им травм.
Дежурная шлюпка
Спасательные жилеты
Спасательные жилеты находятся в каждой каюте, а также на местах сбора у спасательных шлюпок и спасательных плотов. Спасательные жилеты имеются на баке и в радиорубке.
Проверьте, хорошо ли вы затянули завязки, если нет, они могут ослабнуть, что приведет к смещению нагрудника когда вы окажитесь в воде. Затянуть завязки, если вы находитесь в воде, очень тяжело.
Прыгайте ногами вперед и с прямым корпусом. Сожмите коленки, ухватите верхние передние части жилета руками и прижмите их вниз, для избежания удара по челюсти или в шею в момент, когда вы столкнетесь с водой. Избегайте прыжков с высоты более чем 10 метров.
Спасательные круги
Спасательные круги должны быть готовы к немедленному выбрасыванию. Они не должны иметь ни каких, даже временных, средств крепления.
Изучите, размещение кругов!
Для того, чтобы одеть спасательный круг в воде, держите его перед собой, нажмите часть круга возле вас вниз и от себя, просуньте голову и руки в отверстие, которое откроется перед вами.
Гидрокостюмы
Гидрокостюмы предназначены для экипажа дежурной шлюпки и для людей, которые будут вынуждены прыгать в воду для оставления судна. Если все покидают борт судна одновременно, гидрокостюмы берутся на борт спасательного средства для защиты от холода и влаги.
Если вы прыгаете в воду в гидрокостюме, воздух из него будет выходить через отверстие для лица. Это может вызвать смещение и ослабление прижатия краев и попадание внутрь воды. Очень важно выдавить из костюма как можно больше воздуха до того, как вы будете прыгать в воду.
Хотя гидрокостюм сам по себе хорошо изолирует, если вы оденете под него теплую одежду, это увеличить время выживания.
Гидрокостюм будет поддерживать человека на воде в положении на спине, и плавать в нем лучше всего на спине.
Эвакуация
На судне обеспечивается система путей эвакуации из каждого помещения и отсека судна. Эти пути обозначаются знаками зеленого цвета.
Поддерживайте безопасные условия на борту и следите, чтобы пути эвакуации не загромождались.
Действия в воде
Если необходимо прыгать в воду перед тем как вы попадете на шлюпку или плот,
Помните:
1. Никогда не прыгайте вниз головой.
2. Прыгайте в воду вперед ногами.
3. Крепко прижмите спасательный жилет.
4. Не прыгайте в шлюпку или на плот.
Если Вы находитесь в воде, не пытайтесь плавать, кроме случаев, когда необходимо достичь находящегося рядом плота, другого спасающегося или плавающего объекта за который Вы сможете держаться или на который сможете взобраться. Попытки плыть приводят к тому, что удаляется нагретая вода, находящаяся между вашим телом и слоями одежды, таким образом увеличивается потеря тепла телом. Кроме того, лишние движения рук и ног вызывают отток теплой крови из внутренних тканей организма к наружным. В результате происходит очень быстрая потеря тепла. Наиболее важно сохранять в воде неподвижность, хотя это может быть болезненным. Запомните, боль не убьет Вас, а потеря тепла убьет!
Если возможно, соберитесь в группу с другими спасающимися, находящимися в воде. В группе безопаснее, ее легче обнаружить и в группе легче поддерживать бодрость духа. Кроме того тесно прижавшись друг к другу можно уменьшить потери тепла.
Положение, которое Вы примите в воде, также очень важно для сохранения тепла. Сохраняйте неподвижность, подтяните колени к животу, локти прижмите к бокам, а руки скрестите впереди на спасательном жилете. В таком положении площадь тела контактирующая с холодной водой минимальна. Попытайтесь держать голову и шею над водой.
Попытайтесь подняться на шлюпку, плот, какую-либо плавающую платформу или объект как можно скорее, чтобы сократить время нахождения в воде. Запомните, потеря тепла в воде во много раз быстрее чем на воздухе. После нахождения в воде, эффективность теплоизоляции серьезно уменьшена пропитавшей одежду водой, теперь необходимо попытаться укрыться от ветра, чтобы избежать его охлаждающего эффекта. Если Вам удалось подняться на спасательную шлюпку, это можно сделать укрывшись парусиной, брезентом или неиспользованной одеждой. Сохранить тепло тела также можно тесно прижавшись к другим людям находящимся на шлюпке или плоту.
Выживание
Задачи наружного наблюдения
a. Искать суда, других спасающихся, самолеты и плавающие предметы/обломки, которые могут быть полезными.
b. Когда светит солнце, выставлять сигнальное зеркало и посылать отражения, меняя направления. Ваш сигнал может быть замечен даже теми, кого Вы сами не видите.
c. Искать землю. Ночью, прислушиваться к звуку прибоя.
Задачи дежурства внутри
a. Обслуживать плот (вычерпывать воду, осушать, вентилировать, и т.п.)
b. Оказывать помощь раненым.
c. Обслуживать оборудование.
d. Следить за рационом питания.
Расходование питьевой воды
Инструкторы по выживанию рекомендуют начать пить нормированные количества воды вскоре после посадки, порция зависит от того, сколько воды имеется на плоту. Они советуют за раз выпивать сразу половину суточной порции, а не пить мелкими частями.
Чувство жажды можно уменьшить, если жевать резинку, или вообще что-нибудь.
Употребление морской воды только усиливает жажду, увеличивает потери воды через почки и кишечник. Моча при дефиците воды становится слишком ядовитой, чтобы ее пить. Алкоголь увеличивает потери тепла через кожу и потерю воды через почки. Все это только снижает Ваши шансы на выживание.
Сигналы бедствия
Рано или поздно вблизи спасательного средства будет проходить судно, именно поэтому очень важно вести тщательное наблюдение как днем, так и ночью для того, чтобы привлечь внимание в нужный момент, используя средства обнаружения, имеющиеся на спасательных средствах.
В дневное время вам следует использовать плавучие дымовые шашки, светосигнальное зеркало и свисток.
В ночное время следует использовать парашютные ракеты, фальшфейеры, электрические фонари, предназначенные для подачи сигналов Морзе, свисток и поисковые огни.
Для всех средств обнаружения имеются в достаточном количестве руководства по их использованию, прочитай их внимательно.
Предотвращение пожаров
и природа огня
Требования по поддержанию порядка
• Промасленная ветошь должна храниться в закрывающихся металлических емкостях и утилизироваться, как можно скорее.
• Члены команды не должны носить промасленную одежду.
• Следует немедленно избавляться от ненужных упаковочных материалов.
• Огнеопасные вещества не должны храниться в жилой части надстройки.
• Запрещается хранить в рундуках промасленную одежду или какие-либо огнеопасные вещества.
• Краски, лаки и т.п. после окончания работы должны быть возвращены в малярную кладовую, даже, если вы будете нуждаться в них снова на следующий день. Емкости должны регулярно осматриваться на предмет повреждений или протеканий.
• Протечки в топливных и масляных трубопроводах, а также разливы топлива или масла должны немедленно убираться. Уровень в сборниках протечек и поддонах должен поддерживаться на минимуме.
• Керосин и растворители должны сохраняться в надлежащей таре и в разрешенных местах. Емкости должны регулярно осматриваться на предмет повреждений или протеканий.
• Фильтры и вытяжки над камбузными плитами должны регулярно очищаться.
Природа пожара (окисление)
Пирамида горения
Машинное отделение
Баллоны под давлением с газом или другими опасными веществами (как заполненные, так и пустые) следует хранить на открытых палубах. Клапаны, регуляторы давления и шланги от баллонов необходимо оберегать от повреждений.
Зарядка аккумуляторов
Курение
Причиной многих пожаров становится небрежное курение. Пепельницы должны опорожняться в металлические баки с крышками, а не в картонные коробки. В пожароопасных местах следует установить предостережения и контролировать их соблюдение. Курение в постели должно быть запрещено.
Скрытые пожары
Если есть подозрение на пожар, прежде чем открыть переборочную дверь или дверь в помещение ее необходимо осмотреть.
Обесцвеченная или пузырящаяся краска говорит о том, что огонь находится прямо за дверью. Дым клубящийся из дверных щелей или в местах где электропроводка проходит сквозь переборку также является признаком пожара. Следует дотронуться до переборки или двери тыльной стороной ладони. Если она горячее чем обычно, есть вероятность пожара.
Не открывайте дверь за которой находится пожар, пока не прибудет помощь и не будет подготовлен пожарный шланг.
Тушение пожара
Обнаружив возгорание немедленно нажми ближайшую кнопку пожарной тревоги и сообщи об этом:
• вахтенному офицеру на мостике
• вахтенному офицеру в машину.
Промедление с сигналом тревоги обычно приводит к тому, что маленький пожар становится большим.
Объявляя тревогу Вы должны сообщить точное место пожара, включая помещение и палубу. Вы сообщаете место возгорания пожарной партии и даете информацию о том, чего им следует ожидать. Выясняется, есть ли необходимость в выключении каких-либо участков топливных, вентиляционных систем и электрооборудования и какие двери и крышки должны быть закрыты, чтобы изолировать пожар.
Следует предпринять меры к тому, чтобы убедиться в том, что все лица вблизи очага пожара оповещены и, если это необходимо, оказать им помощь и вывести в безопасное место.
• ограничь распространение огня,
• охлаждай горящие предметы
• отрежь доступ воздуха.
Разрушение пирамиды горения
Пожар можно потушить, разрушив пирамиду горения.
Если удалить топливо или прекратить поступление кислорода, или понизить температуру пламя погаснет, если цепная реакция разорвана, уменьшение испарения и снижение температуры приведет к тому, что пламя погаснет.
Четыре способа погасить огонь:
• прекратить доступ кислорода тушащими агентами, как CO2 или пена;
• понизить температуру водой;
• разрушить цепную реакцию сухой химией или Халоном.
Средства тушения:
Горящий материал: | Лучшее средство тушения: |
A. Плотные материалы такие как древесина, ткани, тросы, веревки, помещения | Вода (Может использоваться пена) |
B. Воспламеняющиеся жидкости такие как масла, горючее и промасленные материалы | Пена, углекислотные (СО2) и порошковые огнетушители или песок. Если воспламенение не велико, можно использовать распыленную воду (водораспылители). |
C. Электрические машины и приборы | СО2, порошковые или Халон. |
D. Воспламеняющиеся пары | СО2, порошковые или Халон. |
Переносные огнетушители
Переносные огнетушители могут быть легко доставлены к месту пожара, что позволяет быстрее начать тушение, но они содержат лишь ограниченное количество средства для тушения. Оно быстро расходуется, продолжительность действия переносных огнетушителей около 8 секунд. Поэтому, важно подготовить дополнительные огнетушители или пожарный шланг. Тогда, если произойдет отказ первого огнетушителя или средства для тушения в нем окажется недостаточно, дополнительные огнетушители или пожарный шланг можно будет использовать, чтобы закончить работу.
Типы огнетушителей
Цифра показывает относительный размер или эффективность огнетушителя. Например, при тушении пожара класса А огнетушитель типа 4-А будет равен по эффективности двум типа 2-А.
Огнетушители с CО2
Огнетушитель удерживается в перевернутом положении. Его малый радиус действия означает, что человек осуществляющий тушение должен приблизиться к огню как можно ближе. Огнетушитель помещают на палубу и удаляют предохранительную чеку. Напор регулируется при помощи клапана, или степенью сжатия двух ручек.
Человек осуществляющий тушение должен держаться за шланг, а не за рожок. CО2 выходит из огнетушителя и очень быстро охлаждается при расширении. Рожок становится достаточно холодным, чтобы привести к серьезному обморожению (3).
Помните о том, что CО2 замещает кислород. Когда CО2 используется в ограниченном пространстве, человек осуществляющий тушение, чтобы избежать удушья, должен воспользоваться дыхательным аппаратом или немедленно покинуть помещение.
Огнетушители с сухими химикатами
с патроном
Огнетушитель держат вертикально, немного наклонив вперед. Предохранительная чека удалена и пусковой рычаг опущен ударом ладони.
Перед тем как активировать огнетушитель, убедитесь, что колпачковая гайка находящаяся сверху, направлена в сторону от Вас, на случай, если она плохо закреплена. Она может вылететь Вам в лицо.
Огнетушители с сухими химикатами
под давлением
Огнетушители с сухими химикатами под давлением имеют те же размеры, что и модели с патроном. Они имеют такой же радиус действия, продолжительность работы и применяются аналогично. Различие заключается в том, что газ создающий давление находится вместе с сухими химикатами и производительность управляется регулирующим устройством в верхней части огнетушителя. Манометр показывает состояние зарядки.
Пенные огнетушители
Пенные огнетушители держат вертикально, затем переворачивают, чтобы смешать жидкости для образования жидкой пены и C02. C02 создает необходимое давление и заполняет пузырьки пены, жидкая пена увеличивается до 8 раз, относительно начального объема.
Чтобы избежать разбрызгивания пены или горящей жидкости, пену следует наносить осторожно, направляя струю на близлежащую поверхность так, чтобы она стекала с нее на горящую жидкость пока не покроет весь очаг пожара. Если горят обычные горючие материалы, используйте пену для создания покрова или силу струи, чтобы сбить огонь.
Вода
Способность поглощать огромное количество теплоты и наличие всегда на готове морской воды делают ее идеальным средством для тушения на борту судов.
Когда пожар потушен
еред тем, как пожар можно будет считать потушенным, человек, который руководил тушением должен убедиться, что выполнен ряд важных процедур. Они включают:
1. Тщательный осмотр места пожара, чтобы убедится, что все возможные пути распространения пожара проверены.
2. Весь дым и продукты горения удалены через вентиляцию.
3. Установлена вахта, следящая, чтобы не произошло повторное возгорание.
4. Оценку повреждений полученных судном в результате пожара. Под действие высокой температуры палубы, переборки и другие структурные элементы могут деформироваться или потерять надежность.
5. Предприняты необходимые действия по осушению.
6. Капитан провел поверку всего экипажа.
Экстренные медицинские случаи
в море
• В первую очередь проверьте проходимость дыхательных путей, дыхание и кровообращение (сердцебиение).
• Потрусите пострадавшего за плечи и попытайтесь понять в сознании ли он.
• Если вы один, позовите на помощь.
• Уложите пострадавшего на спину на жесткую прямую поверхность. Пострадавшему, у которого может быть повреждение шеи и который лежит на животе, необходимо зафиксировать шею перед тем, как его переворачивать на спину.
Искусственное дыхание
• Если пострадавший не дышит, очистите ему рот и выньте все посторонние предметы.
• Прижмитесь своим ртом ко рту пострадавшего.
• Сделайте два резких выдоха («ху») в рот пострадавшего в течение 5 секунд.
• Проследите поднимется ли и опускается грудь пострадавшего.
• Прощупайте у пострадавшего пульс на шее на сонной артерии. Если пульс имеется продолжите искусственное дыхание со скоростью 12 раз в минуту (одно каждые 5 секунд).
• Если пульс отсутствует, снимите с груди пострадавшего мешающую одежду.
• Нащупайте нижнюю часть грудной клетки.
• Положите ладонь одной руки чуть выше ваших пальцев так, чтобы ладонь оказалась на нижней части грудной клетки. Положите вторую руку поверх первой. Плотно прижмите ваше руки.
• Нажимайте на грудную клетку вертикально вниз от 1/2 до 2 дюймов (для взрослых).
• Позовите на помощь.
Кровотечения
Артериальные кровотечения может оказаться причиной смерти. Быстрая потеря крови в количестве превышающем четверть ее количества может стать причиной шока.
Очень важно быть в состоянии распознать значительные кровотечения.
• артериальное кровотечение (1)
• венозное кровотечение (2)
• капиллярное кровотечение (3)
Остановка кровотечений
• Используйте руку для оказания прямого нажима на рану.
• Приподнимите поврежденную руку или ногу выше уровня сердца, при условии, что это не приведет к причинению вреда (если, например, имеются переломы).
• Давящая повязка может заменить прижатие раны рукой на большинстве частей тела. Накладывайте повязку поверх одежды, оборачивайте ее концы вокруг части тела и завязывайте концы непосредственно поверх одежды.
Наложение давящей повязки
Давящую повязку всегда следует накладывать между сердцем и раной.
После того как кровотечение будет остановлено с помощью давящей повязки, постоянно проверяйте нет ли опуханий или иных признаков чрезмерного передавливания.
Признаками, показывающими наличие чрезмерного давления повязки, являются распухание части тела, расположенной после повязки, отсутствие ощущения прикосновений, уколов, часть тела становится белой или фиолетовой, появляются болевые ощущения за пределами поврежденного участка.
Точки пережимания артерий
Применение метода передавливания кровеносных сосудов в определенных точках является временной мерой для приостановки сильных кровотечений до наложения повязки. Точками пережимания являются определенные места, в которых артерии проходят над костью и в которых можно прощупать пульс.
Используйте пережимание артерий вместе с непосредственным зажатием раны и поднятием поврежденного места.
Непосредственное зажатие является эффективным для остановки кровотечения почти из всех ран. Оно почти всегда устраняет необходимость использования жгута.
Пережимать сонную артерию можно только в случаях, представляющих смертельную опасность, когда все иные попытки остановить кровотечение оказались безуспешными. (Обычно, это необходимо только при повреждениях шеи, приведших к разрыву самой артерии.)
Никогда не пережимайте сонную артерию одновременно на обоих сторонах шеи.
Порядок наложения жгута
• Наложите жгут выше раны, если рана на суставе, наложите жгут выше сустава.
• Используйте широкую повязку для того, чтобы она не врезалась в тело.
• Для зажима артерии используйте поверх нее подушечку.
• Сделайте два плотных оборота вокруг конечности и завяжите концы в узел.
• Поместите короткий крепкий брусок на узел и завяжите второй узел поверх бруска.
• Поворачивайте брусок до тех пор, пока не остановится кровотечение, не более того.
• Закрепите брусок в этом положении.
• Напишите на лбу пострадавшего время наложения жгута.
Помните: жгуты НИКОГДА не накладывают, если только сильное кровотечение не удаётся остановить иными средствами.
Внутренние кровотечения
Внутренние кровотечения не всегда явны.
Симптомы
• Рвота, похожая на кофейную гущу;
• Откашливаемая кровь, ярко красная или пузырится;
• Частый, хорошо прощупываемый пульс;
• Бред и беспокойность;
• Головокружение, потливость, обмороки.
Первая помощь
• Примите противошоковые меры;
• Запросите совет врача по радио;
• Не давайте пострадавшему питья или пищи;
• Определите повреждения, такие, как переломы костей, которые могут быть причиной кровотечения;
• Будьте спокойны и успокаивайте пострадавшего.
Жизненные показатели
Имеются ключевые показатели, которые помогут медицинскому персоналу оценить состояние пострадавшего. Есть четыре жизненных показателя:
Для того, чтобы измерить жизненные показатели вам понадобятся часы с секундной стрелкой, термометр, стетоскоп и прибор для измерения кровяного давления.
Пульс. Пульсом показывает частоту сердечных сокращений. Легче всего прощупать пульс на сонной артерии с любой стороны шеи. Поскольку сонная артерия является самой большой и расположена близко к сердцу, пульс на ней обычно прекращает прослушиваться в последнюю очередь. У пострадавших, находящихся в сознании, измерение пульса на периферии на запястье может является более подходящим:
• Положите указательный палец на артерию, находящуюся на внутренней стороне запястья пострадавшего.
• Подвигайте пальцем и слегка прижимая его пытайтесь обнаружить биение сердца.
• Не пользуйтесь большим пальцем, поскольку он имеет пульсацию вашу собственную.
• Сосчитайте количество ударов за минуту.
Температура тела. Температура тела показывает результат между производством тепла и потреблением тепла. Вы можете использовать оральный термометр, если пострадавший находится в сознании и хорошем состоянии. Использовать ректальный термометр следует с осторожностью, в отдельных случаях он дает врачу более полную информацию о том, что случилось с пострадавшим.
Частота дыхания. Частота дыхания означает количество дыхательных движений в минуту. Обычная частота дыхания составляет от 14 до 20 в минуту (считается одним каждый вдох-выдох). Для того, чтобы получить точные данные, лучше всего считать вдохи и выдохи тогда, когда пострадавший не знает о том, что вы это делаете.
Кровяное давление. Данные о кровяном давлении показывают силу давления на стенки кровяных сосудов в процессе каждого сердечного сокращения. Показатель 120/80 обычно считается нормальным для взрослого здорового человека. Первая цифра показывает давление в момент сердечного сжатия и выброса крови в сосуды, а вторая показывает давление в момент расслабления.
Транспортировка на руках
(1)
(2) (3) (4)