что необходимо психологу для работы с детьми
Психологическая служба в МБДОУ
Долгополова Наталья Анатольевна работает педагогом-психологом в МБДОУ ЦРР детском саду «Танюша» с 1998 года.
Долгополова Наталья Анатольевна окончила Славянский государственный педагогический институт, 1986г, по специальности «Педагогика и психология дошкольников» квалификация – Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию.
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионально педагогического образования, 2000г, по специальности «Психология», квалификация «Психолог – практик».
Основные направления работы – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
— Почётной грамотой Министерства Образования и науки Российской Федерации, приказ от 08.08.2008г., №1155/ к-н;
— Почётной грамотой Тюменской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки-2010г.;
С целью повышения имиджа организации и эффективности образовательной деятельности:
— награждена Почётным дипломом Главы Сургутского района, «Лучший педагогический работник образовательного учреждения Сургутского района», 2007г;
— приняла участие в районном конкурсе «Педагог – психолог года Сургутского района – 2011г.»
Повышение профессиональной квалификации
Название курса повышения квалификации
«Технология и методика реализации программы Югорская семья – компетентные родители»
«Коррекция нарушений поведения детей с проблемами развития в условиях сенсорной комнаты»
«Интегрированное инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья»
«Проективные методы в работе педагога- психолога образовательного учреждения»
«Организация работы психолого – медико – педагогической комиссии»
«Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений в соответствии с ФГОС»
«Современная технология эффективной социализации ДОО»
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
· Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
· Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
· Психологическое сопровождение детей старших групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
· Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
· Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
· Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка
1. Оказание психологической помощи детям:
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
В ДОУ функционирует 17 групп, из них 4 группы раннего возраста
Что же делает психолог в ДОУ?
Что делает психолог?
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством ежедневного наблюдения в течение трех недель. На каждого ребенка заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с воспитателем группы. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности, частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается в аналитической справке. На протяжении этого периода выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика проводится в одном из двух вариантах:
Диагностика в старших группах в начале учебного года помогает выявить детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой справке).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка) готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и личных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются в заключении
Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи является ребенок.
Психологическая помощь организуется:
Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
В работе с «нормативными» детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
Психологическое просвещение и профилактика
Основной целью психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
С этой целью подбирается необходимая актуальная стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
· влиянии семейного воспитания и его типах, возрастных кризисах детей,
· памятки для родителей о возрастных особенностях детей и другой тематики,
· беседы и лекции с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями,
· сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей,
Консультативная деятельность психолога ДОУ
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
Консультации психолога организуются в ДОУ следующими способами:
Итогом психологического консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.
Детский психолог
Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.
Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.
Какое образование у детского психолога?
У детского психолога высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.
Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».
Подробно про образование и опыт работы психолога нашей онлайн-школы Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.
Зачем идти к детскому психологу?
К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.
Чем может помочь детский психолог?
Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.
Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.
Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.
Какие услуги предоставляет детский психолог?
Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.
Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.
С какими проблемами работает детский психолог?
Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.
Как выбрать детского психолога?
Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.
Остерегайтесь мошенников, которые занимаются плагиатом и вводят людей в заблуждение, фальсифицируя информацию о себе. Тех, кто за счет чужих знаний, опыта и созданных ими программ, наживается на желании родителей лучше понимать себя своих детей.
Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.
На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Вот тут можно прочитать отзыв мамы, ребенку которой уже 23 года. А её книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.
Как записаться на приём к детскому психологу?
На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.
Первый контакт с детским психологом
Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.
Формы работы детского психолога
Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.
Инструменты детского психолога
В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.
К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.
Методы работы детского психолога
К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.
Направления работы детского психолога
К направлениям работы детского психолога можно отнести:
Как выглядит кабинет детского психолога?
Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.
Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.
Принципы работы детского психолога
Алгоритм работы детского психолога
Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.
Задачи детского психолога
– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.
Цели детского психолога
– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.
Как работает детский психолог?
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.
Длительность приёма у детского психолога
Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.
Мифы о детском психологе
Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.
Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.
Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.
Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.
Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.
Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.
Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.
Поделитесь статьей со своими друзьями, чтобы помочь им стать счастливее, нажав на кнопки соц. сетей.
Что необходимо психологу для работы с детьми
Понедельник: 8.00 — 15.42
Вторник: 8.00 — 15.42
Среда: 10.00 — 17.42
Четверг: 8.00 — 15.42
Пятница: 8.00 — 15.42
Перерыв: 12.00— 12.30
Что делает педагог — психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом — это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса — педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т. п.)
Родители, дети которых проходят психологическую диагностику, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов — это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ — сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
Деятельность педагога — психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Деятельность педагога — психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно — образовательного процесса:
В ДОУ функционирует 12 групп: 10 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная группа
Что делает педагог — психолог?
группа раннего развития (I младшая)
II младшая группа
средняя группа
старшая группа
старшая группа
компенсирующей направленности для детей с ОНР
подготовительная к школе группа
подготовительная к школе группа
компенсирующей направленности для детей с ОНР