что необходимо иметь предприятиям осуществляющим ремонт железнодорожного подвижного состава каскор
Что необходимо иметь предприятиям осуществляющим ремонт железнодорожного подвижного состава каскор
ЭКСПЛУАТАЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Термины и определения
Operation, maintenance and repair of railway rolling stock. Terms and definitions
Дата введения 2015-05-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 июля 2014 г. N 68-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1432-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32884-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 мая 2015 г.
5. Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53341-2009*
* Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1432-ст ГОСТ Р 53341-2009 отменен с 1 мая 2015 г.
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Наличие квадратных скобок в терминологической статье означает, что в нее включены два (три, четыре и т.п.) термина, имеющие общие терминоэлементы.
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
Термины, установленные в настоящем стандарте, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
2 Термины и определения
Эксплуатация железнодорожного подвижного состава
1 эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Стадия жизненного цикла железнодорожного подвижного состава от ввода в эксплуатацию до утилизации, включающая использование по назначению, транспортирование, хранение.
система эксплуатации: Совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации.
3 условия эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, действующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при его эксплуатации.
4 условия хранения железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, воздействующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при хранении.
5 условия транспортирования железнодорожного подвижного состава: Совокупность факторов, воздействующих на железнодорожный подвижной состав или его составные части при транспортировании.
6 штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация железнодорожного подвижного состава в соответствии с требованиями действующих эксплуатационных документов.
7 опытная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Эксплуатация железнодорожного подвижного состава, проводимая по специальной программе с целью совершенствования железнодорожного подвижного состава и его системы эксплуатации по результатам учета реальных условий эксплуатации, контроля в этих условиях технических характеристик железнодорожного подвижного состава и приобретения опыта эксплуатации.
8 подконтрольная эксплуатация железнодорожного подвижного состава: Штатная эксплуатация железнодорожного подвижного состава, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом его технического состояния.
9 приведение железнодорожного подвижного состава к использованию по назначению: Комплекс работ по приведению железнодорожного подвижного состава в работоспособное состояние.
10 ввод в эксплуатацию железнодорожного подвижного состава: Совокупность подготовительных работ, в том числе проведение испытательного пробега, контроля и приемки у эксплуатирующего предприятия железнодорожного подвижного состава с оформлением установленных документов, поступивших после изготовления или ремонта.
11 начало эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Дата ввода железнодорожного подвижного состава в эксплуатацию.
12 хранение при эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Содержание используемого по назначению железнодорожного подвижного состава в специально отведенном для его размещения месте с обеспечением сохранности в течение установленного срока хранения.
13 кратковременное хранение железнодорожного подвижного состава: Хранение железнодорожного подвижного состава до одного года включительно.
14 длительное хранение железнодорожного подвижного состава: Хранение железнодорожного подвижного состава более одного года.
15 транспортирование железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по подготовке и перемещению железнодорожного подвижного состава при условии обеспечения безопасности движения и сохранении его технического состояния и комплектности.
16 снятие с эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Прекращение эксплуатации железнодорожного подвижного состава с оформлением установленных документов для использования в целях, отличных от его назначения, или утилизации.
17 управление эксплуатацией железнодорожного подвижного состава: Система действий эксплуатирующего железнодорожный подвижной состав предприятия, направленная на выполнение задач эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
18 планирование эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Разработка мероприятий по подготовке, обеспечению и осуществлению эксплуатации железнодорожного подвижного состава с указанием сроков проведения этих мероприятий, исполнителей и лиц, ответственных за организацию и контроль их исполнения.
19 стоимость системы эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Стоимость в денежном выражении совокупности единиц железнодорожного подвижного состава, средств эксплуатации, выполнения работ исполнителями, обеспечивающих функционирование системы.
20 средства эксплуатации железнодорожного подвижного состава: Сооружения, технические средства, запасные части и материалы, необходимые для эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
21 техническое состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава в определенный момент времени и при определенных воздействиях климатических факторов внешней среды, которое характеризуется значениями параметров, установленных технической документацией на железнодорожный подвижной состав.
22 контроль технического состояния железнодорожного подвижного состава: Процесс получения информации о фактических значениях параметров, характеризующих его техническое состояние, сопоставления их со значениями, установленными в нормативной и технической документации на железнодорожный подвижной состав.
23 исправное состояние железнодорожного подвижного состава: Техническое состояние железнодорожного подвижного состава, соответствующее требованиям, установленным в технической документации на железнодорожный подвижной состав.
24 неисправное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором хотя бы один параметр, характеризующий его техническое состояние, не соответствует требованиям технической документации на железнодорожный подвижной состав.
25 работоспособное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором он способен выполнять требуемые функции с заданными в нормативной и технической документации характеристиками и значениями параметров.
26 неработоспособное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором значение хотя бы одной его характеристики или параметра, заданные в нормативной и технической документации, не позволяет выполнить требуемые функции.
27 предельное состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором его эксплуатация недопустима или нецелесообразна по техническим, экономическим и экологическим причинам.
28 критическое состояние железнодорожного подвижного состава: Состояние железнодорожного подвижного состава, при котором его эксплуатация вследствие возникновения опасного отказа может привести к гибели, травмированию людей или значительному материальному ущербу.
29 техническое состояние парка железнодорожного подвижного состава: Состояние парка железнодорожного подвижного состава, характеризуемое средними для этого парка на данный момент или за данный интервал времени значениями показателей безотказности и/или ремонтопригодности.
30 утилизация железнодорожного подвижного состава: Ликвидация железнодорожного подвижного состава с переработкой его составных частей, не подлежащих восстановлению, во вторичное сырье.
31 экипирование железнодорожного подвижного состава: Комплекс работ по подготовке к эксплуатации железнодорожного подвижного состава, включающий в себя заполнение емкостей материалами, необходимыми для обеспечения функционирования систем железнодорожного подвижного состава, а также снабжение железнодорожного подвижного состава требуемыми расходными материалами и принадлежностями.
32 консервация составных частей железнодорожного подвижного состава: Комплекс операций по нанесению средств защиты на составные части железнодорожного подвижного состава для их длительного хранения.
33 расконсервация составных частей железнодорожного подвижного состава: Комплекс операций по удалению средств защиты с составных частей железнодорожного подвижного состава.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 08.02.2018 N 248
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
от 8 февраля 2018 г. N 248
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО «РЖД» ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2016 Г. N 2676Р
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 сентября 2016 г. N 257 «О внесении изменений в приложение N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286» и в целях обеспечения единого порядка по организации допуска на инфраструктуру ОАО «РЖД» вновь изготовленного, модернизированного, прошедшего плановый вид ремонта специального железнодорожного подвижного состава, а также повышения обеспечения безопасности движения при его эксплуатации:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2018 г. Изменения, которые вносятся в Правила эксплуатации специального железнодорожного подвижного состава на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 26 декабря 2016 г. N 2676р.
2. Руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» организовать в установленном порядке изучение прилагаемых изменений причастными работниками и обеспечить их соблюдение.
генерального директора ОАО «РЖД»
распоряжением ОАО «РЖД»
от «__» ________ 2018 г. N ___
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ИНФРАСТРУКТУРЕ
ОАО «РЖД», УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ОАО «РЖД»
ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2016 Г. N 2676Р
1. Пункт 3.2 изложить в следующей редакции:
«Перед допуском на инфраструктуру ОАО «РЖД» вновь изготовленный, модернизированный, прошедший плановый вид ремонта СПС должен отвечать следующим требованиям:
вновь изготовленный или модернизированный серийный СПС должен пройти приемо-сдаточные испытания с оформленным и подписанным актом приемо-сдаточных испытаний (опытный образец СПС должен пройти приемочные испытания с оформленным и подписанным актом приемочных испытаний) и иметь сертификат соответствия согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011;
прошедший плановый вид ремонта серийный СПС должен пройти приемо-сдаточные испытания с оформленным и подписанным актом приемо-сдаточных испытаний (опытный образец СПС должен пройти приемочные испытания с оформленным и подписанным актом приемочных испытаний). Для СПС, прошедшего плановый вид ремонта, производится запись в формуляре (паспорте) СПС о проведенном виде ремонта. Плановый ремонт СПС выполняется на предприятиях, прошедших аттестацию на право производства технического обслуживания и ремонта СПС и имеющих условный номер клеймения, полученный на соответствующие виды работ.
Перед допуском на железнодорожные пути общего пользования вновь изготовленного, модернизированного, прошедшего плановый вид ремонта СПС осуществляется его комиссионный осмотр, в ходе которого проводятся:
идентификация СПС по техническим и эксплуатационным характеристикам, указанным в формуляре (паспорте) СПС;
сверка идентификационных номеров составных частей, определенных данными информационных систем учета СПС;
проверка наличия документов об обязательном подтверждении соответствия для вновь изготовленного или модернизированного СПС.
По результатам осмотра оформляется Акт с подписями членов комиссии:
представителя эксплуатирующей организации (балансодержателя СПС);
представителя предприятия, осуществлявшее изготовление, модернизацию, плановый вид ремонта СПС.
Акт оформляется и предъявляется ДСП представителем вышеуказанного предприятия.
При выявлении несоответствий установленным требованиям СПС не допускается к эксплуатации на железнодорожные пути общего пользования с указанием в Акте причин отказа.
После устранения несоответствий СПС повторно предъявляется к осмотру для допуска на железнодорожные пути общего пользования».
абзац четвертый после слов «на инфраструктуру» дополнить словами «(для ССПС)»;
абзац девятый после слов «текущего года» дополнить словами «(для ССПС);»;
в абзаце первом слова «согласно действующего порядка совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО «РЖД» заменить на слова «согласно Порядку совмещения профессий (должностей) в филиалах ОАО «РЖД», утвержденному распоряжением ОАО «РЖД» от 13 сентября 2016 г. N 1882р»;
4. Пункт 5.1 изложить в следующей редакции:
«Машинистами СПС назначаются лица, прошедшие профессиональное обучение по этой профессии в образовательных организациях или учебных центрах филиалов ОАО «РЖД», имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, прошедшие теоретические испытания на право самостоятельного управления СПС для получения прав управления СПС.
Права управления СПС выдаются в соответствующих региональных дирекциях (ДПМ, ДРП, НТЭ и др.), на балансе которых находятся СПС, после успешных прохождений теоретических испытаний работниками бригад на право управления СПС. В региональных дирекциях издаются распоряжения о проведении теоретических испытаний с целью выдачи прав управления работникам бригад СПС.
Для прохождения теоретических испытаний на получение впервые прав управления СПС в региональные дирекции направляются помощники машинистов:
прошедшие проверку предварительных теоретических испытаний и практические испытания на право управления в подразделении приписки.
Для прохождения теоретических испытаний на получение новых прав управления СПС на другой тип СПС в региональные дирекции направляются машинисты:
прошедшие соответствующее профессиональное обучение на другой тип СПС в образовательных организациях или в учебных центрах филиалов ОАО «РЖД», имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, и стажировку не менее 1 месяца на другом типе СПС;
прошедшие проверку предварительных теоретических испытаний и практические испытания на право управления в подразделении приписки.
Помощникам машиниста СПС, машинистам СПС, прошедшим соответствующее профессиональное обучение и успешно прошедшим теоретические испытания на право самостоятельного управления, оформляются права управления СПС.
Оформленные права управления направляются в отделы кадров соответствующих подразделений, где регистрируются и хранятся. Копии прав управления СПС, заверенные отделами кадров подразделений, выдаются работникам бригад, прошедшим успешно теоретические испытания на право управления СПС в региональных дирекциях.
Помощники машиниста СПС и машинисты СПС сторонних предприятий, прошедшие соответствующее профессиональное обучение, для прохождения теоретических испытаний и получения прав управления направляются в региональную дирекцию, имеющей в приписном парке соответствующие серии СПС».
абзац третий изложить в следующей редакции: «имеющие не ниже среднего общего образования»;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«прошедшие профессиональную подготовку в образовательной организации или учебном центре филиала ОАО «РЖД» и получившие свидетельство о присвоении профессии машиниста (водителя) ССПС или СНПС (для работников исполняющих обязанности помощника машиниста МРТ в порядке совмещения профессии (должности) допускается прохождение специальных курсов)»;
предпоследний абзац исключить.
в абзаце втором слова «в учебном заведении» заменить словами «в образовательной организации или учебном центре филиала ОАО «РЖД»;
7. В абзаце четвертом пункта 5.7.1 после слова «свидетельство» дополнить словом «(удостоверение)».
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«удостоверение помощника машиниста (выдается в структурном подразделении) с указанием серий СПС, на которых ему разрешается работать или копию свидетельства (удостоверения) на право управления соответствующими сериями СПС»;
абзац десятый изложить в следующей редакции:
«удостоверение о проверке знаний по промышленной безопасности (при непосредственной эксплуатации (управлении) ПС)».
9. В абзаце втором пункта 7.4 слова «ознакомления с ТРА станций» исключить.
абзац первый изложить в следующей редакции:
«СПС проходит КТО: два раза в год (весной и осенью) при круглогодичной эксплуатации, один раз в год (перед началом сезона) при сезонной эксплуатации, после проведения модернизации и плановых видов ремонта (ТР-1, ТР-2, КР-1), вновь изготовленный СПС»;
абзац третий изложить в следующей редакции:
в абзаце пятом слова «руководитель предприятия» заменить на слова «председатель комиссии»;
после шестого абзаца дополнить абзацем следующего содержания: «представитель ФГП ВО ЖДТ России»;
последний абзац изложить в следующей редакции:
11. Приложение N 2 изложить в новой редакции (прилагается).
12. Дополнить Правила новым приложением N 8 (прилагается).
к Правилам эксплуатации
на инфраструктуре ОАО «РЖД»
к Правилам эксплуатации
на инфраструктуре ОАО «РЖД»
Наименование несоответствий, выявленных при осмотре СПС, с указанием пункта Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286
(визуальный, инструментальный обмер, по данным отчетно-учетной документации)
Что необходимо иметь предприятиям осуществляющим ремонт железнодорожного подвижного состава каскор
к Правилам технической
эксплуатации железных дорог
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Минтранса России от 04.06.2012 N 162,
от 30.03.2015 N 57, от 25.12.2015 N 382, от 01.09.2016 N 257,
от 05.10.2018 N 349, от 25.12.2018 N 472)
1. Железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 01.09.2016 N 257)
Газета «Транспорт России», 2016 год, N 39 (950).
(сноска введена Приказом Минтранса России от 01.09.2016 N 257)
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
2. На инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование потенциально-опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Контроль соблюдения указанных требований осуществляет, соответственно, владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования.
3. Все элементы вагонов по прочности, устойчивости и техническому состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов. Вновь строящиеся вагоны должны обеспечивать безопасное и плавное движение с конструкционными скоростями перспективных локомотивов, моторвагонных поездов, предназначенных для обслуживания соответствующих категорий поездов.
Допускаемые скорости движения для железнодорожного подвижного состава устанавливаются владельцем инфраструктуры в зависимости от конструкции железнодорожного пути, типов и моделей железнодорожного подвижного состава.
Вагоны, не имеющие переходных площадок, должны иметь специальные подножки и поручни.
(п. 3 в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Внесение изменений в конструкцию эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, влияющих на его эксплуатационные характеристики, допускается при условии соблюдения норм и правил.
5. Железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять требованиям габарита, установленного нормами и правилами.
Контейнеры должны отвечать соответствующим требованиям норм и правил.
Железнодорожные кузова могут устанавливаться и закрепляться на грузовом вагоне предусмотренными конструкторской документацией деталями и узлами, а также с помощью сварных соединений.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
6. Допуск к эксплуатации вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава осуществляется соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Для решения вопроса о допуске на железнодорожные пути общего пользования владелец инфраструктуры осуществляет осмотр железнодорожного подвижного состава, в ходе которого проводятся:
идентификация железнодорожного подвижного состава по техническим и эксплуатационным характеристикам, указанным в техническом паспорте (формуляре);
сверка идентификационных номеров составных частей, определенных данными информационных систем учета железнодорожного подвижного состава;
проверка наличия документов об обязательном подтверждении соответствия вновь изготовленного, модернизированного железнодорожного подвижного состава.
При выявлении несоответствия(ий) установленным требованиям владелец инфраструктуры не допускает железнодорожный подвижной состав к эксплуатации с указанием в Акте причин(ы) отказа.
После устранения несоответствия(ий) железнодорожный подвижной состав повторно предъявляется к осмотру для допуска на инфраструктуру железнодорожного транспорта.
Порядок допуска железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования устанавливается владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
Ответственными за допуск на инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожные пути необщего пользования вновь изготовленного, модернизированного, а также прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава являются владелец инфраструктуры, владелец железнодорожных путей необщего пользования соответственно.
Порядок проследования опытных образцов подвижного состава к месту проведения испытаний и обратно устанавливается владельцем инфраструктуры.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
(п. 6 в ред. Приказа Минтранса России от 01.09.2016 N 257)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Каждая единица железнодорожного подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:
технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту Российской Федерации;
наименование владельца железнодорожного подвижного состава;
номер, табличку с указанием завода-изготовителя, даты и места постройки;
(в ред. Приказа Минтранса России от 01.09.2016 N 257)
(см. текст в предыдущей редакции)
идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях в местах, установленных нормами и правилами;
дату и место производства установленных видов ремонта;
массу тары (кроме локомотивов и специального самоходного подвижного состава).
Кроме того, должны быть нанесены следующие надписи:
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
На тендерах паровозов должны быть обозначены серия, номер и наименование владельца.
На раму вагона, предназначенного для установки железнодорожных кузовов, наносится масса тары грузового вагона с массой железнодорожного кузова.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
Каждый железнодорожный кузов должен иметь следующие отличительные знаки и надписи:
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
наименование (товарный знак) изготовителя;
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
идентификационный номер вагона;
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
массу тары вагона с учетом массы железнодорожного кузова.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
Другие знаки и надписи на железнодорожный подвижной состав наносятся в соответствии с требованиями, установленными нормами и правилами.
Каждый крупнотоннажный контейнер должен, кроме табличек о допущении к эксплуатации во внутреннем и международном сообщении, иметь маркировочные надписи, идентифицирующие собственника, типаж и специализацию контейнера.
Эксплуатация грузовых вагонов допускается без табличек завода-изготовителя с указанием даты и места постройки с нанесением трафарета с обозначением кода завода-изготовителя и даты постройки вагона.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 04.06.2012 N 162)
На каждую единицу вновь изготовленного, модернизированного и прошедшего ремонт железнодорожного подвижного состава предприятием, выполняющим данные виды работ, должно оформляться уведомление о приемке.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 01.09.2016 N 257)
(абзац введен Приказом Минтранса России от 01.09.2016 N 257)
(п. 8 в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Локомотивы и моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав должны быть оборудованы средствами поездной радиосвязи, совместимыми с поездной радиосвязью инфраструктуры по маршрутам обращения поездов (в случае эксплуатации на инфраструктуре), скоростемерами с регистрацией установленных показаний, локомотивными устройствами автоматической локомотивной сигнализации, а также оборудоваться устройствами безопасности.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Локомотивные устройства автоматической локомотивной сигнализации должны обеспечивать прием от путевых устройств и передачу на локомотивный светофор информации о показаниях путевых светофоров, а при движении только по показаниям локомотивных светофоров, обеспечивать передачу информации о занятости или свободности впереди лежащих блок-участков. Локомотивные светофоры, устанавливаемые в кабине управления локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава, должны давать сигнальные показания непосредственно машинисту и его помощнику или водителю дрезины и его помощнику в соответствии с показаниями путевых светофоров, к которым приближается поезд.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Локомотивы, моторвагонный железнодорожный подвижной состав, а также специальный самоходный подвижной состав владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев такого железнодорожного подвижного состава, не выходящие на железнодорожную станцию примыкания и не находящиеся в обращении на железнодорожных путях общего пользования, оборудуются указанными устройствами в соответствии с планом, утверждаемым их владельцем.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Железнодорожный подвижной состав оборудуется устройством, обеспечивающим автоматическую идентификацию бортового номера. Допускается эксплуатация грузовых вагонов без устройств, обеспечивающих автоматическую идентификацию бортового номера. Решение об оборудовании подвижного состава принимается его владельцем.
(в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пассажирские локомотивы должны быть оборудованы устройствами управления электропневматическим торможением, а локомотивы для поездов грузовых должны оборудоваться устройством контроля целостности тормозной магистрали.
Моторвагонные поезда оборудуются системой автоведения с обеспечением контроля скорости движения и речевой информации при подъездах к проходным светофорам, железнодорожным переездам и железнодорожным станциям, связью «пассажир-машинист», сигнализацией контроля закрытия дверей, автоматической пожарной сигнализацией и системой пожаротушения.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Поездные локомотивы при обслуживании одним машинистом, а также допускаемые к обслуживанию одним машинистом моторвагонные поезда и специальный самоходный подвижной состав, должны быть дополнительно оборудованы следующими средствами и устройствами безопасности:
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
системой автоматического управления торможением поезда или комплексным локомотивным устройством безопасности, а также системой контроля бодрствования машиниста;
зеркалами и (или) видеокамерами заднего вида;
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
системой пожаротушения (для тепловозов);
блокировкой тормоза (для локомотивов).
Маневровые локомотивы должны быть оборудованы устройствами дистанционной отцепки их от вагонов, а обслуживаемые одним машинистом, кроме того, вторым пультом управления, зеркалами заднего вида и устройствами, обеспечивающими автоматическую остановку в случае внезапной потери машинистом способности к ведению локомотива, а также устройством наружной сигнализации и средствами станционной радиосвязи, совместимыми со станционной радиосвязью, используемой на железнодорожных станциях обращения.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Маневровые локомотивы владельцев железнодорожных путей необщего пользования, выходящие на железнодорожную станцию примыкания железнодорожных путей общего пользования, кроме того, должны быть оборудованы локомотивными устройствами автоматической локомотивной сигнализации.
Маневровые локомотивы могут быть оборудованы маневровой автоматической локомотивной сигнализацией (МАЛС).
(абзац введен Приказом Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
11. Порядок выхода локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования установлен Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26 «Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования» (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4764) с изменениями, внесенными Приказами Минтранса России от 15 февраля 2008 г. N 28 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2008 г., регистрационный N 11283) и от 4 мая 2009 г. N 72 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2009 г., регистрационный N 14016).
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок курсирования железнодорожного подвижного состава (включая его перемещение в порожнем состоянии), предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования установлен Приказом Минтранса России от 28 марта 2006 г. N 34 «О некоторых вопросах, связанных с курсированием по железнодорожным путям общего пользования железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов» (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2006 г., регистрационный N 7764).
Правила приписки железнодорожного подвижного состава (включая вагоны), предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, установлены Приказом Минтранса России от 28 марта 2006 г. N 35 «Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2006 г., регистрационный N 7742).
12. Каждая колесная пара должна удовлетворять требованиям, установленным конструкторской и эксплуатационной документации и настоящим Правилам и иметь на оси четко поставленные знаки о времени и месте формирования (капитального ремонта) и полного освидетельствования (среднего ремонта) колесной пары.
Знаки и клейма ставятся в местах, предусмотренных конструкторской и эксплуатационной документацией.
Колесные пары должны подвергаться осмотру под железнодорожным подвижным составом, обыкновенному освидетельствованию (текущему ремонту), полному освидетельствованию (среднему ремонту).
(п. 12 в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Расстояние между внутренними гранями колес у ненагруженной колесной пары должно составлять 1440 мм с учетом следующих допусков:
у локомотивов и вагонов, а также специального самоходного подвижного состава, обращающихся в поездах со скоростью свыше 120 км/ч до 140 км/ч, отклонения допускаются в сторону увеличения не более 3 мм и в сторону уменьшения не более 1 мм, при скоростях до 120 км/ч отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм;
у железнодорожного подвижного состава, не имеющего выхода на железнодорожные пути общего пользования, отклонения допускаются в сторону увеличения и уменьшения не более 3 мм.
(п. 13 в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
14. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и (или) ступице колеса, с трещиной или отколом гребня колеса, остроконечного наката, а также при следующих неисправностях колесных пар, нарушающих нормальное взаимодействие пути и подвижного состава и угрожающих безопасности движения:
при скоростях движения свыше 120 км/ч до 140 км/ч:
прокат по кругу катания у локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, пассажирских вагонов более 5 мм;
выщербины на круге катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм у грузовых вагонов и более 25 мм у пассажирских вагонов, трещина в выщербине или расслоение, идущее вглубь металла. Допускается эксплуатация колесной пары с выщербиной глубиной до 1 мм при отсутствии расслоения металла независимо от их длины;
выщербина, раковина или вмятина на круге катания колесных пар глубиной более 3 мм и длиной у локомотивов и моторного вагона подвижного состава более 10 мм, а у прицепного вагона более 25 мм;
при скоростях движения до 120 км/ч:
неравномерный прокат по кругу катания (при обнаружении) у грузовых вагонов более 2 мм. Неравномерный прокат определяется разностью измерений в сечениях максимального износа и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм по окружности;
вертикальный подрез гребня высотой более 18 мм, измеряемый специальным шаблоном;
ползун (выбоина) на круге катания колеса у локомотивов, моторвагонного железнодорожного и специального подвижного состава, у тендеров паровозов, а также у грузовых вагонов более 1 мм; грузовых вагонов с кассетными подшипниками более 2 мм, а у тендеров с подшипниками скольжения более 2 мм;
при любых скоростях движения:
забоины, вмятины, протертость средней части оси глубиной более 2,5 мм (5 мм по диаметру);
следы контакта с электродом или электросварочным проводом в любой части оси колесной пары;
сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси;
местное уширение обода колеса (раздавливание) более 5 мм;
поверхностный откол наружной грани обода колеса глубиной (по радиусу колеса) более 10 мм, наличие трещины, распространяющейся в глубь металла, а также если ширина оставшейся части обода в месте откола менее 120 мм;
повреждение на круге катания колеса, вызванное смещением металла у колесных пар: пассажирских вагонов высотой более 0,5 мм; грузовых вагонов с буксовыми подшипниками высотой более 1 мм; грузовых вагонов с подшипниками кассетного типа с адаптером высотой 2 мм и более.
толщина обода колеса по кругу катания у грузовых вагонов менее 22 мм, у пассажирских вагонов менее 30 мм, в том числе у пассажирских вагонов местного и пригородного сообщения;
неисправности буксового узла колесной пары, включая:
ослабление болтового крепления смотровой или крепительной крышек буксы;
трещины, вмятины, выпуклости и протертости смотровой крышки или крепительной буксы;
сдвиг корпуса буксы;
разрушение или трещины корпуса буксы;
выброс смазки на диск и обод колеса;
нагрев корпуса буксы более 60 °C без учета температуры окружающей среды;
неисправности колесной пары с подшипниками кассетного типа, включая:
сдвиг подшипника на шейке оси колесной пары;
обрыв болтов торцевого крепления подшипников на оси;
нагрев корпуса подшипника кассетного типа или адаптера более 80 °C без учета температуры окружающего воздуха.
Наличие выделения смазки независимо от ее количества и внешнего вида не является признаком неисправности для колесной пары с подшипниками кассетного типа с адаптером.
(п. 14 в ред. Приказа Минтранса России от 25.12.2018 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны и локомотивы, вагоны моторвагонного железнодорожного подвижного состава, кроме того, оборудуются электропневматическими тормозами. Порядок и сроки оборудования автоматическими тормозами железнодорожного подвижного состава, не находящегося в обращении и не имеющего права подачи (выхода) на железнодорожные пути общего пользования, устанавливаются их владельцем.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Автоматические и электропневматические тормоза железнодорожного подвижного состава должны содержаться в соответствии с нормами и правилами и обладать управляемостью и надежностью действия в различных условиях эксплуатации, обеспечивать плавность торможения, а автоматические тормоза также остановку поезда при разъединении или разрыве тормозной магистрали и при открытии стоп-крана (крана экстренного торможения).
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Автоматические и электропневматические тормоза железнодорожного подвижного состава должны обеспечивать тормозное нажатие, гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении на расстоянии не более тормозного пути, определенного по расчетным данным, утвержденным нормами и правилами.
16. Автоматические тормоза должны обеспечивать возможность применения различных режимов торможения в зависимости от загрузки вагонов, длины поезда и профиля железнодорожного пути.
Стоп-краны в пассажирских вагонах и моторвагонном железнодорожном подвижном составе устанавливаются в тамбурах, внутри вагонов и пломбируются.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
В специальном и специальном самоходном подвижном составе при необходимости устанавливаются стоп-краны или другие устройства для экстренного торможения.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Локомотивы, пассажирские вагоны, моторвагонный железнодорожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав оборудуются ручными тормозами. Часть грузовых вагонов в случаях, установленных нормами и правилами, должна иметь переходную площадку со стоп-краном и ручным тормозом.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ручные тормоза железнодорожного подвижного состава должны содержаться в соответствии с нормами и правилами и обеспечивать расчетное тормозное нажатие.
18. Все части рычажной тормозной передачи, разъединение или излом которых может вызвать выход из габарита или падение на железнодорожный путь, должны иметь предохранительные устройства.
19. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автосцепкой.
Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть:
у специального подвижного состава:
Для железнодорожного подвижного состава, выпускаемого из ремонта, высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна соответствовать нормам и правилам и обеспечена в эксплуатации при наибольших износах и нагрузках.
Разница по высоте между продольными осями автосцепок допускается не более:
Автосцепка пассажирских вагонов должна иметь ограничители вертикальных перемещений.
Автосцепка специального подвижного состава, работающего по технологии совместно в сцепе, должна иметь ограничитель вертикальных перемещений.
20. Ответственным за техническое состояние автосцепных устройств и правильное сцепление вагонов в составе поезда является осмотрщик вагонов, выполняющий техническое обслуживание состава поезда перед отправлением.
За правильное сцепление локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, соответственно с первым вагоном поезда или другим специальным подвижным составом ответственным является машинист локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива. Отцепка поездного локомотива от состава и прицепка к составу (в том числе разъединение, соединение и подвешивание тормозных рукавов, открытие и закрытие концевых кранов) должны производиться работниками локомотивной бригады.
Выполнение операций по прицепке поездного локомотива к железнодорожному составу и отцепке его от железнодорожного состава грузового и пассажирского поезда при обслуживании локомотива одним машинистом возлагается на осмотрщика вагонов, а на железнодорожных станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, и на перегонах:
21. Не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, имевшие сход с рельсов, до их осмотра и признания годными для движения и грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов, за исключением случаев передислокации неисправных грузовых вагонов, отцепленных в пути следования в текущий ремонт, к ближайшему пункту текущего отцепочного ремонта или вагоноремонтному предприятию, с соблюдением мер, гарантирующих безопасность движения. Порядок передислокации таких вагонов определяется владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Не допускается выдача под поезда локомотивов, назначенный срок службы которых истек.
(в ред. Приказа Минтранса России от 30.03.2015 N 57)
(см. текст в предыдущей редакции)
Не допускается включать в поезда, следующие по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования во всех видах сообщения груженые грузовые вагоны, в отношении которых после 1 января 2016 г. выполнены работы по продлению сроков их службы или модернизации с продлением сроков их службы, за исключением:
1) специального железнодорожного подвижного состава, включаемого в хозяйственные поезда и предназначенного для производства работ по содержанию, обслуживанию, ремонту сооружений и устройств железных дорог;