что необходимо художнику для работы
11 материалов для живописи акриловыми красками
Акриловые краски, появившиеся всего лишь в прошлом веке, уже успели завоевать популярность и место на полке у многих художников. Хотите попробовать поработать с акрилом? Тогда читайте мою новую статью о том, что вам будет необходимо, чтобы начать!
Что нужно начинающему художнику кроме красок
А вы знаете, что из себя представляют акриловые краски? Акрил – это полимерная краска на водной основе, состоящая из смолы и пигмента. Очень часто акриловые краски называют универсальными, и не зря: они не такие капризные как акварель, сохнут быстрее масла и намного интереснее и приятней гуаши!
А еще акрил хорошо сочетается с другими материалами, поэтому его очень часто применяют в других декоративных работах – декупаже, росписи стен, стекла, керамики и одежды.
Акриловая краска идеальный вариант для быстрых мастер-классов, когда нужно написать картину всего за пару часов. Ну и конечно же, очень приятный бонус для аллергиков – акрил почти не имеет запаха, в отличие от масла и им очень легко работать, а если краска попадет на кожу, достаточно будет просто смыть ее водой.
Ну что, вы уже захотели купить себе набор акриловых красок?
Подробнее о них, и про то, как краски выбрать, я рассказываю вот тут. Это большая и интересная статья, прочтите ее, пожалуйста, перед тем, как пойти в магазин за акриловыми красками!
А если вы уже приобрели заветный набор, то скорее читайте дальше мои рекомендации, что еще нужно для рисования акриловыми красками!
Что нужно для рисования акрилом: основные материалы
Холст для живописи
Основа основ, то, на чем вы будете рисовать! Для тех, кто еще ни разу не рисовал и не писал красками, я советую взять уже загрунтованный холст на подрамнике.
Во-первых, современные холсты очень хорошо и ровно загрунтованы, плюс вы сэкономите время на покрытие холста и деньги на сам грунт.
Во-вторых, натянуть холст на подрамник бывает не так-то просто даже художникам со стажем, а новичок с этим может не справиться, расстроиться и так и не начать рисовать.
По виду ткани холсты бывают льняные, хлопковые и синтетические. По основанию холсты изготавливают на картоне и на подрамнике. По своему размеру холсты тоже делятся на несколько видов – маленькие, до 20 см, средние, от 30 до 50 см, и большие, от 70 и более см. новичка лучше остановить свой выбор на холсте 30х40 см.
Подробнее о разновидностях холстов и как их выбирать начинающему художнику читайте в моей статье https://nyblog.ru/kak-vybrat-holst-dlya-maslyanoy-zhivopisi/
Кисти для живописи акриловыми красками
Как я уже говорила, акриловые краски не такие прихотливые как масляные, поэтому к выбору кисточек можно отнестись попроще. Вам достаточно будет всего 5-7 штук для полноценной работы. А если вы только начинаете писать, то 3-4 кисточки будет вполне достаточно.
Акрил хорошо смывается водой, поэтому для удаления краски с кистей вам не понадобятся жесткие растворители, которые могут быстро испортить ворс. При правильном использовании и бережном отношении, кисти могут служить вам долгие годы!
При выборе кисточки ориентируйтесь на то, что будете ей писать. Если это будут картины с множеством мелких деталей, выбирайте маленькие и тонкие кисточки. Планируете писать грубыми мазками и толстым слоем краски? Берите толстые, кисти, например, щетину, а также не забудьте про мастихин.
Еще больше полезной информации о кисточках для живописи акрилом вы найдете в моей статье https://nyblog.ru/kak-vybrat-kisti-dlya-akrilovyh-krasok/
А нужен ли мольберт? И если да, то какой?
Точно также, как и в случае с масляными красками, при написании картин акрилом вам понадобится мольберт. Даже для работы над небольшими картинами среднего размера, мольберт послужит незаменимым помощником!
Вам будет удобно писать картину в вертикальном положении или оставить на просушку.
Мольберты бывают деревянные и металлические. Многие предпочитают деревянные, так как они более устойчивые, но и у металлических есть свои преимущества – они занимают мало места, легко собираются и весят мало, из-за чего их совсем нетрудно переносить с места на место. Что очень актуально, особенно в домашних условиях.
А еще мольберты бывают настольными и напольными. Но и среди них идет разделение по размерам, так что даже купив настольный мольберт, вы сможете пользоваться им в работе над средними картинами.
Вы, наверное, думаете, что холст, краски, кисточки и мольберт — это весь арсенал начинающего художника? Конечно, это самый минимум и уже приобретя все эти материалы вы спокойно сможете написать свою первую картину акриловыми красками! Но, для рисования акрилом на холсте, вам может понадобиться еще кое-что, и это, тоже немаловажно.
Медиумы, которые пригодятся в работе с акрилом
Акрил вполне можно развести или разбавить водой, но, если вы хотите, чтобы он медленнее высыхал, а это понадобится вам при большом объеме работ, без специального средства вам не обойтись!
Кроме того, после добавления такого медиума, акрил не потеряет своих свойств, а цвет станет более ярким и глубоким.
Палитра для смешивания акриловых красок
Нельзя не упомянуть про еще один очень важный инструмент художника – палитру. Для быстрых мастер-классов или, если вы просто хотите попробовать себя, подойдет пластиковая тарелка или палитра. Также можно приобрести палитру из дерева, предварительно обработав ее от механических повреждений и впитывания краски в структуру.
Что еще нужно купить для рисования акриловыми красками?
Конечно, остальные дополнительные материалы будут зависеть от ваших художественных замыслов, но как правило эти вещи художникам тоже часто пригождаются. Пусть лучше они будут у вас под рукой, когда придет вдохновение:
Теперь, когда вы знаете точный список материалов для акриловой живописи, вы сможете написать свою первую картину!
Поставьте этой статье 5 звезд, если она была вам полезной и задавайте любые вопросы про акрил в комментариях!
Сколько стоят материалы для студента-художника
Что купить на первом курсе и как сэкономить
Даже если учиться на художника на бюджете, траты на материалы никто не отменял.
Я с детства любила рисовать. В старших классах училась в художественной школе, но потом поступила на ветеринара. А через четыре года поняла, что живопись мне все-таки ближе, и решила поступать в Свердловское художественное училище в Екатеринбурге.
С первой попытки я на бюджет не прошла. В 2018 году платила за учебу 10 000 Р в месяц. К тому же нужны были деньги на бумагу, карандаши, краски и холсты. В общем, через пять месяцев я бросила учебу, нашла работу помощником повара и стала готовиться к бесплатному поступлению.
Моя мечта исполнилась: сейчас я учусь на бюджете. В 2020 году окончила первый курс отделения «Станковая живопись». Это живопись на станках — так раньше назывались мольберты.
Теперь я экономлю на платном обучении, но приходится покупать материалы. Если вы или ваш ребенок мечтаете стать художником, эта статья для вас. Я расскажу, что нужно художнику-первокурснику и сколько все это стоит. А еще посоветую, как и на чем сэкономить.
Какие предметы я изучаю
В художественное училище поступают после девятого или одиннадцатого класса. Специальные дисциплины там преподают для всех, они напрямую относятся к профессии художника. Но у тех, кто поступил после девятого класса, есть еще общеобразовательные предметы: русский язык, литература, математика и другие.
Я окончила 11 классов и посещаю только физкультуру и специальные дисциплины. На моем отделении это рисунок, живопись, композиция, цветоведение, технология живописи, скульптура и черчение.
На рисунке мы работаем графическими материалами: карандашами и углем. На живописи — пишем акварельными и масляными красками. А на композиции — темперными. Эти предметы взаимосвязаны. Чтобы написать натюрморт на живописи, нужно построить предметы карандашом, как на парах рисунка. И гармонично разместить их на холсте, как на парах композиции.
На цветоведении мы учимся работать с цветом, а на технологии живописи — писать масляными красками и готовить холсты. Со скульптурой и черчением все ясно из названия.
Какие материалы нужны на первом курсе
Я покупаю материалы только для трех предметов: рисунка, живописи и композиции. И кое-что для домашних работ. Для цветоведения и технологии живописи нужно только немного темперных и масляных красок, бумаги и картона. Отдельно я их не покупаю. Для черчения подходит бумага, которой пользуемся на рисунке. А пластилин и инструменты для скульптуры нам дают в мастерской.
Я перечислю то, что мне понадобилось на первом курсе. Для тех, кто не ходил в художественную школу, некоторые названия будут незнакомыми. Но дальше я подробно обо всем расскажу.
Для занятий по рисунку:
Для занятий по композиции:
Домашние работы по композиции — это маленькие эскизы на заданную тему. А по рисунку и живописи — натюрморты. Для натюрмортов нужны посуда, овощи, фрукты и драпировки. Из посуды я использую чугунки, корзины, пиалы, кружки, бутылки, вазы и чайники. Овощи и фрукты беру любые, лишь бы смотрелись гармонично.
Драпировки создают фон, для них подходит любая ткань. У меня в запасе теплые и холодные, темные и светлые ткани — чтобы создавать гармоничную цветовую гамму.
Где я покупаю материалы
Товары для художников продаются в магазинах для творчества и в книжных. «Салон „Художник“», «А-салон», «Маэстрия», «Рукоделкино», «Дом книги» работают только в Екатеринбурге. «Лавка художника» есть еще в Новосибирске, Омске, Красноярске и Барнауле. А «Леонардо» и «Читай-город» — по всей России.
В перечисленных магазинах нет только ткани двунитки и мебельного степлера — они нужны, чтобы подготовить холст. Двунитка продается в магазине тканей, а степлер есть в строительных магазинах.
Также из мелочевки в Екатеринбурге невозможно найти формопласт — специальный ластик для работы с графическими материалами. Его я заказываю в интернет-магазине «Передвижник». А еще мне пришлось купить этюдник в магазине «Подольские товары для художников». Это такой переносной ящик для занятий живописью.
На предметы для натюрмортов я не трачусь: прошу у бабушки самовары, крынки и корзинки из кладовки. Когда нет ничего интересного, собираю постановки из подручных материалов: ищу прекрасное в обыденном. А драпировки можно покупать в магазинах тканей, но я просто подбираю дома полотенца и простыни нужного цвета.
Сколько стоили мои материалы
Поначалу я покупала самые дешевые материалы, но они часто оказывались некачественными. Я поняла, что на первом курсе стоит брать самое лучшее: неопытному художнику тяжело работать с плохими материалами. Например, с плохой бумаги акварель стекает и не задерживается на ней с первого раза. Приходится по сто раз мазать по одному и тому же месту и вытирать капли. В итоге на бумаге появляются катышки, а несколько слоев краски превращаются в грязь.
У непрофессиональной акварели еще неестественные цвета. Это потому, что вместо натуральных пигментов в ней синтетические. Такие краски не подходят для профессиональных художников.
А если писать дешевой кистью, она будет терять волоски. И есть еще нюанс: когда беличью кисть обмакиваешь в воду, кончик должен заостриться. Если кисть осталась круглой — она плохая. Ею не получится писать детали.
Еще студенты-художники часто экономят на разбавителе для масляных красок. Используют самый дешевый вариант — обесцвеченное подсолнечное масло. Но с ним масляные краски долго сохнут, и работа может смазаться от случайного прикосновения. К тому же нельзя будет наложить второй слой: он смешается с первым. Чтобы краска сохла быстрее, нужно добавлять к маслу испаряющийся разбавитель.
В общем, я поняла, что лучше сразу покупать хорошие материалы. Расскажу, какие фирмы что производят и сколько это стоит.
Карандаши. Самые качественные карандаши из черного графита — фирмы Koh-i-Noor : у них не ломаются стержни. Лучше сразу купить набор из 10—12 штук разного индекса мягкости. Индекс В на карандаше означает, что он мягкий, а Н — что твердый. 5В — очень мягкий карандаш: линия яркая при малейшем нажатии. А 5Н — очень твердый, он оставляет едва заметную линию.
Художник использует карандаши разной мягкости, чтобы придать рисунку нужный тон. Темные предметы штрихует мягкими карандашами, светлые — твердыми. Если темный предмет штриховать твердым карандашом, придется сильно на него давить или делать много слоев штриховки. Это отнимает много сил и времени, а многослойная штриховка портит рисунок.
я потратила на карандаши за год
По моему опыту, не стоит покупать карандаши брендов «Конструктор», Attomex, Brauberg, Erich Krause, Bic Evolution. У них ломаются стержни и непонятная мягкость: индекс часто не соответствует привычному индексу хороших карандашей.
Рисовальный уголь — это обожженные деревянные палочки. Он бывает прессованным и непрессованным. Прессованный уголь твердый, почти не крошится и оставляет менее яркий след на бумаге. Мы рисуем непрессованным: он мягкий, легко крошится и даже при легком нажатии оставляет яркий след. А еще он легко растушевывается мягкой тряпочкой или растушевкой.
я заплатила за набор из 10 палочек угля
Угольные работы я фиксирую лаком для волос, чтобы рисунок не стирался от прикосновений. Одного флакона за 150 Р мне тоже хватило на весь год.
Обычным ластиком не только стирают линии, но и рисуют. Если его разрезать по диагонали на две части, можно убирать лишнюю карандашную штриховку и имитировать бесцветный штрих.
Ластик должен быть мягким: жесткий, «резиновый», оставляет следы на бумаге. При покупке мягкость не определить — нужно заранее знать хороший бренд. Преподаватель советовал нам только ластик «Кох-и-нур» : он точно мягкий и не портит бумагу. За год я потратила 3 ластика за 82,5 Р — покупала их в «Салоне „Художник“».
Клячка нужна, чтобы ослаблять тон штриховки в каком-то месте, но оставлять сам штрих. Клячкой не трут по бумаге, а прокатывают ею по поверхности рисунка.
На занятиях по живописи мы рисуем акварельными и масляными красками, а на композиции — темперными. Для масляных еще используем разбавитель, масленку и мастихин.
Акварельные краски продаются в тюбиках и кюветах — маленьких пластиковых емкостях. Кюветы удобнее: краска в них высушенная и при разбавлении водой ровно ложится на бумагу. А еще кюветы хорошо складывать в пластиковый пенал.
Лучше брать светостойкие и высокопигментированные краски. Светостойкость указывает, как долго краска не будет выцветать на свету. На упаковке она обозначается звездочками:
*** — высокая светостойкость, от 100 лет.
Лучше брать краски с тремя звездочками.
Высокопигментированные краски — те, в которых высокая концентрация цветовых пигментов. Если сильно разбавить такие краски водой, они не потеряют насыщенность. Но количество пигмента не пишут на упаковках красок, о ней нужно читать на сайтах производителей.
Я покупаю акварель «Белые ночи» и «Ленинград». У них максимальная светостойкость и высокая концентрация пигмента. Никогда не покупаю краски «Сонет»: вместо натуральных пигментов в них синтетические аналоги, из-за этого цвета получаются неестественными.
Темперные краски еще называют темперой. По консистенции она напоминает гуашь, но после высыхания почти не меняет цвет. А в отличие от масла и акварели, темпера очень быстро сохнет: второй слой краски никогда не смешивается с первым. И темперой удобно перекрывать цвет: не нужно соскабливать краску с холста, если что-то не получилось, как в масляной живописи. Все это позволяет быстро работать над картиной.
Масляные краски — это смесь пигментов и наполнителей в растительных маслах или олифах. У них очень вязкая, густая консистенция, как у зубной пасты. В отличие от других красок, масляные не смываются водой. Если запачкаться, стереть краску можно тряпочкой с растворителем.
Преподаватель по живописи дала нам список из 20 цветов. Их используют чаще всего, и из них можно намешать другие оттенки. Вот этот список:
Мастихин — обязательная вещь при работе маслом. Он выглядит как металлическая лопатка на деревянной ручке. Нужен, чтобы соскабливать масляные краски с холста, если что-то пошло не так. Им же чистят палитру, а иногда даже пишут картины — накладывают краску ровным слоем или рельефными мазками. Я покупала маленький мастихин фирмы «Малевич» за 106 Р в «Салоне „Художник“». Можно выбирать и другие бренды.
Разбавитель для масляных красок необходим, чтобы ими было удобно писать. У всех разбавителей одна функция — сделать краску более жидкой. Можно разбавлять одним только маслом, но тогда картина будет долго сохнуть. Поэтому для учебных работ обычно рекомендуют «тройник» — смесь масла, лака и скипидара. Скипидар позволяет краске быстро сохнуть, лак делает ее прочной, а рисунок — блестящим. Минусов у тройника два: он сильно и неприятно пахнет и дорого обходится. 220 мл в «Салоне „Художник“» стоят 284 Р — этого хватает всего на 2—3 недели.
С самодельным растворителем так же удобно работать, как и с тройником. Уайт-спирит испаряется и подсушивает краску, как скипидар в тройнике. И благодаря ему растворитель не так сильно пахнет. В самодельном растворителе нет только лака, но для учебных работ он не обязателен.
Из уайт-спирита «Тиккурила» и обесцвеченного подсолнечного масла я сама делаю разбавитель
Масленка. Я разбавляю масляные краски с помощью масленки. Лучше покупать двойную — с двумя чашками и пластиковыми крышками. Это удобно, когда одна кисть нужна под два разных цвета и ее приходится мыть во время работы. Я покупала масленку за 153 Р в «Салоне „Художник“».
Я наливаю разбавитель в обе чашечки масленки. Выдавливаю нужные краски на палитру, обмакиваю кисть в масленку и потом в краску. В результате краска становится более жидкой. Чем сильнее я обмакну кисть в разбавитель, тем более жидкой получится краска. Вторая чашечка масленки служит для мытья кистей во время работы.
Для живописи маслом, акварелью и темперой нужны разные кисти. Я пользуюсь кистями из щетины, синтетики, меха белки и колонка — зверька вроде куницы.
Для масляной живописи я покупаю «щетину» марки Pinax и «синтетику» Vista Arista. Если вовремя очищать эти кисти от краски, из них не выпадают волоски. А если оставить краску на кистях и она высохнет, волоски начнут обламываться.
Щетина и синтетика выполняют разные функции. Щетина дешевле, но жестче, поэтому царапает холст. Я использую ее для подмалевка — это первый этап работы, когда я наношу композицию, раскладываю основные пятна цвета и грубо прорабатываю объем и форму. А для живописи на картоне вообще не пользуюсь щетиной: картон слишком гладкий для жестких волосков. На нем работаю только мягкими кистями — синтетикой или колонком.
Больше всего мне нравятся ощущения от письма щетиной: она грубая, хорошо захватывает краску и уверенно кладет ее на холст. При этом слышен звук царапания холста. Работа щетиной делается свободными, размашистыми движениями. А мягкими кистями я делаю более тонкую и детальную работу.
Вот такой стартовый набор кистей для масляной живописи советует мой преподаватель:
Номера обозначают толщину кистей. А по форме кисти бывают четырех видов: плоские, овальные, плоско-овальные и круглые. Плоскими кистями я укладываю на холст густую краску, которая как паста. Ими можно писать крупные области широкими мазками, а можно торцом кисти проводить тонкие линии. Еще уголком кисти можно прописывать мелкие детали. В общем, мазок такой кисти может быть самых интересных форм.
Чтобы кисти долго служили, я тщательно смываю с них масляные краски сразу после работы. Иначе они посыпятся, как волосы от недостатка витаминов. Сначала убираю излишки краски тканью. Потом наливаю разбавитель, который делаю сама, в чашечку масленки и прополаскиваю их там. А после этого мою теплой водой с мылом. Процесс может показаться рутинным и долгим, но я уже привыкла и делаю это на автомате.
я потратила на краски на первом курсе
Кроме бумаги для учебы нужны холсты, грунтованный картон и холсты на картоне.
Холсты используют для масляной живописи. Полотно должно быть прочным, потому что перед началом работы его проклеивают и грунтуют, а потом натягивают на подрамник. Непрочный натянутый холст может порваться.
я потратила на самодельные холсты
Холсты бывают льняные и хлопковые. Первые — самые прочные и дорогие, вторые — похуже, но для учебы подойдут. Некоторые студенты покупают только льняные холсты, но большинство не чувствуют разницы и покупают те, что подешевле.
В магазинах есть и готовые холсты, но я готовила их сама. Лен — дорогой материал, поэтому вместо него я использовала ткань двунитку. По прочности она напоминает лен, а по цене — хлопок.
Чтобы изготовить четыре холста, мне потребовалось:
Чтобы сделать один холст, я брала метр двунитки, натягивала ее на подрамник и крепила степлером. Потом проклеивала холст пищевым желатином — хватало пакетика 10 г. Затем разводила грунт водой в соотношении 10:1 и грунтовала. Полулитровой банки грунта хватило на все четыре холста.
Проклейку и грунт я наносила широкой флейцевой кистью по два слоя. Весь процесс занимал два дня: проклейка и грунт должны были хорошо просохнуть. Делать это было нетрудно, но приходилось ждать полного высыхания каждого слоя.
Грунтованный картон нужен для домашних работ по масляной живописи. Грунт не дает картону впитать масляные краски. Картон продается и готовый, но для надежности его все равно перегрунтовывают. Причем расходы на грунт выходят одинаковые. Поэтому я покупала обычный и грунтовала сама с нуля.
Этюдник — это переносной ящик для занятий живописью. Он стоит на треноге и раскрывается, как чемодан. На верхнюю, вертикальную, часть крепят холст, а на нижнюю, горизонтальную, кладут кисти и тюбики с красками.
я заплатила за этюдник
Планшеты делают из гипсокартона на деревянных подрамниках. На них крепят бумагу большого формата и ставят на мольберт. Бумага для рисунка крепится малярным скотчем, а для живописи и композиции — мебельным степлером, потому что натягивается на планшет. Все это нужно, чтобы при работе красками бумага не съежилась от влаги. А когда я работаю карандашом, крепить бумагу не нужно.
я потратила на планшеты
Сколько стоит начать рисовать
Даже если вы раньше никогда этого не делали
Я рисую минимум 10 часов в неделю, участвую в конкурсах и продаю свои картины.
В рисовании каждый сможет найти себе направление по характеру и под настроение. Есть экспрессивные техники, где надо разливать яркую краску во все стороны. Есть медитативные — для любителей кропотливой работы. Можно создать арт-объект за час, а можно работать над картиной месяцами и получать от этого удовольствие.
В статье расскажу, как я училась рисовать, какие инструменты и материалы понадобятся на старте и сколько придется на них потратить.
Как начать рисовать
Купите картину по номерам. Это аналог детских раскрасок: холст или картон с готовой разметкой, по которой наносят краски. Все необходимые материалы обычно есть в наборе — дополнительно ничего покупать не нужно.
Такие картины подходят новичкам: не нужно разбираться в многообразии художественных материалов и сразу тратить на новое хобби много денег, при этом в результате обязательно получится красивая картина и не пострадает мотивация заниматься дальше. Я начинала рисовать именно с таких картин.
Я не смогла закончить картину со сложностью 5: очень уставали глаза. Поэтому рекомендую начинать с картин со сложностью 3 или 4.
Также обращайте внимание на состояние красок: баночки не должны быть приоткрытыми, а краска — засохшей.
Конечно, раскраска по номерам и создание собственной картины — разные вещи. Но она помогает понять, нравится ли вам процесс рисования и краски в целом, или стоит попробовать что-то другое.
Сходите на мастер-класс в художественную студию. На занятии в студии можно попробовать масло, акрил, пастель, акварель — я расскажу об этих материалах дальше. Вы унесете домой готовый рисунок и поймете, нравится вам какой-то из материалов или нет. При этом не нужно ничего покупать, надо только заплатить за само занятие. В группе обычно 5—10 учеников и 1—2 преподавателя.
Бывают мастер-классы по рисованию конкретной картины — когда вся группа рисует один и тот же сюжет. Но я не рекомендую такие для старта, потому что начинаешь невольно сравнивать себя с другими учениками, а опыт у всех разный.
Более приятный вариант — занятие, где рисуют конкретным материалом. Например, мы с подругами ходили на мастер-класс по сухой пастели. На таком занятии всем на выбор дают разные референсы — картинки, по которым вы рисуете свою работу. Это может быть фото или чужой рисунок. То есть у каждого участника мастер-класса получится своя картина.
Еще бывают классы по конкретной технике. Например, я ходила на мастер-класс «Акварельный стимпанк». Это формат для более опытных художников, которые хотят попробовать что-то новое, освоить непривычную технику или получить знания от конкретного мастера.
В Москве много студий, где проходят художественные мастер-классы. Найти их можно в «Инстаграме» или просто по запросу «арт-студия Москва» в поисковике. Я ходила в Artshock и My Art Land.
Выбирая студию, внимательно читайте отзывы: она должна быть светлой, с устойчивыми столами и позитивными преподавателями.
Для онлайн-мастер-классов придется купить материалы самому, но организаторы дадут список необходимого и посоветуют, где что заказать. Это важно, чтобы не накупить много ненужного.
Онлайн-класс обычно проходит в «Зуме». Минус такого формата — не всегда удается пообщаться с преподавателем голосом, в целом контроля от него намного меньше.
Я участвовала в онлайн-мастер-классе «Интерьерная живопись с поталью», но для первого раза советую все-таки выбирать более простой материал, например акрил или пастель.
Поталь — это тонкая художественная фольга, которую накладывают на рисунок
Еще один вариант онлайн-старта — это вебинары. Они бывают бесплатными и проводятся крупными школами рисования, такими как Школа Вероники Калачевой и «Художник-онлайн». В формате вебинара обычно рассказывают какие-то базовые вещи о материале и показывают, как нарисовать конкретную картинку. Обратной связи от преподавателя нет, хотя иногда можно задавать вопросы в чате.
Список нужных материалов публикуется за несколько дней до такого вебинара. Но очень часто это дорогие марки без информации об аналогах.
Арт-вечеринки — еще один вариант мастер-классов. Углубленных сведений о техниках живописи на них ждать не стоит, зато атмосфера более расслабленная, можно приятно провести время. Часто арт-вечеринки проходят не в художественных студиях, а в кафе и ресторанах, где картины пишут с бокалом вина или шампанского. Бывают мероприятия для пар, праздники для компаний.
Вечеринки по расписанию в Москве стоят 2000—5000 Р с человека. В стоимость входит все необходимое для создания картины, а также чай или бокал вина. Найти можно в поисковике по запросу «арт-вечеринки Москва».
Онлайн-мероприятия. В социальных сетях, особенно в «Инстаграме», развито сообщество художников и постоянно проходят какие-то онлайн-мероприятия. Их можно найти в аккаунтах онлайн-магазинов, художественных школ и просто по хэштегу #ярисую.
Я люблю участвовать в марафонах — это когда много людей рисует несколько сюжетов, объединенных одной темой. Например, в марте 2020 года я поучаствовала в марафоне о цветах. На таких мероприятиях можно выиграть призы, но главное — легко найти единомышленников и поддержку.
Кроме марафонов бывают разнообразные челленджи, например «Рисование каждый день» или «Рисование на стаканчиках из-под кофе». Это весело и полезно: можно набить руку и натренировать насмотренность на работах других людей.
Для таких мероприятий нужно иметь свои материалы, но организаторы, как правило, рассказывают, как их подобрать и где купить.
Где учиться рисовать
Чтобы рисовать более профессионально, нужно учиться. Для этого можно ходить к преподавателю в художественную студию или школу, а можно заниматься онлайн.
В художественных студиях и школах сейчас учат не только детей, но и взрослых — любого возраста и уровня подготовки. Можно выбрать программу на несколько месяцев или просто заниматься с преподавателем. Есть академическое обучение с нуля или обучение определенным техникам живописи и материалам.
Офлайн-курс по одной теме в среднем стоит около 25 тысяч рублей, но есть курсы и гораздо дороже. Например, я сейчас присматриваюсь к курсу по изобразительному искусству от Британской школы дизайна, но пока не решаюсь из-за высокой цены: 110 000 Р за пять с половиной месяцев занятий.
Как победить выгорание
Онлайн-курсы бывают с обратной связью от преподавателя или без нее. Первые стоят дороже и сжаты по времени. То есть вам придется пройти все модули обучения до определенной даты. Курсы без обратной связи обычно можно купить на 3, 6, 12 месяцев, а иногда и навсегда.
Выбирая курс, класс или интенсив, читайте отзывы. Только положительные или односложные — плохой признак. Стоит насторожиться, если у преподавателя нет в социальных сетях никаких работ и информации о квалификации. Избегайте преподавателей, которые настаивают на том, что проходить курс можно только с дорогими материалами определенной фирмы: хороший специалист всегда предложит несколько вариантов и объяснит, как правильно подобрать материалы из аналогов.
Две самые крупные русскоязычные онлайн-школы — Школа Вероники Калачевой и «Художник-онлайн». Новичкам я рекомендую учиться именно там: у больших школ отлаженный процесс обучения и, как правило, выше качество курсов.
Еще есть набирающий популярность «Лекторум», но я им пока не пользовалась. Также есть множество частных курсов и небольших школ. Но в них я часто встречала проблемы с обратной связью, некачественные видеоматериалы и неграмотных преподавателей. Например, иногда по видео сложно понять технику рисования, а преподаватель не может объяснить словами, что именно он делает. Поэтому я считаю, что в маленькие школы нужно идти только к определенному преподавателю, который вас заинтересовал.
Какими материалами можно рисовать
Дальше я расскажу о материалах, с которыми можно работать в квартире, без специальной мастерской. Для каждой техники придется купить необходимый минимум материалов, без которого невозможно начать. Многие инструменты можно использовать в разных техниках рисования.
Акриловые краски
Акриловые краски — мой любимый материал. Они почти не пахнут и растворяются водой. Для меня это важно, потому что я рисую дома, прямо в комнате, и разбрызгиваю краску везде. Акрил легко смыть, главное — успеть до полного высыхания, потому что после него краска становится устойчивой к воздействию воды. Хотя с твердых поверхностей, например стола или пола, акрил все равно хорошо отмывается.
Эта картина не совсем готова: сверху на нее я наложу художественную фольгу
Акриловые краски универсальные: можно рисовать густо, чтобы был рельефный мазок, а можно — тонкими слоями, чтобы получались красивые переходы.
Акрил быстро сохнет, иногда слой краски может полностью высохнуть за 20—30 минут. Это удобно, потому что не теряется вдохновение: можно попить чаю и продолжать рисовать. А для специфических техник есть специальные растворы, которые увеличивают время застывания краски.
Минус акрила — при высыхании краска немного темнеет. Это затрудняет работу над большими картинами: становится сложно смешивать такие же цвета, как на застывших слоях картины.
Акриловые краски продаются в отдельных тюбиках, или тубах, и в наборах туб. Для начала понадобятся базовые цвета — белый, черный, желтый, красный и синий. Я еще покупаю зеленый, потому что часто его использую и ленюсь постоянно смешивать.
Редкие оттенки, например изумрудный или персиковый, сразу покупать не стоит: большинство можно смешать. Чтобы понять, какие цвета получатся при смешивании, воспользуйтесь специальной таблицей и почитайте про цветовой круг.
Новичку подойдут краски фирмы «Ладога» или «Сонет». «Мастер-класс» тоже подходит, но некоторые цвета у них попадаются очень густые. Обычно это синие оттенки, например кобальт. Густую краску сложнее смешивать, и ей тяжело покрывать большую площадь картины.
стоит набор акриловых красок от Royal Talens
Поверхность для рисования. Акрилом можно рисовать почти на чем угодно: на бумаге, картоне, холсте и даже на одежде или гладких морских камнях.
Грунтованный картон или холст на картоне — недорогие и подходящие новичку варианты. Можно рисовать и на плотном листе бумаги, но это не очень удобно: лист будет набирать воду и искривляться.
Грунтованный картон — это плотный картон, обработанный специальным грунтом, как стены квартиры перед покраской
Холсты бывают из разных тканей, разной плотности и зернистости. Лучшая ткань — лен, но для старта подойдет и хлопок, и смесовая ткань. Плотность и зернистость лучше попробовать разную — какая вам больше понравится. Мне нравятся крупнозернистые холсты: с них медленнее стекает краска.
Кисти бывают разного размера, формы и из разных материалов. Для акрила подойдут кисти из синтетики и щетины. Синтетика мягкая и нужна для прорисовки картины, щетина плотная и подходит для создания тона и смешивания красок на холсте.
Кисти должны быть соразмерны холсту — чем больше холст, тем больше кисти, которые вы используете. Диаметр круглой кисти и ширину плоской можно узнать по номеру на ручке. Если я пишу картину 40 × 50 см, то использую в основном крупные кисти — шириной 2—5 см. Если картина формата А4, то самая крупная кисть — № 20, то есть шириной 20 мм.
На старте я рекомендую купить пару плоских кистей — щетину побольше и синтетику поменьше, например №  40 и 25. И пару круглых синтетических кистей — среднюю, № 8, и совсем тонкую, например № 2 или 1. Можно начать с фирмы «Сонет».
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Мольберт нужен, чтобы держать картину вертикально. Первые картины я рисовала просто на диване, держа холст в руке, но это очень неудобно.
Мольберты бывают настольные и напольные. Напольные хороши для крупных и тяжелых картин — формата А2 и больше. Настольные подойдут для работ поменьше, особенно если рисовать на картоне. Чтобы сэкономить, вместо настольного мольберта можно использовать подставку для книг.
стоит напольный мольберт
Еще понадобится тряпка для промакивания кисти.
Стартовый набор для рисования акрилом — 2950 Р
Набор акриловых красок | 1200 Р |
Настольный мольберт | 800 Р |
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина | 400 Р |
Палитра | 350 Р |
2 холста | 200 Р |
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Масляные краски
Масляные краски — это краски на основе масла, которые не растворяются водой. Ими чаще всего рисуют профессиональные художники. Они очень долговечные и подходят для разных техник: например, ими можно рисовать густо или прозрачно, кистями или мастихином.
Масляные краски долго сохнут, поэтому можно не торопиться при создании картины. Но именно по этой причине я маслом дома не рисую: за время высыхания на картину налипает кошачья шерсть. Зато можно долго доводить картину до совершенства и исправлять неточности. Еще масло отлично смешивается, поэтому можно даже с минимальным набором цветов получить много разных оттенков.
Минус масляных красок — они оттираются только специальным растворителем. Поэтому дома есть риск заляпать пол, стены, одежду и сантехнику, в которой вы будете мыть кисти и себя. Также масло специфически и довольно резко пахнет, от этого запаха в маленьком помещении может разболеться голова.
Масляные краски, как и акрил, выпускают в тубах. Будьте внимательны и не перепутайте тюбики: я как-то пошла в магазин без очков и купила три тубы масла вместо акрила.
Масляные краски почти не оттираются от поверхностей после высыхания. Вот пример: нижнюю палитру не помыли вовремя, теперь масляные пятна уже ничем не соскоблить. Верхнюю палитру мыли после каждого сеанса рисования
Специальный разбавитель, или растворитель, нужен, потому что масло не растворяется водой. Кисть макают в разбавитель, затем смешивают с краской до нужной консистенции.
Универсальный разбавитель — «тройник». В его состав обычно входит:
Все для чистоты. Масло трудно отстирывается, поэтому нужно быть аккуратным при рисовании и заранее приготовить:
Мастихин можно купить дополнительно. Им удобно смешивать краску и можно рисовать рельефные работы.
Мастихины бывают разных форм и размеров. Я пользуюсь металлическим мастихином с деревянной ручкой, у него лопатка грушевидной формы длиной 5 см. Таким удобно и рисовать, и смешивать краску. Новичку он тоже подойдет.
Стартовый набор для масляной живописи — 3900 Р
Набор красок | 1500 Р |
Настольный мольберт | 800 Р |
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина | 400 Р |
Палитра | 350 Р |
2 холста на картоне | 300 Р |
Влажные салфетки, уайт-спирит и хозяйственное мыло | 300 Р |
Разбавитель | 250 Р |
Акварель
Акварельные краски — это краски на основе водорастворимого клея. То, что ими рисуют только дети, — заблуждение: это сложный и требовательный материал, которым можно создавать настоящие шедевры.
По-английски акварель называется watercolour — дословно «водяная краска». Суть рисования акварелью в том, что художник мочит бумагу в нужных местах и пускает краску растекаться в нужном направлении. Поэтому рисовать акварелью нужно быстро. Также акварель требует точности и выдержки, потому что она прозрачная — перекрыть цвет полностью практически невозможно, то есть нельзя исправить ошибки.
Акварельные работы получаются нежными и непохожими друг на друга, ведь невозможно полностью управлять влагой на листе. А еще акварель хорошо сочетается с другими материалами, поэтому ее часто применяют в скетчинге.
Скетчинг — создание быстрых зарисовок из жизни: что вижу, то и рисую
Акварельная краска продается в тюбиках и кюветах — это маленькие пластиковые ванночки. Для начала я рекомендую купить набор кювет: так будет меньше расход краски.
стоит набор из 24 акварельных красок от «Невской палитры»
На акварельной бумаге нельзя экономить: на неподходящей краска будет расползаться в кляксу. Плотность должна быть не ниже 180 мг/м² — она указана на упаковке. Я чаще использую бумагу плотностью 300 мг/м²: на ней удобно рисовать в технике «по мокрому» — это когда перед рисованием лист обильно смачивается водой. Самая дешевая подходящая бумага формата А4 стоит 180 Р за 10 листов.
Бумага продается в пачках и склейках. Склейка — та же пачка, просто проклеенная по краям для сохранности бумаги при транспортировке.
Еще можно купить скетчбук — это блокнот с бумагой для определенного вида рисования. Например, у меня есть скетчбуки для акварели и пастели. Скетчбук удобно брать с собой, к тому же по дому не будут валяться кучи зарисовок — все хранится в одном месте.
Перед выбором скетчбука подумайте, как вы хотите его использовать. Если собираетесь в основном рисовать дома, можно купить формат побольше, например А4. В таком формате можно делать сразу несколько зарисовок на одном листе. Если планируете брать скетчбук с собой, обратите внимание на вес и обложку. Обложка должна быть жесткой, чтобы можно было рисовать на весу, и не должна сильно пачкаться.
Еще подумайте, сколько времени вы готовы уделять творчеству: чем меньше, тем меньше должен быть скетчбук, чтобы успевать закончить страничку за один-два подхода. Это помогает сохранить мотивацию.
Для наброска понадобится простой карандаш, точилка и ластик. Можно взять механический карандаш, главное, чтобы он был мягким. Твердый карандаш поцарапает бумагу, в царапинах будет скапливаться акварельная краска.
Твердость карандаша обозначается маркировкой на самом карандаше, но у производителей разных стран она различается. Обычно мягкие карандаши обозначаются буквой M или B.
Планшет для фиксации листа. Рисовать акварельными красками на столе тоже можно, но иногда нужно выставить лист под углом, чтобы с него стекала вода. Для этого пригодится планшет.
И конечно, понадобится баночка для воды и тряпка для промакивания кисти.