что будет вместо курского вокзала в москве
Проект реконструкции Курского вокзала в Москве
В Москве продолжается реформа дорожно-транспортной инфраструктуры. Она предусматривает увеличение станций метро и пригородных железнодорожных станций, объединение всех транспортных терминалов в единую кольцевую систему. Это позволит сделать поездки москвичей и гостей столицы намного удобнее, а работу транспорта — эффективнее.
План и сроки реализации проекта реконструкции
Реконструкцию Курского вокзала в 2021 году планируется начать сразу после майских праздников. На технологические работы предусмотрено отвести 3 года. Они должны быть закончены к началу функционирования четвертого маршрута МЦД-4. «Киевско-Горьковский» маршрут предполагается запустить в срок до 2024 года.
Всего в эксплуатацию будет сдано 39 станций, а общая длина МЦД-4 будет составлять 85 км. Этот маршрут объединит Киевское и Горьковское направления РЖД, начиная от станции Апрелевка до микрорайона Железнодорожный в городе Балашиха. Уже до конца текущего года введут в строй сеть новых станций: Аминьевская, Внуково, Кокошкино, Матвеевская, Мещерская, Минская, Толстопальцево.
В настоящее время пассажиропоток МЦД-4 составляет около 250 тысяч человек в сутки. После реализации реконструкции он должен принимать до 455 тысяч человек.
Предусматривается, что Курский вокзал начнет принимать пригородные поезда МЦД-2 и МЦД-4, а также поезда горьковских тупиков. Их поток должен значительно возрасти. Поезда новой конструкции будут отправляться от перрона каждые 5–6 минут в часы наибольшего наплыва пассажиров, уберут дневные перерывы. Поезда должны быть полностью обновлены к 2025 году.
Как правило летнее расписание в движении поездов назначается на последнюю субботу мая. Тогда, когда начнется наибольший наплыв пассажиров. В этом году таким днем станет 29 мая. Именно в этот день произойдут главные изменения в графике движения.
Планируется открытие нового транспортного комплекса «Восточный» в районе станции метро Черкизовская. Он будет принимать большую часть поездов, следовавших ранее до Курского вокзала. Это будет крупная транзитная и конечная точка. Также с него будут отправляться поезда восточного и южного направлений.
Когда закроют и каким будет вокзал
Реконструкция Курского вокзала предусматривает создание комфортных условий для пассажиров и максимальное освобождение территории под нужды пригородного железнодорожного движения.
В середине мая начнутся полномасштабные работы в самом здании, облик которого через 4 года полностью изменится. Как будет выглядеть обновленный вокзал? Он станет похож на межпланетный корабль, центральная часть будет выполнена стеклянной.
Согласно проекту, разработанного с администрацией РЖД, будет возведен еще один этаж. Между ним и центральным фойе появятся новые эскалаторы и пассажирские лифты. Во втором уровне здания оборудуют пешеходную зону. Она позволит направить поток пассажиров в залы ожидания с помощью системы каскадных эскалаторов. Еще одна новая пешеходная зона появится вдоль заднего фасада. Она предназначена для более удобного передвижения пассажиров между пригородным вокзалом и станцией метро Курская-кольцевая.
В подземном пространстве здания будет организована вестибюльная зона. Со стороны главного фасада вокзала появятся изолированные въезд и выезд для транспортных средств. Им предназначены новые парковки под землей. Подземный переход свяжет станции метро Курская и Чкаловская. Он позволит перенаправить большой поток пассажиров в проектируемый вестибюль пригородного вокзала, который также будет располагаться в подвальном ярусе здания. Люди смогут быстрее и удобнее добираться от вокзала в метро. Здесь же расположатся билетные кассы и удобные туалеты. Будут оборудованы специальные пандусы для людей с ограниченными возможностями и родителей с маленькими детьми на колясках.
Перераспределение пассажиропотока поможет разгрузить Замоскворецкую, Калининско-Солнцевскую, Калужско-Рижскую, Кольцевую, Люблинско-Дмитровскую, Серпуховско-Тимирязевскую, Таганско-Краснопресненскую, Филевскую линии метро.
Ближе к реке Яузе возведут еще один корпус вокзала, предназначенный для бизнес-центра. В нем также будут располагаться парковка и отель.
Для того, чтобы старое и новое здания составили единое целое, предусматривается разделить их центральные фасады похожими горизонтальными плоскостями. Между собой они будут объединены при помощи аркообразного надпутевого конкорса.
К платформам пассажиров будут доставлять удобные эскалаторы и лифты. Сами платформы будут полностью переоборудованы. Уже строятся две новые, островные. Для защиты от солнца, осадков и ветра над ними появятся новые навесы. По периметру последнего надстраиваемого уровня вокзала будут располагаться торговые точки.
Между Курским вокзалом и ж.д. станцией Нижегородская будет проходить четвертый главный путь длиной 3,3 км.
Движение электричек и дальних поездов
Окончание реконструкции здания вокзала планируется к концу мая. В это время на Курском вокзале будет задействован только один транспортный участок. Вся нагрузка будет перераспределена на вокзал Восточный.
До последнего времени Курский вокзал принимал транзитные поезда Октябрьской железной дороги из Курска, Нижнего Новгорода и с южного направления. Некоторую часть составляли постоянные маршруты, другую — назначаемые на периоды наибольшей загруженности (летние и праздничные). Теперь эти составы пойдут на Восточный вокзал. Он же начнет принимать и скоростные электрички «Ласточка» и «Стриж», прежде курсировавшие до Нижнего Новгорода и Иваново.
Администрация вокзала надеется сохранить часть маршрутов, привычных и удобных для пассажиров за собой. С этой целью предполагают задействовать уже построенные транспортные развязки. Они позволят осуществлять пересадку между станциями метро и дальними транзитными или скоростными поездами по принципу «сухих ног».
После реконструкции Курского вокзала поезда «Стриж» обратно не вернутся. Дело в том, что низкие платформы будут переоборудованы. На вокзале Восточный с этой целью оставят первую платформу, с которой отправляются поезда сообщением Санкт-Петербург — Самара.
Электрички «Ласточка» предполагается на Курский вокзал вернуть. Но если для пассажиров терминал Восточного понравится больше, будет рассматриваться вопрос об изменении пункта отправления.
Заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов в одном из интервью газете «Московский комсомолец» пояснил, что администрация рассматривает и другие варианты для того, чтобы разгрузить Курский вокзал от поездов дальнего следования. Чтобы не создавать путаницы с прибытием пары составов будет продумываться новое расписание и конечная станция.
В настоящее время предполагается перевести на Восточный терминал 99% маршрутов. На период реконструкции с Курского вокзала будет отправляться лишь один — Нижний Новгород–Санкт-Петербург.
В кассах уже открыта продажа билетов на поезда, следующих в дальнем направлении с вокзала Восточный с 29 мая. А вот станицию прибытия состава до этой даты следует уточнять при покупке.
Переоборудование Курского вокзала займет три года. За это время он должен стать современным комплексом, удобным в эксплуатации. Проект реконструкции поможет разгрузить имеющиеся площади в целях улучшения транспортного движения в столице. Также он предусматривает оборудование новых дополнительных зон, благодаря которым пассажирам будет намного комфортнее.
Транспортная реформа в Москве: Курский вокзал закроют для дальних поездов
Сюда будет прибывать только один состав
Впервые за несколько десятков лет в Москве появится еще один вокзал. Новый вокзальный комплекс «Восточный» начнет свою работу в конце мая. Ранее открытие его первого терминала «Черкизово» было назначено на 15 марта, но дату перенесли на более поздний срок. Транспортный узел, включающий в себя терминал, станцию МЦК «Локомотив» и станцию метро «Черкизовская», будет связан одним конкорсом. Терминал объединит потоки пассажиров поездов дальнего следования, следующих через Москву транзитом, пассажиров МЦК, метро и наземного городского транспорта. Впрочем, согласно законам природы, если где-то прибывает, где-то что-то и убывает: Курский вокзал фактически закрывается для поездов дальнего следования.
На Курском уже ведутся подготовительные работы: реконструкция ждет не только сам вокзал, но и довольно длинный перегон до станции Каланчевская. На этом участке идет строительство мостов и двух дополнительных путей для того, чтобы соединить МЦД-2 и МЦД-4. На Курском вокзале планируется переоборудование платформ из-за большого потока пригородных пассажиров с МЦД и Курского направления. Работы планируется закончить максимум за три года.
— «Восточный» — временное название, — говорит заместитель генерального директора РЖД Дмитрий Пегов. — Этот вокзал позволит изменить маршруты поездов, которые сейчас проходят транзитом через Курский вокзал (все поезда Октябрьской железной дороги, которые двигались в направлении юга, Курска, Нижнего Новгорода). Часть из них были постоянные, часть — дополнительные, которые пускают в летний период. Помимо этого с учетом того, что у нас в конце мая на ремонтируемом участке вообще останется один путь, придется на время реконструкции отклонить и скоростные электропоезда. Это скоростные «Стриж» и «Ласточка», которые отправлялись с Курского вокзала в Нижний Новгород, и поезда до Иванова.
Изменение дня «ухода» с Курского вокзала связано с тем, что основные работы на терминале будут окончены к майским праздникам, но нужно будет еще время для благоустройства территории.
— Переход на летний график ежегодно происходит в последнюю субботу мая, в этом году это 29-е число, — продолжает Пегов. — Именно 29 мая мы решили осуществить перевод конечной станции с Курского вокзала на терминал «Черкизово». Тогда уже должна быть полностью закончена реконструкция. Пересадка с дальних транзитных и скоростных поездов на МЦК и метро будет бесшовной, или, как еще говорят, по принципу «сухие ноги». По возможности будем стараться какое-то количество традиционных поездов сохранить на Курском вокзале. Какие будут перенесены на «Восточный» навсегда, станет известно в ближайшее время. При этом транзитные поезда не будут нарушать развитие пригородного сообщения внутри Москвы — я имею в виду МЦД.
Поезда «Стриж» и в дальнейшем останутся на этом терминале, так как после реконструкции Курского там не будет низких платформ. На «Восточном» же первой платформой будет именно такая — для поездов Санкт-Петербург—Самара.
— Что касается поездов «Ласточка», их впоследствии, возможно, вернут на Курский вокзал. Но существует вероятность, что пассажирам данный терминал будет удобнее Курского, тогда и смысл возвращать «Ласточки» исчезнет, — объясняет Пегов. — Отмечу, помимо Курского вокзала мы рассматриваем и другие вокзалы, куда можно перенаправить скоростные составы. Чтобы не получилось путаницы, что один поезд прибывает туда, а другой — в иное место, нам предстоит продумать расписание и конечную станцию.
Всего на «Восточный» будет выведено порядка 25 пар поездов, что составляет фактически 99% от общего движения. На Курском вокзале во время реконструкции останется один — Нижний Новгород—Санкт-Петербург.
Сейчас рассматривается возможность создания еще одного терминала — «Ростокино». Пока сложно сказать, что там будет, так как этот проект начнет приобретать конкретные черты только через 3–4 года.