что будет в россии осенью перед выборами
Эксперты описали три сценария осенних выборов в Госдуму
Фонд «Петербургская политика» описал три возможных сценария осенних выборов в Госдуму, пишет «Коммерсантъ». В докладе фонда говорится, что они «пока не стали де-факто главным политическим событием» — у низкого интереса населения к теме осенних выборов есть несколько причин. В частности, многие либо не в курсе предстоящего голосования, либо не придают ему большого значения. Еще одной причиной названа общая политическая апатия, которая была заметна и раньше, но прошлый год, прошедший в условиях борьбы с коронавирусом COVID-19, заметно ее усилил.
Глава «Петербургской политики» Михаил Виноградов говорит, что можно сравнить выборы 2021 года с кампанией 2016-го, которая сейчас выглядит малозаметной на фоне присоединения Крыма в 2014 году и пенсионной реформы в 2018-м. Вместе с тем элиты, по мнению авторов доклада, рассматривают голосование через призму 2011 года, когда выборы в нижнюю палату парламента совпали с «серьезным выплеском общественной энергии» в виде масштабных протестов. Хотя сами результаты голосования и были управляемы, последующие события привели к тому, что думские выборы в глазах элит стали оцениваться как «сосредоточие политических рисков», отмечают в фонде.
В связи с этим в «Петербургской политике» рассматривают три возможных сценария будущих выборов, которые получили названия «Крепость», «Ветер перемен» и «Ускользающее большинство». Пока, по мнению экспертов, власти готовят страну к первому плану, который подразумевает максимальный контроль над кампанией и получение «Единой Россией» конституционного большинства. Однако негатив в обществе может склонить чашу весов в сторону второго сценария, при котором ЕР удержит простое большинство, а в Госдуму пройдет кто-то из малых партий. Третий план, допускающий потерю «Единой Россией» даже простого большинства, считается наименее вероятным.
План «Крепость» подразумевает повторение стратегии 2016 года, когда из повестки кампании «исключили саму возможность изменения политического расклада». Авторы доклада считают, что техническая возможность реализации такого сценария доказывается опытом прошлогоднего голосования по Конституции, когда при явке 68% поправки поддержали 77,9% участников плебисцита. При таком развитии событий единороссы получат конституционное большинство (более 300 из 450 мандатов). Эксперты сомневаются в том, что текущие рейтинги партии позволяют ей рассчитывать на такой результат.
Сценарий «Ветер перемен» говорит о том, что «Единой России» достается около 260 мандатов, а в Думу пройдут до пяти партий. Таким образом, заявленные ранее властями ориентиры на 45% явки и 45% голосов за ЕР могут говорить об отказе от получения одной партией конституционного большинства. Важную роль в этом сценарии играют малые партии. В то же время, как отмечают эксперты, этот вариант таит риски «смешения в сознании элит» и выхода процесса из-под контроля.
Согласно третьему сценарию, власти снизят степень контроля над выборами, ограничиваясь лишь «режиссурой процесса». При таком раскладе единороссы могут не получить даже простого большинства. Авторы доклада считают, что если на участки придут ранее не голосовавшие избиратели, которые негативно относятся к власти, это снизит результат «Единой России» по списку, а в одномандатных округах все будет зависеть от наличия «консолидации голосования за яркого кандидата», как это было на последних выборах в Мосгордуму. Именно при таком сценарии, как утверждают эксперты, удовлетворены окажутся все стороны. «Власть сможет контролировать Думу путем коалиции ЕР с более слабыми и управляемыми партнерами (обновленная «Справедливая Россия», «Новые люди» или Партия пенсионеров), а протестное движение «заявит об успехе и рекордно низких показателях власти», — пишет газета.
В январе прошел семинар для вице-губернаторов по внутренней политике, в рамках которого первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко поставил задачи по выборам в Госдуму, которые пройдут в сентябре. Как сообщили РБК два участника мероприятия, оптимальным результатом для «Единой России» по спискам Кириенко назвал получение не менее 45% голосов. Такие же ориентиры он обозначил по явке на выборы — 45%.
В ноябре прошлого года появились сообщения о возможном объединении нескольких партий. В январе источники РБК говорили, что также обсуждается новое название партии. По словам собеседников РБК, основной вариант названия — «Справедливая Россия — Патриоты — За правду». В нем фигурируют названия всех политических сил. Вместе с тем, как отмечали источники РБК, лидер эсеров Сергей Миронов выступал против смены названия по итогам объединения, он хочет, чтобы сохранилось название «Справедливая Россия». Позднее сам Миронов заявил, что названием новой партии, скорее всего, будет «Справедливая Россия — за правду».
Как пояснял РБК близкий к Кремлю источник, желание объединить три партии связано с намерением сохранить четырехпартийную Государственную думу. Партия «Справедливая Россия» балансирует на грани 7% при проходном барьере 5%. Объединение прибавит голоса для укрепления в парламенте.
План Путина подкупить население перед выборами не сработает
От послания президента парламенту многие ждут электоральных «пряников». Однако авторитет партии власти это не поднимет.
Вопрос, что российская власть может сегодня предложить народу для успеха на предстоящих в сентябре парламентских выборах, продолжает оставаться весьма животрепещущим, но однозначного ответа на него пока не просматривается.
Собственно, основных возможных вариантов действий властей в таких ситуациях обычно два. Из политического опыта последних двадцати лет мы знаем, что это может быть либо «духоподъемная» внешнеполитическая акция в виде победоносной военной операции или даже присоединения к РФ той или иной территории в духе «Крым наш», либо разовая «раздача слонов» внутри страны.
Сразу отметим, что первый вариант с высокой долей вероятности сегодня можно отмести, как не самый реалистичный. Во-первых, обратим внимание на то, что прямо перед выборами наша власть ни в какие внешнеполитические и военные авантюры обычно не лезет. Как правило, если подобное и происходит, то обычно уже после голосования.
Так, скажем, духоподъемная помощь Южной Осетии была оказана российской армией в августе 2008 года, а президентские выборы в РФ прошли 2 марта — за пять месяцев до этого события. Присоединение Крыма к России вообще было произведено в политическое межсезонье. И это понятно: подобные внешнеполитические операции, производимые военными средствами — дело рискованное. Перед выборами же нужно что-то беспроигрышное.
Во-вторых, такой внешнеполитический сюрприз для российского электората сегодня маловероятен еще и потому, что по периметру российских границ практически не осталось государств, для которых стало бы неожиданностью то, что произошло с Грузией в 2008 году или с Украиной в 2014-м. Все уже готовы. Если не в военном отношении (хотя некоторые и в нем тоже), то, как минимум, психологически и политически.
Между тем, как показала азербайджано-армянская война осени 2020 года, Кремль уже опасается ввязываться в подобные конфликты даже тогда, когда юридически у него для этого есть гораздо больше оснований, чем несколькими годами ранее. Как уже не раз говорилось, в этой войне Россия не оказала военной помощи даже своему официальному союзнику по ОДКБ — Армении.
О том, почему сегодня малореальны какие-либо «походы на Киев» и попытки пробивания различных «коридоров» через Украину, подробнее говорится здесь. А те или иные военные акции в дальнем зарубежье уже не так волнуют российского избирателя. Да, не исключено, что «ястребиной» башне Кремля хотелось бы преподнести народу перед выборами очередную громкую победу в Идлибе, но риски прямого столкновения с Турцией слишком велики.
Как отмечает Лев Гудков, глава «Левада-центра» (признанного в РФ иностранным агентом), поддержка Путина держится на конфронтационной риторике: «Падает конфронтация с внешним условным врагом — падает и рейтинг Путина. Поэтому у него нет другого выхода, как только постоянно создавать и поддерживать образ врага».
Но одно дело — поддерживать свой рейтинг, разжигая определенные настроения в обществе, а другое — ввязываться в реальную военную авантюру с непредсказуемым результатом накануне выборов. Вот это, на мой взгляд, в ближайшие полгода маловероятно.
Соответственно, для умасливания электората остается испытанная еще во времена СССР практика раздачи предвыборных «слонов». Или «пряников» — кому как больше нравится. Происходить это может, в том числе, и в форме разбрасывания так называемых «вертолетных денег». Благо формальный повод для этого в виде пандемии пока никуда не исчез. Другой вопрос — насколько эта мера способна приподнять рейтинги власти и надолго ли? Ответить на него, в общем, не так сложно, благо соответствующий опыт, и давний, и совсем свежий у нас под рукой.
В советские годы под выборы и партийные съезды, если постараться, можно было выбить себе весьма ощутимые бонусы. Одна моя знакомая, будучи беременной, приехала на съезд КПСС, и вся в слезах рассказала, что ей негде жить. После чего ей в ее городе оперативно предоставили двухкомнатную квартиру. То есть сначала местные власти предложили однокомнатную, но потом, как она, улыбаясь, рассказывала, «напряглись» и нашли двухкомнатную… Про дешевые буфеты на избирательных участках в день выборов в советские времена вообще вспоминать не приходится — тогда это как бы само собой подразумевалось.
Однако, как мы помним, в конце 1980-х годов подобные (порой весьма ощутимые) подарки народу не помогли тогдашним «партии и правительству». Их авторитет как продолжал падать, так и падал до тех пор, пока в конце 1991 не рухнул окончательно и бесповоротно, похоронив под собой и государство под названием Советский Союз.
Как видно, уровень одобрения Путина оставался в прошлом году примерно таким же, как и всегда в «мирное» время, и колебался до, во время и после раздачи этих денег лишь в рамках статистической погрешности.
Однако не стоит игнорировать и еще один нюанс. Этими весной и летом предвыборными деньгами россиян, скорее всего, будут осыпать от имени Путина, которого, конечно, вновь постараются представить лицом партии власти. Но на ее собственном рейтинге это, полагаю, мало отразится. Недоверие к действующей власти в российском народе продолжает накапливаться и такими разовыми мерами ничего принципиально исправить невозможно.
Подводя итог сказанному, приходится констатировать, что особо действенных средств для поднятия популярности «Единой России» сегодня не просматривается. Так что можно предположить, что для нее (и, шире, для всей российской власти в целом) нынешняя парламентская кампания станет наиболее сложной за долгое время.
Выборы в Госдуму – 2021: что нового?
VectorStory / Depositphotos.com |
Выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва назначены на 19 сентября (Указ Президента РФ от 17 июня 2021 г. № 367). В течение года были приняты поправки в ряд законодательных актов, регламентирующих порядок голосования, условий предвыборной агитации и ограничения доступа к противоправной информации в Интернете. Более того, расширена география субъектов, в которых избиратели могут проголосовать дистанционно. Эксперты на заседании Общественной палаты РФ обсудили законодательные нововведения, вопросы информационной открытости и общественного контроля.
Основные законодательные изменения
Выборы депутатов в Госдуму в сентябре текущего года будут первыми, на которых состоится система трехдневного голосования в таких масштабах, отметила секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Наталья Бударина. Напомним, в июле прошлого года были внесены изменение в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67). Голосовать по закону можно в течение нескольких, но не более трех дней подряд (ч. 1 ст. 63.1 Закона № 67). Такое решение – для выборов в Госдуму решение принимает ЦИК – может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня назначения выборов и не подлежит пересмотру.
Сопутствующее изменение в количество дней для голосования также вводит изменения в сроки предвыборной агитации – в этом году она закончится 17 сентября в 00:00 часов по местному времени. У избирательных комиссий в свою очередь появляется дополнительная функция по контролю за распространением агитационных материалов в Интернете, напоминает Наталья Бударина. Теперь избирательные комиссии могут обращаться к Роскомнадзору с представлением о пресечении распространения агитации в Интернете, если их изготовление или распространение нарушает законодательство (п. 10.1 ст. 21 Закона № 67) – такое законодательное нововведение появилось с 9 марта.
Также мартовские нововведения коснулись административных штрафов за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах – они были существенно увеличены. Так, для граждан административный штраф составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.12 КоАП). Для сравнения: в предыдущей редакции кодекса административный штраф составлял от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.
В апреле законодательство о выборах было дополнено положениями о кандидате, аффилированного с иностранным агентом (п. 35.1 ст. 2 Закона № 67). Такой кандидат не является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, однако в период, составляющий два года до дня официального опубликования решения о назначении выборов или в период избирательной кампании на соответствующих выборах:
Как объясняет Наталья Бударина, учитывается как сам кандидат, выполняющий роль иностранного агента, так и лица, аффилированные с ним. В заявлении о согласии баллотироваться такие лица обязаны указывать свой статус иностранного агента или лица, аффилированного с ним. Такая информация также должна быть указана в агитационных материалах, в списке представленных на выборах политических партиях, в подписных листах, в помещениях для голосования и в избирательных биллетенях, а СМИ будут обязаны указывать такой статус кандидатов при упоминании. Секретарь ЦИК РФ подчеркнула, что на момент заседания ОП РФ информации о таких кандидатах не было.
Также Закон № 67 был дополнен положением о том, что не имеют права быть избранными граждане, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Деятельность Роскомнадзора по выявлению нарушений
Отдельный вопрос касается таргетирования агитационного материала, то есть механизма, позволяющего отображения информации в соответствии с запросом пользователя. Как объяснила Татьяна Денискина, если активное распространение агитационной информации в Интернете будет проводиться после 17 сентября, то вне зависимости от способа такого распространения это будет нарушением. Следует отдельно рассматривать каждый конкретный случай и принимать по нему решение, резюмировала эксперт.
На заседании ЦИК РФ 20 июля был утвержден порядок проведения онлайн-голосования на выборах в сентябре. Подать заявление можно со 2 августа по 13 сентября 00:00 (мск). Как объяснил заместитель председателя ЦИК РФ Николай Булаев, возможность двойного голосования исключается: если избиратель проголосовал онлайн, повторно проголосовать очно на своем участке нельзя. Сама подача такого заявления исключает избирателя из списка избирателей по месту жительства.
Возможность проголосовать электронно будет доступна с 17 сентября 8:00 (мск) до 19 сентября 20:00 (мск). На заседании ЦИК РФ обозначили, что принять участие в дистанционном электронном голосовании могут граждане:
При этом на официальном сайте Мэра Москвы сообщается, что в этом году при онлайн-голосовании предусмотрена функция «Отложенное решение» – возможность заново загрузить биллетень в случае перебоя с Интернетом. Проголосовать при этом можно будет с другого браузера или устройства. При самом подсчете голосов система будет учитывать только последний выбор избирателя.
Проведение голосования онлайн на выборах в Госдуму не будет новым решением – впервые такой эксперимент был проведен на выборах депутатов Мосгордумы в сентябре 2019 года. Аналогичная опция была предусмотрена при голосовании по поправкам в Конституцию РФ в 2020 году – онлайн проголосовало 1,1 млн граждан, что составило 17,5% от общего числа проголосовавших. Тогда такая возможность была доступна для жителей Москвы, Курской, Ярославской и Нижегородской областей. В этом году география будет расширена: добавлены Мурманская и Ростовская области, а также Севастополь. Более того, добавлена возможность для голосования онлайн граждан, не имеющих регистрацию по месту жительства, получивших гражданство в упрощенном порядке.
Руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов заявил, что на сентябрьских выборах в формате онлайн-голосования ожидается увеличение граждан, зарегистрированных в Москве, на 10% – при голосовании по поправкам такой 30% москвичей проголосовали дистанционно, в то время как на выборах депутатов Госдумы ожидается 40%. Эксперт считает потенциальное увеличение желающих принять голосование онлайн закономерным, так как такое голосование является «современным и технологичным». Он подчеркнул, что данный механизм является расширением возможностей избирателей и не может рассматриваться как принуждение к обязательному голосованию дистанционно.
Напомним, что в Госдуму избирается 450 депутатов (ст. 3 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»). 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат) и 225 депутатов – от политических партий, по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте РФ и за пределами ее территории.
1 С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте ЦИК РФ.
Что ждёт Россию после сентябрьских выборов
Не знаю, как вас, а меня ужас охватывает, как подумаю, что всех нас ждёт в конце этого года.
Если уже сейчас, правящие ребята разгулялись на столько, что законы задним числом принимают, то что же будет, когда соблюдать приличия в преддверии пенькового шоу, уже не будет потребности.
Поделюсь вами своими мыслями на этот счёт, подчеркну МЫСЛЯМИ, прогнозы я делать не собираюсь.
Итак, представим, выборы прошли, партия узурпации власти опять победила, а в некоторых регионах набрала уже традиционные 146%. Последствия:
Естественно несанкционированные, а местами и вовсе стихийные.
Если зимой разгул был в десятки, а то и сотни тысяч человек, по всем регионам, в защиту главного российского оппозиционера, которого, к слову поддерживают далеко не все. То что можно ожидать, когда на улицы выйдут не согласные с результатами выборов, их сколько будет? Миллионы?
Как следствие митингов, второе последствие:
Увеличение количества охранителей государственных структур, конечно, возрастёт. Надо же бороться с внутренними врагами, а это уже как никак большая часть населения.
Ужесточаться методы разгонов демонстрантов, думаю, и псевдопрезидент Белоруссии удивится: «А что, так можно было?»
Рост цен мы наблюдаем и сейчас, не смотря на все обещания его сдержать.
Странная экономическая политика сейчас, из серии «мы первые в мире по экспорту пшеницы», в гражданам будем делать хлеб из вторсырья, да ещё цены повысим.
Думаю последствием будет то, что многие производители будут вынуждены повышать цены, а из контроля над ними, как и сейчас будут только обещания.
Да и то очевидно, что видя общий крах экономики, некоторые производители и дистрибьюторы поспешат повысить цены, с целью побольше заработать «напоследок».
Повышение налогов неизбежно, как для бизнеса, так и для населения.
Причина те же: правителям нужны деньги.
Если над штрафами «за одуванчики” и «за теплицы» все посмеялись, то боюсь осенью станет уже не до смеха и штрафовать будут за всё подряд, на сколько хватит фантазии.
После выборов, думаю, играть в демократию все дружно перестанут и начнут действовать в открытую.
Новые законы, которые своей абсурдностью в же сейчас поражают, покажутся весьма легитимными.
Власть, подчинившая закон себе, не остановится ни перед чем, так как единственным регулятором и мог служить именно закон.
Некоторые веселые законопроекты уже появились, например, про «похоронный налог», который предлагают ввести, чтобы люди платили в казну 1% от доходов, а та казна потом оплачивала похороны.
Уже проходили это. Помните, чем закончилось?
В добрых полицейских играют сейчас, и то по-тихоньку поджимают бюджетников : «не уколешься, уволим». Что же будет, когда на тупит время полицейских недобрых?
Список можно продолжить, но общая тенденция, думаю, ясна: полная свобода действия со стороны правителей, окончательное подчинение закона своим интересам и вынимание денег из населения всеми возможными способами.
Комментировать
Все комментарии (18)
комментирует материал 23.06.2021 #
Бедная наебулина, позавидовала народу.
Запад уважает силу, а деньги лишь средство.
комментирует материал 23.06.2021 #
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Смена элит, или Все оставим как есть. Что ждать от выборов в Госдуму в 2021 году
Не успел Центризбирком подвести итоги единого дня голосования 2020, эксперты и политтехнологи уже заговорили о ключевой кампании следующего года – выборах в Госдуму. По меркам турбулентной политической жизни – это практически завтра. Точной даты пока не назначили, но интриг хоть отбавляй. Удастся ли «Единой России» на этот раз сохранить большинство? Кто из новых партий пройдет в парламент? Будут ли фальсификации – и, как следствие, массовые митинги?
О том, чего же ждать от выборов, amic.ru поговорил с экспертами и узнал, что партии власти придется нелегко, а новая Дума может сократиться до трех политобъединений. Внесет хитросплетений в выборные расклады и не думающий отступать коронавирус.
Главное – не результат, а легитимность
Выборы в 2021 году, полагают политологи, скорее всего, будут очень непредсказуемыми. Доминирование одной партии рискует привести к массовым протестам и митингам, чем однажды закончились выборы в Госдуму в декабре 2011 года. Поэтому вряд ли в этой связи ЕДГ-2020 (прошедший на удивление спокойно) можно считать генеральной репетицией будущей думской кампании, считает политолог Илья Гращенков. Хотя именно такую роль единому дню голосования отводили все парламентские партии, а также Центризбирком.
Пожалуй, единственное, что роднит кампанию будущего года и недавно завершившиеся выборы — это сама процедура голосования. Например, почти наверняка ЦИК использует опыт трехдневного волеизъявления, говорит Гращенков. По остальным параметрам сравнивать эти кампании не имеет смысла – слишком уж они отличаются по масштабу и целям.
«По сравнению с тем, что нас ждет в следующем году, ЕДГ-2020 покажется «сельской дискотекой». Для действующей власти главную угрозу несут даже не сами результаты, которые могут оказаться хуже, чем это было четыре года назад, а вопрос легитимности нового состава Госдумы», – убежден политолог.
Как правило, фальсификации в ходе крупных политкампаний приводят к росту гражданского самосознания, нередко перерастают в столкновения радикалов с властями. Реже встречаются формы мирного протеста.
В новейшей российской истории уже был прецедент, когда население вышло на улицы, митингуя против фальсификаций на выборах в Думу. В конце 2011 – начале 2012 года сформировалось одно из самых массовых протестных движений. Нейтрализовать его долгое время не удавалось. Однако противоречия внутри оппозиционеров привели к дальнейшему расколу и ослаблению, вспоминает сопредседатель «Голоса» Станислав Андрейчук.
Конечно, никто не говорит, что выборы в 2021 году закончатся также – протестами, шествиями и многотысячными митингами по всей стране. Однако власть должна извлечь урок из той истории, которая завершилась «Болотной революцией», движением белоленточников и «декабристов», полагает эксперт.
«Легитимность выборов – ключевой момент кампании. Власти не хватает убедительности в защите своих результатов, и недавние показатели отдельных губернаторов под 80% лишь ухудшают ситуацию», – рассуждает Гращенков.
По его словам, ЦИК порождает массу ненужных проблем, берет на себя слишком много, организуя «пеньковое голосование», трехдневку, – все то, что вызывает дополнительное недоверие со стороны избирателей. Тем не менее эксперт считает, что, скорее всего, Центризбирком сохранит все те технологии, которые были опробованы на ЕДГ-2020. Ведь это, по мнению политолога, позволит легче контролировать избирательный процесс.
Уровень недоверия к выборам как к процедуре за минувшие годы практически не изменился. Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, результатам голосования не доверяют 33% россиян. Ранее этот показатель варьировался от 30 до 35%. Таким образом, каждый третий россиянин не верит в то, что бюллетени посчитаны честно. Это заметно подрывает легитимность действующей власти.
Отставки губернаторов как пролог к Госдуме
Точно повлияет на непредсказуемость выборов ухудшение социально-экономического положения россиян, которое за осень и зиму может только ускориться, полагает Андрейчук. И конечно же – дальнейшие ограничения (в том числе политические – на проведение митингов), связанные с ковидом. Все это и так бьет по действующей власти, а также партии, имеющей большинство в Госдуме – «Единой России», убеждены эксперты.
Однако нестабильному рейтингу ЕР могут помочь отставки ряда непопулярных губернаторов. По прогнозам Ильи Гращенкова, ставка будет делаться только на проверенных бойцов с высокой степенью узнаваемости и уровнем доверия. Скорее всего, во главе партийных списков губернаторы должны будут обеспечить до 70% результата за ЕР, чей рейтинг на данный момент колеблется на уровне 30%, считает Лукин. Для этого, говорит эксперт, региональным властям предстоит сформировать собственные списки кандидатов и сделать упор на работу в одномандатных округах.
Илья Гращенков подчеркивает: в ближайшие месяцы массового «губернаторопада» не ожидается, однако могут последовать точечные отставки отдельных глав регионов. Причем назвать их проблемными можно именно с электоральных позиций, рассуждает политолог.
«Точечный уход глав регионов соответствует планам ЕР нарезать 70 региональных групп во главе с губернаторами к выборам-2021. Поэтому требуется замена губернаторов, наиболее уязвимых с точки зрения рейтинга. Такие главы не смогут стать «паровозами» для своих реготделений», – убежден эксперт.
Именно с этих позиций он рассматривает недавнюю отставку Евгения Савченко с поста главы Белгородской области. Что, по мнению Гращенкова, как раз и доказывает подготовку властей к ЕДГ-2021. Смена губернаторов продолжится: по прогнозам эксперта, в ротацию могут попасть пять-шесть руководителей субъектов, чей рейтинг одобрения ниже 40%.
Среди них, предполагает Илья Гращенков, главы Мордовии, Саратовской, Ульяновской областей, возможно, Тувы и Удмуртии.
Коалиции и расклады
Новых партий в Госдуме следующего созыва, скорее всего, не будет, хотя конкуренция среди небольших политических проектов ожидается серьезная. Неожиданный успех ряда политпроектов, выстреливших нынешней осенью (Новые люди», «За правду, «Партия прямой демократии» и «Зеленая альтернатива»), вряд ли может повториться в 2021 году, считает Лукин. По его мнению, это связано с другим уровнем выборов и иными ставками.
В 2019-2020 годах на свет появилось множество новых партий, часть из которых обязательно пойдет и на выборы-2021. Уже известно, что от сбора подписей освобождены 16 объединений. Помимо традиционных игроков – большой парламентской четверки (ЕР, СР, КПРФ и ЛДПР) – интерес вызывают те партии, которые относительно успешно выступили в сентябре 2020.
Правда, это в большей степени не заслуга самих партий, а, скорее, запрос среди избирателей на новые лица в политике, считает политтехнолог Лукин. Кроме того, неожиданные для экспертов результаты выборов в некоторые Заксобрания объясняются своеобразным «выпуском пара». Для власти это принципиально было сделать именно в 2020 году, убежден собеседник.
«Новые люди» хорошо показали себя, но это был чисто технологический проект, который нельзя будет повторить в 2021 году из-за масштабов кампании, а концепции, месседж и «лица партии» так и не сложились», утверждает спикер.
«Танчики» («Партия прямой демократии», ее создатель – основатель игры World of Tanks Вячеслав Макаров, – прим. ред.) проиграли, но это снимает с них клеймо «кремлевского проекта», будут побеждать на довыборах или собирать подписи. «За правду» разочаровали, всего по 2-3% в регионах, турбо-охранительский проект явно провалился. «Зеленые» по-прежнему никого не интересуют, прохождение в Заксобрания чисто техническое», – перечисляет результаты новых игроков Илья Гращенков.
Скорее всего, избранные политики-новички погрязнут в ежедневных проблемах своих регионов, которые собьют оппозиционную удаль, считает Константин Лукин.
Проект «Новые люди» будет представлен в Заксобраниях четырех субъектов федерации. Право на участие в думских выборах 2021 года без сбора подписей также завоевали партии «Зеленая альтернатива» и «За правду».
Состав следующей думы можно спрогнозировать уже сейчас, хоть и с погрешностями. Это ЕР (вероятно, с конституционным большинством), КПРФ, ЛДПР и, возможно, СР. Готов ли кто-то из новичков замахнуться на прохождение 5%-го барьера – вопрос риторический, говорит Гращенков и поясняет: по партспискам в парламент они не пройдут, если не произойдет чего-то экстраординарного, а вот в качестве одномандатников по отдельным округам – вполне.
По мнению экспертов, самую большую сенсацию в этом году преподнесла «Партия пенсионеров» (в сумме 5%, в некоторых регионах до 10%), хотя кампанию почти не вела. Люди в данном случае голосовали именно за бренд. Ряд политологов уже осторожно заговорили о тандеме «пенсионеров» со «Справедливой Россией» – партией, которая придерживается похожей идеологии. В сумме эсеры и ПП нынешней осенью получили от 15% до 18%, это третье место после «Единой России» и КПРФ. Однако на данный момент альянс выглядит маловероятным, уверен Гращенков.
Что касается «Единой России», то в условиях снижения собственного рейтинга партия власти сделает ставку на одномандатников, полагают эксперты. Эта схема была опробована на предыдущих выборах в ГД в 2016 году.
Кто из «старичков» преуспеет?
В 2021 году неприятные сюрпризы могут ожидать остальные парламентские партии, которые рискуют утратить свое влияние. По мнению политологов, события могут развиваться по одному из трех сценариев.
Первый сценарий предполагает досрочные выборы в Госдуму в 2021 году (ориентировочно в марте-апреле). При таком раскладе, предполагает Лукин, произойдет ослабление основных конкурентов ЕР (причем СР может в ГД нового созыва вовсе не попасть) одновременно с кадровым обновлением руководства и депутатских фракций в пользу более лояльных.
Поэтому до сих пор неясна судьба лидеров системной оппозиции – Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова. Она будет зависеть от того, как поведут себя рядовые члены КПРФ, ЛДПР и СР, их региональные организации в случае дальнейшего ухудшения экономической и социальной ситуации в стране.
Если эту стратегию Кремль посчитает невыгодной, а связанные с ней риски – большими, возможен второй сценарий. В новые партии добавляются сторонники ЕР, в итоге два, максимум три политобъединения набирают более 5% и проходят в Госдуму. Это в перспективе даст еще 30-45 депутатов, поддерживающих партию власти. В таком случае выборы состоятся в запланированный срок – 19 сентября 2021 года.
Третий сценарий – ставка на депутатов-одномандатников, но и тут есть свои проблемы. Основная – финансовая. Даже для маленького по числу избирателей округа на организацию своих выборов кандидату требуется минимум 70 млн рублей. Кандидат должен быть уважаемым в округе человеком, или другими словами – ЛОМом (лидером общественного мнения), отмечает Лукин.
Кроме того, многие одномандатники давно обеспечили себе в округе прочные позиции (держат его в кулаке через аппаратные и бизнес-связи с местными и региональными властями). Поэтому в случае конфликта интересов между ними и федеральной властью заменить их «марионетками» будет сложно.
Похоже, что итоговый вариант проведения выборов в ГД-2021 может содержать элементы всех трех сценариев: перераспределение голосов малых партий в пользу «Единой России» плюс проведение в Думу кого-то из новых партпроектов, а также увеличение в ГД числа одномандатников, лояльных к власти.
Пока кампания находится на самом старте, но уже ближе к Новому году партии наверняка начнут раскрывать карты: появятся первые списки кандидатов и фамилии одномандатников. Часть экспертов-политологов предпочитает пока не комментировать расклады и шансы партий до официального начала. И это связано не только с профессиональной осторожностью. В условиях полной неопределенности из-за COVID-19 под вопросом оказалась не только политическая активность россиян, но и сам институт выборов.