что будет в новой конституции беларуси
В Белоруссии готовят реформу Конституции. В чем ее особенности?
О необходимости проведения конституционной реформы в Белоруссии говорится на протяжении последних нескольких лет. Стимулом к более активной работе в данном направлении стали события, последовавшие после президентских выборов, состоявшихся в августе 2020 года. Разразившийся общественно-политический кризис, который по формальным признакам сегодня уже прошёл свою острую фазу, заставил белорусские власти искать пути его разрешения.
Именно реформа основного закона страны и показалась руководству Белоруссии основным механизмом восстановления стабильности в республике. В то же время за последние месяцы стало очевидно, что изменения в белорусской Конституции не будут носить кардинального характера. Более того, многие из них уже вызывают негативное восприятие в рядах оппонентов Александра Лукашенко, надеявшихся с помощью данной реформы прийти к власти.
Идея конституционной реформы витала в Белоруссии на протяжении последних нескольких лет. Она была идефикс у оппозиции, о ней рассуждали провластные политологи, периодически высказывался по данному вопросу и глава государства. Ещё в 2018 году Лукашенко отмечал, что сегодня речи не идёт ни о каких изменениях Конституции, так как «нам сейчас не до референдумов». Правда, уже тогда в его словах звучало то, что стало лейтмотивом готовящихся сегодня преобразований. В 2019 году он заявил, что «не стоит рассчитывать на то, что в случае изменения Конституции будут созданы фундаменты для наших „майданов“ и майданутых».
«Этого в стране не будет, пока я президент», — заявлял Лукашенко.
В марте 2019 года глава государства снова вернулся к вопросу о возможном изменении Конституции. В ходе традиционного «Большого разговора» он сообщил, что дал поручение Конституционному суду разработать проект нового основного закона, предусматривающий перераспределение полномочий между ветвями власти и даже возможный переход на выборы парламента по партийным спискам. Позже белорусский лидер повторил всё это и в своём послании народу и парламенту, отметив, что пока нет даже концепции новой Конституции. Одновременно Лукашенко заявлял, что страна прошла тот этап, когда ей нужна была сильная президентская власть и теперь, по его словам, необходимо наделять властными полномочиями другие ветви власти.
«Президент должен быть главой государства, а не мотаться по полям и фермам», — заявил Лукашенко.
Возможно, процесс изменений Конституции Белоруссии затянулся бы на долгие годы, если бы не события 2020 года. Разразившийся в стране кризис заставил власти республики по-другому взглянуть на происходящее. За полтора месяца до выборов Лукашенко анонсировал внесение решительных поправок в Конституцию, которые положат начало переменам в стране и будут проходить «цивилизованно» и без слома социального уклада. Причиной изменений президент назвал необходимость по-новому распределить в основном законе полномочия властей разных уровней «вниз — до председателей райисполкомов, губернатора». Однако это нисколько не снизило градус напряжённости в стране, который вылился в многомесячные акции протеста против итогов президентских выборов.
Практический паралич власти в первые недели происходящего вынудили Лукашенко лично заниматься тушением пожара, выступать на митингах, ездить по предприятиям и встречаться с недовольными белорусами. Именно тогда всё чаще стали звучать слова о том, что новая Конституция будет разработана в самое ближайшее время, все нюансы недовольных в ней будут учтены, а после её принятия, возможно, будут проведены и новые президентские выборы.
«Никакую Конституцию я под себя не делаю. С новой Конституцией я уже с вами президентом работать не буду», — заявил Лукашенко в ноябре прошлого года.
Тогда многим казалось, что подобные слова белорусского лидера, как и заявление о начале работы над конституционной реформой, являются его уступкой оппозиции и поддерживающему её Западу. По мнению ряда аналитиков, протесты заставили Лукашенко пойти на этот шаг, чтобы сгладить ситуацию, успокоить народ и западных партнёров, а также создать механизмы безопасного для себя транзита власти. Однако, как показали дальнейшие события, подобные расчёты оказались иллюзиями, которые быстро были развеяны белорусскими властями.
О том, что работа над новой Конституцией начинается, Александр Лукашенко заявил только в феврале, когда стало окончательно понятно, что попытка государственного переворота в стране провалилась, а его противники оказались либо за границей, либо за решёткой, либо в глубоком подполье. На проходившем в Минске Всебелорусском народном собрании (ВНС), президент сообщил, что в течение 2021 года проект новой Конституции будет разработан и вынесен на референдум. В этот раз речи о новых выборах не шло, а требованием главы государства было внесение таких положений в основной закон, по которым «ни один волос со сторонников нынешнего президента упасть не может».
В марте президент Белоруссии подписал указ о создании Конституционной комиссии в составе 36 человек, чем дал старт практической работе по изменению основного закона страны. Примечательно то, что в её состав вошли не только юристы, как, например, председатель Конституционного суда Пётр Миклашевич, но и люди, далекие от создания и трактовки законов. Кроме того, в неё попал и глава информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский, который всё ещё является подозреваемым в попытке организации массовых беспорядков, но после выхода из СИЗО КГБ активно участвует в общественно-политической жизни страны. Комиссия провела 11 крупных заседаний, изучила множество предложений с мест, которые собирались властями по всей стране на протяжении осени и в конечном счёте вышла со своими предложениями к президенту. Однако как в ходе работы, так и во время представления предложений главе государства стало понятно, что процесс разработки новой Конституции идёт крайне тяжело, а её новый вариант сама комиссия создать вряд ли сумеет. Неудивительно, что летом Лукашенко отверг 170 страниц «писанины», которые ему были представлены.
«Собирайтесь и попробуйте это до чтения на уровне президента привести в соответствие. А потом вместе со мной (я обещал это), мы сядем и пойдём по каждому разделу, по каждой статье. А потом вынесем на всенародное обсуждение — пусть люди ознакомятся. И не позже февраля мы проведём референдум», — сказал тогда он.
Подобная реакция Лукашенко на представленные ему предложения была вполне закономерной, так как комиссия долгое время не могла прийти к единому мнению относительно того, что должно быть в новой Конституции, чтобы она понравилась главе государства. По сути, её члены не могли самостоятельно решить, что менять, а от Лукашенко никаких особых поручений не следовало. На протяжении всей работы комиссии никакой конкретной информации о предложениях не было, и даже во время последнего заседания с участием главы государства 28 сентября полной чёткости по данному вопросу не возникло. Поэтому не случайно, что белорусский лидер решил больше не мучить членов комиссии и заявил, что теперь «дошлифовкой проекта Конституции займутся эксперты-юристы, которые в сжатые сроки устранят юридические противоречия». Предполагается, что проект основного закона будет подготовлен до конца года, после чего будет проведено общественное обсуждение — и только после этого пройдёт референдум в конце февраля.
В целом вариант представленных предложений по изменению Конституции Александра Лукашенко устроил, хотя у него и осталось множество вопросов и замечаний. Однако основной посыл белорусского лидера был услышан — никаких кардинальных перемен, которые могли бы допустить к власти его противников, в стране не будет. Более того, по имеющейся сегодня информации, по своей сути новая Конституция, если она будет принята, будет носить более жёсткий характер и только укрепит президентскую роль в стране, с одним небольшим, но важным исключением — главу государства будет проще отстранить от власти, используя механизм ВНС. Именно это, по мнению аналитиков, свидетельствует о том, что Лукашенко действительно задумался о транзите власти, но планирует сохранить у себя в руках полный контроль за управлением страной. При этом сам белорусский лидер всячески отрицает подобные утверждения, заявляя, что его нужно будет ещё «просить на коленях и благодарить» за то, если он согласится возглавить Всебелорусское народное собрание, хотя подобные заявления уже всё чаще стали раздаваться в его окружении.
Возможные изменения в Конституции Белоруссии выглядят следующим образом. На основе «мирового опыта» и «современных тенденций развития конституционного законодательства» предполагается изменить 53 статьи, создать 14 новых и ещё 3 исключить. По словам Петра Миклашевича, президентская форма правления сохранится, но функции ветвей власти будут перераспределены. Одновременно Всебелорусское народное собрание получит конституционный статус «высшего представительного органа народовластия» с правом отстранения президента от власти. Кто будет входить в состав ВНС, какие будут полномочия у данного органа и как они будут соотноситься с работой белорусского парламента, сегодня всё ещё не ясно. Однако известно, что изменения предполагают пожизненное членство в ВНС президента Белоруссии.
Кроме того, никаких изменений в плане партийной или избирательной систем в Конституции пока не предусматривается, хотя в конце 2020 года об этом заявлялось открыто, и в стране даже началась работа по созданию новых партий. Единственным нововведением станет единый день голосования, а работа парламента продлится на один год — с 4 до 5 лет. В остальном политическая система государства сохранит свою прежнюю форму. При этом в основной закон будет внесено множество различных косметических поправок, которые, по сути, лишь узаконят сложившуюся на сегодня ситуацию.
В частности, речь идёт о том, чтобы дополнить преамбулу Конституции словами о новых ценностных установках — «сохранение национальной самобытности и суверенитета». Устанавливается обязанность государства «обеспечить сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа при защите Отечества в годы Великой Отечественной войны» и подтверждается приверженность прежней социальной политике. В качестве конституционного долга граждан закрепляется «проявление патриотизма, гражданской активности, сохранение исторической памяти». Дополнительно прописывается пункт о том, что брак — это союз мужчины и женщины, а смертная казнь сохраняется. Эти два положения выглядят как настоящий вызов Западу, особенно на фоне того, что вопрос о смертной казни является одним из краеугольных в выстраивании отношений Белоруссии с Евросоюзом. Ещё зимой предполагалось, что высшую меру наказания в стране упразднят, однако Лукашенко высказался против этого и вопрос отложили на неопределённый срок, вплоть до проведения отдельного референдума.
Действительно серьёзными изменениями в Конституции могут стать лишь те статьи, которые касаются внешней политики и статуса главы государства. В первом случае речь идёт о закреплении положения, исключающего возможность военной агрессии с территории республики в отношении других государств, а также отказ от стремления к нейтралитету. Во-втором — перераспределение полномочий и ограничение сроков нахождения у власти одного человека, которое было изъято из Конституции после референдума 2004 года. Предполагается, что теперь президентом Белоруссии может стать гражданин республики не моложе 40 лет, не имеющий иностранного гражданства и постоянно проживающий в стране не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Одно и то же лицо не может быть главой государства более 2 раз, президент больше не будет иметь права отменять акты правительства и издавать декреты, а часть его полномочий будет отдана правительству, парламенту и местным органам управления. В то же время сегодня неизвестно, какие именно полномочия будут переданы и насколько кардинально это поменяет роль главы государства в управлении.
По мнению ряда аналитиков, никаких глобальных изменений в случае завершения конституционной реформы в Белоруссии ждать не стоит. Республика не только останется в рамках прежней модели управления, но в ней могут появиться дополнительные механизмы, которые не допустят к власти никого из нынешних или будущих противников Лукашенко. Это, по сути, являлось главным требованием белорусского лидера, и на это были направлены все последние законодательные инициативы, претворённые в жизнь в стране после августа 2020 года.
Запрет «финансирования расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями и иностранными гражданами» и прочие механизмы, которые, вполне вероятно, будут прописаны в новом варианте Основного Закона Белоруссии, полностью закроют путь во власть тем, кто не находится в её структуре сегодня. Вполне вероятно, что предполагаемый сегодня вариант новой Конституции вызовет очередную волну негодования белорусской оппозиции, которая постарается снова дестабилизировать обстановку в стране.
Лукашенко назвал главные изменения в Конституции Белоруссии
Белорусам необходимо объяснить конкретные нововведения в Конституцию, чтобы как можно больше людей приняли участие во всенародном референдуме. С таким призывом выступил президент Белоруссии Александр Лукашенко на совместном заседании Конституционной комиссии и рабочей группы по доработке проекта Конституции, передает БЕЛТА.
Материалы по теме
«Молодежь нацелена в Европу»
Год назад белорусы решили устроить революцию.
По его словам, согласно результатам проведенного социологического опроса, 50-60 процентов населения готовы прийти на референдум и поддержать проект Конституции. Белорусский лидер указал, что на референдум граждане должны прийти с четким пониманием сути всех нововведений и необходимости их принятия.
Политик также назвал главные изменения в Конституции. Он указал, что основной акцент в документе проекта закона был сделан на укрепление института народовластия, а именно закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания (ВНС). «ВНС — это наше вече. Считаю, что данный институт народовластия соответствует вековому национальному укладу жизни белорусов», — заключил Лукашенко.
На фоне протестов, охвативших Белоруссию после президентских выборов 9 августа 2020 года, Лукашенко заявил о необходимости внесения изменений в Конституцию и перераспределении властных полномочий. В марте 2021 года он созвал специальную конституционную комиссию из 36 человек и заявил, что она займется рассмотрением гражданских инициатив к новому проекту. Референдум запланирован на декабрь.
Вместе с тем белорусская оппозиция разработала собственный проект Конституции. Он предполагает переход государства от президентской формы правления к парламентской, а также существенное расширение гражданских прав.
Транзит власти по-белорусски. Что готовят белорусам поправки к Конституции
Указ о создании конституционной комиссии из 36 человек президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал ещё 16 марта.
Теперь проект выложен для обсуждения. Знаково то, что первым опубликовал поправки легальный оппозиционер и член конституционной комиссии Юрий Воскресенский. Не стоит сомневаться, что публикация была согласована с первым лицом, а значит, в аутентичность можно верить. Поправки могут вынести на референдум в начале 2022 года.
Альфа и омега
В основе проекта обновленной Конституции — субъектность президента Белоруссии. Срок пребывания в должности и ряд важных полномочий. На втором месте выборы. Сюда входят вопросы финансирования избирательного процесса и работа ЦИК. На третьем месте по важности — Всебелорусское народное собрание (ВНС). Ранее существовавшее, теперь получившее статус госоргана. Китайский опыт? О проекте новой Конституции Белоруссии
Важно понимать, что Конституционная комиссия готовила не новую Конституцию, а именно поправки, которые являются ответом на вызовы 2020 года. О главе государства сказано, что он остается центральной, а не церемониальной фигурой — «обеспечивает единство и консолидацию белорусского народа».
Раньше такого не было.
Это может быть декларация, а может и что-то наподобие «конституционного монарха», если искать хоть какое-то соответствие в свете теперешних, вполне царских полномочий президента РБ. Важный ответ на самый главный вызов 2020 года: условная «Тихановская» и ей подобная «молодежь с хорошими лицами» мутить народ, выдвигаясь в президенты Белоруссии, больше не смогут.
Возрастной ценз кандидата поднят с 35 до 40 лет. Светлане в прошлом году было 38. Меняется и ценз оседлости. Сейчас для выдвижения нужно родиться в Белоруссии и постоянно жить в стране «не менее десяти лет непосредственно перед выборами». Теперь — не менее двадцати и никакого двойного гражданства, даже вида на жительство в другой стране.
Исключено и возвращение из эмиграции ради президентского поста. Это отсекает всех нынешних политэмигрантов от второго шанса.
Президентство в обновленной Конституции строго ограничено двумя сроками по пять лет. После принятия поправок в Конституцию станут частью истории знаменитые и уникальные «Декреты Лукашенко». Законы прямого действия, вводимые без обсуждения с кем бы то ни было.
И еще кое-что, не похожее на то, что теперь: назначения на многие должности президент предварительно согласует с верхней палатой парламента. Но назначать премьер-министра эта схема не мешает. В формировании правительства будет первичен премьер. Глава государства утверждает правительство по его предложениям. Украина ужесточит требования для въезда из России и Белоруссии
Вводится новый для Белоруссии институт «омбудсмена» — уполномоченного по правам человека. Назначается президентом, с согласия Совета Республики.
Белорусский омбудсмен — кто он?
Уполномоченный по правам человека в новом варианте Конституции, как считают эксперты по Белоруссии, наверняка инициатива бывшего генерального прокурора, экс-главы Конституционного суда Григория Василевича. Он несколько лет назад начал лоббировать введение такой должности, разработал под неё законопроект и, видимо, не против сам стать таким уполномоченным, вернувшись в большую политику с университетской кафедры, где сейчас преподаёт. Омбудсмену отводят один срок пребывания в должности, равный пяти годам.
Читая поправки, ничего более конкретного про эту новую фигуру сказать нельзя — подробно о нем ничего не прописано, не расписаны его функции и полномочия. Из того, что есть: белорусский омбудсмен раз в год делает доклад для президента и парламента. Нужно сказать, что такой чиновник давно есть не только в России, но и на Украине. К этой должности в странах-соседях давно привыкли и даже успели наплодить клонов. К примеру, в РФ это отдельные уполномоченные для бизнеса и по правам ребёнка, например. В Белоруссии ничего такого не держали — за абсолютно логичной неуместностью и потому, что «лишний рот» в и так не особо богатом государстве. Правда, были общественники-правозащитники, но только и исключительно на общественных началах.
Глас народа
ВНС — это не «съезд КПСС», даже не «съезд народных депутатов». Лукашенко от БССР сохранил пятилетние планы. И вот раз в пять лет в Минске по зову президента собирались представители власти, ответственные за выполнение этих планов. В большинстве — госчиновники. И было это похоже на большую «летучку», где после политинформации президента следовала строго конкретика по работе «вертикали» и «горизонтали» власти. Ни законов не принимали, ни «уставов партии» — сугубо рабочее совещание.
Теперь «Всебелорусское народное собрание» будет состоять «из всех депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, представителей местных органов самоуправления из всех регионов страны», — говорится в проекте. Такой большой коллегиальный орган вряд ли сможет продуцировать «инициативу снизу» и скорее всего будет мало чем отличаться от того ВНС, которое теперь. Церемониальная функция формализации уже принятых решений и пятилетние планы.
Замечена попытка сделать ВНС, в случае волнений, дискуссионной площадкой и третейским судом, в том числе в вопросе легитимности выборов. Но это на практике невозможно, особенно если вспомнить, как «Съезд народных депутатов» буквально растерзал СССР изнутри, когда чем-то таким пытался заниматься.
То, что нельзя называть
Появился в поправках к Конституции и импичмент президенту. Теоретически он есть и сейчас, определенный Конституцией и Законом о президенте. Речь о добровольной отставке, досрочном освобождении (болезнь), наконец, о смещении с должности.
Последнее возможно в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Республики, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Теперь же импичмент президенту объявляет большинство от полного состава ВНС по предложению не менее половины от полного состава каждой из палат Национального собрания. Президент будет считаться смещённым с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Всебелорусского народного собрания.
И вот подозрительная странность. До сих пор исключительно гипотетически импичмент мог объявить парламент. Теперь это очень опасное право передают очень плохо управляемой коллегии, постоянным органом которой является Президиум. Еще одна странность: периодичность созыва ВНС чётко не прописана. Будет ли созывать президент или группа из не менее чем 150 000 (сто пятьдесят тысяч) избирателей? Последнее гипотетически возможно, практически нет.
Порядок превыше всего
Ранее не было определено, что именно считается беспорядками. Теперь это конкретизировано. Беспорядками будут считаться попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, межнациональные и межконфессиональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающими непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан. Берут пример с РФ: в конституцию Белоруссии внесут поправки о браке
Новый закон устанавливает перечень чрезвычайных мер и временных ограничений. Данная норма разработана исключительно с учетом опыта 2020 года. Приостановление выпуска и распространения продукции СМИ (включая иностранные), установление особого порядка аккредитации журналистов, ограничение доступа к интернет-ресурсам и сетевым изданиям. Уточняются и дополняются полномочия коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, расширяется круг силовых органов, привлекаемых к обеспечению режима чрезвычайного положения, за счет включения в их число военизированных организаций.
Последние — МЧС, Следком, Госкомитет судэкспертиз, Департамент финансовых расследований.
Роль армии прописана в законе «О Вооруженных силах Республики Беларусь»: борьба с терроризмом, охрана общественной безопасности, пресечение массовых беспорядков, обеспечение безопасности охраняемых лиц и охраняемых объектов. Наряду с этим в законы «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» имплементируются нормы Декрета президента № 2 от 9 мая 2021 года «О защите суверенитета и конституционного строя».
Послесловие
Функции президента по-прежнему огромны, плюс контроль над назначениями членов ЦИК, правительства, Конституционного суда. Несколько ослаблен контроль президента над местными властями. Парламент больше не может объявить импичмент президенту. Теперь это прерогатива плохо управляемого ВНС.
Для чего эта норма? А для того, что постоянным органом ВНС будет эффективная немногочисленная коллегия — Президиум. И вот здесь возможно увидеть будущий «транзит по-белорусски». Лукашенко может больше не выдвигаться в президенты, а спокойно контролировать этот пост с должности председателя президиума ВНС. Но это не точно.